Какие игрушки не развивают фантазию детей

Обновлено: 27.04.2024

Игрушки — это неотъемлемые атрибуты детства, они воспитывают, обучают, стимулируют формирование психики. Но все ли они так полезны? Или есть и такие, которые мешают малышам развиваться правильно?

ADME узнал, что по этому поводу думают международные исследователи, и подготовил список тех игрушек, которые скорее вредят, чем приносят пользу.

1. Развивающие

Зачастую они не способствуют, а даже препятствуют раннему формированию личности ребенка. Дело в том, что настоящее развитие заключается для малыша в том, чтобы он сам что-то придумывал, узнавал и создавал, а наборы, где прописан готовый формат обучения какому-то навыку, не всегда идут на пользу детскому творчеству и инициативности.

Кроме того, простые традиционные игрушки уже являются тренировкой для ума. Они учат координации движений, которая необходима для обучения языку, основам логики, геометрии и социальным навыкам.

2. Для мальчиков и для девочек

Исследователи разделили игрушки на 2 категории: нарочито мальчишеские (солдатики, оружие) и девчачьи (куклы, похожие на взрослых, с макияжем и украшениями) и пришли к выводу, что все они не слишком благоприятны для развития. Гораздо лучше себя зарекомендовали те, что делают упор на творчество, движение и познавательные навыки.

Дети продемонстрировали воображение и артистизм в играх, которые ученые отнесли к умеренно мальчишеским или девчачьим: с младенцем, готовка, уборка, строительство, транспортные средства.

3. Говорящие пособия

Игрушки, которые позиционируются как обучающие языку с помощью проигрывания встроенных голосовых записей, не только не помогают развитию речи, но и мешают освоению этого навыка. Детям нужны люди, чтобы обучаться. Одно из исследований показало, что младенцы реагируют на взрослых, которые им что-то объясняют, но никак не воспринимают DVD-запись с этим же текстом. Поэтому классическое чтение сказок на ночь ничто не заменит.

Лучше любого говорящего пособия ребенка научит речи и коммуникации обычная игрушка. 23 года назад одного из плюшевых кроликов с фото подарили девочке, а второго спрятали в чулан. Она проводила с ним так много времени, что он изменился до неузнаваемости. Повзрослев, девушка хранит друга детства до сих пор.

Плюшевые животные, куклы, с которыми ребенок общается или придумывает для них монологи, помогают ему научится пользоваться языком, выражать эмоции и мысли с помощью слов.

4. Большое количество игрушек

Дети, у которых слишком много игрушек, легче отвлекаются и не наслаждаются процессом. Исследователи наблюдали за поведением малышей, которые играли с 4 предметами и с 16. Оказалось, что ребятишки проявляли больше креативности, когда у них было меньше разнообразия. Они возились с каждым объектом вдвое дольше, придумывая больше вариантов применения.

Авторы эксперимента пришли к выводу, что следует прятать большую часть игрушек и регулярно доставать небольшое их количество, чтобы побудить детей стать более творческими и улучшить их концентрацию и внимание.

5. Моторные

Грузовики, джипы, кабриолеты и велосипеды с мотором плохи тем, что они делают всю работу за ребенка. Малыш не крутит педали и не использует собственную координацию, а его тело почти не двигается. От этого могут быть проблемы с балансом, вестибулярным аппаратом и проприоцепцией.

Когда эти области неразвиты, то это может быть одной из причин эмоциональных проблем, беспокойства и плохого поведения. Лучше уделить внимание самокатам, велосипедам, качелям, мячам и скейтбордам.

Современные интерактивные игрушки блокируют креативное мышление детей, поэтому их должно быть не много, предпочтение надо отдавать традиционным куклам и солдатикам, которые позволяют в каждом конкретном возрасте развивать у ребенка фантазию и способность что-то сделать самостоятельно.

Интерактивные игрушки блокируют креатив

"Ситуация на рынке современных игрушек довольно сложная : с одной стороны, их огромное количество, а с другой стороны, выбрать хорошую игрушку очень непросто", - считает заведующая лабораторией психологии детей дошкольного возраста института Российской академии образования, профессор Елена Смирнова.

"Хорошей я называю ту игрушку, с которой удобно играть, которая развивает у ребенка игровую деятельность. Как известно, игра — это самый важный и полезный вид деятельности для ребенка", — отметила она.

Чтобы играть с игрушкой, она не должна быть наделена собственной активностью. Она не должна кричать, петь, махать руками, сосать и издавать какие-то собственные звуки. А современная игрушечная промышленность идет как раз в направлении технологизации. Эти игрушки бессмысленны для игры. Они сводят игру к примитивному нажимаю кнопок, к восприятию активности самой игрушки.

Такого же мнения ведущий эксперт Московского городского центра психолого-педагогической экспертизы игрушек при МГППУ (Московском городском психолого-педагогическом университете, лауреат премии Грант Москвы, педагог — психолог высшей категории Елена Абдулаева.

"Родители часто ценят яркость, броскость игрушки, а потом очень разочарованы, когда она валяется, и ребенок выпрашивает новую. Все дело в скуке. Засилье интерактивных игрушек, которое сейчас есть, крайне неполезная вещь", — добавила она.

Говорящие интерактивные игрушки, во-первых, заменяют ребенку воображение, в то время как он может сам наделить куклу или зверя определенным тоном, интонацией, словами. Во-вторых, они вытесняют и подменяют настоящее общение.

Кроме того, сейчас появилось огромное количество "страшных игрушек", которые никак не ассоциируются у ребенка ни с образом человека, ни с образом обычного животного.

"Постоянное искажение образа человека — это современная тенденция культуры не только в игрушках, но и в фильмах и даже в учебниках. Сейчас стало модно снимать фильмы о привидениях, вурдалаках, инопланетянах, вампирах", — сказала педагог.

"Кроме того, сейчас продаются игрушечное сердце, печень, много конструкторов, где нужно собрать человека из его внутренних органов. Для маленьких детей расчленение человеческого тела — это не предмет игры. И когда ребенок собирает, а потом разбирает человека — это ведет к разрушению его представлений о целостности самого человека, как будто его органы живут самостоятельной жизнью", — добавила профессор.

Место для фантазии

Полезные игрушки — это традиционные игрушки, в которые дети играли испокон века. Обычные куклы, мягкие игрушки, детские столовые приборы, солдатики, машинки. Потому что игра — это создание воображаемого пространства, мира и игрушка не должна ребенку в этом препятствовать.

Дети плохо играют в готовых домиках, поскольку это пространство неизменно и не предполагает подстраивания под нынешние нужды ребенка, оно быстро теряет новизну и ценность.

Ребенку нужны специальные предметы для конструирования "своего" пространства. Это могут быть ширмы, доски, подушки, покрывала.

В Англии, например, есть специальные магазины, где продаются "бросовые" материалы как предметы творческой игры и конструирования.

Если хотим, чтобы у ребенка развивалось воображение, у него должно быть мало игрушек, но для многих вариаций игры.

Дети, которые живут среди избытка однообразных игрушек, страдают от этого. Они все время неудовлетворенные, хотя у них, казалось бы, все желаемое есть. От того, что ребенок не может формировать творческий потенциал, умственные и волевые способности в свободной игре, он все время вял и недоволен.

Сейчас игрушка перестала быть элементом игры, а стала свидетельством достоинства и элементом его имущества. Игрушки сейчас покупают не для того, чтобы играть, а для того, чтобы похвастаться. Детство охвачено этой рыночной стихией, у ребенка все больше и больше игрушек, в которые он не играет, которые просто лежат в его комнате как его имущество.

Елена Смирнова считает, что сейчас родители откупаются количеством игрушек из-за недостаточного внимания. "По нашим подсчетам у ребенка в среднем в комнате более 200 игрушек. Реально использует он в игре порядка 5-6% от того добра, что у него есть", — пояснила она.

Если у ребенка есть любимые игрушки, то их ему достаточно.

Помощь взрослых не заканчивается предоставлением правильных игрушек. Важно дать игрушке жизнь, то есть ввести ее в игру, тогда ребенок с удовольствием подхватит это. Когда у ребенка получается что-то сделать самому, у него появляется блеск и радость в глазах.

Консультация «Какие игрушки необходимы детям» Развитие эмоционального мира ребёнка невозможно без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир.

Консультация для родителей «Какие игрушки необходимы детям» Консультации для родителей «Какие игрушки необходимы детям» Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно.

Консультация для родителей «Как развить фантазию ребенка» Мир детской фантазии многообразен и бесконечен. Именно из мечтателей, к примеру, о розовых слонах, которые защищают их от всяких чудищ и.

Консультация «Какие игрушки необходимы детям» Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий.

Консультация «Какие игрушки нужны детям» Какие игрушки нужны детям дошкольного возраста? Развитие богатого эмоционально мира ребенка немыслимо без существования в нем игрушек. Именно.

Методические рекомендации для родителей «Какие игрушки нужны вашим детям» Игра детей неотделима от игрушек. Самостоятельная игра ребенка во многом зависит от того, как взрослые организуют подбор игрушек и их расположение,.

Памятка для родителей «Какие игрушки нравятся дошкольникам?» «Какие игрушки нравятся дошкольникам?» Цель: • Дать родителям знания о значении игрушки, ее роли в игре ребенка; • Вооружить знаниями о.

План-конспект консультации для родителей «Какие игрушки нужны детям старшего дошкольного возраста» Цель: Познакомить родителей с разевающими игрушками для детей старшего дошкольного возраста. План: 1. Познакомить с общей информацией об.

Рекомендации для родителей «Какие игрушки должны быть в детской» Самая любимая игрушка должна быть у каждого ребенка, но бывает и так, что ребенок не играет в игрушки. Почему так происходит? Давайте разбираться.

Консультация для родителей «Какие игрушки необходимы ребенку раннего возраста» Статья на тему: «Какие игрушки необходимо ребенку раннего возраста» Приобретение игрушек для малыша - одна из приятных и вместе с тем.

Современные интерактивные игрушки блокируют креативное мышление детей, поэтому их должно быть не много, предпочтение надо отдавать традиционным куклам и солдатикам, которые позволяют в каждом конкретном возрасте развивать у ребенка фантазию и способность что-то сделать самостоятельно.

Интерактивные игрушки блокируют креатив

"Ситуация на рынке современных игрушек довольно сложная: с одной стороны, их огромное количество, а с другой стороны, выбрать хорошую игрушку очень непросто", - считает заведующая лабораторией психологии детей дошкольного возраста института Российской академии образования, профессор Елена Смирнова. "Хорошей я называю ту игрушку, с которой удобно играть, которая развивает у ребенка игровую деятельность. Как известно, игра — это самый важный и полезный вид деятельности для ребенка", — отметила она.

Чтобы играть с игрушкой, она не должна быть наделена собственной активностью.

Она не должна кричать, петь, махать руками, сосать и издавать какие-то собственные звуки. А современная игрушечная промышленность идет как раз в направлении технологизации. Эти игрушки бессмысленны для игры. Они сводят игру к примитивному нажимаю кнопок, к восприятию активности самой игрушки.

Такого же мнения ведущий эксперт Московского городского центра психолого-педагогической экспертизы игрушек при МГППУ (Московском городском психолого-педагогическом университете, лауреат премии Грант Москвы, педагог — психолог высшей категории Елена Абдулаева. "Родители часто ценят яркость, броскость игрушки, а потом очень разочарованы, когда она валяется, и ребенок выпрашивает новую. Все дело в скуке. Засилье интерактивных игрушек, которое сейчас есть, крайне неполезная вещь", — добавила она.

Говорящие интерактивные игрушки, во-первых, заменяют

ребенку воображение, в то время как он может сам наделить куклу или зверя определенным тоном, интонацией, словами. Во-вторых, они вытесняют и подменяют настоящее общение. Кроме того, сейчас появилось огромное количество "страшных игрушек", которые никак не ассоциируются у ребенка ни с образом человека, ни с образом обычного животного.

Место для фантазии

Полезные игрушки — это традиционные игрушки, в которые дети играли испокон века. Обычные куклы, мягкие игрушки, детские столовые приборы, солдатики, машинки. Потому что игра — это создание воображаемого пространства, мира и игрушка не должна ребенку в этом препятствовать.

Дети плохо играют в готовых домиках, поскольку это пространство неизменно и не предполагает подстраивания под нынешние нужды ребенка, оно быстро теряет новизну и ценность. Ребенку нужны специальные предметы для конструирования "своего" пространства. Это могут быть ширмы, доски, подушки, покрывала.

Если хотим, чтобы у ребенка развивалось воображение, у него должно быть мало игрушек, но для многих вариаций игры.

Дети, которые живут среди избытка однообразных игрушек, страдают от этого. Они все время неудовлетворенные, хотя у них, казалось бы, все желаемое есть. От того, что ребенок не может формировать творческий потенциал, умственные и волевые способности в свободной игре, он все время вял и недоволен.

Сейчас игрушка перестала быть элементом игры, а стала свидетельством достоинства и элементом его имущества. Игрушки сейчас покупают не для того, чтобы играть, а для того, чтобы похвастаться. Детство охвачено этой рыночной стихией, у ребенка все больше и больше игрушек, в которые он не играет, которые просто лежат в его комнате как его имущество.

Если у ребенка есть любимые игрушки, то их ему достаточно.

Помощь взрослых не заканчивается предоставлением правильных игрушек. Важно дать игрушке жизнь, то есть ввести ее в игру, тогда ребенок с удовольствием подхватит это.

Когда у ребенка получается что-то сделать самому, у него появляется блеск и радость в глазах.

Консультация для родителей «Вязанные игрушки»

Консультация для родителей «Вязанные игрушки» Оранжевым было лето, А розовой станет осень. Зима будет в зелень одета, Нежнейшую,будто озимь. Вы скажете,так не бывает? Готова не согласиться.

Консультация для родителей «Игра и игрушки» Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий.

«Какие игрушки нужны детям» Консультация для родителей

«Какие игрушки нужны детям» Консультация для родителей Высказывания родителей: «Покупаем то, что просит ребенок»; «Покупаем игры, которые развивают ребенка»; «Покупаем яркие, красивые игрушки»;.

Консультация для родителей «Какие игрушки нужны для детей 2–3 лет» Материал подготовила воспитатель ГБДОУ детский сад №3 Приморского района г. Санкт- Петербурга. Для развития самостоятельной игры детей третьего.

Консультация для родителей «Какие игрушки покупать детям» Сейчас очень большой выбор разнообразных игрушек. Родители часто затрудняются в выборе подходящих игр. Поэтому, не задумываясь, берут все,.

Консультация для родителей «Какие мы мамы?» Хочу с вами поделиться интересным материалом. Мне кажется, что это не все мамочки знают, поэтому можно провести консультацию для них. КОНСУЛЬТАЦИЯ.

Консультация для родителей «Какие они, детские страхи?» Многие родители задают себе вопрос: «Почему у моего ребенка появились страхи?» Но причинами таких страхов могут быть и наличие страхов родителей.

Консультация для родителей «Убери игрушки»

Консультация для родителей «Убери игрушки» Вопрос приучения ребенка к порядку, наверняка, возникает в каждой семье. В первую очередь пример аккуратности должны показывать сами родители,.

Современные условия образования диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Поэтому перед дошкольными учреждения встает важная задача развитие творческого потенциала подрастающего поколения.

Проблема развития творческого воображения актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой творческой деятельности ребенка, его поведения в целом.

В своем выступлении перед Федеральным собранием 2015 года В. В. Путин отметил о необходимости развитии творческого потенциала детей. Он говорил, что нужно развивать систему технического и художественного творчества, открывать кружки, секции, летние спортивные лагеря, специальные познавательные туристические маршруты для детей. Все это должно быть доступно каждому ребенку, вне зависимости от места жительства или материального положения семьи. Можно сделать вывод о том, что существует потребность в нашей стране в развитии творческих личностей.

Воображение, как любая психологическая функция ребенка, требует педагогической заботы, если мы хотим, чтобы оно развивалось. Обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений.

Наиболее успешно становление воображения происходит в игре, а также на занятиях рисованием, особенно, когда ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображением.

Воображение не может развернуться на пустом месте. Для того чтобы начать фантазировать, человек должен увидеть, услышать, получить впечатления и удержать их в памяти. В нашем обществе можно заметить большой поток различных детских мультфильмов, которые круглые сутки показывают по телевидению, большой выбор детских игрушек и кажется, что в нашем мире ребенок может как никогда лучше развиваться и быть более творческим и активным.

Результаты исследования творческого воображения показывают тенденцию снижения уровня творческого воображения детей. Если дети в исследованиях даже двух летней давности, например по методике О. М. Дьяченко, имели преимущественно средний уровень творческого воображения, встречалось достаточное количество испытуемых которые дорисовывали фигуры в интересные картинки, а некоторые даже в интересные и замысловатые сюжеты, то в исследовании в настоящее время дети в большинстве случаев только называют и закрашивают недорисованные фигуры, а некоторые не могут придумать даже название фигуры.

Современная игрушка помогает ребенку войти во взрослый мир, помогают осваивать его, приобщают к многовековой культуре, сложившейся в мировой истории. Игрушка формирует в ребёнке универсальные, этнические и индивидуальные черты его психического развития умственной деятельности ребёнка. Игрушки способствуют развитию восприятия предметов, их цвета, формы, величины. Особое место в настоящее время занимают игрушки, направленные на развитие познавательной сферы детей, коммуникативных, конструктивных, творческих способностей, которые стимулируют и упражняют различные виды мышления, памяти, речи, воображения. Поэтому необходим тщательный отбор игрушек ведь существуют и активно внедряются в детскую жизнь игрушки вредные-милитаристского, садистического низменного облика и содержания, ведущие к искажению гуманистических начал формирующейся личности, направляющие её к насилию, искажению нравственных и эстетических ценностей, ограничению потенций развития. Игрушки отображающие орудия насилия, жестокости, оружие, стимулирующие агрессивное, разрушительное поведение, травмируют психику дошкольника. Они формируют у детей искажённые представления об окружающем мире, о нравственности, подрывают гуманные начала формирующейся личности.

Давайте вспомним, какие игрушки были раньше. Во-первых был ограниченный выбор игрушек, дети сами себе придумывали игрушки, шили, конструировали из подручных средств или воображали, что тот или иной предмет является каким либо объектом нужный ребенку. Во-вторых когда игрушки начали появляться на прилавках магазинов они были не «перегружены», то есть не было никаких лишних деталей, куклы игрушки были максимально приближены к реальным, представление детей не искажалось о идеалах красоты. Думаю, что многие заметили какие игрушки продают в магазинах : куклы зомби, вампиры, куклы с большими головами, синим цвета лица, красными глазами, с рожками, не естественным цветом волос, с нестандартными пропорциями тела, куклы в гробах и так далее. Не вольно начинаешь переживать за психику будущего поколения. Ведь эти игрушки являются кумирами многих детей, они требуют с родителей купить им именно такую современную игрушку за невероятную цену. И родители это делают, не замечая, как сами своими руками нарушают слабую психику ребенка, а потом не понимают почему дети становятся агрессивными, тревожными.

Как мы уже отмечали выше, творческое воображение лучше всего развивается когда ребенок начинает «сочинять» и «воображать», то есть когда действует сам, но с развитием игрушек ребенку больше не приходится придумывать из чего можно сделать, например, диванчик, так как уже есть готовый, им не приходится самим изготовлять куколок, потому что родители могут купить ему любую, какую только захочет ребенок. Таким образом, у ребенка не возникает потребности в том, что бы что то придумывать, так можно предположить, что это является одной из причин снижения уровня развития творческого воображения у детей.

Положительное влияние дидактических игр на развитие детей младшего дошкольного возраста

Положительное влияние дидактических игр на развитие детей младшего дошкольного возраста Мир входит в жизнь детей постепенно. Интерес к познанию реального мира становится значимым для ребенка с 3-4 летнего возраста. Удовлетворить.

Фантазия — двигатель прогресса, или Развитие воображения у детей дошкольного возраста Воображение- способность человека придумать что-то новое на основе своего прошлого опыта. В детском возрасте чаще всего проявляется как.

Конспект родительского собрания в старшей группе «Влияние компьютера на развитие ребенка дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе «Влияние компьютера на развитие ребенка дошкольного возраста» Цель: донести до сознания родителей.

Консультация для родителей «Влияние игр с песком на развитие детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Влияние игр с песком на развитие детей дошкольного возраста» 11 июня день песочных построек на МААМ. Игры с песком относятся к любимым играм малышей. Они учат ребенка:- ориентироваться в окружающей.

Консультация «Развитие творческого воображения в театрализованной деятельности»

Консультация «Развитие творческого воображения в театрализованной деятельности» Человек формируется как личность и субъект деятельности в процессе социализации. Под социализацией понимается процесс усвоения индивидом.

Отчет по самообразованию «Развитие творческого воображения через нетрадиционные техники рисования»

Отчет по самообразованию «Развитие творческого воображения через нетрадиционные техники рисования» Отчет по самообразованию " Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста через нетрадмционные техники рисования".

Открытое заседание МО воспитателей «Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста в современных условиях»

Открытое заседание МО воспитателей «Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста в современных условиях» Задачи: способствовать развитию сотрудничества педагогов ДОО; расширить знания педагогов по вопросам организации игровой деятельности; поддержка.

Игрушки. Архив

Интерактивные игрушки блокируют креатив

Ситуация на рынке современных игрушек довольно сложная: с одной стороны, их огромное количество, с другой - выбрать хорошую игрушку очень непросто, считает заведующая лабораторией психологии детей дошкольного возраста Психологического института Российской академии образования, профессор Елена Смирнова.

"Хорошей я называю ту игрушку, с которой удобно играть, которая развивает у ребенка игровую деятельность. Как известно, игра - это самый важный и полезный вид деятельности для ребенка", - отметила она.

Как считает Смирнова, игрушка не должна быть наделена собственной активностью. "Она не должна кричать, петь, махать руками, (…) издавать какие-то собственные звуки. А современная игрушечная промышленность идет как раз в направлении технологизации. Эти игрушки бессмысленны для игры. Они сводят игру к примитивному нажимаю кнопок, к восприятию активности самой игрушки", - сказала профессор.

Такого же мнения придерживается и ведущий эксперт Московского городского центра психолого-педагогической экспертизы игрушек при МГППУ (Московском городском психолого-педагогическом университете), лауреат премии Грант Москвы, педагог - психолог высшей категории Елена Абдулаева. "Родители часто ценят яркость, броскость игрушки, а потом очень разочарованы, когда она валяется, и ребенок выпрашивает новую. Все дело в скуке. Засилье интерактивных игрушек, которое сейчас есть, крайне неполезная вещь", - добавила она.

Говорящие интерактивные игрушки, во-первых, заменяют ребенку воображение, в то время как он может сам наделить куклу или зверя определенным тоном, интонацией, словами. "Во-вторых, они вытесняют и подменяют настоящее общение", - сказала Абдулаева.

Если родители все время покупают ребенку готовые, слишком детализированные игрушки, где не требуется дофантазировать, додумать, доделать, то блокируется важная способность ребенка - способность представлять, которая должна развиваться именно в дошкольный период, отметила педагог-психолог. "Те креативные люди, которые сейчас очень ценятся во взрослой жизни, они как раз вырастают из игрового "детского креатива", - добавила она.

Кроме того, сейчас появилось огромное количество "страшных игрушек", которые никак не ассоциируются у ребенка ни с образом человека, ни с образом обычного животного, отметила Смирнова.

"Постоянное искажение образа человека - это современная тенденция культуры не только в игрушках, но и в фильмах и даже в учебниках. Сейчас стало модно снимать фильмы о привидениях, вурдалаках, инопланетянах, вампирах", - сказала педагог.

"Кроме того, сейчас продаются игрушечное сердце, печень, много конструкторов, где нужно собрать человека из его внутренних органов. Для маленьких детей расчленение человеческого тела - это не предмет игры. И когда ребенок собирает, а потом разбирает человека - это ведет к разрушению его представлений о целостности самого человека, как будто его органы живут самостоятельной жизнью", - добавила профессор.

Место для фантазии

Полезные игрушки - это традиционные игрушки, в которые дети играли испокон века.

"Обычные куклы, мягкие игрушки, детские столовые приборы, солдатики, машинки. Потому что игра - это создание воображаемого пространства, мира и игрушка не должна ребенку в этом препятствовать", - сказала Смирнова.

Дети плохо играют в готовых домиках, поскольку это пространство неизменно и не предполагает подстраивания под нынешние нужды ребенка, оно быстро теряет новизну и ценность, считает Абдулаева. "Ребенку нужны специальные предметы для конструирования "своего" пространства. Это могут быть ширмы, доски, подушки, покрывала", - добавила она.

В Англии, например, есть специальные магазины, где продаются "бросовые" материалы как предметы творческой игры и конструирования, отметила Абдулаева.

Если хотим, чтобы у ребенка развивалось воображение, у него должно быть мало игрушек, но для многих вариаций игры, считает она. "Дети, которые живут среди избытка однообразных игрушек, страдают от этого. Они все время неудовлетворенные, хотя у них, казалось бы, все желаемое есть. От того, что ребенок не может формировать творческий потенциал, умственные и волевые способности в свободной игре, он все время вял и недоволен", - сказала Абдулаева.

Сейчас игрушка перестала быть элементом игры, а стала свидетельством достоинства и элементом его имущества, отметила Смирнова. "Игрушки сейчас покупают не для того, чтобы играть, а для того, чтобы похвастаться. Детство охвачено этой рыночной стихией, у ребенка все больше и больше игрушек, в которые он не играет, которые просто лежат в его комнате как его имущество", - сказала она.

Смирнова считает, что сейчас родители откупаются количеством игрушек из-за недостаточного внимания. "И по нашим подсчетам у ребенка в среднем в комнате более 200 игрушек. Реально использует он в игре порядка 5-6% от того добра, что у него есть", - пояснила Смирнова.

Она считает, что если у ребенка есть любимые игрушки, то их ему достаточно. "Помощь взрослых не заканчивается предоставлением правильных игрушек. Важно дать игрушке жизнь, то есть ввести ее в игру, тогда ребенок с удовольствием подхватит это. Когда у ребенка получается что-то сделать самому, у него появляется блеск и радость в глазах", - заметила в заключение Абдулаева.

Читайте также: