Сравнение филимоновской и дымковской игрушки

Обновлено: 12.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Автор: Чеберя Дмитрий

МБОУ «Лянторская СОШ №1»

Руководитель: Торопова Г.Я.

МБОУ «Лянторская СОШ №1»

учитель начальных классов

Цель моей работы: найти сходства и отличия глиняной игрушки разных ремесленных центров.

Для реализации этой цели поставил перед собой задачи:

- систематизировать имеющиеся сведения об игрушках;

- выделить отличительные признаки и черты сходства в глиняных игрушках разных ремесленных центров;

Методы, которые я применил в работе: сравнение и анализ.

Изучив историю, сравнил глиняные игрушки разных ремесленных центров по следующим критериям:

по символике

по инструментам для росписи

На основании исследовательской работы я пришёл к выводу, что

глиняные игрушки разных ремесленных центров сходны:

по инструментам для росписи

Увлекся лепкой и заинтересовал всю свою семью и одноклассников. Вылепленные игрушки подарили школьному музею. В ноябре прошлого года я и учащиеся нашего класса приняли участие в фестивале «Межкультурный диалог» в посёлке Солнечный, который проводился в рамках «Года культуры», предоставив игрушки из глины.

Сходство и отличие игрушек разных ремесленных центров

Актуальность:

Сегодня все понимают, что возможность творить - главное условие для гармоничного развития личности ребенка в целом, а чтобы творить, надо знать творчество народов нашей страны.

Многие дети в наши дни проводят время за компьютером и у телевизора. От этого страдает их развитие, а лепка народных игрушек способствует приобщению прекрасному, но, прежде чем лепить, надо научиться разбираться в особенностях глиняной игрушки ремесленных центров Дымково, Каргополь, Филимоново.

Объект исследования :

сходство и отличие глиняной игрушки разных ремесленных центров.

Предмет исследования:

русские народные глиняные игрушки.

Цель исследования:

найти сходства и отличия глиняной игрушки разных ремесленных центров.

Задачи исследования:

систематизировать имеющиеся сведения об игрушках;

выделить отличительные признаки и черты сходства в глиняных игрушках разных ремесленных центров;

сравнение и анализ.

глиняные игрушки дымковские, каргопольские, филимоновские имеют свои отличительные черты, но и имеют черты сходства.

Новизна исследования:

Мною сделана систематизация сведений об игрушках и впервые получены сравнительные данные трёх ремесленных центров.

Теоретическая значимость.

Систематизация имеющихся сведений об игрушках.

Практическая значимость.

Создание игрушек своими руками и оформление экспозиции школьного музея, изготовлены буклеты и подарены учащимся начальных классов нашей школы, участие в выставках.

Теоретический обзор.

С первого класса я посещаю внеурочное занятие по прикладному творчеству, которым руководит Торопова Галина Яковлевна, где я получаю возможность творить. Создавая оригинальные произведения, полезную вещь собственными руками, украшая своё жилище, я чувствую себя значимым в этом мире, вношу в него частичку своего «я». Мой руководитель открыла мне прекрасный мир народного искусства, который несёт в себе представления о красоте и гармонии.

В прошлом году на внеурочном занятии прикладного творчества узнал, что можно лепить игрушки из глины и что это один из видов народного творчества. Меня заинтересовали эти яркие игрушки, я решил узнать о них больше.

Из истории глиняной игрушки.

История дымковской игрушки.

Я узнал, что дымковская игрушка ведёт свою историю с XV века, когда Иван III, стремясь подчинить Москве непокорных жителей Великого Устюга, переселил их в глухие края. Среди переселенцев, обосновавшихся за рекой Вяткой - в слободе Дымково, было много ремесленников, гончаров и игрушечников. Их искусное мастерство быстро завоевало популярность. На весенних праздниках в слободе устраивались весёлые гулянья, непременным атрибутом которых были глиняные игрушки-свистульки. Постепенно искусное мастерство игрушечников завоевало популярность. С тех пор техника создания игрушек совершенствовалась. Они очень популярны в России и за рубежом и составляют гордость многих коллекций.

Свистульки имели формы различных тотемных животных: медведь, козёл, баран, олень, но по сути своей были очень просты, так их основная функция была магическая, а не декоративная. Несмотря на ритуальное значение глиняных свистулек, заметна некоторая ирония, с которой мастера их лепили. Медведь, например, мог играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, козёл мог быть одет в смешные штаны. Такие глиняные фигурки-свистульки лепили женщины и девочки задолго до праздника. Эта работа считалась исключительно женской.

В XIX веке праздник превратился в оживлённую ярмарку «свистунью», с непременным свистом. Магическое значение празднества утратилось. Свистульки сохранялись, но приобретали всё более вычурные, декоративные формы. Если в древности основным сюжетом были животные, то в XIX столетии появляются женщины в нарядных одеждах, с младенцами, птицами, с корзинами с пирогами, с коромыслами, на скамеечках и в лодочках. Позже мастера дымковской игрушки обращаются к городским сюжетам: дамы-модницы, горожане, офицеры, купчихи, скоморохи.

Что бы не изображала дымковская игрушка, её всегда можно отличить своей неповторимой нарядной раскраской. На белом фоне очень весело смотрятся синий, голубой, зелёный, жёлто-оранжевый, малиновый цвета. Их может быть до десяти. Орнамент всегда прост: клетки, полоски, круги, точки, ромбики, зигзаги в разных сочетаниях. Но эти простые геометрические узоры несут некую информацию. Например, синяя волнистая полоса обозначает воду, перекрещенные полоски – сруб колодца, круг с серединкой-звёздочкой – солнце и другие светила.

Техника изготовления дымковской игрушки тоже очень проста. Игрушку лепят руками из местной красной глины, перемешанной с речным песком. Свистульки прокалывают палочкой. Фигурку лепят по частям. Отдельные элементы соединяют между собой жидкой глиной. Швы сглаживают мокрой тряпкой. Игрушку просушивают и обжигают, а затем покрывают белилами (мел, разведённый с молоком) и расписывают.

Каждая дымковская игрушка – это ручная работа, которая существует только в единственном экземпляре. Каждая мастерица вносит свой почерк и колорит. Промысел дымковской игрушки и по сей день не имеет серийного производства, что отличает его от других народных промыслов.

Сегодня дымковскую игрушку может попробовать изготовить любой взрослый и ребёнок, даже не имеющий специального образования. Нужна только глина, кисточка, краски и ваша фантазия.

История филимоновской игрушки.

Ознакомившись с историей филимоновской игрушки, узнал, что основной тип изделий - свистульки традиционных форм (барыня, всадник, конь, медведь и др.). Для них характерны вытянутые пропорции, связанные с пластическими свойствами местной глины "синики".
По местным преданиям деревня была названа так в честь горшечника Филимона, открывшего залежи высокосортной глины. В деревне Филимоново изготовлением игрушек занимались в основном женщины. Мужчины здесь делали посуду: рядом находились залежи особенно пластичной глины. Приемы лепки и росписи передавались от бабушек внучкам. Внучек, занимающихся лепкой игрушек, здесь называли свистульками. Готовые игрушки возили продавать на ярмарки, а вырученные от продажи деньги откладывались для приданого. Так что "свистульки" были богатыми невестами. Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки : барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п.. Изображения людей — монолитные, скупые на детали — близки древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями.
Все персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову. Только форма головы да наличие или отсутствие рогов и ушей позволяют отличить одно животное от другого. У барана рога — круглые завитки-баранки, у коровы — полумесяцем торчат вверх, у оленя — как причудливые ветвистые деревья, а конскую головку венчают небольшие конические ушки. На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины — «синики». При просушке пластичная, чрезмерно жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая непропорциональную, но удивительно изящную форму. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки.

История каргопольской игрушки.

Каргопольская игрушка - русский художественный промысел, распространенный в районе города Каргополя Архангельской области. Возник промысел на местных красных глинах. С давних времен жители этого города и его окрестностей занимались гончарным делом, изготовляли глиняную игрушку.

Искусство изготовления керамики зародилось на Каргопольской земле ещё в эпоху каменного века. На стоянках Каргопольской неолитической культуры найдены обломки глиняной посуды, а также примитивные фигурки, изображающие людей, птиц и животных. Конкретные сведения о развитии гончарства на Каргополье относятся лишь к 19 - началу 20 в.в.

Как и все крестьяне, каргопольские гончары пахали землю, растили на ней хлеб, держали скот. И лишь в свободное от сельскохозяйственных работ время садились за гончарный круг. Делали посуду разных размеров, форм. Из остатков глины "стряпали" величавых баб, домашнюю живность, лесное зверье.

Рядом с яркими, звонкими по цвету дымковскими и филимоновскими игрушками пластика фигурок этого северного края может показаться суровой. Однако это первое впечатление создается, из-за того, что в цветовую гамму росписи входят черные, темно-зеленые и коричневые цвета. Cейчас мастера для оживления игрушек вносят желтый, голубой и оранжевый цвета. Каргопольская глиняная игрушка как художественное явление сегодня по праву занимает одно из первых мест среди российских народных промыслов игрушки. Все фигурки несколько приземистые, с короткими руками и ногами, туловище удлиненное, толстая и короткая шея и сравнительно большая голова. Зверей изображают толстоногими.

Основными элементами орнамента являются комбинации из пересекающихся линий, кругов, веточек без листьев, елочек, точек и полос.

Прочитав в специальной литературе по декоративно-прикладному искусству и в интернете о дымковской, филимоновской, каргопольской игрушках, выяснил, что все они имеют многовековую историю. Возникновение их обосновано благодаря наличию в данных местностях больших залежей глины. Древнейшие игрушки на территории нашей страны найдены археологами среди предметов второго тысячелетия до н.э.. В славянских погребениях VI - VIII вв. н. э. обнаружены фигурки коньков и погремушки. Несколько сотен игрушек XIV - XVII вв. было обнаружено при археологических работах в Москве. Игрушку делали почти везде, где были залежи глины и занимались гончарством. Но постепенно глиняная игрушка стала самостоятельным промыслом и все больше предназначалась не для забавы, а становилась искусством, творчеством народных мастеров.Основные ремесленные центры, где лепили глиняную игрушку- это Дымково, Филимоново, Каргополь.

Практическая часть.

Исследовательская работа.

Изучив историю, сравнил глиняные игрушки разных ремесленных центров по следующим критериям:

Дымковская и Филимоновская игрушки руками ребят разновозрастных групп

Дымковская и Филимоновская игрушки – часть российского творчества росписи глины в числе народных промыслов занимает огромное место. Игрушки яркие, привлекают внимание и поднимают настроение всем: от мала до велика.

В селе Дымково, пригороде Вятки (г. Киров) издавна занимались лепкой и росписью глиняных игрушек. Из глины дымковские мастера лепили : коней, оленей, уточек – свистулек, важных барышень, наездников. Затем игрушки обжигаются в жарком огне русской печи (после нескольких дней просушки на подоконниках).


После обжига игрушки становятся прочными и легкими. Как только игрушки высохнут и остынут, мастерицы покрывают их ровным слоем разведенного в молоке мела и ставят сушиться на сквознячок. Затем игрушки раскрашивают темперными красками. Чтобы укрепить красочный слой и сделать его не марким, игрушки после росписи покрывают тонким слоем яичного желтка.

Как в скульптурной форме, так и в росписи дымковские мастерицы никогда не стремятся к натуралистичности изображения. Золоченые рога оленей, синие, оранжевые, черные полосы и волнистые линии в росписи птиц и животных, Зелёные и лиловые круги в раскраске коней делают их нарядными и декоративными. Белый фон активно участвует в росписи, заставляя особенно ярко звучать цвету красок.

В деревне Филимоново (Тульская область) так же издавна занимаются изготовлением из глины разнообразных игрушек. Игрушки, так же как и дымковские обжигают в печи, но не забеливают, а расписывают сразу, нанося роспись на естественный цвет глины. Орнамент и колорит росписи предельно просты. Поперечные и долевые полоски малинового и зелёного цветов в сочетании с целиком закрашенными плоскостями (малиновый кафтан, зеленая кофточка). Графика цветных полос очень выразительна и декоративна.


В детском саду, начиная с младшего возраста, ребята знакомятся с Дымковской и Филимоновскими игрушками. Так, ребята младшей группы украшали «платочки» элементами дымковской росписи. Дети средней группы №5 расписывали Дымковских барышень на силуэтах из бумаги.


Группа № 3 в рамках лексической темы недели: «Домашние птицы» лепили петушков, птичек. Старшие ребята лепили Петушков, расписывали их элементами филимоновской росписи, младшие – расписывали птичек дымковской росписью.


Ребята получили возможность сравнить эти два вида народных игрушек. Всё познаётся в сравнении.


Дополнительно из глины ребята слепили и украсили дымковскую и филимоновскую барынь, дымковскую и филимоновскую свистульки – козлика.


Этим занимались дети, посещающие кружок «Разноцветные ладошки», так как эта сложная работа требует больше времени и большей подготовки и мастерства в изобразительном искусстве.


Теперь эти работы украшают коллекцию игрушек народных промыслов России в нашем детском саду. Они долго будут служить наглядным пособием для младших ребят. А мы будем вспоминать наших мастеров после выпуска их в школу.

«Широкая масленица». Развлечение для дошкольников разновозрастных групп в ДОУ. Фотоотчёт

«Широкая масленица». Развлечение для дошкольников разновозрастных групп в ДОУ. Фотоотчёт "-Собирайся народ! В гости Масленица ждёт, Мы зовём к себе тех, Кто любит веселье и смех! Ждут вас игры,забавы и шутки, Скучать не.

Дидактическая игра по народным росписям (дымковская. Филимоновская) «Собери картинку» (пазлы) для детей 5–7 лет

Дидактическая игра по народным росписям (дымковская. Филимоновская) «Собери картинку» (пазлы) для детей 5–7 лет Дидактическая игра по народным росписям (Дымковская. Филимоновская) «Собери картинку» (пазлы) Цель: Продолжать знакомить детей с изделиями.

Фотоотчёт о летнем развлечении для разновозрастных групп «День Нептуна»

Фотоотчёт о летнем развлечении для разновозрастных групп «День Нептуна» Лето в самом разгаре и праздники для детей на свежем воздухе продолжаются. Очередным стало развлечение для всех возрастных групп "День Нептуна".Нептун.

Фотоотчёт летнего развлечения для разновозрастных групп «Праздник ярких красок»

Фотоотчёт летнего развлечения для разновозрастных групп «Праздник ярких красок» Цель:Развивать творческие способности детей посредством игровой и изобразительной деятельности. Ведущий поприветствовал всех собравшихся.

Фотоотчёт о летнем развлечения для разновозрастных групп «Шляпки разные бывают»

Фотоотчёт о летнем развлечения для разновозрастных групп «Шляпки разные бывают» Цель: Развивать представление об истории разнообразных головных уборов,об их назначении. Задачи: - познакомить детей с разнообразием головных.

Фотоотчёт о музыкальном развлечении для разновозрастных групп «Наша Родина — Россия», посвящённом Дню России

Фотоотчёт о музыкальном развлечении для разновозрастных групп «Наша Родина — Россия», посвящённом Дню России Цель:Воспитывать любовь,гордость и уважение к своей стране. Задачи: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине;продолжать.

Фотоотчёт о развлечении для разновозрастных групп, посвященном Дню защиты детей

Фотоотчёт о развлечении для разновозрастных групп, посвященном Дню защиты детей Первый день лета выдался пасмурным,моросил мелкий дождичек и дул прохладный ветерок. Вместо сарафанчиков и футболок ребятам пришлось одеть.

Мастер-класс по конструктивно — модельной деятельности «Филимоновская лошадка» ко Дню Филимоновской игрушки на МAAM

Мастер-класс по конструктивно — модельной деятельности «Филимоновская лошадка» ко Дню Филимоновской игрушки на МAAM Мастер – класс по модельному конструированию выполнен с использованием нетрадиционных материалов – нитей пряжи для вязания. Материал.

Фотоотчёт о развлечении для разновозрастных групп «Здравствуй, лето!»

Фотоотчёт о развлечении для разновозрастных групп «Здравствуй, лето!» Цель:Создать праздничную,доброжелательную, радостную атмосферу на празднике. Вызвать желание у детей принимать активное участие в празднике.

Стенгазеты. Совместная работа с родителями и детьми разновозрастных групп

Стенгазеты. Совместная работа с родителями и детьми разновозрастных групп Стенгазеты. Совместная работа с родителями и детьми разновозрастных групп. Воспитатель Арутюнян Л. А. Для современного общества качественная.

Материал и оборудование :ноутбук, проектор, презентация «Сравнение дымковской и филимоновской росписи», дымковские игрушки, пластилин, пластиковые бутылки, глина, краски, мука, кисточки,салфетки.

Содержание

Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами будем говорит чем отличается «Филимоновская игрушка от дымковской» Сначала вспомним историю этих игрушек. Может кто то нам расскажет? (Ответы детей)

Зародилась эта игрушка в Одоевском районе Тульской области. А свое название получила от деревни Филимоново.

Синий лес, холмы, косогор.

Лепят там из глины игрушку

И расписывают до сих пор.

Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново. Есть даже сказка про деда Филимона: шёл дед по дороге. С горы на гору поднимался, с холма на холм. Шёл, он шёл дремучими лесами, солнышко ярко светило. Жарко стало, а тут и ручеёк. Присел он на камушек, а тут и глина. Повертел он её - в руках - получилась птичка, проткнул дырочки - запела птичка. Так с тех пор и повелось «глиняное дело».

Как правило, мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки. Игрушки или “забавки” стоили на базаре копейки, поэтому нужно было их изготовить очень много. Женщинам помогали в работе девочки, которых приучали к ремеслу с 7-8 лет. Работали зимой в свободное от сельских трудов время.

А вот дымковская игрушка называется так потому, что родилась она в слободе Дымково, недалеко от Вятки.

А вы знаете, ребята, знаете почему село это назвали Дымково?

Потому что зимой, когда там топят печки, а летом, когда туман, село стоит как будто в дымке. А еще игрушки были ярким украшением ярмарок, где проходили праздничные гулянья с озорным и веселым названием – Свистунья. Всю зиму женщины Дымково лепили глиняные игрушки и распродавали их на празднике проводов зимы. Многие игрушки делали как свистульки. Я вот слышала такую легенду: «Однажды к крепостным стенам слободы подошли враги. Городу грозила гибель. Тогда горожане придумали хитрость. Все жители, даже маленькие дети, получили по глиняной свистульке. Подкравшись ночью к врагам, они подняли громкий свист. Враги решили, что их окружает великое войско, и в страхе бежали». Вот так ребята, жителям села Дымково,игрушки свистульки помогли спастись от врагов. Так вот в старину в селе Дымково и зародилась дымковская игрушка.

Давайте рассмотрим дымковские игрушки.

Воспитатель: А вот филимоновских игрушек у нас в саду нет? Что же нам делать? Как быть (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно можно лепить. Я предлагаю вам стать народными мастерами, разделиться на две команды.

Одна команда лепят дымковскую игрушку. Другая Филимоновскую.

По окончании дети обваляли поделки в муке.

Наши поделки готовы.

Воспитатель: А на занятии по рисованию мы с вами их распишем.

Ребята посмотрите, и назовите те краски, которые используют художники для филимоновской и дымковской игрушки (Ответы детей) ,аккуратно садитесь за свои рабочие места и приступайте к работе.

Дети начинают расписывать игрушки. Педагог оказывает индивидуальную помощь.

Воспитатель: посмотрите ребята, какие замечательные игрушки у нас с вами получились. Понравилось вам быть мастерами игрушек (Ответы детей)

Воспитатель: вместе с детьми рассматривают свои работы, обсуждают у кого как получилось.

Воспитатель: Ребята, с чем вы сегодня познакомились? Что нового узнали?

Дети: Мы познакомились, с какими игрушками. Чем же отличаются эти игрушки (Ответы детей)

О, ну они совем не похожи.
Смотрите: вот - классическое Дымково.. .

. А это - уже филимоновские:

"Условность" форм, простые орнаменты (обычно - полоска) , желто-розово-зеленая гамма - отличительные черты филимоновских изделий. Дымковские - проработаннее и в то же время "сдержаннее", орнаменты здесь сложнее и "геометричнее".

Дымковская игрушка - краше
Дымковская игрушка - "вятская игрушка" - один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья. К этому празднику женщины слободы Дымково лепили глиняные свистульки в виде различных животных: коней, коз, петухов, медведей.. .Когда праздник потерял своё значение - промысел всё же сохранился и со временем появились кавалеры, барышни и многие другие персонажи.

Добавлю. Совершенно не верно, что Дымковская игрушка старше филимоновской. та и другая возродились после смуты революций и войн.
Однако сакральные росписи традиционной ф. игрушки - говорят о ее очень древних дохристианских корнях.

Различий много.
Вот некоторые из них.
Ф. игрушка делается из черно-синей глины - синьки, при обжиге которая становится белой.
Дымковская из красной глины, при обжиге которая остается кирпичного цвета. Поэтому побелка перед росписью Д. игрушки - обязательна, а Ф. игрушку расписывает без предварительной побелки.
Ф. игрушку всегда расписывают анилинами до сих пор и золотую фольгу-поталь не используют. как в Д. Характер лепки игрушек - разный, Ф. игрушку делают из одного куска - тянут, а Д. игрушка состоит из Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают, для придания изделию ровной поверхности. , поэтому характер пластики различный.
Тематика и образы так же при схожести имеют различия. В Ф. игрушке - мужчины. кавалеры- это солдаты.
Места изготовления Ф под Тулой. Д - под Кировом.
Д. игрушка расписана большим кол-ом цветов. есть и синие, что в Ф. -нет

Произведения, созданные в различных условиях, по художественно-образному строю и по содержанию. Так, д игрушка совершенно иная, не такая, как ф или каргопольская. И дело не только в своеобразии формы, пластики, цветового и орнаментального строя. Отличия носят более глубокий и принципиальный характер. Они выражены в самих вещах. Глядя на д. игрушки, чувствуешь в них особый стиль работы.

Красную жирную глину для лепки собирали весной после половодья на реке Вятке. Лепка каждой игрушки — это последовательный ряд общепринятых заученных приемов работы. Сначала комок глины скатывали в шарик, потом превращали в блин и ловкими движениями свертывали в нужную форму, которую собирали дальше по частям, облепливали, усложняли. Лишнее обрезали острой лучиной, своего рода стекой, а следы лепки, «примазки» , сглаживали мокрой тряпкой, и тогда «игрушка будто отлита, ровная, гладкая, четкая» . Еще далеко до полной ее готовности, 4 — 5 дней пойдет сушка, 3 — 4 часа обжиг в русской печи, медленное остуживание, затем «обеливание» игрушки комовым молотым, хорошо просеянным мелом, разведенным на молоке. И снова сушка игрушек, только теперь обязательно на сквозняке, чтобы молоко, скисая, образовало на поверхности игрушки пленку из казеинового клея — лучшего закрепителя мела. И вот теперь «обеленные» игрушки готовы к росписи. Раскраска их тоже не простая, не в два-три цвета и не обычными красками. До десяти цветов применяли дымковские мастерицы, а краску составляли на яйце с квасом или уксусом, т. е. писали темперой.

И сама роспись также многослойна, неоднотипна, имеет несколько разных орнаментально-композиционных схем. Клетка, полоска, кружки, овалы, точки ритмуются в самых разнообразных сочетаниях. На матовой белизне фона чисто, открыто звучат пятна фуксина, сурика, ультрамарина, полоски зеленого и желтого крона. Цветовая гамма- голубой, розовый, коричневый, составленные из двух красок: ультрамарина и фуксина с мелом или сурика с сажей. А поверх росписи сияют листки-ромбики сусального золота, и игрушка становится еще более цветистой, нарядной, праздничной. Уже сам процесс создания д. игрушки говорит об ее особенностях. Ни в одном традиционном крестьянском промысле мы не встретимся с таким сложным и совершенным производством игрушки. Дымковские же мастера владеют многофигурной скульптурной композицией, многообразно варьируют форму и роспись, используют многоцветие, требующее развитого вкуса, точного глаза. Такой выс. проф. характерен для промыслов, где игрушка была основным занятием, была предметом массового ремесленного труда. Не случайно игрушки из слободы Дымково под Вяткой и из слободы Большие Гончары под Тулой так живо напоминают фарфоровые статуэтки, которые они действительно заменяют.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Курс профессиональной переподготовки

Искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Основы общей и педагогической психологии в деятельности педагога образовательного учреждения


Курс повышения квалификации

Теория и методика педагогического проектирования

«Арт-терапевтические возможности применения мандалотерапии в работе»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Глиняная игрушка.
Филимоновская и дымковская.

В двух словах - о глиняных игрушках вообще. Эти замечательные игрушки сегодня претерпевают упадок, так как их стиль - наивный и незатейливый, на фоне сегодняшнего времени порой кажется излишне примитивен. Но уверяю вас, это не так! Вглядитесь в них - в настоящих, возьмите в руки, и вы почувствуете их живое тепло и обаяние. К сожалению, многие фотографии в и-нете не выражают очарования этих национальных игрушек - особенно это касается Дымковской игрушки. Но я смогла найти удачные варианты.

Дымковская игрушка.
Дымковская игрушка - изначально "вятская игрушка" - один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья. К этому празднику женщины слободы Дымково лепили глиняные свистульки в виде различных животных: коней, коз, петухов, медведей. Когда праздник потерял своё значение - промысел всё же сохранился и со временем появились кавалеры, барышни и многие другие персонажи.
Весь процесс создания такой игрушки - творческий и уникальный, всё делается вручную и однажды, каждая игрушка неповторима. "Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Вся она — бьющая через край полнота ощущения радости жизни".

Читайте также: