Куклы и игрушки льва сморгона

Обновлено: 02.05.2024

Здравствуйте, друзья по увлечению! Я к вам снова с советской игрушкой) Это знаменитый Мальчик в красном берете. Год его рождения — 1960.

«Папа» мальчика — знаменитый скульптор, художник, мастер игрушки Лев Сморгон. Игрушками он занимался с 1955-го и до 1972 года. Работал в Ленинграде и сотрудничал и с Ленинградушкой, и с Охтинским Химкомбинатом, и с Промигрушкой.

Вот этот мой мальчик произведен на фабрике Охтален (Охтинский химкомбинат). Интересно, что Сморгон занимался и монументальной скульптурой, и вот такой «непрестижной» для художника работой, как детская игрушка.

И у него это здорово получалось! Игрушки Сморгона сейчас коллекционируют вовсю, и не только на постсоветском пространстве, а и за рубежом. И игрушки его очень недешевые.)

Я этого своего мальчика смогла купить потому, что у него куча дефектов: совсем, почти добела, выгорел берет, на берете есть заусеницы, ручки болтались на растянутой резинке и вообще ребенок выглядел каким-то несчастным)

Я опять сделала коллаж из фото «до» и «после» моего вмешательства. Сразу скажу: глазки я малышу стерла не нарочно.

Просто полиэтиленовые игрушки я всегда протираю спиртом и никогда ничего им от этого не делается. После спирта ополаскиваю водичкой, — и все, уже не боюсь подцепить от них какой-нибудь микроб))

А тут- только прикоснулась к глазам ваткой, и они поплыли. Краска просто в одночасье растеклась по всему лицу! Конечно, пришлось помыть и стереть то, что осталось, хотя там ничего и не осталось, только разводы…

Потом, как всегда, я сбрызнула праймером, а после росписи не автомобильным лаком, как обычно, а японским клиром (фото, если кому надо, я сделала).

Ох и зверь этот клир, скажу я вам! Дело в том, что я решила вернуть мальчику его побелевший красный берет. Сняла его, обработала праймером и губкой нанесла краску. А она пошла пятнами — где ярче краска, где светлее… Я это умудрилась не заметить и закрепила клиром.

Когда я поняла, что мне это не нравится, было поздно. Клир так закрепил краску, что ее не взял ни ацетон, ни ядреное средство для снятия акрила. Я яростно терла эту шляпу щеткой, но краска выстояла, только появились потертости, которые придали берету вид благородной старины)) Вот эти винтажные потертости и примирили меня с обновленным беретом)

Глазки я тоже нарисовала просто, как и полагается такой минималистичной кукле. Только постаралась сделать их не такими грустными, какими они были до меня. По-моему, с моей росписью пацан получился более жизнерадостным.

Но были еще болтающиеся руки. И отсутствие у меня такой как надо круглой резинки) Пришлось вытащить ее из одной руки и просто укоротить (резинку, не руку). Получилось нормально, ручки, по крайней мере, не болтаются))

Пожалуй, о мальчике все) Девочка-гимнастка, которая на двух фото рядом с ним — это для интриги) Это тоже дитя Сморгона с интересной историей, и тоже моя роспись, но о ней я расскажу в следующем топике.

И немножко еще о куклах Сморгона. Они интересны и актуальны до сих пор не просто так. У него есть книга, называется «Почему я не стал сапожником». Классное название, да?

В этой книге, конечно, очень много интересного, всего тут не расскажешь, но мне особенно понравилась концепция автора о том, какая должна быть игрушка. Так вот, Сморгон считает, что игрушка — это не просто предмет для детской игры, и это даже не только предмет для эстетического воспитания.

Он считает, что игрушка может и должна быть полноценным арт-объектом, который украшает квартиру, как статуэтка или картина. Это не означает, что ней нельзя играть. Но после игры ее вполне можно поставить на видное место, и она будет радовать не только ребенка, но и взрослого!

В таком подходе, думаю, и есть секрет популярности игрушек Сморгона. Я тоже поставила своих сморгончиков на комод, рядом с телевизором, и когда смотрю телек, без конца перевожу взгляд на них))

Ну, в общем, заговорилась я что-то, простите)) Представляю вам свою очередную находку — Мальчика в красном берете!

Почти всегда мастер по фарфору, обладает талантами в смежных областях. Наш сегодняшний герой, Лев Наумович Сморгон – фарфорист, мастер декоративно-прикладного искусства, живописец, скульптор по камню и бронзе и даже кукольник… Вот так много всего, и все на отлично!

Лев Сморгон родился в 1929 году в Детском Селе Ленинградской области (современный Пушкин). Во время войны, в 1941-44 годах был в эвакуации на Урале. В 1944 году поступил в Ленинградское архитектурно-художественное училище, которое впоследствии стало ЛВХПУ им. В.И.Мухиной. Учился на факультете декоративно-прикладной скульптуры до 1952 года

С 1954 года, Лев Наумович работал на Ленинградском опытном заводе "Фарфор", где создал десятки моделей фарфоровой скульптуры, выпускавшейся массовыми тиражами. Затем "фарфоровый" период в творчестве мастера сменился "игрушечным"

В 1955 году, Лев Сморгон начал занимался детской игрушкой. На фабрике "Ленигрушка" и "Охтинском химическом комбинате" по его моделям было выпущено массовыми тиражами несколько вариантов кукол : "Гимнастка" (1957 год), "Володька" ( 1967), "Антон" (1968 год), "Дядя Степа" (конец 60-х годов) и другие

Одна из самых известных игрушек художника Льва Сморгона - это мальчишка "Володька", знаменитая и теперь достаточно редкая коллекционная кукла. Прообразом игрушки послужил племянник художника. Сморгон создал новую систему креплений - на металлических крючках и резинках. По словам художник - "он делал кукол, а потом играл ими со своими детьми. И получал большое удовольствие от этого"

В 1970-1980-е годы художник много внимания уделял графической работе, занимался живописью и стеклом. С начала 1980-х годов, Сморгон увлекся гранитом

Лев Наумович так рассказывал о себе: "25 лет занимался стеклом, 10 лет - фарфором, 20 лет - детской игрушкой, 5 лет - ковкой стали, плюс к этому - рисование и живопись. Самые важные события, повлиявшие на мое становление: Фестиваль молодежи в Москве в 1957г., встреча с В.П. Волковым в 1968г., посещение Парижа в 1989 году"

Лев Сморгон участник многих художественных выставок в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве, Остенде, Праге, Пловдиве, Загребе, Стокгольме, Нью-Йорке, Осло и других городах

Произведения художника хранятся в собраниях Русского музея, Театрального музея, Музея кукол, Пермской государственной художественной галереи, Красноярской картинной галереи, Архангельской государственной галереи и других

К сожалению не нашла информации, что сейчас со Львом Наумовичем. Последние фото и интервью датированы октябрем 2019 года, когда мастер отмечал 90-летний юбилей. Тогда, не смотря на почтенный возраст, он был полон жизненных и творческих сил

ПыСы: Если среди читателей есть кукольники, пожалуйста оставьте комментарий о ценности и редкости работ Льва Сморгона

Понравилась статья?! Ставьте лайк и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ чтобы не пропустить новые публикации, они виды только подписчикам! Все самое интересное впереди

Одна из самых известных игрушек художника Льва Сморгона - это мальчишка Володька. Знаменитая коллекционная кукла, которая сейчас встречается нечасто и с каждым годом цена на эту куклу растет. Для Володьки художником использован необычный стилистический прием- пальчики не каждый по отдельности , а некоторые сформованы вместе. Это ребенок из советской детской литературы 1960 - х. Ему все интересно, он любит путешествия и он, конечно, немного шалун.

Прообразом Володьки послужил реальный мальчик с таким же именем - племянник художника.

У раннего, самого первого выпуска, Володьки клейма нет. Самый ранний вариант выпуска - начало 1960-х. По мэйку куклы можно определить раннюю роспись - яркие щечки, затонированы ушки. Таких ранних мальчишек называют ещё "Володька розовые ушки".

Крепление у Володьки полностью на металлических крючках и резинках. Пластик колкий, тяжелый, качественный. Такая кукла - украшение любой коллекции. Володька очень любим всеми кукольниками. Разве можно не любить такого милого озорного мальчугана?

Лев Сморгон: Скульптор — это кто? По моим представлениям — в первую очередь художник. Отняли у тебя мягкий материал, из которого можно что-то лепить, посадили на дачу, где камней тоже нет, — зато есть бумага и карандаш. Попались краски — значит, рисуешь красками. При этом твое внутреннее содержание никуда не делось. Человек все равно один и тот же. И вообще, я абсолютно уверен, что мы делаем одно художественное произведение в течение всей жизни — себя. Создаем самих себя, и не наше право оценивать, кого мы создали.

Лев Сморгон: . я как мастер стал просто не нужен. Пришли новые технологии: появился, например, такой станок, который нажатием пресса одновременно выпускал восемнадцать ног, рук или голов. А мои целлулоидные куклы делались малыми сериями, каждая отдельно, по форме-матрице. К тому же я все свои модели продумывал с расчетом на то, чтобы их сложно было исказить в процессе производства. А теперь целлулоид вообще не используется. Первые мои игрушки были из прессованных опилок — засыпался в них клей и получался мой «Володька». Две половины склеивались, полировались вручную. Сейчас так никто не работает. А людей, которые воспринимают игрушку как искусство, — их раз-два и обчелся.

Позже знаменитый Володька выпускался с клеймом Медведь (мишка) под левой ручкой куклы.

А самый поздний Володька был уже с таким клеймом дети.

Лев Сморгон: Я всегда очень хотел ручного труда. Готов был стать учеником сапожника, а самой лучшей профессией вообще считал профессию столяра. В послеблокадном Ленинграде требовались молодые ребята — учить-то кого-то надо, а детей не было, всех эвакуировали. И к нам в интернат на Урал прислали перечень специальностей от художника по металлу до живописца, на которые можно было поступить в «Муху» (Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица) , — кто хочет, всех возьмем. Я тут же откликнулся и попал в училище, которое тогда еще было средним специальным учебным заведением, а во время нашей учебы превратилось в вуз.

Лев Сморгон: Одного из моих сокурсников, Юрия Цыганова, отправили по распределению на Охтинский химкомбинат, который делал порох. Отходом этого производства был целлулоид — из него придумали делать куклы. Цыганов, назначенный главным художником, бросил клич: кому нужна работа? И я тут же откликнулся. Тоже все нужно было утверждать на худсовете, но после пары кукол там поняли, что мои работы хорошо раскупаются. И меня уже самого выбрали в этот худсовет. Тут уже я сам подтаскивал своих, научился строго запрещать — все как полагается. И дошло до ситуации, при которой что Сморгон скажет, то и будет.

Старые игрушки.
" Давно с лица исчезли все детские веснушки,
мы быстро повзрослели, и стали мы другими.
И только наши старые, забытые игрушки
хранят повадки детства с оттенком ностальгии. "

Читала топики о советских игрушках и вспоминала свои игрушки: куклы, звери, мячики…
Мама нам всегда покупала все 3-х экземплярах.Три сестры — три советские куклы и так далее…
Игрушки были разные, некоторые нравились, некоторые нет. Но вот увидела вот эту картинку в интернете и сразу же вспомнила и у нас такие олени были, но только оранжевого цвета.

Стала искать информацию и нашла вот эту статью.
( статья найдена в интернете)
«Скульпторы детям. Сморгон Л.Н.
Кому-то выгодно внушать постсоветскому поколению, что жизнь в СССР была блеклой и протекала на сером фоне пасмурных будней, что одежда людей была сплошь «немаркой», а игрушки были безликими и невзрачными.
Mне захотелось продемонстрировать несправедливость этих представлений, показав, какие выдающиеся художники работали над образами советской куклы и какие удивительные куклы были ими созданы. Куклы, разъехавшиеся по всему миру в частные коллекции.
«Советское — значит лучшее!» и «Все лучшее — детям!» — не пустые слова!
В СССР к детской игрушке не допускались случайные люди: лучшие мастера и профессиональные скульпторы творили чудеса для малышей.
Я покажу некоторые игрушки, созданные известным ленинградским скульптором, живописцем, графиком Львом Сморгоном, чей 85-летний юбилей город отметил в этом году.

Лев Наумович оставил в дар всем поколениям ленинградцев богатое художественное наследие, воспитывающее чувство прекрасного начиная с игрушек Охтинского Химического Комбината и ЛПО „Ленинградская Игрушка“, и продолжая популярнейшими среди коллекционеров и просто любителей фарфоровыми фигурками ЛФЗ, необыкновенным памятником Женщинам Блокады „Ангел Блокадного Неба“ и бесконечным разнообразием творческих работ.
» Aнгел Блокадного Неба "



Творениями Льва Сморгона гордятся коллекции Русского музея, Музея городской скульптуры, Архангельской картинной галереи, Музея фарфора завода им. Ломоносова, в частных коллекциях России, Великобритании, Франции, Германии, Австрии и США.
«Голый Король»

«Сплетницы»


«Лиса»

На фото игрушки, созданные Сморгоном (кроме мальчика к фуражке): две юные Гимнастки, Дядя Степа, Девочка в Юбочке — сделаны из целлулоида, а забавные машинки, наделенные лицом — Гоняло, и юные рабочие в робах — из полиэтилена.

Его работы необычны и узнаваемы, его уникальный стиль не оставляет равнодушным ни одно поколение ценителей.

Инфаркт коллекционера! Редчайшие коллекционные куклы на полках советского Универсама!"

Прочитала я эту статью, посмотрела фото. Оказалось, у моей бабушки на комоде, стояла такая же лисичка!
А у моего брата были медвежонок и красные машинки!
Ничего не сохранилось, так жалко.Детство ушло и унесло с собой наши старые игрушки…
Только в нашей памяти они навсегда остались новыми и красивыми!


Купить куклы детства можно в шопике

Ямогу: Здравствуйте! Меня зовут Олеся (Ledimi-nn), я создаю необыкновенную авторскую миниатюру с подсветкой для кукол, кукольные домики, румбоксы и аксессуары.

Ямогу: Увлекаюсь лепкой кукольной миниатюры из запекаемой полимерной глины.

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal


6 февраля 2016 года в Музее "СССР: Мир Детства" открывается выставка советских игрушек,
созданных по моделям известного петербургского скульптора Льва Наумовича СМОРГОНА ,
«Володька и другие неофициальные лица».

Всего Львом Сморгоном было сделано около 100 моделей игрушек. На выставке в Музее СССР Мир детства будут представлены более 30 экспонатов, выпущенных на крупнейших фабриках Советского Союза, таких как «Ленигрушка» и «Охтинский химический комбинат». Многие из них уже стали коллекционными раритетами. В каждой из своих «игрушечных» работ мастер стремился продемонстрировать оригинальный подход к конструированию игрушки, придумать новый способ соединения ее элементов. Многошарнирные игрушки стали настоящим ноу-хау художника. Расширился диапазон движений, изменилось соотношение объемов: кукла стала более естественной, «живой» . Надо отметить, куклы его всегда были портретны: сам мастер не скрывает, что нередко в качестве прототипов использовал своих родственников, знакомых или просто замеченных им на улице детей. Острохарактерные, новаторски сделанные игрушки Льва Сморгона и сегодня выделяются на фоне обширного кукольного наследия Советского союза.

Экспозицию дополнят фотографии из архива художника с избражением редких или не выпущенных в производство моделей игрушек, а также образцы фарфоровой пластики, созданные художником во время работы на опытном заводе при Институте Керамики. Среди них - «Воробьи», украшавшие в свое время комоды наших бабушек и дедушек, а сегодня осевшие в домашних коллекциях как семейная реликвия. «Сплетницы», созданные в соавторстве с А. Дегтяревым, «Лиса», чей прообраз так остроумно выведен в одном из «Зверских рассказов», написанных художником.

Выставка продлится с 6 февраля по 25 марта 2016 года по адресу:
ул. Пионерская, д. 2, каждый день,
с 12.00 до 19.00, понедельник - выходной.

Читайте также: