Литература по дымковской игрушке

Обновлено: 01.05.2024

Дымковская игрушка — уникальное явление в русском искусстве. Это едва ли не самый известный и популярный среди народных промыслов. Слава его давно перешагнула границы нашей страны. Без веселых нарядных дымковских фигурок уже много десятилетий не обходится ни одна выставка народного искусства.

О дымковской игрушке немало написано и в общих трудах по народному искусству, и специальных статей и очерков, и популярных книг. Однако нельзя сказать, что все об этом промысле известно и мы хорошо знаем весь путь его развития.

Художественная эволюция дымковской игрушки в целом еще не изучена, подчас неверно определяются особенности ее выразительных средств, к формальным моментам сводятся традиции. Забыты имена некоторых мастеров, и не выявлен творческий вклад в общее дело даже достаточно известных. Не опубликованы многие выдающиеся произведения, которыми обладают музеи.

Все это представляет интерес не только для истории народного искусства в целом, но важно прежде всего для самого промысла. В его современной жизни немало сложностей и трудностей. Чтобы двигаться дальше, нужно хорошо знать пройденный путь, учитывать его опыт, просчеты и ошибки, достижения и победы.

Любовь и преданность своему делу, тревоги и заботы дымковских мастериц разных поколений побудили обобщить все известное и вновь найденное о дымковской игрушке на данном сайте, проследить ее развитие, ответить на некоторые наболевшие вопросы ее современной жизни. Как первая такая попытка она не претендует на исчерпывающую полноту.

В работе над сайтом использованы различные источники и материалы. Прежде всего — это местная историческая, краеведческая литература, сведения по кустарной промышленности Вятского края, местная периодика, содержащие немало интересного для истории промысла в XIX-XX веках.

В специальной литературе о народном искусстве сведения о дымковской игрушке появились лишь в начале ХХ века, когда после первой русской выставки игрушек в Петербурге в 1890 году возник всеобщий интерес к собиранию и изучению кустарной игрушки. Впервые публикации дымковских фигурок были сделаны в статьях и книге "Игрушка, её история и значение". Правда, в последней их происхождение неверно приписывалось Вологодской губернии. Но в общем внимании к народной игрушке в это время вятский промысел неизменно назывался в числе главных центров ее производства. Однако широкая известность дымковской игрушки началась с книги "Вятская глиняная игрушка в рисунках".

Роль и значение А. И. Деньшина в истории промысла трудно переоценить. Живописец, уроженец Вятки, он еще в юности увлекся народным искусством родного края, стал собирать глиняные игрушки, в 1908 году познакомился с и ее дочерьми, а потом и другими потомственными династиями мастериц. По существу вся жизнь Деньшина была отдана дымковской игрушке: он был её первооткрывателем, собирателем, распространителем в музеях, популяризатором и даже художественным руководителем промысла. Неутомимая деятельность Деньшина помогла мастерицам в трудные годы. В конечном счете ему же во многом обязан промысел своими современными успехами, ибо обучение молодежи у старейшин этого искусства впервые также было налажено Деньшиным.

Три книги, изданные Деньшиным, его рисунки, частично использованные в книге с текстом А. В. Бакушинского, рукопись — воспоминания о дымковских мастерицах, написанная в 1945 году и опубликованная позднее, отдельные статьи в журналах и газетах — все это является неоценимым источником и тем фундаментом, без которого не может обойтись ни один исследователь дымковской игрушки и народной игрушки в целом. Деньшин стремился достаточно точно зафиксировать многочисленные факты жизни и творчества и других мастериц, сам процесс создания игрушки, ее основные сюжеты и композиции, их названия, то есть старался сохранить и запечатлеть то, чему сам был свидетелем и что составляет непреходящую ценность его работ.

Все издания Деньшина содержат большое число иллюстраций — рисунков дымковской игрушки, главным образом Мезриной, которую он хорошо знал и творчество которой справедливо считал выдающимся явлением в народном искусстве. Однако, отдавая дань уважения трудам Деньшина, следует отметить, что его рисунки ни в коей мере нельзя считать копиями произведений дымковских мастериц.

Хотя они точно скопированы с подлинников, в них настолько сказался собственный активный почерк художника с характерными округлыми линиями рисунка, энергичными абрисами и упругими формами, яркими красками росписи, что судить по этим рисункам об авторских манерах Мезриной и других игрушечниц совершенно невозможно, особенно зная подлинные произведения разных мастеров в музеях. Рисунки Деньшина полностью нивелируют не только индивидуальные почерки дымковских мастериц, но и утрируют некоторые общие черты игрушек этого времени, в частности, усиливают цветовую активность. По-видимому, его альбом, который мастерицы хорошо знали и использовали как пособие, повлиял па последующее изменение характера игрушек.


Литература, в которой отражены материалы по истории дымковского промысла, рассказы о творчестве мастериц разных поколений, биографическая информация, описания музейных коллекций, обширный фотографический материал…

Каталоги к выставкам разного времени содержат информацию по биографиям как отдельных мастериц, так и династий, целых поколений мастериц, пришедших в промысел в разное время в течение ХХ века. Кроме того, здесь есть характеристика стилистических особенностей игрушки каждого автора, каталожные сведения о представленных на выставке работах, их размере, принадлежности музейной коллекции.

Издание посвящено одному из наиболее древних и удивительных в художественном отношении ремесел — русской глиняной игрушке. Лучшие образцы глиняной игрушки стоят в одном ряду с известными памятниками народного искусства. Впервые в этом издании предпринята попытка соединить глиняную игрушку и произведения русского фольклора: народную сказку, песни. Многие из знаменитых мастеров-игрушечников не только увлекались сказочными сюжетами , воплощали их в своих произведениях, но и сами создавали сказки, рассказывали их, жили в их атмосфере. Русский Север богат и мастерами-игрушечниками, и прекрасными произведениями устного народного творчества.

В разделе «Вятская игрушка» представлены материалы различных авторов (А. Г. Кулешова, В. Г. Смолицкого, Н. Н. Менчиковой, Г. П. Мельникова) о творчестве мастериц разных поколений, а также о роли вятского художника А. И. Деньшина в судьбе дымковского промысла.

Русские художественные промыслы, самые красивые и знаменитые. М., Мир энциклопедий Аванта+, изд. Астрель, 2010.

Эта книга знакомит читателя с прекрасными произведениями старых народных мастеров, дает возможность посмотреть на мир их глазами, прикоснуться к тайне коллективного творчества и увидеть новые авторские работы, созданные в русле народного искусства. Об истории и современном состоянии художественных промыслов России рассказывают искусствоведы, сотрудники музеев, хранители уникальных коллекций.


Фотоальбом знакомит с биографией и творчеством современных мастериц дымковской игрушки, наследниц четырехсотлетней истории старинного вятского промысла. Вступительное слово к альбому написано священником о. Сергием Гомаюновым. Текстовая часть выполнена известным вятским искусствоведом Г. Г. Киселевой, фотографии С. П. Шаклеина.

Менчикова Н. Н. Вятские народные промыслы и ремесла: история и современность. Киров, изд. «О-краткое», 2010

Одно из последних подарочных изданий. Книга состоит из двух больших разделов. В первом - рассказ об истории и современном состоянии вятских традиционных ремесел и промыслов. Вторая часть содержит перечень современных предприятий, производящих изделия НХП, а также перечень магазинов и учебных заведений, связанных с НХП. Кроме того, в книге названы имена мастеров (с портретом и краткой биографией), получивших статус «Мастер народных художественных промыслов Кировской области». Книга содержит богатый иллюстративный материал.

Народное искусство России. Традиция и современность. Материалы всероссийской научно-практической конференции под ред. М. А. Некрасовой. Вологда, 2008.

Всероссийская научно-практическая конференция «Народное искусство России. Традиция и современность» проходила в г. Вологде 12–14 сентября с одновременно действовавшей выставкой «Современное народное искусство России. Традиции и современность», работавшей в Вологодской областной картинной галерее с 5 июня по 5 октября 2008 года.

В издании включены статьи, доклады, выступления, иллюстрации произведений, экспонировавшихся на выставке, которые могут дать представление о современном состоянии народного искусства, о его живых традициях в разных областях и республиках России, о наиболее острых вопросах, требующих безотлагательного государственного решения. Публикацию материалов завершает резолюция-постановление, принятая конференцией.

В сборнике есть материал Н. Н. Менчиковой «Дымковский промысел на рубеже XX-XXI вв. Проблемы развития».

Одно из первых изданий, посвященное дымковской игрушке, ее истории, основным именам мастериц, известным династиям Мезриных, Пенкиных, Кошкиных. Особое место в книге отведено роли А.И. Деньшина и творчеству его жены – мастерицы дымковской игрушки Е.И. Косс-Деньшиной. Книга содержит большой альбом с иллюстрациями работ мастериц дымковской игрушки.

Первое фундаментальное монографическое издание о дымковской игрушке, рассказывающее о развитии уникального промысла от корней до современности. Немалое место в книге посвящено творчеству многих поколений и фамильных династий дымковских мастериц. Книга содержит обширный иллюстративный материал из фондов крупнейших музеев страны, а также библиографию и биографический указатель.

Очерк о русской глиняной игрушке различных центров с выделением их стилистических особенностей, а также объединяющего начала в образности, тематике, назначении. Книга содержит богатый иллюстративный материал из коллекций различных музеев России, в том числе и по дымковской игрушке.


Перминова Н. И. Дымковская расписная, Издательско-полиграфическое предприятие «Информационный центр», Киров, 1998.

Сувенирное издание карманного формата. В легкой доступной форме изложена история дымковского промысла, его сегодняшний день, этапы создания игрушки. Книга содержит фотопортреты мастериц, фотографии игрушек различных мастериц из музейных собраний.

Эта книга о людях, истории и культуре, настоящем, прошлом и будущем Вятского края. Сборник составлен из литературных произведений разного жанра и различных авторов. В главе «Олень-Золотые рога» группа авторов обращается к теме вятских промыслов, в том числе и дымковской игрушке.


Издание посвящено альбому Деньшина А.И. «Вятская глиняная игрушка. Куклы нарядные», который создавался художником в Вятке и Москве. В 1919 году было «выпушено 120 нумерованных альбомов ручной раскраски яичными красками по возможности ближе к оригиналу. причем рисовал, описывал, литографировал, раскрашивал, составлял обложки и писал вязью автор лично. Рисунки сделаны с игрушек, находящихся в собрании автора».

Альбом, как и первое издание Деньшина А.И. 1917 года, вновь посвящается творчеству единственной в то время в Дымково мастерицы глиняной игрушки Анне Афанасьевне Мезриной (1853-1938). Из всего многообразия изделий игрушечницы Деньшин отобрал для альбома двадцать одну нарядную куклу

-барыни с зонтиками, муфтами, сумочками, цветами, няньки (кормилки) с детьми, водоноски с ведрами, барышни, стоящие на ножках.

В альбоме 1919 года впервые талант художника ярко проявился в оформлении лицевых сторон - двух заглавных листов, каждый из которых заключен в рамочку удивительной красоты, где растут и цветут необыкновенные сказочные цветы. В это великолепие рисунков всех девяти листов издания органически вплетается изящный рукописный текст автора с поэтическим рассказом: «с

незапамятных пор глиняных раскрашенных игрушек - подлинно детище народное. в глуши лесов, зеленых полей и широких раскатистых равнин с серебряными речками и синими далями. главная утеха ребячья - кони, бараны, звери, куклы. ..а золота, блеску, ярких красок они на себе имели столько. Все кружочки, полоски, точки, черточки, квадраты, завитушки -вся манера раскраски игрушек. высшее проявление артистического чувства и понимания красоты».
На страницах альбома Деньшин А.И. восторженно описывает и наглядно показывает, как «скульптурными приемами вылепливались игрушка за игрушкой. и раскраска производилась согласно личности раскрасчика и тем традициям, которые он заложил с детства».
В альбоме напечатаны совершенно уникальные рисунки автора, отражающие


процесс лепки и раскраски барышни на ножках, одной из тех, что воспроизведена в издании. Возле шестнадцати своих рисунков художник написал: «Так куклы сначала лепились в виде одного горшкообразного кринолина, потом туловище, руки, голова, прическа, воротник, шляпка, ноги на подставке, кукла вся с прибавлением сумочки и украшений на шляпе. Красок не более четырех-пяти и сверх красок - сусальное золото».

Эти рисунки автора, безусловно, - бесценный документ начала XX века и незаменимый материал для совершенствования творчества современных мастериц дымковской игрушки.

Алексей Иванович Деньшин в то время единственный знаток дымковского промысла, начавший зарисовывать игрушки с 15 лет. Он с грустью написал в конце альбома: «все это мелькнуло как сон. Еще несколько лет и будет опушен занавес нал одной из страниц прекрасной и необыкновенно яркой жизни народной массы в ее творчестве». И далее с надеждой: « но все-таки есть уверенность в том, что рано или поздно эти живые родники искусства забьют. и подобными исследованиямимы только их скорей откроем, и жизнь тогда встанет перед нами «преображенною». Через радость и красоту в ней откроется новый смысл ».

«Живые родники», действительно, скоро «забили» благодаря неутомимой деятельности Алексея Ивановича Деньшина по сохранению и развитию дымковского промысла. «Он был первый человек, заговоривший публично о вятском игрушечном деле. И его выступление имело большой общественный смысл».

Дымковская игрушка

На Руси гончарное искусство зародилось еще в давние времена. В тот период наши предки большое значение уделяли обрядовым праздникам. Не стала исключением и «свистопляска» — торжество, почитающее бога солнца Ярила. В этот день участники праздника перекидывались расписными шариками из глины и вовсю использовали глиняные свистульки. Именно это и стало причиной появления обрядовых аксессуаров, среди которых почетное место заняла дымковская игрушка.

Содержание:

История промысла


Дымковская игрушка «родилась» в Кирове. Пять столетий назад за речкой Вяткой находилась небольшая слобода Дымково, куда царь Иван III приказал переселить жителей из северных регионов России. Среди них оказалось много талантливых мастеров гончарного дела, которые на новом месте развернули активную деятельность по производству игрушек. Целые семьи были вовлечены в рабочий процесс: одни добывали глину и делали смеси из комового мела; другие — лепили игрушки; третьи — их обжигали; четвертые — белили и разрисовывали.

Четыреста лет развивался дымковский промысел. За это время сложились свои темы, образы, характерные рисунки. Тут не нашлось места невыразительным орнаментам или тусклым оттенкам. Дымковская игрушка — это воплощение жизни в самых радостных красках. Не удивительно, что к началу 19 века свистульки из Дымкова завоевали любовь жителей всей России. В год производилось больше 100 тысяч игрушек, которые продавались в столице и Оренбургской губернии. Над их созданием работали 59 семей из Дымково. Среди самых известных фамилий звучали Кошкины, Никулины.

Мезрина Анна Афанасьевна

(Мезрина Анна Афанасьевна - мастерица дымковской игрушки)

В начале 20 века для дымковской игрушки настали «черные времена». Они перестали пользоваться былой популярностью, поэтому знаменитые семьи гончарных ремесленников начали искать другие варианты заработка. Эксклюзивные свистульки начали вытесняться дешевыми гипсовыми вариантами. Только одна мастерица, Анна Мезрина, осталась верной традиционному изготовлению из глины. Именно ей потомки могут быть благодарными за сохранение дымковского промысла.

мастера дымковской игрушки

(Мастер Е. А. Кошкина и художник А. Деньшин)

Не менее важную роль в продолжение традиций предков сыграл и художник Алексей Деньшин. С юных лет он увлекался дымковской игрушкой, тщательно зарисовывая все известные орнаменты. Даже после Октябрьской революции не терял надежды привлечь внимание к народному искусству: выпускал рукописные альбомы, собирал коллекции игрушек. Его старания увенчались успехом: в 30-х годах 20 века в Кирове начал возрождаться дымковский промысел.

Виды дымковской игрушки

различные виды дымковских игрушек

Традиционные образы дымковских игрушек — барыня, домашние животные, индюк. Все они выполнены в ярких цветах, призывающих показать радость жизни. Коллекционеры ценят фигурки, при помощи которых можно создавать определенные сюжетные композиции.

Дымковская игрушка, несмотря на каноничность, является эксклюзивной. Дело в том, то каждая мастерица пытается привнести в изделие свои авторские наработки. Поэтому невозможно найти две абсолютно идентичные игрушки.

Среди самых популярных образов, которые «обыграны» в дымковской игрушке, есть следующие:

Дымковский индюк

Индюк — красочный, словно павлин, с характерной бородкой, украшенной золотой поталью. Размеры могут быть разными: от крошечных 5 см до внушительных 40 см;

Дымковская барыня

Барыня — это и изысканная городская дама, и традиционная барышня в кокошнике. Рядом с ней могут быть дети. Золотая поталь также украшает отдельные детали;

Дымковский барашек

Барашек — фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отличительной чертой является их позолота. Барашки бывают обычными или же в нарядных потешных одеждах;

Дымковская лошадка

Лошадка — традиционное изображение животного в ярко-голубых тонах или же «в яблочко».


Мужские образы в дымковской игрушке обыгрываются чаще всего в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского «кавалера». Популярны фигурки свинок, птичек, колокольчиков.

Технология изготовления

схема изготовления дымковской игрушки

Процесс создания дымковской игрушки состоит из двух этапов: формирование фигурки и ее раскраска.

Для создания фигурки используется глина и речной песок. По правилам, это должна быть вятская красная глина. Каждая деталь игрушки создается отдельно: из шарообразного комка глины формируется тело, на которое «собираются» остальные части (ножки, ручки, голова, аксессуары и т.д.). Все детали должны скрепляться с плавными переходами. Это помогает избегать сколов в будущем.

Готовый образ сушиться на открытом воздухе несколько суток. Затем обжигается на огне. Раньше для этого использовали русскую печь. Сегодня — муфельную, где температура достигает 1000С.

Когда заготовка остывает, ее отбеливают темперными красками. Наши предки для этой цели использовали молоко.

На следующем этапе создания игрушки — раскраске, используются только чистые цвета без смешивания. В старину для этого брали естественные красители на основе яиц, молока, сажи, уксуса, темперы. Сегодня есть готовые акриловые краски. Главное требование: яркость и естественность. Обязательно использование золотой потали для отдельных деталей.

Роспись дымковской игрушки

росписная дымковская игрушка

Дымковская игрушка — символ радости, жизненной силы. Орнаменты, которые на ней изображены — это гладкая роспись в сочетании с геометрическими узорами. Цвета подобраны по принципу контрастности и выгодного подчеркивания друг друга. Хвосты птиц, рога животных, детали гардероба людей покрываются медной поталью (в старину для этого брали тонкие листы сусального золота).

Традиционные цвета дымковской игрушки: синий, красный, желтый, изумрудный, голубой, зеленый, оранжевый. Белая и черная краска используются в минимальном количестве для придания акцента на отдельных участках.

Каждый цвет, который задействован в дымковской игрушке, имеет свое значение: белый — символизирует чистоту; черный — ложь; зеленый — природу; красный — силу, здоровье; синий — небо.

зарисовка Алексея Деньшина дымковской игрушки

(Зарисовка художника Алексей Деньшина для игрушки)

Давние мастера разводили краски на яичном желтке. Рецепты хранились в секрете.

Раскраска велась в строгой последовательности:

самые разные дымковские игрушки

Узоры в дымковской игрушке тесно связаны с оберегами, символикой природы. Есть солнечные и лунные знаки как символ зарождения жизни; ромбы — как знак плодородия; волны — как знак неба и влаги.

Окончательным штрихом в росписи было нанесение сусального золота.

Сегодня дымковская игрушка продолжает свое развитие. Появляются новые технологии, рождаются свежие идеи. Но традиции производства остаются неизменными.

Дымковская игрушка

Дымковские игрушки – это уникальные глиняные игрушки разных форм, раскрашенные яркими красками и не имеющие аналогов в мире. Этот русский народный промысел возник в XV-XVI веках в слободе Дымково близ города Вятка (сейчас это город Киров). Отсюда и название – «дымковская» или «кировская» игрушка. В процессе приготовления игрушки были задействованы целые семьи – все вместе месили глину, лепили, сушили и обжигали получившиеся фигурки.

Поначалу игрушки продавали на ярмарке во время праздника «Свистуньи», который устраивался через месяц после Пасхи в честь поминовения погибших во время битвы 1418 года, известной как Хлыновское побоище. По традиции в эти дни проводились массовые гуляния, когда вятские жители пели, плясали и свистели в глиняные расписные свистульки. Яркие статуэтки так понравились детям и взрослым, что их стали изготавливать круглогодично. В XIX веке производство игрушки в Вятской губернии стало массовым. Тогда их стали вывозить на продажу в Оренбургскую область, Москву и прочие крупные города.

В Советском Союзе всячески поддерживали промысел дымковской игрушки с целью передачи знаний и опыта следующим поколениям. Все фигурки изготавливаются только вручную, затем раскрашиваются и покрываются яичными белками для яркости. Хотя технический прогресс внес свои коррективы в само производство: теперь мастерицы сами не копают глину и не месят ее. Все расходные материалы поступают уже упакованными и готовыми к работе. Во время Второй мировой войны производство дымковской игрушки практически прекратилось, однако благодаря художнику-энтузиасту Алексею Деньшину в 1942 году дымковский промысел получил новый импульс к развитию для поднятия духа горожан.

Описание игрушки

Дымковскую игрушку делают из ярко-красной глины, которую перемешивают с мелким коричневым речным песком. Из полученного материала лепят целые фигурки или их части, затем собирают их и заканчивают лепку. Чтобы соединить две части фигурки, вместо клея используют жидкую красную глину. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности. Затем получившееся изделие сушат в течение от двух до пятидесяти дней и обжигают при температуре 700—900 °C и после того, как игрушка полностью высохла, ее покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведённым на молоке).

Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанную игрушку вновь покрывали взбитым яйцом, что придавало блёклым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы цветов, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора. Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, молодые люди, скоморохи, барыни.

Тематика современной дымковской игрушки разнообразна: это могут быть фигурки животных, любимые сказочные герои, исторические сюжеты, фигурки детей и их семей, различных профессий и предметов старины.

Как играть?

Дымковскую игрушку можно использовать для сюжетно-ролевых игр. Придумывать с глиняными игрушками сюжеты и разыгрывать их с друзьями или родителями. Однако материал, из которого сделана игрушка, недолговечен, именно поэтому сегодня дымковские игрушки чаще используются в качестве сувениров.

Плюсы и минусы

Играя в сюжетно-ролевые игры развивается личность малыша, активизируется развитие его познавательных процессов, закладываются основы для овладения новыми, более сложными видами деятельности. Играя, малыши отражают в ролях, которые они на себя примеряют, всё, что видят вокруг: события, модели поведения взрослых и пр. Участие в сюжетно-ролевой игре позволяет почувствовать себя частью коллектива.

Новый век

Сейчас дымковская игрушка – это визитная карточка всей Кировской области. К 650-летию Кирова, которое наступит в 2024 году планируется раскрасить в Дымку 30 объектов. 9 объектов уже раскрашено, начиная с 2013 года. В октябре 2017 года проект «Раскрасим город в Дымку» получил 1 место в Национальной премии в области территориального маркетинга и брендинга, где обошёл многих сильных конкурентов

В 2010 году в центре Кирова установлена скульптурная группа «Семья», выполненная по канонам дымковской игрушки и представляющая собой группу из барыни с младенцем, мужичка с гармошкой, ребёнка со свистулькой, кошки и собаки. В 2011 году в городе Кирове был открыт музей «Дымковская игрушка: история и современность», фонд которого насчитывает более 700 уникальных экспонатов, большая часть из которых представлена в экспозиции.

Производство

Сегодня дымковскую игрушку производят мастера своего дела вручную. Массового фабричного производства этой игрушки нет, тем она и ценна. Известные мастера, которые до сих пор сохранили традиции и делают дымковские игрушки, являются Борнякова, Верещагина, Ворожцова, Скопина и другие мастера.

Дымковские игрушки — это образцы миниатюрной глиняной скульптуры, уникальные изделия одного из древних русских народных промыслов, который возник в слободе Дымково Вятской губернии. В наши дни это территория города Кирова. Поэтому дымковские глиняные фигурки иногда называют » кировскими игрушками».

Дымковские игрушки являются изделиями ручной работы, поэтому каждой из них присуща индивидуальность. Нет и не может быть двух одинаковых фигурок, потому что мастер вкладывает в свою игрушки особенные характерные черты.

Яркие дымковские фигурки

Яркие дымковские фигурки

Это касается всех этапов создания глиняных фигурок, начиная от процесса лепки до росписи. Именно уникальность, своеобразие и широкая вариативность форм и являются изюминкой дымковской игрушки.

Образцы дымковских игрушек

Образцы дымковских игрушек

История промысла

История возникновения дымковского промысла берет свое начало в XV — XVI столетиях. Изначально красочные игрушки из глины имели форму свистулек. Матери делали их для забавы своих детей из доступных в данной местности природных материалов.

Позднее изготовлением ярких забавных фигурок стали заниматься целыми семьями. Долгими зимними вечерами мастера и их домочадцы вместе замешивали пластичную массу из глины, лепили небольшие игрушки, а после высушивали их и обжигали в печи при высокой температуре. Далее изделия расписывали вручную.

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка » Тройка».

Яркие забавные фигурки с успехом продавались на ярмарке, которая проводилась в честь весеннего праздника Свистуньи. Он устраивался через месяц после Пасхи, и был посвящен памяти погибших в Хлыновском побоище в 1418 году.

В эти дни проводились массовые гулянья. Жители Вятской губернии веселились, пели и плясали. При этом самым популярным музыкальным инструментом была яркая, мастерски расписанная глиняная свистулька.

Позднее историческое значение праздника было подзабыто, а вот традиция изготовления расписных глиняных фигурок прижилась и получила широкое распространение. Так возник известный во всем мире русский народный промысел — дымковская игрушка.

В дальнейшем мастера занялись изготовлением глиняных фигурок на постоянной основе. При этом значительно расширился ассортимент изделий.

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка » Парочка».

В начале XIX века производство дымковской игрушки распространилось по всей Вятской губернии и стало массовым. Глиняные фигурки делали в большом количестве практически в каждом дворе, поэтому местных покупателей оставалось все меньше и меньше.

Тогда маленькие яркие статуэтки стали возить на продажу в Оренбургскую область, в Москву и другие крупные города, где часто устраивались ярмарки и были открыты специальные лавки по продаже игрушек и сувениров.

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка » Дама с собачкой».

Материалы и технология изготовления

Основным материалом для производства дымковской игрушки является местная глина ярко — красного оттенка. Для получения мягкой пластичной массы глину тщательно перемешивали с мелким речным песком .

Все части фигурки лепят отдельно, а после собирают изделие из деталей, скрепляя их между собой жидкой красной глиной. Все соединительные швы аккуратно сглаживают до получения идеально ровной поверхности изделия.

Срок просушивания у игрушек разный ( от 2 дней до полутора месяцев) — в зависимости от размера и композиционной сложности изделия.

Далее фигурки обжигают в печи при температуре около 850* С. После процедуры обжига дымковские игрушки покрывают двумя — тремя слоями темперных белил.

В начале возникновения промысла вместо белил использовали мел, разведенный в молоке до однородной консистенции. Раньше для росписи игрушек применяли темперные краски. смешанные с куриными яйцами и разведенными квасом.

После раскрашивания поверхность изделия смазывали взбитыми яичными белками, что помогало придать глянцевый блеск, а краски выглядели ярче.

В качестве основных инструментов для нанесения рисунков вместо кистей выступали птичьи перья и тонкие заостренные палочки.

В наше время для росписи дымковских игрушек применяются яркие анилиновые красители и мягкие кисти из натурального ворса.


» Девушка с самоваром».

Цветовая гамма и орнаменты росписей

Для росписи глиняных дымковских игрушек издавна использовалась богатая цветовая палитра. Среди основных цветов, характерных для дымковской росписи, можно назвать следующие:

В схемах росписей преобладает строгий орнамент с использованием различных геометрических фигур. Можно заметить различные композиционные сочетания полосок, кругов, ромбов, клеток и точек.

В качестве дополнительного декоративного элемента на готовый цветной узор наносятся мелкие капельки или ромбики из сусального золота.

Тематика дымковских игрушек

Поначалу формы фигурок были простыми и даже примитивными, но с течением времени внешний вид и качество игрушек совершенствовались, а их ассортимент значительно расширился.

Изначально тематика дымковских игрушек была следующей:

  • Фигурки животных — кони, бараны, овцы, козлы, собаки, кошки, свиньи, медведи, олени и другие.
  • Фигурки птиц — утки, гуси, куры, петухи, индюшки.
  • Мужские фигурки — в русской национальной одежде или в старинных костюмах.
  • Женские фигурки — барыни в пышных платьях с кокошником на голове.
  • Фигурки детей — младенцы в пеленках на руках у матери, мальчики и девочки в ярких нарядах.
  • Скоморохи — очень популярными были фигурки пляшущих человечков в ярких одеждах.
  • Водоноски — игрушки в виде женщин с коромыслом на плечах.
  • Сюжетные игрушки — фигурки мужчин, женщин и детей в процессе различных видов деятельности.

Сюжетная игрушка

Сюжетная игрушка » Семья».

В советскую эпоху народный промысел по изготовлению дымковских игрушек был поставлен на производственную основу. Были организованы цеха, в которых мастера вручную делали глиняные фигурки, обжигали их, а затем раскрашивали и покрывали яичными белками для придания краскам большей яркости.

Тематика современных дымковских игрушек значительно расширилась. Так, среди наиболее распространенных образцов изделий можно выделить следующие:

  • Стилизованные фигурки животных и птиц
  • Герои народных сказок
  • Изделия на темы исторических сюжетов
  • Фигурки мужчин и женщин в народных костюмах
  • Фигурки детей
  • Представители различных профессий
  • Предметы быта
  • Предметы старины

На сегодняшний день дымковская игрушка является предметом гордости мастеров и визитной карточкой всей Кировской области. Трудно переоценить историко — культурное значение данного народного промысла, который наглядно демонстрирует творческий потенциал жителей Вятского края.

Дымковская глиняная игрушка

Дымковская глиняная игрушка

В 2010 году в центре Кирова была установлена скульптурная группа » Семья», созданная в соответствии с классическими канонами изготовления дымковской игрушки.

Эта группа состоит из мужчины с гармонью, барыни в пышной юбке с младенцем на руках, ребенка со свистулькой, а также небольших фигурок собаки и кошки.

Скульптурная группа

Скульптурная группа » Семья» в центре Кирова.

В 2011 году в Кирове открылся музей » Дымковская игрушка: история и современность», в экспозиции которого насчитывается более 700 оригинальных образцов ярких глиняных фигурок. Таким образом, каждый желающий может познакомится с уникальными изделиями народных мастеров.

В Кировском музее дымковской игрушки

В Кировском музее дымковской игрушки

Дымковская игрушка : 1 комментарий

Образы всадника-свистульки и «гуляющего кавалера» с присущими им округлыми пластическими формами, приземистыми пропорциями, кукольной важностью и серьезностью принадлежат к числу наиболее ярких и самобытных в ассортименте дымковской игрушки. Но если сюжет всадника-свистульки типичен почти для всех центров народной глиняной игрушки XIX века, то «гуляющий кавалер» и появившаяся позднее аналогичная «гуляющая дама» — дело рук и фантазии только дымковских мастериц. Обе игрушки нравились им самим. Каждая лепила их в большом количестве, варьируя положение рук, цвет одежды (у всадников — непременно с эполетами на плечах), кольца, клетки и горохи на свистках и телах коней, высоту и форму шляпы, всегда лихо надетой, то с заломом, то с нолями, то треуголки.

Читайте также: