Диагностический конструктор музыкальных способностей ребенка

Обновлено: 04.05.2024

Музыкальные способности - это совокупность (система) психомоторных, чувственно-эмоциональных и рациональных функциональных свойств индивида, проявляющихся в его эмоциональной отзывчивости на музыку и успешной реализации музыкальной деятельности.

В изучении музыкальности необходимо применять не только специфические (собственно музыкальные) методы, но и общепсихологический инструментарий исследования свойств личности.

Предлагаемые методические рекомендации диагностики музыкальных способностей детей представляют собой систему игровых тестов, направленных на изучение структурных компонентов музыкальности: звуковысотного, темпо-метроритмического, тембрового, динамического, гармонического (ладового), формообразующего чувства; эмоциональной отзывчивости на музыку как главного компонента музыкальности, а также когнитивного, операционального и мотивационного компонентов музыкально-эстетических вкусов детей.

Преимущества предлагаемых тестов состоят в том, что они:

1) опираются не только на оценку знаний, но и на изучение познавательной деятельности в целом (в нашем случае, специфики музыкально-мыслительной деятельности);

2) применимы для массового исследования;

3) дают сравнимые между собой результаты.

Рекомендуемая методика диагностики музыкальных способностей детей может использоваться как индивидуально, так и в группах до 7-9 человек.

Мотивирующим аспектом организации выполнения тестовых заданий выступает игровая форма их предъявления.

До предъявления музыкальных игр-тестов педагог должен установить доверительные отношения с ребёнком, используя "нейтрально-развлекательный" игровой материал и, лишь затем, вовлечь ребёнка в диагностическую ситуацию. Необходимо помнить, что педагог должен убедиться в том, что ребёнок понял суть задания.

При любом результате выполнения диагностических заданий педагог должен избегать оценочных суждений, подкрепляя стремление ребёнка играть в предложенную ему музыкальную игру своей заинтересованностью в его действиях.

При групповом обследовании детей педагогу будет необходима помощь ассистента. Здесь ещё раз следует отметить, что атмосфера во время тестирования должна быть спокойной, исключительно доброжелательной, психологически комфортной.

Практические диагностические тесты

1. Диагностика чувства темпа и метроритма

Игра-тест на выявление уровня развития чувства метра "Настоящий музыкант"

Тест позволяет определить реактивно-метрические способности. Все задания предъявляются в размере 4/4 в умеренном темпе в объёме четырёх тактов.

Игра предполагает вовлечение ребёнка в исполнение на музыкальных инструментах, например на фортепиано (возможно, на металлофоне), простой мелодии.

Цель: выявление уровня развития чувства темпа и метрической моторной регуляции в соответствии с изменяющимся темпом.

Если ребёнок соглашается поиграть на инструменте (необходимо создать доброжелательную атмосферу), ему предлагается следующая инструкция: "Давай сначала выберем, какую музыку мы будем исполнять (называется ряд простых детских песенок)". После определения ребёнком понравившегося ему произведения (например, "В траве сидел кузнечик" в ля-миноре) ребёнок двумя руками равномерно чередует исполнение звуков ми третьей и ми четвёртой октавы. После пробы своей "партии" ребёнок играет "вступление" (два такта), а затем к игре подключается педагог (он исполняет мелодию с аккомпанементом). Педагогу рекомендуется мелодию завершить, даже если ребёнок остановился или ошибся. Обязательно следует похвалить ребёнка за исполнение песенки.

В случае правильного исполнения мелодии в умеренном темпе, ребёнку далее предлагается сыграть про "шаловливого кузнечика" в быстром темпе (80-90 ударов в минуту), и про "ленивого кузнечика" в медленном темпе (50-60 ударов).

После успешного исполнения необходимо "посадить кузнечика в поезд" и прокатить его с ускорением и замедлением.

  • адекватное исполнение ребёнком своей партии в умеренном, быстром и медленном темпах, а также с ускорением и замедлением фиксируется как высокий уровень темпо-метрической регуляции;
  • адекватное исполнение всех восьми тактов только в двух темпах (например, умеренном и быстром или умеренном и медленном) соответствует среднему, нормативному уровню развития чувства темпа;
  • ситуативно-сбивчивое, но завершённое исполнение песенки только в умеренном темпе (допускаются аметрические ошибки в 2-4 тактах) показывают слабый уровень двигательного опыта моторной регуляции;
  • сбивчивое и незавершённое ребёнком исполнение - низкий уровень.

2. Тест - игра на изучение чувства ритма

Цель: выявление уровня сформированности метроритмической способности.

1. Детская песня "Дин-дон"

2. Детская песня "Петушок"

3. М. Красев "Ёлочка"

Педагог предлагает ребёнку спеть песню и одновременно прохлопать в ладоши её метрический рисунок. Затем ребёнку предлагается "спрятать" голос и "спеть" одними ладошками.

  1. точное, безошибочное воспроизведение метрического рисунка одними ладошками на протяжении всех 8 тактов - высокий уровень;
  2. воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушениями и с некоторой помощью голоса (пропевание шёпотом) - средний уровень;
  3. адекватное метрическое исполнение с пением 4 -5 тактов - слабый уровень
  4. неровное, сбивчивое метрическое исполнение и при помощи голоса - низкий уровень.

3. Диагностика звуковысотного чувства (мелодического и гармонического слуха)

Цель: выявить степень развития гармонического слуха, т.е. способности определять количество звуков в интервалах и аккордах, а также характер звучания в ладовых созвучиях.

Педагог исполняет созвучие (интервал или аккорд) и затем предлагает ребёнку отгадать сколько звуков "спряталось" в нём, а также определить как звучит созвучие: весело или грустно. Следует исполнить 10 созвучий.

  • определить уровень развития произвольных слухо-моторных представлений:
  • вокального типа, т.е. возможностей управлять мускулатурой голосовых связок в соответствии со слуховыми представлениями интонационного эталона мелодии;
  • инструментального типа, т.е. возможности подбирать по слуху на инструменте (фортепиано) мелодический образец.

Стимулирующий материал могут составить простые попевки или песенки.

  • спеть любую известную ему песенку;
  • повторить голосом мелодию, сыгранную педагогом на инструменте;
  • подобрать по слуху на инструменте предложенную мелодию.
  • слабый уровень - последовательное исполнение звуков вверх или вниз по направлению к тоническому звуку в диапазоне терции;
  • средний уровень - опевание тоники и последовательное исполнение тетрахорда (вверх - вниз по направлению к тонике) в удобном для ребёнка диапазоне;
  • высокий уровень - опевание, последовательное и скачкообразное (на кварту, квинту, малую или большую сексты) исполнение мелодических линий в диапазоне октавы и более.

4. Диагностика чувства тембра

Тест - игра "Тембровые прятки"

Цель: выявление уровня развития тембрового слуха по показателю адекватно дифференцированного определения инструментального или вокального звучания одной и той же мелодии.

  • детского голоса;
  • женского голоса;
  • мужского голоса;
  • хора;
  • струнных смычковых инструментов;
  • деревянных духовых инструментов;
  • медных духовых инструментов;
  • фортепиано;
  • оркестра.

Ребёнку предлагается прослушать аудиозапись музыкального фрагмента в различных исполнениях и определить тембровое звучание музыки.

  • низкий уровень развития тембрового чувства - адекватное определение только однородных тембров;
  • средний уровень - адекватное определение однородных тембров и смешанных тембров;
  • высокий уровень - адекватное определение различных тембровых соотношений в исполнении предъявленного музыкального фрагмента.

5. Диагностика динамического чувства

Тест - игра "Мы поедем в "Громко-тихо""

Цель: определение способности адекватной аудиально-моторной реакции на динамические изменения (силу выражения) инструментального и вокально-инструментального стимула.

  • Барабан или бубен;
  • фрагменты музыкальных пьес: Х.Вольфарт "Маленький барабанщик"; К.Лонгшамп-Друшкевичова "Марш дошкольников".

Ребёнку предлагается поиграть в "громко-тихо". Педагог играет на фортепиано, а ребёнок - на бубне или барабане. Ребёнку предлагается играть так, как играет педагог: громко или тихо. Адекватное исполнение контрастной динамики "форте-пиано" оценивается в 1 балл.

Затем педагог исполняет музыкальный фрагмент так, чтобы звучание музыки то усиливалось, то ослаблялось; ребёнку предлагается повторить динамику звучания на барабане или бубне. Адекватное динамическое исполнение "крещендо" и "диминуэндо" оценивается в 2 балла; всего - 4 балла.

  • слабый уровень динамического чувства - 1 балл;
  • средний уровень - 2-3 балла;
  • высокий уровень - 4-5 баллов.

6. Диагностика чувства музыкальной формы

Тест-игра "Незавершённая мелодия"

Цель: выявить уровень развития чувства завершённости (целостности) музыкальной мысли.

Стимулирующий материал подбирается педагогом самостоятельно.

Ребёнку предлагается прослушать несколько мелодий и определить, какие из них прозвучали полностью, а какие "спрятались" раньше времени.

Стимулирующий материал строится в следующем порядке:

1-я мелодия - не доигрывается последний такт;

2-я мелодия - доигрывается до конца;

3-я мелодия - не доигрывается последняя фраза мелодии;

4-я мелодия - прерывается на середине второй фразы (из четырёх);

5-я мелодия - доигрывается до конца.

  • слабый уровень - правильно определены 1-2 пункты;
  • средний уровень - правильно определены 3-4 пункты;
  • высокий уровень - правильно определены все 5 пунктов.

7. Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку

Тест "Музыкальная палитра"

Цель: изучение способности к эмоциональной отзывчивости на музыку, т.е. конгруэнтного переживания и смысловой рефлексии содержания музыки.

Стимулирующий материал: музыкальные пьесы из "Детского альбома" П.И.Чайковского:

1. "Утреннее размышление"

2. "Сладкая грёза"

4. "Болезнь куклы"

5. "Игра в лошадки"

Ребёнку предлагается прослушать данные музыкальные пьесы и попробовать определить, какое настроение у него вызывает каждая из них, какие образы представляются во время звучания музыки.

1-й (вербальный) вариант задания: подобрать слова, подходящие ребёнку для выражения его переживания музыки;

2-й (невербально-художественный) вариант задания: ребёнку предлагается нарисовать образы, картинки, которые ему представляются во время прослушивания музыки;

3-й (невербально-двигательный) вариант задания: ребёнку предлагается двигаться под музыку так, как ему это представляется во время звучания музыкального фрагмента.

  • низкий уровень эмоционально-образного осмысления характеризуется уклонением (фактическим отказом) ребёнка от проекции своих состояний или его неспособностью в ситуации музыкального воздействия даже на простейшее самовыражение своих впечатлений, мыслеобразов, настроений в невербально-художественной, двигательной или вербальной форме. К этому же уровню относятся и неконгруэнтные формы самовыражения ребёнка в ситуации музыкального стимулирования его эмоционального опыта;
  • средний (нормативный) уровень развития эмоциональной отзывчивости характеризуется способностью к конгруэнтно репродуктивной форме отображения уже имеющегося опыта переживаний, состояний, мыслеобразов, вызванных воздействием музыкального фрагмента; соответствующей изобразительной и вербальной характеристикой ребёнком своих переживаний и мыслеобразов основного содержания музыки (без особых детализаций своего отображения);
  • высокий уровень эмоциональной отзывчивости характеризуется конгруэнтной характеристикой осмысления эмоционально-образного содержания музыки. Креативность самовыражения ребёнка в изобразительной, двигательной и словесной форме проявляется в следующих особенностях формы самовыражения:
  1. оригинальность (необычность, новизна) отображения мыслеобраза, идеи;
  2. детализация(разработанность) своей идеи или образа;
  3. беглостьпорождения идей, т.е. способность порождать большое количество новых, но адекватных музыкальному воздействию мыслеобразов;
  4. гибкость, т.е. различность типов, видов, категорий идей и мыслеобразов на один музыкальный материал.

8. Диагностика когнитивного, операционального и мотивационного компонентов музыкально-эстетических вкусов детей

Выявить уровень когнитивного компонента музыкально-эстетических ориентаций ребёнка можно с помощью краткой беседы-анкеты.

  1. Ты любишь музыку?
  2. Нравится ли тебе петь? Если, да, то, что именно, какие песни?
  3. Где тебе нравится петь больше - в детском саду, школе, музыкальной школе или дома?
  4. Поют ли твои родители (дома или в гостях)?
  5. Какие песни тебе нравится петь, а какие - слушать?
  6. Где ты чаще слушаешь музыку - в концертном зале или дома по телевидению и радио?
  7. Что ты больше любишь - петь, рисовать или танцевать под музыку?
  8. Приходилось ли тебе исполнять музыку на каком-либо инструменте? Каком?
  9. Нравятся ли тебе телевизионные музыкальные передачи? Если, да, то, какие?
  10. Слушаешь ли ты какую-нибудь музыкальную радиопрограмму?
  11. Какие исполнители (певцы, музыканты) тебе особенно нравятся и почему?
  • низкий уровень развития когнитивного компонента музыкальных предпочтений, вкусов характеризуется отсутствием или слабо выраженным интересом к музыкальным видам деятельности;
  • средний уровень - выражается в наличии интереса к музыке, но с явным предпочтением развлекательной направленности музыкальных жанров (конкретных произведений), вне ориентации на высокохудожественные, классические эталоны музыки;
  • высокий уровень - ярко проявленный демонстрируемый интерес к музыкальным видам деятельности и разножанровой направленности (по названным ребёнком произведениям - как эстрадно-развлекательных, так и классических жанров).

Тест "Музыкальный магазин"

Цель: изучение практико-ориентированных предпочтений, реального выбора музыкальных ориентаций, характеризующих музыкальные вкусы (поведенческие реакции) личности.

  • народная вокально-хоровая музыка;
  • народная инструментальная музыка;
  • народная вокально-инструментальная музыка;
  • классическая вокально-хоровая музыка;
  • классическая инструментально-симфоническая музыка;
  • классическая вокально-инструментальная музыка;
  • современная классика авангардного направления;
  • современная развлекательная музыка;
  • духовная музыка.

Ребёнку предлагается выбрать в музыкальном магазине понравившуюся музыку. Выбирать можно любое количество музыкальных записей.

  • низкий уровень музыкально-эстетических вкусов характеризуется выбором лишь развлекательных образцов музыкального искусства;
  • средний уровень - выбор двух образцов различных направлений музыкального творчества;
  • высокий уровень - проявление интереса к трём (и более) различным музыкальным направлениям (жанрам) с предпочтением классических произведений.

9. Изучение мотивационного компонента музыкальных вкусов ребёнка

Тест "Хочу дослушать"

Данный тест предполагает естественную ситуацию слушания музыки на музыкальных занятиях с детьми. В качестве стимулирующего материала предлагается набор разнохарактерных фрагментов музыкальных произведений. Диагностической такая ситуация становится в случае, если педагог намеренно прерывает музыку на кульминационном моменте её звучания. Ситуация незавершённости музыкальной формы (образа) вызывает у детей с высокой мотивационной направленностью на музыкальную деятельность ярко выраженную реакцию-просьбу завершения прослушиваемой музыки.

Поэтому после остановки музыки на кульминации педагог обращается к детям с вопросом: будем ли дослушивать музыку до конца или достаточно того, что уже прозвучало?

  • проявленная потребность в завершении музыкального фрагмента оценивается как мотивационная готовность ребёнка к развитию своих музыкальных способностей;
  • индифферентное или отрицательное отношение (т.е. отказ от завершения прослушивания) интерпретируется как несформированная мотивация музыкальной деятельности

Итоговые показатели уровней развития структурных компонентов музыкальных способностей желательно заносить в специальную индивидуальную карту "Диагностический конструктор" (Приложение 1), с помощью которой педагог может не только наглядно представить себе как слабые стороны музыкальности и личностной ориентации ребёнка (что и должно явиться в дальнейшем основой для конкретизации педагогических задач в музыкально-эстетическом развитии ребёнка), так и "сильные" структурные характеристики его музыкальности, способные служить опорой в построении эффективной педагогической работы в развитии личности ребёнка.

В – высокий уровень; С – средний уровень; С «+» - выше среднего С «–» - ниже среднего Н – низкий уровень. Н «+» - выше низкого.

Цветовой тест эмоционального состояния ребенка

Цветовая гамм а

До начало курса занятий

После окончания курса занятий

Практические диагностические тесты для среднего и старшего возраста.

1 - ИГРЫ - ТЕСТЫ НА ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА МЕТРА

Ребенку дают ортопедический мяч с фиксацией кисти руки резинкой. Необходимо, последовательно ударяя мяч об пол, провести его по указанной дорожке под музыкальное сопровождение умеренного темпа.

• 4-7 ударов - средний уровень ;

• 1-3 удара - низкий уровень.

Шаги великана, Тома и гнома

Давай поиграем с тобой в сказочные шаги, - говорит педагог.-В стране Тишиналии» все жители ходят, как часы (даются в руки ребенка часы-будильник, ход которых­ «тик-так» - отчетливо слышен или используется аудио запись). Мальчик Том ходит спокойно (педагог демонстрирует: шаг-на звук часов « ТИК » и приставной шаг - на звук « Так »), шаги его маленького друга-гнома подвижны, игривы (на звук часов « ТИК » - шаг и приставной шаг, на ход « Так »-то же самое; великан ходит степенно, важно (один шаг на ход_часов « тик-так » и один приставной шаг - на следующий временной ход « ТИК-ТАК »).

Стимулирующий материал: часы-будильник и обозначенные на полу следы (ступней ног или просто кружки, вырезанные из бумаги), показывающие направление дорожки. Расстояние между ними соответствует свободному шагу ребенка (15-20 см). Всего 16 следов-шагов. Дорожка выложена с разворотами после каждого 4-го шага, например, по периметру квадрата ( 4 шага, поворот + 4 шага, по­

ворот + 4 шага, поворот + 4 шага).

1. Диагностика чувства темпа и метроритма

Игра-тест на выявление уровня развития чувства метра "Настоящий музыкант"

Тест позволяет определить реактивно-метрические способности. Все задания предъявляются в размере 4/4 в умеренном темпе в объёме четырёх тактов.

Игра предполагает вовлечение ребёнка в исполнение на музыкальных инструментах, например на фортепиано (возможно, на металлофоне), простой мелодии.

Цель: выявление уровня развития чувства темпа и метрической моторной регуляции в соответствии с изменяющимся темпом.

Если ребёнок соглашается поиграть на инструменте ( необходимо создать доброжелательную атмосферу), ему предлагается следующая инструкция: "Давай сначала выберем, какую музыку мы будем исполнять ( называется ряд простых детских песенок )". После определения ребёнком понравившегося ему произведения ( например, "В траве сидел кузнечик" в ля-миноре ) ребёнок двумя руками равномерно чередует исполнение звуков ми третьей и ми четвёртой октавы. После пробы своей "партии" ребёнок играет "вступление" (два такта), а затем к игре подключается педагог (он исполняет мелодию с аккомпанементом). Педагогу рекомендуется мелодию завершить, даже если ребёнок остановился или ошибся. Обязательно следует похвалить ребёнка за исполнение песенки.

В случае правильного исполнения мелодии в умеренном темпе, ребёнку далее предлагается сыграть про "шаловливого кузнечика" в быстром темпе (80-90 ударов в минуту), и про "ленивого кузнечика" в медленном темпе (50-60 ударов).

После успешного исполнения необходимо "посадить кузнечика в поезд" и прокатить его с ускорением и замедлением.

Критерии оценки темпо-метрической регуляции :

  • Высокий у ровень - адекватное исполнение ребёнком своей партии умеренном, быстром и медленном темпах, а также с ускорением и замедлением.
  • Средний уровень - адекватное исполнение всех восьми тактов только в двух темпах (например, умеренном и быстром или умеренном и медленном ) соответствует , нормативному уровню развития чувства темпа;
  • ситуативно-сбивчивое, но завершённое исполнение песенки только в умеренном темпе (допускаются метрические ошибки в 2-4 тактах) показывают слабый уровень двигательного опыта моторной регуляции;
  • Низкий у ровень сбивчивое и незавершённое ребёнком исполнение.

2. Тест - игра на изучение чувства ритма

Цель: выявление уровня сформированности метроритмической способности.

1. Детская песня "Дин-дон"

2. Детская песня "Петушок"

3. М. Красев "Ёлочка"

Педагог предлагает ребёнку спеть песню и одновременно прохлопать в ладоши её метрический рисунок. Затем ребёнку предлагается "спрятать" голос и "спеть" одними ладошками.

Высокий уровень - точное, безошибочное воспроизведение метрического рисунка одними ладошками на протяжении всех 8 тактов.

Средний уровень - воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушениями и с некоторой помощью голоса (пропевание шёпотом).

адекватное метрическое исполнение с пением 4 -5 тактов - слабый уровень

Низкий уровень - неровное, сбивчивое метрическое исполнение и при помощи голоса - .

Цель : выявить уровень развития чувства ритма.

- Прохлопай, пожалуйста (или простучи . ), ритм исполняемых на инструменте (фортепиано) мелодий. (Вначале диагност показывает образец исполнения ритма, чтобы убедиться в правильности понимания ребенком смысла задания.)

Стимульным материалом служат музыкальные фрагменты :№ 1-6 (см. приложение 1), которые отражают различную степень ритмической сложности.

• Низкий уровню ритмической регуляции будут соответствовать ровный ряд половинных длительностей, ровный ряд четвертных длительностей, чередование половинных и четвертных длительностей;

• С реднему уровню ритмической регуляции соответствует умение использовать половинные, четвертные, восьмые длительности и ноты с точкой, т. е. элементы пунктирного ритма;

• Высокий уровень ритмической способности требует соответственно такой моторной регуляции, которая соответствовала бы использованию пунктирного, синкопированного ритма и пауз

Цель : выявить способность адекватного восприятия ритмической последовательности музыкального фрагмента.

- Прослушай три разных мелодии, а затем попробуй отгадать, ритм которой из них я прохлопаю в ладоши.

Стимульный материал ( см:. приложение 1, М 7-17).

Критериальные блоки уровней развития чувства ритмического восприятия:

1-й блок заданий

1. Т. Попатенко = 1 балл (№ 7);

2. И. Арсеев = 2 балла (№ 8);

3. Ф. Шуберт = 3 балла (№ 9).

2-й блок заданий

1. А. Филиппенко = 1 балл (№ 10);

2. В. Дементьев = 2 балла (№11);

3. Ф. Шопен = 3 балла (№ 12).

3-й блок заданий

1. Русская народная песня «Ворон» (или ) = 1 балл (№ 13 или 14);

2. Украинский танец «Приглашение» (или Ф. Мендельсон Концерт ми минор для скрипки)= 2 балла (№ 15 или 16);

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Ханты–Мансийский автономный округ - Югра

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

Методический блок диагностики музыкальных способностей

Предлагаемый блок диагностических методик может использоваться как индивидуально, так и в группах от 5-до 7 человек младшего школьного возраста.

Мотивирующим аспектом организации заданий выступает игровая форма их предъявления. При любом результате необходимо избегать оценочное суждение с ребёнком его результатов. Все усилия прилагаем на заинтересованность в игре обучающегося, в его действии.

Атмосфера создаётся доброжелательной и комфортной.

Автор: Артемова Надежда Игнатьевна

Диагностика начала эксперимента( первоначальный период)

Система бальная - от 1 до 5 баллов.

Каждое задание оценивается отдельно, затем суммируются.

Высокий уровень-5 баллов;

Средний уровень-3 баллов

Низкий уровень---1 балл

Баллы вопросов , которые суммируются в одном задании:

Высокий уровень---12-15 баллов;

Средний уровень---5-8 баллов;

Низкий уровень---1-4 балла

Диагностика звуковысотного чувства

Игра: Куда идет мелодия?

Цель : выявление уровня развития звуковысотного чувства по показателю -определение направления мелодии

-Давай сыграем в музыкальные отгадки. Послушай внимательно и определи, куда идёт мелодия: вверх или вниз?

2.Г.Эрнесакс «Паровоз» ( ответ:вверх-вверх-вниз);

3. Детская песня «василёк» ( оттает: вниз-вниз)

Диагностика чувства тембра

Игра «Тембровые прятки»

Цель: Выявление уровня развития тембрового слуха по показателю адекватно дифференцированного определения инструментального звучания одной и той же мелодии.

Музыкальный материал: Русская народная песня «Во поле берёза стояла».

Исполняем произведение на фортепиано, баяне и свирели.

Диагностика динамического чувства

( определение слухомоторной реакции на силу воздействующего звука в контрасте и постепенном усилении)

Цель: определение способности реакции на динамические изменения.

-Поиграем с тобой в «громко-тихо). Я играю на пианино , а ты на барабане. Играй как я: я –громко, и ты-громко, я тихо и ты-тихо.

Песня А. Александрова «Барабан»-

А теперь музыка будет постепенно усиливаться или затихать. Тебе необходимо также её исполнить на барабане.

Пьеса Э. Парлова «Марш» крещендо и диминуэндо.

Песня «Шесть мышат»-диминуэндо

Диагностика чувства музыкальной формы

Игра «Незавершённая мелодия»

Цель: выявить уровень развития чувства завершенности

(целостности) музыкальной мысли.

-Сейчас мелодии будут прятаться: одни из них прозвучат полностью, другие –нет. Послушай и постарайся определить , какая мелодия звучит до конца, а какая «спряталась» раньше времени?

Играем рус.нар.п. «Калинка» две строчки и прерываем. Ответ: не до конца.

Играем Светит месяц куплет до конца. Ответ: до конца.

Поем «Солнечный круг» не до конца, 3 строчки» . Ответ : не до конца

Диагностика на выявление чувства темпа

Игра «Настоящий музыкант»

Выбираем инструмент ксилофон, или металлофон.

Цель: выявление уровня развития чувства темпа и метрической моторной регуляции в соответствии с изменяющимся темпом.

Музыкальный материал: Играем «В траве сидел кузнечек». Ребёнок двумя руками равномерно чередует исполнение звуков ми третьей и четвертой октавы. После своей пробы ребёнок играет «вступление»(два такта) и педагог исполняет мелодию с аккомпанементом ( мелодию завершить).

Если ребёнок исполнил правильно в умеренном темпе, ему предлагается сыграть «про шаловливого кузнечика» в быстром темпе, и про «неповоротливого, ленивого кузнечика» в медленном темпе.

После успешного исполнения необходимо «посадить кузнечика в поезд» и прокатить его с ускорением и замедлением движение.

(Критерии: правильное исполнение, сбивчивое и незавершенно-сбивчивое)

Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку

Игра «Музыкальная палитра»

Цель: изучение способности к эмоциональной отзывчивости на музыку, т.е. конгруэтного переживания и смысловой рефлексии содержания музыки.

Предлагаем ребёнку сыграть в музыкальную игру. Внимательно слушай музыку и попробуй определить, какое настроение она у тебя вызывает, какие образы представляются вовремя её звучания?

1-й (вербальный) вариант задания:

-Подбери слова , подходящие для твоего переживания музыки.

2-й (невербально-художественный) вариант:

-Какие образы, картинки ты представляешь себе во время прослушивания этой музыки? Нарисуй, пожалуйста, или подбери подходящую картинку



3-й (невербально-двигательный) вариант:

-Двигайся под музыку так, каким бы тебе хотелось представить себя во время её звучания.

Таким образом, эмоциональная отзывчивость на содержание музыкальных фрагментов измеряется как в вербальной , так и невербальной форме. Вначале ребёнку предлагается самый сложный вариант осмысления содержания музыки –вербальный, а затем-невербальный на основе графических схем мимических выражений. И вариант двигательных реакций на стимульное предъявление музыкальных фрагментов.

В качестве варианта тестирования предлагаем ряд разнохарактерных музыкальных фрагментов, например, из «Детского альбома» П.И. Чайковского :

1. «Утреннее размышление»-спокойно, умиротворённо;

2. «Баба Яга»-тревожно, сердито;

3. «Сладкая грёза»-нежно, ласково

4. «Игра в лошадки»-проворно, игриво

5. «Болезнь куклы»-жалобно, огорченно

Критерии оценки вербальной рефлексии:

1 Если ребёнок сумел самостоятельно определить конгруэнтно-понятийное содержание музыкального фрагмента и к названному определению дополняет свои синонимичные характеристики-мыслеобразы, то такой ответ следует оценить как продуктивный и зафиксировать 2 балла.

2) Правильное понятийное определение ребёнком эмоционального содержания музыкального фрагмента с помощью диагноста оценивается как адекватно-репродуктивный уровень .

3)неправильное определение оценивается в 0 баллов.

Индивидуальная карта фиксации вербальной рефлекс музыки

Критерии оценки невербально-графической рефлексии:

1) Адекватный выбор графического изображения эмоционального состояния из рисунков соответствующего сектора оценивается в 1 балл;

2) 2) неадекватное -0

3) Продуктивным считается адекватный выбор с оригинально-детализированным дорисованием-2 балла.

Цветовая интерпретация раскрашенного графического изображения ребёнком дает полную информацию об эмоциональном состоянии и индивидуальном восприятии музыкального стимула в соответствии с принятой в психодиагностике интерпретацией цветовых предпочтений (таблица Люшера). Индивидуальная карта заполняется аналогично предыдущей.

Критерии оценки невербально -двигательной рефлексии:

Адекватность двигательной(танцевальной) сенсомоторной отзывчивости изучается с учетом двух- или трехдольного музыкального воздействия : маршеобразного , подвижно-танцевального (например польки) или вальс образного фрагментов:

1)марш репродуктивное отображение которого как самой простой двигательной реакции(шаг0 оценивается в 1 балл;

2) полька предполагает ускоренный по темпу шаг или галоп, поскоки, репродуктивное воспроизведение которого оценивается 2 балла;

2) вальс-самый сложный (трехдольный) из предложенных размеров движения. Репродуктивное воспроизведение которого оценивается в 3 балла.

интерпретируется как несформированная мотивация музыкальной деятельности.

Дифференцированные оценки двигательной рефлексии музыки.

Неумение двигаться адекватно размеру и характеру музыки

Адекватная психомоторная реакция на музыку

Творческие проявления вариантов двигательной реакции на музыку

Личностные характеристики

Можно определить по любимому цвету используя таблицу

Стремление к согласию, сочувствию, доверию, Отсутствию конфликтов, потребность в дружеских отношениях, любви, привязанности ,спокойствии

Нарушение отношений, одиночество, беспокойство

Потребность в самоутверждении, повышении положения, власти, уважения, признания, превосходства, уверенности, независимости, настойчивости, обороны

Недостаток признания, принуждение, унижение, обида, неспособность к сопротивлению

Стремление к достижению успеха, инициатива, наступление, деятельность, борьба, возбуждение

Перевозбуждение, раздражение, бессилие, утомление, защита

Стремление к изменению, выходу; ожидание, надежда на удачу и случай, оптимизм, избегание проблем, потребность в освобождении, расслаблении

Разочарование, отчаяние, подозрение, недоверие

Стремление к отождествлению, идентификации с кем-то, эротические и эстетические устремления, желание понравиться, обратить на себя внимание, произвести впечатление, получить одобрение

Подавление чувств, рациональность, контроль, скромность, стремление быть незаметным

Стремление к физическому комфорту, безопасности, отдыху, чувственному удовлетворению, болезненное состояние, слабость, усталость, голод

Вытеснение физических потребностей, самоограничение, отрицание слабости

Стремление к разрушению, агрессия, враждебное отношение, негативизм, неприятие, протест, отказ

Отрицание и подавление агрессии

Желание избежать участия, скрыться, маскировка, утаивание

Активное включение в ситуацию

Сила потребности определяется степенью привлекательности того цвета, который ей соответствует.

Диагностика когнитивного, операционального и мотивационного компонентов музыкально-эстетических вкусов детей

Выявить уровень когнитивного компонента музыкально-эстетических ориентаций ребёнка можно с помощью краткой беседы-анкеты.

Примерные вопросы анкеты.

1. Ты любишь музыку?

2. Нравится ли тебе петь? Если, да, то, что именно, какие песни?

3. Где тебе нравится петь больше - в детском саду, школе, музыкальной школе или дома?

4. Поют ли твои родители (дома или в гостях)?

5. Какие песни тебе нравится петь, а какие - слушать?

6. Где ты чаще слушаешь музыку - в концертном зале или дома по телевидению и радио?

7. Что ты больше любишь - петь, рисовать или танцевать под музыку?

8. Приходилось ли тебе исполнять музыку на каком-либо инструменте? Каком?

9. Нравятся ли тебе телевизионные музыкальные передачи? Если, да, то, какие?

10. Слушаешь ли ты какую-нибудь музыкальную радиопрограмму?

11. Какие исполнители (певцы, музыканты) тебе особенно нравятся и почему?

Критерии оценки

· низкий уровень развития когнитивного компонента музыкальных предпочтений, вкусов характеризуется отсутствием или слабо выраженным интересом к музыкальным видам деятельности;

· средний уровень - выражается в наличии интереса к музыке, но с явным предпочтением развлекательной направленности музыкальных жанров (конкретных произведений), вне ориентации на высокохудожественные, классические эталоны музыки;

· высокий уровень - ярко проявленный демонстрируемый интерес к музыкальным видам деятельности и разно жанровой направленности (по названным ребёнком произведениям - как эстрадно -развлекательных, так и классических жанров).

Тест "Музыкальный магазин"

изучение практико-ориентированных предпочтений, реального выбора музыкальных ориентаций, характеризующих музыкальные вкусы(поведенческие реакции) личности.

Стимулирующий материал:

фрагменты аудиозаписи музыкальных произведений различных жанров и направлений:

· народная вокально-хоровая музыка;

· народная инструментальная музыка;

· народная вокально-инструментальная музыка;

· классическая вокально-хоровая музыка;

· классическая инструментально-симфоническая музыка;

· классическая вокально-инструментальная музыка;

· современная классика авангардного направления;

· современная развлекательная музыка;

Ребёнку предлагается выбрать в музыкальном магазине понравившуюся музыку. Выбирать можно любое количество музыкальных записей.

Критерии оценки:

· низкий уровень музыкально-эстетических вкусов характеризуется выбором лишь развлекательных образцов музыкального искусства;

· средний уровень - выбор двух образцов различных направлений музыкального творчества;

· высокий уровень - проявление интереса к трём (и более) различным музыкальным направлениям (жанрам) с предпочтением классических произведений.

9. Изучение мотивационного компонента музыкальных вкусов ребёнка

Тест "Хочу дослушать"

Данный тест предполагает естественную ситуацию слушания музыки на музыкальных занятиях с детьми. В качестве стимулирующего материала предлагается набор разнохарактерных фрагментов музыкальных произведений. Диагностической такая ситуация становится в случае, если педагог намеренно прерывает музыку на кульминационном моменте её звучания. Ситуация незавершённости музыкальной формы(образа) вызывает у детей с высокой мотивационной направленностью на музыкальную деятельность ярко выраженную реакцию-просьбу завершения прослушиваемой музыки.

Поэтому после остановки музыки на кульминации педагог обращается к детям с вопросом: будем ли дослушивать музыку до конца или достаточно того, что уже прозвучало?

по которым оценивается уровень мотивационной направленности, следующие:

· проявленная потребность в завершении музыкального фрагмента оценивается как мотивационная готовность ребёнка к развитию своих музыкальных способностей;

· индифферентное или отрицательное отношение (т.е. отказ от завершения прослушивания) интерпретируется как несформированная мотивация музыкальной деятельности

Итоговые показатели уровней развития структурных компонентов музыкальных способностей желательно заносить в специальную индивидуальную карту "Диагностический конструктор " (Приложение 1) , с помощью которой педагог может не только наглядно представить себе как слабые стороны музыкальности и личностной ориентации ребёнка(что и должно явиться в дальнейшем основой для конкретизации педагогических задач в музыкально-эстетическом развитии ребёнка), так и"сильные" структурные характеристики его музыкальности, способные служить опорой в построении эффективной педагогической работы в развитии личности ребёнка.

Обработка результатов:

Итоговые показатели уровней развития структурных компонентов музыкальных способностей мы заносим в специальную индивидуальную карту "Диагностический конструктор" с помощью которой педагог может не только наглядно представить себе как слабые стороны музыкальности и личностной ориентации ребёнка (что и должно явиться в дальнейшем основой для конкретизации педагогических задач в музыкально-эстетическом развитии ребёнка), так и "сильные" структурные характеристики его музыкальности, способные служить опорой в построении эффективной педагогической работы в развитии личности ребёнка.

Диагностический конструктор музыкальных способностей ребёнка

Фамилия, имя ребёнка ___________________________________________________________

Возраст ребёнка ________________________________________________________________

Дата: констатирующего этапа (1) __________________________________________________

промежуточного этапа (2) ___________________________________________________

контрольного этапа (3) _____________________________________________________

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Методы диагностики музыкальных способностей.(автор Анисимов В.П.)

В соответствии с требованиями современной психодиагностики и представлениями о структуре музыкальных способностей ниже предлагаются игры-тесты для диагностического исследования музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Предлагаемый блок диагностических методик может использоваться как индивидуально, так и в группах до 5-7 человек.

Мотивирующий аспект организации выполнения заданий – игровая форма их предъявления.

При любом результате выполнения заданий оценочные суждения не допускаются.

Игры-тесты на выявление уровня развития метро-темпо-ритма:

1. «Шаги великана, Тома и гнома: Давай поиграем с тобой в сказочные шаги. В стране Тишиналии все жители ходят, как часы (ребенку в руки дают будильник, ход которых отчетливо слышен). Мальчик Том ходит спокойно («тик» - шаг, «так» - приставной шаг). Шаги его друга-гнома подвижны («тик» - шаг + приставной шаг, «так» - то же самое). Великан ходит степенно, важно («тик», «так» - 1 шаг, 2-й шаг на следующий временной ход).

Стимулирующий материал: часы-будильник и обозначенные на полу следы ( или круги), показывающие направление дорожки. Расстояние между ними – свободный шаг ребенка. Всего 16 шагов. Дорожка выкладывается с разворотами после каждого 4-го шага (квадрат).

Критерии оценки:

  • точное обозначение всех шагов на протяжении всех 4-х тактов (направлений) – высокий уровень,
  • воспроизведение шагов с 2-3 нарушениями метрической координации – средний уровень.
  • сбивчивое метрическое исполнение шагов – слабый уровень.

2. «Ладошки»: Сейчас мы споем песенку и похлопаем в ладоши. А затем «спрячем» голос и «споем» одними ладошками.

Стимулирующий материал - р.н.п. «Во поле береза стояла»,

- М. Красев «Елочка»,

Критерии оценки:

  • точное воспроизведение метрического рисунка без пения 8 тактов – высокий уровень (3 балла),
  • 1 - 2 нарушения или с некоторой помощью голоса – средний уровень (2 балла),
  • воспроизведение с пением – слабый уровень (1 балл),
  • сбивчивое исполнение и при помощи голоса – низкий уровень (0 баллов).

3. Ритмический рисунок: Прохлопай (простучи) ритм исполненной на инструменте мелодии.

Стимулирующий материал простейшие одноголосные мелодии.

Критерии оценки:

  • ровный ряд половинных длительностей или четвертных – слабый уровень,
  • элементы пунктирного ритма – средний уровень,
  • использование пунктирного, синкопированного ритма, пауз – высокий

Диагностика звуковысотного чувства:

«Кот и котенок» : - Кот и котенок потерялись в темном лесу. Послушай, так мяукает кот (до 1-й октавы), а так – котенок (соль 1-й октавы). Помоги им найти друг друга. Скажи, когда мяукает кот, а когда – котенок.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Выявление музыкальных способностей детей

Музыкальные способности - это совокупность (система) психомоторных, чувственно-эмоциональных и рациональных функциональных свойств индивида, проявляющихся в его эмоциональной отзывчивости на музыку и успешной реализации музыкальной деятельности.

Диагностика музыкальных способностей детей младшего школьного возраста проводится в игровой форме.

На занятиях используются диагностические игры – тесты [1] , направленные на изучение структурных компонентов музыкальности: звуковысотного, темпо-метроритмического, тембрового, динамического, гармонического (ладового), формообразующего чувства; эмоциональной отзывчивости на музыку как главного компонента музыкальности, а также когнитивного, операционального и мотивационного компонентов музыкально-эстетических вкусов детей.

Преимущества игровых тестов состоят в том, что они:

1) опираются не только на оценку знаний, но и на изучение познавательной деятельности в целом (в нашем случае, специфики музыкально-мыслительной деятельности);

2) применимы для массового исследования;

3) дают сравнимые между собой результаты.

Мотивирующим аспектом организации выполнения тестовых заданий выступает игровая форма их предъявления.

Итоговые показатели уровней развития структурных компонентов музыкальных способностей заносятся в индивидуальный "Диагностический конструктор", который наглядно представляет как слабые стороны музыкальности и личностной ориентации ребёнка, так и "сильные" структурные характеристики его музыкальности, способные служить опорой в построении эффективной педагогической работы в развитии личности ребёнка.

Диагностический конструктор музыкальных способностей ребёнка

ФИО, возраст ребёнка

1 констатирующий этап

2 промежуточный этап

3 контрольный этап

Параметры музыкальных способностей

Личностные характеристики

Диагностические игры - тесты.

1. Диагностика чувства темпа и метроритма

Игра-тест на выявление уровня развития чувства метра

«Настоящий музыкант»

Тест позволяет определить реактивно-метрические способности. Все задания предъявляются в размере 4/4 в умеренном темпе в объёме четырёх тактов.

Игра предполагает вовлечение ребёнка в исполнение на музыкальных инструментах, например на фортепиано (возможно, на металлофоне), простой мелодии.

Цель: выявление уровня развития чувства темпа и метрической моторной регуляции в соответствии с изменяющимся темпом.

Если ребёнок соглашается поиграть на инструменте (необходимо создать доброжелательную атмосферу), ему предлагается следующая инструкция: "Давай сначала выберем, какую музыку мы будем исполнять (называется ряд простых детских песенок)". После определения ребёнком понравившегося ему произведения (например, "В траве сидел кузнечик" в ля-миноре) ребёнок двумя руками равномерно чередует исполнение звуков ми третьей и ми четвёртой октавы. После пробы своей "партии" ребёнок играет "вступление" (два такта), а затем к игре подключается педагог (он исполняет мелодию с аккомпанементом). Педагогу рекомендуется мелодию завершить, даже если ребёнок остановился или ошибся. Обязательно следует похвалить ребёнка за исполнение песенки.

В случае правильного исполнения мелодии в умеренном темпе, ребёнку далее предлагается сыграть про "шаловливого кузнечика" в быстром темпе (80-90 ударов в минуту), и про "ленивого кузнечика" в медленном темпе (50-60 ударов).

После успешного исполнения необходимо "посадить кузнечика в поезд" и прокатить его с ускорением и замедлением.

Критерии оценки:

Ø адекватное исполнение ребёнком своей партии в умеренном, быстром и медленном темпах, а такжес ускорением и замедлением фиксируется как высокий уровень темпо-метрической регуляции;

Ø адекватное исполнение всех восьми тактов только в двух темпах (например, умеренном и быстром или умеренном и медленном) соответствует среднему, нормативному уровню развития чувства темпа;

Ø ситуативно-сбивчивое, но завершённое исполнение песенки только в умеренном темпе (допускаются аметрические ошибки в 2-4 тактах) показывают слабый уровень двигательного опыта моторной регуляции;

Ø сбивчивое и незавершённое ребёнком исполнение - низкий уровень.

2. Тест - игра на изучение чувства ритма

Цель: выявление уровня сформированности метроритмической способности.

Стимулирующий материал

1. Детская песня "Дин-дон"

2. Детская песня "Петушок"

3. М. Красев "Ёлочка"

Педагог предлагает ребёнку спеть песню и одновременно прохлопать в ладоши её метрический рисунок. Затем ребёнку предлагается "спрятать" голос и "спеть" одними ладошками.

Критерии оценки:

Ø точное, безошибочное воспроизведение метрического рисунка одними ладошками на протяжении всех 8 тактов - высокий уровень;

Ø воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушениями и с некоторой помощью голоса (пропевание шёпотом) - средний уровень;

Ø адекватное метрическое исполнение с пением 4 -5 тактов - слабый уровень

Ø неровное, сбивчивое метрическое исполнение и при помощи голоса - низкий уровень.

3. Диагностика звуковысотного чувства (мелодического и гармонического слуха)

«Гармонические загадки»

Цель: выявить степень развития гармонического слуха, т.е. способности определять количество звуков в интервалах и аккордах, а также характер звучания в ладовых созвучиях.

Педагог исполняет созвучие (интервал или аккорд) и затем предлагает ребёнку отгадать сколько звуков "спряталось" в нём, а также определить как звучит созвучие: весело или грустно. Следует исполнить 10 созвучий.

Критерии оценки:

Ø слабый уровень - угадано ребёнком 1-3 созвучия

Ø средний уровень - угадано ребёнком 4-7 созвучий

"Повтори мелодию"

Цель: определить уровень развития произвольных слухо-моторных представлений:

Ø вокального типа, т.е. возможностей управлять мускулатурой голосовых связок в соответствии со слуховыми представлениями интонационного эталона мелодии;

Ø инструментального типа, т.е. возможности подбирать по слуху на инструменте (фортепиано) мелодический образец.

Стимулирующий материал могут составить простые попевки или песенки.

Ребёнку предлагается:спеть любую известную ему песенку; повторить голосом мелодию, сыгранную педагогом на инструменте; подобрать по слуху на инструменте предложенную мелодию.

Критерии оценки:

Ø слабый уровень - последовательное исполнение звуков вверх или вниз по направлению к тоническому звуку в диапазоне терции;

Ø средний уровень - опевание тоники и последовательное исполнение тетрахорда (вверх - вниз по направлению к тонике) в удобном для ребёнка диапазоне;

Ø высокий уровень - опевание, последовательное и скачкообразное (на кварту, квинту, малую или большую сексты) исполнение мелодических линий в диапазоне октавы и более.

4. Диагностика чувства тембра

«Тембровые прятки»

Цель: выявление уровня развития тембрового слуха по показателю адекватно дифференцированного определения инструментального или вокального звучания одной и той же мелодии.

Стимулирующий материал составляет аудиозапись музыкального фрагмента в исполнении:

Ø детского голоса;

Ø женского голоса;

Ø мужского голоса;

Ø струнных смычковых инструментов;

Ø деревянных духовых инструментов;

Ø медных духовых инструментов;

Ребёнку предлагается прослушать аудиозапись музыкального фрагмента в различных исполнениях и определить тембровое звучание музыки.

Критерии оценки:

Ø низкий уровень развития тембрового чувства - адекватное определение только однородных тембров;

Ø средний уровень - адекватное определение однородных тембров и смешанных тембров;

Ø высокий уровень - адекватное определение различных тембровых соотношений в исполнении предъявленного музыкального фрагмента.

5. Диагностика динамического чувства

«Мы поедем громко-тихо»

Цель: определение способности адекватной аудиально-моторной реакции на динамические изменения (силу выражения) инструментального и вокально-инструментального стимула.

Стимулирующий материал:

барабан или бубен;

фрагменты музыкальных пьес: Х.Вольфарт "Маленький барабанщик";

К.Лонгшамп-Друшкевичова "Марш дошкольников".

Ребёнку предлагается поиграть в "громко-тихо". Педагог играет на фортепиано, а ребёнок - на бубне или барабане. Ребёнку предлагается играть так, как играет педагог: громко или тихо. Адекватное исполнение контрастной динамики "форте-пиано" оценивается в 1 балл.

Затем педагог исполняет музыкальный фрагмент так, чтобы звучание музыки то усиливалось, то ослаблялось; ребёнку предлагается повторить динамику звучания на барабане или бубне. Адекватное динамическое исполнение "крещендо" и "диминуэндо" оценивается в 2 балла; всего - 4 балла.

Критерии оценки:

Ø слабый уровень динамического чувства - 1 балл;

Ø средний уровень - 2-3 балла;

Ø высокий уровень - 4-5 баллов.

6. Диагностика чувства музыкальной формы

«Незавершенная мелодия»

Цель: выявить уровень развития чувства завершённости (целостности) музыкальной мысли.

Стимулирующий материал - ребёнку предлагается прослушать несколько мелодий и определить, какие из них прозвучали полностью, а какие "спрятались" раньше времени.

(не доигрывается последний такт; доигрывается до конца; не доигрывается последняя фраза мелодии; прерывается на середине второй фразы (из четырёх); доигрывается до конца)

Критерии оценки:

Ø слабый уровень - правильно определены 1-2 пункты;

Ø средний уровень - правильно определены 3-4 пункты;

Ø высокий уровень - правильно определены все 5 пунктов.

7. Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку

«Музыкальная палитра»

Цель: изучение способности к эмоциональной отзывчивости на музыку, т.е. конгруэнтного переживания и смысловой рефлексии содержания музыки.

Стимулирующий материал: музыкальные пьесы из "Детского альбома" П.И.Чайковского:

1. "Утреннее размышление" 2. "Сладкая грёза" 3. "Баба-Яга" 4. "Болезнь куклы" 5. "Игра в лошадки"

Ребёнку предлагается прослушать данные музыкальные пьесы и попробовать определить, какое настроение у него вызывает каждая из них, какие образы представляются во время звучания музыки.

Ø 1-й (вербальный) вариант задания: подобрать слова, подходящие ребёнку для выражения его переживания музыки;

Ø 2-й (невербально-художественный) вариант задания: ребёнку предлагается нарисовать образы, картинки, которые ему представляются во время прослушивания музыки;

Ø 3-й (невербально-двигательный) вариант задания: ребёнку предлагается двигаться под музыку так, как ему это представляется во время звучания музыкального фрагмента.

Критерии оценки:

Ø низкий уровень эмоционально-образного осмысления характеризуется уклонением ребёнка от проекции своих состояний или его неспособностью в ситуации музыкального воздействия на простейшее самовыражение своих впечатлений, мыслеобразов, настроений в невербально-художественной, двигательной или вербальной форме;

Ø средний (нормативный) уровень развития эмоциональной отзывчивости характеризуется способностью к конгруэнтно репродуктивной форме отображения уже имеющегося опыта переживаний, состояний, мыслеобразов, вызванных воздействием музыкального фрагмента; соответствующей изобразительной и вербальной характеристикой ребёнком своих переживаний и мыслеобразов основного содержания музыки (без особых детализаций своего отображения);

Ø высокий уровень развития эмоциональной отзывчивости характеризуется конгруэнтной характеристикой осмысления эмоционально-образного содержания музыки. Креативность самовыражения ребёнка в изобразительной, двигательной и словесной форме проявляется в следующих особенностях формы самовыражения: оригинальность (необычность, новизна) отображения мыслеобраза, идеи; детализация (разработанность) своей идеи или образа; беглость порождения идей, т.е. способность порождать большое количество новых, но адекватных музыкальному воздействию мыслеобразов; гибкость, т.е. различность типов, видов, категорий идей и мыслеобразов на один музыкальный материал.

8. Диагностика когнитивного, операционального и мотивационного компонентов музыкально-эстетических вкусов детей

Выявить уровень когнитивного компонента музыкально-эстетических ориентаций ребёнка можно с помощью краткой беседы-анкеты.

Примерные вопросы анкеты.

1. Ты любишь музыку?

2. Нравится ли тебе петь? Если, да, то, что именно, какие песни?

3. Где тебе нравится петь больше - в детском саду, школе, музыкальной школе или дома?

4. Поют ли твои родители (дома или в гостях)?

5. Какие песни тебе нравится петь, а какие - слушать?

6. Где ты чаще слушаешь музыку - в концертном зале или дома по телевидению и радио?

7. Что ты больше любишь - петь, рисовать или танцевать под музыку?

8. Приходилось ли тебе исполнять музыку на каком-либо инструменте? Каком?

9. Нравятся ли тебе телевизионные музыкальные передачи? Если, да, то, какие?

10. Слушаешь ли ты какую-нибудь музыкальную радиопрограмму?

11. Какие исполнители (певцы, музыканты) тебе особенно нравятся и почему?

Ø низкий уровень развития когнитивного компонента музыкальных предпочтений, вкусов характеризуется отсутствием или слабо выраженным интересом к музыкальным видам деятельности;

Ø средний уровень - выражается в наличии интереса к музыке, но с явным предпочтением развлекательной направленности музыкальных жанров (конкретных произведений), вне ориентации на высокохудожественные, классические эталоны музыки;

Ø высокий уровень - ярко проявленный демонстрируемый интерес к музыкальным видам деятельности и разножанровой направленности (по названным ребёнком произведениям - как эстрадно-развлекательных, так и классических жанров).

Тест "Музыкальный магазин"

Цель: изучение практико-ориентированных предпочтений, реального выбора музыкальных ориентаций, характеризующих музыкальные вкусы (поведенческие реакции) личности.

Стимулирующий материал: фрагменты аудиозаписи музыкальных произведений различных жанров и направлений:

1. народная вокально-хоровая музыка;

2. народная инструментальная музыка;

3. народная вокально-инструментальная музыка;

4. классическая вокально-хоровая музыка;

5. классическая инструментально-симфоническая музыка;

6. классическая вокально-инструментальная музыка;

7. современная классика авангардного направления;

8. современная развлекательная музыка;

9. духовная музыка.

Ребёнку предлагается выбрать в музыкальном магазине понравившуюся музыку. Выбирать можно любое количество музыкальных записей.

Критерии оценки :

Ø низкий уровень музыкально-эстетических вкусов характеризуется выбором лишь развлекательных образцов музыкального искусства;

Ø средний уровень - выбор двух образцов различных направлений музыкального творчества;

Ø высокий уровень - проявление интереса к трём (и более) различным музыкальным направлениям (жанрам) с предпочтением классических произведений.

9. Изучение мотивационного компонента музыкальных вкусов ребёнка

Тест "Хочу дослушать"

Данный тест предполагает естественную ситуацию слушания музыки на музыкальных занятиях с детьми. В качестве стимулирующего материала предлагается набор разнохарактерных фрагментов музыкальных произведений.

Диагностической такая ситуация становится в случае, если педагог намеренно прерывает музыку на кульминационном моменте её звучания. Ситуация незавершённости музыкальной формы (образа) вызывает у детей с высокой мотивационной направленностью на музыкальную деятельность ярко выраженную реакцию-просьбу завершения прослушиваемой музыки.

Поэтому после остановки музыки на кульминации педагог обращается к детям с вопросом: будем ли дослушивать музыку до конца или достаточно того, что уже прозвучало?

Признаки, по которым оценивается уровень мотивационной направленности, следующие:

Ø проявленная потребность в завершении музыкального фрагмента оценивается как мотивационная готовность ребёнка к развитию своих музыкальных способностей;

Ø индифферентное или отрицательное отношение (т.е. отказ от завершения прослушивания) интерпретируется как несформированная мотивация музыкальной деятельности

Педагогическая диагностика и мониторинг являются важным фактором успешной деятельности педагога в системе дополнительного образования, показателем профессиональной компетентности и профессионализма.

Цель педагогической диагностики:

– выявление уровня общего музыкального развития и вокальных способностей (начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия).

Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе занятий, индивидуальный опрос в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий.

Задача педагога определить диапазон голоса каждого ученика, музыкальную память, первоначальный уровень развития музыкальных способностей, музыкально – ритмические данные.

Формы определения эффективности и результативности обучения детей в объединении

Читайте также: