Обезьянка бодя игрушка ссср

Обновлено: 18.05.2024

Есть такие юридические, деловые, политические и многие другие документы, которые ушли с молотка.

Холодное оружие Кавказа — кама

Древний античный клинок, украшенный традиционным орнаментом, занимает значительное место в.

Выставка Врубеля из Третьяковки в Русский музей

В Русском музее Санкт-Петербурга начала работать экспозиция работ Михаила Врубеля в модном нынче.

Наша рассылка

Игрушки СССР

Детские игрушки СССР выпускал прочные, безопасные и в большом количестве. В отличие от современных, они не были яркими до рези в глазах, но это как раз плюс, ведь заполучить аллергию от тесного общения с плюшевым зайцем было невозможно. Все, кому посчастливилось вырасти в СССР помнят, какой необыкновенной энергетикой обладали игрушки того времени. Они несли некий сакральный смысл, несмотря на всю свою простоту и непритязательность.

Нынешние игрушки для покупателей (особенно маленьких) выглядят более привлекательно, но иной раз мы не можем понять, кто находится перед нами на витрине – приходится искать информацию на ценнике.

Пользуются ли сейчас спросом игрушки СССР, купить которые предлагает вам антикварный магазин «Лавка старины»? Как ни странно, да. За ними охотятся и коллекционеры, и люди, рождение и пора взросления которых пришлась на советский период. Чаще всего, такие приобретения делаются не для детей, а для истории и ради воспоминаний.

До сих пор многие могут найти старые игрушки на своих антресолях и в гаражах, но даже несмотря на это, люди продолжают их искать, находить и покупать. Всё потому, что не всегда становится возможным найти любимую игрушку детства среди сохранившихся сокровищ, или по какой-то причине она оказалась утерянной.

Как и сейчас, раньше особенно любимыми у девочек были куклы, герои мультфильмов и кухонные сервизы. Мальчики не представляли своей жизни без моделек автомобилей, конструкторов, оружия и солдатиков.

Пластмассовые и металлические машинки СССР выпускал в изобилии, их размер мог варьироваться от 7 до 32 см. Бывали и такие механизмы, которыми можно было управлять при помощи педалей и рулевого колеса. Эдакие прототипы велосипедов, только выполненные в виде авто.

Металлические машинки СССР считаются привлекательными даже для мужчин, далеких от коллекционирования. Если в руки к представителю сильного пола попадет одна единственная моделька такого авто, то можно считать, что он уже примкнул к армии собирателей.

Стойкие оловянные солдатики СССР покорили своей прочностью: их нельзя было сломать, можно было только потерять. Но купить их было сложнее, чем пластмассовых воинов. В продаже также присутствовали отлитые из металла средневековые рыцари, представители русских дружин и моряки.

В антикварном магазине «Лавка старины» вы можете свободно купить машинки СССР, без дефицита и очередей. То же самое касается оловянных солдатиков, персонажей из любимых мультфильмов, мягких игрушек и ставших легендарными – дымковских статуэток. Советские игрушки обязательно порадуют тех, кто ценит качество и хочет, хоть на минутку, вернуться в своё беззаботное детство.

for sale

Изменения ОБЩИХ правил форума (п.2.1): увеличен до 800 пкс предельный размер вставляемых изображений в посты. Подробнее.

Кузедеевская фабрика игрушек.

Советские винтажные куклы, мишки, игрушки, выпущенные после 1945-го года и до распада СССР. Куклы нашего детства

Правила форума
В данном разделе действуют следующие ПРИНЦИПЫ ВЫСТАВЛЕНИЯ ФОТОГРАФИЙ . Благодарим за внимание к ним!

Кузедеевская фабрика игрушек.

Кузедеевская фабрика игрушек.

Предприятие возникло на базе Кузедеевского райпромкомбината в 1936 году, а игрушки выпускало с 1953 года.
В 1959 году решением облисполкома №446 от 15 июня промкомбинат был переименован в Кузедеевскую фабрику игрушек.
Фабрика закрылась в 1994 году.

Сначала на фабрике производили деревянные игрушки (детские каталки, бочки и другие), затем игрушки из древесно-бумажной массы. В 1970 году сырьем для производства стал полиэтилен, выпускалось 30-35 наименований полиэтиленовых игрушек.
По материалам газеты «Кузбасс» (текст статьи и ссылка ниже)

Каталог, собираемый форумчанами ДП:

"Родное Кузедеево", Одноклассники.ру
"Родное Кузедеево", Одноклассники.ру
"Родное Кузедеево", Одноклассники.ру
"Родное Кузедеево", Одноклассники.ру

Изображение

1. Бодя
Crax_Pax_Fax

На фабрике выпускались куклы ростом от 23 до 70 сантиметров, в том числе:
«Мальвина»
«Школьница»
«Первоклассница»
«Северянка»
«Строитель»
«Карлсон»
Русская пара «Иванушка» и «Машенька»

Кузедеевская фабрика игрушек. (выделено из "Поиски истины")

Я наткнулась на информацию о Кузедеевской фабрике игрушек. Выложу подборку сюда, не ахти что, но всё-таки… Самое обидное, что фото в интернете есть всего одно, да и то не разглядеть! Не в "Определитель" же это нести. Изо всех сил надеюсь, что в наших рядах есть или появится человек, который побывал на выставке игрушек этой фабрики и сфотографировал кукол!

к делу №10
Девочки, у меня был Бодя. До сих пор помню - на ярлычке было написано "Изделие "Бодя" - что очень насмешило мою маму
Бодя жив до сих пор - но очень нуждается в реставрировании - такой он заигранный и залюбленный )))

Можно я покажу своего Бодю?

Изображение

Изображение

Купила его году примерно в 1985-м, мне было тогда 12 лет.
На бумажной бирке было написано: "Изделие Бодя", это я очень хорошо помню

Crax_Pax_Fax, спасибо за фото! У нас сейчас переезд - все вещи запакованы - найти Бодю не могу. но у меня такой же, как у вас - только бежевого цвета - и совершенно стертые глазки и носик
он пластмассовый - личико и ручки - а в попе по моему какой то приятный наполнитель?
Замечательный Бодька!

O-Lesya, да, в попе мелкие пластмассовые шарики
Когда был новый, уже был неплотно набит, а потом еще и в школе мальчишки ему голову открутили (за что были биты мной нещадно), шарики порастерялись - пришлось набить частично ватой.

Областная Массовая газеты «Кузбасс», 10 янв. 2013 г.

О чем писал «Кузбасс»:
вчера и сегодня
11.01.1978
В хоккей играют медведи
Рационализаторы Кузедеевской фабрики игрушек внесли в прошлом году одиннадцать предложений, направленных на улучшение качества и увеличение производства продукции. Фабрика в минувшем году перевыполнила задание по освоению новых игрушек. Появились две новые куклы, несколько забавных сувениров. Предпочтение среди них отдается хоккею. Уже есть «медведи-хоккеисты» и «Чебурашка-хоккеист». Кончается освоение еще двух хоккейных сувениров. Они будут выпущены к началу Международного хоккейного турнира 1978 года в Кемерове. Б.Химич.

Комментарий
Сейчас о былой славе кузедеевской фабрики напоминает только поселковый народный музей, в котором собрано более пятисот экземпляров разных игрушек, выпускавшихся предприятием.
- Но и сегодня наша коллекция периодически пополняется, - рассказывает руководитель музея Любовь Еремеева. – Люди приносят сохранившиеся у них игрушки. К нам приезжают дети на экскурсии, мы рассказываем об истории нашей фабрики. Предприятие возникло на базе Кузедеевского райпромкомбината в 1936 году. Тогда здесь занимались выделкой кожи и производством лыж. Одновременно развивали литье из дюралюминия. В 1938 году прекратили производство лыж и начали делать хозинвентарь – дуги, сани, а с 1944 года – предметы домашнего обихода (скалки, толкушки, коромысла).
В 1953 году фабрика стала делать игрушки. Сначала деревянные: детские каталки, бочки и другие. Затем кузедеевские мастера освоили выпуск кукол и игрушек из древесно-бумажной массы, в состав которой входили опилки деревьев лиственных пород, бумага, крахмал, мука. Бумага замачивалась водой, затем все компоненты смешивались. Эта масса серого цвета закладывалась в горячую пресс-форму, прессовалась вручную, так и образовывались детали игрушки, которые потом склеивались, сушились, шпаклевались и расписывались.
- В 1959 году решением облисполкома №446 от 15 июня промкомбинат был переименован в Кузедеевскую фабрику игрушек, - рассказывает Любовь Еремеева. – Игрушки и куклы из древесно-бумажной массы выпускались до 1970 года. Но их производство было трудоемким и малопроизводительным. И главное - такие игрушки уже не пользовались спросом. На смену им было налажено производство игрушек из полистирола и аминопласта. А в 1970 году сырьем для производства стал полиэтилен.
Первая игрушка, которая была из него изготовлена, – «Утенок». С 1971 года стали выпускать и другие полиэтиленовые игрушки - всего примерно 30-35 наименований. Куклы были ростом от 23 до 70 сантиметров. Среди самых известных кузедеевских кукол – русская пара «Иванушка» и «Машенька», также пользовались спро-
сом у детворы куклы «Школьница», «Первоклассница», «Строитель». В эти же годы на предприятии стали осваивать выпуск сувениров – «Медведь», «Глухарь», «Лось» и другие фигурки. Они вырезались вручную из дерева.
По словам нынешнего главы Кузедеевской сельской территории Александра Хорозова, работавшего на фабрике главным механиком, предприятие закрылось в 1994 году. - Сегодня от фабрики остались только руины, - говорит он. – Это очень печально, ведь в свое время мы поставляли игрушки по всему Советскому Союзу.
Оксана ПАНАРИНА.

Сегодня история о любимой игрушке детства. Собственно, таких историй на нашем сайте множество, но каждая по-своему уникальна. Моё детство пришлось на 60-е годы. В школу я пошла в 1968 году. Очень хорошо помню, как на 1 сентября мне подарили пачку карандашей «Живопись» (картинку в Гугле не нашла, видимо уже раритет). Такие же карандаши получил в подарок и мой двоюродный брат, с которым мы учились тогда в одном классе. Карандашами я рисовала, но очень трепетно берегла их аж до окончания школы, это ведь не «Спартак» 7 цветов, а большая красочная коробка, 18 штук, фабрики Сакко и Ванцетти, (знать не знала, кто это такие, но звучало ого-го!).
Писали мы в первом классе обыкновенными деревянными ручками с пером. Чернильницу-непроливашку носили в маленьком мешочке, который обычно вешали на ручку портфеля. Прописи к букварю и тетради за первый класс я сохранила. Чудом сохранились и три моих куклы из 60-х годов.

И вот, уже освоившись на Бейбиках и вдохнув новую жизнь в свои куклы детства, я начала припоминать, какие ещё у меня были игрушки в дошкольные годы. Вспомнила белый пластмассовый кофейный сервиз на 6 персон, настоящий электрический утюг, который уже мои детки доломали, синюю ванночку с кранами, большую никелированную кукольную кровать (ржавая спинка от которой до сих пор лежит в сарае) и маленькую обезьянку Джаконю.

Вспомнила, погоревала, что обезьянка не дожила до сего времени и подумала, что в наш век интернета можно и поискать такую, авось у кого-нибудь сохранилась. К моему удивлению, не сразу, но нашлось несколько фотографий именно таких обезьянок. Сначала мне попадались фото крупных обезьян, но я помнила, что мой Джаконя был совсем маленький, помещался в ладони взрослого человека, по памяти так сантиметров 17-19 (на самом деле его рост 18 см). Мех у него был блестящий, как раньше говорили «с искрой». На руках и ногах розовые ладошки из фетра, такие же фетровые ушки, фетровая мордочка с блестящими круглыми глазками, борода — полоска белого меха под подбородком, а на шее зеленая ленточка. Помня все эти признаки, я пересмотрела множество фотографий в Гугле, прежде чем увидела «свою обезьянку». Она продавалась на сайте «Мешок». Потом попалось ещё две там же. Все они, как говорится, пожили… Последняя обезьянка была даже в одежде, но это уже был перебор, одежда явно с чужого плеча, но на шее та самая родная зелёная ленточка. Хотя эта последняя с ленточкой имела намного более лучшую сохранность, судя по фото.

И как раз в то время я заинтересовалась, почему Джаконя? Конечно, не я её так назвала, мне её уже с этим именем подарили. И, кстати говоря, такую же обезьянку с таким же именем подарили и моему двоюродному брату, мы вместе росли и часто подарки нам дарили одинаковые. Тогда я не задумывалась над именем, я помню, что и других моих кукол назвали мама с бабушкой, а Джаконя появился, когда я ещё была совсем мала. Это теперь я знаю, что не Джаконя, а Жаконя — персонаж книги Юрия Магалифа, а затем её кукольное воплощение в детской телепередаче «Тяпа, Ляпа и Жаконя».
Передача выходила в 1960-е годы на Ленинградском телевидении. В передаче была другая обезьянка, значительно больше размером и совсем не похожа на мою. Жаконя или Джаконя в общем-то одно и тоже, так звали клоуна Жакомино – Джакомо Чирени, в честь которого стали называть игрушечных обезьянок «жакоминка», но это было ещё до революции. А детская передача хоть и была в 60-х годах, но я её никогда не смотрела, потому что, когда я была маленькая, у нас телевизора не было. Возможно наши мамы знали, что обезьянок нужно называть Жаконями, но мы с братом называли их Джаконями. Я свою любила очень и постоянно таскала с собой, благо она была маленькая. Таким образом «залюбила» я её быстро. Но класса до восьмого точно она была, видимо мать потом выбросила с другими игрушками или кому-нибудь отдала. Моя обезьянка была мальчиком. И любимой она была на протяжении долгого времени. После окончания первого класса семьи моей мамы и её сестры разъехались, и я не знаю, играл ли брат также активно со своей обезьянкой или нет.
Ну, вот… это была первая часть… такая воспоминательная и романтичная. Фотографии обезьянки я нашла, но понимала, что саму обезьянку… ну если только сшить своими руками, по образу и подобию и даже обдумывала как это сделать и из чего. Я была уверена, что настоящего Джаконю я не увижу никогда.
А вторая часть достаточно прозаична. В прошлом году мне досталось несколько коробок разного добра моей покойной тётки, матери того самого двоюродного брата, с которым прошло наше раннее детство. Тётка была очень бережлива и сохранила много интересных вещей. В первой же коробке я обнаружила совершенно нового Джаконю в шуршащем целлофановом пакете и пачку карандашей «Живопись» 1968 года, привет из 60-х…




На самом деле для меня это не только большая радость, но и грусть. И конечно игрушка эта бесценна, она не только память детства, она живая и настоящая. Производителя я не знаю, но есть предположение, что ГДР. Наверное, это не так уж важно, но возможно, кто-то знает, буду благодарна за информацию. Если у кого-то сохранилась такая обезьянка, показывайте! Это будет вдвойне интересно. Да и вообще, добро пожаловать с ретро- обезьянками!

А на последнем фото кораблик моего брата. Он тоже был бережно сохранён его мамой и вот теперь достался мне. Это целлулоидный кораблик самого начала 60-х годов. На нём есть клеймо ОХК, и цена 17 копеек.


Вы можете купить игровых кукол в нашем разделе в Шопике

Ямогу: Прием заказ остановлен на неопределенный срок. По всем вопросам пишите на почту. Имейл есть ниже

Мое детство тоже пришлось на 60-е и 70-е годы и у меня тоже был такой же Жаконя маленькая обезьнка примерно 20см росту с подвижными лапками и фетровыми ладошками… Новогодний подарок… примерно 69-71 год.Точно также звали Жаконей:).У меня в раннем детстве была книжка с рассказом, где так звали плюшевую игрушку обезьянку.Сюжет истории совсем не помню, кроме то-ли песенки, то-ли стишка в ней со строчками: «Эх Жаконя ты Жаконя, удалая голова..»
В школу я пошла в 70-м году и в этот год мы были первыми, когда первоклассники начали писать шариковыми ручками.На подготовке учились еще перьями, а пропись начали ручками.Сохранились у меня эти тетрадки даже… К 1-му сентября мне подарили коробку со всякими принадлежностями к школе «Подарок первокласснику».Были раньше такие в продаже помнится.Наборы цветных карандашей… да 24 цвета это было круто.Фломастеров мы еще не знали тогда.Была у меня даже коробка карандашей чуть позже даже с картинкой 24й съезд КПСС… год 72й наверно или 73й…
Обезьянка Жаконя, думаю была из ГДР.Ведь ГДР поставляла тогда игрушки в СССР.Сейчас я живу в Германии и у меня в ретроколлекции некоторые Жакони немецкого производства прошлых лет:)

Лариса, спасибо вам за фотографии. На последнем фото обезьянка с грустными глазами, совсем как моя, можно сказать — старший брат!

Пожалуйста, Светлана.Эту обезьянку я купила по объявлению.Она мне показалась такой хорошенькой и этот взгляд… Приехала вся заигранная и замызганная.Отстирались, просушились, привели в порядок шерсть и заштопали лапки местами.Повязали бантики на шею и на хвостик и надели ретро шапчонку типа старой газеты.Вот теперь такой друг у моих антикварок и винтажек.Моя обезьянка из детства к сожалению не сохранилась.До сих пор ищу похожую, и хотя их тут много встречается, пока точно такую как моя была, еще не нашла.

Светлана, это удивительно! Уже почти 60 лет канули в вечность, а дорогие и милые сердцу игрушки и карандаши живы: как будто сошли недавно с конвеера фабрики, поселились на полочках магазина, не долго там залежались и вот снова попали к вам. Потрясающе! Чудеса случаются!

Замечательная история! У меня в детстве была точно такая как на первом из трех фото из сети. Насколько я помню, мне она досталась не новой — возможно, была подарена моему старшему брату.

Светочка. Как же приятно было читать про воспоминания! И как же, вдвойне приятно, что и обезьянка и карандаши теперь у тебя.
У меня в детстве был любимый мишка, я его очень любила, но со временем он потерялся… несколько лет назад я наконец-то его нашла и купила! Но… два года назад, у меня был переезд, и… Мешок с мишкой и другими медведями потерялся… Как ума не приложу, переезжали по вечерам, после работы, уже было темно и пакет с игрушками наверно где то оставили. Так что теперь я опять в поиске.

Обалдеть можно, это я про находки, сохранились за столько лет. Невероятно. Поздравляю Вас от души с возвращением Вашей обезьянки.
Задумалась, что же за волшебство такое- обаяние игрушечных обезьянок?! Я маленькая с ума сходила, когда увидела у соседки-студентки обезьяну! Рыдала по ночам, пока мне такую же не подарили. Как же мы с сестрой любили эту обезьяну Жаконю. А позже, уже в юности у нас с сестрой появилась ещё одна.
Появились сыновья и с тем же обожанием принялись играть с моими обезьянами. Старший до появления брата считал Жаконю своим братом))) Но материал уже не выдерживал и расползался, штопка не помогала. Пришлось обезьян спрятать. Когда уже дочка при переезде и разбора коробок увидела их, вцепилась мёртвой хваткой в стареньких обезьян. Пришлось отбирать и пообещать, что ей обязательно купят другую новую. У дочки благодаря ИКЕА появились две своих собственных обезьяны и даже одна карманная))) Надо было видеть, с какой гордостью она сообщила братьям, что у неё теперь есть СВОЯ СОБСТВЕННАЯ ОБЕЗЬЯНА. И книжку Магалифа дочке я купила с теми самыми иллюстрациями.
Мы с нашими обезьянами в гости :)

Мои и в центре дочкина из ИКЕА. Фото остальных не нашла.

Елена, спасибо за фотографии, очень милые обезьянки. Это прекрасно, когда любимые игрушки хранятся в семье, передаются из поколения в поколение, они такие тёплые и родные.


Заглянули к вам на огонёк, прошу любить и жаловать — любимица двух поколений Анфиса. Игрушка моего младшего брата была передана по его взрослению моим детям. «Залюблена» до такой степени, что плюш на мордочке вытерт до тканевой основы, хвост отрывался и пришивался бесчисленное множество раз, лопалась ткань по швам. Понимая, что моих внуков она уже не переживёт, после очередной стирки объявила, что Анфиса уходит на пенсию, требует сохранения, как семейное достояние)) Живёт теперь в коробке с советскими куклами. Набита ватой, необыкновенно позитивная и тискательная))

Анфиску можно немного подлечить, добавить самую малость набивки в конечности, физиономия у неё улыбчивая, весёлая.


Спасибо) Лапки у неё изначально были без набивки, по крайней мере в месте присоединения к туловищу, оттого они забавно болтаются. И, конечно, одними из самых любимых у детей были книжки про Веру и Анфису.

Вот это покруче фантастических историй из мыльных опер))) Получить игрушку из детства новенькую, в шуршащем пакете! А у меня в детстве была единственная, неисполнившаяся игрушечная мечта. Я очень хотела обезьянку. Наверное видела у кого-нибудь. Но, не сложилось. И поэтому сейчас я всегда с интересом приглядываюсь к продажам таких Жаконь;) А вот кроватка точно такая у нас была, у младшей сестры, 1974-го года рождения. Сестра приучила нашего кота спать на этой кровати, на матрасике и на подушке. Причём Пушок спал как положено, головой на подушке. На крошечной, пятиметровой кухне, стояла кровать для кота)))
Когда я, в 1975-ом году пошла в школу, то кроме большого подарка для первоклассника, в красивой синей коробке, мне подарок сделала бабушка. Она принесла красивые альбомы, в твёрдом переплете. В одном альбоме даже были два рисунка, сделанные заводским художником-оформителем. Ещё были линейки, яркие, пластмассовые. Тетради из гладкой «вощённой» бумаги, а не из дешёвой, желтоватой и шероховатой. И ещё было две пачки карандашей. Не помню уже на сколько карандашей, но мне кажется одна на 24, а вторая гораздо больше. И коробки красивые, яркие. У большой на обложке была красочная фотография-«Кабинет Ленина в Горках». Так вот эти карандаши у нас лежали, как сувенир))) Меньшую коробку сестра открыла. А большая долежалась до рождения моей дочки и племянника. Вот детки и расправились с нашим раритетом. Карандаши, если не ошибаюсь, были «Искусство».



Вот, нашла фото подобной коробки карандашей. Хотя не уверена, что именно такая.

Ирина, спасибо за ваши воспоминания и фото. У меня к этой кровати были мамой сшиты настоящий матрасик, подушка, ватное одеяло и комплект белья. Иногда вижу, продают на разных торговых площадках такие кроватки, даже встречала новую в родной коробке.

Светлана, обожаю такие тёплые, наполненные детством топики! У меня обезьянок не было в детстве, но Ваша Жаконя мне очень понравилась!

Света, как же я рада за тебя. Понимаю тебя, твое состояние, когда Жаконя-Джаконя к тебе вернулся) и я бы прослезилась))) ну ещё бы — это же привет из детства!
А карандаши то какие. Новенькие! Наверное и пахнут деревом)
У меня мама рассказывала, что ей мама в первом классе купила большую коробку с карандашами и она всю школу ими пользовалась, потом в техникум поступила на факультет Лесное хозяйство — там им много приходилось рисовать — деревья, кустарники, корневую систему, жучком, листья и пр. И она все этими карандашами пользовалась!
Обезьянок я то же уважаю!

Чудесная встреча с воспоминаниями детства) Правда, на моменте про шуршащий пакет у меня засвербило в горле и в глазах защипало -_-

Ой, да как же я это пропустила- то! Совершенно случайно наткнулась сейчас в Гугле на этот топик! А я, помнится, где- то писала про карандаши, но, видимо, не тут.
Карандаши «Живопись» были у моего дяди, он одно время работал художником- оформителем. Я в садике всем гордо сообщала, что у меня дядя- художник! Карандаши были не в такой коробке, а в деревянной. Но была ли это родная коробка, это вопрос. Я дяде страшно завидовала, во- первых, карандашей было много, а во- вторых, там имелся один необыкновенного пурпурного цвета, таких карандашей в детских наборах не было! Мне разрешали ими рисовать иногда.
А что касается плюшевх обезьянок, я все детстве мечтала о такой, именно немецкой, чтобы, как настоящая, а не мультяшного вида. У меня такой не было, и не продавали их нигде. Вообще, из обезьян у меня были только два, оба мальчики. У меня был Яшка- пластмассовая обезьянка Льва Разумовского и Жаконя! Жаконю мне подарила мамина подруга, назвав его так, и был он целлулоидный. Вот такой, фото не мое.

Он не сохранился. До сих пор ищу такого!
А Яшенька не сохранился тоже, но я его нашла, они не очень редкие.

Плюшевые же обезьяны у меня стали появляться только сейчас, когда я стала коллекционировать кукол. В последнем своем топике я показывала маленькую обезьянку. Там получше видно.
Вот тут она слева. Это часть моих обезьян, их на самом деле больше.

Весёлая компания! А самая большая видимо современная. И одна из малышек похожа на мою, но всё таки не такая. Наташа, заходите в мой последний топик, может будет интересно.

Сегодня на барахолках и различных интернет-ресурсах продают старые пресс-опилочные игрушки 50-х и 60-х годов прошлого века. Насколько я знаю, такие игрушки изготавливали из отходов производства мебельных фабрик. Это стружка, опилки, обрезки тканей.

В те годы для детского развития в приоритете были технические игрушки: техника, оружие, конструкторы, а таким изделиям придавали второстепенное значение. И требования по качеству к ним были соответствующими.

Но меня удивляет то, что стоят они теперь будто набиты не опилками, а золотом.

На мой взгляд, столь ужасный внешний вид у кота получился оттого, что, мебельный текстиль совершенно не предназначен для производства игрушек. Он растягивается, деформируется и усыхает при перепадах влажности.

На Авито этот кот продается за 6500 рублей. Это изделие сделано артелью «Мосгалантерея» в 1950-х годах. Кот сделан из плюша и набит стружкой с опилками. Полагаю, что ценность игрушки ограничивается ее возрастом и тем что это редкий экземпляр.

Таких котов на барахолках продают за 40-50 000 руб. Это также работа «Мосгалантереи» середины прошлого века. Подобные изделия для многих людей являются приятным напоминанием ушедшей эпохи, а вместе с ней и молодости.

Такого кота в сапогах я видел в детстве у соседей, вместе с такой же обезьяной. Кот украшал телевизор сидя на вязаной накидке, а обезьяну закрепили на напольном торшере. Ими не играли, они красовались на своих местах в качестве декора.

Набивка – плотная опилочно-стружечная масса, голова не поворачивается, а конечности держались на специальных втулках, благодаря которым вращались.

Большинство подобных игрушек делали из лоскутов мягкого плюша. Цветовые исполнения часто зависели не от модели, а от наличия ткани на данный момент. Проще говоря, их шили из того, что было.

Опилочные игрушки производились вручную, и в связи со сложностью работы с такими материалами, готовая продукцию не всегда соответствовала эскизам.

Эту собаку выпуска начала 1960-х годов в Интернете продают за 11000 рублей. В сравнении с другими лотами, этот сохранился в отличном состоянии, будто им и не играли совсем.

Особенно забавляет этот безухий бегемот. Глядя на него, создается впечатление, что он сшит вслепую. Возможно, эскизы были хорошие, но цвет подобран неудачно, да и исполнение ужасное. А состояние продавец не комментирует, лишь показывает на фото, что шея у игрушки небрежно заштопана.

Бегемота продают с видимыми дефектами, затертым до неузнаваемости. Таким бегемотом только детей пугать. Тем не менее, ценник у него просто вопиющий – 55 тысяч рублей. Ценность бегемота в том, что это производство 1950-х годов, очень редкий экземпляр в коллекцию.

Сейчас, спустя почти семьдесят лет советские мягкие игрушки больше похожи на старые затертые чучела. Такого зайца на Юле продают за 9000 рублей. Механизм у него привычный: лапы вращаются на дисковых втулках, сгибаются благодаря проволочному основанию. Изготовлен из плюша, набит стружкой и местами ватином.

Вид у зайца страшноватый, но ценность его в том, что это редкий экземпляр. Артель «Мосгалантерея» выпускала эти изделия очень ограниченными партиями, так как шили и набивали их вручную.

Друзья, у кого из вас сохранились подобные игрушки? Расскажите, чем они ценны для вас?

Самые дорогие статуэтки СССР

Советский период был эпохой массового выпуска изделий из фарфора. В это время функционировало много профильных предприятий в разных концах страны, и качество выпускаемой продукции смогло потеснить даже известных зарубежных производителей. Коллекционировать статуэтки СССР из фарфора начали ещё тогда, а в новом столетии охота за самыми дорогими и редкими экземплярами вышла на новый виток. Сейчас подобные коллекции доходят в цене до десятков тысяч долларов, поэтому являются прекрасным методом инвестирования. С исторической точки зрения они тоже становятся только ценнее как предметы быта уникальной страны, которой уже нет.

История

Советский фарфор являлся преемником традиций царской России. В XVIII веке он был главным конкурентом китайским и европейским изделиям. Но после революции все предприятия национализировали, и некоторое время они не работали, так как фарфоровые статуэтки и качественная посуда ассоциировалась с буржуазным прошлым. За 3 года произошло переосмысление этой сферы, и на фарфоровое искусство взглянули по-новому.

Становление отрасли в СССР

Императорский завод по выпуску фарфора переименовали в ЛФЗ, то есть ломоносовский. Уже в начале 20-х годов он заработал на полную мощность. Гарднеровскую мануфактуру переименовали в Дмитровский завод. На данный момент изделия этих предприятий очень высоко ценятся во всём мире по двум причинам: они наиболее старые из всего советского периода, и они изготовлены по самой близкой технологии к той, что применялась в имперской России.

Статуэтки СССР

Направленность постепенно менялась. Искусство в фарфоре приобрело новые направления, например, появились агитационные статуэтки, которые влияли на народ не хуже агитплакатов. В это время постепенно расширялся экспорт за рубеж, и иностранные коллекционеры начали формирование тематических коллекций советского периода.

Периодизация

Специалисты разделяют самый дорогой фарфор СССР начала XIX века по периодам в истории:

  • индустриализация (1927);
  • коллективизация (1929);
  • культурная революция (1929-1930).

Кроме скульптуры и бытового фарфора начали поступать спецзаказы от кремлёвской элиты. Такие экземпляры представлены единично, обладание ими — настоящая удача для любого коллекционера.

В 30-х годах происходят значительные изменения в технике декорирования, начинают применять механическую печать, аэрографы, трафаретное оформление. Фарфоровые модели стали методом популяризации новой советской символики: отображались выдающиеся архитектурные единицы, техника, электростанции и пр. Также этот способ помогал донести до народа достижения в промышленности, аграрной отрасли, в искусстве и пр.

Статуэтка советского периода

В 30-е и 40-е годы на первый план вышли два направления: неоклассицизм и «сталинский ампир». Самые дорогие фарфоровые статуэтки СССР в большинстве относятся именно к довоенным годам. В это время их часто дарят на праздники и к знаменательным событиям. С годами они становятся почти обязательной частью домашнего декора: балерины, пастухи, спортсмены, рабочие разных специальностей — такие фигурки из фарфора можно было встретить почти в каждом доме.

Особенности

У фарфоровых статуэток советского периода есть уникальные черты, которые выделяют их среди других производителей:

  1. Долговечность. Со временем их характеристики не снижаются. Качественное сырьё, краски и глазурь позволили на десятилетия сохранить оттенок, цвет, не дали образоваться паутине трещин.
  2. Уникальность. Дизайнеры с особым вниманием разрабатывали декор. Несмотря на внушительные масштабы, каждая серия прорабатывалась с большой точностью, поэтому все изделия оригинальны и своебразны.
  3. Функциональность. Некоторые статуэтки были созданы так, чтобы нести и функциональную нагрузку, например, использоваться в качестве подсвечника, пепельницы, чернильницы и т.д.
  4. Прочность. Фарфоровые изделия не могут похвастать особой прочностью, но советский фарфор опережает много других по этому параметру. Это достигали благодаря технологиям, которые постоянно усовершенствовали.

По этим причинам некоторые фарфоровые статуэтки входят в каталоги дорогих изделий в каталогах разных стран.

Отдельные экземпляры

Есть фигурки, которые даже сами по себе представляют ценность, не говоря о пополнении ими тематических коллекций. Наиболее достойными внимания считаются более 10 различных серий.

«Коломыйка»

Второе название, которое можно встретить в каталогах, — «Гуцульский танец». Изделие крупного размера высотой 45 см и весом более 2 кг. На нём изображены танцующие гуцулы в народных костюмах. Они кружат в танце коломыйка, который и дал название фигурке. Выпускалась на Городницком заводе (УССР).

Статуэтка «Коломыйка»

Особенно ценится в «Гуцульском танце» динамичная пластика, детальная роспись, с точностью выполненные лица и великолепная позолота. Необходимо обращать внимание на донное клеймо, по которому можно определить годы выпуска. Такая маркировка ставилась в 60-70-х годах. В каталогах стоимость «Коломыйки» составляет 600-2000 долларов.

Серия «Золушка»

В перечне самого дорого советского фарфора есть фигурки серии «Золушка». Автор всех их Т.А. Фёдорова. Производство – Ленинград.

Серия статуэток «Золушка»

Скульптурная композиция выпускалась в 50-60 годах на базе ленинградского завода. Использовалась надглазурная полихромная роспись и позолота. Максимальная высота фигурки — 11,5 см, это изделие «Принц надевает туфельку». Все статуэтки изображают сцены из сказки Шарля Перро «Золушка». Цена в каталогах составляет 900-1000 долларов.

«Казак Мамай на бочке»

Скульптурная композиция отображает героя украинского фольклора — Мамая. Он одет в яркий наряд. Изготавливалась фигурка на предприятии в г. Коростень (УССР). На дне должно быть клеймо, которое ставили, начиная с 60-х годов. Высота — 47 см. Автором стала скульптор малых форм В.М. Трегубова.

Статуэтка «Казак Мамай на бочке»

В начале 2000-х эту фигуру выбрали в качестве юбилейного подарка для Национального банка Британии от официальной делегации с Украины. Средняя цена составляет 700 долларов.

«Белый медведь»

Размер — 15Х19 см. Автор — Ю. Рубан, создавший эскиз для Конаковского завода. Выпуск проводили в 30-40-х годах. До настоящего времени дошло немного экземпляров, а те, что сохранились без реставрации, единичны.

Статуэтка «Белый медведь»

Характерно многоцветное покрытие нижней части. Необходимо особое внимание обращать на отсутствие сколов на самых хрупких деталях композиции — крышечках чернильницы. Стоимость составляет 300-800 долл.

«Анна Ахматова»

Модель, созданная Данько Н. Я. в 20-х годах прошлого века. Высота — 21,9 см. Выпускалась в 20-30-х годах в Ленинграде. Общий тираж был маленьким. Стоимость в каталогах доходит до 3-3,5 тыс. долл. При покупке нужна проверка экспертом, так как «Анна Ахматова» неоднократно подделывалась. Специалисты оценивают надглазурную полихромную роспись, клеймо и другие параметры.

Статуэтка «Анна Ахматова»

«Телятница»

Второе название «Доярка». Отражает обширное направление керамики малых форм советского периода. Фарфоровая композиция авторства Азаровой Л. П., изготавливалась в 50-60-х годах кооперативной артелью «Художественная керамика» Турыгинского завода (Гжель). Ценится за высокую детализацию лица изображённой девушки и цветовую гамму.

Статуэтка «Телятница»

Воплощает народные мотивы. Высота — 17 см. Цена стартует от 600 долл.

«Восточный танец»

В Советском союзе выпускалась целая плеяда фарфоровых изделий на тему танцев и танцовщиц. «Восточный танец» тоже принадлежит этому перечню. Это лаконичная женская фигура в восточном наряде и с украшениями на шее и запястьях. Изготавливалась несколькими тиражами на протяжении 50-60-х годов в Дулёво. Высота — 12 см. Отличается от большинства других в этой тематике умеренной цветовой гаммой.

Статуэтка «Восточный танец»

Стоимость стартует от 500 долларов.

«Девушка с платком»

Статуэтка производилась на Дмитровском заводе в 50-60-х годах. Её автор — скульптор малых форм Артамонова О. С. Изображена простая девушка, которая одета нарядно, но при этом просто.

Статуэтка «Девушка с платком»

Проработка лица тут схематичная, а вот ткань наряда выполнена очень детально. Цена изделия начинается от 450 долл.

«Свинарка»

Редкая фарфоровая статуэтка советского периода, которую очень сложно встретить в антикварных магазинах. Автор — Г. Самолетова. Производство велось на базе скульптурно-художественной фабрики Худфонда.

У большинства экземпляров, дошедших до наших дней, есть следы реставрации в области локтей девушки или на голове животного. Но те фигурки, которые не подвергались реставрации, стоят 900-1000 долларов.

Статуэтка «Свинарка»

«Собакевич»

Статуэтка «Собакевич»

Эти фарфоровые изделия отличаются пластической выразительностью, яркостью жестов и сочным колоритом.

«Казак на коне»

Выпускалась в Вербилках Дмитровским заводом. Автор — скульптур малых форм С. Орлов. Статуэтку производили в 30-40-х годах. Высота составляет 29,2 см. Часто имеет следы восстановления в области передних ног лошади в месте сгиба коленей. В продаже встречаются редко, купить можно за 600 долларов и больше.

Статуэтка «Казак на коне»

Обзор производств

Самые дорогие фарфоровые статуэтки советского периода выпускались целым рядом производств. Наиболее высоким качеством славились такие заводы:

  1. Дулёвский (Ликино-Дулёво, Московская область). Фигурки, выпущенные здесь, отличались изысканным флористическим орнаментом, который включал в себя крупные цветки роз и округлые лепестки. Это связано с тем, что в основном для предприятия разрабатывали эскизы одни и те же авторы. Здесь была характерная цветовая палитра с преобладанием красных оттенков.
  2. Ломоносовский (Ленинград). Первое и крупнейшее предприятие России по производству художественных изделий из фарфора, известное до революции как Императорский фарфоровый завод. Ломоносовские скульптурные композиции отличаются гладкой белоснежной поверхностью с яркой фигурной росписью.
  3. Дмитровский (пгт Вербилки Московской области). Много моделей создавалось по мотивам народных сказок и песен, расцвет производства пришёлся на 30-е годы.
  4. Гжельский (с. Новохаритоново Московской области). Знаменит оригинальной кобальтовой росписью в голубых тонах. Сочетание синего и белого — настоящий гжельский признак, который знают все специалисты.
  5. Киевский (Киев, УССР). Работал с 1924 года, но во время Второй мировой был разрушен. После восстановления в послевоенные годы тут работали художники из Петриковки, поэтому фарфоровые статуэтки с элементами петриковской росписи массово изготовлялись только здесь.

На каждом из этих предприятий выпускались единицы самого дорогого фарфора СССР, который теперь пополняет лучшие мировые коллекции.

Где приобрести

Периодически экземпляры редких и дорогих статуэток советского периода появляются в интернете. Стоимость одного и того же наименования может отличаться на несколько сотен долларов, а иногда – в разы. Цена зависит от таких факторов:

  1. Состояние. Признаки износа, сколы, трещины, следы реставрации понижают стоимость.
  2. Тираж. Если общее количество скульптурных композиций в тираже было невелико, то модели автоматически становились редкими и ценными.
  3. Автор. Изделия некоторых авторов ценились выше за имя создателя.
  4. История. Статуэтки, изготовленные на заказ для первых лиц государства или для вручения иностранным делегациям с индивидуальными клеймами и подписями, ценятся больше.

Статуэтки

Перед приобретением фигурку нужно предоставить для атрибуции эксперту, потому что самые дорогие экземпляры активно пытались подделывать. Покупать фарфоровые изделия СССР лучше на отечественных порталах, а продавать выгоднее на международных аукционах, так как там цена выше в несколько раз, а иногда и в десятки раз.

Читайте также: