Кукольный театр из мягких игрушек своими руками

Обновлено: 16.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР

ГОРОДСКОГО ОКРУГА-ГОРОД КАМЫШИН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Городской конкурс «Педагогические инновации»

Номинация «Внеклассная работа»

«Изготовление игрушек для кукольного театра»

Разработчик: Сулимова Галина

- г. Камышин, 2016г.-

I . Общее описание инновационного продукта.

1.1. Ключевые положения, глоссарий.

Как известно всем педагогам и родителям, роль кукольного театра невозможно переоценить в развитии и воспитании любого ребенка, так как сама кукла очень близка к детскому восприятию, ребенок общается с ней с самого раннего детства.

А если этот до сих пор безмолвный друг неожиданно оживает у них на глазах, сам рассказывает истории, поёт, смеётся и плачет – это зрелище превращается для детей в настоящий праздник. Этот праздник знаком каждому ребенку.

Но как оживает кукла, как она устроена, можно ли самому сделать это чудо и как это сделать? Эти вопросы интересуют очень многих детей. Ответить на них, самим попробовать сделать такую куклу могут дети, которые занимаются в детском объединении декоративно-прикладного искусства «Мягкая игрушка» ДЮЦ.

Поэтому, в содержание моей 3- летней программы кружка введен раздел «Игрушки для кукольного театра» на всех годах обучения: на 1 году обучения обучающиеся знакомятся с техникой выполнения пальчикового кукольного театра, изготовленного методом ручного шитья, на 2 году – учатся создавать перчаточную куклу-говорушку, изготовленную с применением швейной машины. А учащиеся 3 года обучения могут создать уже более сложных актеров, например, перчаточные куклы Би-Ба-Бо.

Представленный методический материал может быть полезен педагогам дополнительного образования и содержит разработки занятий по темам для каждого года обучения: «Куклы для пальчикового театра», «Куклы-говорушки», «Перчаточные куклы» и мастер-класс для педагогов дошкольного и дополнительного образования по теме « Пальчиковый театр».

На учебных занятиях, дети не только изготавливают кукол, но и знакомятся с историей театра кукол, разнообразием видов кукол для кукольных спектаклей, способами самостоятельного конструирования простейших театральных кукол, тем самым расширяют свой кругозор, развивают индивидуальные творческие способности, трудовые навыки и осваивают нетрадиционные техники шитья.

Изготовление кукол для кукольного театра обладает большими возможностями воспитания и развития учащихся: развивает у детей желание творить, образно мыслить, формирует эстетический вкус, раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт возможность адаптироваться ему в социальной среде.

В результате обучения дети смогут самостоятельно создать кукол для домашнего или школьного кукольного театра, участвовать со своими куклами в творческих конкурсах и выставках разного уровня.

Глоссарий.

Технологическая карта – форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работников и т. п.

Технология (алгоритм) – точно-выверенная последовательность выполнения изделия, дающая положительный результат.

Бибабо́ — простейшая кукла , состоящая из головы и платья в виде перчатки. Голова имеет специальное отверстие под указательный палец, а большой и средний палец служат для жестикуляции руками куклы. Бибабо часто используются в передвижных кукольных театрах .

Маппеты (The Muppets) – группа кукол, созданных Джимом Хенсоном (Jim Henson) для телепрограммы 'Маппет-шоу' ('The Muppet Show'). Нередко маппетами называют любых кукол, выполненных в характерном стиле; официально, однако, этот термин является торговой маркой именно кукол Хенсона. Характерной чертой всех маппетов являются очень широкие рты и большие, выдающиеся глаза.

Пальчиковые куклы — те, которые надеваются на палец. Одна кукла на один палец. И только!

Куклы-говорушки – куклы с открывающимся ртом, пришли к нам из-за рубежа — это аналог Маппет-шоу.

1.2 Аналоговый анализ.

Различные программы кружка «Мягкая игрушка»: традиционные, модифицированные, авторские направлены на развитие художественно – творческих способностей, трудовых навыков каждого ребенка в процессе постижения мастерства пошива игрушек. Но, рассмотрев ряд программ в данной отрасли творчества, я пришла к выводу, что в основном в тематику программы входят стандартные игрушки: плоские, простейшие объемные, сувениры.

Если на первом году обучения такое содержание программы, может быть, и устроит обучающегося, то в дальнейшем обучении ребёнок жаждет разнообразия видов изготавливаемых изделий, ждет от каждой темы курса чего-то нового, интересного, полезного.

Поэтому, разрабатывая свою модифицированную программу дополнительного образования детей «Мягкая сказка», опираясь на свой многолетний опыт работы в этой отрасли образования, я учла эти пожелания учащихся и постаралась внести в содержание программы новые, интересные и актуальные для детей направления. Одним из таких направлений моей программы и является раздел «Куклы для кукольного театра» на каждом году обучения, где в се занятия объединены одинаковыми целевыми установками и направленные на обучение детей работе с тканью, развитию творческого характера трудового обучения, позволяющему максимально самореализоваться каждому ребенку.

Представленные методические материалы являются готовыми разработками учебных занятий, которые прошли апробацию в учебной деятельности детского объединения «Мягкая игрушка».

Основной внимание в материале обращается на содержание занятий на разных годах обучения, развитие творческой деятельности обучающихся, воспитания у них самостоятельности при выполнении работы, использовании современных технологий выполнения работ.

1.3. Необходимое ресурсное обеспечение

1. Хорошо освещённое и оборудованное помещение (учебный кабинет), приспособленное для занятий декоративно-прикладным искусством;

2. Группы обучающихся, сформированные по возрасту или уровню подготовленности;

3. ТСО: компьютер.

4. Методическое обеспечение: технологические карты, выкройки-лекала, широкое разнообразие образцов изделий по каждой теме, видеотека кружка.

5. Все необходимые материалы представлены для каждого учебного занятия отдельно.

6. Используемая литература:

· Энциклопедии для детей «Я познаю мир», тома: «Игрушки», «Театр»,

«Праздники народов мира» - Москва, АСТ, 2000г.

· К. Гарланд «Мягкая игрушка» - Белгород, Клуб семейного досуга, 2007г.

· М. Максимова «Такие разные куклы» - Млсква, Эксмо, 2004г.

· И. Силецкая «Герои любимых сказок» - Москва, Эксмо, 2009г.

· Сборник «Куклы для девочек» - Москва, «Внешсигма», 1999г.

· В.И. Петухова « Мягкая игрушка», Москва, «Народное творчество», 2000г.

У нас в объединении созданы все условия для обучения детей в условиях совместной деятельности с педагогом, используя современные формы и методы обучения.

Технология внедрения инновационного продукта.

Мною представлен материал в форме учебных занятий и мастер-класса с использованием современных технологий, отвечающих реалиям сегодняшнего дня, и, как показывает практика, интересных для детей, который содержит:

1. План-конспект учебного занятия по теме: « Куклы для пальчикового театра».

2 . Методическая разработка учебного занятия по теме: «Игрушки-говорушки».

3. Методическая разработка учебного занятия по теме: «Перчаточные куклы».

Данные методические материалы разработаны в соответствии с Модифицированной программой дополнительного образования детей «Мягкая сказка», которая реализуется в МБОУ ДО ДЮЦ города Камышина педагогом-автором Сулимовой Галиной Валентиновной с 2007 года, содержание программы ежегодно дополняется, в соответствии современным требованиям и сегодняшним запросам обучающихся. Программа рассчитана на 3-х годичный срок обучения и направлена на развитие у детей интереса к декоративно-прикладному искусству, развитию творческих способностей детей, воспитанию потребности в трудовой деятельности, развитию навыков ручного шитья и шитья на швейных машинах.

Ряд тем этой программы посвящен знакомству с изготовлением кукол для кукольного театра. Эта тема, по моим многолетним наблюдениям, очень интересна учащимся. Детям нравится изготавливать театральные куклы, разыгрывать с ними мини-спектакли, дарить друзьям. Эта тема будит воображение детей, развивает их фантазию, кругозор, стимулирует развитие новых ЗУН, способствует развитию инициативности, творческой самореализации личности. Поэтому в моей программе мы обращаемся к ней на протяжении всех 3-х лет обучения, на разном уровне развития практических умений и навыков обучающихся изучается изготовление разных видов театральных кукол и преследуется цели, которые актуальны на данном этапе обучения, так, например:

- На 1-ом году обучения, когда дети осваивают азы ручного шитья, они знакомятся с технологией изготовления пальчиковых кукол. Тема позволяет закрепить недавно приобретенные навыки выполнения разных видов ручных швов. Кроме того, эти куклы очень интересны детям, будят воображение, развивают фантазию. Изготовление пальчиковых кукол побуждает творческие стремления детей, когда создав по образцу одну куклу, учащиеся не хотят этим ограничиваться и самостоятельно или с помощью педагога ищут пути создания других персонажей для задуманного представления.

- В программу 2-ого года обучения включена тема: « Куклы-говорушки». Для изготовления этих кукол нужны уже навыки шитья на швейной машинке, которые обучающиеся приобретают и совершенствуют на протяжении всего курса 2-ого года обучения по программе. Но мало научить детей ремесленным навыкам, способам работы с разными материалами, главное – вложить в их работы чувства, личностное отношение к задуманному произведению. И как нельзя лучше этому способствует изготовление театральной куклы. Кукла, способная говорить, выполняет и важную воспитательную функции. Дети не просто изготовят куклу, они будут с ней разыгрывать сценки. А это развивает их воображение, воспитывает нравственно-этических нормы межличностных взаимоотношений, умений и навыков поведения.

- Третий год обучения по программе направлен на развитие и совершенствование всех ранее полученных знаний, умений и навыков на более высоком творческом уровне. Этим целям отвечает тема «Перчаточные куклы» из раздела «Куклы для кукольного театра». При изготовлении перчаточных кукол нужны навыки ручного шитья и шитья на швейных машинах разного типа, требует от обучающихся приложения всех накопленных ими в предыдущих годах обучения умений и навыков, и, обязательно, нужны развитая фантазия и творческое мышление. Так как большое значение здесь придается не столько изготовлению куклы по образцу, сколько самостоятельному созданию выкроек куклы и творческому её созданию, оформлению и отделке. Появляется широкое поле деятельности, чтобы проявить свою фантазию, вкус, воображение, все свои ранее приобретенные навыки.

Разнообразие кукол для кукольных театров .

Хочу вам показать как сделать кукольный театр из мягких игрушек.

Берем одну игрушку и разрезаем ее внизу. Вынимаем из туловища наполнитель, а в голове и руках оставляем. Края ткани нужно подшить. И самая простая кукла готова!

Для куклы посложнее шьем одежду. Одеваем ее на игрушку. Все пришиваем по-крепче.

Что бы сделать бабушку я брала руки и голову от "Карлсона". Сшила сарафан, на голову повязала платок. И готово!

Для "дедушки" брала резинового гномика с бородой. Отрезала ниже линии плеч голову. Одела рубаху, пришила ноги и руки "Карлсона". Подвязала кушачком, сшила и одела картуз. Новая кукла готова!

Так можно сделать любой набор кукол. Этим театром ребята могут играть смело, не боясь что то повредить или сломать. Всегда можно обновить куклы. Это совсем не сложно!

Дома у всех очень много ненужных мягких игрушек. Родители будут рады, что я им даю вторую жизнь. На различных мероприятиях для родителей ребята показывают представление кукольного театра. Мы выбираем сказку вместе с детьми. Долго репетируем. На праздничные чаепития мы делаем представление. Взрослым очень нравится, а детям еще больше! А мне важно то, что готовя представление у ребят развивается речь, мышление, память, и общий кругозор. Вот сколько пользы можно извлечь из надоевших мягких игрушек.

Мастер-класс для воспитателей «Изготовление кукольного театра»

Мастер-класс для воспитателей «Изготовление кукольного театра» Мастер-класс для воспитателей по теме: «Изготовление кукольного театра» Подготовила: воспитатель Немченко Д. А Цель мастер-класса: Заинтересовать.

Мастер-класс «Куклы для кукольного театра из фоамирана»

Мастер-класс «Куклы для кукольного театра из фоамирана» Хочу с вами поделиться моим новым увлечением - изготовлением кукол из фоамирана. Не судите строго, это мой первый опыт. На фото представлена.

Мастер-класс по изготовлению букета из мягких игрушек

Мастер-класс по изготовлению букета из мягких игрушек Автор: Рындо Олеся Николаевна, воспитатель МАДОУ детский сад № 12 города Тюмени Мастер-класс по изготовлению букета из мягких игрушек (зайчиков).

Мастер-класс по изготовлению игрушек из бумаги «Медведи»

Мастер-класс по изготовлению игрушек из бумаги «Медведи» Как известно сказка занимает особое место в жизни любого ребёнка. А сказка, сделанная своими руками, запоминается на всю жизнь. Материал.

Мастер класс по изготовлению корпуса напольной ширмы для кукольного театр в ДОУ.

Мастер класс по изготовлению корпуса напольной ширмы для кукольного театр в ДОУ. Мастер класс по изготовлению корпуса напольной ширмы. Для работы нам понадобится: 1. Бруски 20-45-3000мм 2. Шкурка шлифовальная 3. Уголки.

Мастер-класс по изготовлению настольного театра из дисков Мастер-класс по изготовлению настольного театра Тема: «Настольный театр из СД – дисков. Цель: создание условий для формирования повышения.

Мастер-класс по изготовлению Новогодних игрушек из фетра

Мастер-класс по изготовлению Новогодних игрушек из фетра Новый год не за горами, многие педагоги, а так же родители задумываются, как украсить группу детского сада или квартиру к такому долгожданному.

Мастер-класс по изготовлению пальчикового театра

Мастер-класс по изготовлению пальчикового театра Ничто так не развивает ребенка, как самостоятельная творческая деятельность. Одним из ее проявлений является театр. Представляю вашему вниманию.

Театр — один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным образованием и воспитанием, формированием эстетического вкуса, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображения, фантазии, речи, созданию положительного настроения, решением конфликтных ситуаций через игру.

И поэтому я решила пополнить театральный уголок

куклами, сделанными своими руками.

Мастер-класс по изготовлению куклы для кукольного театра

Для того чтобы сделать куклу для кукольного театра нам понадобятся:

- материя для перчатки.

Из пластилина, лепим голову персонажа. Голова должна быть примерно с кулак 5-10 летнего ребёнка, но не слишком маленькой. В основание головы вставляем палочку, толщиной с палец.


Затем заготовку обматываем упаковочным пакетом, чтобы бумага не прилипала к пластилину.


Газета и бумага, рвется на кусочки. Бумага рвётся для того чтобы края у кусочков немного лохматились, так при наклеивании они прилегают лучше.

Затем берётся клей и наливается, в какую не будь миску с водой (соотношение пропорции 1:3, где 1- вода, 3- клей). Кусочки смачиваются в воде с клеем и наклеиваются на заготовку. Обмакиваем кусочки бумаги и наклеиваем слегка в перехлёст слоёв в десять приглаживая пальцем. Когда наклеите слоёв 5, надо дать высохнуть и наклеить ещё 2-3 слоя и даем высохнуть.


Затем аккуратно лезвием разрезаем заготовку пополам.


Получившиеся две половинки, соединяем и склеивают между собой 3-4 слоями белой бумаги, либо газетой.

Когда бумага высохнет отмазываем ее глиной и приклеиваем перчатку. Перчатку делают из мягкой ткани. Перчатку делают из мягкой ткани. Перчатка для куклы делается по лекалу. Для того чтобы обвести контур можно использовать мел, кусочек мыла, фломастер и пр. Далее из ткани вырезают две одинаковые выкройки. Выкройки соединяют лицевыми сторонами и сшивают на машинке, или вручную иголкой с ниткой, оставляя низ и горловину не сшитыми.


Раскрашиваем голову красками. Сначала делается тон, после его высыхания, дорисовывают глаза, рот, нос.

Теперь вы знаете, как сделать куклу для кукольного театра. Когда она будет готова, можно сделать импровизированный спектакль.

Мастер-класс для воспитателей «Изготовление кукольного театра»

Мастер-класс для воспитателей «Изготовление кукольного театра» Мастер-класс для воспитателей по теме: «Изготовление кукольного театра» Подготовила: воспитатель Немченко Д. А Цель мастер-класса: Заинтересовать.

Мастер-класс по изготовлению конусного театра по сказке «Три медведя»

Мастер-класс по изготовлению конусного театра по сказке «Три медведя» Мастер – класс по изготовлению конусного театра по сказке «Три медведя» Мастер – класс предназначен для воспитателей ДОУ. Цель: Заинтересовать.

Мастер-класс по изготовлению масок для театра

Мастер-класс по изготовлению масок для театра Сегодня представляю Вашему вниманию мастер-класс по изготовлению масок для показа сказки "Лиса и заяц". Мастер – класс рассчитан на детей.

Мастер-класс по изготовлению настольного театра из дисков Мастер-класс по изготовлению настольного театра Тема: «Настольный театр из СД – дисков. Цель: создание условий для формирования повышения.

Мастер-класс по изготовлению настольного театра по сказке «Репка»

Мастер-класс по изготовлению настольного театра по сказке «Репка» Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс по изготовлению настольного театра Репка. Цель: развитие у дошкольников связной речи через театрализованную.

Мастер-класс по изготовлению театра из ложек «Волк и семеро козлят»

Мастер-класс по изготовлению театра из ложек «Волк и семеро козлят» Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир! Я хочу представить вашему вниманию театр из.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Мастер-класс по изготовлению кукольного театра из старых мягких игрушек

Воспитатель Хмельницкая Ирина Геннадьевна

Кукольный театр своими рукам

Хочу вам показать как сделать кукольный театр из старых, мягких порванных игрушек . Я даю вторую жизнь этим игрушкам. Шью из них куклы для кукольного театра.

Например, беру голову от мягкой игрушки, вставляю в голову подготовленную трубочку (от туалетной бумаги или бутылочку из под йогурта разрезаю пополам и трубочка готова), и пришиваю ее к голове. Трубка нужна для того, чтобы вставлять в нее палец. Затем шью платье и пришиваю к голове, кукла готова. Сшитая таким образом кукла получается красивой и прочной!

hello_html_644edcca.jpg

hello_html_m7cad0c56.jpg

Берем бутылочку из под йогурта и разрезаем ее пополам, получается трубочка, вставляем ее в голову и пришиваем.

hello_html_m30a01445.jpg

Затем шью платье для куклы , готовое платье пришиваю к голове.

hello_html_m7cde9e15.jpg

hello_html_m2d588a66.jpg

Куклы мои готовы!

hello_html_m403c750e.jpg

Домик для кукольного театра я сделала из коробок, раскрасила их, обшила и домик готов. Вот так из бросового материала я изготовила кукольный театр.

hello_html_6bbec92.jpg

Так можно сделать любой набор кукол . Этим театром ребята могут играть смело, не боясь что- то повредить или сломать. Всегда можно обновить куклы. Это совсем не сложно!

hello_html_m6d5751be.jpg

hello_html_mf47c471.jpg

Дома у всех очень много ненужных мягких игрушек . Родители будут рады, что я им даю вторую жизнь. На различных мероприятиях для родителей ребята показывают представление кукольного театра . Мы выбираем сказку вместе с детьми. Долго репетируем. На праздничные чаепития мы делаем представление. Взрослым очень нравится, а детям еще больше! А мне важно то, что готовя представление у ребят развивается речь, мышление, память, и общий кругозор. Вот сколько пользы можно извлечь из старых, мягких игрушек .

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

hello_html_18a1610d.jpg
hello_html_m74ab195d.jpg
hello_html_4c10445e.jpg

Пояснительная записка.

Недаром дети любят сказку,

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.

И на любые испытания

Согласны храбрые сердца

В нетерпеливом ожиданье

Театр для ребенка-это праздник, всплеск эмоций, сказка. Театр доставляет детям много радости и удовольствия и создает у них хорошее настроение. Однако нельзя рассматривать театр только как развлечение.

Его воспитательное значение намного шире.

Дошкольный возраст – это период, когда у ребенка начинают формироваться характер, вкусы, интересы и отношение к окружающему. Поэтому очень важно начиная с этого возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости и т. д. И желательно это показать детям ярко, эмоционально, интересно, дать им возможность эмоционально пережить и хорошее, и плохое, помочь им выбрать свое отношение к увиденному.

Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей в общении, неуверенности в себе. Постепенно неуверенные в себе дети становятся более открытыми, смелыми, легко идущими на контакт с окружающим миром, сверстниками и взрослыми. Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, пополнять и активизировать словарь детей. Формируется интонационная выразительность речи. Так же, активно развивается диалогическая речь детей в процессе театрально-игровой деятельности.

О пользе театра в ДОУ написано много, но давайте рассмотрим возможность использования театра в домашних условиях. Родители могут стать инициаторами организации в домашней обстановке разнообразных театрализованных игр. Это могут быть игры-забавы, игры-драматизации под пение типа «У медведя во бору», «Каравай», «Репка», слушание сказок, записанных на дисках, с их последующим разыгрыванием и другое. Такие совместные развлечения могут сыграть большую роль в создании дружеской доверительной, творческой атмосферы в семье, что важно для укрепления семейных отношений.

Домашний кукольный театр в жизни ребенка играет большую роль. Ребенок может быть не просто зрителем, а активным участником в организации театральной постановки, принимать на себя различные роли: быть актером, кукловодом, декоратором, сценаристом, режиссером и т. д. Это дает возможность развитию творчества, фантазии, смекалки, уверенности и гордость за свои результаты. Ребенок испытывает радость при общении с близкими, а также при реализации своего творческого потенциала.

Домашний кукольный театр способствует развитию эмоциональной сферы ребенка. Ребенок сочувствует героям, сопереживает разыгрываемые события и поступки. Эмоционально пережитый спектакль вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных.

Театр для ребенка становится удивительным, особым миром, где любое желание обязательно исполнится, и, что бы ни случилось, все непременно закончится хорошо.

В данном пособии мы рассмотрим разные виды театра – то, что под силу сделать любому родителю даже из подручных материалов. Это существенно позволит и родителям, и педагогам разнообразить театральную деятельность с детьми и дома и в ДОУ.

Технологическая карта

Рассказывание детям сказок – это не просто традиция, это естественная среда, в которой живет и развивается ребенок. Часто, читая народные сказки, мы говорим, не понимая их исконного смысла. И теряем глубинный смысл сказки, заложенный в ней испокон веков. Чем ценны для детей народные русские сказки? Встречаются ли в современной жизни Колобки, Машеньки, Волки, Медведи, Лисы и другие персонажи сказок? Как разыграть сказку в домашнем театре? Сегодня Вашему вниманию будет предложено пособие «Домашний кукольный театр». Это серия занятий с родителями и детьми по сказкам для детей дошкольного возраста. Современным родителям просто жизненно важно знать и уметь дарить детям радость соприкосновения с театром, чтобы сказка повернулась к нам «передом, а не задом»

В этом пособии предлагается прекрасное, но незаслуженно забытое средство семейного воспитания и досуга — домашний кукольный театр! Дорогие взрослые, мамы и папы, бабушки и дедушки, учителя и воспитатели! Предлагаем Вам поиграть в театр, так что отнеситесь к этой затее со всей серьезностью: не как к «просветительской и педагогической задаче», а как к прекрасному средству подружиться со своими детьми и выразить свою любовь друг к другу! Кукольный театр — это не просто развлечение, а прекрасный способ познакомиться с историей, культурой, нравами, обычаями народов мира! Театр заложит в ребенка любовь к чтению, наблюдению и творчеству.

Возраст: от 1года и выше

Проблема: Внешний интерес детей и родителей к кукольному театру и театральной деятельности.

Обоснование проблемы:

1. Недостаточное внимание родителей и детей к кукольному театру.

2. Не сформированы умения детей в «актёрском мастерстве».

3. Поверхностные знания родителей о разных видах театра и применении для обыгрывания с детьми.

Цель: Формирование у детей и родителей интереса к кукольному театру и совместной театральной деятельности.

1. Пробудить интерес детей и родителей к кукольному театру.

2. Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса, кукловождение).

3. Заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми.

Решение поставленных задач с детьми:

посещение детских кукольных спектаклей;

проведение виртуальной экскурсии в кукольный театр Образцова (Просмотр презентации)

знакомство детей с различными куклами – артистами кукольного театра (просмотр презентации о видах театральных кукол);

активное использование в совместной деятельности с детьми разных видов кукол (пальчиковые, перчаточные, картонные, теневые и т.д.).

обыгрывание этюдов, потешек, мини-сценок и т. д. в индивидуальной работе. -создание игровой среды для самостоятельной театральной деятельности детей в детском саду и дома (изготовление театров, билетов; подбор музыки, реквизита).

участие детей в кукольной постановке для показа в музыкальном зале настоящим зрителям: детям и родителям.

Решение поставленных задач с родителями:

наглядная информация для родителей: папка «Кукольный театр для всех» с описанием истории кукольного театра;

мастер–класс по изготовлению различных декораций и кукол для домашнего кукольного театра (перчаточные, пальчиковые, картонные, теневые);

предложить родителям посетить детский кукольный спектакль в кукольном театре и сделать фотографии во время его посещения;

просмотр презентации о разных видах театра (кукольные, теневые, театр для фланелеграфа и др.);

постановка кукольного спектакля для детей по выбору родителей (соответствующий возрасту детей);

изготовление родителями ширмы для кукольного театра в группу.

Ожидаемый результат:

участие в театральной деятельности не менее 70% семей группы;

родители и дети познакомятся с историей кукольного театра, с видами театральных кукол, способами их изготовления и обыгрывания;

пробудить у родителей желание заниматься театральной деятельностью с детьми дома, а также посещать с детьми различные театры;

родители должны приобрести опыт в изготовили домашнего кукольного театра. увлечение детьми и родителями театром и желание участвовать в новых совместных с постановках в д/с и, конечно дома.

Что такое театр и для чего нужен?

И так, с чего же начинается театр? С вешалки, скажете вы. Но, домашний театр – это нечто особенное, волшебное. Домашний театр начнется именно с того момента, когда родитель поймет, что готов создать волшебство для своего малыша.

Первое знакомство малыша с «подмостками» происходит в домашних условиях – с помощью кукол. Такие спектакли помогают ребятишкам проживать ситуации, примеряя на себя различные образцы поведения и выбирая единственно правильный. Также инсценировка поможет в случае психологической травмы. Вот почему специалисты советуют взрослым играть с чадом в «садик» перед посещением детского сада или в «доктора» – накануне похода в больницу. Театральные игры обогащают словарный запас ребенка, развивают фантазию и дают возможность маме с папой воспитывать его без скучных нотаций.

Некоторые родители думают, что ребят можно приобщать к культуре с любого возраста. Однако это не совсем верное мнение. Долгая дорога, людское скопление, постоянный шум не только утомят маленьких детишек, но и отобьют охоту на дальнейшее посещение ТЮЗа. И даже самые приятные эмоции, полученные от короткого спектакля (не больше получаса), не перевесят подобный дискомфорт.

Излишне впечатлительные детки часто пугаются страшных героев: Бабу-Ягу, Кощея, Змея Горыныча, Серого Волка и т. д. Поэтому в некоторых театрах предпочитают перед показом знакомить малышей с актерами, которые играют отрицательных персонажей. Увидев их в гриме, даже самый эмоциональный юный зритель останется спокойным.

Психологи не рекомендуют мамочкам приобщать свое чадо к театральной действительности раньше трех лет. Однако не стоит просто ждать, необходимо подготавливать его к сценическому искусству в домашней обстановке.

Обычно подготовка к домашнему кукольному спектаклю проходит в несколько этапов:

1. Выбор сказки, возможно предварительное чтение сказки

2. Подготовка или изготовление героев сказки

3. Подготовка сцены, декораций и реквизита

4. Распределение ролей

5. Проводится репетиция

6. Показ спектакля

Желательно записывать премьеры спектаклей на видео. Ребенок с удовольствием и не один раз, будет пересматривать запись с театральным представлением. А у вас на долгую память останутся в записи прекрасные моменты жизни ребенка.

Театрализованные игры в дошкольном возрасте, так или иначе, основаны на разыгрывании сказок - способом познания мира ребенком. Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором при этом формируется опыт социальных навыков поведения, а любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок получает роль одного из ее героев, приобщается к культуре своего народа, непроизвольно впитывает то отношение к миру, которое дает силу и стойкость в будущей жизни.

Приведем примеры педагогических ситуаций, разрешаемых с помощью театральной деятельности.

1. «Погружение в сказку» при помощи «волшебных вещей» из сказки. Создание воображаемой ситуации. Например, предлагаю детям посмотреть на вещи, стоящие в группе, используя «волшебный ритуал» (зажмурить глазки, вдохнуть, с выдохом открыть глазки и осмотреться) или «волшебные очки». Затем привлекаю внимание детей к какой-либо вещи: скамейка («Не с нее ли упало яичко?»), миска («Может в этой миске испекли Колобок?») и т.д. Затем спрашиваю, узнали ли они из какой сказки эти вещи.

2. Чтение и совместный анализ сказок . Сначала я провожу беседу, направленную на знакомство с эмоциями и чувствами, затем – выделяю героев с различными чертами характера и предлагаю идентифицировать себя с одним из персонажей. Для этого во время драматизации дети смотрятся в «специальное» зеркало, которое позволяет видеть себя в различные моменты театрализованной игры и с успехом используется при проигрывании перед ним различных эмоциональных состояний.

3. Проигрывание отрывков из сказки, передающих различные черты характера, с параллельным объяснением или разъяснением нравственных качеств и мотивов действий персонажей.

4. Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом).

5. Рисование, раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных для детей событий из сказок с речевым комментированием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.

6. Словесные, настольно-печатные и подвижные игры , направленные на усвоение нравственных правил и постановку нравственных задач в свободной деятельности детей после занятия.

Если необходимо ввести проблемные игровые ситуации, то театрализованные игры могут проводиться в двух вариантах: с изменением сюжета, сохранив образы произведения или с заменой героев, сохранив содержание сказки.

Театрализованная деятельность позволяет решать все педагогические задачи , поставленные в образовательных областях.

«Речевое развитие» - Во время работы над выразительностью реплик персонажей активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

«Социально-коммуникативное развитие» - Каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и. т. д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления.

«Познавательное развитие» - Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

«Физическое развитие» - Театрализованная игра помогает детям снять мышечное напряжение и дает заряд положительных эмоций, как физкультурное занятие. Игры с театральными куклами развивают мелкую моторику рук.

«Художественно-эстетическое развитие» - Кукольный спектакль тесно связан с пением, музыкой, движением под музыку. Красивые куклы, красочные декорации – все это, несомненно, заставляет детей любоваться, получать эстетическое удовольствие, порождает в детях желание создавать и творить прекрасное, способствует формированию творческой личности.
Театрализованные занятия строятся на основе развивающих методик, которые представляют собой систему творческих игр и этюдов. В содержание занятий обязательно включают: просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним, игры-драматизации, разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок, упражнения по формированию выразительности исполнения, упражнения по социально-эмоциональному развитию детей. Если игра для ребенка – это способ существования, способ познания и освоения окружающего мира, то театрализованная игра – это шаг к искусству, начало художественной деятельности. Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Новые знания следует преподносить в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков. Занятия проводятся в занимательной и интересной детям форме, основываясь на сюжетном построении. Пристальное внимание уделяется вопросу организации предметно - развивающей среды в группе, вносятся разнообразие в её компоненты, структуру. С этой целью были составлены и организованы развивающие игровые зоны, в которых представлены костюмы, маски, дополнительные атрибуты, оформлены картотеки игр на развитие эмпатии, коммуникативных навыков. Особое внимание уделяется различным видам театра. В театральной студии имеется театр «Петрушки», театр «Рукавичка». Разные виды пальчикового театра: деревянный, вязанный, тряпичный. Настольный театр из бросового материала по русской народной сказке «Три поросенка» и другие виды театра, которые изготавливались при участии детей и родителей. В этом году был изготовлен новый вид театра, которого не было в группе. Театр на ложках по произведению С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке». Идея в создании такого театра родилась в связи с тем, что в России объявлен год литературы.

Кукольный театр является отличным способом всестороннего развития детей, и родители могут создать такой театр в домашних условиях, инсценируя знакомые произведения или придумывая спектакли совместно с детьми. Совместное участие в этом творческом процессе, безусловно, принесёт удовольствие и взрослым, и детям!

Читайте также: