Секреты народной игрушки 3 класс урок гражданственности

Обновлено: 09.05.2024

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Евдакименко Ольги Юрьевны

ДЫМКОВО Дымковская игрушка Дымковская игрушка Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, молодые люди, скоморохи, барыни. Филимоново

По легенде деревня Филимоново была названа в честь деда Филимона – беглого каторжника, мастера гончарных дел, богомаза и игрушечника. В середине XIX века промысел был уже известен далеко за пределами Одоевского уезда. Семьдесят пять из ста домов в Филимонове кормились гончарством.

Филимоновская игрушка - старейший народный художественный промысел России. Родина промысла - деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, впервые упоминается в древних летописях XVI века. Мужчины в деревне Филимоново изготовляли на гончарном круге посуду, женщины лепили из глины игрушки. Все филимоновские игрушки - свистульки, лепятся из местной пластичной глины «синики», дающей после обжига белый черепок. Уникальная по своим свойствам глина, дает возможность мастеру всю скульптурку лепить из одного куска, добиваясь красивых по пластике, выразительных форм. Все филимоновские игрушки - свистульки, лепятся из местной пластичной глины «синики», дающей после обжига белый черепок Каргаполь Каргопольская глиняная игрушка как художественное явление сегодня по праву занимает одно из первых мест среди российских народных промыслов игрушки. Большая заслуга в этом принадлежит известным мастерам из д. Гринево: Ивану Васильевичу Дружинину (1887 - 1949г.г.) - талантливому мастеру - классику каргопольской игрушки и Ульяне Ивановне Бабкиной ( 1889 - 1977г.г.) - самой знаменитой мастерице. Основная тема творчества Ульяны Бабкиной - образы окружающей её повседневной жизни, образ человека северной деревни. Меткие по пластическому решению, радостные по росписи, игрушки воплощают естественную радость жизни. Появляются несвойственные ранее для каргопольской игрушки характеристики: движение, усложненность пластического решения, расширение тематики и сюжетные игрушки. Ульяна Ивановна Бабкина жила в покинутой всеми деревне Гринево, расположенной в 17 километрах от Каргополя. Восемьдесят девять лет - всю жизнь делала мастерица свои "бобки" (местное название игрушки), то под протяжно распеваемую сказку, то под задорную частушку, то под напев старинной песни, перекликавшейся с образами глиняных фигурок. Она часто дарила игрушки детям или несла на ярмарку в Каргополь. Огромный интерес к её творчеству в 60-е годы способствовал возрождению промысла. В 1967 г. по инициативе Союза художников РСФСР в Каргополе создали гончарный цех, который в 1968 г. стал филиалом предприятия народных художественных промыслов "Беломорские узоры" (г.Архангельск). Каргопольская игрушка Искусство изготовления каргопольских игрушек — искусство северной деревни, народ которой любит и бережно хранит предания старины, обожает сказки и веселые шутки-прибаутки, боготворит природу и ее обитателей, изображая их в глине. На севере, в старинном русском городе Каргополе Архангельской области находится один из центров производства глиняной игрушки. В старину Каргополь был широко известный и большой культурный центр Русского Севера. Сейчас это заповедные места, где до сих пор сохранилась самобытная русская культура, искусства и ремесла. Издавна в окрестных деревнях близ Каргополя делали свистульки, фигурки, изображали то, что видели. Своеобразна роспись игрушек. Старая каргопольская игрушка была неяркой, блеклой. Для ее украшения мастерицы использовали мел, печную сажу –настоящих красок тогда не знали. Даже и сегодня в росписи чувствуется северная сдержанность, суровость края. Основа фигур белая Красочная роспись наносится по предварительно выбеленной поверхности фигур. Люди изображаются крепкими, приземистыми, мужчины почти всегда с бородой. Абашево Абашевские игрушки Производство игрушки возникло в XIX в. Свистульки раскрашены яркими эмалевыми красками — синими, зелеными, красными, в самых неожиданных сочетаниях. Отдельные детали, например, рога, могут быть расписаны серебром или золотом. Обычные домашние животные под руками мастера превращаются в сказочных существ. Анализ образца Практическая работа Спасибо за внимание Ты откуда пришла к нам такая? Вся простая, без хитрых затей. С длинной шеей и расписная, Для игры и забавы детей. Я тебя полюбил в раннем детстве – Мастерицею бабка была. Ты ко мне перешла по наследству От красивых людей из села. Для тебя не страшны расстоянья. Ты – от предков далеких времен. Эти глиняные изваянья – Колокольной Руси перезвон

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

РАЗРАБОТКА УРОКА «Секреты народной игрушки»

Тема: Секреты народной игрушки

· Дать представление детям о русской матрешке, как об одном из старинных народных промыслов. Обогащать представление детей о народном декоративно-прикладном искусстве. Обогащать словарный запас словами «мастера», «ремесло», «мастерство», «роспись», «исконно», «сувенир».

· Развивать творчество, эмоционально-эстетические чувства, вкусы. Привить интерес к народному творчеству. Развивать умение видеть красоту, самобытность.

· Воспитывать самостоятельность, активность, наблюдательность, чувство национальной гордости, принадлежности к русскому миру, уважение к мастерству народных мастеров. Воспитывать желание создавать красоту своими руками.

Оборудование: иллюстрация с изображением матрёшки, шаблон матрёшки, иллюстрации матрёшек разных видов

Ростом разные подружки

Но похожи друг на дружку

Все они сидят друг в дружке

А всего одна игрушка! (Матрешки)

-Правильно, ребята. Сегодня мы с вами познакомимся с русской матрешкой. Посмотрите, какая она красивая, какими яркими красками расписал ее художник. Нравится она вам? Матрёшка – настоящая русская красавица. А самое главное, эта куколка – с секретом. Внутри её, прячутся сестрички.

III. Изучение нового материала.

1. Происхождение игрушки

-Хорошо. Я вам подскажу откуда в Россию пришла матрешка.

Последней буквой алфавита

Открыто слово и закрыто.

А между ними без седла

Стоит лошадка, что мала,

Вы это слово знать должны;

оно название страны.

-Давным-давно привезли в Россию из далекой страны Японии фигурку – добродушного лысого старичка Фукуруму. И таким умным-преумным был этот Фукурума, что его голова вытянулась от постоянных раздумий вверх.

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5761c6bfda9c1/razrabotkaurokaprazdnikrusskoimatrieshki_1.jpg

Игрушка-старичок раздвигалась, а внутри нее сидела вся его многочисленная семья. Игрушка эта была выточена из дерева. Когда русский художник Сергей Васильевич Малютин увидел фигурку деревянного Фукурумы, она ему так понравилась, что вместе с народными умельцами он решил переодеть куклу в русский сарафан, а голову покрыть платочком. Сделали мастера заготовки из дерева, выточили пустые фигурки и художникам отдали. Расписали художники игрушку на славу: губки бантиком, румянец на щечках яблочками лег, прикрыл голову веселый платочек, свесилась из-под него толстая коса. И так захотелось этой деревянной куколке русское имя дать! Только какое? Дуняша? Маняша? Матреша! И стали новые игрушки матрешками. И начали матрешек по русским селам из дерева вытачивать.

2. Виды матрёшек.

Наиболее известны три вида матрёшек: Семёновская матрёшка, Загорская матрёшка и Полхов- Майданская матрёшка.

1.Семеновская матрешка:

В городе Семёнов есть центр по росписи матрёшек. Отсюда и название – Семёновская матрёшка. Особенность росписи этой игрушки в том, что весь фартук этой матрёшки занимают букеты цветов. Самые главные цвета -жёлтый, лимонный, зелёный, малиновый.

2. Загорская матрёшка:

Следующая матрёшка из села Загорск – Загорская матрёшка. Эти матрёшки всегда в сарафанах, кофточка на них с вышивкой, на голове платок, а поверх сарафана фартук.

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5761c6bfda9c1/razrabotkaurokaprazdnikrusskoimatrieshki_4.jpg
https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5761c6bfda9c1/razrabotkaurokaprazdnikrusskoimatrieshki_5.jpg

3. Полхов-Майданская матрёшка:

И третья матрёшка из села Полхов – Майдан. У этих матрёшек нет сарафана и фартука. Вместо этого – условный овал на двухцветном поле, на котором множество ярких цветов. На голове полушалок с цветами.

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5761c6bfda9c1/razrabotkaurokaprazdnikrusskoimatrieshki_6.jpg
https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5761c6bfda9c1/razrabotkaurokaprazdnikrusskoimatrieshki_7.jpg

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5761c6bfda9c1/razrabotkaurokaprazdnikrusskoimatrieshki_8.jpg

Слушайте внимательно и запоминайте имена матрёшек.

Мы красавицы матрёшки, (кружатся)

Разноцветные одёжки, (повороты, наклоны в сторону)

Раз – Матрёна, (хлопки в ладоши, ножками танцуют)

Маргарита - это пять.

Нас нетрудно сосчитать. (прыгают)

- Как звали матрёшек в физкультминутке?

(Матрёна, Малаша, Мила, Маша, Маргарита).

- Какое имя можно встретить в наше время?

IV. Повторение и закрепление изученного материала

По сравнению с другими игрушками, деревянная расписная куколка молода, ей чуть более 100 лет. Для народной игрушки это не возраст. Но, несмотря на это, матрешка является традиционным русским сувениром. И каждый, кто побывал в России, хочет увезти с собой ее частичку

1. Работа в группах (каждой группе в конверте выдается 4 строчки стихотворения, которое нужно восстановить и выразительно исполнить).

-Матрешка выражает обобщенный образ русской красавицы: круглое лицо, яркий румянец, черные брови, маленький рот. Такой же образ красавицы воспевался в русских песнях, сказках и стихотворениях.

  1. У меня матрёшка есть,
    Новая игрушка,
    В жёлтом сарафанчике
    Славная толстушка.
  2. А её откроешь -
    В неё сидит вторая,
    Вся в зелёном, как весной
    Травка молодая…
  3. А вторую отвернёшь -
    Там еще матрешка.
    Та матрёшка вовсе крошка,
    То – любимая матрёшка.
  4. Вся она как маков цвет -
    Сарафан на ней надет
    Алый, как цветочек,
    И под цвет платочек.
  5. Пуще всех её храню,
    Больше всех её люблю,
    Маленькую крошку -
    Красную матрешку.

3. Работа над пословицами

В народе говорят:

«С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся»

«Люби дело – мастером будешь»

«Всякий мастер сам себе дивится»

«Дело мастера боится»

«Всякому молодцу ремесло к лицу»

- А вот что это означает мы с вами попробуем сейчас объяснить. (каждая группа получает пословицу и объясняет ее значение)

- Разные мастера матрешек расписывали по-разному. Поэтому хоть и похожи матрешки, да у каждой свой характер угадать можно: одна грустит отчего-то, а другая смеется, а третья как будто задумалась, четвертая сердится немного. Сегодня на память о нашем уроке вы получите силуэт матрешки и создадите свою неповторимую игрушку.

Интеграция: с уроками чтения, ИЗО, художественного труда.

  1. Выставка детского творчества на тему “Игрушка – моя подружка”, старинные современные куклы, игрушки – семейные реликвии, рисунки.
  2. Книга Открытий.
  3. Проигрыватель.
  4. Магнитофон.
  5. Запись оперы Чайковского “Щелкунчик”.
  6. Выставка книг.
  1. М. Семенова “Мы – славяне”.
  2. М.Ю.Новицкая “Народоведение”. (Учебник)
  3. О.Л.Князева, Н.Д. Маханева “Приобщение детей к истокам русской народной культуры”.
  4. В.Белов “Лад”.
  5. Энциклопедия “Все обо всем”.
  6. Энциклопедия “Я познаю мир (Игрушки, Культура)”.

Содержание работы:

У: Вступление. Урок народоведения.

Как хорошо начинать день с музыки! Давайте и мы начнем урок с песни, а пока она звучит, запишите число и тему.

Наш урок пройдет в форме устного журнала.

Повторение : “Культура – историческая память народа”.

У: Что такое “культура”?

У: Культура – это атмосфера, которую создает человек для своего выживания в обществе. Общество тоже создает культуру. Ничего в культуре не уходило, все нанизывалось как пирамидка. Живя в этой атмосфере, человек творил. Какое творчество мы можем назвать коллективным? Почему? (Рисунки у автора)

У: Творцом народных произведений является не один человек, а весь народ, даже если исполняет произведения в определенный момент один конкретный человек, мастер. Все равно он повторяет в главном традиционный устоявшийся излюбленный сюжет, мотив, образ. Это и есть народное творчество, его можно назвать коллективным.

У: Что такое традиция? Как вы понимаете это слово?

Д: Традиция – это устойчивые привычки народа. Изучить традиции – значить изучить свой народ.

Как дерево не вырастает без корней, “завянет”, так станет беспомощным человек, оторвавшийся от традиций своего народа.

У: Какие произведения народной культуры вы знаете?

Д: а) Рукотворные (предметы быта, утварь, одежда, посуда, игрушки, все, что создано руками человека);

б) Нерукотворные – устное народное творчество (загадки, потешки, небылицы, поговорки, забавки, песни, скороговорки, считалки, песни хороводные, колыбельные).

У: Сегодня на уроке мы поговорим о маленькой частичке рукотворной культуры – игрушках.

2-я СТРАНИЦА “МОЙ ДОМ”

У: Дом – место, где кончаются все дороги, где человек может скрыться от непогоды и чужих взглядов, где живет его семья.

В любой точке земного шара нет ничего близкого, более желанного и родного, чем собственный дом. В доме живем мы и наши вещи, в родном доме нам пели колыбельные песни, забавляли потешками, читали сказки. Когда вам трудно и грустно, вы идете к самым родным и близким для вас – к родителям, или берете в руки свою любимую игрушку и доверяете ей свои тайны. У каждой из них очень богатая и интересная история.

3-я СТРАНИЦА “ИГРУШЕЧНЫЕ ИСТОРИИ”

У: Откройте учебники, рассмотрите рисунок на странице 19. Что вы можете сказать о них? Что их объединяет? Чем различаются?

Ответы детей: они различаются временем и особенностями своего происхождения, назначением – древним и новым.

У: Почему на верхнем рисунке изображена кукла без лица?


  1. Куклы укладывали рядом с самого рождения и приговаривали “Сонница – бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой”.
  2. Был такой обычай у древних наших предков славян приносить в жертву богам женщину. Но однажды пришло кому-то в голову предложить богам куклу. Эту куклу назвали Коллодией, отсюда поговорка “Ну ,что лежишь, как колода”.
  3. Куколкой – оберегом пользовались, когда хотели избавиться от какой-либо напасти, ее брали в руки, трижды поворачивали против часовой стрелки и приговаривали : “Отвернись злом и повернись добром”. Эта традиция сохранилась и до сих пор – приглашать кукол на свадьбу, украшать ею свадебную машину.

Роль доброй феи выполняла кукла и в сказке (отрывок из сказки).

СТАРИННАЯ ПОГРЕМУШКА, плетеная из лозы – ШАРКУНОК.

4-я СТРАНИЦА “НЕРУКОТВОРНАЯ КУЛЬТУРА”

У: Эту песенку – игру любили рассказывать дети на посиделках, кто – грустно, стараясь разжалобить, кто – весело, стараясь рассмешить.

Листочки с текстом этой песенки у вас на столе, определитесь, кто из вас будет играть роль зайчика, кто автора, ознакомьтесь с текстом.

Дети парами инсценируют песенку.

У: Как вы понимаете пословицу – “Копнешь поглубже, найдешь погуще”?

Рукотворная и нерукотворная культура любого народа хороши по-своему. В них есть то общее, что объединяет всех людей, несмотря на различия.

А эти слова: “Старина, старина к нам на диво пришла”?

Какая связь между детской народной культурой и взрослой?

У: Детская народная культура – наследница взрослой народной культуры. Что нового и интересного вы узнали на сегодняшнем уроке? Какие тайны мы открыли?

Домашнее задание: Нарисовать персонажи песенки-игры.

У: Оценки: оцените свою работу на уроке (оценивают сами).

Сегодня у нас на уроке гости. “Гость на пороге – радость в доме”. Древней традицией славян было дарить друзьям звездочку, она называлась Вифлеемской звездой и приносила радость и счастье ( дети дарят звездочки), звучит музыка.

Макросфера 1. «Донбасс – мой родной край» (10 ч)

Кто в Донбассе не бывал – тот много в жизни потерял!

Сформировать представление о богатствах Донбасса. Развивать умение видеть логику событий и явлений, устанавливать между ними связи. Формировать представления о людях как главном богатстве края

Города и веси моей Родины

Расширять представление о территории края, его населении и хозяйстве. Изучить названия важнейших городов Республики, их географическое положение, достопримечательности. Продолжить воспитание чувства любви к малой Родине. Развивать умение видеть логику событий и явлений, устанавливать между ними связи

Путешествие по страницам Красной книги Донбасса.

Продолжить знакомство с разнообразием животного мира родного края, Красной книгой Донбасса. Воспитывать любовь к природе, ответственность за свои

действия. Развивать интерес к поисковоисследовательской деятельности. Воспитывать любовь к природе, ответственность за свои действия

Неповторимое разнообразие животного мира родного края

Ознакомить с творчеством композиторов и музыкантов, с юными музыкальными дарованиями родного края. Воспитывать и развивать эстетический вкус. Прививать любовь к искусству. Обогащать словарный запас. Повторить правила поведения в общественных местах

Ознакомить с литературными деятелями родного края. Развивать эстетический вкус, обогащать словарный запас. Воспитывать культуру чтения, любовь к детской книге. Повторить правила поведения в общественных местах

Секреты народной игрушки

Ознакомить с историей создания народной игрушки. Научить изготавливать куклу-мотанку из ниток. Развивать эстетические вкусы, творческие способности.

Формировать навыки трудовой деятельности

Секреты народной игрушки

Макросфера 2. «Духовно-нравственные основы народа Донбасса» (8 ч)

Добродетели, грехи и заповеди

Формировать представление о человеческих добродетелях, их значении в жизни человека. Показать противоположность добродетелей и грехов. Формировать понятие пути к добродетелям через заповеди. Способствовать развитию духовности как качества личности

Рождение и крещение Руси

Формировать представление о возникновении Древнерусского государства, многонациональном характере Древней Руси. Научить работать с дополнительными источниками информации. Формировать умение составлять рассказ в «картинках» о Древнерусском государстве. Воспитывать уважение к историческому прошлому. Развивать познавательные интересы, навыки поисковой работы

Быть милосердным и поступать справедливо

Ознакомить детей с понятиями «справедливость» и «милосердие». Воспитывать доброту, чуткость и гуманность. Вырабатывать навыки положительного поведения

Сила тела и сила духа

Формировать понятие «сила духа». Формировать умение управлять собой и своими эмоциями

Береги честь смолоду

Формировать понятия «честь» и «честный человек». Развивать познавательные интересы. Воспитывать доброту, чуткость и гуманность. Формировать положительные черты характера, культуру поведения

Береги честь смолоду

Красота и мудрость народного слова

Продолжить знакомство с жанрами устного народного творчества. Разучить пословицы, поговорки. Работать над развитием речи, обогащать словарный запас учащихся, расширять и совершенствовать круг культурных потребностей детей. Воспитывать любовь к народному слову, уважение к традициям

Красота и мудрость народного слова

Макросфера 3. «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики» (8 ч)

Что значит жить по закону?

Формировать понятие «закон». Продолжить развитие основ правовой культуры. Конкретизировать понятие общественного долга. Воспитывать чувства справедливости и ответственности

Что значит жить по закону?

Дисциплина и порядок – залог успеха

Повторить основные права и обязанности школьника, правила поведения в школе. Продолжить работу по организации самоуправления в классе, утверждению в коллективе системы демократических ценностей. Формировать навыки самоуправления

Дисциплина и порядок – залог успеха

Край угля и металла

Продолжить формировать представление о разнообразии профессий. Воспитывать трудолюбие, уважение к людям труда. Развивать познавательные интересы, творческие способности

Край угля и металла

Профессии моих родителей

Продолжить формировать представление о разнообразии профессий. Воспитывать трудолюбие, уважение к людям труда. Развивать познавательные интересы, творческие способности

Профессии моих родителей

Макросфера 4. «Донбасс и Русский мир» (6 ч)

Дни воинской славы России

Ознакомить детей с днями воинской славы России. Продолжить развитие чувства любви к своей Родине, уважения к ее истории, народным обычаям и традициям. Активизировать познавательную деятельность учащихся

Выдающиеся правители Русской земли

Продолжить знакомство с историей. Продолжить обучение работе с дополнительными источниками информации. Развивать интерес к поисковой деятельности, речь. Воспитывать уважение к историческому прошлому

Выдающиеся правители Русской земли

Первые поселения на Донецкой земле

Расширить представление детей об их родном крае, о важнейших событиях в его историческом прошлом. Ознакомить с первыми поселениями на территории родного края, с историей формирования промышленного региона. Развивать познавательные интересы. Воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости, стремление быть полезным своей Родине

Экскурсия по старой Юзовке

Познакомить со старой Юзовкой. Развивать познавательные интересы. Воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости, стремление быть полезным своей Родине

Цели: Закрепление знаний обучающихся о колыбельных песенках, прибаутках, потешках; знакомство с русской народной игрушкой; развитие творческих способностей детей, умение вести диалог; знакомство с русским народным календарем.

Оборудование урока: Зыбка для младенца, выставка народных детских игрушек, детали – заготовки для практической работы по изготовлению игрушек.

Ход занятия

1. Вводная беседа: Сегодня день Солнцеворота.

- Как Вы думаете, почему так его называли? Из каких двух корней состоит это слово?

Солнце теперь поворачивает на лето, а зима на весну.

- Как Вы понимаете это выражение?

Еще наши предки говорили, что в этот день медведь поворачивается в берлоге на другой бок.

2. Проверка выполнения домашнего задания.

- Какие песни родившийся человек слышит одними из первых?

- Какие колыбельные песни Вы знаете?

Дети напевают колыбельные песенки, покачивая “ребенка” в зыбке.

- Для чего же нужны колыбельные песенки? Что выражает через них мать своему ребенку?

- Какие песни звучали для ребенка, когда он подрастал?

- Какую роль играли эти песни?

(Звучит песня “Спят усталые игрушки”: Слова З. Петровой, Музыка А. Островского).

- Как Вы думаете, о чем очень важном для каждого ребенка мы будем с Вами говорить на сегодняшнем уроке?

3. Изучение нового материала.

- Сегодня на уроке мы будем говорить об игрушках. А какие Вы знаете стихи об игрушках?

(Дети читают стихи Агнии Барто “Игрушки”).

- Есть ли любимые игрушки у Вас? Назовите их. Почему они Вам нравятся?

- Одинаковые ли игрушки нравятся мальчикам и девочкам? Как Вы думаете, почему так происходит?

Ребята, у меня тоже есть любимая игрушка. Она двигающаяся: посмотрите на нее. Сделали эту игрушку народные умельцы из дерева. Когда мне грустно, я беру в руки эту медведицу, которая наказывает медвежонка, который, по-видимому, без разрешения съел мед.

У наших предков нежная забота о детях проявлялась необязательно открыто, но она проявлялась везде. Например, при кладке печи в доме, обязательно кто-нибудь да слепит для ребенка игрушку из глины. Если же резали барана или быка, то брали и сушили из желудка пузырь, опускали в него несколько горошин… Что за игрушка получалась?

Плотничая, отец обязательно вспомнит о ребенке и наколет для него несколько чурбачков. Варит хозяйка студень и обязательно отдаст детям некоторые косточки: позвонки – мальчишкам, лодыжки – девочкам. Посмотрите на них и подумайте, как можно было в них играть? Отец приходил с охоты – и дети получали пушистый белый заячий хвост, который подвязывался на ниточку. В кого мог “превратиться” этот хвостик в игре?

В каком из известных Вам произведений Б. Житкова описана похожая ситуация?

(Дети кратко пересказывают рассказ Б. Житкова “Кузя”).

Как Вы думаете, много ли времени нужно было затратить для того, чтобы сделать подобного рода игрушку?

Но были, конечно, и такие игрушки, которые делались специально для детей. Возникли даже специальные народные промыслы.

Посмотрите на нашу выставку игрушек. Что Вам понравилось, чему Вы удивились? Давайте послушаем, что они говорят:

- Ой, какая красивая матрешка!

- А мне понравились дымковские петухи.

- У тряпичной куклы почему-то нет лица.

- Хочется посвистеть в эту свистульку и в эту дудочку.

Ребята, наши предки подобные дудочки и свистульки давали детям не только для игры. Но и клали маленькому ребенку в зыбку. Считалось, что это отгоняет от кроватки ребенка злых духов.

(Исполняется на дудочке народная мелодия).

Посмотрите, вот эти глиняные свистульки – псковские. Их делают в некоторых районах области, но широкого распространения их производство не приобрело, так как нет подходящей для их изготовления глины.

Некоторые из игрушек, выставленных на нашу выставку, сделали ребята нашей школы. А Вы любите мастерить игрушки своими руками? Давайте попробуем их сделать. Мальчики будут собирать из готовых деревянных деталей игрушку-дергунчик. А девочек я научу делать тряпичную куклу.

Читайте также: