Список литературы народная игрушка

Обновлено: 03.05.2024

Рассмотрение вопроса об использовании народной игрушки в процессах обучения и воспитания детей младшего школьного возраста, использую компаративистский метод.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шулика М. В.

Народная игрушка как объект изображения в учебных работах студентов, обучающихся по специальности "Дизайн"

Проблемы применения художественно-эстетического потенциала народной игрушки в современных условиях художественного образования и эстетического воспитания подрастающего поколения

Текст научной работы на тему «Роль народной игрушки в процессе обучения младших школьников»

бизнес-планирования и предложить логику выполнения практических занятий, сформировать информационное поле для обсуждения каждой темы (каждого модуля бизнес-плана), но и в связи с небольшими сроками изучения данной дисциплины, предложить уже готовый электронный шаблон бизнес-плана созданный в доступном для большинства пользователей приложении Microsoft Office PowerPoint [3].

Практические задания к каждому разделу представляют собой логику разработки и выполнения бизнес-плана и соотносятся с элементами электронного шаблона, что в конечном итоге позволит каждому студенту вовремя подготовить свой собственный проект бизнес-плана в отведенный для этого срок.

1. Герасименко В.В. Основы менеджмента / В.В. Герасименко - М.: ТЕИС, 2000 - 144 с.

2. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 479 с.

3. Шевкунов А.Н. Связи с общественностью в экономической сфере (бизнес-планирование): учеб.-метод. пособие / А.Н. Шевкунов; Сургут, гос. ун-т. - Сургут: ИЦ СурГУ, 2010. - 92 с.

РОЛЬ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Белгородский государственный институт культуры и искусств, г. Белгород

Рассмотрение вопроса об использовании народной игрушки в процессах обучения и воспитания детей младшего школьного возраста, использую компаративистский метод.

Среди многообразия средств народной педагогики игрушка занимает особое место. Из огромного многообразия определений интересна позиция психолога и педагога Е.А. Аркина, который считает игрушку «воспроизведением в той или иной упрощенной, обобщенной и схематизированной форме предметов из жизни и деятельности общества, приспособленных к особенностям детей того или иного возраста» [1, с. 24].

Как отмечает Г.Л. Дайн еще в середине XIX века в России возникает и постепенно крепнет система общественного воспитания детей дошкольного возраста. Это способствует развитию средств обучения, в том числе и

* Ассистент кафедры Теории и истории народной художественной культуры.

игрушки, которая используется и на учебных занятиях в школах. Начиная с 70-х годов XIX века, в России выходило большое количество учебных пособий и обучающих игрушек. Среди них головоломки, пиротехнические забавы, «лабиринты», архитектурные игрушки, тематические наборы. С их помощью ребенок начинал свой первый опыт в различных областях знания. Во многих детских садах шло преподавание по системе предметных уроков: арифметика, письмо, чтение. Там игрушка выступала в роли наглядного пособия [4, с. 104].

В начале XX века В. Малахиев-Мирович высказывается в пользу использования игрушки как учебного пособия в образовательном процессе и справедливо отмечает, что для лучшего понимания предмета, необходимо использовать не «сухой» учебный материал, а наглядные пособия. По его мнению, в качестве наглядного пособия должны выступать образцы, сделанные руками самих детей. «Вещь сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и всё, что передаётся его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интереснее, глубже и прочнее того, что пройдет по чужому, фабричному и очень часто бездарному, каким является большинство наиболее употребительных учебных наглядных пособий» [5, с. 170].

За положительное влияние игрушки на процессы обучения высказывался и Н.Д. Бартрам, который справедливо отмечает тот факт, что проникая в учебную программу игрушка способна оказать помощь в художественном воспитании со сравнительно малым влиянием взрослых, давая возможность полной реализации творческих способностей ребёнка [2].

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное, информационное и культурное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями, как в педагогической теории, так и в содержании и организации учебно-воспитательной работы образовательных учреждений.

Использование народной игрушки в процессе образования помогает создать такую среду, в которой все - от личностного отношения воспитателя к ребенку до содержание программ - направленно на патриотическое и духовно-нравственное воспитание.

Введение игрушки в процесс обучения рассматривается с двух сторон: урочной и внеурочной (или неформальной), учебной и воспитательной. В школах предполагается тесная взаимосвязь учебной и воспитательной работы через систему урочной и внеурочной деятельности. Проследить эту взаимосвязь возможно через различные виды образовательной деятельности ученика. Внеклассная работа строится так, что она является как бы естественным продолжением уроков. Важно только перевести ученика из объекта воспитания в субъект воспитания.

Игрушку начинают соотносить с областью мифопоэтической, музыкальной культуры, которая служит составляющей народных обрядов. На

многих уроках игрушку используют как наглядное пособие, знакомя с историей края, ремеслами, а также культурно-историческими достижениями. Посредством игрушки происходит знакомство с эстетическими и нравственными нормами, а также с правилами общественной и религиозной жизни.

Раздел школьной программы по художественному образованию для младших классов предполагает не только занятия рисованием, но и лепкой. На таких уроках дети лепят из пластилина, но чаще в качестве материала используют глину. Все это непроизвольно вовлекает детей в культурно-исторический контекст, позволяя глубже изучить эпоху, быт, костюм, художественный стиль в городской и крестьянской среде.

Занимаясь краеведением, ребята начинают проявлять интерес к собирательству, музейному делу и археологии. В результате, появляются школьные музеи, созданные на основе тех вещей, которые были приобретены самими школьниками во время летних походов и экспедиций по окрестным селам и деревням.

На внеклассных уроках происходит разговор о фольклоре, народных обрядах и праздниках, о религии (христианстве и язычестве), о народном театре. Также, работая в школьном музее, дети знакомятся с произведениями разных игрушечных центров и с работами наиболее известных мастеров.

По мнению ведущего педагога Л.А. Новиковой, программу по народной игрушке необходимо строить по следующей схеме:

1. история возникновения промысла;

2. магическая и обрядовая роль традиционной игрушки;

3. символика цвета изнака;

4. сюжетные, пластические и цветовые особенности;

5. технические приемы и приемы оформления;

6. практическая работа на основе конкретных образцов.

Введение игрушки в общеобразовательный процесс сопровождается

рядом целевых ориентаций, таких как:

- преследование дидактической цели, которая проявляется в расширение кругозора, а также развитии общеучебных и трудовых навыков;

- воспитательная целевая ориентация включает в себя воспитание самостоятельности, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих установок, коммуникативность;

- развивающая ориентация, когда развивается внимание, память, речь, мышление, умение сравнивать и сопоставлять, а также стимулирует развитие воображения, фантазии, творческих способностей;

- социализирующие целевые ориентации заключаются в приобщении ребенка к нормам и ценностям общества; адаптируют к условиям среды.

На занятиях у детей 9-12 лет целенаправленно развивают творческую инициативу и самостоятельность, что в свою очередь дает педагогу возможность приобщить учеников к общечеловеческим и культурным ценностям, учитывая возрастные особенности каждого из детей [3, с. 15].

При изучении лепки преподаватель подводит на занятиях детей к тому, чтобы они самостоятельно анализировали и сравнивали манеру пластики, характер росписи, методы исполнения самой фигурки, которые используются в различных регионах страны.

Одной из основных задач на таких уроках является стремление показать всю прелесть и красоту игрушки того места, в котором они живут.

Начиная с младшего школьного возраста, происходит знакомство детей с народной игрушкой и в муниципальном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 46 города Белгорода.

Детям рассказывают об истории возникновения игрушки, происходит знакомство с ее семантикой и орнаментикой. В ходе понимания того, что основу любой росписи составляют повторы и вариации знаковой системы, детям предлагается найти свою комбинацию таких элементов, сохраняя при этом магический и эстетический смысл. Через игрушку происходит знакомство с особенностями русского народного костюма, лексикой танков и карагодов, значением устаревших слов и выражений.

Исходя, из основных положений государственного стандарта и авторских программ игрушку можно применять в различных программах, как общеобразовательных школ, так и в дошкольных образовательных учреждениях. Одним из компонентов такой программы следует назвать здоровьесберегающий фактор образовательной технологии. Этот фактор заключается в следующем: развитие мелкой моторики способствует коррекции речи при ее нарушениях (заикание, нечеткое проговаривание шипящих и рычащих звуков и т.д.). Медиками было установлено, что при непосредственном соприкосновении с глиной происходит очень быстрое заживление незначительных ранок, снятие воспалительного процесса. Опираясь на данные врачей, A.B. Рябчиков отмечает, что: «игра на игрушках-свистульках рекомендуется детям с астматическим компонентом в анамнезе, хроническими заболеваниями верхних дыхательных путей» [6, с. 3]. В ходе игры происходит не только тренировка дыхания, регулируется длительность вдоха и выдоха, а также интенсивное обогащение легких кислородом, что в свою очередь ведет к снижению риска заболеваемости.

Использование игрушки на уроках музыки благотворно влияет на развитие музыкальной и тактильной памяти, мелкой моторики пальцев рук. На индивидуальных занятиях происходит знакомство с детским музыкальным фольклором: закличками, веснянками, голосянками.

Игрушку используют на многих предметах гуманитарного цикла. Так, на уроках краеведения и народоведения благодаря игрушке наблюдается

быстрое запоминание названий сел, рек, городов. На некоторых уроках истории посредством игрушки дети узнают много нового о петровской эпохе, особенностях первобытного общества.

Комплексное воздействие игрушки на подсознательном уровне оказывает положительное воздействие на формирование личности ребенка в целом. Игрушку используют также в цветотерапии. Яркие, сочные цвета, использовавшиеся в росписи и декоре игрушки вызывают положительные эмоции у детей, тем самым «утоляя» цветовой голод в холодное время года.

Таким образом, народная игрушка, как и игрушка, вообще является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса, так как именно через нее ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Бесспорно, что игра для ребенка - способ существования, а игрушки - средство самовыражения.

Процесс подмены ценностей детского сознания не должен пройти для воспитания незамеченным. Как раньше, так и сейчас определенная часть игрушек служит для развития у ребенка двигательных и моторных реакций, способствует его нормальному физическому развитию.

Педагогические исследования, основанные на изучении процесса игровой деятельности, показали, что нет одинакового подхода к созданию и отбору игрушек, поэтому педагог должен особым образом учитывать возрастные закономерности развития.

1. Аркин Е.А. Родителям о воспитании. Воспитание ребенка в семье от года до зрелости / Е.А. Аркин. - изд. 2-е. - М., 1957. - 347 с.

2. Бартрам Н.Д. Игрушки и начатки ручного труда / Н.Д. Бартрам // Игрушка. Её история и значение: сборник статей. - М.: Изд. Сытин, 1912.

3. Гончары России. Игрушка / Под ред. Т.В. Зорина. - М., 2001. - 63 с.

4. Дайн Г.Л. Русская народная игрушка / Г.Л. Дайн. - М., 1981. - 192 с.

5. Малахиев-Мирович В. Воспитательное значение игрушки / В. Ма-лахиев-Мирович // Игрушка. Её история и значение: сборник статей. - М.: Изд. Сытин, 1912. - С. 140-197.

6. Самоучитель игры на игрушках-свистульках / Авт.-сост. A.B. Рябчиков. - Белгород, 1999. - 18 с.

Название проекта «Традиции русского народа»
Продолжительность проекта: 4 недели
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.
Участники проекта: педагоги, дети, родители.
Возраст детей : 4-5 лет.
Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект: в какие игрушки играли наши бабушки и дедушки, когда были маленькими, какие сказки слушали, где жили и какую одежду носили?
Цель проекта: развитие патриотических чувств у детей 4-5 лет в процессе реализации педагогического проекта «Традиции русского народа»
Задачи проекта
Для детей:
Обучающие:
• Познакомить детей с традициями и культурой русского народа;
• Познакомить детей с русской народной игрушкой;
• Продолжать знакомить детей с русским фольклором – русскими народными сказками, русскими народными мелодиями и песнями.
Развивающие:
• Развивать творческие способности детей в процессе изобразительной деятельности.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес и любовь к истории русского народа.
• Воспитывать патриотические чувства у детей.
Для педагогов:
• Составить план проекта и осуществлять его реализацию в разных видах детской деятельности.
Для родителей:
Подготовить материал на тему «Русские народные традиции» (для создания альбома по проекту):
• Русские народные костюмы (женские, мужские, обрядовые),
• Русские народные игрушки (деревянные, глиняные игрушки, народные промыслы, тряпичные обрядовые куклы и т.п.),
• Русские народные праздники (Масленица, Иван Купала, Пасха и т.д.)
• Быт (русская изба),
• Защитники Руси (богатыри, воины 1812 г., времён первой, второй мировой).
Форма проведения итогового мероприятия проекта: организация выставки детского творчества.
Продукты проекта:
Для детей:
· Лепка филимоновской свистульки (из пластилина), роспись дымковской игрушки (рисование), рисование пластилином «Жостовский поднос» (в миниатюре).
Для педагогов:
· Создание альбома «Традиции русского народа» по материалам родителей.
· Организация выставки детского творчества.
Для родителей:
· Подготовка материала для альбома «Традиции русского народа».
· Посещение выставки детского творчества.
Ожидаемые результаты по проекту
· Обогащение знаний и представлений детей о русских народных традициях.
· Развитие патриотических чувств у детей.

Познание
Чтение художественной литературы
Коммуникация

Социализация
Физическая культура Формы взаимодействия с семьей
Драматизация сказки «Лисичка со скалочкой».
Русские народные подвижные игры «Гуси-гуси», «Бабка-Ёжка», «Бабушка и пирожок» Задание для родителей подготовить материал на тему «Русские народные традиции» (для создания альбома по проекту)
Художественное творчество
Музыка Режимные моменты
Лепка из пластилина «Избушка».
Раскрашивание «Дымковской игрушки». Расширение представлений детей о народных промыслах.
Пластилинография «Жостовский поднос». Расширение представлений детей о народных промыслах.
Лепка «Филимоновской свистульки» из пластилина. Приобщение детей к мастеровым традициям русского народа.
Показ изготовления обрядовой куклы-закрутки. Расширение представления детей о традициях наших предков.
Конструирование из строительного материала «Как избушка встала на курьи ножки.
Рисование декоративное «Весёлые матрёшки (хоровод). Слушание русских народных мелодий и песен («Плясовая», «Весёлая русская», «Во поле берёзка стояла», «Порушка-Пораня», «Барыня», «Как на тоненький ледок», «Во кузнице», «Солдатушки, бравы ребятушки»). Русские народные подвижные игры на прогулке.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К ПРОЕКТУ «ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА»

Литература
1. Косарева В.Н. «Народная культура и традиции», Волгоград, «Учитель», 2013.
2. Пентелеева Н.Г. «Знакомим детей с малой Родиной», М., «ТЦ «Сфера», 2015.
3. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. М.: Айрис-пресс, 2003.
4. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. М., «Цветной мир», 2012.
5. Лыкова И.А. «Конструирование в детском саду», М., «Цветной мир», 2015.
6. Тихомирова О.Ю., Лебедева Г.А. «Пластилиновая картина», М., Мозаика-Синтез, 2011.
7. «Большая книга сказок» в обр. С. Кузьмина, Смоленск, «Книжный дом», 2015.

Русские народные мелодии и песни

«Плясовая»,
«Весёлая русская»,
«Во поле берёзка стояла»,
«Порушка-Пораня»,
«Барыня»,
«Как на тоненький ледок»,
«Во кузнице»,
«Солдатушки, бравы ребятушки».
Русская народная подвижная игра «Гуси-гуси»

Выбираются «хозяйка» и «волк». Остальные играющие — «гуси». «Хозяйка» сзывает гусей, «гуси» ей отвечают.
— Гуси-гуси!
— Га-га-га
— Есть хотите?
— Да-да-да!
— Ну, летите же домой!
— Серый волк под горой,
Не пускает нас домой,
Зубы точит,
Съесть нас хочет!
— Ну летите, как хотите, только крылья берегите!
«Гуси» разбегаются, «волк» их ловит. Когда «волк» переловит всех «гусей», «хозяйка» говорит ему:
— Волк, у тебя на дворе много свиней и других зверей. Пойди прогони их.
«Волк» просит ее прогнать их. «Хозяйка» трижды делает вид, что прогоняет зверей, но не может прогнать всех. Тогда «волк» идет прогонять их сам, а «хозяйка» в это время уводит «гусей» домой.

Русская народная подвижная игра «Бабка Ёжка»

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, прыжках на одной ноге, умению играть в коллективе.
Описание: Дети образуют круг. В середину круга встает водящий — Бабка Ёжка, в руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:
Бабка Ёжка – костяная ножка
С печки упала, ногу сломала,
А потом и говорит:
— У меня нога болит!
Бабка Ёжка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется — тот «заколдован» и замирает.
Правила игры: «Заколдованный» стоит на месте. Выбирается другой водящий, когда «заколдованных» станет много.

Русская народная подвижная игра «Бабушка и пирожок»

Задачи: развивать ловкость и внимательность, скоростные качества.
Описание: Выбираются «Бабушка» и «Пирожок». Остальные дети встают в круг, взявшись за руки. «Пирожок» находится в центре круга, а «Бабушка» – за его пределами. Дети говорят:
Испекла нам бабушка
Вкусные оладушки,
И с начинкой пирожок,
Ну-ка, съешь меня, дружок!
«Пирожок» выбегает из круга (дети поднимают руки вверх, образуя ворота), а «Бабушка» старается его поймать. После чего ведущие меняются.

Русские народные Считалочки

Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть,
К нам сорока подлетела
И тебе водить велела.

Шел баран
По крутым горам,
Вырвал травку,
Положил на лавку.
Кто ее возьмет, Тот и водить пойдет.

Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, он какой?
Аты-баты, золотой.

На золотом крыльце сидели
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей.
Не задерживай
Добрых и честных людей!

Гипотеза: если на народную игрушку не влияет время, то она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

Предмет исследования: традиционные народные куклы.

Актуальность исследования: Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и что, она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Результатом исследования - стали куклы – обереги и игровые куклы, сделанные своими руками.

Методика: анализ литературы, информационных ресурсов.

Наглядное представление данных: мультимедийное приложение, фотоальбом, выставка кукол.

2. Типы и назначение кукол…………………………………………5

4. Сравнение традиционной народной игрушки с игрушкой массового производства…………………………………………………………….11

В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых
игрушек, они сделаны на фабрике, но эти игрушки не несут тепла души их создателей.
Поэтому я считаю, что в 21 веке дети вновь должны видеть не
только игрушечных роботов, но и игрушки, изготовленные своими руками, а не машинами.

Каждая девочка любит играть в куклы, да и многие взрослые женщины не отказались, бы вернуться в детство. Не зря же на Руси существовало поверье: «Чем дольше девочка играет в куклы, тем счастливее она будет».

Выбранная тема показалась мне интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства.

Я решила изучить эту тему, чтобы выяснить, когда появились традиционные тряпичные куклы, какие традиционные куклы были у русского народа, какое назначение имела каждая кукла. Было также интересно узнать технологию изготовления традиционной народной куклы.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. Вначале кукла защищала от болезней, несчастий и всяких злых духов. Она как бы заменяла собой человека, отвлекала на себя злые силы и тем самым берегла своего хозяина. Так ее и звали - оберег или берегиня. Если человек желал избавиться от какой-либо напасти, он брал куколку-берегиню, трижды поворачивал против часовой стрелки и приговаривал: "Отвернись злом, повернись добром". Куклы были самые разные, но одно у них было общее: у славянских кукол не было лица!

Типы и назначение куклы.

По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые .

Куклы – обереги . Интересно, что у тряпичных кукол лицо не изображалось.

Это связано с древними представлениями, с ролью игрушки в прошлом, как

магического предмета. Такая “безликая кукла” служила “оберегом”. Отсутствие лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевленная, а значит не доступная для вселения в неё злых сил. Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана.

Известно, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. Во-первых, в наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы, тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил магическое значение, и узор должен был в лице куклы, оберегать ребенка. Слово «узор» обозначало «призор», т.е. «присмотр». Поэтому на кукольном платье, как и на костюме взрослого человека, вышивали: круги, кресты, розетки – знаки солнца; женские фигурки и оленей- символы плодородия; волнообразные линии – знаки воды; горизонтальные линии – знаки земли, ромбики с точками внутри - символ

засеянного поля; вертикальные линии - знаки дерева, вечно живой природы.

Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца. Берегиню сна вешали над изголовьем кровати. Верили, что она своими большими крыльями отгоняет дурные сны. В подарок на именины делали куклу “Ангелочка ”.

Это незамысловатая, но очень симпатичная кукла – оберег, бытовавшая во многих губерниях России.

Её изготавливали, используя старинную традиционную технологию, имея под рукой всего лишь лоскутки светлой ткани, ножницы и нитки. Эта кукла делается из четырёх квадратов ткани.

Самый большой квадрат используется для изготовления головы и туловища, два одинаковых поменьше – для крыльев и совсем маленький – для нимба.

Пеленашка — древнейшая кукла-оберег. Пеленашка находилась в люльке до крещения ребёнка (При крещении младенец приобретал статус человека). Кукла была легка в изготовлении, для неё использовались куски ношеной, чаще домотканой одежды. Спеленатая кукла могла быть использована детьми в играх. Эту куклу хранили в семье вместе с крестильной рубашкой.

Берестушка . Кукла была изготовлена из бересты, свёрнутой в трубочку. Внутрь вкладывалась молитва (или заговор). Это был сильный оберег. Как правило, эту куклу делала для ребёнка и дарила ему родная бабушка (поэтому её иногда называли бабушкина кукла).

Не только детские куколки были оберегами. Жили в домах куклы-домовые. Кстати сказать, и, теперь городские жители стараются приобрести или сами сделать куклу-домового или куклу – Берегиню домашнего очага. И делают эту куклу не без смысла.

А разве огородная кукла-пугало не оберег? Оберег, да еще какой! Оберегает огородные посевы от птиц и скота. Да и детишки его побаиваются, лишний раз морковку с грядки не выдернут. А если эту куклу сделать еще крутящуюся, то на огороде ей цены не будет. Словно живой мужик или баба разгуливает по огороду, да еще и руками «отмахивается» от ветерка. Такие куклы можно увидеть и у нас на огородных участках.

Одеты пугала по-разному: можно увидеть куклу в женском наряде, повязанную платком, а то и шляпе дырявой, и мужика с кастрюлей на голове вместо шляпы.

Игровые куклы , предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. К игровым свёрнутым куклам относят куклы – закрутки , которые изготавливались очень просто. Туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой. Таким же способом изготовлены руки и, наконец, небольшой шарик – голова с помощью нитки прикреплённый к туловищу.

Наиболее ранняя среди традиционных игровых свёрнутых кукол России была кукла “полено’’ . Представляла собой деревянное поленце, наряженное в стилизованную женскую одежду. Позднее пришла более сложная кукла. Она представляла собой простейшее изображение женской фигуры. Туловище – кусок ткани, свёрнутый в “скалку”, тщательно обтянутое льняной тряпицей лицо. Кудельная, либо волосяная коса. Грудь из набитых ватой шариков. Костюм, как правило, с куклы не снимали.

Была распространена игровая тряпичная кукла “Малышок – голышек”. Отличительной особенностью техники её изготовления было то, что ткань внизу не оставляли единым “подолом”, а разделяли на две части и формировали ножки, обматывая их нитками. Куклу обязательно подпоясывали. “Малышок”, как уже ясно из названия, был голенький, без одежды, но пояс являлся не только обязательным атрибутом русского традиционного костюма, но и очень сильным оберегом. Голову обвязывали нитками. Надо отметить, что “Малышок - голышек”, изображающий

мальчика, достаточно редкое явление среди традиционных кукол.

На Руси в крестьянских семьях, когда ребеночек подрастал, мама делала ему маленькую куколку – Зайчика. Надевала на пальчик, чтобы в ладошку спрятался. И с этих пор у ребенка появлялся настоящий дружок, с которым можно поиграть и доверить ему самое сокровенное. Он всегда будет рядом, с ним можно поделиться своими горестями и радостями.

Обрядовые куклы . Богата земля русская обрядами. И не только русская. На всех континентах, все народы совершают своеобразные обряды, участниками которых бывают куклы. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол.

Считалось раньше, что если в доме есть сделанная своими руками кукла “Плодородие ”, то будет достаток и хороший урожай.

Обрядовая кукла “ Покосница” изображала женщину во время сенокоса. “Покосница” – одна из самых простых по технике изготовления кукол. Она делается без надрезов и без единого шва, из цельного куска ткани. В центре прямоугольного лоскута светлых тонов помещают набивку для головы куклы – ватин или ветошь. Затем формируется голова и перевязывается нитками. Из излишков ткани по бокам формируются и перевязываются нитками руки. На куклу надевают юбку, передник (но должна быть видна “рубаха”- светлая основа куклы), повязывают платок. Общие тона используемой ткани – разные, светлые, ведь первый покос издавна считался в деревнях праздником.

Кукла “Купавка ”- это обрядовая кукла одного дня. “Купавка” олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды – такое значение придавалось очистительной силе воды. Эта кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала. Порядок изготовления “Купавки” очень прост. Две палочки разной длины связывают крест – накрест. На верхней части креста укрепляют голову из светлой ткани, набитой ветошью, этой же тканью обтягивают руки куклы. Фиксируют ткань на шее, руках и поясе куклы. Привязывают лямки сарафана из яркой ткани. Надевают на куклу юбку, платок, повязывают пояс, а на руки привязывают тесёмки из ткани. Так как эта кукла летняя, её принято украшать травой, живыми цветами, зелёными веточками.

Обрядовую куклу “Масленица ” делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево – тонкий ствол берёзы.

Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. Её закрепляли на крестовине из дерева. Куклу украшали лентами, искусственными цветами. На руки её ставили посуду, использовавшуюся при приготовлении блинов, вешали тесёмки, завязывая которые, люди загадывали желания. Эти тесёмки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.

Надо сказать, что в народе всегда придавали значение здоровью детей и семьи. Так некоторые обрядовые куклы были лечебные. Это “Козьма и Демьян”. Изготавливали их из лечебных трав: тысячелистник, ромашка и других трав. Есть такое предание. Жили на Руси два брата – погодки. Эти братья лечили людей и не брали денег и еды за лечение.

Поэтому раньше делали в их честь кукол и сажали в красный угол, чтобы они приносили, благо и здоровье в дом.

Обрядовая многорукая кукла «Десятиручка» . Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда садились за рукоделие. В изготовлении используются нитки красного цвета, который является обережным. На низ сарафана вкруговую привязывается обязательно 9 красных ниточек-бантов. Куколка предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданое, и женщинам в разных делах, таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание.

Традиционно после изготовления она почти сразу же сжигалась. Имея множество рук, она помогает женщине справляться со всей ее работой и сегодня. Предлагаем повесить куколку на видное место в комнате, где женщина проводит время в работе.

Вепская кукла (капустка, рванка) - это обрядовая кукла, символизирующая плодородие и достаток. С этой куклой устраивали обрядовые проверки парней: смотрели, как парень берет эту куклу, на что обращает внимание, как рассматривает. И поэтому было видно, что для него сейчас важно, а мимо чего он пока проходит. По обращению парня с этой куклой, старшие женщины смотрели его готовность к женитьбе.

Современная классическая кукла имеет детские пропорции. Она хлопает огромными глазами и цветёт румянцем. Её одевают как в детские, так и во взрослые одежды. С появлением “Барби” в кукольном мире произошёл переворот. Она стала мечтой и идеалом каждой девочки. “Барби” завораживает и очаровывает. Продажи куклы Барби считаются самыми высокими в сравнении с реализацией других игрушек.

Руд Хендлер, одна из совладельцев компании “Маттел”, увидела, как её дочь Барбара играла с картонными фигурами – трафаретами. Девочка надевала на них наряды, которые соответствовали тем или иным ролевым ситуациям. Так уХендлер родилась идея выпустить куклу не в старом образе младенца, а придать ей облик взрослого человека. У такой куклы может быть своя профессия, свой уклад жизни. Стало быть, новой кукле потребуются праздничные наряды, повседневнаяодежда, бытовые предметы и т. д. Но для начала кукле нужно было найти образ. Компания “Маттел” купила у танцовщицы Лили право копирования фигуры. Затем было изготовлено изображение куклы. Хендлер назвала её в честь дочери – Барби. Но вскоре дизайнеры поменяли облик куклы, они пришли к заключению, что кукла должна отражать модные тенденции, копируя пропорции известных всей стране топ – моделей. Барби появилась в 1958 году, и специалисты кукольных дел видят в ней отражение бытовавшего в ту пору стереотипа женского типа.

Девочки с восторгом приняли новую игрушку, потому что её внешние данные отвечали их представлению об изящном и прекрасном.

Но Барби существует только в окружении собственных вещей. Для неё надо

приобретать мебель, дом, потом бассейн, автомобиль, друга и так до

бесконечности. Барби – продукт общества потребления. Она очень красива, но бездушна и инфантильна. Для американцев не имеет значение, что у неё нет души. Ведь многие из них уверены, что за доллары они могут купить и дружбу, и любовь.

Взрослые создают для детей всё новых кукол. Сейчас компания “Менли Той Квест” разрабатывает куклу нового поколения – Синди Смарт, это усовершенствованная Барби. Кукла способна видеть с помощью встроенной камеры и распознавать предметы. Кроме того, Синди Смарт оснастят микрофоном и системой распознавания речи: она сможет разговаривать на 5-ти языках. В её память заложат большое количество программ.

Такие длинноногие красотки и дальше будут очаровывать детей. Так через вроде бы безобидную куклу нам навязывается идеология общества потребления и американский образ жизни. Играя с такой куклой, ребёнок сам превращается в бездушную куклу, играющую на сцене жизни по законам общества потребления.

Сравнение традиционной народной игрушки

с игрушкой массового производства.

Как у традиционной русской народной куклы, так и у современной куклы массового производства есть свои преимущества и свои недостатки.

Традиционная тряпичная русская кукла была “безликой”, что позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать настроение куклы и её характер. Преимуществом такой куклы было её быстрое изготовление, она была индивидуальна в своём роде и больше не повторялась. Такая добротно и ладно сшитая кукла считалась хорошим подарком и рассматривалась как эталон рукоделия. По ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.

Недостатком тряпичной куклы было то, что её нельзя было помыть, причесать и сшить новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимали. Многие тряпичные куклы были однодневками.

Преимущество современной куклы в том, что она долговечна. Её можно мыть, расчёсывать, переодевать в разную одежду. По видам одежды кукла может менять профессию, побывав и врачом, и космонавтом и т.д. Она сопровождается соответствующими аксессуарами. У современной куклы двигаются голова, руки, ноги и талия.

Недостатком современных кукол является то, что они не индивидуальны, а внедрены в массовое производство. Они притупляют вкус к разнообразию и фантазии, и не приучают детей к труду и рукоделию.

Мы посмотрели стандартный ассортимент игрушек в магазинах города и выяснили следующее:

  1. прилавки наших магазинов изобилуют игрушками из Китая. Они пользуются большим спросом. Покупателей привлекает яркое оформление и небольшая цена.
  2. есть в продаже куклы российского и белорусского производителей.

Некоторые покупатели отдают предпочтение куклам из России, так как они изготовлены из безопасных материалов. Куклы выполнены из резины и пластмассы, фарфора, синтетических тканей и волокон.

В магазинах идеальных кукол не продают. Детская игрушка, должна быть из натуральных материалов: из шерсти, хлопчатобумажных тканей, из дерева. Натуральные материалы безопасны для здоровья. Польза от игры с пластмассовыми игрушками, равна нулю.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Научно-исследовательская работа

МБОУ Троицкая средняя общеобразовательная школа,

с. Троицк, Иркутской области

Народная игрушка -

проводник к русской народной культуре.

Автор: Кулакова Ольга

МБОУ Троицкая СОШ.

Руководитель: Рудая Тамара Александровна,

учитель технологии.

Троицк - 2014

Народная игрушка - проводник к русской народной культуре.

Россия, Иркутская область, с .Троицк, МБОУ Троицкая СОШ,4 класс

Цель исследования:

Пробудить интерес детей к русской народной культуре.

Задачи исследования:

· Познакомиться с историей возникновения народной куклы.

· Изучить виды кукол.

· Сравнить традиционную народную куклу с игрушками массового

· Изготовить обереговые и игровые куклы.

Гипотеза : если на народную игрушку не влияет время, то она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

Предмет исследования: традиционные народные куклы.

Актуальность исследования: Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и что, она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Результатом исследования - стали куклы – обереги и игровые куклы, сделанные своими руками.

Методика: анализ литературы, информационных ресурсов.

Наглядное представление данных : мультимедийное приложение, выставка кукол

Народная игрушка - проводник к русской народной культуры..

Россия, Иркутская область, с. Троицк, МБОУ Троицкая СОШ, 4 класс

Научная статья.

Из словаря С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой «Толковый словарь русского языка» я узнала, что: кукла — предмет в виде человека или животного, сделанный из фарфора, пластика, бумаги, дерева и других материалов. В наше время на прилавках магазинов много игрушек, они сделаны на фабрике, но эти игрушки не несут тепла души их создателей. Все, что происходило вокруг первобытного человека, было непонятным и очень часто жестоким и пугающим. С неба лилась вода, падал стрелами огонь (дождь, молния). Молнии поджигали дома, убивали людей и скот. Ветер вырывал с корнями деревья, разрушал жилища. И человек задавался вопросом: кто все это делает? Это были, какие-то высшие и могущественные существа-боги. Люди создали скульптуры богов, дали им имена. Чаще всего богов делали в виде человеческих фигур. Это и были самые первые куклы. Люди, сотворившие богов, верили им, поклонялись и надеялись на их защиту. Было время, когда куклы спасали людям жизнь, заменив человека в обрядах жертвоприношения. У наших предков был ужасный обычай: чтобы умилостивить богов, приносили в жертву им людей. Но однажды кому-то пришло в голову предложить богам вместо живого человека куклу. Взяли обыкновенное полено, обрядили его в платок и сарафан и принесли в жертву богам. Боги жертву приняли. Так кукла – полено спасла человека. Обряды жертвоприношения с тех пор превратились в настоящие праздники: наряженных кукол с песнями носили на руках, водили хороводы, затевали игры, « отдавали» богам – топили в реках, сжигали на кострах, разбрасывали по полям. Взамен просили счастливой любви, хороших урожаев, здоровья.

На территории России древнейшие куклы найдены из раскопок в Радонеже, Коломне, Москве. Русская народная кукла имеет свою славную историю и богатые традиции. Тряпичные куклы, выполненные в традициях, сложившихся в народе, это куклы, которые делали с использованием старинных техник и технологий.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. Вначале кукла защищала от болезней, несчастий и всяких злых духов. Она как бы заменяла собой человека, отвлекала на себя злые силы и тем самым берегла своего хозяина. Так ее и звали - оберег или берегиня. Если человек желал избавиться от какой-либо напасти, он брал куколку-берегиню, трижды поворачивал против часовой стрелки и приговаривал: "Отвернись злом, повернись добром". Куклы были самые разные, но одно у них было общее: у славянских кукол не было лица!

Типы и назначение куклы.

По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые.

Куклы – обереги . Интересно, что у тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями, с ролью игрушки в прошлом, как магического предмета. Такая “безликая кукла” служила “оберегом”. Отсутствие лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевленная, а значит не доступная для вселения в неё злых сил. Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана.

Известно, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. Во-первых, в наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы, тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил магическое значение, и узор должен был в лице куклы, оберегать ребенка. Слово «узор» обозначало «призор», т.е. «присмотр». Поэтому на кукольном платье, как и на костюме взрослого человека, вышивали: круги, кресты, розетки – знаки солнца; женские фигурки и оленей- символы плодородия; волнообразные линии – знаки воды; горизонтальные линии – знаки земли, ромбики с точками внутри - символ

засеянного поля; вертикальные линии - знаки дерева, вечно живой природы.

Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца. Берегиню сна вешали над изголовьем кровати. Верили, что она своими большими крыльями отгоняет дурные сны. В подарок на именины делали куклу “Ангелочка”.

Это незамысловатая, но очень симпатичная кукла – оберег, бытовавшая во многих губерниях России.

Её изготавливали, используя старинную традиционную технологию, имея под рукой всего лишь лоскутки светлой ткани, ножницы и нитки. Эта кукла делается из четырёх квадратов ткани.

Самый большой квадрат используется для изготовления головы и туловища, два одинаковых поменьше – для крыльев и совсем маленький – для нимба.

Пеленашка — древнейшая кукла-оберег. Пеленашка находилась в люльке до крещения ребёнка (При крещении младенец приобретал статус человека). Кукла была легка в изготовлении, для неё использовались куски ношеной, чаще домотканой одежды. Спеленатая кукла могла быть использована детьми в играх. Эту куклу хранили в семье вместе с крестильной рубашкой.

Берестушка . Кукла была изготовлена из бересты, свёрнутой в трубочку. Внутрь вкладывалась молитва (или заговор). Это был сильный оберег. Как правило, эту куклу делала для ребёнка и дарила ему родная бабушка (поэтому её иногда называли бабушкина кукла).

Не только детские куколки были оберегами. Жили в домах куклы-домовые. Кстати сказать, и, теперь сельские жители стараются приобрести или сами сделать куклу-домового или куклу – Берегиню домашнего очага. И делают эту куклу не без смысла.

Игровые куклы , предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. К игровым свёрнутым куклам относят куклы – закрутки, которые изготавливались очень просто. Туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой. Таким же способом изготовлены руки и, наконец, небольшой шарик – голова с помощью нитки прикреплённый к туловищу.

Наиболее ранняя среди традиционных игровых свёрнутых кукол России была кукла “полено’’. Представляла собой деревянное поленце, наряженное в стилизованную женскую одежду. Позднее пришла более сложная кукла. Она представляла собой простейшее изображение женской фигуры. Туловище – кусок ткани, свёрнутый в “скалку”, тщательно обтянутое льняной тряпицей лицо. Кудельная, либо волосяная коса. Грудь из набитых ватой шариков. Костюм, как правило, с куклы не снимали.

Была распространена игровая тряпичная кукла “Малышок – голышек”. Отличительной особенностью техники её изготовления было то, что ткань внизу не оставляли единым “подолом”, а разделяли на две части и формировали ножки, обматывая их нитками. Куклу обязательно подпоясывали. “Малышок”, как уже ясно из названия, был голенький, без одежды, но пояс являлся не только обязательным атрибутом русского традиционного костюма, но и очень сильным оберегом. Голову обвязывали нитками. Надо отметить, что “Малышок - голышек”, изображающий

мальчика, достаточно редкое явление среди традиционных кукол.

На Руси в крестьянских семьях, когда ребеночек подрастал, мама делала ему маленькую куколку – Зайчика. Надевала на пальчик, чтобы в ладошку спрятался. И с этих пор у ребенка появлялся настоящий дружок, с которым можно поиграть и доверить ему самое сокровенное. Он всегда будет рядом, с ним можно поделиться своими горестями и радостями.

Обрядовые куклы . Богата земля русская обрядами. И не только русская. На всех континентах, все народы совершают своеобразные обряды, участниками которых бывают куклы. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол.

Обрядовая кукла “Покосница” изображала женщину во время сенокоса. “Покосница” – одна из самых простых по технике изготовления кукол. Она делается без надрезов и без единого шва, из цельного куска ткани. В центре прямоугольного лоскута светлых тонов помещают набивку для головы куклы – ватин или ветошь. Затем формируется голова и перевязывается нитками. Из излишков ткани по бокам формируются и перевязываются нитками руки. На куклу надевают юбку, передник (но должна быть видна “рубаха”- светлая основа куклы), повязывают платок. Общие тона используемой ткани – разные, светлые, ведь первый покос издавна считался в деревнях праздником.

Кукла “Купавка”- это обрядовая кукла одного дня. “Купавка” олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды – такое значение придавалось очистительной силе воды. Эта кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала. Порядок изготовления “Купавки” очень прост. Две палочки разной длины связывают крест – накрест. На верхней части креста укрепляют голову из светлой ткани, набитой ветошью, этой же тканью обтягивают руки куклы. Фиксируют ткань на шее, руках и поясе куклы. Привязывают лямки сарафана из яркой ткани. Надевают на куклу юбку, платок, повязывают пояс, а на руки привязывают тесёмки из ткани. Так как эта кукла летняя, её принято украшать травой, живыми цветами, зелёными веточками.

Обрядовую куклу “Масленица” делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево – тонкий ствол берёзы.

Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. Её закрепляли на крестовине из дерева. Куклу украшали лентами, искусственными цветами. На руки её ставили посуду, использовавшуюся при приготовлении блинов, вешали тесёмки, завязывая которые, люди загадывали желания. Эти тесёмки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.

Надо сказать, что в народе всегда придавали значение здоровью детей и семьи. Так некоторые обрядовые куклы были лечебные. Это “Козьма и Демьян”. Изготавливали их из лечебных трав: тысячелистник, ромашка и других трав. Есть такое предание. Жили на Руси два брата – погодки. Эти братья лечили людей и не брали денег и еды за лечение.

Поэтому раньше делали в их честь кукол и сажали в красный угол, чтобы они приносили, благо и здоровье в дом.

Обрядовая многорукая кукла «Десятиручка». Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда садились за рукоделие. В изготовлении используются нитки красного цвета, который является обережным. На низ сарафана вкруговую привязывается обязательно 9 красных ниточек-бантов. Куколка предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданое, и женщинам в разных делах, таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание.

Традиционно после изготовления она почти сразу же сжигалась. Имея множество рук, она помогает женщине справляться со всей ее работой и сегодня. Предлагаем повесить куколку на видное место в комнате, где женщина проводит время в работе.

Современная кукла.

Современная классическая кукла имеет детские пропорции. Она хлопает огромными глазами и цветёт румянцем. Её одевают как в детские, так и во взрослые одежды. С появлением “Барби” в кукольном мире произошёл переворот. Она стала мечтой и идеалом каждой девочки. “Барби” завораживает и очаровывает. Продажи куклы Барби считаются самыми высокими в сравнении с реализацией других игрушек.

Руд Хендлер, одна из совладельцев компании “Маттел”, увидела, как её дочь Барбара играла с картонными фигурами – трафаретами. Девочка надевала на них наряды, которые соответствовали тем или иным ролевым ситуациям. Так у Хендлер родилась идея выпустить куклу не в старом образе младенца, а придать ей облик взрослого человека. У такой куклы может быть своя профессия, свой уклад жизни. Стало быть, новой кукле потребуются праздничные наряды, повседневная одежда, бытовые предметы и т. д. Но для начала кукле нужно было найти образ. Компания “Маттел” купила у танцовщицы Лили право копирования фигуры. Затем было изготовлено изображение куклы. Хендлер назвала её в честь дочери – Барби. Но вскоре дизайнеры поменяли облик куклы, они пришли к заключению, что кукла должна отражать модные тенденции, копируя пропорции известных всей стране топ – моделей. Барби появилась в 1958 году, и специалисты кукольных дел видят в ней отражение бытовавшего в ту пору стереотипа женского типа.

Девочки с восторгом приняли новую игрушку, потому что её внешние данные отвечали их представлению об изящном и прекрасном.

Но Барби существует только в окружении собственных вещей. Для неё надо приобретать мебель, дом, потом бассейн, автомобиль, друга и так до бесконечности. Барби – продукт общества потребления. Она очень красива, но бездушна и инфантильна. Для американцев не имеет значение, что у неё нет души. Ведь многие из них уверены, что за доллары они могут купить и дружбу, и любовь.

Взрослые создают для детей всё новых кукол. Сейчас компания “Менли Той Квест” разрабатывает куклу нового поколения – Синди Смарт, это усовершенствованная Барби. Кукла способна видеть с помощью встроенной камеры и распознавать предметы. Кроме того, Синди Смарт оснастят микрофоном и системой распознавания речи: она сможет разговаривать на 5-ти языках. В её память заложат большое количество программ.

Такие длинноногие красотки и дальше будут очаровывать детей. Так через вроде бы безобидную куклу нам навязывается идеология общества потребления и американский образ жизни. Играя с такой куклой, ребёнок сам превращается в бездушную куклу, играющую на сцене жизни по законам общества потребления.

Сравнение традиционной народной игрушки

с игрушкой массового производства.

Как у традиционной русской народной куклы, так и у современной куклы массового производства есть свои преимущества и свои недостатки.

Традиционная тряпичная русская кукла была “безликой”, что позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать настроение куклы и её характер. Преимуществом такой куклы было её быстрое изготовление, она была индивидуальна в своём роде и больше не повторялась. Такая добротно и ладно сшитая кукла считалась хорошим подарком и рассматривалась как эталон рукоделия. По ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.

Недостатком тряпичной куклы было то, что её нельзя было помыть, причесать и сшить новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимали. Многие тряпичные куклы были однодневками.

Преимущество современной куклы в том, что она долговечна. Её можно мыть, расчёсывать, переодевать в разную одежду. По видам одежды кукла может менять профессию, побывав и врачом, и космонавтом и т.д. Она сопровождается соответствующими аксессуарами. У современной куклы двигаются голова, руки, ноги и талия.

Недостатком современных кукол является то, что они не индивидуальны, а внедрены в массовое производство. Они притупляют вкус к разнообразию и фантазии, и не приучают детей к труду и рукоделию.

Моё исследование.

Мы посмотрели стандартный ассортимент игрушек в магазинах города и выяснили следующее:

  • прилавки наших магазинов изобилуют игрушками из Китая. Они пользуются большим спросом. Покупателей привлекает яркое оформление и небольшая цена.
  • есть в продаже куклы российского и белорусского производителей.
  • Некоторые покупатели отдают предпочтение куклам из России, так как они изготовлены из безопасных материалов. Куклы выполнены из резины и пластмассы, фарфора, синтетических тканей и волокон.

В магазинах идеальных кукол не продают. Детская игрушка, должна быть из натуральных материалов: из шерсти, хлопчатобумажных тканей, из дерева. Натуральные материалы безопасны для здоровья. Польза от игры с пластмассовыми игрушками, равна нулю.

Читайте также: