Процессуальные действия с игрушками это

Обновлено: 05.05.2024

Проанализировав данные диагностического обследования, психолог составляет заключение об уровне развития у ребенка предметной деятельности. (Форма заключения приведена в прил. 1.)

Диагностика развития процессуальной игры

Третий год жизни — время расцвета процессуальной игры детей. Процессуальной игрой называются действия с игрушками, имитирующими людей, животных, реальные предметы, с помощью которых ребенок в условном плане воспроизводит знакомые ему по опыту действия взрослых или ситуации, почерпнутые из стихов, песен, мультфильмов и др. (например, готовит куклам еду, кормит, купает их, катает на машинке, стирает белье, строит из кубиков домик). Процессуальная игра — необходимый этап в возникновении сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте.

Параметры и показатели процессуальной игры

Потребность в игре с сюжетными игрушками. Наличие у ребенка потребности в игре выявляется на основании следующих показателей: I) инициативность в игре, 2) длительность игры, 3) эмоциональное состояние в ходе игры.

Характер игровых действий. Игровые действия с предметами появляются у детей уже в начале раннего возраста — на втором году жизни. В этот период ребенок с помощью взрослого, а затем и самостоятельно начинает воспроизводить отдельные игровые действия (например, подносит чашку к губам куклы, причесывает ее расческой). Однако игра носит подражательный характер, быстро распадается (одноактные игровые действия сменяются манипуляциями с игрушками). На третьем году жизни игра с сюжетными игрушками начинает занимать все большее место в жизни ребенка, меняется ее характер. Расширяется круг предметов, которые ребенок включает в игру, действия с ними многократно повторяются, выстраиваются в цепочки, варьируются. Особый интерес для малышей в этот период представляет скрупулезное игровое исследование свойств предметов, углубленная отработка разных вариантов одного действия (например, ребенок может в течение 15 минут тщательно и сосредоточенно резать ножом игрушечные овощи, хлеб, печенье, котлеты и т.д., многократно возвращаясь к одному и тому же действию). Игра детей этого возраста представляет собой цепочки разнообразных игровых действий, которые далеко не всегда связаны жизненной логикой. Например, малыш может сначала покормить куклу, потом искупать, затем снова покормить, причесать, положить спать, покормить и так до бесконечности. Увлекшись процессом выполнения игровых действий, их повторением, ребенок может забыть об их конечной цели (например, потратив все время на приготовление еды, он забудет покормить куклу). Сосредоточенность на процессуальной стороне игры (отсюда и ее название) в ущерб ее целенаправленности остается характерной чертой игры на протяжении всего раннего возраста.

Игровая деятельность имеет важное значение в развитие ребёнка. Игра способствует обогащению чувственного опыта детей, развитию наглядно-образного мышления, воображения, речи, в ней закладываются основы творчества. Игра развивает у детей произвольное поведение и самостоятельность. Сильный эффект имеет только полноценная игра, которая не возникает сама по себе, а развивается во взаимодействии с взрослыми. Для того чтобы игра стала действительно развивающей, ребёнка необходимо научить играть. Сензитивным периодом для зарождения игры является ранний возраст. В это время создаются условия для появления особого вида детской деятельности – процессуальной игры. В её основе лежат предметные действия, которые осваивает ребёнок, а также стремление подражать действиям взрослых, которые он наблюдает в повседневной жизни. Процессуальная игра является важной предпосылкой к переходу ребёнка на следующий этап развития, на котором ведущей деятельностью становится сюжетно – ролевая игра.

Ребёнок впервые пришёл в детский сад и не умеет играть, необходимо вызвать у малыша интерес к игре, вовлечь его в воображаемую ситуацию. Ввожу в игровую ситуацию, наделяя игровым смыслом его действия с предметами, например, ребёнок возит за верёвочку грузовик, предлагаю покатать на нём зайку, подвезти его к домику.

Чтобы переключить малыша с манипулятивной деятельности на игровую, организую игру рядом с ним. Если ребёнок не включается в игровую деятельность, не настаиваю, пусть просто наблюдает за игрой взрослого. Для вовлечения малыша в игру прошу его о помощи (подать полотенце, принести расчёску) или распределяю действия: «Я одену кукле Оле платье, а ты её расчешешь». Благоприятное влияние на формирование интереса детей к игре, умение действовать в условном плане оказывает включение игровых персонажей в режимные моменты. Во время обеда усаживаю рядом с детьми куклу, которая будет кушать. Укладывая детей спать, предлагаю им убаюкать любимую игрушку, а после сна одеть её.

На следующем этапе развития игровой деятельности обогащаю игровой опыт детей. Способствую полноценному развитию игры разнообразными методами. Поддерживаю и развиваю игровую инициативу детей. Первые самостоятельные игровые действия детей представляют собой подражание взрослому, со временем дети варьируют эти действия, вносят в них новые элементы. Любую инициативу поощряю, хвалю малыша. На этом этапе по – прежнему ребёнку необходима помощь взрослого. Чтобы разнообразить игру, увеличиваю число предметов, действий. Например, если ребёнок причёсывает куклу расчёской, предлагаю ему бантик, заколку, зеркало. Играя вместе с ребёнком, подключаюсь к его действиям. С помощью наводящих вопросов, предложений побуждаю использовать необходимые игрушки, тем самым обогащаю состав игровых действий.

Помогаю ребёнку выстраивать целостную игровую ситуацию, в которой все взаимосвязанные действия осуществляются в логической последовательности. Делаю это с помощью словесного обозначения («сначала сварим», «потом накормим», а так же завершением каждого этапа игры («суп сварился», «куклы покушали»). Но лишь иногда тактично присоединяюсь к игре детей с помощью косвенных приёмов (вопросов, просьб и предложений от лица персонажей, шуток, помогаю преобразовать разрозненные игровые действия в целостный сюжет. Часто дети выполняют игровые действия с той игрушкой, с которой играл взрослый. Поэтому стимулирую игру с разными персонажами.

Для обогащения игрового опыта детей так же использую: поощрение игровых действий, направленных на взрослого и сверстника; речевое сопровождение игры; включение в игру предметов – заместителей, например, использую игры «Сладкий арбуз», «Посмотри в окошко», «Превращение проволочки».

Ролевое поведение закладывается в раннем возрасте. Поэтому формирую элементы ролевого поведения через игры – забавы; игры – имитации животных, птиц, самолётов, машин и т. д., принятие роли взрослым и наделение ролью малыша, например, я – доктор, ты – больной, я – медведица, ты – медвежонок, при этом не только называю роль, но и её комментирую. Выстраивая диалог, интонирую речь в соответствии с персонажем. Когда ребёнок научится принимать роль, предлагаю ему меняться ролями.

В своей практике использую процессуальные игры : «Баюшки – баю», «Укладываем игрушки спать», «У меня зазвонил телефон», «Плывёт, плывёт кораблик», «Я – шофёр» и другие.

Таким образом, в процессуальных играх дети раннего возраста постепенно осваивают разные ролевые отношения, учатся строить диалоги, общаться с партнёром по игре, в самостоятельных играх, проявлять фантазию.

Игрушки своими руками, как средство воспитания Игрушки своими руками, как средство воспитания и обучения малышей. Работая в раннем возрасте, из года в год сталкиваешься с проблемой адаптации.

Книжка для малышки

Книжка для малышки Тренировка пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. И поэтому говоря о подготовке ребёнка.

Большое значение для общего психического развития детей и в раннем, и в дошкольном возрасте имеет игра. Через игру ребенок развивается физически, умственно и эмоционально, через игру он творит свой реальный жизненный опыт. Игра для ребенка- это особый вид деятельности, в основе которого лежит сознание мира человеческих предметов и отношений. Ценность игры состоит в том, что она дает ребенку совершенно особый, уникальный способ освоения действительности через действие в условных, придуманных обстоятельствах. Игра – это создание воображаемых ситуаций, перенос свойств одних предметов на другие, способ освоения реальности, в которой ребенок еще не может действовать наравне со взрослым. Необходимая предпосылка игры- наличие разнообразных впечатлений. Ребенку,обделенному знаниями и впечатлениями о жизни, не из чего черпать материал для воображения. Еще одно условие возникновения игры- умение ребенка подражать действиям взрослого. Если взрослый не учит малыша играть, игра не возникает ни в детстве, ни в школьном возрасте. Если же взрослый показывает малышу как нужно играть, то уже в конце первого года жизни он начинает усваивать игровое назначение предметов: кормит куклу, укладывает ее спать, купает. На втором году жизни круг игрушек расширяется, возникает перенос действий с одного предмета на другой, похожий на него. Чем же отличается игра ребенка второго года жизни? Элементы игры переплетаются с манипуляциями, ни одно действие логически не следует из другого и не доводится до конца. Ребенок еще не способен выстроить логическую цепочку жизненной ситуации. Но в игру включает все больше предметов. Впервые возникают замещения недостающих предметов такими предметами, которые не имеют четко фиксированного назначения (кубиками, палочками, шариками и т. п.). В целом можно сказать, что на втором году жизни ребенка происходит закладка основных составляющих игры : возникновение интереса к новому виду деятельности; умение принять воображаемую ситуацию; овладение первыми игровыми действиями; становление первых замещающих действий подражательного характера. Однако все эти элементы игры еще очень не устойчивы и при отсутствии взрослого быстро переходят в простые манипуляции. Если же взрослые уделяют должное внимание развитию игры ребенка, то на третьем году происходит значительное усиление потребности малыша в игре. Обогащается эмоциональная окраска, ребенок начинает играть длительнее и самостоятельнее. Главное достижение этого возраста- бурный рост воображения. Ребенок уже может создать собственный сюжет, проявляя изобретательность. Огромное значение в процессе развития игры приобретает речь, которая позволяет ребенку осмыслить то, что он делает, развивает его мышление, способность вести диалог с партнером, помогает планировать дальнейшие действия.

С чего же нужно начинать учить ребенка играть?

Прежде всего заинтересуйте ребенка игрой, можно разыграть ситуацию: кормление или купание куклы и т. д. Начинать игру лучше всего с любимой игрушкой, с той, которой у него сложилась особая эмоциональная связь. После того, как ребенок научится играть с реалистическими игрушками, в игру можно постепенно вводить предметы- заместители. Поначалу такие замещения носят характер подражаний. : ребенок будет использовать только те замещения, которые использовал взрослый. Но постепенно инициатива перейдет к самому ребенку. Задача взрослого: стимулировать речь ребенка, разговаривая с куклами, обращаясь к ребенку, радуясь совместным находкам. Постепенно взрослый сокращает свою активность, уступая ребенку первенство в игре. Спустя некоторое время ребенок уже не будет нуждаться в его постоянном участии. Очень важно в игру включать элементы дидактики, позволяющие развивать детское мышление, восприятие память. Особенно благотворна в этом смысле игра, где освоение форм, размеров, цвета включено в деятельность, интересную и осмысленную для ребенка. Так в игру можно вводить предметы разных размеров, которые можно сравнивать между собой: кормление игрушек из разной по величине посуды, катание их на разных машинах и т. д. Постепенно ребенок усваивает понятия «большой» и «маленький». Точно также можно начать обыгрывать понятие цвета. Разложив на столе кукольную одежду разных цветов, от лица куклы сказать, что она сегодня хочет надеть красное платье и красные туфельки. Важно только не перегружать память ребенка слишком большим объемом информации и не вводить одновременно несколько новых понятий. Что же дает ребенку игра? Игра – это средство познания окружающего мира. Она учит изобретательности, потому что дает ребенку возможность проявить фантазию. В игре лучше всего развиваются психические свойства ребенка: концентрируется внимание, тренируется память, развиваются образное мышление и воображение, происходит осознание и отработка социального поведения.

(К сожалению какой я пользовалась литературой, не помню, так как ее не указала при написании консультации).

Игра на развитие мелкой моторики рук. Гусеница-лимонница

Игра на развитие мелкой моторики рук. Гусеница-лимонница Развитие мелкой моторики рук имеет большое значение для общего физического и психического развития ребёнка на протяжении всего дошкольного.

Перспективный план работы с родителями на 2011–2012 уч. год, область «Коммуникация» Возрастные группы: младшая, средняя, старшая, подготовительная. Цель: развивать партнерские отношения с родителями в сфере речевой деятельности.

Впечатления и переживания, полученные в раннем детстве, во многом определяют дальнейшую "взрослую " жизнь ребёнка. В игре ребёнок получает первый опыт постижения свободы. В игре создаётся социальное и личностное пространство, где ребёнок регулирует взаимоотношения, приобретает опыт комуникаций и толерантного отношения друг к другу.В раннем детстве мы говорим о процессуальных играх детей: это игры в которых действия не связаны сюжетом, то есть смысл игры заключается в самом процессе действия.

ВложениеРазмер
процессуальные игры 84 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Детство… Время самых ярких впечатлений, самых глубоких переживаний, самых удивительных первых встреч с миром. Детство на протяжении определённого возрастного периода рождает собственную культуру бытия, ощущение волшебства реального мира. Детская непосредственность, фантазия, воображение создают свою реальность – мир сказок, песен, игр. В играх отражается мир. В игре ребёнок получает первый опыт постижения свободы. В игре ребёнок, реализуя свою свободу, одновременно берёт на себя ответственность за планирование деятельности, её результаты. В игре создаётся социальное и личностное пространство, где ребёнок регулирует взаимоотношения, приобретает опыт коммуникаций и толерантного отношения друг к другу.

Первые годы жизни один из наиболее важных этапов в жизни человека. Впечатления и переживания, полученные в раннем детстве, во многом определяют дальнейшую «взрослую» жизнь ребёнка. Маленькому человеку как воздух необходимы внимание и искренний интерес взрослых, развивающая среда – иначе говоря, условия, в которых малыш сможет активно познавать мир и развивать свои способности.

В раннем детстве игрушка для ребёнка является простым предметом, с которым можно манипулировать, выполнять различные действия. Постепенно игра начинает отделяться от предметных действий, приобретает для малыша самостоятельное значение и самостоятельную логику развития.

Игрушки моделируют предметы взрослого мира. Игрушки полуфункциональны, с ними ребёнок может делать всё что хочет, взрослый не навязывает ребёнку определённых действий с ними. Важной предметной предпосылкой появления игровой деятельности являются действия с предметами – заместителями. Первоначально такое замещение осуществляется собственными кулачками ребёнка (ладошка – ложечка, два пальчика – заячьи ушки и т.п.). Несколько позднее появляется использование одних предметов в качестве заместителей других (например, небольшая по размеру палочка – ложечка, совочек, носовой платочек – коврик для куклы, пелёнка, скатерть).

Развитие игровых замещений в раннем возрасте проходит следующие этапы:

  • наблюдение за игрой взрослого (например, взрослый хлопает в ладошки и приговаривает: «Ладушки, ладушки. Где были? – У бабушки», малыш следит за движением рук взрослого);
  • присоединение к этой игре, совместная игра;
  • подражание действиям взрослого (взрослый берёт руки малыша в свои, хлопает, повторяет те же слова потешки)
  • самостоятельное отсроченное подражание с появлением вариативности игровых действий;
  • самостоятельные игровые действия (на этом этапе малыш старается самостоятельно выполнить движения руками под приговоры взрослого).

Эти этапы отражают поворот от непосредственного подражания чужим действиям к собственным действиям ребёнка.

В течение раннего возраста существенно усложняется структура одноактных игровых действий: действия с одной и той же игрушкой много раз повторяются, при этом часто не изменяются по содержанию. Далее с развитием игры игровые действия включают уже два или более элементарных действий, но не имеющих между собой логической связи.

Такие игры детей раннего возраста принято называть процессуальными, поскольку смысл игры заключается в самом процессе действия (например, малыш засыпает в кузов машинки песок, затем возит машинку за верёвочку и т.п.). Игровой деятельности, как отдельного вида деятельности в начале раннего возраста ещё нет. Хотя ребёнок уже формально играет, но эта игра ещё не настоящая. Она резко отличается от игры дошкольника, где есть роль, воображаемая ситуация, творчество. Как пишет Л.С.Выготский: «Мы здесь имеем как бы игру, но она для самого ребёнка ещё не осознанна…объективно это уже игра, но она ещё не стала игрой для самого ребёнка».

В чём же особенности процессуальной игры и её отличия от поздних видов игровой деятельности?

  • однообразие, «однотактность» и разрозненность игровых действий; отсутствие смысловой связи между ними (например, малыш снимает одежду с одной куклы, а укладывает спать в кроватку другую игрушку);
  • содержанием игровых действий является подражание взрослому – ничего нового малыш не изобретает, он лишь воспроизводит с помощью разных игрушек то, что уже делал вместе со взрослым (например, мама повязывает ребёнку салфетку, что бы он не испачкался, кормит его с ложечки, затем малыш кормит свою игрушку);
  • материалом для игры служат только реалистические игрушки, отражающие реальные предметы, которые находятся в поле зрения ребёнка (например, кукла становится дочкой, глубокая тарелка кастрюлькой и т.п.);
  • слабая эмоциональная включённость в игру – ребёнок часто отвлекается, бросает начатое действие; игровые действия осуществляются равнодушно и как бы автоматически, без каких-либо ярких эмоций и переживаний.

Развитие игровой ситуации происходит в связи с возникновением и развитием роли, которую берёт на себя малыш при выполнении определённого действия. Сначала это происходит по указанию взрослого, например, воспитатель говорит: « Давай поиграем в «Дочки-матери», ты будешь мамой, а я твоей дочкой». При этом ребёнок ищет сходство между своими действиями и действиями взрослого.

К трём годам игровые действия существенно усложняются. В это период усиливается игровая мотивация и вовлечённость малыша в игру. Игры ребёнка приобретают более самостоятельный, независимый от взрослого характер, удлиняется время их проведения. Важным достижением в игре является изменение состава игровых действий, увеличивается их число, развивается вариативность. На смену разрозненным действиям приходят последовательные и самостоятельные. Так, для того, что бы сделать кукле красивую причёску, девочка может в течение длительного времени мыть кукле волосы, расчёсывать, завязывать ленточки, прикалывать заколки и т.п. Кроме того в репертуар игрового поведения прочно входят предметы-заместители. Эти замещения бывают достаточно оригинальными, например, коробка от обуви может быть телевизором, а кубик – сотовым телефоном. Именно в этот период через использование предметов заместителей, называние их в соответствии с игровым значением, усложнение структуры игровых действий, возникновение роли в игре подготавливается основа для зарождения ролевой игры.

В процессе организованных взрослыми игр малыш 2-3 лет знакомится с предметным окружением, узнаёт название предметов ближайшего окружения: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель, учится называть цвет, величину предметов, материал из которого они сделаны, сравнивает знакомые предметы, подбирает предметы по тождеству. Ребёнок углубляет свои представления о явлениях общественной жизни: семья, детский сад, родной город, труд взрослых. У малыша формируются элементарные экологические представления, вызывается бережное отношение к животным и птицам.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Наиболее универсальное значение для общего психического развития детей и в раннем, и в дошкольном возрасте имеет игра. Через игру ребенок развивается физически, умственно и эмоционально, через игру он творит свой реальный жизненный опыт. Игра для ребенка — это особый вид деятельности, в основе которого лежит осознание мира челове­ческих предметов и отношений. (Как из­вестно, для ребенка, особенно в раннем возрасте, не существует отвлеченная умст­венная деятельность, поэтому освоение окружающего мира выступает для него в форме действия с предметами.) Челове­чество выработало специальные предметы, которые позволяют детям воспроизводить то, что они видят вокруг себя. Спе­циальные предметы — это игрушки. С их помощью малыши по-новому реконструи­руют свой собственный опыт и приоб­щаются к жизни взрослых.

Ценность игры состоит еще в том, что она дает ребенку совершенно особый, уни­кальный способ освоения действительно­сти — через действие в условных, придуманных обстоятельствах. Нам могут возразить: ребенок учится жить не только в игре. Прежде всего он живет реальной, практической жизнью — учится пользо­ваться ложкой, одеваться, ходить, об­щаться со взрослым и т. д. Да, без овладения навыками практической дея­тельности, без умения достичь реального результата невозможна социальная жизнь человека. Однако всякое практическое действие не только включает в себя определенный способ его выполнения, но и имеет свое специфическое значение. Рассмотрим простую ситуацию — обед двухлетнего ребенка. Хотя и с трудом, и с потерями, но он старается есть само­стоятельно, пытается держать ложку та­ким образом, чтобы ее содержимое не выливалось на тарелку или на стол. Его задача — съесть то, что находится на тарелке.

А теперь представим другую ситуацию. Малыш сидит за тем же столом, но те­перь перед ним кукла и игрушечная посуда. Ребенок хорошо понимает: в этой посуде нет ничего, и потому кормление куклы происходит «понарошку». Однако процесс кормления его занимает, так как он повторяет действия взрослого, который недавно кормил его самого. Таким обра­зом, малыш воспроизводит в условных обстоятельствах жизненный эпизод, от­ношения людей, следовательно, действует уже на новом, более высоком уровне понимания — на уровне некоторого обобщения жизненного явления, действия со значениями вещей и отношений. Кормление куклы в данном случае — символ этих отношений и, как всякий символ, не требует точного выполнения действий. Действительно, чтобы накор­мить куклу, достаточно воспроизвести рисунок действия без всех сложных деталей. Более того, условность ситуации снимает необходимость действовать реаль­ными предметами. Вот почему малыш на­чинает кормить куклу не настоящим хлебом, а, к примеру, кубиком. Так в его деятельности появляются первые симво­лы, замещения, позволяющие ему мыс­лить обобщенно, а не конкретно, как в реальном практическом действии. При­веденный пример позволяет понять то определение игры, которое дают психо­логи: игра — это создание воображаемых ситуаций, перенос свойств одних предме­тов на другие, способ освоения реаль­ности, в которой ребенок еще не может действовать наравне со взрослым. Отсюда становится понятным, почему так велико значение игры для психического разви­тия детей.

Необходимая предпосылка игры — наличие разнообразных впечатлений. Ребе­нок, заключенный в узкие рамки манежа или коляски, не знающий назначения и названия окружающих его вещей, ли­шается самой основы для воссоздания реальной жизни в воображаемой си­туации. Любая фантазия, как бы далеко она ни увлекала человека от реальности, всегда состоит из ее элементов. Ребен­ку, обделенному знаниями и впечатле­ниями о жизни, не из чего черпать материал для воображения.

Еще одно условие возникновения иг­ры — умение ребенка подражать дейст­виям взрослого. Умение играть не врож­денное. Если взрослый не учит малыша играть, игра не возникает ни в детстве, ни в школьном возрасте. А это имеет губительные последствия для личностного развития в целом.

Читайте также: