Требования к игрушкам для детей с нарушением зрения

Обновлено: 27.04.2024

(Слайд 1, презентация) Дошкольный возраст – период первоначального ознакомления ребёнка с окружающей действительностью. В это время интенсивно развиваются его познавательные способности и познавательные интересы. Дидактические пособия, помогают ребенку познавать окружающий мир, основы взаимоотношений между членами коллектива, учится самоконтролю, влияния на их интеллектуальное развитие.

Дети с нарушением зрения получают недостаточно информации об окружающем мире, либо она искажена. Зрительное восприятие у таких детей происходит на суженной сенсорной основе, вследствие этого снижается качественный уровень представлений о том, что их окружает.

Л.И. Плаксина и другие исследователи отмечают, что дети с нарушением зрения при обследовании и опознание предметов, их свойств и качеств не используют в полной мере сохранные анализаторы.

Развитие сенсорного восприятия у дошкольников с нарушением зрения требует системной и постоянной работы тифлопедагога и воспитателей и, конечно, создание определённых условий, одним из которых является подбор дидактических игр и игрушек для развития тактильного восприятия (слайд 2, презентация).

Проблема, возникающая при подборе игр и игрушек для развития тактильного восприятия, состоит в том, что наша промышленность практически не предлагает игровых пособий для детей, имеющих патологию зрения, и педагогам приходится пользоваться тем, что выпускается для нормально-видящих детей. Поэтому, в детском саду мне приходится проявлять фантазию создавать специальные дидактические пособия и игры для детей с нарушением зрения.

Для развития и стимулирования тактильных функций используются различные игровые средства (слайд 3, презентация): тактильные дощечки, тактильные кубики, тактильные дорожки, контейнеры, мешочки, коробочки с природным материалом. Использование шнуровок, нанизывание бус, сортировка предметов пинцетом, дидактическое упражнение «Обведи по контуру» помогают развитию мелкой моторики и сочетаются с активизацией и стимуляцией зрительных функций, способствуют формированию бинокулярного зрения.

Основная цель данных дидактических пособий, учитывая особенности детей, - развитие тактильных ощущений и в целом их интеллектуального развития (слайд 4, презентация).

Оригинальность данных пособий заключается в следующем:

  • предназначено для решения целого комплекса задач обучения и воспитания: сенсорного, умственного, речевого, интеллектуального;
  • сделаны из простого подручного материала;
  • просты и удобны в обращении;
  • доступны, яркие, многофункциональны;
  • имеют высокую развивающую возможность, технологичность.

Многофункциональность пособий заключается в том, что его используют для различных видов детской деятельности: для развития зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, социально-бытовой ориентировки, развития речи, познавательного развития, формирования элементарных математических представлений.

Вот некоторые из них.

«Тактильный центр» (слайды 5, 6, презентация)

Центр тактильности способствует развитию тактильных анализаторов, мелкой моторики, развитию познавательной активности, памяти, мышления и воображения, зрительное внимание. Тактильный центр состоит из дощечек с наклеенными на нем различными предметами из разнообразных материалов с разными тактильными поверхностями. В этой игре детям даются следующие задания:

  • проведи пальчиками по поверхности;
  • найти на ощупь поверхность: мягкую, пушистую, гладкую, шершавую, неровную, ребристую;
  • предлагается показать поверхность: металла, дерева, камня, меха и т.д.;
  • с завязанными глазами ощупывает предмет на дощечке и описывает его;
  • ребенок описывает предметы, другой – угадывает, что он описал;
  • выстрой по порядку;
  • чего не стало;
  • что изменилось;

Таким образом, этот тактильный центр способствовал тому, что дети лучше распознают свойства и признаки предметов, овладевают навыками обследовательских действий, становятся общительнее, учатся работать в подгруппах.

«Тактильный мешочек» (слайды 7, 8, презентация)

С помощью этой игры можно развивать творческое воображение, тактильные ощущения, фантазии, внимания, тактильную память, тактильные представления. Игра состоит из одинаковых крышечек-боченков в которых наклеен тактильный материал: наждачная бумага, ковролин, разная ткань (вельвет, кожа, джинсовая ткань, гобелен, мех).

Для начала изучите с ребенком все бочонки с материалом, прощупайте, найдите одинаковые.

Затем положите в мешочек несколько пар бочонков и постарайтесь вытащить одинаковые. Со временем можно усложнять игру, добавляя в мешочек новые пары крышек-бочонков.

С помощью тактильного мешочка зрительное внимание у большинства детей становится конкретным и запоминающим. Через поисковую деятельность у детей расширились знания об окружающем мире, обогатился словарный запас. У детей продолжается формироваться осознанное отношение к своим действиям. Тактильный мешочек помогает детям стать раскрепощеннее, более точными в действиях, что способствовало повышению развития мелкой моторики, умению преодолевать трудности.

«Волшебные дорожки» (слайд 9,10, презентация)

Игра с дорожками направлена на развитие зрительного восприятия, тактильных ощущений, ориентировки в пространстве, умение перемещать в заданном направлении, развиваются зрительные функции: прослеживания, цветоразличения, развивается мелкая моторика и зрительно-моторной координации. Она состоит из дощечки, на которой разноцветными шнурочками вышиты дорожки. Каждая дорожка из разных тесемок, шнуров.

При выполнении упражнений дети сначала знакомятся с различными линиями, у детей совершенствуются навыки точных действий руки под контролем зрения и происходит развитие зрительных операций и умений.

Дети упражняются в зрительном анализе линии, её называние (прямая, волнистая, гладкая, шершавая, зигзаг); рисование её руками в воздухе; обведение линии указательным пальчиком; проведение по линии сверху вниз.

Упражнения вводятся и усложняются постепенно.

Далее предлагаются различные задания:

  • пройди по гладкой линии красного цвета, волнистой линии синего цвета, белой линии;
  • пройди по дорожкам по образцу;
  • спустись по дорожке сверху вниз и поднимись по дорожке снизу вверх;
  • найди дорожку с закрытыми глазами;
  • найди самую толстую (тонкую) дорожку;

Волшебные дорожки помогают детям лучше ориентироваться в пространстве. Дети учатся последовательно и четко описывать свои действия.

Таким образом, дидактические пособия, способствуют развитию тактильных ощущений детей с учётом их особенностей, помогают развивать ребенка интеллектуально, успешно решать задачи социальной адаптации дошкольников с нарушением зрения и повышать результат лечебно-восстановительной работы, что в свою очередь обеспечивает высокий уровень компенсации дефекта, т.е. способствует повышению остроты зрения у детей.

В учебно-методическом пособие говориться о принципах отбора игрушек для детей с нарушенным зрением. Рассказывается о том, какие игрушки считаются "умными" для ребёнка со зрительной депривацией, начиная с младенческого возраста и заканчивая старшим дошкольным возрастом. Одновременно прослеживается психо-моторное развитие маленького человека. В пособие обращается внимание на важность первых игрушек, которые стимулируют,активизируют и развивают систему сохранных анализаторов. Пишется о важности развития познавательной активности у детей раннего и младшего дошкольного возраста. Кратко рассказывается об основной игрушке в среднем дошкольном возрасте- кукле. Подчёркивается необходимость специального обучения детей сюжетно-ролевым играм. В пособие также описаны основные требования к различным игрушкам: их величине, окраске, удобству держать в руке. Соблюдение этих требований обязательно при игре детей с серьёзными зрительными проблемами.

ВложениеРазмер
printsipy_otbora_igrushek_dlya_detey_s_narushennym_zreniem.docx 17.99 КБ

Предварительный просмотр:

Принципы отбора игрушек для детей с нарушенным зрением

Каждый период жизни человека характеризуется определённой деятельностью. Ведущая деятельность ребёнка – игровая.

В психологическом словаре, термин» игра» обозначает форму деятельности в условных ситуациях, направленную на воссоздание и усвоение общественного опыта.

В структуру игры детей входит: роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средства реализации этих ролей; игровое употребление предметов, то есть замещение реальных предметов игровыми; реальные отношения между играющими.

Как мы видим, в словаре дано определение игры, которую мы называем сюжетно-ролевой.

Помимо сюжетно-ролевых игр на различные темы («семья», «магазин») дети играют в развивающие и дидактические (пирамидки, мозаики, лото), в игры на конструирование (конструкторы, кубики, модули), в подвижные игры, в игры-забавы, в игры, направленные на социально - эмоциональное развитие.

В играх происходит формирование и развитие психических процессов ребёнка. Детей с нарушенным зрением необходимо целенаправленно знакомить с игрушками

и учить ими пользоваться. Ведь без наличия игрушек и без умения взаимодействовать с ними, никакой игры не состоится. Не состоится и развития: психического, физического, не будет развиваться личность маленького человека.

Какие же игрушки могут считаться «умными» для детей с глубокими нарушениями зрения?

Эти игрушки должны быть направлены на активизацию органов чувств и являться стимуляторами зрительного восприятия и сохранных анализаторов.

Проследим развитие детей со зрительной депривацией, начиная с младенчества, и вспомним, какие коррекционные игрушки необходимы уже с раннего возраста нашим воспитанникам. Не будем забывать о том, что дети дошкольного периода одинакового возраста по своему развитию могут сильно отличаться друг от друга по различным параметрам и иметь разные психический и физический уровни развития.

В первые полгода детям важно развивать зрительное, слуховое, тактильное сосредоточение и соответствующие ориентировочные реакции.

Без специального обучения ребёнок с нарушенным зрением это не разовьёт в полной мере, а в привычку могут войти стереотипные движения и действия.

  • Мы предлагаем следующие игрушки, развивающие чувственное восприятие: яркие музыкальные погремушки с различными поверхностями; пальчиковые бассейны с различными природными материалами, крупами и мелкими игрушками; массажные ёжики; звучащие браслетики, надеваемые на ноги и руки; различные бусы.

С помощью этих игрушек мы стимулируем и развиваем не только психическое, но и физическое развитие. Малыш, не имеющий возможности видеть и осознавать себя зрительно, шевелит ногами и руками, слыша одновременное звучание браслетов. Он начинает понимать, что совершает некоторые действия. Подключаются и мускульные ощущения.

По мере роста ребёнка развивается его общая моторика. Он уже умеет хорошо держать голову, поворачиваться со спины на живот и обратно, лежать на животе, брать, удерживать игрушки и совершать с ними манипулятивные действия. Ребёнок гулит, лепечет, повторяет звуки слоги.

В следующие полгода он учиться ползать, сидеть, вставать, ходить.

Вышеописанное развитие относится к возрастной норме, у детей с нарушенным зрением все этапы могут быть более замедленными. Родители и педагоги помогают ребёнку увереннее ориентироваться на себе, в малом и большом пространствах. Стимулируют интерес к исследованию окружающего и развивают познавательную активность на основе взаимодействия всех анализаторов.

  • В младшем дошкольном возрасте начинаем учить детей специфическим действиям с конкретными игрушками: пирамидки три, пять колец, составные стаканчики, бочонки, простой конструктор типа «лего» (однородный, однотонный, постепенно расширяем детали по форме, цвету и величине), машинки, юла.

Детям должно быть удобно держать игрушки, они должны помещаться в ладонь, должны мыться и иметь стойкую окраску. Все действия – от пассивных до активно-самостоятельных.

  • Далее знакомим со следующими игрушками: игрушечные автомобили-каталки; заводные игрушки, которые нужно предлагать осторожно, предварительно рассказав и показав её неподвижной, что бы не испугать. Заводные игрушки должны быть простыми по структуре. Заводные автомобили и вертолёты в младшем дошкольном возрасте не предлагаем, они будут актуальны для ребёнка позже. Для маленького ребёнка будут интересны различные «волчки», небольшие игрушки-забавы типа «клюющий цыплёнок». Так же для ребят будут интересны музыкальные игрушки: колокольчики, бубен, барабан, дудочки, мелодичные свистульки. В младшем дошкольном возрасте уже можно предлагать куклу 30-35 сантиметров. Она должна быть упругой на ощупь, с выразительным лицом яркой раскраски, удобным для осязания. Одежда – простая, легко снимающаяся. На ногах – тапочки, носки. Должны быть игрушечные посуда, мебель. Все действия – от пассивных до активно-самостоятельных, непременно оречевляемых взрослыми. Одновременно со знакомством с куклой предлагаем мягкие игрушки, изображающие знакомых животных из сказок. Животные должны быть в естественных стоящих позах. Окраска и форма должны быть реалистичными.

Дети среднего дошкольного возраста играют по сути в те же игрушки, но содержание игр становится более разнообразным.

  • Основная игрушка – кукла. Куклы могут представлять девочек и мальчиком, младенцев, старших детей. В одежде должны быть различия, она должна быть разнообразна по набору, по цвету и по осязательным качествам.

В одной игре – не более одной, двух кукол, при большом количестве ребёнку трудно будет построить игру.

При игре с куклой необходимо много вспомогательного игрового материала, который должен быть прочным, простым по конструкции, устойчивым. Пригодятся наборы типа: «маленький доктор», «маленький парикмахер».

Обучение сюжетно-ролевой игре и последующее сопровождение осуществляется взрослыми (родителями, педагогами), иначе самостоятельные незакреплённые действия у детей могут свестись к манипулированию предметами. Далее предлагаем детям:

  • транспортные игрушки – легковые, грузовые машины, специальные машины, железная дорога;
  • игрушки, изображающие бытовую технику – утюг, пылесос и т.п.
  • различные дидактические игры, направленные на совершенствование функциональных движений рук, мелкой моторики, более усложнённые по сравнению с играми, предназначенными для младшего возраста.
  • игры на конструирование, как на столе, так и на полу с деталями разнообразной формы, величины и цвета.

В старшем дошкольном возрасте основные требования к игрушкам остаются. К играм добавляется разнообразие, характер их усложняется. Для игры с куклой можно активно использовать картонную коробку в качестве макета комнаты или квартиры для неё. Из коробок можно сделать двух-трёх этажный дом и наполнить его разнообразными атрибутами. Это будет способствовать дополнительному обучению детей навыкам ориентировке в пространстве.

Следуя данным принципам отбора игрушек и игр для детей со зрительной депривацией, мы поможем им перенять опыт взаимодействия людей друг с другом наиболее точно.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект интегрированной НОД по развитию речи в средней группе для детей с нарушением зрения на тему "Путешествие в магазин игрушек"

Интеграция образовательных областей: Социализация; Коммуникация; Физическая культура.


консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»

консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения».


Конспект открытого коррекционного занятия для детей с нарушением зрения в старшей группе «Путешествие в страну игрушек»

Конспект открытого коррекционного занятия для детей с нарушением зрения «Путешествие в страну игрушек» в старшей группе.Программное содержание. Образовательные задачи:1.Обобщить знания детей о р.

Пьеса-сказка с элементами инклюзии для детей с нарушением зрения «Снеговики» для детей с нарушением зрения

Адаптированная сказка для детей с нарушением зрения с применением кукольного театра и вокальных номеров на основе статьи Ирины Бодраченко, журнал «Начальная школа», №3, 2006г.

Загадки для детей дошкольного возраста. Принципы отбора загадок для детей дошкольного возраста.

Загадка – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.Главная особ.

Подбор игрушек для ребенка с нарушением зрения

Непременным условием своевременного и гармоничного развития ребенка (как с нормальным зрением, так и с нарушенным зрением, слепого) является игра. В организации игры ребенка раннего возраста, особенно.


Конспект НОД по сенсорному развитию в ДОУ компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения во 2-ой младшей группе Тема: «Путешествие в страну игрушек»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по сенсорному развитию во 2 младшей группеТема: «Путешествие в страну игрушек».Цель: Формировать восприятие цвета, формы, величины пр.

У слепого ребенка отсутствует зрительное восприятие,которое является ведущим в осознании окружающего мира.Вследствии этого родителям необходимо максимально увеличить поток информации, поступающей через другие анализаторы.Игры и игрушки дают нашим детям основы взаимоотношений между объектами окружающего мира,их характеристики и свойства,развивают мелкую моторику.

ВложениеРазмер
trebovaniya_k_igrushkam_dlya_slepyh_detey.docx 15.93 КБ

Предварительный просмотр:

Требования к игрушкам слепых детей

У слепого ребенка отсутствует зрительное восприятие, которое является ведущим в осознании окружающего мира. Вследствие этого родителям необходимо максимально увеличить поток информации, поступающей через другие анализаторы. Различные образцы материалов для ощупывания для развития тактильного восприятия. Речевое сопровождение и детальное описание всех предметов и действий. И, конечно, развитие игровой деятельности, которая в дошкольном возрасте обладает основной информационной нагрузкой. Игры и игрушки дают нашим детям основы взаимоотношений между объектами окружающего мира, их ведущие характеристики и свойства, развивают мелкую моторику. Рассмотрим свойства игрушек, необходимых для развития игровой деятельности слепых детей.

  1. Цвет. Желательно выбирать игрушки ярких, насыщенных цветов, светящиеся или со световыми индикаторами. В первую очередь у слепых детей необходимо развивать остаточное зрение. Даже светоощущение может впоследствии очень помочь для ориентировки в пространстве. Для развития светоощущения нужны игрушки, которые мигают, светятся в темноте, что является важным стимулом развития остаточного зрения. При этом необходимо не только сохранить остатки зрения, но и научить ребенка ими пользоваться, что впоследствии будет стимулировать его познавательную деятельность и интеллектуальное развитие.
  2. Материалы и фактура. Материал должен быть приятным на ощупь, иначе ребенок будет отказываться от игрушки. Также, материалы и фактура игрушек должны быть разнообразными: дерево, пластмасс, металл, ткань, мех, резина с гладкой, шершавой, рифленой поверхностью. Это способствует развитию тактильной чувствительности и обогащает познания об окружающем слепого ребенка.
  3. Твердость и прочность. Твердый материал сохраняет форму предмета, что в познании форм объектов реальной жизни, отображенных в игрушках, компенсирует отсутствие зрения. Так же слепые дети в ходе игровой деятельности с игрушками прилагают к ним определенные усилия, сжимают, мнут, гнут, растягивают и даже кусают их. Могут стучать ими об пол или стены, что бы появился звук, что является одним из методов познания слепыми детьми окружающего мира через слуховой анализатор. Поэтому необходимо подбирать игрушки не только достаточно плотные и твердые, но и прочные, что б они не раскололись и не травмировали ребенка.
  4. Гигиенические требования. Как уже было сказано выше, обследование игрушек слепыми детьми проводится не только руками. При обследовании предметов окружающего мира все маленькие дети, а слепые в особенности, подносят их к лицу, обнюхивают, кусают, облизывают. Поэтому игрушки обязаны соответствовать определенным санитарно – гигиеническим нормам: должны отсутствовать мелкие отдельно прикрепленные детали, материалы должны быть нетоксичными, не пористыми, чтоб легко мыться.
  5. Звуковое сопровождение. Желательно, чтоб первые игрушки, а также многие последующие игрушки (мячи, другие передвижные игрушки, игрушки, изображающие представителей животного мира) слепого ребенка были озвучены. Это дает возможность малышу развиваться сразу по нескольким направлениям: во – первых, развитие слуховой функции, во — вторых – ориентирование в пространстве, в – третьих, обогащение знаний об окружающем мире. Так как у таких детей отсутствует зрительный образ предмета, то они строят свое узнавание его на звуковом сигнале. Так же, по звуку слепые дети хорошо ориентируются в пространстве, развивают возможность манипулирования предметами и общую моторную ловкость.
  6. Размер. У слепых детей должны быть игрушки разного размера, начиная от 9 см. Мелкие игрушки необходимы на первых трех годах жизни, когда ребенок только овладевает навыками распознавания формы, размера, структуры предмета и начинает производить элементарную классификацию и сравнение предметов. Это, в основном, простые геометрические фигуры: пирамидка, строительный конструктор. Игрушки же, отождествляющие объекты окружающего мира, наоборот, по возможности, должны отображать реальные пропорции (куклы, игрушки, изображающие представителей животного мира, фрукты, овощи), что отражало бы основные, существенные признаки натурального предмета.
  7. Запах. Материалы, из которых изготовлены игрушки, их части, покрытие, наполнитель должны быть без запаха. Сильный запах может оттолкнуть ребенка, вызвать аллергическую реакцию либо сформирует образ предмета, связанный с определенным запахом. Последнее крайне нежелательно, так как у слепых людей обоняние развито сильнее, чем у нормально зрячих, запах является таким же маркером предмета или объекта, как форма и цвет. Поэтому, не обладая зрительными ориентирами, слепой ребенок не будет узнавать идентичные предметы, если у них будет отсутствовать соответствующий запах. Это может путать ребенка, мешать верному восприятию окружающей реальности.

Крайне важно развивать сенсорные эталоны слепых детей с младенчества. Обучение формам, размерам, распознаванию материалов должно идти параллельно с обучением распознаванию запахов. Подобное совмещение позволяет развивать у слепого ребенка наиболее качественные знания об окружающем мире.

Так же не стоит опасаться давать слепым детям разборные игрушки: пирамидки, кубики, конструктор. Они благотворно влияют на развитие мелкой моторики и способствуют ориентировке в микро пространстве. При этом стоит соблюдать только одно правило: не оставляйте малыша одного с такими игрушками.

В заключение необходимо добавить, что игровая деятельность слепых детей развивается параллельно с деятельностью нормально видящих детей, проходит те же ступени по формированию основных игровых навыков и примерно в одинаковом возрасте, но при условии, что интеллект ребенка сохранен, и в отношении воспитания слепого ребенка были применены коррекционные средства и методы обучения.

Непременным условием своевременного и гармоничного развития ребёнка (как зрячего, так и слепого) является игра. В организации игры ребёнка, особенного слепого, особое место занимают игрушки.

В отношении незрячих детей игрушки выполняют не менее важную функцию. Осязательное обследование деталей игрушек, действий с ними способствуют развитию мелких движений рук, формированию правильных приёмов осязательного обследования, овладению действиями с предметами. Кроме того, игрушки знакомят детей с образами животных и с предметами, представление о которых дети пока ещё не могут получить из своей жизненной практики.

Для слепых детей создаются специальные дидактические игры и игрушки.

Дети раннего возраста избирательно относятся к материалу, из которого выполнена игрушка. Это объясняется тем, что слепой ребёнок чувственно, с помощью осязания, овладевает окружающей действительностью.

Холодные материалы могут быть неприятны для осязания. Игрушки, выполненные из них, вызывают у слепых детей отрицательную эмоциональную реакцию. И, как правило дети отказываются играть с ними. Напротив, мягкие тёплые материалы стимулируют познавательную активность.

Слепого ребёнка необходимо знакомить с различными материалами и свойствами. Поэтому его следует знакомить и учить играть с игрушками, выполненными из различного материала: дерева, пластмассы, резины, ткани, меха и т. д. Исключение составляют игрушки из бумаги, они очень непрочны. Слепой ребёнок, обследуя игрушку и действуя с нею, сжимает её пальцами, с большим усилием нажимает на неё, мнёт игрушку в руках, стучит ею о стол, прислушиваясь к звуку, который она издаёт. Поэтому к прочности игрушек должны предъявляться повышенные требования.

Неприемлемыми для игры слепых детей являются сюжетно–образные игрушки из столь мягких материалов, что при нажатии на игрушку изменяется её форма. Это значительно затрудняет создание у ребёнка привольного образа игрушки.

Игрушки должны отвечать определённым гигиеническим требованиям: легко мыться, краска покрывающая игрушку, должна быть прочной, не токсичной.

Немаловажное значение при подборе игрушек для слепых детей имеют их размер. Мелкие игрушки нужны для всех слепых детей. Но такие игрушки должны быть не менее 9 сантиметров. Однако в зависимости от возраста ребёнка и уровня его психического развития они выполняют разные функции.

Действия с мелкими игрушками способствуют формированию ручной умелости детей, развитию тонкой моторики.

Особые требования предъявляются к художественно – образному решению игрушек. Большинство игрушек с изобразительным видовым образом не соответствует по своему художественно – образному решению особенностям восприятия слепых детей. Однако с некоторыми из них слепые дети могут правильно и с удовольствием действовать. При этом они будут воспринимать игрушку только с точки зрения её функции: матрёшки можно разложить и сложить, в свистульку можно свистеть.

Для слепых детей раннего возраста неприемлемы стилизованные игрушки. Для них нужны игрушки, которые имели бы реальную форму частей и в которых в то же время были бы отражены лишь основные, существенные признаки вида. Эти признаки могут быть усилены лишь настолько, чтобы не исказить реальные пропорции изображённого в игрушке предмета.

В воспитании слепого ребёнка большое значение имеют погремушки, различные дидактические игрушки, строительные наборы и универсальные конструкторы.

Следует подчеркнуть, что все игрушки должны быть аккуратно выполнены, так как слепые дети при их обследовании обращают внимание на малейшую шероховатость, на швы и места соединения деталей. Небрежно выполненная игрушка затрудняет формирование у ребёнка образа, не вызывает желания играть с ней.

Существует целый ряд игрушек, помогающих развитию движений рук слепого ребёнка, развитию его осязательного восприятия, формированию умения соотносить предметы по величине в процессе действия с ними. К таким игрушкам, прежде всего, относятся пирамидки, матрёшки, вкладные шары, кубики или стаканчики.

Пирамидка должна состоять не больше чем из трёх колец одного цвета. Колпачок пирамидки может отличаться по цвету от колец и быть различной формы.

Поскольку слепые дети нередко находят отверстие кольца языком, пирамидка должна хорошо мыться, иметь стойкую окраску, этому требованию вполне удовлетворяет пластмасса. Однако лучше, если стержень пирамидки сделан из дерева, так как пластмассовый стержень гнётся при надевании на него колец. Кроме того, деревянная пирамидка “теплее”, приятнее для осязания.

Развитию пальцев рук малышей с глубокими нарушениями зрения способствует винтовая пирамидка. Это стержень с винтовой нарезкой, на которой навинчиваются различные по форме и цвету элементы.

В отличие от пирамидки, матрёшки, вкладные шары или кубы нельзя собирать в случайном порядке, а это обычно вызывает у детей большие трудности.

Формированию умения слепого ребёнка ориентироваться в ближайшем пространстве, умения координировать свои движения, сравнивать предметы по форме, величине, положению в пространстве служат строительные материалы. В процессе игры со строительными материалами у детей формируются пространственные умения и навыки.

Развитию движений слепого ребёнка и формированию у него приёмов ориентировки в большом пространстве способствуют игры с мячом. Наиболее подходящим является озвученный мяч, а также резиновый мяч средних размеров. Резиновый мяч имеет преимущество перед пластмассовым: обладает большой упругостью и, что очень важно, отскакивая от твёрдой поверхности, издаёт приятный звук – “звенит”.

Для развития ориентировки детей в большом пространстве также могут служить игрушечные автомобили и мотоциклы – каталки, сидя на которых дети передвигаются, отталкиваясь ногами от земли, а также лошадки на колёсиках. Кататься на них дети должны только под наблюдением взрослого и при наличии на участке ровной площадки или прямой дорожки, свободной от посторонних предметов.

Малыши должны приобрести опыт обращения с движущимися игрушками. Движения заводных игрушек должны быть простыми по структуре, а зона их действия небольшая. В то же время ребёнку можно предложить волчок, клюющего цыплёнка и другие игрушки – забавы. Из нескольких типов волчков, выпускаемых промышленностью, наиболее подходит волчок с фиксированным основанием. Такой волчок сравнительно легко приводится в движение самим ребёнком. Кроме того, вращающийся на одном месте волчок облегчает ребёнку возможность проследить за его вращением. Дети дотрагиваются до него руками, используют остаточное зрение.

С заводными игрушками малышей следует знакомить с осторожностью. Необходимо предварительно рассказать об игрушке, показать её неподвижной, иначе она может напугать ребёнка.

В жизни слепого ребёнка большое значение имеют слуховые ощущения. Поэтому воспитание слухового восприятия должно происходить с раннего возраста. Значительную помощь в этом оказывает использование музыкальных игрушек: колокольчик, бубен, барабан, дудочка, свистулька, металлофон и т. д. При этом нужно помнить, что звучание игрушек не должно быть резким, иначе у ребёнка не возникнет желания взять игрушку в руки и играть с ней. Кроме того, слепые малыши часто боятся резких, громких звуков.

Слепых детей нужно познакомить с куклой. Кукла должна быть среднего размера (20-30 см.). Кукла должна быть упругой. В противном случае игрушка будет легко поддаваться деформации, тем более, если учитывать, что слепым детям свойственно сильнее нажимать на игрушку при действиях с нею, чем зрячим. Искажение формы отдельных частей куклы может отрицательно повлиять на создание у слепого ребёнка правильного представления об игрушке в целом.

У куклы должны быть выразительные глаза и рот. Желательно, чтобы глаза закрывались с приклеенными ресницами, но не нарисованными. Необходимо, чтобы нос, уши, брови куклы имели чёткую, удобную для осязания форму. Голова, руки и ноги куклы обязательно должны быть подвижными. Наконец, кукла должна иметь простую, легко снимающуюся одежду, застёжка может быть на кнопках или пуговицах. Хорошо, если на ногах у куклы есть носки или тапочки.

Малышам с глубокими нарушениями зрения для игры необходимы игрушечные животные, сделанные из различных материалов. Эти игрушки должны подчиняться общим требованиям, предъявляемым к игрушкам для слепых детей: они должны быть не стилизованными, приятными для осязания.

Взрослому не следует заниматься с ребёнком всё время его бодрствования, к чему стремятся некоторые родители. Малыш должен учиться играть самостоятельно. Для этого можно положить рядом с ним ещё одну - две игрушки, время от времени надо проверять, занят ли он игрушками, другими предметами или безучастно сидит. В последнем случае необходимо постараться вовлечь его в игру с другой игрушкой.

Как выбрать игрушки ребенку с нарушениями зрения: рекомендации специалиста социального центра

Чтобы не нанести вред ребенку с нарушениями зрения, к покупке любой игрушки нужно подходить осознано, а лучше всего проконсультироваться со специалистом. Подробнее об этом рассказала клинический психолог центра «Формула роста» Юлия Иванова.

Введение в игру в первые годы жизни

Когда мама берет на руки грудного ребенка, его мозг уже запускает функцию зрительного анализа, глазки фокусируются на ее лице. Мобили, прикрепленные к люльке, или погремушки — это самые первые игрушки, которые способствуют развитию ребенка.

«Появившись на свет, малыши изучают окружающий мир прежде всего визуально, формируют первичные навыки ориентации в пространстве. А нарушение зрения мешает в этом важном процессе. Из-за этого ребенку без специальных занятий и коррекции зрения непонятно, что перед ним: предмет или цветовое пятно. В основном все первые годы жизни обучение и развитие детей происходит с помощью игрушек», — рассказывает Юлия.

Дотрагиваясь до предмета, дети с плохо развитым зрением воспринимают их разнообразные свойства и признаки, такие как температура, форма, вес, величина, упругость и плотность. Они учатся добиваться успеха в игре, преодолевать робость, обучаясь различным приемам взаимопомощи. Таким образом появляются первые игровые элементы или подобие правил.

Правильный подбор игрушек

В ежедневных играх с ребенком, у которого имеются нарушения зрения, рекомендуется использовать следующие виды игрушек:

— игрушки с четко выраженными характерными признаками предмета;

— реальные предметы, окружающие ребенка в повседневной жизни;

— фигурки красного, желтого, синего, оранжевого и зеленого цветов, плоскостные и объемные;

— изображения простые, без лишних деталей, с четким контуром, контрастные по отношению к фону, без бликов.

Родителям не следует покупать игрушки с большим количеством деталей, сложной формы, огромного размера и те, что искажают образ предмета или животного.

Не забывайте хвалить и поддерживать

Все игрушки во время игр нужно показывать ребенку статично, чтобы он мог сосредоточить свой взор. Для детей со сходящимся косоглазием — на подставке, а с расходящимся — на горизонтальной плоскости. Очень важно, чтобы родители помнили: их ребенок не может научиться играть самостоятельно, ему всегда нужна помощь взрослого.

Если малыш столкнулся с трудностью или не может выполнить задание, поддержите его, покажите, как необходимо действовать. Если он не понимает, что нужно делать, надо вовлекать других членов семьи, детей. Поддерживайте все попытки ребенка начать игру и продолжить ее по-другому.

«Непрерывно хвалите его, выражайте это словами: «молодец», «хорошо», «правильно». Обнимайте, гладьте по голове или по руке вашего малыша. Тактильный контакт крайне важен!» — комментирует специалист.

Особенность развития ни в коем случае не должна ставить ограничения перед человеком в выборе жизненного пути, освоении разного рода профессий или возможности заниматься спортом. Поэтому именно с детства у родителей особого ребенка стоит задача создать правильный настрой и вселить оптимизм в своего малыша. Умело подобранные игрушки, модули и игры позволят в непринужденной атмосфере сформировать правильную картину мира и приобрести необходимые навыки.

Центры социальной помощи и реабилитации оказывают помощь семьям, в которых воспитываются дети с тяжелыми множественными нарушениями развития и ментальными нарушениями. Сейчас в столице работают четыре таких центра: «Семь-Я», «Формула роста», «Роза ветров» и «Дом детей». При возникновении вопросов, связанных с воспитанием детей, родители всегда могут обратиться к специалистам особых семейных центров.

Применение макетов как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возраста

Применение макетов как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возраста "Применение макетов, как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возраста"Современными научными.

Тактильная книга «Времена года» для детей с нарушениями зрения

Тактильная книга «Времена года» для детей с нарушениями зрения Цель дидактического пособия: Помочь ребенку с нарушениями зрения (слабовидение, амблиопия, расходящееся косоглазие) в обследовании и восприятии.

Игры с пособием «Весёлый ёжик» для детей с нарушениями зрения (цвет и форма)

Игры с пособием «Весёлый ёжик» для детей с нарушениями зрения (цвет и форма) «Весёлый ёжик» Цель: Развивать зрительное и слуховое внимание, логическое мышление, цветовое восприятие, память. Развивать ориентировку.

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с нарушениями зрения на тему «Осень» (старшая группа)

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с нарушениями зрения на тему «Осень» (старшая группа) Цель: Расширить представления детей о временах года (осени). Задачи: Обучающие: Вспомнить признаки осени. Развивать внимание и память детей.

Конспект занятия для детей с нарушениями зрения 5–6 лет «Маша идет в гости к мишке»

Конспект занятия для детей с нарушениями зрения 5–6 лет «Маша идет в гости к мишке» «Маша идет в гости к мишке» Тип занятия: Формирование сенсорных эталонов (величина) Тема «Маша идет в гости к мишке» Цель: формирование.

Консультация для родителей детей с нарушениями зрения «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?»

Консультация для родителей детей с нарушениями зрения «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?» Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать? Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной.

Лабиринты как средство развития ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения

Лабиринты как средство развития ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения Лабиринты – игры головоломки, которые являются средством развития ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Сегодня.

НОД по развитию ручной моторики у детей с нарушениями зрения в среднем дошкольном возрасте по теме «Деревья» Непосредственно образовательная деятельность по развитию ручной моторики у детей с нарушениями зрения в среднем дошкольном возрасте Тема:.

Опыт работы с детьми 3–4 лет с нарушениями зрения по формированию целостного образа предметов. Картотека дидактических игр

Опыт работы с детьми 3–4 лет с нарушениями зрения по формированию целостного образа предметов. Картотека дидактических игр Аннотация В данной статье хочется опубликовать опыт работы с детьми с нарушениями зрения 2 младшая группа. При проведении тифлопедагогического.

Читайте также: