Урок рисования дымковская игрушка 1 класс

Обновлено: 28.04.2024

На уроке рисования дети попадают в творческую мастерскую, где узнают об истории происхождения и особенности росписи дымковской игрушки и соблюдая законы красоты распишут игрушки.

ВложениеРазмер
Основной файл 31.5 КБ
Презентация 209.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по рисованию

«Импровизация на тему Дымковской игрушки».

Продолжить знакомство с народными промыслами, познакомить детей с новым для них промыслом – дымковская игрушка.

- познакомить с характерными особенностями росписи дымковской игрушки

-формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные работы с кистью в изображении знакомых элементов

- развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности

- воспитывать любовь к искусству народных мастеров.

Оборудование для учителя:

-проекционный аппарат для показа слайдов

-программа со слайдами

Оборудование для учеников:

-кисточка, краски, игрушки из глины, трафареты барыни, журнал мод для барыни

Дорогие дети, я рада видеть вас в творческой мастерской. Посмотрите друг на друга, на меня. Улыбнитесь!

Введение в тему. Создание проблемной ситуации.

От вашей улыбки стало светлее, а может от того, что к нам в гости пришли эти удивительные игрушки . Показ слайда.

-Назовите, кого вы видите? (на слайде филимоновская и дымковские игрушки)

-Давайте поиграем в игру «Третий лишний» и найдём среди этих игрушек одну лишнюю.

-Почему исключили эту игрушку? В чём различие? (в росписи, во внешнем виде)

-Это филимоновская игрушка и мы к ней ещё вернёмся, а две другие дымковские. Именно они нас сегодня интересуют. Показ слайда

-Как вы думаете, почему они получили такое название? (предположение детей)

-Опишите эти игрушки. (Дети описывают игрушки по плану, предлагаемому учителем. Название игрушек. Какой узор преобладает. Цвет росписи.)

Объяснение нового материала. Рассказ учителя.

Дымковская игрушка так называется, потому что родилась в слободе Дымково недалеко от города Вятки, что находится на реке Вятка. Разными ремёслами здесь занимались её жители, но дымковское дело привилось здесь лучше всего. Игрушки дымковских мастеров были самым ярким украшением ярмарки, на которой происходило праздничное гулянье с озорным и весёлым названием «Свистунья».

-А почему так назывался праздник? (предположения детей)

-Да, на этом народном празднике звенел весёлый пересвист дымковских свистулек- игрушек. Свистели все и взрослые и дети.

Показ слайда, на котором написано стихотворение .

Чем знаменито Дымково?

В ней нету цвета дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги

От капелек росы.

В ней что-то есть от радости

Гремящей, как басы.

Дети читают стихотворение хором.

-Тише! Тише! Игрушки рассказывают мне одну историю.

В некотором царстве, в волшебном государстве есть игрушечный город, в котором жили-были весёлые, яркие, нарядные игрушки. Каждый, кто не взглянет на них, невольно улыбнётся. Как много в них света, словно солнышко играет, словно весёлая песня звучит. Все они жили в своей стране свободно и весело. Но однажды случилось вот что. К ним в город прилетела злая старая колдунья. Она похитила самую красивую игрушку и заточила её в темнице своего мрачного подземелья. Все жители игрушечного города стали грустными и унылыми. На помощь к ним пришла добрая волшебница. Она рассказала, что злые чары колдуньи сможет разрушить волшебное слово, но чтобы его узнать, надо ответить на вопросы. Игрушки обращаются к вам за помощью.

Вы готовы помочь? Тогда давайте быстрее разгадаем и узнаем какую игрушку похитила и заточила в своём подземелье колдунья. Для этого надо вспомнить всё то, о чём мы сегодня говорили на уроке.

Показ слайда. Кроссворд.

-На какой фон наносятся яркие узоры? (белый).

-Из чего лепят игрушки? (глина).

-Каким узором украшали мастера игрушки? (геометрический).

-Как называется старинная слобода, из которой пришли эти удивительные игрушки? (Дымково).

-Как называется праздник, который проходит на берегу реки Вятка? (Свистунья)

-Как называется город, рядом с которым находится Дымково? (Вятка)

На слайде высвечивается слово барыня.

Показ слайда. Танцующая барыня.

Девочкам предлагается порадовать барыню. На альбомный лист по трафареткам обвести барыню и расписать её костюм. Из получившихся работ создать «Журнал мод для барыни».

Мальчикам - расписать игрушки, которые были слеплены из глины на уроках труда.

Во время работы учитель включает музыку и поясняет ученикам о том, что не следует копировать образцы дымковских игрушек, предлагая им импровизировать, опираясь на стиль формы и декора известной игрушки, расписывая по законам красоты.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Урок изобразительного искусства в 1 классе

по теме: «Дымковская игрушка»

Цель: приобщение учащихся к духовному опыту поколений.

- познакомить с народным промыслом - дымковской игрушкой;

- учить выделять характерные особенности дымковской игрушки;

- дать понятие «узор»;

- формировать у учащихся умения рисовать кистью элементы узоров;

- формировать умение делать зарисовки по мотивам дымковской росписи;

- способствовать проявлению аккуратности в работе, развивать фантазию и наблюдательность учащихся;

- воспитывать интерес и любовь к народному искусству, чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России.

Оборудование : слайдовая презентация, игрушка-шаблон для раскрашивания, кисти, гуашь, листы для тренировки выписывания узоров.

1. Организационный момент.

Подойдите к своим партам,

Обведите взглядом их.

Все ль готово там, в порядке?

Все ль сейчас лежит на них?

Вы друг другу улыбнитесь,

На места свои садитесь.

Начинаем наш урок,

Пусть он всем пойдет впрок.

2. Актуализация опорных знаний

- Ребята, есть ли у вас дома игрушки?

- Из чего они сделаны? (Из пластмассы, резины, металла, меха)

- Они сделаны из современных материалов. Но наряду с ними до сих пор еще пользуются большой популярностью нарядные глиняные и деревянные игрушки. В руках мастеров происходит чудесное превращение природного материала в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называются центрами народных промыслов. Сегодня мы познакомимся поближе с одним из них.

- Ребята, а вот и гости к нам пожаловали. (Слайд 1)

- Гости к нам прибыли из старинной деревни Дымково.

- Чем знаменито Дымково?

Там любили песни, пляски.

В селе рождались чудо – сказки.

Вечера зимой так длинны,

А лепили там из глины

Мы поклонимся не раз.

И о дымковской игрушке

Поведем сейчас рассказ.

- А почему игрушку называют дымковской? (Ответы детей)

3. Изложение нового материала.

- Дымковская игрушка потому так и называется, что родилась она в селе Дымково, недалеко от реки Вятки. (Слайд 2) В давние времена жители этой слободы, от мала до велика, лепили глиняную игрушку. (Слайд 3) В старину вятичи весной встречали Ярилу – бога солнца и плодородия – веселым свистом глиняных дудочек. Тот весенний праздник проводов зимы назывался в народе «Свистунья». На этом празднике дымковские игрушки – свистульки - были у всех – и у взрослых, и у детей. (Слайд 4) Люди верили, что свистом могут прогнать злые силы.

- А почему праздник называется Свистунья, как вы думаете? (Ответы детей)

- Об этом рассказывает легенда. Однажды к городу подошли враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи придумали хитрость. Все жители города, даже маленькие дети, получили по маленькой глиняной свистульке. Подкравшись ночью к стану врага, они подняли отчаянный свист. Так, наверное, свистел сказочный Соловей-Разбойник, от свиста которого отлетали маковки на теремах, шатались деревья, и замертво падали кони. Враги решили, что их окружили подоспевшие на выручку дружины и в страхе бежали. С тех пор горожане отмечают свой праздник - Свистунью. И ни один праздник не обходится без ярких игрушек, которые вы сейчас увидите.

Левый рог – завиток,

Правый рог – завиток,

На груди – цветок. (Слайд 5)

Кони глиняные мчатся

На подставках что есть сил.

И за хвост не удержаться,

Если гриву отпустил. (Слайд 6)

Посмотри, как хороша,

Эта барыня душа!

Щечки алые горят,

Удивительный наряд! (Слайд 7)

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост,

Точно солнечный цветок,

Да алеет гребешок. (Слайд 8)

4. Организация практической работы.

1) Рассматривание игрушек.

- Какое настроение создают эти игрушки? (Веселое, радостное)

- Почему веселое и радостное? (Игрушки светлые, яркие, нарядные)

- Давайте полюбуемся дымковскими игрушками. Какого цвета в них больше всего? (Преобладает белый цвет)

- А знаете ли вы почему? (Ответы детей)

- Можно предположить, что белый фон взяли мастера от заснеженных полей. Лепили игрушки чаще всего зимой, когда вокруг было белым-бело. В тех местах зима длинная, а снега много. Сидит мастер у окна, видит вокруг все в снегу, и хочется ему игрушку сделать такой же чистой и белой, как снег. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками, которые особенно хорошо выделялись на белом фоне.

2) Гимнастика для глаз.

Хорошо гостей встречали,

Глазки у ребят устали. (поморгать глазами )

Посмотрите все в окно, (повернуть глаза в сторону окна)

Ах, как солнце высоко! (поднять глаза вверх)

Мы глаза сейчас закроем, (закрыть глаза)

В классе радугу построим, (нарисовать глазами дугу)

Вверх по радуге пойдем, (поднять глаза вверх)

Вправо, влево повернем, (повернуть глазами вправо, влево)

А потом скатимся вниз, (опустить глаза вниз)

Жмурься сильно, но держись! (зажмурить глаза и открыть).

3) Анализ дымковского узора.

- А теперь посмотрим, кто из вас внимательный. Вы будете на экране рассматривать дымковские игрушки и примечать, какими узорами их расписывали. (Кружочки, клеточки, полоски, волнистые линии, точки, кольца, веточки и другие, слайд 9)

- По форме узоры просты и незамысловаты. Украшали этими узорами не случайно. Русский народ вкладывал в них особый смысл: круги означали солнце, волнистые линии – воду, маленькие кружочки – семена, то есть все то, что окружало мастеров и символизировало богатую жизнь и хороший урожай. Люди верили в то, что эти символы будут оберегать их жилище, детей, их поля.

- Какие цвета использовали для выполнения дымковского узора? (Яркие - красный, зеленый, желтый, синий, белый)

4) Приемы выполнения узоров.

Учитель показывает на доске основные приемы дымковской росписи, дети повторяют на альбомных листах. (Слайды 9, 10)

- Мы начнем учиться с самых простых элементов:

а) берем кисточку и набираем красную краску;

б) в первой строке рисуем круги, следите, чтобы они были одинакового размера, и расстояние между ними тоже было одинаковым;

в) теперь набираем синюю краску и в центре каждого круга рисуем жирную точку. Краску какого цвета мы еще можем взять для этого элемента? (Желтую, зеленую).

Таким же образом объясняется написание других элементов росписи.

- Дети, обратите внимание, что элементы в строке и при росписи игрушек повторяются. Повторяющиеся элементы называются «узор».

5. Самостоятельная работа учащихся.

- Вы потренировались выполнять элементы дымковской росписи на листочке. Сегодня вы распишете дымковскими узорами игрушку-шаблон, а потом мы составим из ваших игрушек коллективное панно.

6. Итог урока. Рефлексия.

- Рассмотрите панно. Давайте подведем итог урока.

- Что нового для себя вы узнали на уроке?

- Какая работа давалась вам легко?

- Что было трудно?

- Если вам урок понравился, многое узнали, запомнили, сможете рассказать другим, то приклейте в свой блокнот смайлик.

- А если урок показался скучным, на уроке было трудно выполнять задания или ничего не запомнили, не поняли, то приклейте тучку.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

«План - конспект урока изобразительного искусства в 1 классе»

Куценко Татьяна Владимировна

Авторы учебника:

Тема урока: Дымковская игрушка.

Задачи: Познакомить детей с дымковской игрушкой как одним из видов народного творчества.

Цели урока:

v развивать любовь и интерес к народному творчеству

v развивать самостоятельность в выборе композиционных решений

v воспитывать аккуратность и творческое воображение.

Оборудование урока: изображения игрушки, рабочая тетрадь, фломастеры, карандаши, ластик.

Методы и приемы

-Здравствуйте, ребята! Посмотрите на парты, у вас должны лежать на партах рабочие тетради, фломастеры, карандаши, ластики, все лишнее уберите с парт.

2.Постановка темы и цели урока

-С каким из видов народного творчества вы познакомились на прошлых уроках? (Хохломская роспись, городецкая роспись. )

- Сегодня мы будем продолжать знакомиться с русским народным творчеством. Тема нашего сегодняшнего урока - дымковская игрушка.

3. Изучение нового материала

Ребята, кто-нибудь из вас видел дымковские игрушки?(да) Какие они? (Яркие, красочные, необычной формы.)

- Верно. А как вы думаете, почему эти игрушки назвали дымковскими?

(От того места, где их делают.)

-Да, они появились в селе Дымково, что находится под городом Киров. Но ведь дым серого цвета, а игрушки нарядные, красочные! Послушайте, что сказал о дымковскую игрушку поэт Фофанов:

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

В ней нету цвету дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы,

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы!

-Расположенная на берегу реки, слобода по утрам подернута легким туманом, как бы дымком. Возможно, с этим связано название слободы, а может, оно возникло оттого, что вился над каждым домом дым из русской печки, когда мастера обжигали игрушки.

Основание слободы относят к концу XV началу XVI в. Население, лишенное земельных наделов, занялось разными промыслами, в том числе игрушечным. Лепили игрушки из красной глины, затем обжигали, белили меловым грунтом на молоке и расписывали. По белому фону мастерицы "разбрасывали" яркие круги, клетки, мелкие и крупные горошины. Цвета выбирали самые разнообразные в неожиданных контрастных сочетаниях: оранжевый, зеленый, красный, розовый, желтый, голубой, сиреневый и др. Иногда поверх узора налепляли кусочки сусального золота, придававшего еще большую нарядность игрушке.

Веселый игрушечный народец отличается яркими красками. Барыни и кавалеры щеголяли своими нарядами, петухи и индюки своими пышными хвостами напоминают сказочные букеты, кормилицы хвастаются богатым семейством. В дымковской игрушке радуют пышность форм, буйство цвета и жизнерадостная фантазия.

Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника "Свистопляска". Как вы думаете, почему праздник назывался именно так? (Потому что на нем все свистели и пускались в пляс под эту музыку.)

-Правильно. Позднее ярмарка-праздник стала называться "Свистунья". Все посетители ярмарки, от мала до велика, считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку. Вся ярмарка наполняется свистом, а от этого праздник веселей! Спрос на игрушки очень велик.

После праздника глиняные расписные игрушки выставляли в окнах между рамами.

-Я вам сегодня на урок принесла несколько дымковских игрушек, которые есть у меня дома.

Что же общего у всех этих игрушек?( Белый фон, яркие краски, геометрические узоры, нарядные детали, обобщенная форма.)

-А почему у всех игрушек белый фон, как вы думаете? (Можно предположить, что белый фон взяли мастера от заснеженных полей. Лепили игрушки чаще всего зимой, когда все вокруг белым-бело. В тех местах зима длинная и снега много. Сидит мастер у окна, видит вокруг все в снегу, и хочется ему сделать игрушку такой чистой и белой как снег. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому расписывали их яркими красками, которые хорошо выделяются на белом фоне.)

- Нравятся ли вам эти игрушки?(да)

-Какая больше всего?

-Где расположен узор на дымковской игрушке? (На больших участках фигурки, на центральных и значимых.)

-Обычно орнамент возникает непосредственно в процессе росписи без предварительных эскизов, в соответствии с той или иной украшаемой фигуркой, поэтому связь формы и орнамента органична, неразрывна. При все кажущейся простоте один и тот же узор никогда не повторяется, поэтому найти две совершенно одинаковые игрушки невозможно.

Как правило, роспись выполняют в такой последовательности: у фигурок барынь, кормилиц, кавалеров головные уборы и одежду окрашивают одним ярким цветом, а затем широкие юбки и другие детали костюма украшают орнаментом. На белом лице с чуть выступающим курносым носом рисуют круглые красные пятна щек и рта, черные дужки бровей над точками-глазками. Волосы окрашивают черным или коричневым цветом. Уши, копытца зверей, клювы и гребешки птиц обычно окрашивают одним цветом, а всю остальную поверхность покрывают яркими узорами. Возможности украшения дымковской игрушки весьма разнообразны.

Знакомство с историей возникновения и собенностями росписи дымковской игрушки.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_dymkovskaya_igrushka.doc 243 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 1 классе

Работу выполнила: Иванова Мария Алексеевна

Тема урока: «Узоры, которые придумали люди.

Импровизация на тему Дымковской игрушки».

Тип урока: изучение нового материала

1)Художественные материалы: гуашь, кисти.

2)Зрительный ряд: анимация «Элементы узоров дымковской игрушки» , презентация материалов к уроку (образцы изделий, орнаментов), фонограмма отрывков из народных напевов.

Продолжить знакомство с народными промыслами, познакомить детей с новым промыслом – дымковская игрушка.

- познакомить с характерными особенностями росписи дымковской игрушки;

- развивать самостоятельность в выборе композиционных решений;

- развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности;

-воспитывать аккуратность и творческое воображение;

- воспитывать любовь к искусству народных мастеров.

Оборудование для учителя:

-проекционный аппарат для показа слайдов;

-программа со слайдами.

Оборудование для учеников:

-кисточка, краски, трафареты барыни.

Основные этапы урока

Методические приёмы и педагогическая деятельность

Умения, формируемые у учащихся

Проверка готовности к уроку.

- Дорогие дети, я рада видеть вас в творческой мастерской. Посмотрите друг на друга, на меня. Улыбнитесь!

Создание эмоционального настроения. Проверка готовности к занятию.

Умение организовывать своё рабочее место.

Самоконтроль своих действий.

2. Введение в тему. Создание проблемной ситуации.

Постановка и формулирование учебной задачи.

От вашей улыбки стало светлее, а может от того, что к нам в гости пришли эти удивительные игрушки. Показ слайда.

-Давайте поиграем в игру «Третий лишний» и найдём среди этих игрушек одну лишнюю (на слайде филимоновская и дымковские игрушки).

-Почему исключили эту игрушку? В чём различие?

-Это филимоновская игрушка и мы к ней ещё вернёмся, а две другие дымковские. Именно они нас сегодня интересуют. -Сегодня на уроке вы узнаете о различных узорах, которые создали люди, сами придумаете и создадите свой журнал мод для дымковской барышни.

Внимательно слушают учителя.

(в росписи, во внешнем виде)

Умение слушать в соответствии с целевой установкой.

3. Введение в тему урока.

-Как вы думаете, почему они получили такое название? ( От того места, где их делают. )

-Опишите эти игрушки.

( Яркие, красочные, необычной формы.)

Объяснение нового материала. Рассказ учителя.

Дымковская игрушка так называется, потому что родилась в слободе Дымково недалеко от города Вятки, что находится на реке Вятка.

Расположенная на берегу реки, слобода по утрам подернута легким туманом, как бы дымком. Возможно, с этим связано название слободы, а может, оно возникло оттого, что вился над каждым домом дым из русской печки, когда мастера обжигали игрушки.

Разными ремёслами здесь занимались её жители, но дымковское дело привилось здесь лучше всего. Лепили игрушки из красной глины, затем обжигали, белили меловым грунтом на молоке и расписывали. По белому фону мастерицы "разбрасывали" яркие круги, клетки, мелкие и крупные горошины. Цвета выбирали самые разнообразные в неожиданных контрастных сочетаниях: оранжевый, зеленый, красный, розовый, желтый, голубой, сиреневый и др. Иногда поверх узора налепляли кусочки сусального золота, придававшего еще большую нарядность игрушке.

Игрушки дымковских мастеров были самым ярким украшением ярмарки, на которой происходило праздничное гулянье с озорным и весёлым названием «Свистунья».

-А почему так назывался праздник?

- Все посетители ярмарки, от мала до велика, считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку. Вся ярмарка наполняется свистом, а от этого праздник веселей! Спрос на игрушки очень велик.

Показ слайда, на котором написано стихотворение .

Чем знаменито Дымково?

В ней нету цвета дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги

От капелек росы.

В ней что-то есть от радости

Гремящей, как басы.

Дети описывают игрушки по плану, предлагаемому учителем (план записан на доске):

Воспитать любовь к народному искусству, эмоциональную отзывчивость на произведения русских мастеров, развить эстетическое восприятие и чувство ритма.

- познакомить с характерными особенностями росписи дымковской игрушки

-формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные работы с кистью в изображении знакомых элементов

- развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности

- воспитывать любовь к искусству народных мастеров.

- Развить мелкую моторику.

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok_izo_v_1_klasse_dymkovskaya_igrushka.docx 1.33 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ИЗО в 3 классе "Дымковские игрушки"

Урок с элементами исследования, использована групповая форма работы.

Конспек урока по изобразительной деятельности во 2 классе. Дымковская игрушка.

На уроках изобразительного искусства ребята побывают в Вятской губернии, где узнают о происхождении Дымковской игрушки. Проведут исследовательскую деятельность, самостоятельно изготовят игрушки.


Презентация к уроку изобразительного искусства в 3 классе "Дымковская игрушка"

Цель:•способствовать эстетическому воспитанию младших школьников средствами народного искусства;•закрепить знания геометрического орнамента на Дымковской игрушкеЗадачи:•продолжать знакомить детей с на.

Конспект урока для 2 класса " Дымковская игрушка" ( УМК ПНШ)

Конспект урока " Дымковская игрушка" ( УМК ПНШ).

Технологическая карта урока по ИЗО 1-й класс " Дымковская игрушка"

Технологическая карта урока по ИЗО 1-й класс " Дымковская игрушка".


Технологическая карта урока изобразительного искусства :"Каргопольская глиняная игрушка " (УМК "Перспектива", 1 класс)

Тема урока изобразительного искусства: «Каргопольская глиняная игрушка».Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся представления об истории возникно.

Технологическая карта урока изобразительное искусство «Филимоновская глиняная игрушка» (УМК «Школа России», 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с историей возникновения филимоновской глиняной игрушки; расписывание глиняной игрушки.Задачи урокаДидактические:1).

Читайте также: