Русская глиняная игрушка 1 класс урок изо

Обновлено: 26.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Конспект урока

Конспект урока

Изобразительное искусство. 1 класс.

Урок №4 «Русская глиняная игрушка»

  1. Какие народные промыслы есть в России?
  2. Что такое каргопольская игрушка?
  3. Что означают элементы каргопольского орнамента?

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Каргопольские игрушки представляют собой, в основном, одиночные фигурки, окрашенные, чаще всего, в белый цвет. Они грубоваты по лепке, а их плоские лица и обобщённые детали фигуры и одежды напоминают древних каменных баб.

Встречаются и другие сказочные герои: лев, птица Си́рин, двухголовый конь.

В росписи каргопольских фигурок сочетается множество элементов. Это круги, овалы, кресты, палочки, напоминающие собой древнейшие орнаментальные мотивы.

Все эти элементы каргопольского узора нанесены на фигурки неспроста. Это настоящие знаки-символы, являющиеся пожеланием благополучия.

Солнце – изображено в виде круга или розетки;

Земля – в виде ромба;

Зерно – в виде смыкающихся скобок;

Древо жизни – обозначено ростком, на концах которого обозначены плоды.

Все эти знаки-символы вполне узнаваемы, ведь они схожи по форме и цвету с реалистичным изображением. Это говорит о том, что люди передавали свои представления об окружающем мире с помощью узоров.

Существует несколько приёмов лепки игрушек из глины:

- вытягивание из целого куска;

- примазывание отдельных частей;

Рассмотрите народные игрушки. Выберите изображения игрушек, которые производят в городе Каргополе.

Стратегия выполнения задания:

1. Внимательно прочитайте вопрос, уловите его общее содержание, смысловую нагрузку, логику, последовательность.

3. Затем выберите верный ответ и проверьте себя.

Найдите спрятанные названия игрушек.

Вопрос 1 – Название города, где появилась глиняная каргопольская игрушка.

Вопрос 2 - Что означает элемент орнамента каргопольской игрушки, похожий на круг?

Вопрос 3 - Какой персонаж являлся одним из самых популярных в каргопольской игрушке?

Стратегия выполнения задания:

1. Внимательно прочитайте вопрос, уловите его общее содержание, смысловую нагрузку, логику, последовательность.

3. Затем выберите верный ответ и проверьте себя.

Правильные ответы:

Вопрос 1 – Каргополь.

Вопрос 2 - Солнце

Вопрос 3 – Полкан

Список обязательной и дополнительной литературы для углублённого изучения темы

Обязательная литература:

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Изобразительное искусство 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций/ Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. М.: Просвещение, 2018. 160 с.

Дополнительная литература:

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. 1 класс: творческая тетрадь. М.: Просвещение, 2018. 48 с.

- освоение практических приёмов изображения элементов.

- для учащихся: альбомный лист А4, гуашь, кисть №6, кисть №2

- для учителя : настоящая дымковская игрушка, шаблоны игрушек , презентация, 2 альбомных листа для пед. показа, гуашь, кисть №7, №3.

Словестный: слово учителя.

- Здравствуйте ребята, давайте улыбнёмся друг другу, это поможет нам поднять настроение и настроиться на урок.

- Посмотрите на слайд. Что вы видите? (игрушку).

- Я принесла на наш урок настоящую такую игрушку. Посмотрите как много света и ярких узоров! Словно солнышко заиграло.

- Нравятся вам эти игрушки? С этими игрушками вы знакомились ещё в детском саду.

- А кто знает, как называются такие игрушки? (Дымковские игрушки).

отвечают на вопросы,

Умение пользоваться полученной информацией, умение рассказывать по плану

3. Знакомство с новым материалом

Предположите какую тему мы с вами будем изучать?(предположение детей).

- Сегодня мы с вами и поговорим об этих этих игрушках. Тема нашего занятия: "Откроем секреты Дымки".

Кто может сформулировать задачи нашего урока? Смотрите на опору. (таблица-опора на доске)

( Познакомимся с историей дымковской игрушки , выполним элементы геометрического узора дымковской росписи

Самостоятельно формулируют тему, принимают и усваивают учебную задачу

Умение самостоятельно определять круг задач

- Ребята, послушайте стихотворение о дымковской игрушке.

Чем знаменито Дымково?

В ней нету цвета дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги,

От капельки росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы!

- А послушайте какие есть прибаутки про эти игрушки.

Левый рог- завиток,

Правый рог- завиток,

На груди - цветок!

Шляпка- не простая

Индя- индя- индючок

Ты похож на сундучок!

Сундучок не простой-

Красный, белый, золотой!

-Ребята, сядьте поудобнее, и послушайте какова же история дымковской игрушки..

- Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. Жили в том селе весёлые и озорные люди. Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделают за долгую зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, люди лепили весёлые игрушки и продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими.

Наблюдают за изделиями, анализируют

Слушают рассказ учителя, анализтруют.

Умение наблюдать и делать выводы

Работа с демонстрационным материалом

- Ребята, как вы думаете, кто герои игрушек? Какие игрушки лепили?

- Посмотрите на слайд. Кто изображен на нем? (индюк, олень, баран )

-Верно. А кто это в целом? (животные)

- Правильно ребята! А кого ещё лепили кроме животных?

- Верно, лепили ещё людей. Посмотрите на слайд. Кто на нем изображен? (женщины)

- Правильно! На первой изображена барыня, на в торой водоноска, а на третьей мамка.

- А теперь посмотрите на следующий слайд. Кто на нем изображен?(Мужчины)
- А скажите, как можно их назвать? Что они держат в руках? (гармошку, балалайку).

- Значит это гармонист и балалаечник.

- Из какого материла делали игрушки?

- Верно, делали игрушки из глины, затем её белили, брали толченую известь, мел и разбавляли молоком, после побелки на игрушке велась роспись цветными красками.

- А теперь, ребята, посмотрите на разнообразие узоров.

- Какие вы видите здесь узоры?( кружочки, клеточки, полоски, точки, волнистые полоски)
-Верно ,по форме узоры просты и незамысловаты.

Анализируют дымковскую игрушку.

Отвечают на вопросы.

Умение внимательно следить за разговором,

отвечать на вопросы по теме

4. Постановка творческой задачи

- Итак, сейчас мы с вами выполним упражнение. Будем рисовать узоры Дымковской игрушки. Я буду вам показывать, вы будете за мной повторять. Приготовьте свои чистые листы, краски и кисточки.

- Ребята, посмотрите сначала как я буду это выполнять. Я беру красную краску и в верхнем левом углу начинаю рисовать вот такой кружок или ещё его можно назвать- бублик, нарисовала, теперь вы нарисуйте у себя на листах такой кружок.

- Затем я прополощу кисточку и возьму синий цвет, и в середине этого кружочка я нарисую вот такую точку. Теперь я хорошо прополощу кисточку, возьму фиолетовую краску и в правом верхнем углу рисую кружок, и полностью его закрашиваю, теперь нарисуйте вы такой кружок.

-Затем я прополощу кисточку в воде и возьму оранжевый цвет краски и около этого кружка я сделаю вот такие примакивания кистью, заметьте, что мы не касаемся нашего кружка.

-Теперь выполним следующий узор, берем синюю краску и в левом нижнем углу рисуем три полоски, кисть можно взять потолще, между полосками должно быть равное расстояние. Теперь, ребята вы нарисуйте три таких полоски.

- В этих полосках я нарисую маленькие кружочки желтого цвета, нарисуйте ребята теперь вы.

- А теперь я прополощу кисточку, разведу малиновый цвет краски и между этими полосками нарисую вот такие волнистые линии. Теперь, ребята, вы выполните.

- И сейчас мы выполним следующий узор. Я беру зеленый цвет краски и рисую такие

же три полоски как и предыдущие. Ребята теперь вы нарисуйте.

- Затем я хорошо прополощу кисть и возьму синий цвет краски и нарисую тонкую горизонтальную линию через три полоски, затем я прополощу кисть и возьму оранжевый цвет краски и нарисую две таких же горизонтальную полоски, и четвертую полоску я нарисую синим цветом, как и первую. Ребята теперь нарисуйте вы.

- А в квадратиках, которые образовались от пересечения наших линий, я возьму красный цвет и нарисую по два штрижка. Нарисуйте ребята теперь вы.

Воспитать любовь к народному искусству, эмоциональную отзывчивость на произведения русских мастеров, развить эстетическое восприятие и чувство ритма.

- познакомить с характерными особенностями росписи дымковской игрушки

-формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные работы с кистью в изображении знакомых элементов

- развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности

- воспитывать любовь к искусству народных мастеров.

- Развить мелкую моторику.

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok_izo_v_1_klasse_dymkovskaya_igrushka.docx 1.33 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ИЗО в 3 классе "Дымковские игрушки"

Урок с элементами исследования, использована групповая форма работы.

Конспек урока по изобразительной деятельности во 2 классе. Дымковская игрушка.

На уроках изобразительного искусства ребята побывают в Вятской губернии, где узнают о происхождении Дымковской игрушки. Проведут исследовательскую деятельность, самостоятельно изготовят игрушки.


Презентация к уроку изобразительного искусства в 3 классе "Дымковская игрушка"

Цель:•способствовать эстетическому воспитанию младших школьников средствами народного искусства;•закрепить знания геометрического орнамента на Дымковской игрушкеЗадачи:•продолжать знакомить детей с на.

Конспект урока для 2 класса " Дымковская игрушка" ( УМК ПНШ)

Конспект урока " Дымковская игрушка" ( УМК ПНШ).

Технологическая карта урока по ИЗО 1-й класс " Дымковская игрушка"

Технологическая карта урока по ИЗО 1-й класс " Дымковская игрушка".


Технологическая карта урока изобразительного искусства :"Каргопольская глиняная игрушка " (УМК "Перспектива", 1 класс)

Тема урока изобразительного искусства: «Каргопольская глиняная игрушка».Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся представления об истории возникно.

Технологическая карта урока изобразительное искусство «Филимоновская глиняная игрушка» (УМК «Школа России», 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с историей возникновения филимоновской глиняной игрушки; расписывание глиняной игрушки.Задачи урокаДидактические:1).

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»

Разработка урока изобразительного искусства

в 1 классе по теме:

« Открой секреты Дымки. Русская глиняная игрушка » по ФГОС

Составила: учитель нач. классов

Технологическая карта урока ИЗО

Тема: « Открой секреты Дымки. Русская глиняная игрушка ».

1. Получить представление о дымковс ком народн ом промысл е . Уметь выполнять простейшие узоры, подражая мастерам народных промыслов.

2. Закрепить знания геометрического орнамента на Дымковской игрушке.

3. Способствовать эстетическому воспитанию школьников средствами народного искусства; Программные задачи:

Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки, формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, добиваясь единства формы и декора, используя разнообразные приемы работы кистью. Овладеть приёмами работы гуашевыми красками. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины). Совершенствовать умение коллективно трудиться, радоваться результатам коллективной работы.

Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве, живучести этих образов в современных народных глиняных игрушках.

Воспитание чувства гражданственности и любви к Родине посредством изучения народного творчества, возрождение и развитие национальных традиций, уважительного отношения к истории и культуре народов России.

Смыслообразование (понимание того, ради чего осуществляется деятельность)

Целеполагание (соотнесение того, что известно, что ещё неизвестно; оценка результатов работы)

Умение сотрудничать, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности.

Методы и приемы: самопознание, целепологание, контроль, коррекция, самооценка, согласование действий с партнером, проверка по эталону, самостоятельное выделение и формирование учебной цели, знаково-символические символы, проблемный вопрос, интерактивные.

Зрительный ряд: изображения произведений филимоновского, дымковского, хохломского, гжельского народных промыслов;

оригинальные образцы изделий народного промысла;

цветные иллюстрации с изображением дымковских игрушек, открытки

таблицы с элементами узоров дымковской росписи

мультимедийная презентация «Дымка»

таблицы с элементами узоров дымковской росписи, раздаточный материал: шаблоны, краски гуашевые , палитры, стаканчики непроливайки, салфетки, кисточки, печатки-тычки различного диаметра

Этапы урока

Формирование УУД и личностных результатов

действия учителя

действия учеников

1-й урок темы

I. Организационный момент (1 мин.)

Создание эмоционального настроя

Самооценка готовности к уроку

Встали ровно, прозвенел звонок. Начинаем наш урок.

Ребята, давайте возьмем друг друга за руки, почувствуем тепло ладошек соседа, улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошей работы.

Садитесь. (Проверка готовности класса к уроку.)

Перед началом работы прошу своих художников проверить готовность:

лист бумаги, краски, кисти, воду, простой карандаш, ластик.

Настрой на урок.

Самооценка готовности к уроку.

Регулятивные (правильность выбора учебных принадлежностей)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Цель: готовность мышления и осознание потребности построения нового способа действий.

I . Создание проблемной ситуации.

Учитель читает детям отрывок из песни З. Роот «Русская матрёшка» и просит ответить на вопросы.

– Славилась Россия чудо-мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили;
Своему искусству молодых учили.

– О ком эти строки? –

Что вас удивляет в названии «чудо-мастера», какой возникает вопрос?

Если дети затрудняются, то учитель помогает сформулировать проблемный вопрос

Ученики отвечают на вопросы

Почему мастеров называют чудо- мастерами?

Личностные УУД ,

регулятивныеУУД(целеполагание, прогнозирование). Познавательные УУД

• осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

3. Постановка учебной задачи

Цель: выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.

Формулирование проблемы.

Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу голубой реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково

Как вы думаете, чем знаменито Дымково и о чем пойдет речь сегодня на уроке? – (ответы детей)

Учитель записывает тему урока: « Открой секреты Дымки. Русская глиняная игрушка. »

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.


Курс повышения квалификации

Основы истории искусств для детей 7-14 лет


Курс повышения квалификации

Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

«Арт-терапевтические возможности применения мандалотерапии в работе»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Открой секреты дымки.
Русская глиняная игрушка.

Славилась Россия чудо-мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили;
Своему искусству молодых учили.
(З. Роот)

Как вы думаете, кого называют
чудо-мастерами?

Народные художники – чудо мастера
Издавна на Руси человек старался украсить свой дом. Иногда жители целой деревни занимались каким-то одним видом художественного ремесла – народным промыслом. Секреты мастерства передавались из поколения в поколение. Эти промыслы существуют и в наши дни.

Сувенир, сувенир, русский сувенир!
Русский сувенир покорил весь мир!
Русские матрешки в сарафанах ярких,
Хохломские ложки - лучше нет подарка.
Дымковские барыни, кони, петушки
И Павловские все в цветах платки.
(З. Роот)

Дымковская игрушка
Игрушку лепят руками из местной красной глины, смешанной с речным песком. Фигурку лепят по частям. Отдельные элементы соединяют между собой жидкой глиной. Швы сглаживают мокрой тряпкой. Затем игрушки погружают в меловой раствор и высушивают.

Каковы особенности дымковской игрушки?

Орнамент
Элементы геометрического орнамента:
- волнистые линии;
- прямые линии;
- клеточки и полоски;
- круги;
- овалы;
- точки.

Цвета
Основные цвета для росписи игрушек:
- коричневый;
- красный;
- жёлтый;
- зелёный;
- синий;
- чёрный.

Расположение элементов
В ряд
В клетке между линиями
В шахматном порядке

Дымковская лошадка
Посмотрите, как живой
Скачет конь здесь удалой.
Ой, люли! Ой, люли!
Кони на лужок пошли,
Кони удалые,
Гордые, лихие!

Рефлексия
- Я молодец!
- Мне нужно еще поработать.
- Сегодня не мой день.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 918 228 материалов в базе

Материал подходит для УМК

«Изобразительное искусство», Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В.

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

  • Учебник: «Изобразительное искусство», Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В.
  • Учебник: «Изобразительное искусство», Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В.
  • Учебник: «Изобразительное искусство», Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В.
  • Учебник: «Изобразительное искусство», Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В.
  • Учебник: «Изобразительное искусство», Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В.
  • Учебник: «Изобразительное искусство», Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В.
  • Учебник: «Изобразительное искусство», Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В.
  • Учебник: «Изобразительное искусство», Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В.

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Мировая художественная культура: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере»
  • Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»
  • Курс повышения квалификации «Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Изучение русской живописи второй половины XIX века на уроках МХК в свете ФГОС ООО»
  • Курс повышения квалификации «Основы духовно-нравственной культуры: история и теория зарубежной культуры»
  • Курс повышения квалификации «Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках ИЗО и искусства»
  • Курс повышения квалификации «Основы менеджмента в туризме»
  • Курсы повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов мировой художественной культуры в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»
  • Курс повышения квалификации «Актуальные вопросы банковской деятельности»

Оставьте свой комментарий

  • 24.02.2019 3868
  • PPTX 2.6 мбайт
  • 867 скачиваний
  • Рейтинг: 3 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Лебедева Анна Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

131 минута

«Формирование мотивации учебной деятельности как основное условие успешного обучения школьников»

64 минуты

69 минут

«Рейтинг и портфолио: альтернативные средства оценивания учебных достижений»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: