Фразовый конструктор для неговорящих детей с рас

Обновлено: 23.04.2024

Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у обучающихся с расстройством аутистического спектра.

Актуальной проблемой коррекционной педагогики продолжает оставаться создание комплексной системы психолого-педагогического сопровождения детей с расстройством аутистического спектра.

Нарушения речевого развития - один из наиболее важных признаков РАС. Специалистом, обеспечивающим развитие и коррекцию речевой деятельности ребенка с РАС, является учитель-логопед.

Усилия специалиста должны быть направлены на то, чтобы включить в процесс обучения максимальную зрительную опору, так как мышление ребёнка с РАС имеет тип «буквального». Реальные предметы, картинки, применяются на всех этапах работы с ним. Выстраивание визуального ряда является основным условием успешности занятий с неговорящими детьми.

Рассмотрим основные этапы логопедической работы с данной категорией детей. Дети с РАС могут быть как говорящими, так и неговорящими. В любом случае, первоначальным направлением работы является установление эмоционального контакта с ним . Это длительный период, который может затянуться до нескольких месяцев. Проведение специально организованных сенсорных игр даёт новые прекрасные возможности для установления контакта с ребёнком. К таким играм относятся игры с красками, водой, пластилином, крупой, мыльными пузырями.

Следующий этап – развитие понимания речи.

Внесение эмоционального смысла в жизнь ребёнка с РАС в то, что он делает, и в то, что чувствует, – единственный адекватный путь для того, чтобы добиться его включённости в реальность, осознания происходящего вокруг и, следовательно, понимания им речи. Для этого мы используем эмоционально-смысловой комментарий как необходимый элемент занятий. Это такой комментарий, который позволяет поймать внимание ребёнка, сосредоточить его на чём-то для того, чтобы добиться осмысления происходящего, осознания сказанного. Например, когда он выстраивает на столе длинные ряды из кубиков, педагог говорит, что «получился длинный-длинный поезд, он поедет на море, повезёт маму с Кириллом быстро-быстро». Или, когда он рассыпает мозаику, педагог начинает втыкать её, сортируя по цвету, в загрунтованную пластилином доску, приговаривая, что «это огород, как у тебя на даче: вот грядка моркови, вот капуста, вот свёкла, вот лук растёт».

Для формирования способности понимать речь педагог переходит от комментирования ситуаций к сюжетному рассказу. В первую очередь, ребёнку необходимы рассказы о нём самом. Очень помогает в этой работе сюжетное рисование . Когда педагог, на каждом занятии рассказывая ребёнку о нём самом, начинает, одновременно, рисовать то, о чём говорит. А когда ребёнок уже сможет дольше удерживать внимание на рисунке, будет лучше понимать рассказ, можно постепенно создавать из рисунков целые серии (Вова идёт. Вова ест. Вова рисует и т.д.).

Так получаются «истории в картинках», где главным героем является сам ребёнок. От историй о самом ребёнке можно постепенно переходить к сказкам, коротким рассказам.

Следующим этапом логопедической работы является формирование активной речи.

Наиболее сложной и наименее предсказуемой по темпу и результатам является работа с «неговорящими» детьми. Растормаживание речи у таких детей идет через провоцирование непроизвольного подражания действию, мимике, интонации взрослого, что может стать предпосылкой подражания произвольного – звукового, а затем и словесного. С этой целью используют картинки-символы гласных и согласных звуков, набор картинок звукоподражаний, предметно-манипулятивную деятельность.

Для растормаживания речи через предметно-манипулятивную деятельность используют игры «Стучалка» (ребёнок стучит молоточком по колышкам и говорит: «Тук-тук-тук!», «Лягушки» (нажимает на лягушку, сопровождая речью: «Ква-ква!»), «Ёжик» (предлагаем ребёнку помочь ёжику найти свои иголочки. Ребёнок прикрепляет прищепки на спинку ёжика, проговаривая: «Пых»).

Большую помощь на данном этапе работы оказывает программно-дидактический логопедический комплекс «Логомер-2» (игры «Кто в домике живёт?», «Домашние животные», «Дикие животные», «Игрозвуки» и др.). В подходящий момент игры важно добиться того, чтобы неговорящий ребенок как можно чаще смотрел на лицо педагога, на рот в момент произнесения звуков и слов.

Активное использование представленных игр даёт свои результаты: неговорящие дети начинают повторять за героями звукоподражания и небольшие слова ( пока-пока, бим-бом, чух-чух и т.д.).

Для формирования и развития пассивного и активного словаря обучающимся предлагают игры по лексическим темам. Используют игры на соотнесение предмета с картинкой, классификации. Классификация вообще является одним из первых приёмов работы с ребёнком с РАС.

Наибольший интерес у детей вызывают:

- игры с песком (педагог прячет мелкие игрушки в песке, ребёнок находит, достаёт и называет их. Игрушки соответствуют лексическим темам);

- игра «Магазин» (ребёнку предлагают разложить по полкам одежду и обувь. Сначала предлагают более лёгкий вариант игры: разложить на эти полки одежду, а сюда – обувь. Затем усложняют правила игры: на верхнюю полку размести зимнюю одежду, на среднюю – демисезонную, а на нижнюю – летнюю);

- игра «Лото» (используют разные варианты лексического лото);

- пособие «Посади бабочку на лепесток такого же цвета»;

- игра «Волшебный мешочек» (подбирают игрушки определённой лексической темы и предлагают ребёнку на ощупь узнать их и назвать);

- игра «Половинки» (ребёнок подбирает недостающие половинки к изображениям и называет их);

- игра «Рыбалка» (ребёнок с помощью удочки ловит картинки определённой лексической темы, переворачивает их и называет что на них изображено) и др.

Следующим этапом логопедической работы является формирование фразовой речи , которое тесно связано с формированием диалога.

Для формирования фразовой речи используют такие дидактические игры и пособия, как «Фразовый конструктор», «Составь предложение», подвижные игры со словами, сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Почта», «Больница» и др.

Когда ребенок начинает самостоятельно строить простое предложение и использовать его в собственной речи переходят к формированию пересказа и развернутого предложения.

Формируя фразовую речь у детей с РАС, нельзя ограничиваться только механическим повторением фраз или составлением предложений по картинкам. Для более значительной эффективности включают обучение чтению, так как чтение создает возможность дополнительной зрительной опоры для речи.

Какое направление обучения чтению выбрать – глобальное или аналитико-синтетическое зависит от особенностей и возможностей ребенка.

Так как расстройства аутистического спектра – это целый комплекс расстройств, то каждый ребенок с этим диагнозом учится по-своему. Это означает, что те методы, которые дают хороший эффект с одним учеником, могут оказаться бесполезными с другим. Главная цель педагога – подобрать для особого ученика самый подходящий метод обучения.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Работой над построением фразы занимаются все специалисты: учителя - логопеды, дефектологи, психологи, мы даем образцы тех правильных фраз, с помощью которых ребенок в дальнейшем будет коммуницировать (слайд 2).

Идея создания фразового конструктора взята у западных коллег, и адаптирована нашими российскими специалистами: Тамарой Новиковой – Иванцовой, Татьяной Грузиновой, Натальей Коняхиной, Еленой Круогла.

В своей логопедической практике для расширения и обогащения словаря, обучения построению предложений, использую авторское пособие Е. Круогла «Фразовый конструктор», который строится на основе метода наглядного моделирования (слайд3) фразы Валерии Ивановны Балаевой (12 моделей). Эти фразы очень хорошо ложатся в простые схемы, которые понятны детям.

Данный метод выбран мною не случайно. На коррекционно – развивающих логопедических занятиях параллельно с пониманием речи (через предметно – практические действия с игрушками и соотнесением их с картинками), развиваем зрительный, слуховой, кинестетический анализаторы, что так необходимо для данной категории детей.

Следует заметить, что прежде, чем перейти к фразе, обучаем детей соотносить слова с игрушками и изображениями, т. е. дети должны понимать, о чем или о ком будет идти речь. Учим понимать смысл первых глаголов, дифференцировать их. Перед работой с конструктором, развиваем навык использования однословной фразы, т. к. именно она является отправным пунктом к построению предложений.

Работа строится в вопросно – ответной форме с составлением предложений по непосредственно произведенным действиям или изображенным ситуациям. Используются приемы сопряженной и отраженной речи.

Ну, а сейчас непосредственно о конструкторе (слайд 4)

Часть 1 фразового конструктора позволяет отработать простое двухсоставное предложение на материале слов, доступных обучающемуся по звуко – слоговой структуре. Инструкция четкая и короткая, с использованием двух слов фразы. Параллельно с построением двухсловной фразы отрабатывается звукопроизношение и слоговая структура слова. Используем слова 1 типа слоговой структуры слова (простые слова с открытым слогом – мама, папа, баба, зая и т.д со звуками раннего онтогенеза). Если ребенок не соотносит рисунок со словом папа, то используем фотографии родителей и родственников. Глаголы берем из обихода: есть, пить, спать, сидеть.

По мере усвоения и автоматизации двухсоставной фразы отрабатываются навыки самостоятельного выполнения действий.

Сейчас мы посмотрим видеофрагмент работы с первой частью фразового конструктора. (слайд 5,видео)

После работы с картинками переводим данную фразу в игровые и обиходные действия в реальной жизни.

Во 2 части фразового конструктора (слайд 6) отрабатывается трёхсловная фраза с прямым дополнением (Кто? Что делает? Кого? Что?), обращается внимание на окончания существительных и обобщающие слова. Давайте посмотрим видеофрагмент (слайд 7, видео).

В 3 части фразового конструктора (слайд 8) вводится косвенное дополнение (Кто? Что делает? Где?), добавляются самые первые простые предлоги (в, на, за) и самые простые социальные места, где бывает ребенок. (слайд 9,видео).

В 4 части фразового конструктора (слайд 10) добавляется определение, подключается работа над развитием логического мышления с помощью вопросов: Это зеленое солнце? А какое?. Учим отвечать на вопросы словами – да или нет (или с помощью кивка головы, если ребенок невербальный). (слайд11, видео)

В 5 части фразового конструктора (слайд 12) отрабатывается фраза, состоящая из 4 слов (слайд 13, видео).

Таким образом, проработав разные модели фраз, ребенок имеет возможность пользоваться ими.

При формировании фразовой речи, не ограничиваемся механическим повторением фразы, а учим детей употреблять полученные навыки в спонтанных жизненных ситуациях. (Слайд 14). Спасибо за внимание!

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

ПЛАН-КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА «ИННОВАЦИИ МАСТЕРА»

Тема: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ФРАЗОВОГО КОНСТРУКТОРА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА »

Разработала учитель – логопед МБДОУ «Центр развития ребенка-

детский сад № 196» Миркунова Т. И.

Продолжительность : 30 минут

Цель : знакомство педагогов с приемами использования различных видов фразового конструктора как эффективным способом развития фразовой речи, обогащения номинативного, атрибутивного, предикативного словаря, расширению семантических полей слов, развития мышления, внимания, памяти, фонематического восприятия воспитанников у детей с расстройствами аутистического спектра дошкольного и младшего школьного возраста»

Оборудование: компьютер, м ультимедийная установка (проектор, экран), презентация, видеоролик «Как ребенок с аутизмом воспринимает этот мир»

Раздаточный материал: карточки 10х30 см , тактильная застежка «Велькро», карточки с пиктограммами , прозрачные пластиковые крышки, перманентные маркеры, цветная бумага, двусторонний скотч, ножницы, разноцветные кружки ( жетоны-поощрения), бумажные фигурки девочек по количеству участников.

Практическая значимость: мастер-класс будет полезен логопедам, воспитателям ресурсных и инклюзивных групп, тьюторам, педагогам и родителям детей с РАС дошкольного и младшего школьного возраста.

Ожидаемые результаты:

- получение участниками знаний об основных принципах использования фразового конструктора для развития фразовой речи у детей с расстройствами аутистического спектра дошкольного и младшего школьного возраста;

- овладение навыком изготовления элементов фразового конструктора с целью внедрения в образовательный процесс;

- создание атмосферной обстановки , поддержка педагогического творчества, реализация педагогического стремления помогать детям с ОВЗ;

- обмен педагогическим опытом, установление коммуникативных связей между участниками образовательного процесса, профессиональная поддержка .

Фокус : группа участников зайдет и займет свои места за столами.

Ход мастер-класса

Вводная часть

-Здравствуйте, дорогие коллеги ! Я работаю в ресурсной группе детского сада для детей с расстройствами аутистического спектра учителем-логопедом и хочу познакомить Вас сегодня с особенностями работы по развитию речи именно у детей этой нозологической категории.

( На экране демонстрируется видеоролик «Как ребенок с аутизмом воспринимает этот мир», звук на несколько секунд чрезмерно повышается, создавая с трудом выносимые ощущения и желание его немедленно выключить либо покинуть помещение)

- Это было неприятно. Хорошо , что все кончилось. Мы смогли на несколько секунд представить себе, как ощущают себя в нашем мире многие дети с РАС. Большинство из них подвержено различного рода сенсорным депривациям, очень чувствительны к звуку, не способны выдержать взгляда человеку в глаза, что вызывает в обыденной жизни прибегание к сенсорным защитам, самостимуляциям, агрессии и самоагрессии. Для многих из них также характерны диспраксии, когнитивные нарушения, а также нарушения развития и формирования речи, они испытывают большие трудности в общении с окружающим миром.

Коррекцию речевых расстройств у детей с таким видом развития необходимо начинать как можно раньше, ведь потребуется очень длительный период скоординированной систематической работы многих специалистов, в том числе и логопеда.

А в рамках этого мастер-класса мы рассмотрим методические разработки, которые могут быть полезны при работе с аутичными детьми на этапе формирования фразы. ( Слайд № 1)

Подготовительный этап

Как мы знаем, для успешного развития речи у ребенка с нормальным слухом и достаточно сохранным интеллектом необходимо предварительно сформировать навыки крупной и мелкой моторики, развить слуховое неречевое, а также фонематическое восприятие, внимание , память , предметную и игровую деятельность.

Известно, что наша экспрессивная речь – это сукцессивно разворачивающийся процесс. На этапе подготовки к формированию фразы у детей с РАС очень важной становится способность ребенка выполнять моторную программу по воспроизведению визуально-ритмического линейного ряда. Другими словами, если ребенок может выложить ритмический ряд из 2 деталей, то он имеет предпосылки для произнесения двусложного слова и фразы из 2 простых слов. При отработке трехкомпонентного визуально-ритмического ряда детская психика становится способной инициировать воспроизведение трехсложного слова и фразы из трех простых слов. Перед Вами примеры работы с визуально-ритмическими рядами. (Слайд №2-3)

Также важны занятия логоритмикой и задания по воспроизведению ритма с помощью разных движений тела без/ с музыкальным сопровождением.

Игра Предлагаю Вам поиграть в игру «Повтори ритм «Палочки-игралочки», которую я придумала специально для воспитанников нашей ресурсной группы с использованием наших волшебных ритмических палочек. ( Слайд № 4)

На первом этапе освоения игры мы учим детей просто крепко держать палочки, стучать ими по поверхности. На втором этапе мы учим детей отстукивать ритм по специально изготовленным звуковым дорожкам, задания на которых постепенно усложняются , добавляется чередование отстукивание двумя руками, правой и левой рукой, в том числе и с переходом через среднюю линию тела.( Слайд № 5, 6 )

На третьем этапе к отстукиванию подключаем музыкальное сопровождение : мелодии , подобранные Т. Н. Новиковой-Иванцовой с 1 по 5 постепенно, а также стараемся пропевать слова соответствующих классов.

Игра: Раздаю палочки, ритмические дорожки, вызываю активиста, прошу придумать свое задание или повторить наиболее запомнившееся).Участникам раздаю разноцветные кружки (жетоны-поощрения).

Особое внимание следует уделить запоминанию и воспроизведению двух-трехкомпонентных ( и более) инструкций: моторных и по выстраиванию заданных последовательностей на основе вербального восприятия( Слайд № 7), повторению ряда слов, а также имитации движений из песенок, потешек.

Игра: Чтобы лучше запомнилось, давайте с Вами поиграем в игру «Первый-за ним- в конце» и игру «Мухобойка». Вызываю для участия по очереди 2 активистов. Участникам раздаю разноцветные кружки ( жетоны-поощрения)

Основная часть

1. Теперь переходим к этапу формирования двухкомпонентной фразы с помощью стереоскопического фразового конструктора из бросового материала.

Для начала нам нужно понять, почему именно возникла идея фразового конструктора? Подавляющее большинство детей с РАС неспособны спонтанно перейти к самостоятельному использованию фразовой речи в силу особенностей развития и очень сильно зависят от визуальной поддержки. Вместе с тем, с помощью наглядных подсказок они способны хорошо усваивать новый материал. Именно этой цели служит фразовый конструктор.

Также особенностью речевого развития детей с РАС является более быстрое накопление номинативного словаря , и заметное отставание в формировании предикативного и атрибутивного словаря.

Начальным этапом применения конструктора будет усваивание ребенком , либо повторение/закрепление /обобщение слов, обозначающих названия, действия и признаки предметов ( цвета, размер, форму) на материале конструктора. Это фраза ( предложение) из 1 слова. Затем можем приступать к составлению более распространенных фраз.

Преимуществом стереоскопического фразового конструктора является, прежде всего, использование не просто проговаривания либо показывания, а действия с ним, что способствует активизации наглядно-действенного, уже сформированного, типа мышления, а также подключает наглядно-образное мышление. Детей привлекает необычный способ действия с прозрачными крышечками , на которые нанесены необходимые изображения – крышечки накладываются друг на друга, создавая стереоскопическое изображение.

Данный конструктор очень прост в изготовлении.

Практическая деятельность Давайте возьмем в руки подготовленные круги из цветной бумаги, приклеим их с помощью двухстороннего скотча к прозрачной пластиковой поверхности, а с помощью перманентного маркера изобразим на другой крышечке простые предметы- мяч, шапку, цветок, рыбку, дом, машину, заю и другие предметы, обозначаемые простыми словами, желательно 1-3 продуктивного класса . Мы с Вами приготовили конструкцию фразы простого согласования.

Игра Коллеги, сейчас те, кто сидит во 2 варианте, берем в руки свои детали конструктора и по очереди подходим к коллегам, которые сидят в 1 варианте и составляем фразы! Например: ваш атрибут «Синий» и номинация коллеги «машина». Накладываем машину на синий круг : «синяя машина». У Вас на столах лежат овальные жетоны, выдайте их каждому собеседнику, с которым составили фразу. Это поможет нам определить самых активных участников.

Таким же образом составляем простое предложение или фразу управления по типу глагол + существительное «Миша идет» и « дай мишу» .

2. Второй вид фразового конструктора разворачивается линейно, имитируя в этом смысле письменную речь и перекликается со средствами альтернативной коммуникации с помощью картинок. ( Слайд № 12 , 13, демонстрация папки с фразовым конструктором)

Для изготовления такого конструктора понадобится контактная тактильная лента Велькро (крючок-петелька), распечатанные /нарисованные/вырезанные и ламинированные из журналов картинки, схемы-пиктограммы.

Данный конструктор легко позволяет отрабатывать фразы, основываясь на модельном обучении , разработанном В. И. Балаевой. (Слайд № 14 , 15 )

Отдельным этапом работы с конструктором становится составление с помощью конструктора предложений по сюжетным картинкам (слайд № 16)

Практическая деятельность Для изготовления простой модели такого конструктора разделимся на команды по 4 человека : повернемся к парте, которая сзади. Перед Вами раздаточный материал. Полоску с крючками наклеиваем на планшетку, отрезаем поперек ленты с петлями полосочки шириной около 0,5 см и приклеиваем горизонтально на обратную сторону карточек по центру.

«Ребенок» самостоятельно либо с нашей подсказкой (от полной физической до жестовой /вербальной) прикрепляет карточку с наименованием «машина» и указывает на нее указательным жестом с проговариванием, если ребенок вербальный. Затем карточку «едет» аналогично. Затем еще раз объединяет и указывает (проговаривает ) одну карточку за другой, формируя фразу.

3.Использование дидактического комплекта «Я говорю» , предложенного Ириной Николаевной Ананьевой, как развернутого фразового конструктора с пиктографическими изображениями ( Слайд № 17 )

С помощью данного фразового конструктора в дошкольном учреждении создается предметно-развивающая среда для ребенка через применение средств поддерживающей коммуникации, что, кроме развития речи, мышления, способствует взаимодействию ребенка с окружающим миром, повышает качество жизни, позволяет избежать проявления нежелательного поведения.

Простота в использовании этого конструктора обусловлена его содержанием – при необходимости можно легко с помощью карандаша сделать необходимую карточку и включить в занятие.

Лексический материал представлен в основных лексических темах годового плана дошкольного учреждения.(Слайд № 18)Это позволяет ребенку присутствовать на групповом инклюзивном занятии в одной образовательной среде со своими нормотипичными сверстниками.

При работе с фразовыми конструкторами необходимо соблюдать методику. Также важным моментом для детей с РАС является то, что вербальная имитация (эхо), называние ( такт), поведение слушателя ( понимание речи), интравербальные навыки ( диалог) формируются как отдельные навыки и перенос навыка из одной группы на другую затруднен и требует отдельной тренировки.

Также мы знаем, что порядка 40-50% детей с РАС остаются безречевыми. У таких детей с отсутствием эхо и такт реакций необходимо с помощью фразовых конструкторов различных конфигураций формировать понимание речи, расширять словарный запас и семантические поля слов в импрессивной речи, мышление, память , внимание и другие высшие психические функции.

В завершение хочется сказать, что актуальность фразовых конструкторов сохраняется и для детей, имеющих тяжелые нарушения речи и испытывающих трудности при самостоятельном построении предложений , трудности при самостоятельным рассказывании, при заучивании наизусть текста или пересказе. Фразовые конструкторы выполняют поддерживающую функцию вербальной коммуникации ребенка с ОВЗ и снижают его зависимость от помощи взрослого.

Рефлексия Итак, дорогие коллеги, благодарю вас за внимание. Сегодня мы с вами увидели, как можно использовать для развития фразовой речи, обогащения номинативного, атрибутивного , предикативного словаря, расширению семантических полей слов, а также развития мышления, внимания, памяти, фонематического восприятия воспитанников с РАС , воспитанников с ТНР разные виды фразового конструктора.

Как вы считаете, какой конструктор наиболее прост в изготовлении?

Какой конструктор более удобен для внедрения в инклюзивный образовательный процесс на занятиях в дошкольном учреждении?

Какие вопросы у вас возникли по ходу нашего мастер-класса?

(ответы на вопросы)

Завершающая коллективная поделка «Мы – как дети!»,фото (к доске прикрепляется ватман , рядом лежат вырезанные фигурки девочек на двустороннем скотче , воздушные шарики) Подсчет жетонов и выявление самых активных участников. Предлагаю вам ненадолго переместиться в страну нашего детства и сделать коллективную поделку «Мы – как дети!» (Выбираем картинку с девочкой, подписываем имя и приклеиваем внизу на наш ватман, вот так ( демонстрация способа действия ), а еще приклеиваем наши жетоны, ведь эти разноцветные кружки и овалы- воздушные шары! ( демонстрация) И еще надуваем воздушные шарики и тоже приклеиваем на нашу поделку! Очень радостно и красиво! Спасибо всем! (Фото на память.)

Фразовый конструктор - состоит из картинок, которые обозначают разные части речи (существительное, глагол, прилагательное, предлог и т.д.) Фразовый конструктор необходим для запуска речи на этапе становления фразы, а также для развития уже имеющейся фразовой речи у ребенка. Также очень полезен для развития связи слов и сочетания их друг с другом.










По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-занятие «Фразовый конструктор»

Предлагаю вашему вниманию игру, направленную на расширение и уточнение словарного запаса, формирование грамматического строя речи , развития связной речи.


Консультация для родителей «Современные конструкторы: конструкторы с суставным соединением, модели для сборки, решетчатый конструктор».

Каждого ребёнка с детства окружают игрушки. Игра является одним из способов познания окружающего мира. Хорошая игрушка должна не только приносить удовольствие, но и развивать. Различные разновидности .


Детский конструктор: в чем его польза и какой конструктор выбрать? В чем польза конструктора?

Описание разного вида конструктора.какой на каком этапе взросления выбрать ребенку конструктор.

Фразовый конструктор

laquo;Фразовые конструкторы» - это пособия, которые включают набор рисунков, пиктограмм, отдельных элементов, из которых ребенок может составить предложение в наглядной форме.


Логопедическое пособие " Фразовый конструктор"

Дидактическое пособие «Фразовый конструктор»для детей 5-7 летЦель: Упражнять детей в умении составлять предложения.Задачи:1.Закреплять практическое усвоение детьми.


Фразовый конструктор

Фразовый конструктор состоит из картинок, которые обозначают разные части речи (существительное, глагол, прилагательное, предлог и т.д.)Фразовый конструктор необходим для запуска речи на этапе становл.


Повышение качества подготовки к школьному обучению. Использование фразового конструктора. Формирование языковой способности.

В формирование устной речи и лексико-грамматических отношений между членами предложения помогает пособие «Фразовый конструктор».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация раскрывает возможности постороения фразовой речи ребенка с РАС.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Применение технологии Балаевой В.И. и фразового конструктора Круоглы Е.К. на индивидуальных логопедических занятиях по формированию фразовой речи у ребенка с РАС (ГБОУ ТРОЦ "Солнышко")»

Применение технологии Балаевой В.И. и фразового конструктора Круоглы Е.К. на индивидуальных логопедических занятиях по формированию фразовой речи у ребенка с РАС (ГБОУ ТРОЦ «Солнышко») Учитель-логопед Коннова Т.В. 2021г.

Балаевой В.И. и фразового конструктора Круоглы Е.К. на индивидуальных логопедических занятиях по формированию фразовой речи у ребенка с РАС

(ГБОУ ТРОЦ «Солнышко»)

Модели фраз по В.И. Балаевой модель: глагол + существительное ( сказуемое+ прямое дополнение). Дай кашу. Возьми лопату. модель: существительное + глагол ( подлежащее + сказуемое). Мальчик читает. модель: существительное + глагол + существительное ( подлежащее+ сказуемое+ прямое дополнение) Кошка пьет молоко. модель: прилагательное + существительное + глагол Маленький мальчик читает. модель: прилагательное + существительное + глагол + существительное (прямое дополнение.) Маленький мальчик читает книгу. модель: существительное + глагол + слово категории состояния Дети поют весело.

Модели фраз по В.И. Балаевой

  • модель: глагол + существительное ( сказуемое+ прямое дополнение). Дай кашу. Возьми лопату.
  • модель: существительное + глагол ( подлежащее + сказуемое). Мальчик читает.
  • модель: существительное + глагол + существительное ( подлежащее+ сказуемое+ прямое дополнение) Кошка пьет молоко.
  • модель: прилагательное + существительное + глагол Маленький мальчик читает.
  • модель: прилагательное + существительное + глагол + существительное (прямое дополнение.) Маленький мальчик читает книгу.
  • модель: существительное + глагол + слово категории состояния Дети поют весело.

Комплект пособий «Фразовый конструктор» (Круоглы Е.К.) направлен на решение следующих задач:

ФРАЗОВЫЙ КОНСТРУКТОР (ЧАСТЬ 1) (Круогла Е.К.) (2 модель по В.И. Балаевой)

Построение фразы с глаголом «спит»

Построение фразы с глаголом «спит»

Построение фразы с глаголом «летит»

Построение фразы с глаголом «летит»




Вывод: Таким образом, технология Балаевой В.И. и Фразовый конструктор Круоглы Е.К. (Часть 1) способствуют расширению и обогащению как активного, так и пассивного словарного запаса ребенка с РАС, а также отработать простое двухсоставное предложение на материале слов, доступных и произносимых ребенком по звуко-слоговой структуре.

Таким образом, технология Балаевой В.И. и Фразовый конструктор Круоглы Е.К. (Часть 1) способствуют расширению и обогащению как активного, так и пассивного словарного запаса ребенка с РАС, а также отработать простое двухсоставное предложение на материале слов, доступных и произносимых ребенком по звуко-слоговой структуре.

Читайте также: