Виды деревянных игрушек русского севера

Обновлено: 06.05.2024

Деревянные Игрушки Русского Севера

Предметы интерьера созданы на основе традиционных мотивов русской деревни. В каждом изделии мы стараемся отразить уникальность нашей народной культуры, сохраняя архаичные формы и традиционный геометрический орнамент.

Слон

Коллекция из трех изделий

Уткоконь

Секретец

Лев

Доски Садху 60°

Большая семья

Комплект посуды

Доска нарезки и подачи хлеба/сыра/закусок

Лев

Доски Садху

Двусторонняя картина на дереве

Статуэтка Пси-типа

Подсвечник

Упаковочный мешочек

Носорог

Кот

Кукла мужик

Медведь

Носорог с белым рогом

Подарочный сертификат

Подвеска Ангел

Вешалка из топляка

История


Юрий и Евгения Безобразовы

История нашего семейного ремесла восходит к началу 20 века, когда прадед занимался столярным делом в своей мастерской в деревне близ города Галича Костромской губернии. Сквозь время это ремесло и знания были сохранены и приумножены дедом и отцом. И наша цель в сохранении и развитии ремесленных и культурных традиций нашей семьи, нашей страны. В каждом изделии мы стараемся отразить уникальность нашей народной культуры, сохраняя архаичные формы и традиционный геометрический орнамент. Особое внимание мы уделяем изучению древних экспонатов, этнографических образцов, их морфологии и истории возникновения.

Сотрудничество

У меня нет слов! Это прекрасная работа, их не хочется выпускать из рук! Это давно забытое живое тепло творчества и любви! Ваши изделия живые, в них есть воплощение замечательных мастеров своего дела! Благодарю от всей души, что есть люди сохраняющие традиции Русского Севера, дарящие нам память, любовь к своей земле! Благодарю , это потрясающие работы! Они прекрасно оживили интерьер в моем доме!


Ребята, благодарю вас за эту работу! Такая душевная ключница и такие тёплые пожелания в посылочке в придачу! Теперь заходишь домой, а перед глазами "Семья вместе, так и душа на месте"! С родителями вашими в Севастополе уже познакомились, теперь ждём и вас со своими чудесными игрушками! Ещё раз благодарю вас, Юрий и Евгения!


Вещи прекрасные,сделанные с душой,ручная работа вызывает трепет у меня! Спасибо Вам! Погремушечку и ангелочка подарю внучке,ей 1 месяц! Медведиков я коллекционирую! А чашей и досочкой буду с удовольствием пользоваться и любоваться. С уважением и благодарностью Нина!!

Деревянные Игрушки Русского Севера

История нашего семейного ремесла восходит к началу 20 века, когда прадед занимался столярным делом в своей мастерской в деревне близ города Галича Костромской губернии. Сквозь время это ремесло и знания были сохранены и приумножены дедом и отцом. И наша цель в сохранении и развитии ремесленных и культурных традиций нашей семьи, нашей страны. В каждом изделии мы стараемся отразить уникальность нашей народной культуры, сохраняя архаичные формы и традиционный геометрический орнамент. Особое внимание мы уделяем изучению древних экспонатов, этнографических образцов, их морфологии и истории возникновения.

Сотрудничество

У меня нет слов! Это прекрасная работа, их не хочется выпускать из рук! Это давно забытое живое тепло творчества и любви! Ваши изделия живые, в них есть воплощение замечательных мастеров своего дела! Благодарю от всей души, что есть люди сохраняющие традиции Русского Севера, дарящие нам память, любовь к своей земле! Благодарю , это потрясающие работы! Они прекрасно оживили интерьер в моем доме!


Ребята, благодарю вас за эту работу! Такая душевная ключница и такие тёплые пожелания в посылочке в придачу! Теперь заходишь домой, а перед глазами "Семья вместе, так и душа на месте"! С родителями вашими в Севастополе уже познакомились, теперь ждём и вас со своими чудесными игрушками! Ещё раз благодарю вас, Юрий и Евгения!


Вещи прекрасные,сделанные с душой,ручная работа вызывает трепет у меня! Спасибо Вам! Погремушечку и ангелочка подарю внучке,ей 1 месяц! Медведиков я коллекционирую! А чашей и досочкой буду с удовольствием пользоваться и любоваться. С уважением и благодарностью Нина!!

Деревянные Игрушки Русского Севера

История нашего семейного ремесла восходит к началу 20 века, когда прадед занимался столярным делом в своей мастерской в деревне близ города Галича Костромской губернии. Сквозь время это ремесло и знания были сохранены и приумножены дедом и отцом. И наша цель в сохранении и развитии ремесленных и культурных традиций нашей семьи, нашей страны. В каждом изделии мы стараемся отразить уникальность нашей народной культуры, сохраняя архаичные формы и традиционный геометрический орнамент. Особое внимание мы уделяем изучению древних экспонатов, этнографических образцов, их морфологии и истории возникновения.

Сотрудничество

У меня нет слов! Это прекрасная работа, их не хочется выпускать из рук! Это давно забытое живое тепло творчества и любви! Ваши изделия живые, в них есть воплощение замечательных мастеров своего дела! Благодарю от всей души, что есть люди сохраняющие традиции Русского Севера, дарящие нам память, любовь к своей земле! Благодарю , это потрясающие работы! Они прекрасно оживили интерьер в моем доме!


Ребята, благодарю вас за эту работу! Такая душевная ключница и такие тёплые пожелания в посылочке в придачу! Теперь заходишь домой, а перед глазами "Семья вместе, так и душа на месте"! С родителями вашими в Севастополе уже познакомились, теперь ждём и вас со своими чудесными игрушками! Ещё раз благодарю вас, Юрий и Евгения!


Вещи прекрасные,сделанные с душой,ручная работа вызывает трепет у меня! Спасибо Вам! Погремушечку и ангелочка подарю внучке,ей 1 месяц! Медведиков я коллекционирую! А чашей и досочкой буду с удовольствием пользоваться и любоваться. С уважением и благодарностью Нина!!

Панки в музейной экспозиции. Русский музей, СПб.

Искусствоведы определяют панку как «деревянную обрядовую куклу». Однозначно, что все сходятся в её описании: из цельного куска дерева или корня, состоит из трёх условных частей, имеет вид человека, чаще женщины, лицо схематично или вообще без черт.

По множеству причин, ясного объяснения появления панок, их предназначения и времени появления, на сегодняшний день пожалуй нет.

Возможно, это связано с тем, что искусствоведы и этнографы, имевшие возможность изучать вопрос, делали это в советский период и вынуждены были делать это через призму атеизма.

Возможно, что на момент проведения исследований, не осталось в памяти народа уже истинных сведений, они обросли поверьями и преданиями, а что-то и вовсе было додумано.

Так, или иначе, нам приходится опираться на имеющиеся этнографические исследования и самостоятельно сопоставлять имеющиеся, хотя и порой противоречивые сведения.

Обычно по локальным признакам панок разделяют на три группы: из Яреньги, Лопеньги и Лудского Посада.

Изготовлением панок поморы, в прежние времена, обычно занимались весной, в период охоты на морского зверя, «веснование». Там было время заниматься резьбой, как они говорили: «от скуки режем панок и коней». Кони и птицы, наряду с панкой, вообще неотъемлемая тема в поморских творениях.

Где-то утверждается, что панка — образ идола, только маленький, домашний. Некоторые считают её символом умерших предков. Многие утверждают, что это игрушка-оберег.

В своей работе «Поморские куклы панки» Г.Н. Бабаянц говорит так:

Исследователи поморской игрушки рассматривали её только с эстетической стороны, обращая внимание только на художественные особенности «панок», которые рассматривались в общем как игрушки Онежского полуострова…

Автор констатирует, что многие учёные-этнографы занимались этой темой, но сводной работы о панках пока нет.

Просто «поморская игрушка»?

Все исследователи сходятся на том, что в образе панки прослеживается явная связь с древними идолами, обрядовыми скульптурами. В их образах прослеживается явное сходство с изображениями Великой Богини на обрядовых вышитых полотенцах, а так же в образах поморских козуль.

Слово «панк» на ненецком означает — дерево, ствол, стебель. Некоторые считают, что название связано с материалом, из которого куклы изготовлены. Но есть и другие версии и главная — связь с некими «панами», возможно, лесными духами, возможно, имеется ввиду некая загадочная «чудь белоглазая», возможно, речь идёт о духах предков.

Каждый вариант обосновывается достаточно убедительно.

Изначально северные куклы-панки, вероятнее всего, были языческими идолами и предназначались для ритуалов языческой магии, но даже с приходом на северные земли православия они сохранили свою архаичную форму и значение.

Пишет один из авторов в интернете, в статье «Откуда вы, русские панки». Он же утверждает:

Когда надо было избавиться от какой-то напасти, обережную панку брали в руки, трижды поворачивали против часовой стрелки, приговаривая при этом: «Отвернись злом, повернись добром». Особенно широкое распространение имел женский образ (баба), олицетворявший Богиню Мать, основу жизни, кладезь ее силы и здоровья. Выбросить или проявить небрежность по отношению к кукле считалось не допустимым. И даже после смерти личная обережная панка отправлялась вместе со своим хозяином или хозяйкой в загробный мир.

Этнограф И.А. Кельсиев пришёл к выводу, что возможно, название и назначение панок связано с обрядами почитания умерших предков. В урало-алтайских наречиях слово «панен» означает — положить, класть, а «пангед» — могила, «панан» — хоронить. Взаимосвязь действительно проследить можно. Тем более, что на Русском Севере действительно существовали традиции по определённым датам поминовения предков ставить на стол именно панку, а остальное время она хранилась за иконами.

Всё же игрушка

Как бы там не было с обрядами и идолами, а в панку дети играли и это подтверждается многочисленными свидетельствами исследователей.

Г.Н. Бабаянц пишет, что сравнительный анализ панок разного времени показал, что вид кукол со временем изменялся, совершенствовался. Более старые куклы были примитивнее, почти не украшены, не имели черт лица. А вот позднее их стали украшать, на лице наметились глазки, рот.

Украшали панок орнаментами на одежде. Рисунок наносили как с помощью резьбы, так и выжиганием с помощью проволоки или раскалённого гвоздя. К XX веку геометрические орнаменты на одежде, сменились более реалистическими украшениями.

Но основные параметры изготовления панки, отличающие её от других, остались:

  • Чаще всего это женская фигура
  • Условно разделена на три части
  • У панки нет ног
  • Черт лица либо нет, либо изображены условно-схематично

Есть предание, что ноги ей нельзя делать, чтобы «не убежала», если оживёт, когда «вселится дух». Отсутствие лица так же связано с духами: они любят входить через глаза и рот.

Только среди панок, приобретённых в Лудском уезде, были найдены мужские изображения с ножками.

Панка должна была беречь своего маленького хозяина, поэтому её дарили ребёнку, изготовив специально для него. Куклу нельзя было выбросить, её берегли.

Помимо изображения людей, изготавливали для игры коней, птиц, которым так же придавалось обереговое значение.

Вообще, многие исследователи сходятся на том, что к XX столетию панка действительно стала восприниматься местными жителями как игрушка.

В силу обстоятельств, связанных с приходом христанства, затем Советской власти, с изменениями в быту, связанными с техническим прогрессом, первичное назначение панки утратилось, осталось лишь в народной памяти сознание, что она важна, что образ её должен сохраняться.

Панка в наши дни

Эти необычные куклы в наше время овеяны легендами, многие пытаются разгадать их «тайну». Слово «тайна» написано в кавычках, поскольку часто, таинственность сильно преувеличивается с целью просто собрать больше аудиторию.

Впрочем, конечно, в истории поморских панок ещё наверняка много неразгаданных тайн, но хотелось бы получить достоверные ответы, основанные на реальных фактах, документах и выводах исследователей.

Сейчас тема панок интересна многим мастерам и они потихоньку возрождают забытые образы, серьёзно подходя к делу, беря за основу музейные образцы.

Напоминают куклу панку образы в мазыкской игрушке, которая, по словам мастеров, была не так давно возрождена так же, из почти забытых.

Среди мастеров, которые делают северную игрушку известны — Алексей Безобразов, Юрий Линник, Дмитрий Москин.

Ценность

Поморская панка представляет собой художественную и историческую ценность. Изучать панку начали ещё до революции. Некоторые исследователи вообще считают её прообразом всей деревянной скульптуры на Руси, основой, из которой образовались впоследствии многие деревянные игрушечные промыслы.

Описание панки

Объёмные, схематично выполненные из цельного куска дерева или корня, человеческие фигурки. Они имели в основном женский образ, но встречаются среди находок и мужские, у которых делали ножки.

Их вид можно сравнить со столбиком или балясиной. Лицо плоское. Если есть глаза, рот и нос, то они обозначены схематично, ямками или бороздками, с помощью ножа или выжигания. Руки едва обозначены.

Интересный эффект получался от выжигания барочным воздём, круг с обозначенным центром. У более современных фигурок виден сетчатый след шляпки гвоздя.

Основная работа выполнялась топором. Фигурку условно делили на три части, намечали их и вырубали контур. Мастер мог впоследствии довести фигурку острым ножом, придать более чёткие формы.

Цельность, нерасчленённость, пожалуй главная черта поморских фигурок, причём не только панок. Птицы, коники так же срублены исключительно топорм из цельного куска дерева. Дерево может быть разное: липа, берёза, сосна, осина, дуб, любое другое

Собиратели панок

На этих кукол этнографы обратили внимание ещё до Революции, в 1910 году. Хранитель отдела этнографии Русского музея, Л.В. Костиков, собрал первую коллекцию, придавая этим куклам особое значение и выделяя их среди прочих.

Далее важное дело по пополнению коллекции панок было поручено местному жителю Лудского Посада, Архангельской губернии, И.Н. Чиркову.

Забавно, что местные жители быстро сориентировались и поскольку настоящих, старинных панок было не так много, они стали предлагать этнографам «новодел», качественно выполненные работы под старину.

Самая большая коллекция панок собрана в Этнографическом музее СПб, но, к сожалению, выставлены далеко не все образцы, а лшь малая часть.

«Панки» повсюду

Интересно отметить, что применительно к куклам этот термин встречается только на Онежском полуострове, хотя слово «панк, панки» известно повсюду с давних времён. Но на Руси оно не связано с известным современным движением.

Искусствоведы полагают, что именем паны народ именовал всех, с кем когда-либо приходилось вести борьбу. Иногда «пан» заменялось на «чудь».

Это слово встречается в названиях деревень не только в Онежском и Архангельском крае, во многих областях — Ярославской, Вологодской, Костромской областях можно встретить название «Паны».

В Чудских/Панских могильниках археологи находят кукл-идолов, похожих на русских панок.

На самом деле, находятся и такие знатоки, которые видят связь поморской панки со знаменитой Сергиевской игрушкой. Действительно, есть сходство в образе Сергиево-Посадской болвашки, маховой игрушки, пеленашки с северной панкой.

Сергиев Посад был центром торговли, почему бы и не проникнуть образу? Но это лишь предположения.

И снова в зиму

Близится к концу 2021 год.
Оглядываемся назад. 🤔
Как же так время опять пролетело?
В трудах и не заметили.
Наши изделия - наше время, часть нашей жизни, часть нас, которая теперь живёт у кого-то дома.🥰
В этом альбоме представлены новые работы к завершению 2021 года
Вспоминайте нас с теплом и мы будем радовать вас и дальше.💝

Мастер класс "Кукла Панка", "Пояс со Смыслом" 23 мая

23 мая 2021 в посёлке Ушково Ленинградской области параллельно прошли мастер классы по плетению поясов и по резьбе деревянной куклы панки.
Тёплая и уютная атмосфера Йога дома, интереснейшая лекция Юры и Любы, обретенные навыки резьбы и плетения, беседы за чаем и вкуснейший борщ от хозяки Жанны не оставили гостей равнодушными.

Юрий Безобразов

Евгения Безобразова

Наша семья занимается изготовлением и возрождением деревянных игрушек и предметов домашнего обихода, бытовавших на Русском Севере.

Подписаться

Пресса о нас

В наличии

На заказ

Деревянные Игрушки Русского Севера

Деревянные Игрушки Русского Севера запись закреплена

❤

Спасибо, что вы не забываете в ответ на заветную посылку прислать нам тёплые слова и милые снимки

Лена Потапова

❤

Ой, это мой) Спасибо вам еще раз!

Евгения Безобразова




Деревянные Игрушки Русского Севера

Деревянные Игрушки Русского Севера запись закреплена

Чирик!
Мы прилетели в Омск.
Завтра участвуем в съемке сюжета на местном тв и едем в Большеречье на фестиваль "Слетье".
Ожидаем погружения в культуру Сибири и много новых приятных знакомств

Наталья Рогалева

Евгения Безобразова

❤

Наталья, спасибо

Деревянные Игрушки Русского Севера

❤

Наталья, спасибо

Ирина Вайс

🌺

Слетуны слетелись- слёту с лета на лето слетали!

Евгения Безобразова

Ирина,

Галина Костоломова

😍
😍
😍

Деревянные Игрушки Русского Севера

Деревянные Игрушки Русского Севера

Деревянные Игрушки Русского Севера запись закреплена

Вместе сходиться — рекой становиться
Врозь расходиться — ручейками стать.

Наша работа для Российского академического молодёжного театра г. Москвы

Александра Жердева

Как здорово придумали

Деревянные Игрушки Русского Севера

Ольга Верясова

👍
👏
👏
👏

Деревянные Игрушки Русского Севера

❤

Ольга,

Марина Аверина

Спасибо Вам очень отзывается

Деревянные Игрушки Русского Севера

Деревянные Игрушки Русского Севера

Деревянные Игрушки Русского Севера запись закреплена
Детская библиотека Череповецкого района

📹

Видео с нашего мастер-класса 'Деревянные игрушки Русского Севера'

Деревянные Игрушки Русского Севера

Деревянные Игрушки Русского Севера запись закреплена

Думаю, вы уже слышали, что в Архангельске есть замечательная мастерская "Белое море", если нет, то приглашаю вас познакомиться с ними!

Аккуратность, сдержанность, доступность, уникальность образов.
Огромное уважение мастерам, давайте поддержим их подпиской на сообщество!

Деревянные Игрушки Русского Севера

Деревянные Игрушки Русского Севера запись закреплена
Детская библиотека Череповецкого района

8 июня в 11:00
Детская районная библиотека приглашает на творческую встречу с мастером резьбы по дереву (Безобразов Юрий Алексеевич)

"Деревянные Игрушки Русского Севера"

Показать полностью.
На встрече мастер расскажет о традиции изготовления деревянных игрушек и раскроет значение символики геометрических орнаментов Русского Севера, познакомит с основами его создания.

После лекции пройдёт Мастер-класс, на котором:

Вы узнаете об основных принципах и техниках резьбы орнамента на дереве
Создадите свой первый орнамент на дереве
Все материалы и инструменты предоставляются на занятии
Количество мест на Мастер-класс ограничено

☎

🪧Участие в мероприятие бесплатное
Запись по телефону 8900 5574014

Деревянные Игрушки Русского Севера

Деревянные Игрушки Русского Севера запись закреплена

⬇

Игра "Придумай название!"

Мне почему-то Прокудин - Горский пришёл на ум.
Его изобретение позволило нам взглянуть на прошлое в цвете.

Оксана Сулоева

Евгения Безобразова

Александр Игоревич

Любовь Поварчук

Евгения Безобразова

Любовь Поварчук

Деревянные Игрушки Русского Севера

Деревянные Игрушки Русского Севера запись закреплена

Сережа Кац

Евгения Безобразова

Деревянные Игрушки Русского Севера

Деревянные Игрушки Русского Севера запись закреплена

Липа. Высота 20 см
Автор Юрий Безобразов

Анастасия Иванова

Евгения Безобразова

Иван Морозов

Деревянные Игрушки Русского Севера

Светлана Жаворонок

Деревянные Игрушки Русского Севера

Деревянные Игрушки Русского Севера

Деревянные Игрушки Русского Севера запись закреплена

14 мая Санкт-Петербург Российский Этнографический Музей

🗿

Мы приглашаем всех любителей русской старины погрузиться в мир символов на нашем Мастер Классе "Геометрический Орнамент" резьба по дереву

♾

На вступительной лекции поговорим об эволюции орнамента как явления и его практическом применении в быту
Показать полностью.

🔺

На практике вы освоите элементарные навыки народной резьбы орнамента на дереве и создадите свой уникальный узор

🔻

Специальный гость мероприятия орнаменталист, художник и дизайнер одежды Люба Тепцова раскроет глубинные смыслы старинных символов и параллельно с нами проведёт свой МК по созданию узора-текста с помощью верховой набойки

Читайте также: