Развитие активной речи у детей раннего возраста на занятиях с игрушками

Обновлено: 28.04.2024

Роль и функции игры в процессе эмоционально-психического и речевого развития детей раннего возраста, значение предметно-пространственной среды. Разработка педагогических условий эффективного использования игрушек для развития активной речи дошкольников.

Рубрика Государство и право
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 27.08.2012
Размер файла 124,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические вопросы развития ребенка в раннем детстве
  • 1.1. Развитие ребенка в раннем детстве
  • 1.2. Психическое развитие ребенка раннего возраста
  • 1.3. Игра и ее роль в развитии ребенка раннего возраста
  • Глава 2. Исследование развития активной речи детей раннего возраста на занятиях с игрушками
  • 2.1. Исследование развития речи детей раннего возраста
  • 2.2. Анализ полученных результатов
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Развитие речи возможно только в тесной связи с взрослым.

Основными достижениями, которые определяют развитие психики ребенка в раннем детстве являются: овладение телом и речью, а также развитие предметной деятельности. Среди особенностей общения ребенка этого возраста можно выделить то, что ребенок начинает входить в мир социальных отношений. Это происходит благодаря изменению форм общения со взрослыми.

В предметной деятельности через общение со взрослыми создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений. Бывшая раньше эффективной форма общения со взрослыми (показ действий, управление движениями, выражение желаемого с помощью жестов и мимики) становиться уже недостаточной.

Возрастающий интерес ребенка к предметам, их свойствам и действиям с ними побуждает его постоянно обращаться ко взрослым. Но обратиться к ним он может, только овладев речевым общением.

В течение второго года, если с ребенком разговаривают, с каждым днем расширяется его активная речь, он все больше и больше произносит слов. Исследования показывают, что при благоприятных условиях развития и воспитания к двум годам в речи ребенка может быть до 250 - 300 слов.

За год, от двух до трех лет, значительно и быстрыми темпами развивается словарь детей, и при хороших условиях число слов, которыми владеет ребенок этого возраста, достигает тысячи. Такой большой запас слов позволяет ребенку активно пользоваться речью.

К трем годам дети учатся говорить фразами, предложениями. Они уже могут выражать словами свои желания, передавать свои мысли и чувства.

При систематической работе и при благоприятных условиях к трем годам речь детей развивается настолько, что они в состоянии выразить словами свое желание, мысль, повторить то, что запомнили. Они могут декламировать небольшие стихи, петь песни.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике.

Д.Б. Эльконин, опираясь на исследования детской игры, начатые Л.С. Выготским, представил проблему игры как центральную для понимания психического развития в дошкольном возрасте.

Понятие «игра» в русском языке многозначно, и особенно это касается современной психологии. В качестве главных предметов исследования выступают природа и сущность игры, психологическая структура развернутой формы игровой деятельности, ее возникновение, развитие и распад, ее значение в жизни ребенка.

Цель исследования - разработка педагогических условий эффективного использования игрушек для развития активной речи детей раннего возраста..

Объект: процесс речевого развития детей раннего возраста.

Предмет: педагогические условия развития речи детей раннего возраста посредством игрушки.

- изучение проблемы развития ребенка раннего возраста;

- анализ теоретических исследований и специальной литературы по поставленной проблеме;

- исследование игровой деятельности ребенка раннего возраста и ее влияния на развитие активной речи.

Методы исследования: теоретический анализ.

Проблемой развития речи занимались Н.И. Жинкин, Лисина М.И., Запорожец А.В., Л.Г. Соловьева. Е.Д. Дмитриева.А. Катаева, Е.А. Стребелева, В.И. Лубовский, Л.П. Носкова, Е.А. Миронова, А.М. Бородич, Э.Г. Пилюгина, Г.В. Грибанова, А.М. Прихожан и другие, среди зарубежных исследователей можно отметить Ш. Бюлара, Г. Гетцера, У. Голдфарба, Боулби, Шпица, Д.О. Хебба, Б.М. Фосса, Э.Л. Фрухта.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, имеет список литературы, включающий 28 наименований.

Глава 1. Теоретические вопросы развития ребенка в раннем детстве

1.1 Развитие ребенка в раннем детстве

Ранний возраст - очень важный этап в психическом и физическом развитии ребенка. В этот период - от одного до трех лет - малыш так преображается, что от младенческой беспомощности не остается и следа.

За эти три года наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма ребенка. Он овладевает элементарными формами общения, начинает ориентироваться в мире окружающих его вещей, осваивает основные способы действий с разнообразными предметами быта, игрушками, т.е. овладевает предметным видом деятельности.

Малыш развивается как инициативное и целенаправленное, думающее и говорящее существо, яснее обрисовываются черты его характера, личные особенности.

В раннем возрасте формируются важные предпосылки для развития личности. Определенные изменения происходят, во-первых, в мотивационной сфере. Детям раннего возраста свойственна непосредственность, импульсивность поведения; они действуют под влиянием чувств и желаний, которые важны в данный момент.

Однако постепенно ребенок овладевает правилами поведения, учится подчинять свои желания необходимости, контролировать свои и чужие поступки. Особую роль в жизни дошкольника играют чувства, являясь побудительными силами, главными мотивами его поведения. На фоне хорошего настроения лучше образуются условные рефлексы, успешнее формируются умения и навыки. Положительные эмоции связаны с активизацией физиологических процессов в организме, отрицательные -- угнетают их; у ребенка раннего возраста проявляется целая гамма чувств: любовь и привязанность к близким людям, смущение по отношению к незнакомым, огорчение при неудаче, страх и т. д.

Эмоциональное состояние ребенка на протяжении первых лет жизни очень неустойчиво. Малыш легко переходит от плача к смеху и наоборот, поэтому его легко успокоить. Поведение ребенка целиком зависит от внешних обстоятельств. Чувства побуждают ребенка к поступкам и в поступках они закрепляются. Уступая игрушку младшему, делясь с другим ребенком сладостями, малыш учится быть добрым. Очень рано у ребенка проявляется способность к сопереживанию.

Особо важным моментом развития ребенка раннего возраста является возникновение стремления к самостоятельности. Оно означает одновременно появление новой формы желаний, непосредственно не совпадающих с желанием взрослых, что находит свое выражение в настойчивом «Я хочу», «Я сам». В этот период возникают трудности в воспитании -- проявляются эгоизм, капризы, упрямство, «обесценивание» требований взрослых.

Продолжается интенсивное развитие общих движений (ходьба, бег и др.), совершенствуется работа основных анализаторов -- руки, уха и глаза. Предметная деятельность становится ведущей в психическом развитии ребенка: в ней особую роль занимает деловое общение ребенка со взрослым. В процессе предметной деятельности зарождается наглядно-действенное мышление. Развитие подражательных и собственно произвольных действий создает предпосылки игровой и изобразительной деятельности. Ребенок к 3 годам охотно рисует, лепит, начинает конструировать. В повседневной жизни ребенок выработал некоторые гигиенические и бытовые навыки.

Речь становится средством общения ребенка, растет его словарный запас, он овладевает грамматическим строем языка. Ориентиром поведения стали оценочные отношения взрослых. Важнейшим новообразованием раннего детства является переход к обозначению себя личным местоимением -- «я сам», появилось осознание себя как личности. Все эти новообразования готовят ребенка трех лет к новому возрастному периоду развития.

Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Бурное развитие речи в дошкольном периоде связано с предметной деятельностью ребенка.

На втором году жизни у ребенка возрастает интерес ко всему окружающему: он хочет все увидеть, познать, взять в руки. Эти желания превышают возможности ребенка, и он вынужден обратиться за помощью к взрослому. Однако имеющихся средств общения (жесты, мимика, отдельные слова) ребенку уже не хватает, чтобы быть понятым, чтобы его возросшая потребность в общении была удовлетворена. Возникает противоречие, которое разрешается путем возникновения новой формы общения -- активной самостоятельной речи. Этот скачок в развитии происходит обычно в возрасте от 1 года 5 месяцев до 2 лет.

Переход к самостоятельной речи -- важный этап во всем психическом развитии ребенка. Прежде всего, это переход от младенческого к раннему возрасту. Второе полугодие второго года жизни характеризуется интенсивным развитием словаря ребенка (к 1 году 8 месяцам он достигает 100 слов, к 2 годам -- свыше 300 слов).

Исследование, проведенное белорусским психологом Р. И. Водейко, показало, что развитие словаря ребенка представляет собой процесс неравномерного накопления различных категорий слов: «Слов-предметов у ребенка всегда больше, чем слов-действий; слов-отношений больше, чем слов-признаков». В словаре детей 3-го года жизни, по данным В. В. Гербовой, преобладают существительные, обозначающие средства передвижения, предметы обихода и объекты живой природы. При этом пассивный словарь выше активного в 1,2-1,3 раза.

На протяжении раннего возраста словарь ребенка усложняется -- многозначность слова сменяется более высокой устойчивостью, ярко выражена предметная отнесенность слова.

Кроме быстро растущего словаря конец 2-го года жизни характеризуется усвоением грамматического строя предложений. В этом процессе А.Н. Гвоздев выделяет два периода: от 1 года 3 месяцев до 1 года 10 месяцев и от 1 года 10 месяцев до 3 лет. Первый -- это период предложений, состоящих из аморфных слов -- корней, которые во всех случаях употребляются в одном неизменном виде. Здесь отчетливо выделяется стадия однословного предложения (1 год 3 месяца - 1 год 8 месяцев) и стадия двух-трехсловных предложений.

Первые предложения ребенка являются однословными и имеют несколько разновидностей:

1) предложение -- наименование предмета типа назывного (дядя, папа);

2) предложение -- обращение, выражающее преимущественно просьбу, желание (баби-баби-баби, тэта-тэта, тата);

3) предложение, выражаемое каким-либо междометием или автономным словом (чик-чик, ам-ам). Очень часто это глагольные формы (спать, кушать).

Появление двухсловного предложения вызвано новыми потребностями, возникшими как результат противоречия между прежней формой речевого общения и необходимостью ребенка более точно выразить свои желания. А.А. Леушина (1941) описывает такой случай. Девочка (1 год 7 месяцев) просит мать поиграть с ней, выражая это словами «ма-ми. мами. мами!». И когда ее просьба остается без ответа, ребенок неожиданно говорит: «Мами, игай!» (играй), «Мами, гиди!» (гляди).

Второй период в овладении грамматикой -- это период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения. Он характеризуется быстрым ростом разных типов простого и сложного предложений, усвоением служебных слов. К трем годам ребенок овладевает почти всеми падежами и всеми предметными отношениями, которые с их помощью выражаются.

В раннем возрасте возникает и описательная речь ребенка. Появление ее связано с расширением круга общения дошкольника, его представлений, с ростом его самостоятельности. Ситуативная, свернутая речь уже не может обеспечить полного взаимопонимания, когда, например, ребенок хочет рассказать воспитателю о событиях, происшедших в семье или во дворе, в которых педагог не принимал участия. Жесты, мимика, так широко используемые в ситуативной речи, в этом случае ребенку не могут существенно помочь. Возникшее противоречие между потребностью в общении, взаимопонимании и ограниченностью имеющихся средств для этого ведет к возникновению описательной, развернутой речи. Важная роль в ее формировании принадлежит взрослому, который знакомит ребенка с примерами такой речи, ее эталонами (сказки, рассказы).

Получает дальнейшее развитие в раннем возрасте и понимание речи ребенком. По данным А.А. Люблинской, особое значение при понимании речи имеет вычленение ребенком самих действий с предметами и обозначение взрослыми этих действий в словах. Ребенок способен понять поручение и инструкцию взрослого, что является одним из важнейших условий формирования «делового» общения взрослого и ребенка, а также позволяет руководить поведением ребенка при помощи речи. Поводом для действий ребенка является уже словесное обращение, чего не наблюдалось в период доречевого общения.

На третьем году понимание речи возрастает и по объему, и по качеству. Дети понимают уже не только речь-инструкцию, но и речь-рассказ. Это важное приобретение. В сказке, рассказе, стихотворении сообщается много информации о предметах и явлениях, недоступных непосредственному опыту («Репка», «Три медведя», «Курочка Ряба»).

Совершенствуется в раннем возрасте и звуковая сторона языка. Она включает в себя различение звуков языка (фонематический слух) и формирование правильного произношения звуков речи. Сначала, как мы указывали, ребенок улавливает общую ритмико-мелодическую структуру слова или фразы, а в конце второго, на третьем году жизни строится правильное произношение звуков. Это повышает требования к речи взрослых. Очень важно, чтобы она была правильной, все звуки, произносимые взрослыми, были четкими, а ритм речи -- не слишком быстрым. Если речь ухаживающего за ребенком взрослого имеет дефекты -- картавость, шепелявость, заикание, то эти дефекты будут воспроизводиться ребенком.

Вся огромная работа, которую проделывает ребенок, учась отличать одно слово от другого, является, прежде всего работой над материальной, звуковой стороной языка. Дети любят произносить какое-нибудь слово, часто искаженное или ничего не значащее, только потому, что им нравятся звуки этого слова. К.И. Чуковский собрал большой материал по усвоению ребенком звуковой оболочки языка. Рифмотворчество, отмечают специалисты, является неизбежной и очень рациональной системой упражнений в фонетике. Итак, в раннем возрасте ребенок активно усваивает все компоненты родного языка.

Малышу необходимо знать и чувствовать, что взрослый всегда готов его поддержать и защищать, помочь, что он его ценит и любит. Ребенку должно быть не только душевно тепло, но и интересно.

Исследования последних лет показали, что формирование личности ребенка, включающее в себя становление собственного отношения к окружающему предметному и социальному миру, а также к самому себе, начинается с первых месяцев жизни, и к началу раннего возраста завязывается тот «узелок» (А.Н. Леонтьев), в котором соединяются эти составляющие [15, С. 98].

Наполняясь в процессе развития новым содержанием, преломляясь через особенности индивидуальности ребенка, они постепенно образуют уникальный ансамбль качеств, определяющий позицию ребенка по отношению к миру.

Детская игра говорит о способности детей уникальным образом смотреть на окружающий мир, преобразовывать его в своих фантазиях. Л.С. Выготский писал о том, что творчество проявляется везде, где человек воображает, изменяет, отступает от стереотипа, создает хоть крупицу нового для других или для себя.

По-видимому, применительно к ранним ступеням развития детей нужно делать акцент на том, что ребенок открывает и преобразует в самом себе, в своем видении мира независимо от степени осознанности и внешней результативности этого процесса, на том, что делает его «существом, обращенным к будущему, созидающим и видоизменяющим свое настоящее». [9, С. 115].

1.2 Психическое развитие ребенка раннего возраста

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе. Например, в западном и восточном обществе умывание - это символ культуры, а у представителей одного из племен Центральной Африки всякий уважающий себя человек моется только два раза в жизни - при рождении и в одном из обрядов. Или в странах Азии принято ждать от гостя отрыжки после еды в знак того, что он вполне удовлетворен, а в нашем обществе - это некультурно, т.е. правила поведения, приличия, нормы морали неодинаковы в разных обществах и соответственно поведение людей, воспитанных под влиянием различных обществ, будет различаться.

Выделяют следующие стадии социализации:

Первичная социализация или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, т.к. все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.

Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:

Сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом.

Изменение себя, «стать как все».

Конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.

Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Более детальный анализ процесса формирования личности возможен на основе выделения для каждого возраста той ведущей деятельности, которая обуславливает главные изменения в психических процессах и особенностях личности ребенка на данной стадии его развития.

Игрушка расспрашивает ребенка о его семье: «Как тебя зовут? Сколько тебе лет? У тебя есть мама? Как ее зовут? Как зовут твоего папу? У тебя есть брат или сестра? Как его (ее) зовут?

5-7 любых игрушек небольшого размера (пирамидка, матрешка, машинка, кукла, мячик, медвежонок, вертолет)

Все игрушки выставляются на столе. Педагог задает следующие вопросы: «Какая игрушка тебе больше всего нравится?» «Какого цвета игрушка» Ребенок показывает и называет. «А как ты любишь с ней играть?» Ребенок показывает и объясняет: «Катаю машинку», «Разбираю матрешку» и т.д.

Игрушечная собачка и картинки-карточки, изображающие действия собачки (спит, ест, гавкает, сидит, дает лапу и т.д)

Показать малышу картинки, где изображена собака, совершающая разные действия. Спрашивать ребенка, что здесь делает собака и просить повторить это действие ребенком с игрушечной собачкой: «Собака спит», «Собака сидит».

«Кто что умеет делать»

Машинка, самолет, птичка, слон, солнышко, карандаш, ножницы, телефон, тучка

Показывать ребенку различные игрушки и спрашивать, что «умеет делать» каждый из них: самолет (летать), машина (ездить), слон (топать), солнце (светить), дождь (капать), дятел (стучать) и т.д.

Кукла и различные животные (петух, кошка, мышка, лягушка, утка и т.д.)

Рассадить на стулья животных. Если детей много, то животных можно раздать детям – каждому по одному. Возьмите куклу и разыграйте «урок». Скажите за куклу: «Я вот так умею петь: ля-ля-ля». Затем кукла обращается к петушку и говорит: «А ты петушок как поешь?». Ребенок берет петушка и поет: «ку-ка-ре-ку». Затем кукла спрашивает кошку. Ребенок отвечает за кошку: мяу-мяу» и т.д

Набор животных (слон, жираф, ежик, мышка, жираф, зебра) или набор предметов (лист бумаги, подушка, камень, цветок, машинка) или набор картинок (снег, огонь, солнышко, травка, радуга)

С помощью соответствующих картинок и наводящих вопросов ребенок подбирает определение, каков предмет, животное или человек: «слон большой, мышка маленькая, ежик колючий, снег холодный, машинка быстрая, подушка мягкая»

«Прятки с мышкой»

Сказать ребенку, что мышка сейчас будет прятаться от него, а он должен говорить, куда она спряталась. Ребенок будет видеть действия. Можно посадить мышку в банку и спросить: «Куда спряталась мышка?». Малыш отвечает: «В банку». Можно посадить мышку на полку и спросить: «А теперь где мышка? (на полке)». В этой игре необходимо побуждать ребенка пользоваться предлогами: в, на, за, под.

Перед ребенком выкладываются 3 предмета, например, карандаш, веник и цветок.

Коротко описывать одну из картинок: например, чем тут можно рисовать (карандашом), чем можно чистить ковер (веником) и т.д. А ребенок должен показать на соответствующий предмет.

«Очередь к доктору Айболиту»

Любые из игрушек: кукла, медведь, зайка, собачка, курочка, слоник и т.п.

Возьмите игрушки и попросите ребенка их рассадить в очередь к доктору Айболиту. Говорите, кто за кем будет: «Первый – медведь. У него болит зуб. За медведем лисичка – у нее болит лапка» и т.д. В порядке очереди дети подходят с игрушкой к доктору и сообщают, что у игрушки болит. Игру можно закончить лечением зверей.

Стихотворение А.Введенского «Песня машиниста» и следующие игрушки: олень, лисичка, птичка, тюлень, пчелка

Рассказывать детям, показывая соответствующих животных. А дети пусть повторяют: «спят, спят»

-Спят ли волки? -Спят. Спят.

-Спят ли пчелки? -Спят. Спят.

-Спят синички? -Спят. Спят.

-Спят лисички? -Спят. Спят.

-А тюлени? -Спят. Спят.

-А олени? -Спят. Спят.

-А все дети? -Спят. Спят.

-Все на свете! - Спят. Спят.

Мешочек яркого цвета и различные мелкие предметы: машинка, матрешка, лягушонок, елочка, ложка, чашка и т.п.

Вместе с детьми сложить в мешочек все предметы. Дети опускают руку в мешочек, достают игрушку и громко и четко ее называет.

«Разговор по телефону»

Необходимо имитировать телефонный звонок каждому ребенку по очереди и задать каждому по 1-2 вопроса, а ребенок пусть отвечает. Строить свои вопросы так, чтобы на них нужно было давать развернутые ответы (вместо «Ты дома с мамой?» лучше спросить: «С кем ты дома?»)

Любые игрушки и бумажные деньги

Разложить на столе все игрушки , раздать детям бумажные деньги. Педагог будет продавцом, а все дети покупателями. Приходя в магазин ребенок должен сказать какую игрушку он хочет купить. Например: «Я хочу купить машину»

Предметы: лопатка, кисточка, мыло, линейка, молоток

Возьмите предметы и попробуйте придумать им новые названия. Например, лопата может стать копалкой, молоток – стучалкой, мыло – рукочисткой и т.д.

Деревянные ложки или молоточки

Нужно рассказывать детям хорошо знакомое им стихотворение или сказку, простукивая последнее слово и побуждая тем самым произнести его. Например: "Жили были дед и …. " (два раза (потому что два слога), стукнуть по столу). Дети должны произнести вслух окончание фразы и тоже простучать ее.

Различные игрушки (петрушка, кукла, собачка, зайка и т.д.) и небольшая ширма

Педагог садиться за ширму и берет одну их игрушек и говорит: «– Ой! Кто это там прячется? Кто там?», игрушка должна чуть выглядывать, то с одной, то с другой стороны ширмы. Дети должны заметить игрушку, распознать и назвать. Также повторить со всеми игрушками.

Педагог надевает на руку игрушку, затем начинает игру. Петрушка подходит к детям, кланяется, здоровается с каждым ребенком за ручку, дети тоже здороваются. Затем петрушка говорит: - «Я шел, шел, упал и забыл, что как делается! Помогите мне детки, пожалуйста! Скажите как нужно топать?».

Дети должны ответить: -«Топ-топ-топ». Петрушка: - «Скажите как нужно хлопать». Дети должны ответить: -«Хлоп-хлоп-хлоп»

качаться на качелях — кач-кач-кач, открывать двери ключом — чик-чик-чик,

стучаться в двери - тук-тук-тук

копать лопаткой — коп-коп-коп

«Платочек с именем»

Полупрозрачный большой платок

Удобно расположится всем сидя на ковре

–«Сейчас кто-то спрячется. Давайте громко скажем имя того, кого спрятал платочек!» Платок накидывается на ребенка. -«Кого спрятал платочек?» Дети хором отвечают имя.

«Куклы а прогулке»

Куклы, зайки, мишки, киски, собачки.

Каждый из детей берет любую из игрушек. Педагог сообщает, что все эти игрушки сейчас пойдут на прогулку и их необходимо тепло одеть. Поочередно обращаясь к каждому из детей спрашиваем, какие предметы одежды он оденет на свою игрушку перед прогулкой. (кофту, колготки, штаны, куртку, шапку)

Педагог задает вопросы, держа в руках мяч, вызывая активную речь детей.

- «как называется эта игрушка?»

- «какого цвета мяч?»

- «какой формы мяч?»

- «кто еще похож на мяч?»

-«что сейчас делает мяч?» (катится, скачет, летит, прячется, лежит, крутиться)

«Кошка с котятами»

Игрушка кошки с котятами

Педагог применяет прием совместного рассказывания. Предложения:

-«У кошки шерстка ….(пушистая)»

- «Хвостик у кошки. (длинный)»

- «На мордочке у кошки есть длинные …(усы)»

- «Детеныш кошки называется. (котенок)»

- «Сравним кошку и котят. Кошка большая, а котята… (маленькие); у кошки хвост длинный, а у котенка … (короткий); кошка бегает быстро, а котенок… (медленно), кошка – мама мяукает громко, а котята …(тихо).

- «Кошка любит пить . (молоко)»,

- «Кошка должна уметь ловить …(мышку)»,

- «Кошка любит играть с . (клубком)»

- «Кошка мяукает. (мяу-мяу)»

- «Кошка мурлыкает. (мур-мур)»

Кубики с изображенными на гранях животными или предметами

Каждый из детей по очереди бросает кубик и называет картинку, которая выпала на верхней гране.

«Кто где обитает»

Педагог показывая животных поясняет, что одни из них обитают на земле, другие — на небе, третьи- в воде, четвертые — под землей. Затем спрашивает детей по очереди, кто из зверей где обитает. Потом, наоборот, спрашивает название зверей, обитающих, например, в воде.

Педагог должен разобрать пирамидку и с помощью детей собрать ее правильно, задавая открытые вопросы. - «Какого цвета кольцо будет основой пирамиды?» - «Какое из этих колец больше/меньше» и т.д.

Цветные или простые карандаши

Педагог выкладывает из карандашей различные фигуры, дети должны сказать название фигуры или предмета. Например: домик, треугольник, квадрат, крестик, ромб, кораблик, трапеция, забор, звезда, окошко

Небольшие игрушки: волк, заяц, ежик, змея, лиса, петух, медведь, гусь,

Педагог выставляет всех зверей на столе и называет несколько слов (желательно использовать в основном прилагательные), описывающих то или иное животное. Задача детей, как можно быстрее угадать, о ком идет речь.
Сначала следует давать более общие описания. Затем называть более точные признаки, характерные только для загаданного существа. Например: Серый, злой, зубастый, голодный.(волк)
Маленький, серенький, трусливый, длинноухий. (заяц)
Маленький, коротконогий, трудолюбивый, колючий. (ежик)
Длинная, безногая, ядовитая. (змея)
Пушистая, рыжая, проворная, хитрая. (лиса)
Большой, неуклюжий, бурый, косолапый. (медведь)

Домашние птицы: уточка, петух, курочка, голуби, гуси

Педагог выставляет все игрушки, читает стихотворение, дети говорят за домашних птиц.

Наши уточки с утра – «Кря-кря-кря!», «Кря-кря-кря!»,

Наши гуси у пруда – «Га-га-га!», «Га-га-га!»,

Наши гуленьки вверху – «Гу-гу-гу!», «Гу-гу-гу!»

Наши курочки в окно – «Ко-ко-ко!», «Ко-ко-ко!»,

А наш Петя-петушок рано-рано поутру

Нам споет «Ку-ка-ре-ку!»

Педагог рассказывает о кукле

Буратино — путешественнике, который путешествует по многим детским садам. Буратино должен рассказать о своих путешествиях, а дети отгадать, в каких комнатах детского сада или на улице он побывал.

- Зашел в комнату, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытираются.

- Зевают, отдыхают, спят.

- Пляшут, поют, кружатся.

Был Буратино в детском саду, когда дети:

- приходят, здороваются. (Когда это бывает?)

- лепят снежную бабу, катаются на санках

Паровозик с разноцветными вагонами

Педагог показывает ребенку паровозик с вагонами и говорит: «Посмотри, кто к нам приехал? (Паровозик) У него много вагончиков, они разноцветные. Этот вагоны красного цвета, а эти синего. Я сейчас расщеплю вагончики. Помоги мне собрать вагоны в таком же порядке Первый вагон какого цвета. (Красный).
А второй? (Синий) и т.д.
Загудел паровоз
И вагончики повез:
«Чо-чо, ча-ча, чу-чу,
далеко я укачу!»

Педагог дотрагивается палочкой до предмета, дети должны назвать предмет.
Дети называют разные предметы окружающей обстановки, четко произнося слова

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА И РАЗВИТИЯ АКТИВНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Игры, формирующие правильное звукопроизношение.


«Развитие активной речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных жанров »

Ранний возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Грамотная, эмоционально насыщенная.


Развитие активной речи детей раннего возраста средствами дидактических игрушек.

Несмотря на то, что сегодня организация обучения детей в игровой деятельности значима и актуальна, игры, призваны помочь ребёнку раннего возраста развить и обогатить словарный запас в ненавязчивой фор.


Перспективный план по самообразованию на тему «Развитие активной речи детей раннего возраста средствами малых форм фольклора»

Одним из главных новоообразований раннего возраста является речь. Ребенок овладевает речью в общении со взрослым.Педагогическая работа, направленная на развитие у детей речи, предпологает, с одной сто.


Собственная методическая разработка "Развитие активной речи детей раннего возраста в процессе совместной образовательной деятельности"

Важно развивать развитие речи детей,это основа основ для каждого ребёнка.


Программа профессионального саморазвития по теме «Развитие активной речи детей раннего возраста с использованием фольклорных жанров и пальчиковых игр»

Программа профессионального саморазвития.

План работы по самообразованию «Инновационные методики детей раннего возраста». («Развитие активной речи детей раннего возраста посредством инновационных и развивающих технологий»)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 92 общеразвивающего вида» План работы по самообразов.

Несмотря на то, что сегодня организация обучения детей в игровой деятельности значима и актуальна, игры, призваны помочь ребёнку раннего возраста развить и обогатить словарный запас в ненавязчивой форме, тогда как организация дидактических игр хоть и является традиционным методом в дошкольном образовании, но требует творческого подхода, обновления методики их проведения за счёт поиска эффективных приёмов руководства, мотивации детей.

ВложениеРазмер
razvitie_rechi_v_didakticheskih_igrah.docx 48.35 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие активной речи детей раннего возраста

средствами дидактической игрушки.

Бобровская Елена Михайловна

Дзержинск 2014 год

Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаём опыт, регулируем деятельность и поведение.

Под развитием речи подразумевается обогащение словарного запаса (увеличение активного словаря, работа над употреблением частей речи и развитие связной речи: обучение построению предложений и фраз).

В настоящее время в психологической и психолингвистической литературе подчёркивается, что предпосылки развития речи у детей раннего возраста определяются двумя процессами.

Одним из этих процессов является неречевая, предметная деятельность самого ребёнка, т.е. расширение связей с окружающим миром через конкретное, чувственное восприятие мира.

Вторым важнейшим фактором развития речи у детей раннего возраста, в том числе и развития словаря, выступает речевая деятельность взрослых и их общение с ребёнком. В связи с этим развитие лексики ребёнка раннего возраста во многом определяется и социальной средой, в которой воспитывается ребёнок.

Осуществляя с детьми работу по формированию, обогащению и активизации словаря широко используют дидактические игры, т.к. в процессе игры обогащается и уточняется словарь ребёнка, тренируется его память формируется воображение.

Дидактическая игра разновидность игр с правилами, специально разработанная педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Но при этом дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий (что в раннем детстве выступает на первый план), а задача обучения им не осознается. Это делает игру особой формой обучения, когда дети, играя, усваивают необходимые знания, умения и навыки. Активная деятельность, в частности предметная, сочетается с формированием у детей умения внимательно рассматривать предметы, зрительно оценивать их признаки, выделять детали, которые взрослые обозначают словами.

Дидактическая игра хороша еще и тем, что малыш сразу видит конечный результат своей деятельности, достижение результата вызывает чувство радости и желание помочь тому, у кого пока что-то не получается.
Характер деятельности в играх

- занятиях вызывает у детей оживление, речевые реакции, что привлекает внимание других участников игры-занятия, подталкивает к подражанию.

А дидактические упражнения содействуют формированию умения свободно пользоваться лексическими средствами языка, создают условия для активного отбора слов.

Отличительной чертой словарных упражнений является то, что большинство из них одновременно направлено на формирование грамматической стороны речи: на согласование слов, словоизменение, употребление слова в составе предложения.

Необходимо отметить, что в дидактической игре необходимо правильное сочетание наглядности, слова воспитателя и действия самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками и т.д. К наглядности относятся:

1) предметы, которыми играют дети и которые составляют материальный центр игры;

2) картинки, изображающие предметы и действия с ними, отчётливо выделяющие назначение, основные признаки предметов, свойства материалов;

3) наглядный показ пояснение словами игровых действий и выполнений игровых правил.

Но, несмотря на то, что сегодня организация обучения детей в игровой деятельности значима и актуальна, игры, призваны помочь ребёнку раннего возраста развить и обогатить словарный запас в ненавязчивой форме, тогда как организация дидактических игр хоть и является традиционным методом в дошкольном образовании, но требует творческого подхода, обновления методики их проведения за счёт поиска эффективных приёмов руководства, мотивации детей.

Проанализировав ситуацию, мы поставили перед собой цель и задачи:

Цель: Развитие активной речи детей второй группы раннего возраста средствами дидактических игр и упражнений.

  1. Развитие потребности в речевом общении.
  2. Формирование умения понимать слова, обозначающие названия предметов, действия.
  3. Расширение ориентировки детей в ближайшем окружении, пополнение запаса понимаемых слов и активный словарь,
  4. Формирование умения понимать простые предложения.
  5. Формирование умения выражать словами, а затем короткими предложениями свои потребности и желания, отвечать на вопросы взрослого.
  6. Формирование умения действовать с игрушками, предметами ближайшего окружения в соответствии с их особенностями и назначением; подражать игровым действиям взрослого, отображать в игре по подражанию, образцу знакомые жизненные ситуации.

Работа по реализации поставленных цели и задач проходила поэтапно.

На первом этапе были поставлены следующие задачи:

1.Подбор и адаптация диагностического инструментария. Проведение диагностики по выявлению уровня речевого развития детей 2 года жизни.

2.Анализ психолого – педагогической литературы

3.Выявление особенностей речевого развития детей 2 года жизни.

4. Анализ компетентности родителей в вопросах развития речи детей раннего возраста.

5. Обогащение предметно - развивающей среды

6. Анализ программно – методического обеспечения

7. Разработка перспективного планирования

Реализацию поставленной цели и задач начали с выявления уровня речевого развития детей в эпикризный период 1 год 6 мес., в соответствии с критериями карты нервно- психического развития детей, разработанные коллективом лаборатории психологического развития дошкольников Психологического института РАО (Смирнова Е.О, Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю.).

При диагностике развития речи были выделены следующие параметры:

  • Степень развития активной речи - любые речевые обращения, просьбы, требования, называние предметов, речевое сопровождение действий в репертуаре коммуникативных средств ребенка;
  • Степень развития пассивной речи - понимание значения слов, предложений, различных частей речи;

Данные позволяют судить о том, что наиболее высокие показатели отражаются в критерии понимание речи взрослого, т.е. Развитие пассивного словаря детей находится на более высоком уровне нежели развитие активного словаря, и очень низкие показатели такого критерия как способность выполнять речевые инструкции взрослого, т.е. дети обладают разными степенями освоения лексики: часть детей умеют слушать, понимать речь.

Изучению формирования словаря у детей раннего возраста посвящены многочисленные работы как отечественных, так и зарубежных психологов, педагогов и лингвистов: Л.С.Выготского, В.В. Гербовой, В.А. Крутецкого, Е.И. Тихеевой, Ф.А. Сохина и др. Результаты их исследований создали предпосылки для комплексного подхода в решении задач по проблеме формирования словаря у детей раннего возраста.

Речевое развитие детей 2 года жизни имеет особенности. Ребенок второго года жизни уже хорошо понимает речь взрослых. Он правильно отыскивает взглядом, указывает, берет рукой называемый взрослым предмет, выполняет с ним требуемое знакомое действие. Он уже может артикулировать простые слова за взрослым, когда тот попросит. Следовательно, ребенок уже имеет достаточно развитой фонематический слух, устанавливает связь предметов и действий с их вербальным обозначением, умеет артикулировать слова. Тем не менее, он не использует речь в общении с взрослым. В тоже время, очевидно, что первые слова возникают только в общении с взрослым. Но «речепорождающая» ситуация взаимодействия взрослого с ребенком не может сводиться к прямому копированию речевых звуков, а должна представлять их предметное сотрудничество. За каждым словом должно стоять то, что оно обозначает, т.е. его значение.

В «Программе воспитания и обучения детей в детском саду » под редакцией М.А. Васильевой, которая реализуется в нашем дошкольном учреждении задачи по развитию активной речи во II группе раннего возраста представлены на слайде, назовем некоторые из них:

Развитие активной речи.

  1. Поощрять замену звукоподражательных слов общеупотребительными (вместо ав-ав — собака и т. п.).
  2. Побуждать произносить по подражанию новые слова, предложения из двух—трех слов; отвечать короткой фразой на понятные вопросы взрослых.
  3. Продолжать расширять активный словарь.

Для решения поставленных задач в группе создана соответствующая развивающая среда. В группу приобретены дидактические игры для развития речи детей: « Одень куклу соответственно сезону», «Кто как кричит?», «Кто, где живет», «Расскажи сказку» и др., которые активно используем на занятиях и свободной речевой деятельности. В группе создан театральный уголок, в котором разнообразие видов театров: кукольный, пальчиковый, настольный.

Яркая привлекательная среда привлекает внимание детей и они с удовольствием находят занятия по интересам.

Для решения поставленных задач мы использовали следующие методические пособия Л.Н. Павловой «Раннее детство: развитие речи и мышления»; Л.Н. Смирновой «Развитие речи»; О.С. Ушаковой, А.Г. Арушановой. «Занятия по развитию речи в детском саду»; Г.М. Ляминой «Развитие речи ребенка раннего возраста».Для организации игр- занятий по развитию речи мы опираемся на методику В. В. Гербовой. Она предлагает две основные формы работы над речью детей: обучение на занятиях и руководство развитием речи детей в повседневной жизни.

На основе данного учебно- методического комплекса, который представлен на слайде нами был составлен перспективный план по развитию речи детей 2 года жизни.

Общая активность ребенка, действия с окружающими его предметами, игрушками и повышенный интерес ко всему окружающему и в первую очередь к окружающим взрослым играют большое значение в развитии его речи. Представим этапы работы с детьми второй группы раннего возраста.

Условно работу разделили на три подэтажа. Почему? В виду того, что в начале года мы принимаем детей в группу, у них происходит процесс адаптации к условиям детского сада, поэтому задачи дидактических игр и упражнений направлены главным образом на развитие слухового и зрительного сосредоточения, внимания к речи и понимание обращенной речи.

Первый этап проходил во время адаптационного периода детей к детском у саду. Основная задача на этом этапе это внимание к обращенной речи взрослых и ее понимание . В этот период с помощью игр знакомили с предметами ближайшего окружения, с посудой, мебелью, игрушками, животными. Цель таких игр: продолжать развивать понимаемую речь, учить выполнять несложные и двух-трех сложные инструкции, ориентироваться в пространстве. Чтобы закрепить название слов в пассивном словаре детей использовали тематические лото с изображением игрушек, животных, мебели, посуды и т.д., парные картинки, вкладыши. Находя нужную картинку, дети закрепляли название слова в пассивном словаре.

Очень нравятся детям игры - поручения . Мы просили ребенка принести, например, машинку. Если он ошибался, мы сами показывали на нужный предмет. Затем спрашивали, что это, а если ребенок затруднялся сказать, мы давали речевой образец и просили повторить.

Впоследствии, когда дети легко находят и показывают предметы, картинки, переходим ко второму этапу.

На втором этапе активизируются в речи детей слова, переводятся из пассивного словаря в активную речь. Используются словесные дидактические игры. Они формируют слуховое внимание и умение повторять звукосочетания и слова. Игровые действия в словесных играх побуждают детей к многократному повторению одного итого же звукосочетания, что упражняет малышей в правильном произнесении звуков и слов. Дети любят игры «На птичьем дворе», «Кто что ест», «Кто что делает», «Гуси, гуси, га – га- га» и т.д.

На третьем этапе создаются условия для развития фразовой речи, умения строить предложения из 3,4 слов. С детьми идет постоянное общение. Воспитатели говорят медленно, плавно, правильно, с добрым выражением, по взрослому, не используя детских слов. Используются наблюдения, рассматривание сюжетных картинок. Например, рассматривание картины «Зимние забавы» включает определение времени года, перечисление людей и предметов на картине, выяснение их действий. Отвечая на вопросы, дети могут составить совместно с педагогом небольшой рассказ .

Используем сюжетно-дидактические игры типа «день рождения куклы»,«идём гулять», «кукла заболела», «кукла проснулась» и т.д.

Через интересные игры ребёнок учиться общаться, появляется доброжелательность друг к другу, чувство симпатии к сверстникам, доверительное отношение к взрослым, то есть развивается сам ребёнок. По мере накопления собственного опыта ребёнок всё более постигает содержание сензитивного для раннего возраста - развития речи детей.

Как я говорила выше, развитие речи детей происходит не только на организованных занятиях, но и в совместной деятельности в ходе режимных моментов.

В режимные моменты у детей закрепляются навыки, приобретенные ранее, и систематически формируются новые. Навыки связаны с процессами еды, раздевания, одевания и т. д. В ходе выполнения режимных процессов от ребенка требуется точность знания, как нужно выполнять то или иное действие (чисто вымыть руки, не облившись при этом водой), в какой последовательности выполнять действия (например, при одевании на прогулку). Разные процессы совершаются в разных условиях, поэтому дети овладевают самыми разнообразными словами: учатся называть предметы домашнего обихода (одежду, мебель, посуду), игрушки, уточнять детали знакомых предметов (у туфелек есть каблук, носок, туфли застегивают либо специальной застежкой, либо пуговкой, ботинки зашнуровывают шнурками). Наряду с называнием предметов учат обозначать словами различные действия: одни и те же действия с разными предметами — налить (суп, компот, кофе), снять (пальто, - шапку, шарф), надеть (платье, рубашку, колготки); разные действия с одним предметом — застегнуть, расстегнуть (пуговицу), снять, повесить (пальто на вешалку); называть признаки предметов (шапочка красная, мягкая, теплая, суп горячий, теплый, вкусный).

В работе по развитию речи, я обязательно подключала родителей. Каждый день я старалась индивидуально поговорить с родителями (утром, или вечером), во время бесед с родителями давала рекомендации: учить ребёнка манипулировать предметами - чтобы игрушки были яркими, по возможности должны быть строительный материал, различные пирамидки, матрёшки. Главное, обязательно разговаривать с ребёнком, поощрять его, помогать в трудных ситуациях: « Ах, какая досада, ничего не выходит у Миши. Ну и рассердился наш малыш. Я помогу, вместе мы справимся с задачей». На родительском собрании мною были рекомендованы игры « Чудесный мешочек», «Поиграем с куклами», «Сварим куклам кашу» и т.д. Оформила газету для родителей: « Давайте играть», в которой родители могли увидеть своих детей в процессе игры, прочитать рекомендации.

Проводила консультации для родителей: «Я играю целый день, мне играть совсем не лень».

Контрольное обследование проводилось с теми же детьми (в возрасте около трёх лет). В ходе обследования использовался метод индивидуальной диагностической беседы с ребёнком, с целью выявления уровня активного и пассивного словаря, с применением наглядно-дидактического пособия Л.Н. Павловой «Раннее детство: развитие речи и мышления» для детей от 1 до 3 лет». Беседа проходила в доверительных условиях отдельно с каждым ребёнком. Результаты обследования были занесены в таблицу №2. Мы видим что количество слов в активном словаре увеличилось. У пяти детей - высокий уровень сформированности словаря, у четверых - средний уровень, у одного по прежнему - низкий уровень.

После сравнения результатов констатирующего и контрольного обследования можно сделать вывод о том, что дидактические игры действительно оказывают влияние на формирование активной речи детей раннего возраста. При сравнении диаграмм видно, что увеличился активный словарь детей, то есть с помощью дидактических игр мы активизировали слова, имеющиеся у детей в пассивном словаре.

Перспективный план игр и упражнений по развитию речи у детей раннего возраста

Теоретическое исследование особенностей развития ребенка раннего возраста. Анализ игровой деятельности ребенка раннего возраста. Разработка педагогических условий эффективного использования игрушек для развития активной речи у детей раннего возраста.

Рубрика Педагогика
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 19.03.2012
Размер файла 110,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Исследование развития активной речи детей раннего возраста на занятиях с игрушками»

Глава 1. Теоретические вопросы развития ребенка в раннем детстве

1.1 Развитие ребенка в раннем детстве

1.2 Психическое развитие ребенка раннего возраста

1.3 Игра и ее роль в развитии ребенка раннего возраста

Глава 2. Исследование развития активной речи детей раннего возраста

2.1 Исследование развития речи детей раннего возраста

2.2 Анализ полученных результатов

Заключение игра развитие речь ребенок

Введение

Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Развитие речи возможно только в тесной связи с взрослым.

Основными достижениями, которые определяют развитие психики ребенка в раннем детстве являются: овладение телом и речью, а также развитие предметной деятельности. Среди особенностей общения ребенка этого возраста можно выделить то, что ребенок начинает входить в мир социальных отношений. Это происходит благодаря изменению форм общения со взрослыми.

В предметной деятельности через общение с взрослыми создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений. Бывшая раньше эффективной форма общения с взрослыми (показ действий, управление движениями, выражение желаемого с помощью жестов и мимики) становиться уже недостаточной.

Возрастающий интерес ребенка к предметам, их свойствам и действиям с ними побуждает его постоянно обращаться ко взрослым. Но обратиться к ним он может только овладев речевым общением.

В течение второго года, если с ребенком разговаривают, с каждым днем расширяется его активная речь, он все больше и больше произносит слов. Исследования показывают, что при благоприятных условиях развития и воспитания к двум годам в речи ребенка может быть до 250 - 300 слов.

За год, от двух до трех лет, значительно и быстрыми темпами развивается словарь детей, и при хороших условиях число слов, которыми владеет ребенок этого возраста, достигает тысячи. Такой большой запас слов позволяет ребенку активно пользоваться речью.

К трем годам дети учатся говорить фразами, предложениями. Они уже могут выражать словами свои желания, передавать свои мысли и чувства.

При систематической работе и при благоприятных условиях к трем годам речь детей развивается настолько, что они в состоянии выразить словами свое желание, мысль, повторить то, что запомнили. Они могут декламировать небольшие стихи, петь песни.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике.

Д.Б. Эльконин, опираясь на исследования детской игры, начатые Л.С. Выготским, представил проблему игры как центральную для понимания психического развития в дошкольном возрасте.

Понятие «игра» в русском языке многозначно, и особенно это касается современной психологии. В качестве главных предметов исследования выступают природа и сущность игры, психологическая структура развернутой формы игровой деятельности, ее возникновение, развитие и распад, ее значение в жизни ребенка.

Цель исследования - разработка педагогических условий эффективного использования игрушек для развития активной речи детей раннего возраста..

Объект: процесс речевого развития детей раннего возраста.

Предмет: педагогические условия развития речи детей раннего возраста посредством игрушки.

- изучение проблемы развития ребенка раннего возраста;

- анализ теоретических исследований и специальной литературы по поставленной проблеме;

- исследование игровой деятельности ребенка раннего возраста и ее влияния на развитие активной речи.

Методы исследования: теоретический анализ.

Проблемой развития речи занимались Н.И. Жинкин, Лисина М.И., Запорожец А.В., Л.Г. Соловьева. Е.Д. Дмитриева.А. Катаева, Е.А. Стребелева, В.И. Лубовский, Л.П. Носкова, Е.А. Миронова, А.М. Бородич, Э.Г. Пилюгина, Г.В. Грибанова, А.М. Прихожан и другие, среди зарубежных исследователей можно отметить Ш. Бюлара, Г. Гетцера, У. Голдфарба, Боулби, Шпица, Д.О. Хебба, Б.М. Фосса, Э.Л. Фрухта.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, имеет список литературы, включающий 28 наименований.

Глава 1. Теоретические вопросы развития ребенка в раннем детстве

1.1 Развитие ребенка в раннем детстве

Ранний возраст - очень важный этап в психическом и физическом развитии ребенка. В этот период - от одного до трех лет - малыш так преображается, что от младенческой беспомощности не остается и следа.

За эти три года наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма ребенка. Он овладевает элементарными формами общения, начинает ориентироваться в мире окружающих его вещей, осваивает основные способы действий с разнообразными предметами быта, игрушками, т.е. овладевает предметным видом деятельности.

Малыш развивается как инициативное и целенаправленное, думающее и говорящее существо, яснее обрисовываются черты его характера, личные особенности.

В раннем возрасте формируются важные предпосылки для развития личности. Определенные изменения происходят, во-первых, в мотивационной сфере. Детям раннего возраста свойственна непосредственность, импульсивность поведения; они действуют под влиянием чувств и желаний, которые важны в данный момент.

Однако постепенно ребенок овладевает правилами поведения, учится подчинять свои желания необходимости, контролировать свои и чужие поступки. Особую роль в жизни дошкольника играют чувства, являясь побудительными силами, главными мотивами его поведения. На фоне хорошего настроения лучше образуются условные рефлексы, успешнее формируются умения и навыки. Положительные эмоции связаны с активизацией физиологических процессов в организме, отрицательные -- угнетают их; у ребенка раннего возраста проявляется целая гамма чувств: любовь и привязанность к близким людям, смущение по отношению к незнакомым, огорчение при неудаче, страх и т. д.

Эмоциональное состояние ребенка на протяжении первых лет жизни очень неустойчиво. Малыш легко переходит от плача к смеху и наоборот, поэтому его легко успокоить. Поведение ребенка целиком зависит от внешних обстоятельств. Чувства побуждают ребенка к поступкам и в поступках они закрепляются. Уступая игрушку младшему, делясь с другим ребенком сладостями, малыш учится быть добрым. Очень рано у ребенка проявляется способность к сопереживанию.

Особо важным моментом развития ребенка раннего возраста является возникновение стремления к самостоятельности. Оно означает одновременно появление новой формы желаний, непосредственно не совпадающих с желанием взрослых, что находит свое выражение в настойчивом «Я хочу», «Я сам». В этот период возникают трудности в воспитании -- проявляются эгоизм, капризы, упрямство, «обесценивание» требований взрослых.

Продолжается интенсивное развитие общих движений (ходьба, бег и др.), совершенствуется работа основных анализаторов -- руки, уха и глаза. Предметная деятельность становится ведущей в психическом развитии ребенка: в ней особую роль занимает деловое общение ребенка со взрослым. В процессе предметной деятельности зарождается наглядно-действенное мышление. Развитие подражательных и собственно произвольных действий создает предпосылки игровой и изобразительной деятельности. Ребенок к 3 годам охотно рисует, лепит, начинает конструировать. В повседневной жизни ребенок выработал некоторые гигиенические и бытовые навыки.

Речь становится средством общения ребенка, растет его словарный запас, он овладевает грамматическим строем языка. Ориентиром поведения стали оценочные отношения взрослых. Важнейшим новообразованием раннего детства является переход к обозначению себя личным местоимением -- «я сам», появилось осознание себя как личности. Все эти новообразования готовят ребенка трех лет к новому возрастному периоду развития.

Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Бурное развитие речи в дошкольном периоде связано с предметной деятельностью ребенка.

На втором году жизни у ребенка возрастает интерес ко всему окружающему: он хочет все увидеть, познать, взять в руки. Эти желания превышают возможности ребенка, и он вынужден обратиться за помощью к взрослому. Однако имеющихся средств общения (жесты, мимика, отдельные слова) ребенку уже не хватает, чтобы быть понятым, чтобы его возросшая потребность в общении была удовлетворена. Возникает противоречие, которое разрешается путем возникновения новой формы общения -- активной самостоятельной речи. Этот скачок в развитии происходит обычно в возрасте от 1 года 5 месяцев до 2 лет.

Переход к самостоятельной речи -- важный этап во всем психическом развитии ребенка. Прежде всего, это переход от младенческого к раннему возрасту. Второе полугодие второго года жизни характеризуется интенсивным развитием словаря ребенка (к 1 году 8 месяцам он достигает 100 слов, к 2 годам -- свыше 300 слов).

Исследование, проведенное белорусским психологом Р.И. Водейко, показало, что развитие словаря ребенка представляет собой процесс неравномерного накопления различных категорий слов: «Слов-предметов у ребенка всегда больше, чем слов-действий; слов-отношений больше, чем слов-признаков». В словаре детей 3-го года жизни, по данным В. В. Гербовой, преобладают существительные, обозначающие средства передвижения, предметы обихода и объекты живой природы. При этом пассивный словарь выше активного в 1,2- 1,3 раза.

На протяжении раннего возраста словарь ребенка усложняется -- многозначность слова сменяется более высокой устойчивостью, ярко выражена предметная отнесенность слова.

Кроме быстро растущего словаря конец 2-го года жизни характеризуется усвоением грамматического строя предложений. В этом процессе А. Н. Гвоздев выделяет два периода: от 1 года 3 месяцев до 1 года 10 месяцев и от 1 года 10 месяцев до 3 лет. Первый -- это период предложений, состоящих из аморфных слов -- корней, которые во всех случаях употребляются в одном неизменном виде. Здесь отчетливо выделяется стадия однословного предложения (1 год 3 месяца - 1 год 8 месяцев) и стадия двух-трехсловных предложений.

Первые предложения ребенка являются однословными и имеют несколько разновидностей:

1) предложение -- наименование предмета типа назывного (дядя, папа);

2) предложение -- обращение, выражающее преимущественно просьбу, желание (баби-баби-баби, тэта-тэта, тата);

3) предложение, выражаемое каким- либо междометием или автономным словом (чик-чик, ам-ам). Очень часто это глагольные формы (спать, кушать).

Появление двухсловного предложения вызвано новыми потребностями, возникшими как результат противоречия между прежней формой речевого общения и необходимостью ребенка более точно выразить свои желания. А.А. Леушина (1941) описывает такой случай. Девочка (1 год 7 месяцев) просит мать поиграть с ней, выражая это словами «ма-ми. мами. мами!». И когда ее просьба остается без ответа, ребенок неожиданно говорит: «Мами, игай!» (играй), «Мами, гиди!» (гляди).

Второй период в овладении грамматикой -- это период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения. Он характеризуется быстрым ростом разных типов простого и сложного предложений, усвоением служебных слов. К трем годам ребенок овладевает почти всеми падежами и всеми предметными отношениями, которые с их помощью выражаются.

В раннем возрасте возникает и описательная речь ребенка. Появление ее связано с расширением круга общения дошкольника, его представлений, с ростом его самостоятельности. Ситуативная, свернутая речь уже не может обеспечить полного взаимопонимания, когда, например, ребенок хочет рассказать воспитателю о событиях, происшедших в семье или во дворе, в которых педагог не принимал участия. Жесты, мимика, так широко используемые в ситуативной речи, в этом случае ребенку не могут существенно помочь. Возникшее противоречие между потребностью в общении, взаимопонимании и ограниченностью имеющихся средств для этого ведет к возникновению описательной, развернутой речи. Важная роль в ее формировании принадлежит взрослому, который знакомит ребенка с примерами такой речи, ее эталонами (сказки, рассказы).

Получает дальнейшее развитие в раннем возрасте и понимание речи ребенком. По данным А.А. Люблинской, особое значение при понимании речи имеет вычленение ребенком самих действий с предметами и обозначение взрослыми этих действий в словах. Ребенок способен понять поручение и инструкцию взрослого, что является одним из важнейших условий формирования «делового» общения взрослого и ребенка, а также позволяет руководить поведением ребенка при помощи речи. Поводом для действий ребенка является уже словесное обращение, чего не наблюдалось в период доречевого общения.

На третьем году понимание речи возрастает и по объему, и по качеству. Дети понимают уже не только речь-инструкцию, но и речь-рассказ. Это важное приобретение. В сказке, рассказе, стихотворении сообщается много информации о предметах и явлениях, недоступных непосредственному опыту («Репка», «Три медведя», «Курочка Ряба»).

Совершенствуется в раннем возрасте и звуковая сторона языка. Она включает в себя различение звуков языка (фонематический слух) и формирование правильного произношения звуков речи. Сначала, как мы указывали, ребенок улавливает общую ритмико-мелодическую структуру слова или фразы, а в конце второго, на третьем году жизни строится правильное произношение звуков. Это повышает требования к речи взрослых. Очень важно, чтобы она была правильной, все звуки, произносимые взрослыми, были четкими, а ритм речи -- не слишком быстрым. Если речь ухаживающего за ребенком взрослого имеет дефекты -- картавость, шепелявость, заикание, то эти дефекты будут воспроизводиться ребенком.

Вся огромная работа, которую проделывает ребенок, учась отличать одно слово от другого, является, прежде всего, работой над материальной, звуковой стороной языка. Дети любят произносить какое-нибудь слово, часто искаженное или ничего не значащее, только потому, что им нравятся звуки этого слова. К.И. Чуковский собрал большой материал по усвоению ребенком звуковой оболочки языка. Рифмотворчество, отмечают специалисты, является неизбежной и очень рациональной системой упражнений в фонетике. Итак, в раннем возрасте ребенок активно усваивает все компоненты родного языка.

Малышу необходимо знать и чувствовать, что взрослый всегда готов его поддержать и защищать, помочь, что он его ценит и любит. Ребенку должно быть не только душевно тепло, но и интересно.

Исследования последних лет показали, что формирование личности ребенка, включающее в себя становление собственного отношения к окружающему предметному и социальному миру, а также к самому себе, начинается с первых месяцев жизни, и к началу раннего возраста завязывается тот «узелок» (А.Н. Леонтьев), в котором соединяются эти составляющие [15, С. 98].

Наполняясь в процессе развития новым содержанием, преломляясь через особенности индивидуальности ребенка, они постепенно образуют уникальный ансамбль качеств, определяющий позицию ребенка по отношению к миру.

Детская игра говорит о способности детей уникальным образом смотреть на окружающий мир, преобразовывать его в своих фантазиях. Л.С. Выготский писал о том, что творчество проявляется везде, где человек воображает, изменяет, отступает от стереотипа, создает хоть крупицу нового для других или для себя.

По-видимому, применительно к ранним ступеням развития детей нужно делать акцент на том, что ребенок открывает и преобразует в самом себе, в своем видении мира независимо от степени осознанности и внешней результативности этого процесса, на том, что делает его «существом, обращенным к будущему, созидающим и видоизменяющим свое настоящее». [9, С. 115].

1.2 Психическое развитие ребенка раннего возраста

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе. Например, в западном и восточном обществе умывание - это символ культуры, а у представителей одного из племен Центральной Африки всякий уважающий себя человек моется только два раза в жизни - при рождении и одном из обрядом. Или в странах Азии принято ждать от гостя отрыжки после еды в знак того, что он вполне удовлетворен, а в нашем обществе - это некультурно, т.е. правила поведения, приличия, нормы морали неодинаковы в разных обществах и соответственно поведение людей, воспитанных под влиянием различных обществ, будет различаться.

Выделяют следующие стадии социализации:

1. Первичная социализация или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения « мир и я » характеризуется как промежуточная социализация, т.к. все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.

3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:

- Сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом.

- Изменение себя, «стать как все».

- Конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.

5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Более детальный анализ процесса формирования личности возможен на основе выделения для каждого возраста той ведущей деятельности, которая обуславливает главные изменения в психических процессах и особенностях личности ребенка на данной стадии его развития.

Читайте также: