Литература по динамическим игрушкам

Обновлено: 06.05.2024

Смирнова Е.О.
доктор психологических наук, начальник отдела, отдел психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек, Центра прикладных психолого-педагогических исследований, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия

Аннотация

В статье рассматривается особый вид игрушек, которые отражают различные характерные виды движения и поэтому получили название динамических. Такие игрушки, с одной стороны, дают возможность почувствовать ребенку собственное движение и его результат, а с другой – отображают важнейшие физические закономерности окружающего предметного мира. Представлена авторская (Е. А. Абдулаева) разработка типологии динамических игрушек по трем основаниям – по образу, характеру движения и по сложности управления движением; приводится подробная классификация динамических игрушек, рассматривается их возрастная адресация и подробно анализируется развивающее значение на разных этапах онтогенеза. Особое внимание в статье уделяется роли игрушек в становлении пространственного «образа Я», в развитии и взаимоинтеграции «Я внешнего» и «Я внутреннего», внешней и внутренней перцепции. Описываются возможности использования динамических игрушек в абилитационной и коррекционной работе.

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

Специфические особенности динамических игрушек

В культуре разных народов во всех частях света можно встретить множество «подвиж­ных» игрушек, которые отображают различ­ные характерные виды движения – лазание, кувыркание, скатывание, вращение – живых существ и предметов. Образ действия таких игрушек в разных странах может быть очень схож, хотя их персонажи отличаются (на­пример, медведь-верхолаз в России и тигр­верхолаз в Индии). Поскольку данный класс игрушек отражает законы динамики, их мож­но назвать динамическими . Значительная их часть – это традиционные деревянные игруш­ки, которые сегодня обретают новую жизнь. Некоторые российские динамические игруш­ки (в основном богородские) широко извест­ны за рубежом: кузнецы, клюющие курочки и др. В наши дни появляются новые игрушки, идея или принцип действия которых основаны на традиционной народной игрушке (клоун на перекладине, ныряющий кит, кугельбан подъ­емный, diabolo и многие другие).

Ключевая характеристика таких игру­шек – непосредственный двигательный от­вет игрушки на движение и действие чело­века. Динамические игрушки, с одной сторо­ны, дают возможность почувствовать ребен­ку собственное движение и его результат, а с другой – отображают важнейшие физические закономерности окружающего предметного мира. В игре с ними возможно наблюдение и восприятие различных видов движения в кон­центрированном виде. Ребенок же может на­блюдать и осваивать не только очевидные свойства, но также действие сил, которые в чистом виде недоступны наблюдению: силы инерции, силы трения, силы тяжести, сколь­жения. Кроме того, все эти явления связаны с действием гравитации, поскольку любое дви­жение испытывает ее действие, соотносится с ней или ее преодолевает. Естественно, ре­бенок ее не видит, но по собственному опы­ту восприятия переживает ее действие. Дина­мические игрушки следует отличать, с одной стороны, от механических и электронных игрушек, а с другой – от игровых материалов и оборудования для развития движений.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Государственное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Республики Дагестан «Малая академия наук Республики Дагестан»

Принята на заседании

методического совета

Протокол № ____

от «____» ________ 20___ г.

«Утверждаю» Директор

ГБУ ДО РД «МАН РД»

___________ А.А. Багомаев.

Приказ № ____

от «____» ________ 20___ г.

Мастер-класс « Динамические игрушки как средство развития предметно-игровой деятельности детей»

методист ГБУ ДО РД «МАН РД»-

Абакарова Алжанат Ахмеднабиевна

Цель: знакомство педагогов с технологией изготовления динамических игрушек из картона и использование их в работе с детьми.

развивать творческие способности младших школьников, формировать умение преодолевать трудности, воспитывать терпимость, умение слушать других.

развивать воображение, пространственное мышление, мелкую моторику руки;

воспитывать желание узнавать новое.

Назначение: развитие в совершенствовании движений, органов чувств, понимания речи учащихся.

Описание: Данный материал будет полезен педагогам дополнительного образования, учителям технологии, воспитателям детских садов, детям младшего и среднего школьного возраста и творческим людям.

Применение: Дети могут использовать свои поделки в игре, использовать в качестве подарка.

Оборудование: цветной картон, ножницы, карандаш, шило, нитки, клей, проволока, цветная бумага, пуговицы.

Процесс выполнения работы:

Немного истории. Самая древняя подвижная игрушка найдена в Египте и датируется 3 тысячелетием до н.э. Это была шагающая фигурка быка. Для того чтобы она шагала, покачиваясь из стороны в сторону, в изготовлении был использован закон маятника. Примерно в XVIII веке деревянные игрушки стали делать подвижными и на Руси. Предположительно в Нижегородской области. Появились кузнецы, по очереди бьющие молотом по наковальне, мужики, колющие дрова, курочки, клюющие зерна, фигурки зверей с двигающимися головами и лапами.

Р азновидности динамических игрушек

Игрушки этого типа можно условно поделить по характеру движения:

Крутящиеся (юла, волчок)

Качающиеся (неваляшка, лошадка-качалка, …)

Лазающие и кувыркающиеся (клоун-верхолаз)

Шагающие игрушки (шагающие куклы, «Идет бычок, качается», скачущая белка).

Их объединяет то, что все они передают движение и равновесие (отсюда и название – динамические игрушки). Дергунчик (от слова – дергаться, кривляться) – так называют игрушки, подвижные части которых соединены нитками.

Выпиленные и картонные раскрашенные дергунчики, клоуны и куклы, вошли в моду еще в конце XIX–начале XX веков.
Я неслучайно выбрала именно эту тему для сегодняшнего мастер – класса.
Так как я педагог начального технического моделирования, и на своих занятиях я попробовала создать с учащимися такую интересную игрушку и им очень понравилось её создавать и применять в игровой деятельности.
Мы посвятили несколько занятий данной теме, в результате чего у них выработались навыки работы с картоном, проволокой, шилом.

А теперь давайте попробуем создать одну из таких динамических игрушек.

1. Берем трафарет и обводим все детали на цветном картоне

hello_html_m29ad3bb0.jpg

2. Вырезаем заготовки

3.С помощью трафарета на каждой детали намечаем где будут места соединений.
4. Шилом прокалываем плечо и крыло.
5. Делаем крепление для крыла. Можно использовать специальные клипсы для скрапбукинга, или сделать их самим из бисера и кусочка проволоки. Крепим крылья, они должны свободно двигаться.

hello_html_m1946f608.jpg

hello_html_5c3778aa.jpg

6. Протягиваем нить через дырочки в верхней части крыльев.

hello_html_m209896aa.jpg

7. Скрепляем кончики нитки с помощью бисера.

hello_html_1ea0e9b1.jpg

8. Приклеиваем глаза.
9. Рисуем клюв и оперение

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

МКОУДО Дом детского творчества Доволенского района

на базе МКОУ Баклушевская СОШ им. Е.М. Дергай

Исследовательский проект по теме

“Виды динамических игрушек “

Коба Даша, Перова Полина

Руководитель: педагог дополнительного образования

Вертков Сергей Николаевич

1.1 Актуальность.

Современные магазины в изобилии разными красивыми и интересными игрушками. На витринах можно увидеть всевозможные игрушки, сделанные для разных возрастов и из различных материалов. Все современные игрушки изготавливаются на заводах или фабриках роботами или станками.Посещая магазины игрушек мы не нашли ни одной похожей игрушки о которых нам рассказывали родители – деревянных зверятах на палочках, при движении которых, они начинали двигаться, выполняя определенные забавные действия. Поэтому мы решили провести исследования и выяснить, что это за игрушки, которыми играли в детстве наши бабушки и дедушки, изучить технологию и изготовить такие игрушки. Для выполнения проекта нам предстоит проделать большую работу: провести социологический опрос детей и родителей, собрать и проанализировать информацию о динамических игрушках, узнать ее историю, а так же изучить технологию изготовления и научиться изготавливать динамические игрушки.

1.2 Цель исследовательского проекта: изучить и изготовить различные виды динамических игрушек.

· провести социальный опрос;

· изучить историю динамических игрушек;

· изучить технологию изготовления игрушек;

· изготовить динамическую игрушку.

Объект исследования: динамические игрушки.

Предмет исследования: процесс изготовления игрушки.

База исследования: учителя, учащиеся и родители МКОУ Баклушевской СОШ имени Е.М. Дергай.

2 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА.

2.1 Социологический опрос.

Свою работу над проектом мы начали с социологического опроса учителей, обучающихся и их родителей о динамических игрушках, для того что бы узнать степень знания современного населения об этом виде народной игрушки. В опросе участвовало 50 человек: 30 взрослых, из них 17 учителей и 20 учеников.

1.Что такое динамическая игрушка?

2. Знаете ли вы виды динамических игрушек?

3. Хотели бы вы иметь такую игрушку?

Проанализировав ответы можно сделать вывод, что взрослые знакомы с динамическими игрушками и у многих такие игрушки были в детстве, но сейчас ни у кого их нет, и затруднялись с ответом о разновидности таковых. Совсем другая ситуация при опросе школьников, мы выяснили, что практически никто не знаком с этими игрушками.

По результатам опроса можно было сделать вывод, что ребятам интересно узнать о динамических игрушках.

2.2 Поиск информации

В начале написания проекта нам понадобилось собрать информацию о динамических игрушках. Для этого мы посетили школьную, сельскую и районную библиотеку, а так же множество сайтов в Сети Интернет. В ходе поисковой работы мы столкнулись с огромным объемом информации о игрушке как таковой. Существует много разновидностей и назначений игрушек, ведь игрушка это вещь, сделанная детям для забавы или игры, а настоящая народная игрушка, не только предмет детской забавы, но и подлинное, своеобразное искусство, обладающее своей спецификой. Поэтому из этого потока информации мы выбирали только интересующую нас динамическую игрушку.

Самая древняя подвижная игрушка была найдена в Египте, изготовленная в третьем тысячелетии до н.э. Это была шагающая фигурка быка. На Руси деревянные игрушки известны с глубокой древности, в ходе исследования мы выяснили, что существуют три наиболее известных исторически сложившихся региона изготовления деревянных игрушек. Первый из них известен с XIX века. Он располагался по берегам Белого моря, на Онежском полуострове, в Архангельской и Вологодской губерниях.

Другой исторический регион производства деревянных игрушек находился в Нижегородской губернии. Центрами изготовления традиционной деревянной игрушки стали Городец, Семенов, Лысково, Пурех, Федосеево и некоторые другие города.

Ну а третий, наиболее известный центр производства т радиционной русской деревянной игрушки – это район Сергиева Посада – сам город и деревня Богородское, расположенная в двадцати семи километрах от него. Мастера этих мест предпочитали использовать жанровые изображения для создания образов своих игрушек. Обязательные персонажи – трудолюбивый мужик и его могучий работяга-конь. Ну и конечно, самый главный персонаж русского фольклора – добрый и ленивый косолапый медведь. Богородские игрушки часто изготавливались в виде сюжетных композиций, они включали несколько «действующих лиц». Именно здесь, примерно с восемнадцатого века игрушки стали делать подвижными.Появились знаменитые на весь мир кузнецы, бьющие по очереди молотом по наковальне, а так же курочки, клюющие зерна по очереди и многие другие.

2.3 Виды динамических игрушек

Итак, что же такое динамическая игрушка? Динамическими или движущимися называются игрушки, передающие виды различных характерных движений живых существ или предметов без механических или электронных приспособлений. Окунувшись в мир этих игрушек,мы убедились, что все вращения и качания или перемещения в игрушках основаны на действиях различных физических сил. Это силы трения, натяжения, тяжести, инерции и натяжения. Уникальность этих игрушек и заключается в том, что они передают реальные движения людей или животных, а так как мы выяснили, что работа игрушек построена на разных физических силах, то и виды динамических игрушек будут разнообразны. В ходе своего исследования мы произвели классификацию динамических игрушек по своим отличительным признакам:

Разводы или игрушки на параллельных планках.

Принцип действия таких игрушек основан на том, что фигурки крепятся при помощи шипов к обеим планкам. При движении планок в разные стороны фигурки выполняют определенные движения, а если при движении фигурки издают стук, то звук еще является и дополнительным эффектом. Механизм в этой игрушке очень прост и фантазии мастеров в выборе персонажей для игрушки не имею границ.

С балансом или отвесом.

Эта игрушка довольно сложна в изготовлении, фигурки крепятся на подставке, а к подвижным ее частям привязываются нитки. Все ниточки опускаются в отверстия, которые сверлятся в подставке и связываются там в один пучок, важно чтобы все имели одинаковую длину. К этому узелку привязывается баланс, который может быть чем угодно - деревянным шариком или железной гайкой, но при движении которого игрушка оживает.

Данный вид игрушки получил название от своей организации движений – все они дергаются или кривляются. Это происходит от того, что подвижные части ее соединяются нитками. В мире существуют разные способы изготовления такой игрушки, но наши Богородские мастера по – своему, более основательно подошли к их изготовлению. Это можно увидеть на игрушке – гимнаст, который выполняет сложные упражнения на турнике.

Лазающие и кувыркающиеся.

Еще одна разновидность динамических игрушек, здесь фигурки повторяют лазающие движения при помощи палочек, на которых они крепятся или кувыркаются на лестнице опираясь то ручками, то ножками о перекладины.

Данный вид очень интересен, потому что игрушка самостоятельно передвигается, но для этого есть небольшие хитрости, используя законы маятника и смещения центра тяжести. Используется наклонная поверхность, или впереди игрушки привязывается грузик на ниточке, который свисает с плоскости, на которой находится игрушка. Стоит нам качнуть игрушку, как она начинает движение.

Качающиеся и крутящиеся.

К данному типу игрушек относятся те, при покачивании которых выходят из равновесия и постепенно приходят к нему. Ярким примером этого типа является неваляшка, лошадка – качалка, или игрушки, которые крутятся вокруг своей оси, как это делают волчки.

После того как мы изучили все виды динамических игрушек и объединили ихпо группам мы не остановились на достигнутом. Для того, что бы лучше ее изучить появилось огромное желание научиться ее изготавливать, и мы приступили к практической части нашего проекта.

2.4 Технология изготовления игрушек

Каждая игрушка по-своему уникальна, и технологии изготовления имеют отличия. Одну и туже игрушку можно изготовить двумя способами – выстругать из дерева, сделав ее объемной или выпилить из фанеры. Оценив свои возможности, мы решили выполнять работу путем выпиливания. Несмотря на то, что таких игрушек у нас не было в наличии, и в продаже тоже нет, мы нашли очень много фотографий в интернете. Изучив изображения, мы определились с материалом, из которого будем изготавливать игрушки и инструментами. Выяснилось, что это не затратное производство и не требует специальных мастерских. Школьная мастерская вполне подходит для этого. Нам понадобилось:

Материалы: Фанера 0.3 мм, деревянные палочки и брусочки, капроновая нить.

1) карандаш, копировальная бумага, линейка,

2) лобзик ручной, пилочки на лобзик,

3) наждачная бумага, надфиль, выжигатель,

4) лак, клей “мастер”, гуашь с кисточками,

5) гвоздики, болтики с гаечками.

На начальном этапе работы мы приготовили рабочее место – столярный верстак, выпиловочный столик, проверили исправность лобзика, распечатали шаблоны будущих игрушек, подобрали качественный материал. Выпиливать лобзиком мы научились еще в 5 классе, поэтому повторили технику безопасности работы с этим инструментом.

В практической части работы мы постарались изготовить игрушки каждого вида динамических игрушек. Обдумав ход работы, мы пришли к выводу, что изготовление каждого вида игрушек в принципе одинаково. Мы составили общую маршрутную карту изготовления изделий и приступили к работе.

1) Распечатали схемы игрушек, которые нам показались наиболее интересными:


1. 2. 3.


2) при помощи копировальной бумаги перевели изображение фигурок игрушек на фанеру,

3) выпилили при помощи ручного лобзика все детали игрушек,

4) просверлили в деталях отверстия для гвоздиков и болтиков, а так же капроновых ниток при помощи дрели,

5) все полученные детали – заготовки зачистили наждачной бумагой,

6) напилили и зачистили палочки – держатели и планки, на которых крепятся фигурки игрушек,

7) приступили к сборке игрушек, каждый тип в индивидуальном порядке, согласно схемам.

8) после того, как игрушки были собраны и находились в рабочем состоянии, мы занялись оформлением внешнего вида. Для разнообразия мы оформили разными способами: при помощи выжигателя и лака по дереву, а что бы игрушки выглядели ярко и привлекательно, раскрасили красками.

2.5 Экологическое обоснование проекта

Экологические вопросы волнуют в современном мире всех. Чем больше человек продвигается по ступеням технического прогресса, тем больше наносится вред окружающей нас природе. Человек использует ресурсы природы, не задумываясь о последствиях своей деятельности. А сохранение чистоты рек воздуха и почвы просто необходимо. Для этого нужно создать и установить новейшей очистные сооружения, использовать безотходные технологии ног все это требует больших затрат но эти затраты ничтожны в соотношении со спасением природы от которой зависит наше будущее и жизнь на земле. Поэтому все наши народные игрушки изготавливались из экологически чистых материалов, в основном это дерево

3 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе выполнения проекта мы выяснили , что динамические игрушки интересны. Народные мастера не только сохранили традиции изготовления динамических игрушек, но и разрабатывают новые модели. Центром этого народного искусства является село Богородское, недалеко от города Сергиев Посад. Конечно – же, игрушка на сегодняшний день утратила свое первоначальное назначение. Сейчас она является ярким примером декоративно – прикладного искусства. Ее можно встретить как украшение интерьера или в качестве сувенира. Но, несмотря на это мы убедились на собственном опыте, что интерес к этим игрушкам у детей и взрослых очень велик. Во время работы над проектом мы увлекли изготовлением этих игрушек много ребят из нашей школы. Почти у каждого теперь есть динамическая игрушка. Мы очень рады, что прикоснулись к этому виду искусства и вдохнули живой интерес, особенно у школьников младших классов к данным игрушкам.

Результатами своей практической части проекта мы остались довольны, все игрушки у нас получились, хотя и встречали некоторые сложности при изготовлении.

Список литературы и источников

Гликин М.С. Декоративная работа по дереву. Издательства: Народное творчество, Искона. 2002г 20-30с.

Коваленко В.И. и Кулененок В.В. Объекты труда 7 класс Издательство: Просвещение, 1993г.

Рихвн Э.В. Мастерим из древесины. Издательство: Просвещение, 1989г.

Учебная литература: технология 5,6,7,8,9 классы, под редакцией В.Д. Симоненко.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью методической разработки является научить детей 8 – 9 лет самостоятельно изготавливать динамическую игрушку исходя из принципа от простого к сложному.

При выборе методов обучения педагог ориентируется на те, которые стимулируют познавательную и практическую деятельность учащихся, расширяют у них политехнический кругозор, формируют практические умения, содействуют становлению творческой личности.

Просмотр содержимого документа
«Динамическая игрушка»

Муниципальное бюджетное учреждение

«Станция юных техников»

«Динамическая игрушка»

Автор: педагог дополнительного

образования Никонова О.И.

г. Каменск – Шахтинский

Пояснительная записка.

Воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. По мнению А.С.Макаренко: «Игра обязательно должна присутствовать в детском коллективе. Детский коллектив, не играющий, не будет настоящим коллективом». В то же время А.С.Макаренко считал, что не всякая игра имеет воспитательное значение, а только та, которая носит активный характер. «Игра без усилия, игра без активной деятельности – всегда плохая игра», - писал он.

Это же очень тонко подметила Н.К.Крупская. Она писала: «В детских играх отражается громадный интерес ребят к технике…, им хочется делать что-то в интересующей их области труда. Игра в своем развитии перерастает в труд, в практическое овладение техникой».

Научно-техническая революция и быстрое проникновение достижений науки и техники во все сферы человеческой деятельности вызывают возрастающий интерес детей к современной технике. Технические объекты осязаемо близко предстают перед ребенком повсюду в виде десятков окружающих его вещей и предметов: бытовых приборов и аппаратов, механических игрушек, транспортных, строительных и других машин – ребята сталкиваются с ними дома и на улице, видят их в кино и телевизионных передачах…

Творческое начало заложено в природе каждого человека. Все дети – активные творцы. Они рисуют и поют, строят дома и покоряют неведомые миры, конструируют космические ракеты и летающие тарелки. Создают свое, «новое, никому ранее не приходившие в голову».

Дети начинают увлекаться конструированием, с 8 – 9 лет, причем количество интересующихся техникой возрастает к 12 – 14 годам.

Этот момент мы, педагоги, не имеем право упускать.

Ребенку 8 – 9 лет неинтересно просто вырезать из бумаги фигурки, ему нужно самому построить самолет, ракету, любую игрушку, но только обязательно действующую.

Целью методической разработки является научить детей 8 – 9 лет самостоятельно изготавливать динамическую игрушку исходя из принципа от простого к сложному.

При выборе методов обучения педагог ориентируется на те, которые стимулируют познавательную и практическую деятельность учащихся, расширяют у них политехнический кругозор, формируют практические умения, содействуют становлению творческой личности.

Задачи методической разработки:

развивать у детей смекалку, любознательность; мелкую моторику рук;

учить детей простым способам моделирования;

знакомить с различными материалами;

воспитывать чувство вкуса, уверенность в собственных силах;

приобщать к искусству и мастерству;

проявлять терпение, выдумку, прилагать максимум старания, труда.

В процессе технического творчества учащиеся овладевают элементарными приемами работы с различными материалами и инструментами. Как тонко подметил В.С.Сухомлинский: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда…».

У младших школьников кисть руки еще не окрепла, мышцы развиты недостаточно, координация движений несовершенна. Чтобы рука ребенка была уверенной, твердой, чтобы он мог свободно владеть простейшими инструментами (ножницами, линейкой, циркулем и т.д.), нужна тренировка – планомерная система упражнений. Следует так же иметь в виду, что навыки, приобретенные в этом возрасте, долго сохраняются, поэтому очень важно, чтобы они были правильными.

Плотный цветной картон, бархатная бумага, цветная бумага, пластилин, проволока.

Ножницы, шило, игла, нитки, гладилка, клей, фломастеры.

Содержание работы

Для младших школьников самый доступный и легко поддающийся обработке материал – бумага. Работа с бумагой – это работа с современным художественным материалом, имеющим свое лицо, обладающим конструктивными и пластическими свойствами. Возможность использования ее неограниченны. Сначала мы предлагаем выполнить игрушку-неваляшку и зайца-эквилибриста. Затем провести работу по принципу комбинирования материала: игрушки котя-коток и утя-утенок в коляске.

Чтобы увлечь ребенка, необходимо использовать весь методический арсенал (хороший образец, сказка о нем, необычный рассказ, интересный сюжет из жизни, песня и т.д.). А главное, суметь подать материал по изготовлению игрушки так, чтобы этапы работы были просты и понятны, вселяли в ребенка надежду, уверенность и желание сделать игрушку самому. Работа над игрушкой развивает у детей смекалку, любознательность, интерес к моделированию, знакомит с различными материалами, воспитывает чувство вкуса. Кроме того, дети приобретают трудовые навыки, развивают мелкие мышцы пальцев, у них появляется уверенность в собственных силах. Все это готовит детей к восприятию знаний при обучении в школе и приобщает их к искусству и мастерству.

Игрушка, сделанная самим ребенком, - результат не только его труда, но и его творчества. При ее изготовлении он вынужден проявлять максимум старания, труда. Такая игрушка будет ему особенно дорога.

Ценность подобных работ заключается в их оригинальности и назначении (применение в играх, в качестве подарка для детей детского сада или младших родственников, друзей и т.п.).

Ивашка-неваляшка

Из плотного картона по шаблону вырезают 2 детали туловища (1), 1 деталь головы (2). На голове рисуют волосы, глаза, рот, нос и т.д. и пришивают ее к одной из деталей туловища в точке А.

Из бархатной бумаги вырезают полоску длиной 24 см и шириной 5 см (3).

По обе стороны длины этой полосы, отступив от края 1,5 см, проводят по изнанке по 2 прямые линии. По этим линям делают сгибы, которые прорабатываются гладилкой. По всей длине загнутой полоски по линии сгиба вырезают зубчики (б). В середине полоски с зубчиками прикрепляют груз (кусок пластилина – в). Пластилин прежде обертывают бумагой или тканью и пришивают к середине изнаночной стороны полоски (Б). После этого на краевые зубцы полоски бархатной бумаги с изнаночной стороны наносят клей, овально сгибают ее по форме одной из деталей туловища и приклеивают к ней, а другую ее сторону приклеивают ко второй детали туловища.

Такая игрушка будет раскачиваться из стороны в сторону, не падая.

Заяц – эквилибрист

Из бархатной или любой другой плотной бумаги по шаблону вырезают 2 детали зайца (1). К нижним лапкам для придания игрушки устойчивости, к обеим деталям с обратной стороны приклеивают еще по одной детали (2). Обе детали склеивают до нижних лапок. Концы нижних лапок скрепляют скрепками (заклепками), а между ними прикрепляют небольшой кусочек пластилина (А). Заклепки делают из тонкой проволочки длиной 3,5 см при помощи шила, гвоздя; один конец ее свертывают в спираль из 2 – 3-х витков, оставляя хвостик длиной 2 см. Заклепку продевают в отверстия соединяемых деталей, а с оборотной стороны пригибают к детали и также делают несколько витков вокруг проволочки.

Затем зайца оформляют: приклеивают глаза (пуговицы, ячейки в пленке из-под таблеток, и т.д.), нос, рот, усики, жилет и т.п. К одной из верхних лапок привязывают ниточку. Если дернуть за ниточку, заяц будет эквилибрировать на нижних лапках.

Котя – коток

Из плотной бумаги вырезают детали: туловище (1), голову (2), лапки (3). Туловище склеивают по линии АБ (лучше сшить). На этот шов наклеивают деталь (4), вырезанную или из цветной бумаги или из ткани, - это будет передняя часть кота. Сверху можно приклеить большой бант или галстук (5). оформляем голову: рисуем фломастерами глаза, накладку на мордочку, усы из ниток, язык и т.д.

В этой игрушке появляется новая деталь – пружинка (6). Из такой же проволочки, как для заклепки, делают пружинку. Прижав один конец проволочки (длина 15 см) к круглому карандашу или кисточке диаметром 0,8 – 1,0 см, накручивают плотно виток к витку и снимают. Затем один конец пружинки прикрепляют к низу мордочки кота, а другой конец к середине планки, изображающей его лапки (В). Для закрепления концов проволочки в деталях делают проколы шилом. После этого в верхней части туловища делают надрезы, в которые вставляют лапки с пружинкой и головку (г). Головка на пружинке будет качаться.

Утя-утенок в коляске.

Из желтой бархатной бумаги вырезают 2 детали утенка (1) и склеивают их. Рисуют глаза, а в прорезь в головке вставляют клювик (3), вырезанный из красной или оранжевой бумаги. Из бумаги так же вырезают крылышки (4) и приклеивают их к туловищу. Внизу туловища прикрепляют такую же пружинку как и в предыдущей игрушке (5). Другой конец пружинки прикрепляют к середине картонной полоски.

из картона вырезают 2 детали коляски (скорлупки0 (5), к одной из них с помощью двух заклепок прикрепляют планку с утенком. Вырезают и крепят на ось, проходящую через скорлупки (х), с внешней стороны коляски 2 колеса (7). К оси (проволочка, палочка) прикрепляют картонные планки шириной 1 см и длиной 15-17 см (8). За планки коляску можно везти, и утенок в ней будет раскачиваться.

Нажмите, чтобы узнать подробности

История развития и виды динамических игрушек. Знакомство с алгоритмом создания "вращающихся картинок" - тауматропа. Мастер-класс для учащихся 3 класса.

Просмотр содержимого документа
«Динамические игрушки»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС № 244

Мастер-класс для детей «Динамическая игрушка тауматроп на спортивную тематику»


Пояснительная записка

Динамические игрушки - это игрушки передающие моторику движения живых существ или механизмов. Самые известные динамические игрушки в нашей стране – деревянные-богородские: например, кузнецы или клюющие курочки. Можно так же вспомнить лошадок-качалок, неваляшек и обычные каталки. Слайд №2


Движущиеся - не значит динамические.
Сейчас на прилавках магазинов можно видеть огромное изобилие, движущихся игрушек (заводных, электронных, интерактивных и т.п.), которые, казалось бы, в полной мере передают характерное движение живых существ, однако эти действия совершенно не зависят от ребёнка с ними играющего. В последнее время особенно популярны интерактивные игрушки или так же игрушки-роботы. Стоит нажать на кнопку, а иногда и просто начать взаимодействовать с сенсором и игрушки начинают двигаться, общаться, отвечать на вопросы и даже выражать "чувства". Актуально спросить, "а что тут собственно плохого? Нажал кнопку - игрушка ожила".
Но! Не забывайте, что по настоящему игрушки оживают только силами фантазии и чувств ребенка. Интерактивные игрушки не стоит называть динамическими именно в силу их собственной запрограммированности, ребёнку остаётся лишь пассивно наблюдать выполняемую функцию и вовремя нажимать на кнопочки для продолжения. В отличие от вышеназванных, роботизированных игрушек, динамические выражают и отражают живое движение самого ребенка. Равновесие и движение не создается искусственно, с помощью электропривода. Дети открывают эти закономерности сами, в результате своей собственной деятельности, постепенно знакомясь с фундаментальными законами земного тяготения, и статического динамического равновесия (отсюда и название – динамические игрушки.)

Игрушки этого типа можно условно поделить по характеру движения:

1. Каталки. В свою очередь подразделяется на две подгруппы: передние и задние, передние – дети толкают перед собой, а задние – тянут за собой на веревочке. Потенциал этого вида игрушек исчерпывается к трём годам. Передняя каталка больше подойдёт ребёнку помладше, потому что он только осваивает пространство перед собой.

2. Крутилки. Вращаются по кругу либо вокруг своей оси. Например, ручные волчки. Чтобы запустить волчок потребуется координация и моторная ловкость, как следствие, развитие этих качеств.

3. Качалки – старая - добрая неваляшка, как и маленькая лошадка-качалка, отклоняясь к крайней точке, возвращается в исходное положение.

4. "Шагающие" игрушки - передающие характерное движение, будь то бычок, скачущая белка, ныряющий дельфин и так далее.

Динамические игрушки популярны у детей разного возраста, объясняется это тем, что, помимо интереса к движению как к таковому, такие развлечения могут дарить идеи для сюжетных игр.

Действие, наблюдение, подражание.


Общей характерной чертой динамических игрушек является то, что ребенок непосредственный участник игры, он сам, собственным усилием запускает процесс их движения (раскручивает юлу, или качает неваляшку). Активное наблюдение за движением, является продолжением игры, развитие и поддержание движения игрушки с помощью собственных усилий.

В этот момент и прослеживается качество детского восприятия, так отличное от взрослого. В отличие от взрослого человека, ребенок практически всегда отождествляет себя с игрушкой, её движением или характером, всё это становится сюжетом игры.

Собственноручное создание динамической игрушки - это хороший стимул для развития творческих способностей детей, интеллектуального развития, повод для большего общения ребенка со сверстниками, повод для совместного открытия мира и создания новых и интересных игр.


Цель: повышение мотивации к занятиям спорта и формированию навыков здорового образа жизни учащихся посредствам создания динамической игрушки тауматропа.

- обучить работе по алгоритму;

- познакомить с понятиями «мультипликация», «тауматроп»;

- познакомить с техникой оживлений картинок

- углубить знания воспитанников об игрушке «Таумотроп» и его возможностях использования в работе различных областей;

- создать условия для активного участия обучающихся в мастер-классе, воспитывать аккуратность, отзывчивость.

Материалы, инструменты: плотная бумага, клей, цветные карандаши, ножницы, шпажка или коктейльная трубочка, шаблоны кругов.

Продолжительность мастер-класса: 30 минут.

Конспект мастер-класса

Услышишь – забудешь,

Увидишь – запомнишь,

Построишь – поймешь!

Конфуций!

Организационный момент.

Ведущий: - Весел и активен весь наш класс-

Ну-ка, приглашу Вас всех на мастер-класс!

- Все вы, ребята, активные, но далеко не все – спортивные! Поэтому у нас и занятие сегодня хоть и творческое, но со спортивной изюминкой. Хотите узнать какой?

1.1. Введение в тему.

- Начну я наш мастер-класс с необычного вопроса: «Кто бы из вас хотел хотя бы на полчаса стать аниматором и создать свой собственный мультфильм? Сегодня у вас будет такая возможность познакомится с оживлением изображения в мультипликации. Мультипликационный фильм – это ожившее изображение. Для того чтобы персонаж мультипликационного фильма мог двигаться создают несколько кадров (изображений) и с большой скоростью их меняют при этом создаётся иллюзия движения и мы видим оживший объект.

Сегодня мы с вами попробуем создать короткий фильм, состоящий всего из двух кадров, создав тауматроп.

А что именно мы будем оживлять, вам покажут следующие слайды.

Ведущий: - Как вы думаете, что мы будем оживлять? (ответы воспитанников). Сегодня мы с вами попробуем оживить элементы нашей с вами спортивной жизни, в этом и есть изюминка нашего мастер-класса. А в оживлении изображений нам поможет динамическая игрушка – тауматроп.

Кто знает, что такое динамическая игрушка? Динамическая игрушка – это игрушка, которая передает моторику движения объектов. Эта игрушка может качаться, как неваляшка или лошадка-качалка, вращаться, как юла, шагать или крутиться. Тауматроп, игрушку, которую мы с вами сегодня будем делать – нужно вращать.







Основной этап

Беседа «Что такое тауматроп»

Тауматроп или "вращающееся чудо" уходит корнями в далекое прошлое - к возникновению кинематографа (начало 19 века). Действие волшебной забавы основано на оптической иллюзии или, попросту сказать, на обмане зрения.


Т ауматро́п (от др.-греч. θαῦμα — чудо и τροπή — вращение) — игрушка, основанная на оптической иллюзии: при быстром вращении кружка с двумя рисунками, нанесенными с разных сторон, они воспринимаются как один. Была особо популярна в Викторианскую эпоху. Слайд №3

История создания. Создателем тауматропа является Джон Гершель. Слайд №4. Ещё в 1824 году он поспорил со своим другом Чарльзом Беббиджем, что сможет показать ему одновременно две стороны золотой гинеи. (Гинея (англ. guinea) — английская, затем британская золотая монета, имевшая хождение с 1663 по 1813 год.) Он вращал монету на ребре, а Беббиджа попросил поместить глаз на её уровне. Обе стороны монеты слились воедино.

В 1825 Генри Фиттон и доктор Пари, популяризируя этот опыт, превратили его в детскую игрушку, получившую имя тауматроп. Жозеф Плато о тауматропе: «Надо нарисовать два различных предмета на двух сторонах картонного диска таким образом, что, если начать вращать этот диск с большой скоростью вокруг его диаметра как вокруг оси, слияние восприятий двух рисунков создаст третий. Если с одной стороны нарисовать птицу, а с другой — клетку, то птица будет казаться помещенной в клетку и т. д»

Как действует тауматроп?


П ри быстром вращении картонного диска с двумя рисунками наш глаз воспринимает сразу оба изображения, а так как диск вращается на одном месте (вокруг своей оси), то мы видим оба рисунка. Это оптическая иллюзия — в нашем восприятии оба изображения оказываются совмещенными. Если нарисовать с одной стороны картонки мышь, а с другой клетку, то при вращении нам кажется, что мышь сидит в клетке.

Объяснение этапов создания тауматропа.

Как сделать игрушку-вертушку или тауматроп? Что нужно для изготовления тауматропа?

Итак, нам понадобится: белый альбомный лист или картон, циркуль или тарелочка круглой формы, ножницы, карандаши или фломастеры, клей, шпажка. Но в нашем случае я приготовила для всех шаблоны с готовыми рисунками, которые необходимо будет раскрасить и вырезать.

Как видим, специальных инструментов для изготовления тауматропа не понадобится, все детали можно найти дома.

Правила безопасности на мастер-классе. Слайд №6

Что нужно сделать до начала работы:

- положить инструменты и приспособления в отведённое для них место.

Что нужно делать во время работы:

- быть внимательными к работе;

- класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;

- передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперёд.

Что нужно сделать по окончании работы:

Привести в порядок рабочее место.

Алгоритм изготовления тауматропа. (Показывает ведущий)

Вырезать по контуру круги с рисунками.

Раскрасить изображения на двух кругах.

На изнаночную сторону одного из кругов приклеиваем шпажку, поверх конструкции приклеиваем второе изображение лицевой стороной к себе.

Раскручиваем получившееся изделие между ладонями.




Физкультминутка «Долго шли мы по дороге» Слайд №7

-Перед работой мы отдохнем и на зарядку дружно пойдем!

Жеребьевка «Темная лошадка»

Ведущий: - Прежде, чем приступить к работе, я предлагаю вам провести жеребьевку, как перед настоящим спортивным матчем. Чтобы определить, какое спортивное изображение будет на вашем тауматропе, мы поиграем в игру «Темная лошадка» (Воспитанники по очереди опускают руку в жеребьевочную коробку и достают изображение своего тауматропа)

Практическая работа.

Заключительный этап мастер-класса.

Ведущий: - Работа у всех завершена, и мы переходим к волшебству.

1,2,3 – улыбнись, тауматроп – оживись!

Ведущий: - Как видим, сделать тауматроп своими руками легко. Рисунки можно ли, вам ребята, сегодняшний мастер-класс? Предлагаю вам самим придумать спортивные сюжеты для следующих ваших тауматропов.


Просмотр содержимого презентации
«Мастер-класс для детей «Динамическая игрушка тауматроп на»

Мастер-класс для детей «Динамическая игрушка тауматроп на спортивную тематику»

Мастер-класс для детей «Динамическая игрушка тауматроп на спортивную тематику»

Динамические игрушки

Динамические игрушки


Джон гершель ученный, физик и химик. Астроном, экспериментальный фотограф

Джон гершель ученный, физик и химик. Астроном, экспериментальный фотограф

Читайте также: