Влияние игрушек на психическое развитие ребенка дошкольного возраста

Обновлено: 05.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Влияние игрушки на эмоциональное состояние дошкольника

Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению им опыта деятельности человека. Игрушка в деятельности ребёнка выступает в качестве своеобразного эталона предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия с ними надлежит ребёнку.

Игрушка очень важна для развития личности ребёнка и его мимики. Поэтому, изучением проблемы влияния игрушки на эмоциональное состояние ребёнка, занимались многие педагоги и психологи.

Игрушка – неизменный спутник ребёнка с первых дней его рождения. Её специально создаёт взрослый в воспитательных целях, чтобы подготовить дошкольника к вхождению в общественные отношения. Как говорила известный психолог Урунтаева Г.А., что главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребёнка действовать с игрушками.

Актуальность опыта:

«Игра удовлетворяет многие потребности ребёнка: выплеснуть накопившуюся энергию, развлечься, насытить своё любопытство, исследовать окружающий мир»

Первые 6 – 7 лет жизни ребёнка наиболее ответственный период его развития, когда формируются умственные способности, нравственные качества, эстетические чувства. Все эти стороны личности ребёнка, воспитываются в процессе интересной, содержательной деятельности на занятиях, в труде, игре.

Игрушка - выступает для ребёнка, как предмет забавы, развлечения, радости, и в тоже время она – важнейшее средство психического развития дошкольника.

По определению А. С. Макаренко, игрушка является материальной основой игры. Играя, ребёнок реализует свои мысли, чувства в действии. А, следовательно, от того, во что он играет, какие игрушки попадают ему в руки, во многом зависит и направление его мыслей, чувств, поступков.

Ученых привлекает внимание педагогов и общественности к этой деятельности как к одной из наиболее актуальных проблем воспитания ребёнка. Интерес к ней закономерен: по имеющимся данным, ребёнок до семи лет большую часть дня проводит в игре.

Детство – уникальный период человеческой жизни. В числе многих жизненных и социальных прав ребёнка в детстве есть у него право на игру – главнейшее условие психического, социального, физического и эмоционального развития и состояние ребёнка. Детская игра является важной проблемой дошкольной педагогики и детской психологии.

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы. На фоне этих прогрессивных изменений, влиянию игрушки на эмоциональную сферу ребенка не всегда уделяется внимание.

Существует закономерность, подтверждающая, что только согласованное функционирование двух систем – эмоциональной и интеллектуальной, их единство может обеспечить успешное развитие ребёнка.

Для того чтобы ребёнок играл, ему нужны яркие, разнообразные жизненные впечатления, которые он получает в повседневной жизни, образ мира, как говорят психологи. Нужно чтобы ребёнок научился играть один, со сверстниками и со старшими, общаясь с родителями и другими детьми.

Экспериментальное исследование, проведённое Н.Я Михайленко, Н.Н. Поддъяковым и др. показывает, что умение ребёнка играть вместе со сверстниками следует формировать в русле предметной деятельности – в ситуации взаимодействия детей с одним общим предметом, игрушкой, что позволяет выделить сверстника как партнёра по игре. Ребёнку нужно место для игры, игрушки и другие игровые объекты, игровые средства, а также ему необходимо и внимание родителей, их участие, сочувствие, подсказка. Игра и игрушка – это очень серьёзно и очень весело, они развивают и повышают эмоциональный тонус, помогают расслабиться и учат!

В последнее десятилетие отмечается снижение интереса современных детей к играм и игрушкам, вызывающих положительные эмоции. Изменяется характер игр – они приобретают черты агрессивности и индивидуализма. По мнению В. В. Абраменковой, взрослые забывают об исторических традициях русских игр и игрушек, а дети в свою очередь не получают этой информации от них. А главное – проблеме влияния игрушки на эмоциональное состояние детей дошкольного возраста уделяется очень мало внимания. Поэтому эта тема актуальна в наши дни.

Сейчас также рассматривается проблема о неправильном использовании игрушки. Таким образом, она зловредно влияет на психику и здоровье детей.

В моей работе поставлена цель: выяснить, как игрушка влияет на психическое развитие ребёнка, и как правильно её нужно выбирать и использовать.

Цели и задачи.

Цель: выявить влияние игрушки на эмоциональное состояние детей дошкольного возраста.

Гипотеза: Игрушки способны вызывать различные эмоциональные состояния у детей дошкольного возраста.

Перед собой поставила ряд задач:

1. Изучить состояние проблемы в специальной литературе.

2. Рассмотреть сущность детской игрушки с историко – педагогической позиции.

3. Выявить виды игрушек благоприятно влияющих на эмоциональное состояние детей.

4. Проанализировать эмоциональные состояния ребёнка – дошкольника, определить роль игрушки в их возникновении.

5. Разработать методические рекомендации для родителей и воспитателей по подбору игрушек и их использованию в воспитании детей.

6. Разработать серию занятий по ознакомлению дошкольников с игрушкой.

Методы исследования : беседа, эксперимент, наблюдение, анкетирование, опрос, изучение продуктов деятельности детей, игры.

Мир детства – это мир игры. Через игру ребёнок учится жить. Детская игрушка – непременный спутник дошкольного детства; это предмет, служащий для забавы и развлечений, но одновременно являющийся средством развития ребёнка.

На Руси, начиная от древнейших народов, первобытной культуры и до наших времён, игрушки имели серьёзное значение. С ними передавались по наследству, мастерство, они готовили к жизни, развивали физически и духовно. Первые игрушки вешали над зыбкой. Это были колокольчики, подвески с шумом, пёстрые лоскуты, трещотки. А потом ребёнок получал мячи, луки, стрелы, волчки, куклы, свистульки…

С изменениями, происходящими в человеческом обществе, меняются и игрушки. Детство современного дошкольника заполнено игрушками, которые не могли существовать в первобытном обществе. Невозможно представить себе среди игрушек первобытного ребёнка поезда, самолёты, луноходы и т.п. Такое многообразие игрушек доступно только современному ребёнку.

Итак, игрушка – это предмет, радующий ребёнка. С древнейших времён дети любили подражать взрослым и игрушки были маленькими копиями орудий труда, охоты, поэтому можно сделать вывод, что игрушки существовали всегда, с первых лет появления человечества.

Жизнь ребёнка неотделима от игры, все виды деятельности гармонично вплетаются в неё, создавая предпосылки для формирования личности. Ребёнок учится действовать и мыслить и всякая манипуляция с игрушкой – прообраз его будущих отношений с миром. Повзрослев, ребёнок научится более сложным действиям, его игрушки станут другими. Но его мироощущение во многом останется тем же, что и в детстве.

Игрушка – надёжный помощник в воспитании. Общеизвестно, что в воспитании нет мелочей. Различные игрушки по-разному влияют на эмоциональное состояние и развитие детей.

Сюжетные игрушки развивают творчество, уточняют и расширяют их кругозор.

Мягкие, пушистые игрушки дают ребёнку положительные эмоции, доставляют радость, способствуют развитию у детей доброты, ласки.

Эмоции выполняют оценочную роль, побуждают ребёнка к деятельности, влияют на накопление и актуализацию его опыта. В младенчестве впервые возникает такое эмоциональное образование, как привязанность к близкому человеку, которая в дальнейшем приводит к возникновению нравственных чувств. Ребёнок приучается радоваться и печалиться вместе со взрослым, в середине второго года жизни. С возрастом меняются его взгляды на мир и отношение с окружающими, детские реакции, вызванные эмоциональным переживанием, становятся мягче и слабее. Кроме того, эмоции являются источником радости и страдания, а жизнь без эмоций – как положительных, так и отрицательных – пресна и бесцветна.

Особое значение для развития эмоционального и нравственного состояния в детстве имеет кукла. Игры с куклой пробуждают у детей заботливое, бережное отношение, внимательность и нежность, помогает накопить опыт положительных, нравственных переживаний. Любимая игрушка учит ребёнка доброте, способности идентифицироваться с куклой, природой, с другими людьми.

Велико влияние на эмоциональное состояние и развитие детей дидактических игрушек, среди которых много народных. Народные игрушки - бодрые, яркие, нарядные и жизнерадостные; они вызывают у детей положительные эмоции. Среди народных игрушек особо выделяется матрёшка, которая давно уже является модным сувениром.

Таким образом, воздействие игр и игрушек на развитие и состояние детей разносторонне. Анализ детских игр и игрушек привёл к выводу об их значимости в решении психолого-педагогических задач, стоящих перед современным обществом. Различные игрушки по-разному влияют на эмоциональное состояние детей. Ребёнок учится проявлять заботу, сопереживать игрушке, играя с куклой или мягкой игрушкой, учится рефлексии, эмоциональному отождествлению. В то время как игры с человеком-пауком, с трансформерами, вызывают у детей агрессивность, злость, а порой даже страх и ужас, что может привести к нервозности, стрессам, беспокойному сну.

Так как в детском возрасте ведущей деятельностью является игровая, поэтому и все психическое развитие детей также проходит через игру, через действия с предметами, в том числе и с игрушками.

Игрушка возникает в истории человечества как средство подготовки ребенка к жизни в современной ему системе общественных отношений. Игрушка - предмет, служащий для забавы и развлечений, но одновременно являющийся средством психического развития ребенка.

На пороге раннего детства у ребенка впервые появляются действия, которые можно считать признаками мыслительного процесса - использование связи между предметами для достижения цели. Переход от использования готовых связей или связей, показанных взрослыми, к их установлению - важная ступень в развитии детского мышления. Мышление ребенка, осуществляемое при помощи внешних ориентировочных действий, носит название наглядно-действенного. Дети используют наглядно-действенное мышление для исследования самых разнообразных связей, обнаруживаемых в окружающем мире.

Игрушка для ребенка - это инструмент познания мира и в то же время существенная часть этого самого мира, а игра - способ его познания. Мышление совсем маленького ребенка психологи называют наглядно - действенным (у взрослых, вспомним, мышление в основном понятийное). То есть, манипулируя доступными ему предметами (игрушками), малыш познает мир, мыслит, развивается. И от того, что именно будет ему предложено для этих самых манипуляций, зависит, как и в каком направлении будет развиваться его мышление. В дальнейшем, приблизительно после полутора лет, начинает преобладать наглядно-образное мышление. В этот период ребенку нужно погрузиться в мир образов, в самых разных формах - книги, картинки, конструкторы, сюжетные игры и т.д. Их тоже должны предоставить ребенку заинтересованные в его развитии люди. Сам ребенок еще слишком мал, чтобы внятно заявить о своих потребностях.

В игре, в отобразительной ситуации игрушки заменяют ему предметы и становятся носителями определенных отношений с детьми. Для формирования различных видов деятельности, сенсорных процессов и действий, для психического и физического развития ребенка необходимы игрушки, которые создали условия для постоянного стимула детской активности. Такие игрушки, предназначенные для каждого из периодов раннего детства, должны несколько опережать по своим функциональным возможностям уже достигнутый ребенком уровень развития, то есть вести его через трудности освоения игрушки к следующему уровню развития.

Воображение в раннем возрасте работает, прежде всего, на воссоздание того, что предлагается в словесном описании или в рисунке. Воображение работает как механизм, а не как активная деятельность. В своих действиях с игрушками ребенок в раннем возрасте обычно воспроизводит действия и ситуации, заимствованные от взрослого, не строя собственного замысла.

К концу раннего возраста ребенок стремится сочинять собственные сказки, рассказы, действуя с предметами, обыгрывая тут же эти истории. Возникновение воображении имеет большое значение для умственного развития.

Внимание ребенка к концу дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполненным с ними действиями. Ребенок сосредоточен до тех пор, пока его интерес не угаснет. На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности и их передвижение в общем умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость. [48]

Часто детская игра, как и игра животного, выполняет функцию исследования окружающего. В процессе игры происходит освоение внешнего мира, изучение свойств и особенностей самых разных предметов и явлений. Активно влияющее на развитие ребенка исследовательское поведение часто реализуется именно через игру. Психолог Сюзанна Миллер, изучавшая игры и детей, и приматов, утверждает, что, например, макаки-резусы, которые в детстве были лишены возможности играть, становятся малоактивными и проявляют меньше склонностей к исследованию, предпочитают менее сложные стимулы для разглядывания и действия, чем животные, выросшие в обычных условиях.

Роль игры в развитии психики определяется в значительной мере тем, что в ходе осуществления игрового процесса происходит освоение реальности и овладение этой реальностью. Очевидно, что для того чтобы играть, надо вначале понять, что за объект перед тобой и как с ним играть. Поэтому средства игры, то есть игрушки, становятся сначала предметами исследования, а затем уже тем, с чем можно играть. Сам процесс игры содержит много того, что подлежит исследованию, содержание и развитие игрового сюжета - это тоже интереснейший предмет для детского изучения.

Правильно подобранные игрушки способствуют умственному развитию детей. Разработана целая система игрушек, игры с которыми направлены на совершенствование сенсорики ребенка. Многие образные и дидактические игрушки побуждают детей к речевой активности, используются для обогащения словаря. Разборные игрушки, разнообразные конструкторы, упражняют детей в анализе, синтезе и обобщении. Различные мозаики способствуют развитию сосредоточенности и устойчивости внимания.

Разбрасывание игрушек часто становится одной из первых исследовательских игр для многих малышей. Нередко можно наблюдать такую картину: ребенок бросает погремушку и затаивается, прислушивается, какой эффект это вызовет, ему интересно, как она упадет, какой звук издаст, как поведут себя при этом взрослые. Ребенок тянет в рот и облизывает игрушки как любой предмет, попавший ему в руки, при этом обычно что-то бормочет, издает какие-то звуки. Все это исследовательское взаимодействие с игрушками, как правило, сопровождается яркими эмоциями - смехом или плачем.

Взрослого тоже привлекают игрушки, но характер интереса взрослого и ребенка к игрушке качественно различны. Взрослого в игрушке значительно больше привлекают эстетические характеристики, достоверность, точность исполнения деталей, художественная выразительность. Игрушка интересует взрослого, прежде всего, как рукотворная вещь. В этом кроется одна из причин коллекционирования взрослыми кукол, моделей автомобилей, самолетов, кораблей. Взрослый способен оценить мастерство, качество исполнения игрушки, и поэтому он относится к ней бережно и нередко очень высоко ценит.

Ребенок интересуется совсем другими сторонами игрушки. Ему не знакомо еще ощущение ее самоценности как рукотворной вещи, как особой части культуры. Для ребенка совершенно неважно, какая перед ним кукла или машинка - коллекционная или серийная из обычного магазина, его значительно больше занимает вопрос: что с ней можно сделать? Взрослые, не желая понимать этого, часто сетуют на то, что маленькие исследователи небрежно относятся к игрушкам, подвергают их суровым испытаниям, разбирают, ломают. При этом, как правило, даже неспециалистами точно фиксируется основная причина подобного поведения - поисковая активность.

Ребенок в процессе развития активно воссоздает и изображает ту реальность, которую он наблюдает и в которой непосредственно принимает участие. В целом, игрушки должны соответствовать возрасту, а какая-то часть - быть игрушками "на вырост", которые достаются иногда и предлагаются как тест: интересно или еще нет? Например, мишки, машинки, посудка - и конструктор на вырост. Или игры Никитиных.

Какие игрушки принципиальны в каком возрасте? Многое зависит от ребенка, но общие моменты все же можно назвать. Поэтому относиться к выбору игрушек взрослым нужно очень серьезно.

С первых месяцев жизни игрушка занимает особое место среди предметов, окружающих ребенка. Практически во всех культурах есть традиция подвешивать над кроватями детей до года различные игрушки. Задача этих игрушек - расширить сенсорный опыт малыша, привлекая его внимание своими нехитрыми возможностями: формой, цветом, звуком. Игрушки, висящие над кроваткой, ребенок может рассматривать и изучать. Они качаются, издают звуки, отражают солнечные лучи. Главная задача этих игрушек - предотвращать скуку и пробуждать и удовлетворять любопытство, давая пищу первым проявлениям исследовательской активности малыша. Мама учит ребенка следить за игрушкой: так она организует восприятие ребенка, он фиксирует взором игрушку, которая находится непосредственно в поле его зрения, затем мать побуждает малыша следить за движением игрушки. Так ребенок учится смотреть и видеть. Звучание придает ей дополнительную привлекательность - ориентировочное прислушивание доставляет ребенку еще большее удовлетворение и развивает его восприятие. Ребенок реагирует на звук, поворачивает головку и находит взором игрушку. Он тянется к ней, иногда схватывает. Все эти действия формируют координацию, совершенствуют движения и развлекают ребенка. Чем больше манипуляций можно производить с одной и той же игрушкой, тем выше ее познавательная и развивающая ценность. У ребенка в этот период формируется так называемый пассивный запас слов, он начинает связывать звучащее слово с конкретным предметом, а это - основа для развития речи.

Весь мир для малыша заключается в маме, ее улыбке. Через общение с ней ребенок знакомится с первыми предметами и игрушками. В этот период малышу необходимы всевозможные кольца из резины, погремушки, подвески. В младенческом возрасте ребенок получает погремушки, которые определяют содержание его поведенческой активности, его манипулирования.

В раннем возрасте ребенок получает так называемые автодидактические игрушки (матрешки, пирамидки), в которых заложены возможности развития ручных и зрительных соотносящих действий. В этом же возрасте ребенок получает множество игрушек заместителей реальных предметов: орудий, предметов труда и др. через подобные игрушки ребенок осваивает функциональное назначение предметов, овладевает орудийными действиями.

Для ребенка до трех месяцев, наиболее интересна и универсальна деревянная погремушка с шариками на шнурах. Авторы назвали ее грохотушкой. Красный, синий, зеленый, желтый и голубой, деревянные шарики свободно свисают на шнурах и, ударяясь об основной шар, издают мягкий перестук. Если деревянная погремушка с шариками на шнурках позволяет знакомить ребенка с деревянным перестуком, основными цветами, по погремушка с колокольчиком помогает расширить ориентировку в звуках.

Традиционные подвески в виде бус из цветных шариков считаются спокойной игрушкой. Созданы и специальные бусы-подвески, когда при перемещении бусины по шнуру вначале взрослым, а затем и самим ребенком, меняется пространственная и цветовая композиция. Подвеска "зеркало" - необходимый элемент первого набора игрушек эталонной системы. Ребенок видит в зеркале свое отражение, общается с самим собой, не зная еще, что это он. Музыкальные игрушки типа "музыкальных шкатулок" также разнообразят слуховые впечатления ребенка.

Для детей от трех до семи-восьми месяцев жизни основную часть составляют дидактические игрушки. Это "подвеска с кольцом" - состоит из кольца, подвешенного на шнуре и высоко висящих разноцветных шариков. Случайно захватив кольцо, ребенок начинает ими манипулировать и тем самым раскачивать висящие сверху шарики, которые создают приятный перестук. Подвески "палочки", "ежики" важны для формирования у ребенка осязательных впечатлений, действий с кистью. Ребенок ощупывает подвески, перемещает их, перекладывает.

Малыш от 1 года до 3 лет становится самостоятельным, появляется возможность самостоятельно передвигаться. Ребенок начинает усваивать функциональные назначения предметов. Поэтому необходимо расширять кругозор детских игрушек посудой и мебелью. Она должна приближаться по размеру к детской, но быть более легкой. Имеют место игрушки, побуждающие творить, создавать самому. Это кубики из дерева, поролона, пластмассы; конструкторы. Можно и пирамидки, хотя не все дети их любят, машинки, паровозики, тележки. Спортивные игры, много материалов для художественного творчества: краски, бумага, пластилин, глина, мелки, песок и т.д. Чего не надо детям в этом возрасте (они просто не оценят): большие мягкие игрушки, большие куклы, хрупкие сувениры, сложные сюжетные игры (железная дорога, кукольный дом и пр.)

После 2 лет воображение становится более творческим. В этом возрасте дети играют куклами и игрушечной мебелью, с грузовиками и особенно охотно с кубиками. Кубики, поставленные один за другим - это поезд. Кубиками можно наметить очертания лодки или дома. И так до бесконечности. Набор кубиков и блоков всех размеров и форм стоит десяти игрушек для любого ребенка 6 - 8 дет.

В возрасте 4-5 лет у ребенка появляется воображение, возможность фантазировать и, как следствие, интерес к истории, динозаврам, космосу, монстрам, трансформерам. В созидаемом ребенком мире появляется место для других детей. Обычно с этого возраста детям интересно играть друг с другом. Сначала это игра-взаимодействие: дети сообща строят башню или кормят куклу. Здесь нужны игрушки-имитации взрослых вещей. Чем точнее они будут изображать настоящую вещь, тем лучше. Поэтому термометр в наборе "Доктор" должен быть максимально похож на термометр. То же относится и к машинкам, автотрекам, посуде, кукольным домикам, оружию, кукольной одежде и мебели и т.д.

Как общий вид игр и игрушек для этого возраста выступают игры с буквами, цифрами, магнитные азбуки - обучающие игры. Большую ценность предоставляют дидактические игрушки, которые знакомят ребят с цветом, формой, величиной и т.д. Дидактические игрушки несут в себе задачи интеллектуального плана, они способствуют развитию речи, интеллекта, волевых качеств, воспитанию семейной культуры. Дидактическая игрушка дает цельный, конкретный образец. Она обычно подчеркивает какое-нибудь одно свойство, на котором строится игра форму, цвет, величину. Дидактические игрушки являются основным пособием для занятия с детьми младшей и средней группы.

В строительный материал можно играть бесконечно. "Строительные игры" ценны тем, что позволяют отобразить в игре задуманное. "Строительство" в игре больше, чем какие-либо другие игры, сходно с трудовой деятельностью человека. Любая простейшая постройка требует от ребенка работы мысли, фантазии, умения сосредоточиться, терпеливо преодолеть трудности. Чтобы ребенок долго не оставался на стадии беспомощных действий с кубиками и другими формами, нужно показать ему, что и как можно построить.

Игры детей 2 - 4-х лет значительно обогатит набор игрового строительного материала. В него входят бруски, кубики, кирпичики, трехгранные призмы. Эти материалы дают возможность детям соорудить самые разнообразные постройки. Кроме того, окрашенные в 4 основные цветы, они позволяют упражнять детей и в названии цвета. Эта полезная игрушка дает ребенку значительно больше, чем дорогие куклы или заводные эффектные машины, не говоря уже о "огнестрельных" автоматах.

Среди игрушек основное место занимают стилизованные под человека животные: слоник в сюртучке, свинка в платьице, зайчик в штанишках и т.п. Их можно купать, кормить, водить за ручку, катать в коляске, разговаривать с ними, т.е. действовать как с куклой. Такая аналогия позволяет взрослому, во - первых, организовать игры и инициирование с игрушками - животными как с "живыми" объектами на уровне знаний, доступных ребенку; во-вторых учить отображать бытовые ситуации (купание, кормление и т.п.) и закреплять обобщенное представление о них; в-третьих, развивать умение сравнивать и выделять внешние отличительные признаки человека и животных; в-четвертых, подводить ребенка к пониманию реального и сказочного в окружающей действительности.

Дети от 5 до 7 лет уже не просто играют вместе, а определяют и описывают роли - период ролевой игры. Роли могут быть различные: персонажи сказок, мультфильмов и комиксов, профессиональные, семейные, социальные. Что с игрушками? В силу вступает символическая функция: похожесть уже не важна. Важны отношения персонажей по поводу игрушки. Вместо термометра теперь может использоваться любая палочка. Нужны игры и игрушки, побуждающие отыгрывать различные социальные роли и ситуации: от кухонь и парикмахерских до "набора полицейских" и рыцарских доспехов. Очень интересны куклы-перчатки и возможность организовать театральное действо.

В дошкольном возрасте технические игрушки могут иметь большое значение для формирования умственных способностей, необходимых для любой деятельности человека.

Технические игрушки способствуют развитию конструктивного мышления, самостоятельности и изобретательства.

В отличие от модели, игрушка не воспроизводит облик предмета со всеми его подробностями, а рассказывает о нем средствами художественного образа, отбирая главное, а в отличии от сувенира игрушка имеет функционально решенную схему - она приспособлена к действию с ней.

Образные игрушки изображают людей, животных, разные предметы и тем расширяют и уточняют представления детей, развивают их воображение, дают идею игры, помогают развивать задуманную тему.

Исходным звеном всякой сюжетно-ролевой игры является игровое действие. Первоначально оно формируется в тесной связи с предметами. Поэтому на данном этапе детям нужны игрушки, имитирующие реальные предметы: ложки, чашки, тарелочки и т.д. Период возникновения сюжетной - ролевой игры сопровождается развитием детского воображения. Очень важно всячески стимулировать различные действия замещения и обобщения.

Поэтому не рекомендуется увеличивать число игрушек, находящихся в пользовании ребенка. Основное внимание должно быть направлено на разнообразие действий с одними и теми же игрушками. Игрушка в развитой сюжетно-ролевой игре выполняет самые разнообразные функции. Она может определять тему игры, помогает начать и развернуть ее; поможет выступить в качестве недостающего партнера и т.д.

Дошкольный возраст является сенситивным периодом в развитии ребенка. Именно в этот период происходит формирование личности ребенка, развитие познавательных процессов, закладывается основа его психических свойств и качеств.

Психическое развитие ребенка – это его превращение в личность. Предполагает преобразования, которые с возрастом ребенка усложняются и дают предпосылки для дальнейших качественных и количественных изменений.

1. Психологические особенности развития детей дошкольного возраста

Психическое развитие – это непрерывный процесс качественных и количественных и качественных изменений, происходящих в личности каждого ребенка в течение онтогенеза. В процессе психического развития происходит усвоение ребенком жизненного опыта.

В дошкольном возрасте ребенок быстро развивается и физически, и психически. В этот период происходит накопление ребенком знаний, умений и навыков, их постоянное и постепенное совершенствование.

Дошкольный возраст – это возраст от 3-х до 7-ми лет.

В трехлетнем возрасте ребенок начинает отделять себя от родителей, осознавать себя личностью. Дошкольный возраст заканчивается развитием самосознания.

Выделяют 3 периода дошкольного возраста, каждый период имеет свои психологические особенности развития :

1) 3-4 года – младший дошкольный возраст. Возраст самостоятельности. Ребенок учится и стремится все делать сам. Это период самоутверждения и осознания себя как личности, проверка границ дозволенного путем непослушания, упрямства и т. д. (первый переходный период в жизни ребенка, кризис 3-х лет). Особенность психологического развития ребенка 3-4 лет – это переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному.

2) 4-5 лет – средний дошкольный возраст. В этот период у детей активно развивается внимание, память, формируются волевой и морально-нравственный компоненты личности. Ребенок усваивает нормы поведения в обществе. Становятся интересны сюжетные игры.

3) 5-7 лет – старший дошкольный возраст. Для данного периода характерно развитие познавательных интересов (возраст «почемучки»). Особенность психологического развития детей старшего дошкольного возраста заключается в любознательности, желании понять окружающий ребенка мир, и как он устроен. Происходит постепенный переход от игровой деятельности к учебной.

2. Виды игрушек и требования к ним

Ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игровая деятельность. Основа любой игры ребенка - игрушка. Именно игрушка обеспечивает переход к самостоятельной деятельности, формирует зону ближайшего развития ребенка. Поэтому очень важно ответственно подходить к выбору игрушек для детей дошкольного возраста. Необходимо учитывать их возрастные и психологические потребности.

Виды игрушек :

1. Сюжетные (образные) игрушки – это куклы, фигурки животных и т. д. Эти игрушки позволяют создать сюжет в игре, развивают фантазию.

2. Технические игрушки – машинки, различные механизмы, приборы и т. п. Знакомят ребенка с миром техники, расширяют кругозор.

3. Конструктивные и строительные материалы – кубики, конструкторы (лего) и т. п. Обладают большими развивающими возможностями.

4. Дидактические игрушки – это игрушки, которые содержат в себе какую-либо развивающую задачу (пирамидки, матрешки, мозайки и т. д.). Например: развитие памяти, восприятия, мышления и т. п. (направлены, на развитие психических процессов).

5. Игрушки для спортивных и подвижных игр – это мячи, скакалки, обручи, коньки, самокаты и т. д. Основная задача таких игрушек – это физическое воспитание и развитие детей.

6. Театрализованные игрушки – предназначены для разыгрывания различных сюжетов (пальчиковые куклы, марионетки, различная театральная атрибутика и бутафория).

7. Музыкальные игрушки – дудочки, барабаны, гармошки и т. д. (музыкальное воспитание и развитие музыкальной культуры детей).

8. Игрушки самоделки – сделанные ребенком самостоятельно. Развивают фантазию, творческие способности.

Таким образом, существует множество видов игрушек, в основе общей классификации лежит использование их в различных видах игр.

Требования к подбору игрушки :

1. Игрушка должна быть безопасна.

2. Отвечать и соответствовать возрасту ребенка.

3. Мотивировать на игру и быть привлекательной для ребенка.

4. Не нести в себе угрозу или насилие.

5. Развивать ребенка, отвечать его потребностям в развитии.

6. Игрушка должна быть интересна и понятна ребенку.

3. Назначение игрушек в психическом развитии ребенка дошкольного возраста

Влияние игрушек на психическое развитие детей дошкольного возраста принято рассматривать в соответствии с ведущими видами деятельности:

1. Развитие речи. Формирование речи и основ общения у ребенка дошкольного возраста происходит под влиянием взрослого и в совместной с ним деятельности, а так же при взаимодействии со сверстниками. В процессе развития общения игрушка имеет большое значение. В игровой деятельности, происходящей между ребенком и взрослым, ребенком и ребенком, посредством использования игрушек осуществляется усвоение форм общения, ребенок узнает, что в разных ситуациях общение происходит по-разному.

2. Роль игрушки в развитии познавательной сферы дошкольников в разных возрастных периодах.

Игрушка выступает инструментом в познании окружающего мира и предметов. Манипуляции игрушкой способствуют развитию мышления, воображения, внимания. Правильно подобранные игрушки способствуют умственному развитию ребенка, формируют исследовательскую деятельность.

3. Роль игрушки в развитии способностей. Игрушки способствуют развитию познавательных и практических способностей детей. Познавательные способности – это сенсорные, интеллектуальные и творческие способности. Практические способности - пространственное видение и воображение, умение представлять предмет и т. д. Основная роль в развитии данных способностей лежит на конструктивных и строительных игрушках.

4. Влияние игрушки на развитие эмоционально-нравственной сферы. Игрушка – это одно из тех средств, которые вызывают у ребенка положительные эмоции, она способна его удовлетворить в познаниях, потребностях, успокоить и т. д. То есть правильно подобранная игрушка положительно воздействует на эмоционально-нравственную сторону личности ребенка и способствует ее развитию.

5. Значение игрушки в половой идентификации дошкольников. Выбор ребенком игрушки во многом определяется его полом. Девочки подражают маме и чаще всего выбирают кукол и атрибуты для игр с ними. Мальчики стремятся походить на папу, выбирая машинки, инструменты и т. д. То есть, игрушка способствует присвоению ребенком поведения и интересов своего пола.

Таким образом, игрушка – это доступное и универсальное средство полноценного психического развития ребенка.

Консультация «Влияние музыки на развитие детей с ОВЗ дошкольного возраста» Подготовила: Музыкальный руководитель 1 квалиф. Категории Д. Д. Шостакович: «В горе и в радости, в труде и на отдыхе – музыка всегда с человеком.

Консультация «Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста» Загадка – это краткое иносказательное описание предмета или явления, часто в поэтической форме. Заключает в себе замысловатую задачу в виде.

Консультация для родителей «Влияние двигательного и сенсорного опыта на психическое развитие ребенка раннего возраста» Период раннего детства оставляет неизгладимый отпечаток на всю остальную жизнь человека. Мозг трехлетнего ребенка формируется под воздействием.

Консультация для родителей «Влияние компьютера на ребенка дошкольного возраста» Современный стиль жизни трудно представить без компьютера, гаджетов. Они плотно вошли в жизнь, как старшего поколения людей, так и подрастающего.

Консультация для родителей «Влияние музыки на психическое развитие детей» Консультация для родителей «Влияние музыки на психическое развитие детей» Музыка в сообществе всех искусств занимает почетное место, так.

Консультация для воспитателей «Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста Воспитатель: Ершова Е. А. Загадка – одна из.

Психическое развитие ребенка раннего возраста К периоду раннего возраста относятся дети от года до трех лет. Ребенок растет, развивается. Психическое развитие ребенка раннего возраста.

Консультация «Влияние хореографии на физическое и психическое здоровье детей» Как танцы влияют на здоровье? Что полезнее: дополнительные занятия или свободное время? Увлечение танцами – это не только модная традиция.

Консультация «Влияние СМИ на развитие ребенка» Информационный мир пропагандирует свои законы и выдвигает свои требования. СМИ влияют на жизнь не только взрослых, но и детей. Телевизор,.

Практически каждый хотя бы раз слышал о том, что игрушки, реальные или виртуальные, могут негативно влиять на психику, развивать жестокость и провоцировать опасное поведение. Вместе с экспертом Роскачество разбиралось, какие игрушки стоит покупать детям, а какие нет.

Содержание

Кириллов Иван.jpg

заместитель директора по научной работе ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО» (ИИДСВ РАО), кандидат психологических наук, доцент

– К сожалению, не все игрушки проходят психологическую экспертизу. В основном она проводится только по желанию производителей, а каких-то обязательных правил пропускать игрушку через психологов нет. Экспертизой игрушек занимаются, например, в Институте изучения детства, семьи и воспитания РАО или Московском педагогическом университете.

Роскачество проверило слаймы по показателям безопасности и качества. Результаты ЗДЕСЬ.

Могут ли слаймы вызвать зависимость читайте ЗДЕСЬ.

Как игрушки проходят психологическую экспертизу?

Психологическая экспертиза проходит через два основных этапа. На первом эксперты рассматривают игрушку с точки зрения психологической безопасности: не выглядит ли она пугающей (например, с торчащими клыками, лохматая), не издает ли тревожных звуков и так далее. Если эксперты дают положительную оценку, то во втором «туре» игрушка будет предложена детям соответствующей ей возрастной категории для игры (возможно, с участием взрослых). Специалисты наблюдают за процессом и делают пометки. Иногда у них могут быть противоречия, но обычно они приходят к какому-то консенсусу. Бывает, что один специалист не обратит внимания на какую-то деталь, сочтет ее незначительной, но в ходе обсуждения поймет, что замечание коллеги не лишено смысла. Поэтому игрушку и оценивает несколько человек.

Казалось бы, что в идеале игрушку можно было бы рассматривать на предмет психологической безопасности, когда она находится на уровне задумки, но в этом случае невозможно оценить ее влияние на ребенка во время игры. Тем не менее такая экспертиза может помочь улучшить качество будущей игрушки, повысив ее развивающий эффект.

Игрушки, прошедшие психологическую экспертизу и получившие положительное заключение, могут сопровождаться пометкой. Единого стандарта для нее не существует, так же как и требования обязательно ее оставлять. Например, по согласованию с заказчиком ИИДСВ РАО ставит пометку «Институт детства рекомендует». Другие экспертные организации имеют свои пометки.

Какие игрушки провоцируют агрессию или вызывают страх?

К таким «провокаторам» относятся игрушки, которые издают громкие неприятные звуки, сами выполняют провоцирующие агрессивные действия, сделаны по мотивам известного агрессивного героя, что провоцирует ребенка на подражание не только в игре, но и в реальной жизни в отношении других детей или даже взрослых.

Касательно последнего: важен не столько сам персонаж, сколько его подача. Соловья-разбойника можно сделать по-разному – со сжатыми в кулаки руками или с просто болтающимися. Второй вариант предпочтителен своей нейтральностью, а первый ассоциируется с агрессией.

Игрушки могут провоцировать агрессивное поведение и другими путями. Например, один производитель выпускал игрушку в виде Алеши Поповича, в комплекте с которым шли… еще две головы. Лицо каждой выражало свои эмоции, и для того, чтобы их «переключать», нужно каждый раз отрывать герою одну голову и приделывать другую. То есть уже на уровне эскиза игрушка предполагала какое-то жестокое обращение с ней. А что дальше? Дальше ребенок начнет отрывать головы и другим игрушкам.

Игрушки могут быть неагрессивными, но пугающими и приводить даже к расстройствам сна у ребенка, приходить к нему в кошмарах – это, конечно, исключительный случай, но дети разные. Опять же, важен внешний вид, ведь и Бабу-ягу можно сделать вполне симпатичной.

Кстати, имеет значение и возраст ребенка. То, что пугает малыша, может заинтересовать школьника. Сейчас более ответственные производители стремятся разрабатывать универсальные, так называемые семейные игрушки, которые нравятся старшим и не пугают младших.

На самом деле не так уж и много существует игрушек, которые напрямую вызывают нежелательные последствия в виде агрессивности, жестокости или каких-либо еще негативных эмоций и поступков.

Как взрослый может повлиять на восприятие игрушки?

На игровое (и не только) поведение ребенка оказывают влияние и взрослые: в качестве примера может быть их собственное поведение, а также высказываемое одобрение/осуждение действий ребенка. То есть если взрослый поощряет агрессию или сам ее демонстрирует, то это поведение может воспроизводиться и в игре детей дошкольного и даже младшего школьного возраста с любыми игрушками, даже с «добрыми».

Иной раз взрослый может сам задать направление игры. Если какого-то игрового персонажа он наделит чертами задиристыми, резкими, злыми, то малыш просто повторит за ним. Справедливо и обратное – если показать, что, например, этот медведь хороший и заботливый.

Можно ли взрослым вмешиваться в детскую игру?

Играя, дети развиваются: примеряют на себя роли, разворачивают их, наделяют разными (необязательно соответствующими игрушке) функциями. Может показаться, что навязывание взрослым своего видения того, как должен развиваться «сюжет» и каким должны быть его участники, ограничивает детскую фантазию.

На самом деле при разумном соблюдении частоты и меры включения в игру участие взрослого будет только обогащать содержание детской игры и способствовать развитию ребенка. Потому что для развития через игру нужны и другие люди. И дети любят играть не только со сверстниками, но и со взрослыми.

Другое дело, когда вмешательство старших происходит в виде вторжения в игру или пресечения неправильных с точки зрения взрослого действий. Так делать следует только в случае, когда ребенок перестает отличать игровую ситуацию от реальной и начинает выполнять действительно агрессивные действия в отношении игрушек и тем более партнеров по игре.

Какие игрушки покупать не стоит?

Говоря о том, какие игрушки не стоит покупать, в первую очередь нужно отметить те, которые вызывают у вас сомнения с точки зрения безопасности материала. Кроме этого, опираясь на собственную интуицию, стоит обратить внимание на то, насколько опасной может быть игра с этой игрушкой. Если возникают сомнения, то лучше от покупки отказаться (хотя на предмет безопасности для жизни и здоровья игрушки как раз проходят обязательную сертификацию).

С психологической точки зрения не стоит покупать неприятные по цвету, форме, материалу и т. п. Например, для детей младше трех лет не стоит брать игрушки ярких по цвету, неестественных оттенков. Дело в том, что восприятие цвета формируется в первые годы жизни, и, чтобы не нарушить становление цветового восприятия, не нужно испытывать детские глаза сложными оттенками. Подходят более однородные, спокойные, «природные» цвета. А те, что ярче, надо вводить постепенно. Что касается формы, то также нужно опираться на здравый смысл и прикидывать, нет ли риска, что ребенок может пораниться об эту игрушку (например, для совсем малышей даже кубики лучше покупать с закругленными углами), надеть ее на себя и не суметь снять и так далее. Все-таки сертификация и даже экспертиза целой комиссии не могут просчитать все связанные с игрушкой риски, поэтому стоит быть начеку и взрослому.

Взрослый также должен исходить из того, что вызывает страх именно у ребенка, и не покупать те игрушки, которые будут это чувство поддерживать. Если родителю трудно определиться самому, стоит посоветоваться с близкими родственниками и даже с психологами. И это относится не только к игрушкам-куклам (персонажам). Отдельное внимание стоит уделить игрушкам, которым свойственно внезапно и быстро перемещаться, издавать громкие звуки и так далее.

При покупке важно ориентироваться на возраст (он обычно указан на этикетке, но надо понимать, что эта информация в первую очередь касается безопасности использования игрушки: например, детям до трех лет опасно играть с мелкими деталями), на особенности индивидуального развития, эмоционального реагирования, которое по мере взросления меняется. Поэтому не стоит покупать игрушку «на вырост».

Какие игрушки стоит покупать?

Те, что будут соответствовать возрасту ребенка, позволят расширить спектр его деятельности, обогатить сюжеты игр, разнообразить физическую активность. Вряд ли стоит брать большое количество однотипных игрушек, но при этом никто не отменял и детского коллекционирования машинок, мячиков, мягких зайцев, ежей, медвежат и т. п. Это хороший вариант управления «закупками», он позволяет быстро сориентироваться, что купить на день рождения или если малыш заболел.

Может ли коллекция одинаково красивых Барби вызывать желание быть похожей на них и провоцировать комплексы? Барби – игрушка для младшего школьного возраста или даже для подросткового. В переходном возрасте девочки склонны к различного рода комплексам, кто-то, может быть, и расстраивается от непохожести на куклу, но это достаточно редкое явление. Потому что дети в таком возрасте сравнивают себя уже со сверстниками или с актерами и поп-звездами, а не с игрушками.

Опасны ли игрушки-антистресс – слаймы или спиннеры?

Со времени появления первых промышленно изготовленных слаймов прошло более сорока лет, и за этот срок травмирующего влияния на психику выявлено не было. Если рассматривать слаймы чисто в психологическом контексте, то это прекрасный материал для детского экспериментирования и познавательно-исследовательской деятельности: с их помощью можно вести наблюдение за свойствами так называемой неньютоновской жидкости.

Исследование Роскачество провело исследование слаймов по показателям безопасности и качества. О результатах исследования узнайте ЗДЕСЬ.

Спиннеры имеют иные функции, но также могут рассматриваться как вполне удачная игрушка для детских экспериментов и познавательно-исследовательской деятельности. Данными, подтверждающими опасность игры со спиннерами для психического здоровья детей, мы также не располагаем, но вполне можно предположить, что не стоит быстро вращающиеся спиннеры предлагать детям младенческого возраста, это попросту опасно для физического здоровья.

Благодарим за то, что дочитали этот текст до конца. Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.

При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.


ВЛИЯНИЕ ИГРУШКИ НА ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Дошкольное детство – важный этап определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнано, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, становления основ индивидуальности, формирования характер и определенного отношения к людям. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые приобретают переход к новой, более высокой степени развития.

В последние годы многие педагоги и психологи с тревогой говорят о тенденции исчезновения игры из жизни детей, особенно в старшем дошкольном возрасте. Анализ практики работы с дошкольными учреждениями свидетельствует об углублении противоречия между признанием роли игры в развитии дошкольника и явным перевесом в сторону увеличения времени на обучение ребенка, раннего вовлечения их в систему дополнительного образования. Следовательно, игровая деятельность теряет основу саморазвития внутренних сил ребенка. Это приводит к необратимым потерям в развитии психики дошкольника [2: 24].

Игры и игрушки в повседневной жизнедеятельности ребенка занимают ведущее место. Одной из отличительных чет жизни современного ребенка является огромное количество игрушек, которое окружает его с самого момента появления на свет. Игрушки разнообразны, чаще в педагогической литературе классификация игрушек строится на основе их использования в разных видах игр:

- сюжетные или образные игрушки (куклы, фигурки и т.д.);

- игрушки для подвижных и спортивных игр предназначенные для физического воспитания;

- звучащие и музыкальные игрушки;

- игрушки – самоделки изготовленные самими детьми, родителями, воспитателями;

Игрушка является важным спутником детей и оказывает существенное влияние на их личностное развитие, эмоционально-нравственную сферу, общение со взрослыми и сверстниками, следовательно на психическое развитие в целом.

В настоящее время рынок и игрушек преподносит нам массу сюрпризов: игрушки низкого качества часто оказывают отрицательное влияние на психическое и физическое здоровье детей.

Нам бы хотелось обратить внимание воспитателей ДОУ и родителей на то, что особую педагогическую ценность имеют игрушки, обладающие следующими качествами [1: 19]:

- полифункциональность (возможность широко использовать в соответствии с замыслом ребенка и сюжетами игры);

- дидактические свойства (возможность обучения ребенка конструированию, ознакомление и формой, наличие механизмов программированного контроля);

- возможность применения группой детей (пригодность игрушки использовать ее несколькими детьми);

- высокий художественный эстетический уровень либо принадлежность к изделиям художественных промыслов, обеспечивающих приобщение ребенка к миру искусства и народному творчеству.

Необходимо особенно заострить внимание на обязательных требованиях, невозможность использования игрушек:

- провоцировать ребенка на агрессивное действие;

- вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людям, животным, сверстникам, взрослым);

- провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;

- вызывать интересы выходящие за рамки детского возраста.

Как не печально, но игрушки с негативными критериями оказываются в руках детей и не всегда снимаются с производства.

На современном этапе учеными и практиками широко рассматривается проблема о неправильном использовании игрушки. Покупая игрушку, взрослый, зачастую не задумывается о глубине и степени влияния игрушки на ребенка.

С целью изучения отношения родителей к современным игрушкам был проведен социологический опрос. Его участниками стали родители детей посещающих дошкольные образовательные учреждения города Киселевска.

Полученные результаты опроса позволили сделать обоснование: 80% родителей выделяют доминирующий критерий к игрушкам - развивающее направление, это говорит о четком осознании предназначения игрушек для ребенка. Как нестранно, но у 50% родителей причинами покупок игрушек является веяние моды или влияние рекламы, что обосновывается желанием видеть своего ребенка современным. Отметим, что 33% родителей играют со своими детьми, не играют 23% и играют иногда 44%, данные говорят о том, что большую часть времени дети в игре предоставлены сами себе или сверстнику, все это приводит к ограничения общения со взрослыми. 42% родителей утверждают, что у детей должно быть много игрушек, в связи с тем, чтобы ребенку было интересно играть, 45% акцентируют внимание на ограниченном количестве игрушек, обосновывая значимостью каждой игрушки, но хотя 13% родителей затрудняются назвать количество игрушек.

Подводя итоги социологического опроса можно сделать вывод, что полученные результаты говорят от том, что современные родители глубоко заинтересованы в развитии своих детей и отводят игрушкам особое внимание, но не всегда осознанно основываются при их выборе на результативных показателях, что приводит к затруднению в полноценном психическом развитии дошкольников и искажает их видение современного мира.

Библиографический список

1. Виноградова, Н.А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. М.- 2008.

2. Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. СПб. - 2010.

Читайте также: