Описание игрушки для детей дошкольного возраста

Обновлено: 02.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

« Методика обучения описательному и сюжетному рассказу о предмете или игрушке»

Одно из самых интересных и любимых детьми занятий по родному языку — рассматривание и описание игрушек.

В основе высказываний детей об игрушках лежит непосредственное восприятие игрушки, что оказывает влияние на сенсорное воспитание детей и развитие наблюдательности. Занятия с игрушками носят творческий характер, на них развиваются мышление и воображение. Игрушка создает возможность закрепить и активизировать словарь, но может служить и источником новых слов. Игрушка вызывает положительные эмоции, желание высказаться. Поэтому она используется как средство обучения описанию и повествованию.

Занятия с игрушками были разработаны Е. И. Тихеевой. Система обучения рассказыванию по игрушкам оставалась долгое время в неизменном виде. Более поздние исследования и методические разработки (А. М. Бородич, Э. П. Короткова, О. И. Соловьева, Н. А. Орланова) внесли уточнения в методику обучения, сохранив суть прежней системы.

Исследователи последних лет (О. С. Ушакова, А. А. Зрожевская) в формировании связной речи на материале игрушки исходили из того, что детей надо учить не видам рассказывания, а умению строить монолог-описание и монолог-повествование.

Для обучения монологической речи используются следующие виды игрушек:

· дидактические (матрешки, башенки, пирамидки, бочонки);

· сюжетные (образные): куклы, машины, животные, посуда, мебель, транспорт; готовые наборы игрушек, объединенные одним содержанием: стадо, зоопарк, птичий двор;

· наборы, составленные воспитателем или детьми, – мальчик, девочка, сани, собака; девочка, домик, курица, кошка; заяц и собака.

Виды занятий по игрушкам (Ф.А. Сохин и Алексеевой)

Описание игрушки- связное последовательное описание внешнего вида игрушки, иногда с добавлением личного отношения ребенка к ней, или описание действий и образа жизни изображенного в игрушке живого существа.

Рассмотрим методику обучения монологической речи на занятиях с игрушками.

МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ ПРЯМО ЭТАПЫ

1.В младшем дошкольном возрасте вначале стоит задача научить детей сосредоточиваться при рассматривании игрушек и предметов, затем научить отвечать на вопросы по их описанию. Детей подводят к составлению с помощью воспитателя высказываний об игрушках из 2 – 3 предложений. Индивидуально и по подгруппам организуется беседа-разговор: какие игрушки есть у тебя дома? Какую игрушку ты больше любишь? Кто ее купил или подарил? Какая она (размер, цвет, материал)? Как ты с нею играешь? Какие игрушки тебе нравятся в детском саду?

Описание игрушек может проводиться в виде дидактической игры («Магазин игрушек» (посуды, одежды), «Чудесный мешочек», «Кто это?», «Почтальон принес посылку» и др.). Для описания следует подбирать игрушки, которые бы привлекали внимание детей, были яркими, выразительными, выделялись своим внешним видом, чтобы о них можно было высказать свое мнение, сравнить (две куклы в разных костюмах; два зайца, разные по цвету и размеру). Дидактические игры на описание, как правило, проводят после нескольких занятий, на которых дети приобрели некоторые умения описывать игрушку, приобрели определенный словарный запас и соответствующие представления. Одним из условий эффективности игры являются ее живость, определенный ритм, эмоциональность, активное участие каждого ребенка.

На занятии обучение описательным умениям можно организовать в игре «Найди и опиши». Подбираются разные игрушки: две куклы – одна с бантом, другая без банта, две кошки разного цвета. Игрушки поочередно рассматриваются, сравниваются; уточняются их характерные особенности и различие; активизируется словарь. Затем воспитатель «прячет» игрушки (так, чтобы дети их быстро нашли) и предлагает найти их: «Андрюша найдет белую кошечку, Миша – черную, а Соня – куклу с бантом». Дети находят и приносят игрушки, называют и с помощью вопросов воспитателя описывают («Какая у тебя кошечка? Что у кошечки на голове? А это что?»). В итоге такой беседы разрозненные ответы детей обобщаются в виде связного высказывания: «Миша нашел черную кошечку. У нее на голове ушки, большие глаза, усы. Есть у кошечки и длинный хвост. Она лакает молочко и мяукает: мяу! мяу!

Когда дети научатся хорошо и правильно отвечать на вопросы, им предлагают повторить описание воспитателя. Таким образом, здесь используются приемы, направленные на оказание ребенку помощи в описании предмета: рассматривание, вопросы, обобщение педагога (образец описания). Этот, рассказ является, образцом.

Следующий этап - совместное составление описания игрушки.

В гости к детям приходит котенок. ( Можно взять игрушку котенка и прямо проиграть этот момент) Его рассматривают («Какой котенок? – Маленький, пушистый, шаловливый. – Как его можно назвать ласково? – Котеночек, котик. – Что любит котик? – Молоко. – Давайте вместе расскажем про него». Воспитатель начинает предложение, а дети продолжают: «Это (котенок). Он (маленький, пушистый). Котенок любит (молоко). Кто хочет рассказать про котенка?»

Одним из видов описания игрушки является отгадывание и составление загадок детьми. Вначале дети учатся отгадывать загадки, а затем составлять загадки-описания. Например, вниманию детей предлагается 5 – 6 игрушек для рассматривания их внешнего вида и определения качеств – цвета, формы, размера, материала. Появление игрушек может быть обыграно – почтальон принес посылку. Затем об одной из игрушек дается загадка: «Грива на шее волной, хвост трубой, меж ушей челка» (конь); «Идет мохнатый, идет бородатый, рожищами помахивает, бородищей потряхивает, копытами постукивает» (баран).

Отгадывание загадок можно связать с рассматриванием игрушек перед их описанием или рассказыванием по ним. Постепенно дети подводятся к самостоятельному составлению загадок.

Постепенно малыши подходят к составлению описательного рассказа по образцу, фактически повторяя его. На занятиях по описанию игрушек используются стихи, потешки, загадки. Так, воспитатель может загадать загадку про собаку: «С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, хвост колечком». После отгадывания загадки игрушка показывается, рассматривается и описывается. Занятие завершается чтением, потешек, стихов.

В средней группе дети постепенно подходят к составлению небольших самостоятельных описательных рассказов по игрушкам. Наиболее эффективным приемом обучения является образец, который дается на каждом занятии.

Во второй половине года дети начинают составлять рассказы по плану воспитателя. Сначала это небольшой план — два-три вопроса («Расскажите, как называется игрушка, какая она по цвету, величине, как с ней можно играть») Постепенно можно усложнить план, разнообразить вопросы («Из какого материала сделана эта игрушка? Нравится ли она тебе?»). Последовательность изложения в описании зависит от умения детей поэтапно обследовать предмет – от восприятия его в целом к выделению существенных признаков. Поэтому воспитатель задает вопросы в определенном порядке, учит детей думать, в какой последовательности они будут описывать игрушку. Это поможет соблюдать логику описания.

Построение связного текста вызывает у детей затруднение. Они часто не знают, как начать высказывание и чем его закончить, как связать предложения. Исследования доказывают, что уже в процессе рассматривания игрушек, в вопросно-ответной форме следует показать детям возможные связи между предложениями. Наиболее распространенное средство связи – повтор слов (Это котенок. Котенок маленький. У котенка пушистая шерсть).

Значительное место занимают дидактические игры на описание. Усложняются их содержание и требования к речи. В игре «Магазин игрушек» ребенок-покупатель должен описать игрушку, опираясь на образец или план, а продавец – отгадать, какая это игрушка, и продать ее. Условием получения игрушки, кроме описания, может быть требование назвать отдел, полку, на которой она стоит. Продавец может не сразу понять, какую игрушку хотят купить, и предлагает описать ее понятнее.

Если в младшем дошкольном возрасте дети в основном учатся отгадывать загадки, то на этом возрастном этапе они сами составляют загадки на основе образца воспитателя. Как всегда, игрушки рассматриваются. Воспитатель начинает со своего образца: «Хитрая, рыжая, с длинной мордочкой и пушистым хвостом. Кто это?» По другим игрушкам или предметам составляют загадки дети. Несмотря на то, что составление загадок сложно, при соответствующем обучении описательной речи дети успешно с этим справляются: «С длинными ушками, коротким хвостом, любит морковку»; «С бородой, рогами, молоко дает». Оценивая описания игрушек, необходимо отмечать точность словаря, удачные сравнения, эмоциональность.

В старшем дошкольном возрасте игрушка занимает меньшее место, но к умениям описывать игрушку и строить повествование предъявляются более высокие требования. Описание должно быть полным, логичным, без пропуска существенных признаков, повторений, последовательным, точным по языку, с использованием образной речи

Описательные умения дети приобретают, как и в среднем дошкольном возрасте, в процессе описания игрушек и составления загадок. Основное отличие – в усложнении заданий и большей самостоятельности их выполнения.

В подготовительной к школе группе дается более полное описание признаков (если это животное, говорят о его полезности, образе жизни, повадках). В описание вносится соревновательный момент («Кто лучше расскажет об игрушке»). На занятии «Наши любимые игрушки» (медвежонок, зайчик, телефон, неваляшка, самосвал) один ребенок описывает игрушку, не называя ее, а остальные отгадывают. Занятие можно закончить предложением так рассказать про любимую игрушку, которая находится дома, чтобы все поняли, какая она. В конце можно дать задание внимательно рассмотреть дома игрушку и на следующий день дополнить свое описание или подумать и рассказать, как с этой игрушкой можно играть.

Аналогичное задание – последовательно описать игрушку, не называя ее, дается в игре «Подарки». Организация занятия: в коробках приносят новые игрушки, это подарки для группы. Появление подарков обыгрывается (подарил Дед Мороз, почтальон принес в посылке). Предлагается познакомиться с тем, какие подарки находятся в коробках, но при этом надо выполнить два условия: хорошо описать игрушку и отгадать ее. Если эти условия будут выполнены, игрушка останется в группе (мотивационная установка). Затем вызывают 3 – 4 детей (по количеству игрушек). Они должны открыть коробки и, не вынимая игрушку, рассмотреть ее и подумать, в какой последовательности построить описание, закончив его оценочным суждением.

Ценность таких занятий состоит в подведении детей к составлению загадок. При составлении загадок образец почти не применяется, дети справляются с заданием самостоятельно.

2. Сюжетные рассказы (повествования) используются в средней группе, во второй половине года

В повествовании следует обучать детей – выделять главную тему, развивать сюжет и соблюдать структуру (завязка, развитие действия, кульминация, развязка).

-Рассказ по набору игрушек – связный последовательный рассказ про группу игрушек, чаще всего сопровождаемый игровыми действиями воспитателя с игрушками по типу игры-драматизации. Его составление облегчается тем, что ребенок рассказывает о действиях, которые совершает сам.

Основы для развития умения самостоятельно описывать игрушки и самостоятельно составлять рассказ-повествование о них закладываются в среднем дошкольном возрасте.

- Рассказ по отдельной игрушке – это связный последовательный рассказ о воображаемых действиях и приключениях одного героя – данной игрушки. Это наиболее трудный вид рассказывания. Игрушка только определяет главного героя, а образы других действующих лиц, действия и ситуации придумывают сами дети на основе творческого воображения и собственного опыта.

Занятие, на котором составляются сюжетные рассказы по набору игрушек, состоит из двух частей: 1) рассматривания игрушек, 2) составления рассказов. Цель первой части — познакомить детей с игрушками, дать небольшое описание каждой. Эта часть заканчивается постановкой задания («Будем придумывать рассказ про эти игрушки») с коротким планом рассказа или образцом его.

Игрушки должны быть подобраны так, чтобы было нетрудно наметить простую сюжетную линию (девочка, грибок, корзинка; елочка, ежик). Вопросы воспитателя помогают детям построить сюжет рассказа, развернуть его, вовлечь в сюжетную линию все предметы или объекты: что могло случиться с девочкой в лесу? Кого девочка могла встретить в лесу? Что могла найти? Что из леса принесла в корзинке?

Важно сформировать элементарные представления о структуре высказывания (начало, середина, конец), помочь ребенку усвоить средства связи между предложениями и частями текста, формировать умение пользоваться словами-связками «вдруг, тогда».

Постепенно дети начинают самостоятельно составлять рассказы. Педагог помогает развивать сюжет, используя слова-связки, глагольную лексику (позвал – убежал, встретил и., стали они.), учит включать диалог действующих лиц (спросил – ответил), элементы описания внешнего вида героев. Для рассказа вначале отбираются 2–3 игрушки. Детям легче развить сюжет и включить в повествование всех действующих лиц, подобрать слова к действиям, использовать прямую речь. Позднее количество игрушек можно увеличить.

На первом этапе используется и рассказ-образец педагога. Дети обычно копируют его, поэтому образец целесообразно давать на каждом занятии. Образец должен не только учить детей составлять сюжетную линию, но и давать примеры речевых конструкций . Так, в рассказ целесообразно вводить прямую речь, образные выражения, небольшие описания.

Вот пример рассказа-образца воспитателя: «Летом Маша жила у бабушки в деревне. Пошла она в лес. Вдруг видит — ежик бежит. Хотела она его в корзиночку положить и домой отнести, да раздумала. «Пусть ежик в лесу живет, хорошо ему в лесу»,— подумала Машенька и пошла дальше».

Можно составить рассказ в виде инсценировки. Воспитатель дает образец такого рассказа. Например, рассказ о кошке и мышке: «Узнала кошка, что в ее доме мышка себе норку устроила. Вот стала она ее караулить. Тихонько ступает кошка мягкими лапками, и не слышно ее. Выбежала мышка — бархатная шубка, погулять. Далеко от норки убежала. И вдруг увидела кошку. Хотела ее кошка схватить. Да не тут-то было. Ловкая мышка юркнула в свою норку». Рассказ сопровождается действиями игрушек.

Особое внимание надо обратить на анализ рассказов, придуманных детьми . Сначала оценку дает воспитатель, отмечая и интересно задуманное содержание рассказа, и необычность поступков игрушечных персонажей, и язык рассказа — форму, в которой передано содержание.

После занятия можно оставить игрушки на видном месте, чтобы дети продолжали играть с ними и упражнялись в составлении различных инсценировок. Педагог должен обязательно подключаться к этим играм и следить за содержанием рассказов. Необходимо продумывать оборудование и набор игрушек для подобных занятий.

Наиболее сложно придумать рассказ по одной игрушке.

Этот вид рассказывания вводится в старшей группе во второй половине года и типичен для подготовительной группы.

Ребенок должен активизировать свой опыт, память, воображение . Трудность заключается в том , что определен только один персонаж, другие придумываются ребенком. Рассказчик должен наделить каждого персонажа соответствующими качествами, найти ему место в повествовании, придумать действия и весь сюжет, композиционно правильно оформить рассказ. К выбору приема обучения следует подходить с учетом темы, умений детей, их представлений о структуре рассказа. Образец является стимулятором детского творчества (а не подражания), поэтому лучше давать его после 1 – 2 детских рассказов .

Наиболее простой прием – образец в виде начала рассказа, когда воспитатель начинает, а дети продолжают рассказ.

В старшем возрасте продолжается работа над структурой высказывания . Описательные и повествовательные тексты анализируются с точки зрения их структуры, проводится работа с моделями, схемами , обсуждается возможное начало рассказа «Однажды», «Как-то раз», «Дело было летом»; речь детей обогащается словами-связками для соединения предложений (вдруг, тогда).

Пример схемы рассказа «В лес за ягодами»: «Дело было. (летом). Собрались. (подруги в лес за ягодами). Взяли они. (корзиночки) и. (отправились в лес). Идут девочки и весело. (разговаривают). На небе появились. (темные тучки). Вдруг загремел. (гром) и. (пошел дождик). Девочки… (испугались) и. (спрятались поддерево). Когда дождь закончился, они. (пошли домой)».

Цель: составление рассказа-описания «Моя любимая игрушка».

- продолжать обучать составлять рассказ-описание об игрушке с опорой на схему;

-активизировать словарь по теме «Игрушки», совершенствовать грамматический строй речи;

- развивать слуховое и зрительное восприятие;

- воспитывать бережное отношение к игрушкам.

-воспитывать умение внимательно слушать своих сверстников

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; физическое развитие; познавательное развитие.

Методические приё мы: сюрпризный момент, загадывание загадок, физкультурная минутка, игровой момент, образец рассказа воспитателя, рассказ детей.

Форма деятельности: совместная деятельность воспитателя и детей.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.

Предварительная работа: рассматривание игрушек, беседа о любимых игрушках, разучивание игры «Самолет», дидактические игры: «Внимательные ушки», «Что из чего?», раскрашивание картинок -разукрашек с изображением игрушек.

Оборудование и материал: мешок, игрушки из разного материала, мячик, алгоритм-схема описания игрушки

Приемы руководства деятельностью детей:

1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: создание проблемной ситуации, возможность высказать способы решения.

2. Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД: беседа, игры, создание ситуации, направленной на применение личного опыта детей, создание проблемной ситуации, анализ и выводы, физкультминутка.

3. Приемы организации практической деятельности детей: ситуация выбора элементов для работы, организация продуктивной деятельности.

4. Приемы поддержания интереса у детей: игровые ситуации, ситуация выбора, планирование, физкультурная пауза, чередование видов детской деятельности, возможность применения личного опыта.

5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, взаимопомощь детей, обсуждение.

1. Названия игрушек, их отличительные признаки, составные части.

2. Как можно играть той или иной игрушкой.

3. Из какого материала сделана игрушка.

Ход организованной образовательной деятельности

1. Организационный момент. Процесс вовлечения в деятельность.

Воспитатель: Ребятки подойдите ко мне и встаньте в круг. Давайте возьмемся за руки и поприветствуем, друг друга и тех, кто у нас находится в гостях.

В этот чудный зимний день

Нам здороваться не лень.

Шлем привет мы всем вокруг

Я твой друг и ты мой друг!

Шлем привет мы всем гостям

Очень, очень рады вам!

А теперь давайте присядем на стульчики.

Но сначала по традиции мы проведем артикуляционно-пальчиковую гимнастику:

Упражнения для щек: Толстяк, худышка, полощем рот.

Упражнение для губ: дудочка, заборчик, дудочка играет, дудочка вращается.

Упражнение для языка: качели, трубочка - курай, часы, поехали на лошадке.

Теперь проговорим скороговорку (Шла Саша по шоссе и сосала сушку) и чистоговорку (Ежу на ужин жук нужен.)

Сегодня Утром, когда я пришла на работу, возле наших дверей нашла вот этот мешок, что там лежит, я уже знаю, а вы хотите узнать?

- Для этого вам надо будет отгадать загадки. Готовы? (Разгадывание загадок)

«Пьет бензин, как молоко,

может бегать далеко.

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней?» (Машина).

«Зверь забавный сшит из плюша.

Есть и лапы, есть и уши.

Меду зверю дай немного

и устрой ему берлогу». (Медвежонок).

«Что все это значит?

Дочка, а не плачет.

Спать положишь, будет спать

день, и два, и даже пять». (Кукла).

«Стукнешь о стенку – а я отскочу,

Бросишь на землю – а я подскочу.

Я из ладоней в ладони лечу –

Смирно лежать я никак не хочу!» (Мячик).

«Эти чудо – кирпичи

я в подарок получил.

Что сложу из них – сломаю,

все с начала начинаю». (Кубики).

(После каждой отгаданной загадки из мешка достаётся соответствующая игрушка)

Воспитатель: «Ребята, вы такие молодцы, такие умные, отгадали все загадки.

- Ребята, назовите одним словом, что же лежало в мешке? (Игрушки)

Дети: «Игрушки».

Мы сегодня с вами будем рассказывать об игрушках.

2. Игра «Внимательные ушки».

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Внимательные ушки». Я буду называть разные предметы и игрушки. Вы хлопаете в ладоши только тогда, когда услышите название игрушек.

Машинка, кукла, кубики, берёза (это не игрушка, а дерево,

юла, матрёшка, воробей ( Педагог: «Почему же вы не хлопаете?»,

Дети: «Потому, что это не игрушка, а птица)»,

мячик, телевизор (электроприбор, кораблик, самолётик, огурец (овощ). Молодцы ребята, и здесь вы справились с заданием.

3. Составление предложений об игрушках.

Воспитатель: - Вы очень любите играть с игрушками. А вы знаете, где и как делают игрушки? (ответы детей). Их делают люди на игрушечной фабрике. На этой фабрике есть разные цеха, в которых из различных материалов изготавливают игрушки. Из каких материалов делают игрушки? (Из резины, металла, пластмассы, меха, ткани, дерева). Сейчас определим, из каких материалов сделаны ваши игрушки?

Давайте рассмотрим их повнимательней. Возьмите по одной игрушке, потрогайте. Определите, из какого материала сделана это игрушка. Давайте по очереди расскажем, из чего сделана игрушка в ваших руках.

Игра "Из чего сделано"

Индивидуальные ответы детей.

Эта матрешка сделана из дерева, значит она - … (деревянная). Твердая, гладкая, легкая.

Это мяч сделан из резины - … (резиновый). Эластичная, упругая, растягивается.

Ведро сделано из пластмассы - … (пластмассовое). Хрупкая, легкая, твердая.

Это машина сделана из металла (металлическая). Звонкая, тяжелая, твердая, прочная.

Это мягкая игрушка сшита из меха (меховая). (мягкая, легкая, пушистая).

Дудочка сделана из пластмассы, поэтому она … какая (пластмассовая).

Самолетик из бумаги какой? (бумажный)

Домик из картона какой? (картонный)

Робот из железа какой? (железный)

Лошадка из дерева какая? (деревянная)

Мишка из плюша какой? (плюшевый)

Собачка из меха какая? (меховая)

Кораблик из пластмассы какой? (пластмассовый)

Лягушка из резины какая? (резиновая)

Солдатик из олова какой? (оловянный)

Курочка из глины какая? (глиняная)

Бычок из соломы какой? (соломенный)

Игра «Расскажи, какая игрушка?»

Мишка какой? (мягкий, плюшевый, коричневый, легкий)

Мячик какой (круглый, мягкий, маленький, красный)

Машинка какая? (новая, твердая, синяя, скоростная)

Кукла какая? (красивая, интересная, добрая, модная)

Конструктор какой? (красный, твердый, мелкий, большой, интересный)

Посудка какая? (красивая, легкая, удобная, прочная, пластмассовая)

4. Игра с мячом «С какой игрушкой я люблю играть?»

Воспитатель: - Ребята, у вас тоже есть любимые игрушки? Сейчас мы узнаем, кто с какой игрушкой любит играть. Я буду бросать мяч каждому из вас по очереди. Тот, кто поймает мяч, расскажет нам о том, с какой игрушкой он любит играть. Например: «Я люблю играть с куклой» (Дети ловят мяч и составляют предложения. Воспитатель помогает в случае затруднений.)

5. Физминутка «Самолет».

Воспитатель: Какие же вы молодцы ребята. Вы наверное устали? Сейчас мы с вами выйдем на ковёр, встанем в круг и поиграем в игру «Самолет». Посмотрим, как наши ребята умеют превращаться в самолетики.

(Показать игрушку – самолет.)

Самолет-самолет (Разводят прямые руки в стороны и

Отправляется в полет. (Вращают кулачками перед грудью и

Завели мотор – р-р-р,

Зарычал мотор – р-р-р,

Заворчал мотор – р-р-р,

Заурчал мотор – р-р-р,

Загудел самолет – у-у-у, (Разводят прямые руки в стороны и

И отправился в полет – у- у –у. (Бегут друг за другом по кругу)

Приземлился самолет, (Приседают на одно колено)

Вот и кончился полет.

6. Составление рассказа описания по схеме.

Воспитатель: «А сейчас самолётики полетели на свои посадочные места». У меня тоже в детстве была любимая игрушка и сейчас я про неё расскажу. А вы слушайте внимательно. Я буду строить свой рассказ по представленному плану.

Составление рассказа

А когда я была маленькая, у меня тоже была любимая игрушка – кукла. Мне ее подарили на день рождения. Когда я ее увидела, она мне сразу очень понравилась. До сих пор помню, как я была счастливая и довольная. Она была большая, пластмассовая, волосы у нее были коричневые, платье красного цвета. Со своей любимой куклой я никогда не расставалась. Я очень любила катать ее в коляске, укладывать спать, одевать ее в разную одежду. Я эту куклу очень любила и берегла.

Вам понравился мой рассказ?

«План описания по схеме игрушки»

Объяснить детям схему и как по ней описывать игрушку :

- Материал, из которого сделана игрушка

- Какие детали есть у нее?

- Как с ней играют?

Составление рассказов – описаний о любимых игрушках с опорой на схематичный рисуночный план.

7. Составление рассказов описания игрушек по схеме детьми.

Воспитатель: Ребята, может, вы тоже хотите, рассказать о своих игрушках? Интересно было бы услышать про ваши игрушки.

Кто сможет рассказать о своей любимой игрушке так, чтобы, не видя её, мы могли хорошо себе представить какая это игрушка.

Начать рассказ можно так : «Я хочу рассказать о своей любимой игрушке. Это машинка. Она разноцветная. У машинки есть кабина, кузов, колеса. Она сделана из пластмассы. Машинкой играют, возят, катают».

(Желающие составляют рассказы-описания. В случае затруднений воспитатель помогает.)

Моя любимая игрушка это машина. Она красного цвета, прямоугольной формы. Он не большого размера. Машина сделана из пластмассы, она пластмассовая. У него есть кузов, кабина, колеса, фара. Эту игрушку можно катать, играть в игру "Шофера" и "Такси". А если она сломается, ее можно ремонтировать. (1 ребенок)

Моя любимая игрушка это кукла. Куклу зовут Маша. Она очень красивая. На ней красное платье. Она не большого размера. Кукла сделана из пластмассы, значит она пластмассовая. У куклы есть головка, шея, руки, туловище, ножки. Моя ненейка свазала для куклы одежду. Ее можно укладывать спать, покатать в коляске. Я очень люблю свою куклу. (2 ребенок)

Моя любимая игрушка кубики. Они разноцветные, деревянные квадратной и прямоугольной формы. У кубиков нет частей он целое. Из кубиков можно построить разные сооружения башню, дом, замок. (3 ребенок)

Моя любимая игрушка конструктор лего. Его части состоит из прямоугольной и квадратной формы. Лего состоит из маленькой детали. Конструктор сделан из пластмассы. Из лего можно построить разные сооружения дом, замок, робота. Мне очень нравится играть с конструктором лего. (4 ребенок)

Моя любимая игрушка зайчик. Она белого цвета. Туловище у нее овальное, голова круглая и длинные овальные ушки. Она не большая и не маленькая. Она сшита из меха. У нее есть головка, длинные ушки, туловище ножки, хвост. С ней можно поиграть в игру "Лесные звери". (5 ребенок)

Моя любимая игрушка это мячик. Мяч разноцветный круглой формы. Маленького размера. Он резиновый. У него нет частей он целое. (6 ребенок)

Моя любимая игрушка котенок. Он серенький, а глаза у него голубенькие. Туловище у него овальной формы, голова круглой формы, ушки треугольной формы. Он маленький, сшит из меха. У него есть головка, туловище, ножки, хвостик. Он такой мягкий, пушистый. Я очень люблю своего котенка. (7 ребенок)

Воспитатель. Молодцы, ребята. Вы так здорово и интересно рассказывали о своих игрушках.

Воспитатель: Иногда игрушки тоже жалуются друг другу, кому что сломали, порвали, испортили. Какое правило нужно помнить? Как надо обращаться с игрушками?

Дети: Игрушками надо обращаться бережно, не ломать их, чтобы они радовали нас долговое время.

Воспитатель: Сегодня мы с вами много узнали о ваших любимых игрушках. Ребята, из чего же могут быть сделаны игрушки? (ответы детей) А понравилось ли составлять рассказы о своих любимых игрушках? Замечательно! Ребята, я вами очень довольна! Наше занятие закончено. Спасибо всем.

Конспект беседы «Моя любимая игрушка» в подготовительной группе

Конспект беседы «Моя любимая игрушка» в подготовительной группе Беседа «Моя любимая игрушка» В подготовительной группе Цель: Составление рассказа-описания «Моя любимая игрушка». Задачи: - продолжать учить.

Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине «Ежи» в подготовительной группе

Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине «Ежи» в подготовительной группе Цель: развивать диалогическую речь детей. Задачи: формировать умение рассматривать картину и рассуждать над её содержанием, развивать.

Конспект НОД по рисованию «Моя любимая игрушка» в подготовительной группе

Конспект НОД по рисованию «Моя любимая игрушка» в подготовительной группе Задачи: знакомить детей с игрушками и их историей, закрепить знания об игрушках. Развивать воображение, память, внимание, аккуратность.

Конспект НОД по развитию речи и составлению рассказа-описания по лексической теме «Зимняя одежда» в средней группе Составление рассказа - описания по лексической теме «Зимняя одежда» в средней группе Цель: учить давать описания зимней одежды; - учить.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе. Составление творческого рассказа из личного опыта «Как я отдыхал летом»

Конспект открытого занятия в подготовительной группе. Составление творческого рассказа из личного опыта «Как я отдыхал летом» Конспект открытой организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Составление творческого рассказа из личного.

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Составление рассказа: Признаки весны» Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Кудровский ЦО №1» ДО № 2 Всеволожского района.

НОД по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа по картине «Ежи»

НОД по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа по картине «Ежи» Программное содержание: формировать умение рассматривать картину и рассуждать над ее содержанием, озаглавить картину; -учить составлять.

Занятие по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине» «Волшебница зима» в подготовительной группе Цель: учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине. Задачи: Учить детей давать полный ответ и самостоятельно составлять.

Учить детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках с использованием схемы.

Закрепить умения обследовать предмет от восприятия его в целом к выделению существенных признаков.

В описании — определять объект, последовательно описывать части, свойства (цвет, форма, величина, качества, действия с ним, в конце высказывать оценочное суждение.

Употреблять в речи названия предметов, их частей, деталей, материалов, из которых они сделаны.

Закрепить навыки правильного произношения

Развивать фонематическое восприятие и навыки звукового анализа

Развивать грамматический строй речи.

Воспитывать бережное отношение к игрушкам

Мягкая игрушка медведя, графическая схема описания игрушек, картинки различных игрушек, картинки животных, игрушки для описания : кукла, машинка, мячик.

Раздаточный материал: зеленые и красные сигнальные карточки (на каждого ребенка).

Расширить активный словарь за счет качественных прилагательных.

Ход занятия.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Ребята, к нам пришел гость, но кто этот гость, вам нужно отгадать.

- Этот зверь живет в лесу.

- У него коричневая, теплая и густая шуба.

- У этого зверя большие, толстые, косолапые лапы.

- Этот зверь любит мед и ягоды.

- Зимой он спит в берлоге и сосет лапу.

Воспитатель: Правильно, дети, это медведь. Он где-то спрятался, давайте его позовем, только тихо, чтоб он не испугался.

Дети: Дети зовут медведя, произнося слово «мишка» тихо (шепотом).

Воспитатель: Не слышит он нас. Давайте позовем мишку чуть погромче.

Дети: Дети зовут медведя, произнося слово «мишка» громче.

Воспитатель: Все равно не слышит он нас. Давайте позовем мишку громко.

Дети: Дети зовут медведя, произнося слово «мишка» громко.

Медведь: Здравствуйте ребята. Я засмотрелся на ваши игрушки. Вы любите играть с этими игрушками? А у вас есть любимые игрушки?

Воспитатель: Мишка, конечно мы любим играть с игрушками, которые есть у нас в группе. И мы расскажем тебе о наших любимых игрушках. Миша присаживайся с нами рядышком и послушай, как ребята будут описывать свои любимые игрушки. А поможет нам описывать игрушки наша схема.

Но прежде чем начать мы немножко отдохнем.

А в лесу растёт черника

А в лесу растёт черника,

Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать. (Приседания.)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)

Составление описательных рассказов по графическим схемам.

Как можно играть?

Воспитатель: А еще, Мишка, у нас есть веселая игрушка «Ванька-Встанька», ребята, давайте покажем как мы играем с Ванькой-Встанькой.

Физкультминутка: Динамическая пауза «Ванька – Встанька».

Ты качаться перестань-ка. Руки на поясе, наклоны туловища вправо/влево

Сядь немножко посиди. Приседания

По дорожке походи. Ходьба

Одевай рубашку. Повороты туловища

Встречай Неваляшку. Наклоны вперед, руки в стороны

Воспитатель: Молодцы ребята. Тихонечко присаживаемся.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю тебе, Мишка, поиграть вместе с нами. Дети, возьмите сигнальные карточки, если вы услышите неправильное название игрушки, что изображена на картинке, вы должны поднять красную карточку, если правильное – зеленую.

Медведь: А я тоже знаю очень интересную игру «назови ласково». Я буду показывать картинки животных, а вы, ребята, должны назвать их ласково.

Кошка, собака, коза, куры, утка, лошадь, белка, заяц.

Дети: Кошечка, козочка, курочки, лошадка, белочка, зайчик.

Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо справились с игрой Мишки.

Медведь: Ребята, мне очень понравилось у вас в гостях. Вы очень интересно рассказываете о своих игрушках. Я тоже нарисую такую схему и буду описывать игрушки своим лесным друзьям. Спасибо вам. До свидания.

Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня не просто поиграли с Мишкой, но и вспомнили как можно описывать игрушки, поиграли в интересные игры, вы у меня все сегодня молодцы.

Конспект занятия «Чтение стихотворений А. Барто, описание и рисование игрушек» во второй младшей группе Тема: «Чтение стихотворений А. Барто, описание и рисование игрушек» II младшая группа Воспитатель: Петрушенко С. В. Задачи:.

Конспект комплексного занятия «Описание домашних птиц». Лепка корзинки с яйцами из пластилина

Конспект комплексного занятия «Описание домашних птиц». Лепка корзинки с яйцами из пластилина Организованная образовательная деятельность. Комплексное занятие для средней группы. По программе «От рождения до школы» Под редакцией.

Конспект НОД «Описание игрушки» Воспитатель: Ван О. Н. Возрастная группа детей подготовительная группа Тема Н. О. Д. описание игрушки Цель: учить при описании игрушки четко.

Конспект занятия по развитию речи на тему «Описание игрушки» в первой младшей группе Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад № 61» Конспект по развитию речи Тема: «Описание игрушки».

Конспект проведения образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Описание игрушки» Программное содержание:Цели: • Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи • Развивать речь путем составления.

Конспект занятия «Игрушки» Конспект занятия-развлечения для детей 2-3 лет «Игрушки» Цель: Подарить детям радость, эстетическое удовлетворение от исполнения плясок,.

Конспект занятия «Наши игрушки» Возрастная адресованность: 2-3 года (ясельная группа детского сада) Длительность мероприятия: 15 минут Цель: «Учить и называть изображение.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Описание игрушки. Грузовик» Конспект занятия во второй младшей группе. Образовательная область: Развитие речи и культура речевого общения Тема: Описание игрушки (грузовик).

«Украсим ёлочку». Описание технологии изготовления новогодней игрушки в технике аппликации с элементами квиллинга МАСТЕРСКАЯ ДЕДА МОРОЗА. Описание технологии изготовления новогодней игрушки на ёлку. Аппликация с элементами квиллинга. Цели и задачи:.

Конспект занятия «Новогодние игрушки» ОД «НОВОГОДНИЕ ИГРУШКИ» ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: СОЦИАЛЬНО _ КОММУНИКАТИВНОЕ, ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ЗАДАЧИ:.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе

Тема: «Опиши игрушки» - описательные рассказы об игрушках.

Форма организации: составление описательного рассказа об игрушках

Цель: Формирование умения составлять описательный рассказ об игрушках с помощью схемы «Опиши игрушку».

-формировать умение детей связно и последовательно давать описание внешнего вида игрушки опираясь на схему, при описании называть ее признаки и действия.

-активизировать в речи детей слова обозначающие качества и свойства предмета

-воспитывать умение слушать друг друга, помогать друг другу в случае затруднений, умение договариваться.

Образовательная область: речевое развитие

Наглядные: использование наглядного материала, схемы для составления описательного рассказа

Словесные: вопросы, наводящие вопросы, поощрение, напоминание, совет, образец рассказа воспитателя

Практические: составление рассказов детьми об игрушках по схеме, помощь детей друг другу при составлении рассказа

Материал и оборудование к НОД:

Приглашение на день рождения, схема для составления описательного рассказа, игрушки мяч, кукла ,машинка,медведь(мягкий).

НОДы по составлению описательных рассказов по схемам, беседы по правилам вежливого обращения.

Активизировать употребление в речи слов, обозначающих действия предмета (играть, катать, качать).

Словарная работа: деревянный, пластмассовая, резиновая, мягкая, пушистая

1.Мотивационный (мотивация детей к деятельности).

Дети сидят на стульчиках (воспитатель сидит рядом). Стук в дверь. Воспитатель выходит за дверь и находит письмо.

Мишка: Ребята, я вас всех сегодня приглашаю на день рождения! Приходите все, я вас буду очень ждать! (отдает приглашение)

В: Спасибо, Мишке за приглашение.

2. Постановка детьми цели.

В; Ребята , мы сегодня пойдем к Мишке на день рождения?

В: Ребята, а с чем ходят на день рождения к своим друзьям!?

В: А где можно взять подарки?

Д: можно купить в магазине , сделать своими руками.

В: Сегодня у нас мало времени на изготовление подарков, давайте выберем подарки в нашей группе , у меня как раз кое-что есть подходящее.

Воспитатель обращает внимание на стол, на котором лежат игрушки(мячик ,кукла, машинка, плюшевый мишка).

Физкультминутка.

Солнце спит, солнце спит

Даже ветер не шумит

Рано утром солнце встало

Всем лучи свои послало

Вдруг поднялся Ветерок

Небо тучей заволок

И деревья раскачал

Дождь по крышам застучал.

3. Основная часть. Составление описания игрушек.

В: Но чтобы нам выбрать подходящий подарок Мише , нам необходимо составить описание каждой игрушки ,чтобы определить какая из них лучше. Описывать наши любимые игрушки мы будем с помощью схемы.

На мольберте прикреплена схема. (Алгоритм описания Игрушки).

В: Давайте вместе со мной вспомним, как рассказывать с помощью схемы.

Воспитатель выбирает одну из игрушек и составляет рассказ по схеме.

Что это – цвет – форма размер – материал – детали (если есть) – какая на ощупь – как играть

Это футбольный мяч. Он большого размера ,круглой формы. Мячик черно-белого цвета .Он сделан из кожи, значит он кожаный. Мячик гладкий, твердый, упругий. Его можно бросать, ловить, катать, пинать. Этим мячиком футболисты играют в футбол.

В: А теперь , ребятки, попробуйте и вы составить описание нашим игрушкам по схеме и моему образцу.

(Ответы 3-4 детей)

В: Молодцы ребятки, очень хорошо у вас получилось. Давайте подарим Мишке мячик. Но прежде чем подарить его Мишке, давайте с ним маленько поиграем. Поиграем в игру “Назови ласково”. Я буду кидать по очереди каждому из вас мячик и говорить слово ,а вы бросаете мне мяч обратно и говорите это слово ласково.

Солнце , заяц , мяч , коза , лошадь , белка , шарф , мама , шар , лист , собака ,ложка , тарелка , сапоги , ветка , сапоги , машина , банка.

В: Умнички, ребятки. И мячик очень хорош в игре…Замечательным подарком будет Мишеньке ..Ну на день рождения мы уже с вами не успеем, отправим Мишеньки в лес мячик посылкой, пусть играет с друзьями в лесу на следующий год летом.

В: Ребята, а теперь давайте вспомним все рассказы выступающих и отметим кому какой рассказ про игрушку понравился.

Мы сегодня с вами очень хорошо поработали. И на основании ваших поднятых рук и лично по своему мнению хочу сказать, что рассказы все были очень увлекательные и интересные. Все молодцы!

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 58»


Миасский городской округ

Развитие речи

Конспект НОД по развитию речи

для детей старшего дошкольного возраста

«Игрушка. Описательный рассказ с опорой на схему»

Воспитатель I категории:

Конспект НОД по развитию речи

для детей старшего дошкольного возраста

«Игрушка. Описательный рассказ с опорой на схему»

Цель : учить составлять описательный рассказ об игрушках , используя схему .

Задачи :

1. Расширять знания о том, как изготавливают игрушки , развивать умения вычленять и называть признаки объекта описания , совершенствовать умение перечислять признаки объекта описания в определенной последовательности;

2. Развивать память, слуховое внимание, совершенствовать координацию рук, зрительно – пространственное ориентирование.

3. Воспитывать бережное отношение к игрушкам .

Оборудование: Мудрая Сова, игрушки для составления рассказа (мяч, кубик, кукла, мишка) , схема для описания игрушки , листы бумаги, цветные карандаши.

Воспитатель :

Ребята, сегодня у нас в гостях наша старая знакомая – Мудрая Сова. Ей очень нравится как вы занимаетесь, а сегодня она предлагает вам поиграть. Игра называется «Магазин». Вы конечно знаете, что магазины бывают разные. Например, … (Ответы детей) .

А вот какой магазин будет у нас попробуйте угадать:

Забавные зверюшки -
Зайчонок, медвежонок,
Котенок и щенок.
Стоят они в витрине,
На полке в магазине.

Что за магазин зверей?

Отвечайте мне скорей! (магазин игрушек)

Игрушки появились очень давно, еще в Древней Греции. Сначала их делали из дерева и глины и называли - потешки. (показать картинки старинных игрушек или дымковскую и филимоновскую игрушки)

Игрушки шили из ткани или плели из травы и соломы, изготавливали из любых подходящих подручных материалов. (показать тряпичных кукол)

К игрушкам относились очень уважительно. Их никогда не оставляли как попало, а хранили в специальных корзинах или сундуках. (показать картинку с изображением корзины для игрушек)

В наше время игрушки делают на специальных фабриках. Современные игрушки умеют разговаривать, петь, прыгать, взлетать, самостоятельно ездить. (показать картинки с игрушками или сами игрушки)

Их изготавливают из самых разных материалов, каких? (Ответы детей) .

Воспитатель:

Молодцы, ребята! Ну, а теперь давайте играть! (достает из-под стола атрибутику магазина)

Внимание, внимание! В нашем городе открылся новый магазин игрушек . Здесь вы можете приобрести подарки для друзей и близких. Я – продавец этого магазина. Магазин наш необыкновенный - здесь, вместо денег принимаются описательные рассказы о выбранной вами игрушке .

Чтобы рассказ ваш получился интересным, предлагаю вам схему - подсказку . (На доску вывешивается схема «Описание игрушки»)

Давайте рассмотрим внимательно схему .

Картинка под номером 1 - С чего мы начнём свой рассказ ? (Ответы детей)

Правильно, сначала мы расскажем о том, как игрушка называется и из каких частей она состоит.

Картинка под номером 2 - о чем теперь мы расскажем? (Ответы детей)

Расскажем о форме игрушки и её цвете. Для игрушек изображающих зверей, птиц и людей, эта часть схемы не рассматривается.

Картинка под номером 3 – рассказывает во что одета игрушка, если на ней есть одежда. И напоминает о её размерах.

Картинка под номером 4 - здесь нарисованы картинки с разными видами материалов. Что это означает? (Ответы детей)

Правильно - это материалы из которых может быть изготовлена игрушка.

Картинка под номером 5 – Что изображено на этой картинке? (Ответы детей)

Как вы думаете, что она обозначает, о чем мы будем рассказывать? (Ответы детей)

Правильно, как с игрушкой можно поиграть.

Картинка под номером 6 – просит нас рассказать о том, за что мы любим эту игрушку.

Воспитатель:

Я смотрю, вы немного устали, давайте отдохнём! Сейчас я всех вас превращу в забавные игрушки. (берет «волшебную палочку», взмахивает ею и произносит «волшебные» слова)

Раз, два, три – детей в игрушки преврати!

Физкультминутка «Мои любимые игрушки» .

Хоть куда её нагни.

Встанет снова прямо,

Так она упряма (руки на поясе, наклоны в стороны, вперед-назад) .

Закружилась юла, завертелась,

Слишком быстро не крутись,

Хватит, все остановись (руки на поясе, круговые вращения туловищем в одну сторону и в другую) .

Наш веселый звонкий мяч,

Снова он помчался вскачь (прыжки на месте, руки на поясе)

Воспитатель:

Сейчас я расскажу вам о своей любимой игрушке.

«Это игрушка кошка. У неё маленькие треугольные ушки и длинные жесткие усы, длинный пушистый хвост, а на лапках мягкие подушечки. Она серая с белой грудкой. Кошка небольшая. Сделана она из искусственного меха, поэтому мягкая и пушистая. С кошкой можно играть в дом, кормить, гулять, спать. Я люблю эту игрушку, потому что она напоминает мне настоящего живого котенка.»

Вот мы с вами разобрались как правильно описать понравившуюся игрушку, всем рассказать о ней. А кто попробует это сделать?

Читайте также: