Современные игрушки из соломы

Обновлено: 19.04.2024

Плетение из соломки объемных фигур – кукол, животных, птиц – уходит своими корнями в далекое прошлое.

Исследователь русской крестьянской игрушки Н. Церетели подчеркивал, что в России в конце XIX – начале XX века соломенную куклу делали везде, где выращивали хлеб. Взрослые делали их для своих детей как обереги. Такие куклы не имели лица, и, следовательно, они считались предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых сил, а значит, безвредным для ребенка. Вместе с тем основное значение соломенной куклы – игра, развлечение, забава не только для детей, но и взрослых. Куклы из соломы называют «стригушками» потому что, пучок соломы, из которых их связывают, понизу ровно подстригают.

Соломенные куклы - «стригушки» столетней давности можно увидеть в Русском музее в Санк-Петербурге, в Государственном музее игрушки в Сергиевом Посаде под Москвой.

Соломенные куклы лаконичны и условны в передаче женского и мужского облика. Их выразительность – в конструктивности пластики, рожденной простым и рациональным способом выполнения фигурки. Чаще всего куклы сделаны только из одного пучка соломы. Происхождение приемов скручивания, перегибания пучка соломы коренится в трудовых навыках по уборке урожая. Так женщины скручивали перевясло из пучка соломин, которыми обвязывали сноп колосьев. Русское народное название процесса изготовления кукол – «вязать кукол» , «навяжут кукол» - также ассоциируется с вязанием снопов.

На протяжении веков соломенная кукла была связана только с крестьянской культурой. Её изготовление ограничивалось рамками деревни, крестьянской семьи и в отличие от производства деревянных и глиняных игрушек не приобрело промыслового характера.

Стародавние обычаи изготовления из соломки ритуальных животных, кукол пришли в нашу жизнь. Стали темой для творчества многих современных мастеров и художников.

Из соломки можно изготовить различные декоративные скульптуры и игрушки благодаря её свойству гнуться и сохранять заданную форму.

Солома, взращенная руками человека в труде, заботе о хлебе, не могла не радовать человека красотой, согревать своим теплом. Красота ее золотистого цвета, светоносность и блеск – сродни солнечному свету и цвету драгоценных металлов . Соломка – настоящее крестьянское золото, которым природа щедро одарила земледельца. Без высокой эстетической оценки соломы как декоративного материала невозможно бы было рождение искусства соломоплетения. Именно художественные качества этого материала любовно и умело выявлены в лучших произведениях народного соломоплетения.

Куклы, животные и птицы из соломы

Соломенные куклы у многих славянских народов дарили молодым в день свадьбы. У белорусов, например, в Гродненской губернии в начале XIX века для свадебного обряда делали две соломенные фигуры – мужскую женскую. Их ставили у ворот, загораживая дорогу молодому, который приходил в дом невесты. Сама солома, из которой они были сделаны, воплощала собой плодородие земли, а, следовательно, соломенные куклы должны были способствовать рождению детей в новой семье. Существовал обычай украшать «свадебный поезд» жениха и невесты, направляющийся в церковь для венчания , соломенными куклами, которые считались оберегами от сглаза.

У русских в Московской, Калужской, Владимирской губерниях соломенных кукол делали чаще всего на Масленицу, что также было связано с прославлением брака. Так, например, в Калужском крае еще в 30-е годы XX века делали деревенское чучело из соломы для всей деревни и соломенных кукол в тех домах, где были молодожены и куда на праздник должны были приехать молодые пары.

Домашние куклы олицетворяли собой счастье, жизнь, в отличие от деревенского чучела Масленицы – воплощения уходящей зимы. Их помещали на самом видном месте: у окна, около дома, на крыльце, крыше сарая, поднимали на шестах, колышках, чтобы их лучше было видно с улицы. Во время масленичных гуляний такие соломенные куклы брали с собой на игрища в хаты, носили по домам, когда собирали блины. Куклы были женского и мужского облика, с подчеркнутыми признаками пола, так как они изображали «молодую» и «молодого» - женское и мужское начало. Их наряжали в платки, фартуки, головные уборы из соломы. С началом Великого поста масленичные домашние куклы сжигали в печи или разбирали, а солому отдавали скоту. Но зачастую эти куклы становились детскими игрушками.

Куклы – игрушки из соломы делали для детей и специально. Исследователь русской крестьянской игрушки Н. Церетели подчеркивал, что в России в конце XIX - начале XX века соломенную куклу делали везде, где выращивали хлеб. Взрослые делали их для своих детей как обереги. Такие куклы не имели лица, и, следовательно, они считались предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых сил, а значит, безвредным для ребенка. Вместе с тем основное назначение соломенной куклы – игра, развлечение, забава не только для детей, но и для взрослых. Куклы выполняли роль забавной потешки. «Соломенная потеха» плясала, прыгала и вертелась, когда трясли ее на подносе, качали на шатких половицах пола или ставили на стол и мелко, дробно стучали кулаком по его крышке. Веселое, шумное было зрелище – и «деткам и взрослым утеха была».

Русские соломенные куклы называют «стригушками» потому, что пучок соломы, из которого их связывают, по низу ровно постригают. Соломенные куклы – «стригушки» столетней давности можно увидеть в Русском музее в Санкт – Петербурге, в Государственном музее игрушки в Сергиевом Посаде под Москвой. В музеях Финляндии и Эстонии также сохраняются образцы крестьянских соломенных кукол.

Соломенные куклы лаконичны и условны в передаче женского и мужского облика. Их выразительность – в конструктивности пластики, рожденной простым и рациональным способом выполнения фигурки. Чаще всего куклы сделаны из одного или двух пучков соломы. Происхождение приемов скручивания, перегибания пучка соломы коренится в трудовых навыках по уборке урожая. Так жницы скручивали перевясло из пучка соломин, которым обвязывали сноп колосьев. Русское народное название процесса изготовления кукол – «вязать кукол», «навяжут кукол» - также ассоциируется с вязанием снопов. Не случайно известная пензенская мастерица Екатерина Медянцева, в творчестве которой неожиданно воскрес едва ли не самый архаический прием изготовления соломенных кукол, говорила так: «Сноп полевой – он же раскидистый, стоит подпоясанный, как человек, он мне первые мысли и дал, как куклу сделать».

На протяжении веков соломенная кукла была связана только с крестьянской культурой. Ее изготовление ограничивалось рамками деревни и в отличие от производства деревянных и глиняных игрушек не приобрело промыслового характера. Соломенная кукла осталась первозданно – архаичной и донесла до нас простейшие, но выразительные пластические приемы создания в этом материале образа человека.

Изображение из соломы животных и птиц также связано с народными обрядами и обычаями. Во время колядования участники обязательно брали с собой соломенного козлика или маску козы. Следуя поверью, козел - символ жизненной силы, плодородия и плодовитости, которые как бы усиливаются символическим значением материала – соломки, из которой изготавливается фигурка. Соломенный козлик – фигурка, которая традиционно выполняется как украшение рождественского стола или свадебного каравая.

У древних славян конь почитался как символ солнца – божества, дарящего жизнь и процветание всему живому на земле. Поэтому изображение коня имело магическое значение, служило оберегом человека и его жилища. Еще в дохристианские времена были широко распространены украшения в виде подвесок с изображением коня. Подвески служили амулетами. Дом же славянина со всеми его домочадцами тоже охранял конь – посланец солнца. Так, многие века на Руси резным изображением коня стали называть охлупень – бревно с желобом, защищающее гребень крыши от дождя. Эта традиция осталась живучей и в наши дни деталь крыши по-прежнему называют коньком. Конь – неотъемлемая часть крестьянского быта. Люди, живущие на селе, часто рисовали лошадей на прялках, наличниках окон, вышивали на рушниках, пекли пряники в форме коней. Игрушки с изображением коня мастера изготавливали в различных материалах, в том числе и из соломы. Стремительный бег коня в народном представлении связывался с движением солнца и полетом ветра. Может быть поэтому мастера, изображавшие коня из соломы, пышным веером распускали гриву, уподобляя ее солнечным лучам.

С соломенными жаворонками, у которых в клювах был колосок, молодежь в первые весенние дни выходила на проталины звать – «гукать», «закликать» весну для того, чтобы она не запоздала, и люди вовремя провели весеннюю пахоту и сев.

Соломенных птиц часто подвешивали над столом рядом с «пауком» или подвязывали их к нему.

Подвесные конструкции из соломы

Одно из самых замечательных изобретений народного соломоплетения являются - подвесные декоративные конструкции. Это традиционное украшение интерьера крестьянского дома на Рождество известно многим народам. В будничной простоте крестьянского дома этот необычный декоративный предмет создавал особое настроение и имел символическое значение и являлся оберегом, призванным охранять дом, обеспечивать будущий урожай и благополучие семьи в новом году . В этих подвесках имеет значение и форма, и материал. Солома, из которой они традиционно выполняются, в народных обрядах и представлениях всегда связывалась с плодородием и символизировала его.

У разных народов соломенные подвески называют по-разному. Литовцы называют их «содас», что означает сад, латыши - «пузур», финны и эстонцы «химмели» (корона), в Германии распространены названия «хандекрона», «летающая корона» и такое понятие, как «беспокойство». Чехи называют их «мушиный рай» или «мушиный танец». У удмуртов, которым также известно такое соломенное украшение, оно носит название «кадило».

У белорусов, поляков наиболее часто встречается название «паук». Ажур соломенной конструкции напоминает настоящую паутину, сотканную пауком. Однако название «паук» не только ассоциативно, оно имеет более глубокое по своему смыслу значение. Живым прототипом, прообразом для соломенных подвесок мог служить именно паук, который у многих народов является героем космогонических мифов, повествующих о создании мира, а его творение – паутина – представляется образом космической ткани, первовеществом Вселенной. В фольклоре многих народов мира паутина также выступает в роли путеводной спасательной нити, соединяющей небо и землю.

Собранные из нескольких десятков или даже сотен соломенных трубочек в сложную пространственную композицию, такие конструкции подвешивались на нитке в самом почетном – красном углу дома, над столом. Почти невесомые, они находились в постоянном движении. В этих красивых соломенных подвесках остроумно использовано такое особенное качество соломки, как легкость. Поэтому они поворачиваются, вращаются в одном направлении, потом вдруг на какой-то миг замирают – и плавно начинают поворачиваться в другую сторону. Беспрестанно вращаясь под потолком, они каждое мгновение рождают для глаз новый графический рисунок.

Самая простая в изготовлении соломенная подвеска – шарообразный «паук». Круглый по форме, с отходящими от центра лучами-соломинками, он напоминает солнышко. Концы соломин закреплены в основании и свободно расходятся, создавая шарообразную поверхность. Это древний прием создания символического изображения солнца при помощи простых подручных средств.

Наиболее распространены «пауки» пирамидальной формы. Ученые пришли к выводу, что пирамида – это идеальный, энергетически завершенный объем, который транслирует человеку космическую энергию и конденсирует его энергетическое поле. Это своего рода антенна между человеком и землей, человеком и космосом. В наш век увлечения вновь открытыми древними знаниями об энергетической природе всего сущего такое объяснение кажется правдоподобным. Каждый может проверить свои ощущения от парения над головой соломенного «паука». Многие говорят, что под сенью соломенной пирамиды появляется чувство физического облегчения и спокойствия.

Создание «паука» в виде пирамиды, ромба сродни процессу конструирования. Сначала из соломенных трубочек собираются отдельные элементы – модули, которые затем, согласно замыслу, соединяются в определенном порядке.

Белорусы изготавливают «паука» в виде звезды, которая символизирует собой ту чудесную звезду, которая взошла на небе при рождении Христа и привела в Вифлеем восточных волхвов поклониться божественному младенцу.

Несмотря на свое простое крестьянское происхождение, соломка благодаря своему золотистому цвету и блеску – материал благородный и драгоценный. Эти ее качеству всегда высоко ценились. Не случайно из соломы выплетали кольца и бусы. Например, русские крестьянки в праздничные дни наряду с разноцветными стеклянными бусами носили нитки соломенных бус, и смотрелись они, как настоящие золотые ожерелья. Пальцы украшали соломенными кольцами, «где умелая рука строила в узле довольно красивую «повязь», как отметил этнограф прошлого века. Хотя такие украшения часто не переживали и суток, в народе не забывали приемов плетения, передавали из поколение в поколение. Не случайно до сих пор в деревнях немолодые уже женщины с удовольствием рассказывают про это детское развлечение и без труда вспоминают, как заплести соломину в сложный узел кольца или как из соломенной ленты сложить невесомую бусину.

П летеная соломенная шляпа

Плетеная соломенная шляпа легкая. Хорошо защищает от солнца, не намокает во время дождя. При всей своей простоте соломенная шляпа всегда являлась красивой деталью крестьянского костюма. Золотистые. С глянцевым отливом, рельефной фактурой и узорчатым рисунком переплетения, соломенные шляпы, хорошо сочетаясь с плетеным цветным поясом, вышитой рубахой, служили украшением традиционного мужского костюма. Разнообразие форм соломенных шляп свидетельствует о том, что этой части костюма уделялось большое внимание. Шляпы из соломы делали в форме «канотье» - с низкой тульей, с небольшими полями, широкополыми с высоким цилиндрическим, конусообразным или фигурным верхом. Белорусы-полешуки выплетали из соломы шляпы, по фасону очень похожие на высокие дворянские цилиндры, что были в моде в первую четверть XIX века. Праздничные капелюши были украшены плетеной тесьмой или матерчатыми лентами, которые эффектно выделялись на фоне соломки. С распространением в деревне моды на городской костюм и картуз с лаковым козырьком крестьяне стали выплетать из соломы шапки с козырьком характерной для картуза формы.

Первое письменное упоминание о соломенной шляпе относится к концу X века. Известно, что в это время большие соломенные шляпы были частью экипировки саксонских воинов. В XV-XVI веках соломенная шляпа была уже широко распространена в Европе. Этот головной убор носили как простолюдины, так и знать. В Швеции в начале XVI века соломенные шляпы назывались «шинхут», что значит «шляпа от солнца». Первоначально такие шляпы носили мужчины, позднее под тем же названием соломенная шляпа стала использоваться и женщинами. Широкое распространение в женском костюме соломенные шляпы получили на юге Европы – в Италии, Франции. В XVI – XVII веках соломенная шляпа становится одним из самых популярных головных уборов. В это время в Европе возникают ремесленные цеха ремесленников. В XVIII – XIX веках наибольшую популярность приобрело швейцарское кустарное производство соломенных шляп. Продукция его ведущих центров отличалась высоким качеством и всегда следовала направлениям моды.

И крестьянские и городские шляпы из соломки выполнены одинаково – сшиты из плетеной соломенной ленты. Лента – плетенка укладывается в по спирали и сшивается. Крестьянские капелюши и брыли сплетены из целых соломин, а более деликатные и изящные городские шляпки – из расщепленных в тонкие полоски.

В Россию, умение делать соломенные шляпы, было занесено немцами, колонистами, водворившимися по берегам р. Волги еще во времена царствования императрицы Екатерины II. Производством соломенных плетенок и шляп занимались во многих колониях Николаевского уезда Самарской губернии.

В больших семьях некоторые члены плели круглый год; в других же – менее численных семьях, занятию этому уделяли лишь свободное время от других работ по хлебопашеству и домашнему хозяйству.

Изготовление шляп в деревнях носило характер домашнего производства и для любого крестьянина сделать «капелюш» не представляло сложности.

Во второй половине XIX века в некоторых местах Белоруссии, России, Украины крестьянское производство соломенных шляп приобрело промысловые формы и стало в основном ориентироваться на городского потребителя. О внушительном размахе промысла говорит тот факт, что только за один год в Петербург было продано 16 тысяч шляп и полтора миллиона аршин плетеных заготовок.

Список используемой литературы:

Давыдова С. Очерк промысла соломоплетения в России. Кустарная промышленность России. Женские промыслы в очерках. СПб., 1913.

Поделки из соломы и сена

Поделки из сена и соломы известны еще со времен Древней Руси. В то время этот материал был одним из наиболее доступных, поэтому никаких вопросов о том, где его взять, не возникало. Прошло несколько столетий, но солома не утратила своей актуальности — поделки из такого сырья доступны по изготовлению, при этом выглядит очень эстетично и нетривиально.







Особенности и заготовка материала

Соломку получают в результате обмола стеблей зерновых и бобовых растений. Она является отличным сырьем для изготовления всевозможных поделок и рукоделия. Причины её популярности легко объяснимы, она сочетает в себе:

  • декоративный вид;
  • повышенную плотность;
  • гибкость;
  • пористую структуру;
  • простоту обработки;
  • хорошую адгезию с любыми клеями и красящими составами.




К тому же солома доступна. Жители сельской местности могут заготовить ее на полях или в фермерских хозяйствах, где выращивались бобовые и злаковые культуры сразу после окончания сбора урожая в осеннюю пору. Горожане могут купить ее в специализированных магазинах для рукоделия и творчества или на интернет-площадках. Продается она и в зоомагазинах в качестве корма для кроликов.

Однако свежесрезанные стебли злаковых растений непригодны для создания поделок. Они содержат чересчур много влаги, в домашних условиях материал начинает гнить. Это делает невозможным их использование в рукоделии. Поэтому перед применением солому нужно обязательно обработать.

Для начала ее подсушивают. Для этого заготовки собирают в небольшие пучки и подвешивают в сухом проветриваемом месте, вдали от прямых ультрафиолетовых лучей. Время сушки составляет 2-4 недели.

Ускорить процесс можно путём проглаживания природного материала утюгом, однако такой способ удобен только в случаях, если для работы нужен небольшой объем заготовок.


Чтобы сделать солому более гибкой, ее дополнительно вымачивают. Так, во времена Царской Руси крестьяне после вымачивания плели из соломки верёвки и впоследствии использовали их для изготовления кровель. Длина одного стебля соломы может варьироваться от 10 до 50 см и более, потому для работы солому приходится нарезать на фрагменты необходимой длины.

Чтобы изменить цвет исходного сырья, можно воспользоваться любыми натуральными красителями. Так, если проварить солому в концентрированном свекольном отваре, то она станет буро-фиолетовой. А если воспользоваться отваром луковой шелухи, то солома приобретет приятный медовый оттенок.

Фото 1

Солома – это не только отходы сбора с последующим обмолотом зерновых или иных культур, но также ценный материал, которому находится множество различных применений.

Поэтому бережливый хозяин не сжигает ее, а пускает в дело, благодаря чему удается избежать бессмысленного загрязнения окружающей среды окисью углерода.

Это позволяет также сэкономить на тех материалах, которые заменит солома.

Что такое солома?

Не всякую скошенную траву или иную растительность называют соломой, поэтому необходимо четко понимать, чем этот материал отличается от сена (сенажа), а также других видов отходов.

Соломой называют стебли злаковых, бобовых и некоторых других растений, срезанные после созревания плодов и отделенные от корней и плодов. Более подробное описание этого вида отходов вы найдете тут.

Способы применения

Этот материал можно использовать следующим образом:

  • укрывать растения на зиму;
  • мульчировать огород во время развития растений;
  • удобрять почву;
  • выращивать в ней различные растения;
  • изготавливать поделки;
  • отапливать дом или дачу;
  • строить/утеплять дома или сараи.

Укрывать растения на зиму

Если закрывать на зиму корни растений соломой, то они легче перенесут морозы, благодаря чему весной у них окажется больше жизненной силы, а значит, растение будет развиваться более интенсивно.

Правильно укрытые растения меньше болеют в течение года, а также дают более высокий урожай, однако если эта процедура сделана с ошибками, то велика вероятность появления гнили и других проблем.

Мы подробно рассказывали о порядке действий и различных особенностях этого процесса, а также давали полезные советы в статье.

Мульчирование

Фото 2

Правильно выполненное мульчирование защищает растения от излишней потери влаги или перегрева корней, а также сильно затрудняет доступ к нему улиткам или слизням.

Кроме того, грамотно подобранный мульчирующий материал активизирует регенерацию почвы, а также наполняет ее гумусовыми кислотами, являющимися основным источником питания для корней большинства растений.

Однако, эффективность этого мероприятия напрямую зависит от того, насколько правильно оно выполнено, если же допущены грубые ошибки, то велика вероятность повреждения растений, вплоть до его гибели.

Вот тут вы найдете много полезной информации по этому вопросу.

Удобрение почвы

Основу соломы составляют целлюлоза и лигнин, из которых сформированы клетки стволов растений. Оба вещества являются кормом для гумусообразующих микроорганизмов, продуктом жизнедеятельности которых становятся гумусовые кислоты (гумус, перегной).

Скорость переработки зависит от:

  • температуры воздуха;
  • типа микроорганизмов;
  • уровня влажности;
  • количества доступного азота.

Перегнивание вне участка с благородными культурами снижает потерю азота в почве, но не влияет на процессы регенерации грунта, а перегнивание на этом участке хоть и снижает уровень азота в почве, зато делает ее более плодородной.

Все процессы, на которых основано такое использование соломы, а также способы их применения для удобрения почвы, мы подробно разбирали в этих статьях:

Выращивание под соломой

Фото 3

В ухоженной, правильно удобренной земле, соответствующей растениям по кислотности и другим параметрам, любые культуры обильно плодоносят.

Однако, если приходится высаживать картошку или любое другое растение в истощенную почву, поможет выращивание под соломой.

Такой способ выращивания компенсирует нехватку в почве питательных веществ и микроэлементов, а также обеспечивает оптимальный уровень влажности. Однако, для получения хорошего урожая необходимо правильно выполнять все этапы, от подготовки почвы, до окучивания.

Если вас заинтересовал такой способ, то рекомендуем прочитать эту статью, в которой мы подробно разбирали его теорию и практическое применение.

Изготовление поделок

Издревле солому использовали для изготовления различных поделок, наиболее известными из которых являются шляпы и детские игрушки.

Соломенная шляпа, особенно связанная своими руками, это не только стильный и красивый элемент одежды, но также повод похвастаться перед родными и друзьями, ведь не у всех хватает терпения или навыка для создания такой поделки.

Детские игрушки в древности нередко использовали в качестве оберегов, а сегодня их можно подарить на День рождения или любой другой праздник, ведь это уникальное изделие, плод ручного творчества.

Мастер-классы по изготовлению этих и других поделок вы найдете тут.

Отопление

Стенки стволов растений состоят из целлюлозы и лигнина, то есть веществ, выделяющих при окислении тепловую энергию, поэтому солома является неплохим энергоресурсом, пригодным для сжигания в печах или котлах. Однако, если их просто набить этим материалом, то из-за невысокой плотности он быстро сгорит, а выделенной тепловой энергии не хватит для прогрева дома.

Чтобы превратить отходы в пригодное для печей или котлов топливо, его прессуют в брикеты или пеллеты. Такую операцию выполняют с помощью различных прессов, создающих достаточное давление, а весь процесс подробно описан тут.

Строительство и утепление

Фото 4

Саман начали использовать за тысячи лет до начала нашей эры, ведь на лишенных леса равнинах или предгорьях глина и солома являлись единственными материалами для строительства домов и крепостей.

Стены древней Трои также были возведены из этого материала, поэтому объединенное греческое войско 10 лет пыталось взять штурмом город-крепость, но победило лишь с помощью обмана, подарив троянцам знаменитого «Троянского коня».

Одним из наиболее существенных преимуществ этого материала является то, что его можно делать в домашних условиях. Деревенские жители многих стран сотни лет строили саманные дома, изготавливая блоки для них на месте.

Для этого соседи и родственники собирались на месте проведения работ и сначала замешивали смесь глины с соломой, затем формировали из нее блоки. Когда блоки высыхали, из них возводили дома высотой до двух этажей.

Если вас интересует более подробная информация по такому строительству, а также возможность самостоятельного возведения саманных домов, то рекомендуем прочитать эти статьи:

При строительстве дома солому можно использовать не только для изготовления самана. Из нее получается соломобетон – заменитель самана, лишенный его недостатков, основными из которых являются малая несущая способность и водобоязнь.

Кроме того, этот вид отходов подходит для возведения стильных красивых крыш. Дома, на которых есть крыша из соломы, выглядят интересно и необычно, особенно если окружены зданиями, со ставшей уже привычной кровлей из шифера или металлочерепицы.

Существуют и другие способы применения растительных отходов для строительства и ремонта домов.

Одним из таких способов является изготовление соломенных панелей, из которых затем собирают коробку здания.

Такой дом по прочности и теплопотерям сопоставим с утепленным минеральной ватой каркасным аналогом, поэтому в нем всегда тепло и сухо. Благодаря высокой плотности панелей растительные отходы в них не загораются при кратковременном воздействии открытого огня, а затраты на возведение такой конструкции заметно меньше, чем стоимость каркасного домокомплекта.

Бизнес на соломе

Фото 5

У фермеров, выращивающих пшеницу и другие подобные растения, скапливаются много соломы, от которой можно избавиться не только без потерь, но и получив какую-то прибыль.

К примеру, из нее получается бумага, по своим характеристикам сопоставимая с той, которую изготавливают из дерева.

Несмотря на более высокую стоимость производства, такая бумага востребована, ведь для ее изготовления не было срублено ни одного дерева, а значит, приобретая ее, покупатель бережет лес.

Этот вид отходов можно переработать и в другие продукты, основой для которых являются целлюлоза или лигнин. Об этом мы рассказывали в статье, но такая переработка выгодна лишь при регулярной поставке больших объемов исходного материала.

Однако в большинстве случаев те, кто выращивают исходные растения, не занимаются промышленной переработкой отходов, а те, у кого есть возможность и ресурсы для организации бизнеса, не занимаются сельским хозяйством. Поэтому тем, кто хочет заняться таким бизнесом, будет полезна эта статья, в которой мы рассказывали о стоимости исходного продукта и тех местах, где его можно приобрести недорого.

Измельчение материала

Для большинства видов применения и переработки этого отхода, солому необходимо сначала измельчить на кусочки различного размера.

Для этого можно использовать как промышленного изготовленное оборудование, то есть измельчитель или соломорезку, так и самодельное приспособление.

Стоимость и характеристики изготовленных промышленным способом аппаратов вы найдете тут, а рекомендации по самостоятельному изготовлению соломорезки мы опубликовали в этой статье.

Видео по теме

Предлагаем посмотреть видео ролик о том, как можно применять солому и почему не нужно спешить ее сжигать.

Заключение

Несмотря на то, что солома является отходом выращивания различных растений, правильный подход к ее утилизации позволит не только снизить затраты, но и получить прямую или непрямую выгоду. Поэтому солома является полезным и востребованным материалом, которому рачительный хозяин найдет множество полезных применений.


Соломенных кукол можно встретить в народном творчестве многих стран мира. Природный материал издавна использовался людьми и в быту, и в религиозных ритуалах. Плетение появилось еще в период развития человеческой цивилизации. Сначала использовались гнущиеся ветви деревьев и кустарников, стебли вьющихся растений и полоски шкуры убитых животных. Плели посуду и одежду, обувь и предметы быта, мебель и даже стены домов.

История возникновения плетения из соломы

С появлением земледелия человек научился самостоятельно выращивать пшеницу и другие зерновые культуры. Собирая злаки для пропитания, люди после обработки зерна обязательно оставляли для хозяйских нужд солому. Из нее делали домашнему скоту подстилки, покрывали крышу домов, использовали в качестве корма коровам и козам. Понравился данный материал и мастерам рукоделия. Из соломы получались прекрасные шляпы и лапти, коврики под ноги и корзины или блюда для еды. Соломенные куклы делали для игр детей, а также для различных обрядов на праздники. Постепенно ремесло превращалось в искусство, ведь каждый хозяин старался сделать вещи из соломы не только практичными и удобными в использовании, но и красивыми внешне, желая превзойти мастерством соседей и односельчан.

Ценность материала

Как вы уже поняли, славянские народы всячески использовали солому в своей хозяйской деятельности, однако остатки от обмолоченного зерна имели для крестьян еще и магическое значение. Люди наделяли стебли злаков божественной силой, они верили, что в них заключена магия хлебного поля. Крестьяне проводили многочисленные ритуалы как перед посадкой пшеницы, так и во время сбора урожая, вымаливая у богов благоприятных условий для произрастания злаков, ведь от этого зависела жизнь всех членов общества.

снопы соломы

Люди украшали первый собранный ("зажиночный") и последний ("дожиночный") снопы. Существовала традиция сплетать последние стебли пшеницы между собой, оставляя их нетронутыми на поле. Они украшали их яркими лентами и цветами. Из колосков делали венки на голову девушкам, использовали их и для декорирования помещений. Вскоре жатвенная обрядовость переросла в народное творчество, сохранялись традиции из поколения в поколение. Соломенные куклы огромного размера, так называемые хлебные чучела, делали из последнего собранного снопа. Считалось, что там находится дух хлеба. У разных народов они имели свои внешние особенности. Но смысл у всех вкладывался один - задобрить богов, чтобы получить хороший урожай.

Празднование Масленицы

Многие традиции древних славян сохранились и в наше время. Так, в последнюю неделю перед Великим постом отмечается Масленица. Это традиционный праздник встречи зимы и весны. Прощание с зимними холодами отмечается с размахом. Помимо вкусных блинов и вареников, люди собираются на обряд поджигания соломенного чучела, которое символизирует зиму.

сжигание куклы на Масленицу

Последний день праздничной недели раньше отмечали по-разному, в зависимости от губернии. Одни возили соломенную куклу на санях, чтобы все могли попрощаться с зимой. У других организовывался целый масленичный поезд из сотен повозок. Есть традиция оплакивать чучело во время похоронной процессии с попами и плакальщицами сзади. Чучело зимы укладывали в корыто или даже настоящий гроб и несли через все село, чтобы все жители попрощались с ним.

В конце Масленицы соломенную куклу поджигали. Часто в костер бросали поминальную еду - отварные яйца и блины. Ритуальный обряд сжигания "хлебного духа" заканчивался тем, что солому и пепел собирали и разбрасывали по полю, что символизировало будущее воскрешение его в зернах нового хорошего урожая.

В старину люди плели кукол из соломы небольшого размера и хранили их в домах на самом видном месте, наряжая в одежды и платки. В последний день Масленицы куклы бросали в печку и тоже сжигали, а остатки соломы отдавали домашнему скоту.

Плетение кукол

Объемные фигурки издавна делали родители для своих малышей. Помимо прямого своего назначения в качестве игрушки, кукла наделялась еще и свойствами оберега или лекарственного средства. Так, в солому при плетении добавлялись душистые травы от кашля или другой напасти.

красивые фигуры из соломы

По традиции восточных славян, у такой куклы не изображали черт лица. Согласно верованиям, в фигурку с лицом может вселиться злой дух, а если его нет, то кукла считалась предметом неодушевленным, поэтому духи не станут там задерживаться.

Существовала традиция перед свадьбой делать большие фигуры жениха и невесты и ставить их у ворот при входе во двор. Так как солома символизировала плодородие, то куклы должны были способствовать появлению потомства в семье.

Соломенная кукла "Стригушка"

Это самый популярный вид кукол из соломы, которых часто называют танцующими. Основная их особенность заключается в том, что нижний край юбки не заплетается, а ровно подстригается ножницами, чтобы она хорошо удерживала вертикальное положение. Дети любили с ней играть следующим образом:

  • Кукла ставилась на ровную дощечку. Использовали поверхность стола или табуретки.
  • Ребенок стучал кулаком рядом с куклой и она пускалась в пляс - подпрыгивала на месте и крутилась в разные стороны. Было впечатление, что она действительно выполняет танцевальные движения.

кукла из соломы

Детвора всячески радовалась такому плясу, поэтому родители часто плели "стригушку" для малышей.

Изготовление кукол из соломы

Если вы решили научиться искусству плетения из природного материала, то дальше рассмотрим, как сделать соломенную куклу своими руками. Для начала нужно после уборки урожая выйти на пшеничное поле и насобирать длинную солому. Достаточно будет небольшого пучка.

куклы из соломы на выставке

Предварительно солому необходимо подержать в горячей воде или под струей пара, чтобы материал размягчился и стал гибким. Солома имеет прекрасную особенность - после скручивания фигурки влажный материал высыхает и принимает необходимую форму, хорошо удерживая углы и загибы.

Работа над фигурой куклы начинается с выкладывания пучка соломы на поверхность стола и обрезания краев, чтобы они были ровными. Дальше делается прочный каркас сгибанием пучка пополам. Влажный материал прекрасно справится с таким заданием, в отличии от сухой соломы, которая треснет в месте сгиба материала.

Схема плетения куклы-женщины

Мастер-класс по соломенной кукле начнем с укрепления пучка соломы на каркасе. Можно использовать как проволоку, так и деревянную палочку. На стержень надевается сложенный пополам подготовленный пучок соломы. Оставьте верхнюю часть нетронутой. Это будет голова персонажа. На уровне предполагаемой шеи туго оберните несколько раз влажную соломинку и завяжите узелок сзади. Длинные концы вплетите ниже в корпус туловища.

как делать куклу из соломы

Отдельно на проволоке делают руки. Пучок соломы по краям завязывают, а остальное заплетают косичкой. Между прутьями верхней части туловища, немного ниже шеи, вставьте эту оплетенную проволоку и согните ее руками вниз. Дальше можно либо просто перевязать солому на линии талии, либо создать платье со шлейками через шею. В таком случае на готовую куклу надевается еще один тонкий пучок перегибом вокруг головы. Материал перекрещивается спереди и снова завязывается на уровне талии.

Куклу можно перевязывать тонкими атласными лентами, в основном используются красные. Иногда подбирают канты с вышитым орнаментом. В конце подравняйте ножницами длину юбки и края на руках. Теперь вы знаете, как сплести своими руками соломенную куклу. Пошагово выполняя представленные выше рекомендации, можно без труда справится с поставленной задачей.

Дальше разберемся, как сделать мужского персонажа.

Как сделать куклу-мальчика

Начало работы напоминает предыдущий вариант. Если вы хотите сделать кукле округлую голову, то можно скатать из соломы шарик и вставить его при сгибании первого пучка. Каркас в данном случае не использовался, так как у мальчика снизу солома будет разделяться на два отдельных пучка для образования ног.

как сделать соломенную куклу мальчика

Когда большой пучок сложили пополам, завяжите прочно на уровне шеи пеньковую нитку или соломинку. Отдельно делают руки, только для мужского персонажа мы не будем плести косичку, а оставим пышные рукава рубашки нетронутыми. Завязывают только края, изображающие кисти рук.

Прямо под данным пучком перевяжите талию. Нижнюю "юбку" разделите пополам и в самом низу каждого пучка перевяжите соломинками, чтобы отделить стопы. В конце подравняйте все срезы ножницами и фигурка мальчика готова!

Обрядовая кукла "Десятиручка"

Такую куклу с десятью руками, по традиции, дарили девушке на свадьбу. Каждая рука символизировала какое-то умение хорошей хозяйки. Невеста должна была все уметь делать по дому - готовить кушать, убирать, стирать, ухаживать за детьми и домашней скотиной, выращивать огород и собирать урожай пшеницы в поле и многое другое.

кукла из соломы

Каждая рука перевязывалась ленточкой своего цвета и девушка заговаривала ее, чтобы кукла помогала ей в работе. Если вы захотите самостоятельно сделать "Десятиручку", то оберните вокруг туловища нитку крестом, чтобы руки держались крепко и не сдвигались.

Теперь вы знаете, как сделать соломенную куклу. Пробуйте, у вас обязательно получится. Удачи!

Бумажная радуга ремёсел

Это сейчас у детворы игрушек видимо-невидимо! Да еще и каких хочешь: от простых механических, до сложнейших электронных и радиоуправляемых! От компьютера порой ребенка вообще не оттащишь! А чем же играли дети былых времен? Из чего были сделаны игрушки для них? Какие это были игрушки? Вот об этом мы и будем вести сегодня свой рассказ.

Это сейчас у детворы игрушек видимо-невидимо! Да еще и каких хочешь: от простых механических, до сложнейших электронных и радиоуправляемых! От компьютера порой ребенка вообще не оттащишь! А чем же играли дети былых времен? Из чего были сделаны игрушки для них? Какие это были игрушки? Вот об этом мы и будем вести сегодня свой рассказ. (фото 1)

И так, что же такое игрушка? «Игрушка – это вещица, сделанная для забавы, игры или потехи» - читаем мы в Словаре русского языка, составленном В.Далем. Причем, надо заметить, что игрушки появились на земле гораздо раньше, чем их определение.

И так, что же такое игрушка? «Игрушка – это вещица, сделанная для забавы, игры или потехи» - читаем мы в Словаре русского языка, составленном В.Далем. Причем, надо заметить, что игрушки появились на земле гораздо раньше, чем их определение. (фото 2)

Сначала игрушки для детей делали дома, из подручного материала, потом появились мастера-игрушечники, которые стали делать игрушки на продажу. Но не каждой семье были по карману покупные игрушки, поэтому дети из небогатых семей продолжали играть в самодельные. Тряпичные куклы деревянные чурбачки, глиняные свистульки, соломенные кони – были излюбленными игрушками крестьянской детворы.

Сначала игрушки для детей делали дома, из подручного материала, потом появились мастера-игрушечники, которые стали делать игрушки на продажу. Но не каждой семье были по карману покупные игрушки, поэтому дети из небогатых семей продолжали играть в самодельные. Тряпичные куклы деревянные чурбачки, глиняные свистульки, соломенные кони – были излюбленными игрушками крестьянской детворы. (фото 3)

Как у всех земледельческих народов, у славян солома была важным в крестьянском хозяйстве материалом. Соломой крыли крыши домов, хлевов, амбаров. Ею подкармливали скот. Из соломы делали изображения языческих богов и с ними весной встречали, а осенью провожали Ярило — солнце. Их носили с песнями по селениям, а потом сжигали или пускали на плотиках вниз по реке.
Языческие обряды давно забыты, а вот умение делать фигурки из соломки сохранилось.

Как у всех земледельческих народов, у славян солома была важным в крестьянском хозяйстве материалом. Соломой крыли крыши домов, хлевов, амбаров. Ею подкармливали скот. Из соломы делали изображения языческих богов и с ними весной встречали, а осенью провожали Ярило — солнце. Их носили с песнями по селениям, а потом сжигали или пускали на плотиках вниз по реке. Языческие обряды давно забыты, а вот умение делать фигурки из соломки сохранилось. (фото 4)

Для изготовления декоративной скульптуры и игрушек используют как целые стволы злаковых растений, так и верхние их коленца, имеющие самые длинные соломины. Целые стволы идут на крупные изделия, а верхние междоузлия - на средние и мелкие. Чтобы солома стала гибкой, ее, так же как и для плетения, вымачивают в воде, а затем завертывают на время работы во влажную холстину. Готовые соломенные фигурки отделывают плетежками.

Для изготовления декоративной скульптуры и игрушек используют как целые стволы злаковых растений, так и верхние их коленца, имеющие самые длинные соломины. Целые стволы идут на крупные изделия, а верхние междоузлия - на средние и мелкие. Чтобы солома стала гибкой, ее, так же как и для плетения, вымачивают в воде, а затем завертывают на время работы во влажную холстину. Готовые соломенные фигурки отделывают плетежками. (фото 5)

Плетение из соломки объемных фигур – кукол, животных, птиц – уходит своими корнями в далекое прошлое. Такие куклы и фигурки были не только игрушками для детей, но и использовались в различных обрядах. Кукла использовалась и как оберег для детей, поскольку не имела черт лица. А согласно верованиям, в таком случае она считалась предметом неодушевленным и в нее не могли вселиться злые духи.

Плетение из соломки объемных фигур – кукол, животных, птиц – уходит своими корнями в далекое прошлое. Такие куклы и фигурки были не только игрушками для детей, но и использовались в различных обрядах. Кукла использовалась и как оберег для детей, поскольку не имела черт лица. А согласно верованиям, в таком случае она считалась предметом неодушевленным и в нее не могли вселиться злые духи. (фото 6)

Кони, козы, птицы, куклы из соломки – это тоже божества и защитники: конь – герой многих поверий и сказок, он всегда сопровождал мужчину и был ему и другом, и советчиком, и защитником; коза – символ урожая и плодовитости; кукла – Мать-прародительница, защитница женщин; птицы – души предков, охраняющие и помогающие ныне живущим на Земле.

Кони, козы, птицы, куклы из соломки – это тоже божества и защитники: конь – герой многих поверий и сказок, он всегда сопровождал мужчину и был ему и другом, и советчиком, и защитником; коза – символ урожая и плодовитости; кукла – Мать-прародительница, защитница женщин; птицы – души предков, охраняющие и помогающие ныне живущим на Земле. (фото 7)

На протяжении всей истории своего существования человек не мог обойтись без надежды на помощь и поддержку, непонятых им до конца, сверхъестественных сил. Он наделял их образами, которые сопровождали его всю жизни. Фигурки из соломы, которые изображали петуха, голубя, козу, ставили на рождественский стол. Соломенных птиц подвешивали над столом. Фигурки дарили молодым на свадьбе, друг другу в соответствующие праздники, большие изображения Масленицы, Марены делали во время массовых обрядов, принося в жертву через сожжение или потопление. Соломенные жаворонки были первыми предвестниками весны – с ними вместе люди звали ее.Из соломки можно изготавливать различные декоративные скульптуры и игрушки благодаря ее свойству гнуться и сохранять заданную форму.

На протяжении всей истории своего существования человек не мог обойтись без надежды на помощь и поддержку, непонятых им до конца, сверхъестественных сил. Он наделял их образами, которые сопровождали его всю жизни. Фигурки из соломы, которые изображали петуха, голубя, козу, ставили на рождественский стол. Соломенных птиц подвешивали над столом. Фигурки дарили молодым на свадьбе, друг другу в соответствующие праздники, большие изображения Масленицы, Марены делали во время массовых обрядов, принося в жертву через сожжение или потопление. Соломенные жаворонки были первыми предвестниками весны – с ними вместе люди звали ее.Из соломки можно изготавливать различные декоративные скульптуры и игрушки благодаря ее свойству гнуться и сохранять заданную форму. (фото 8)

"Конь златогривый"


Декоративная фигурка коня из соломы может украсить любой современный интерьер, а заодно и напомнит о древних истоках народного искусства. Собирают фигурку из двух снопиков. Один снопик как можно туже скручивают недалеко от торцевого среза мягкой проволокой, оставив свободными два длинных конца (рис. 35 а). Затем все соломины перегибают через проволочное кольцо в противоположную сторону. При этом концы проволоки должны оказаться внутри пучка соломы (рис. 35 б). Пучок, из которого будут формироваться голова, шея и передние ноги, туго перевязывают бечевкой и верхнюю часть сгибают дугой (рис. 35 в).
Сделав таким образом основу головы и шеи, приступают к изготовлению гривы (рис. 35г). У этой наиболее выразительной части декоративной фигурки намеренно утрированы пропорции и форма гривы. От коня словно исходит солнечное сияние. Такое решение гривы отвечает народным традициям, в которых конь почитался как символ солнца. Грива собирается из отдельных соломин, а иногда и из небольших пучков. Каждой соломиной поочередно огибают шею коня и переплетают "веревочкой" - специально заготовленным жгутом из соломы или пеньки.
Когда грива будет готова, берут новый пучок соломы и, обогнув его вокруг туловища, туго перетягивают бечевкой (рис. 35 д). Отступив на некоторое расстояние, пучок перетягивают бечевкой еще раз, обозначив, таким образом, туловище коня. Оставшаяся часть соломенного жгута разделяется на три части, из них будут сделаны задние ноги и хвост. Две части жгута, в которых должны оказаться концы проволоки, сгибают временно под прямым углом к туловищу и недалеко от торцевых срезов перевязывают бечевками. Третья оставшаяся часть идет на изготовление хвоста. Его окончательно отделывают на последней стадии работы. А пока делают передние ноги, разделив пополам первый пучок соломы так, чтобы концы проволоки оказались в середине каждой половины. Чтобы обозначить колени, каждую из четырех ног перекручивают в середине бечевкой, а затем полосками соломы. Концы проволоки, торчащие из соломы, либо обрезают кусачками, либо сгибают и прячут, чтобы их не было видно снаружи. Затем ноги сгибают так, чтобы создавалось впечатление стремительного бега коня.
На последней, завершающей стадии приступают к отделке фигуры. Все без исключения места, которые были перевязаны бечевкой, обматывают полосками соломы.

Читайте также: