Главный конструктор паровых турбин силовые машины евдокимов

Обновлено: 28.04.2024

В целях повышения эффективности работы компании, развития инженерного и сбытового блоков, а также усиления позиций на российском и мировом рынках в ПАО «Силовые машины» проведен ряд организационно-кадровых изменений.

Заместителем генерального директора – директором по сбыту ПАО «Силовые машины» назначен Алексей Култышев, ранее выполнявший обязанности генерального конструктора.

Генеральным конструктором ПАО «Силовые машины» назначен Александр Ивановский, который продолжит также руководство управлением инженерной поддержки.

Заместителем генерального конструктора назначен Николай Фокин, возглавлявший опытно-конструкторское бюро ПАО «ОДК-Уфимское моторостроительное производственное объединение».

Юрий Суняев, занимавший должность заместителя генерального директора - директора по сбыту, покинул компанию.

Алексей Юрьевич Култышев родился в 1982 году. Кандидат технических наук, доцент Уральского государственного технического университета. Окончил с отличием Уральский государственный технический университет по специальности «Газотурбинные, паротурбинные установки и двигатели» (инженер). С 2002 по 2006 гг. работал инженером в Институте «УралГИПроруда». С 2006 года — инженер-конструктор, заместитель начальника отдела СКБт, начальник отдела СКБт, заместитель главного конструктора СКБт. С 2011 года — главный конструктор СКБт АО «Уральский турбинный завод». С июня 2017 — генеральный конструктор ПАО «Силовые машины».

Александр Александрович Ивановский родился в 1981 году. Кандидат технических наук. Окончил с отличием Уральский государственный технический университет по специальности «Газотурбинные, паротурбинные установки и двигатели» (инженер). С 2004 по 2010 гг. – инженер-конструктор, начальник бюро, заместитель начальника отдела паровых турбин АО «Уральский турбинный завод». С 2011 по 2015 гг. – главный специалист по турбинам, руководитель департамента инжиниринга в АО «Энерго-Строительная корпорация СОЮЗ». В 2016 – 2017 гг. — начальник технического управления в ПАО «Т-плюс». С 2017 года – начальник управления инженерной поддержки ПАО «Силовые машины».

Николай Иванович Фокин родился в 1975 году. Окончил Уфимский государственный авиационный технический университет по специальности «Авиационные двигатели и энергетические установки» («инженер-конструктор»). С 1999 года — инженер, замначальника конструкторской бригады, начальник конструкторской бригады, начальник конструкторского бюро «НПП Мотор». С 2012 по 2017 гг. возглавлял опытно-конструкторское бюро ПАО «ОДК-Уфимское моторостроительное производственное объединение».

60 лет надежной службы, 6600 тонн пара в час — это не цифры из фантастического романа, а параметры новой тихоходной турбины, которую создают на известном каждому горожанину Ленинградском Металлическом заводе (ЛМЗ) в Петербурге. Разбираемся, как устроено производство, и чем новые турбины отличаются от традиционных для нашей энергетики.

Эксперты считают, что в ближайшие 25 лет доля атомной энергии в энергобалансе России вырастет до 25% — по итогам 2019 года она составляла 19%. Многие страны также заявляют о планах по развитию этой отрасли энергетики. Что для этого требуется? Строить новые атомные электростанции и модернизировать имеющиеся, оснащая их современным оборудованием. В России на сегодняшний день крупнейшими производителями основного генерирующего оборудования являются петербургские предприятия: на ЛМЗ изготавливают практически все типы турбин для атомных, тепловых, и гидравлических электростанций, а на «Электросиле» производят генераторы. Сейчас Ленинградский Металлический завод завершает работу над головным образцом тихоходной турбины для АЭС большой мощности — новой для завода и перспективной для поставок (в том числе, на экспорт).

Как устроена атомная электростанция

На атомной электростанции — или попросту АЭС — электричество вырабатывается при использовании энергии, которая образуется в ходе контролируемой ядерной реакции. Топливом является обогащенный уран.

Упрощенно процесс получения электроэнергии на АЭС организован так. При ядерной реакции выделяется тепло. С помощью насоса теплоноситель (вода, жидкий металл и др.) прокачивается через реактор, где нагревается за счет этого тепла. Теплоноситель отдает тепло воде второго контура, испаряет ее в парогенераторе, а затем, охладившись, вновь поступает в реактор. Выработанный в генераторе пар под давлением направляется в паровую турбину и подается на лопатки ее ротора. Это приводит роторы в движение, и они вращаются. В одной турбине может быть несколько соединенных в единый валопровод роторов, который, в свою очередь, приводит в движение ротор турбогенератора. На этом этапе механическая энергия движения превращается в электрическую. Отработавший пар конденсируется и в виде питательной воды вновь подается в парогенератор.

На два фронта

По частоте вращения паровые турбины для мощных блоков АЭС бывают двух видов — быстроходные и тихоходные (в чем разница, объясним чуть ниже). Традиционно Ленинградский Металлический завод производил быстроходные агрегаты различной мощности для ТЭС и АЭС.


Историческая справка

Первая отечественная паровая турбина была изготовлена на Металлическом заводе в Петербурге в 1907 году, мощность ее составляла всего 200 кВт. Принятый после революции план ГОЭЛРО потребовал новых, более мощных энергетических установок, и уже в 1927 году на Ленинградском Металлическом заводе произвели турбину в 50 раз большей мощности — 10 МВт. К 1938 году единичная мощность турбин достигла 100 МВт. После войны в Ленинграде изготовили первые в Европе экземпляры мощностью 150 МВт, получившие название «турбин мира» — в честь Стокгольмского воззвания в защиту мира. Для них в лаборатории ЛМЗ разработали сталь Р-2, которая оказалась настоящей находкой для паротурбостроения. К слову сказать, до сих пор роторы (с небольшой модификацией) для современных турбин тепловых электростанций (ТЭС) изготавливаются из этого металла.

Мощности паровых турбин росли, и в конце 1970-х годов было принято решение создать на базе ЛМЗ инновационную и менее металлоёмкую быстроходную машину. В 1982 году первый образец мощностью 1000 МВт был собран. Сегодня быстроходными турбинами ЛМЗ укомплектованы более 30 энергоблоков атомных электростанций в России, странах бывшего СССР, а также по всему миру.

Историческая справка

Первая отечественная паровая турбина была изготовлена на Металлическом заводе в Петербурге в 1907 году, мощность ее составляла всего 200 кВт. Принятый после революции план ГОЭЛРО потребовал новых, более мощных энергетических установок, и уже в 1927 году на Ленинградском Металлическом заводе произвели турбину в 50 раз большей мощности — 10 МВт. К 1938 году единичная мощность турбин достигла 100 МВт. После войны в Ленинграде изготовили первые в Европе экземпляры мощностью 150 МВт, получившие название «турбин мира» — в честь Стокгольмского воззвания в защиту мира. Для них в лаборатории ЛМЗ разработали сталь Р-2, которая оказалась настоящей находкой для паротурбостроения. К слову сказать, до сих пор роторы (с небольшой модификацией) для современных турбин тепловых электростанций (ТЭС) изготавливаются из этого металла.

Мощности паровых турбин росли, и в конце 1970-х годов было принято решение создать на базе ЛМЗ инновационную и менее металлоёмкую быстроходную машину. В 1982 году первый образец мощностью 1000 МВт был собран. Сегодня быстроходными турбинами ЛМЗ укомплектованы более 30 энергоблоков атомных электростанций в России, странах бывшего СССР, а также по всему миру.

На рубеже XX-XXI веков конъюнктура рынка энергооборудования сложилась таким образом, что теперь зарубежные турбостроительные фирмы изготавливают, главным образом, тихоходные турбины для АЭС. В этой конкурентной среде сделать шаг в сторону освоения производства нового вида турбин для российского производителя вполне логично.

Для вновь создаваемых мощных блоков 1200 и более МВт Ленинградский Металлический завод сможет предложить энергетикам всего мира — в зависимости от их предпочтений и условий водоснабжения площадок АЭС — и быстроходные, и тихоходные турбоагрегаты, — отмечают в компании.

Инженеры с опытом работы в западных компаниях, новейшие европейские станки и самый мощный в стране промышленный суперкомпьютер помогают России создавать первые полностью отечественные газовые турбины средней и большой мощности.

Павел Каравашкин/

Это мог бы быть репортаж в духе соцреализма, если бы целый год до этого «Фонтанка» не рассказывала об убытках на «Силовых машинах», санкциях из-за Крыма и срыве выгодных иностранных заказов. В бывших раздевалках рабочих Ленинградского металлического завода теперь евроремонт и цитаты великих: Стива Джобса, Генри Форда, Махатмы Ганди, Томаса Эдисона. И тут же – владельца «Силовых машин» Алексея Мордашова: «Все создается людьми. Люди могут и испортить самую выигрышную ситуацию и найти выход из самого безвыходного положения».

Над этим и корпят в новеньких опенспейсах десятки специалистов из оборонки и авиа- и энергоотрасли с «Дженерал Электрик» и «Сименсом» в резюме. Если у них все получится, «Силовые машины» уже 25 ноября могут получить из бюджета 7 млрд рублей по программе импортозамещающего софинансирования НИОКР.

Как заверил корреспондента «Фонтанки» главный конструктор – начальник специального конструкторского бюро газотурбинных установок «Силовых машин» Николай Фокин, спецов заманивали не только деньгами. Некоторые перешли даже с потерей в зарплате – так хотели возродить в России производство газовых турбин средней и большой мощности.


Фото: Павел Каравашкин/"Фонтанка.ру"


Фото: Павел Каравашкин/"Фонтанка.ру"


Фото: Павел Каравашкин/"Фонтанка.ру"


Фото: Павел Каравашкин/"Фонтанка.ру"


Фото: Павел Каравашкин/"Фонтанка.ру"


Фото: Павел Каравашкин/"Фонтанка.ру"


Фото: Павел Каравашкин/"Фонтанка.ру"


Фото: Павел Каравашкин/"Фонтанка.ру"


Фото: Павел Каравашкин/"Фонтанка.ру"

История их производства на ЛМЗ берет начало еще в середине прошлого века. Уже в 1970-е появились газовые турбины больше, чем на 100 МВт. Но задел был утрачен в перестроечный период. Отрасль стала высокотехнологичной и ушла настолько далеко вперед, что в девяностые казалось проще приобрести лицензии за границей. Так появилось «Сименс Технологии Газовых Турбин» (СТГТ).

Воссозданное – теперь на 100% отечественное – конструкторское бюро газотурбинных установок, куда вернулась плеяда специалистов из СТГТ, работает над турбинами двух видов: ГТЭ-65 и ГТЭ-170. Индекс обозначает мощность в МВт. Если удастся их воплотить без сторонней помощи, это станет прорывом на рынке отечественного турбостроения – по крайней мере так говорят на заводе.


Фото: Павел Каравашкин/"Фонтанка.ру"


Фото: Павел Каравашкин/"Фонтанка.ру"


Фото: Павел Каравашкин/"Фонтанка.ру"


Фото: Павел Каравашкин/"Фонтанка.ру"


Фото: Павел Каравашкин/"Фонтанка.ру"


Фото: Павел Каравашкин/"Фонтанка.ру"


Фото: Павел Каравашкин/"Фонтанка.ру"

Вторая турбина – ГТЭ-170 – отправлена в производство и вскоре должна появиться на свет, хотя документация на неё готова лишь на 80%. «Она была спроектирована еще Ленинградским механическим заводом как дальнейшее развитие ГТЭ-160», – говорят на предприятии.

Тем не менее эти разработки надо еще доводить до требуемого уровня локализации – для ГТЭ-65 создают отечественную камеру сгорания. Предстоит улучшить и проточные части компрессора и газовой турбины, чтобы выйти на уровень современных мировых аналогов.

Помогать в этой работе призвана фундаментальная наука. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы для «Силовых машин» ведутся по всей стране. Заключено 40 договоров с ключевыми институтами и организациями – от петербургского Политеха до Сибирского отделением РАН. А 7 ноября для выполнения сложных аэродинамических расчетов был запущен новый суперкомпьютер производительностью 170 Тфлопс – самый мощный в машиностроительной отрасли России.

Предполагается, что производство турбин будет развернуто на ЛМЗ в четырех районах Петербурга. Журналистам на прошлой неделе показали лишь одну площадку – в промзоне в Металлострое. В стерильно чистом цехе чувствуешь себя как на европейской промышленной выставке – рядами стоят сделанные под заказ станки из Германии и Италии.

Так ли все выглядит и на других площадках, неизвестно. Но заявлено, что для начала серийного производства требуется докупить еще 48 станков. В обновлении на 4 млрд рублей нуждаются механообрабатывающее, сборочно-сварочное и лопаточное производство, а также стендовое оборудование сборочного цеха. Четверть объема поставок уже законтрактована, по остальным договоры планируется подписать до конца 2019 года.

Один из ключевых вопросов – отечественные поставщики. Практически по всем компонентам удалось найти российские компании. Но оказалось, что в стране не осталось заводов, которые имели бы литейные мощности для создания заготовок для рабочих лопаток газовых турбин. Сейчас качественные крупногабаритные литые заготовки приходится закупать за рубежом. При этом обсуждается возможность создания их производства с нуля самостоятельно на ЛМЗ или в рамках совместного предприятия. Партнером может выступить компания «Ротек» – партнер швейцарского концерна Sulzer.

Стоит вопрос и о том, где проводить испытания турбин. В мае Алексей Мордашов обратился к губернатору Московской области Андрею Воробьеву с предложением построить в Каширском районе экспериментальную теплоэлектростанцию суммарной мощностью 1,4 ГВт. Проект оценивался в 100 млрд рублей. Однако теперь Николай Фокин рассказал «Фонтанке», что также обсуждается и другой вариант – тестирование турбин на действующих ТЭС.

Турбины на 65 и 170 МВт компания готова поставлять с 2023 года, а их же модернизированную версию с улучшенными параметрами – с 2024-го. Кроме того, с 2021 года планирует параллельно разрабатывать турбину еще большей мощности – на 300–500 МВт. В России пока самая мощная турбина производства «Дженерал Электрик» на 400 МВт установлена на Казанской ТЭЦ-3.

Может сложиться впечатление, что «Силовые машины» – один из самых ярких примеров веры в импортозамещение в частном бизнесе . Но это если не знать, что предприятие с 2016 года показывают убытки, которые за прошлый год достигли 52 млрд рублей (это почти вдвое больше, чем размер выручки предприятия), и то, что их владелец, похоже, вынужден поддерживать жизнь компании вливаниями из прибыли других заводов «Северстали». И только производство газовых турбин средней и большой мощности – реальная возможность вернуть инвестиции.

За девять лет (2022–2031 гг.) в России планируется обновить 41 ГВт мощностей станций. Стоимость этой программы – 1,9 трлн рублей. Но менять турбины по ее условиям можно будет только на сделанные в России, с уровнем локализации не менее 90%. Как раз такие и готовят «Силовые машины».

Николай Фокин пояснил, что речь может идти о десятках заказов. Если только конкуренцию не составит кто-то из именитых западных конкурентов. Например, «Сименс» уже ведет переговоры с «Газпромэнергохолдингом» о модернизации электростанций локализованными германскими турбинами. Но миллиардер Мордашов уже попросил правительство не заключать с немцами специнвестконтракт, а поддержать отечественного производителя.

При этом, как писал «Коммерсант», по оценке Минпромторга, стоимость российских турбин 65 и 170 МВт будет сопоставима с продукцией иностранных конкурентов — 1 млрд и 1,8 млрд рублей, соответственно, с маржинальностью 15%.


Утвержден устав акционерной компании «Санкт-Петербургский Металлический завод».




По собственным разработкам завода выпущены первые советские паровая турбина мощностью 2 МВт и гидравлическая турбина мощностью 370 кВт


На ЛМЗ изготовлена первая паровая турбина мощностью 1500 кВт для Турции; положено начало экспортных поставок.

На ЛМЗ изготовлена самая мощная в Европе быстроходная паровая турбина мощностью 100 МВт.


На ЛМЗ изготовлена поворотно-лопастная гидротурбина мощностью 55 МВт для Угличской ГЭС. Самая большая и самая мощная в мире для станции равнинных рек. Поставлен первый мировой рекорд.

Спроектированы и изготовлены головные образцы поворотно-лопастной турбины и генератора для гидростанций Волжско-камского каскада

Спроектированы и изготовлены головные образцы поворотно-лопастной турбины и генератора для гидростанций Волжско-камского каскада максимальной мощностью 126 МВт. Это был еще один мировой рекорд в мощности, за который ЛМЗ на международной выставке в Брюсселе в 1958 году получил «Гран-при».

Изготовлена паровая турбина – ПВК-200-1 и генератор мощностью 200 МВт – легендарная «двухсотка», положившая начало самой крупной в мире серии машин подобного класса.

Изготовлены головные образцы радиально-осевой гидротурбины и гидрогенератора мощностью 230 МВт – самые мощные в мире – для серии агрегатов Братской ГЭС на Ангаре.

На фото – создатели сверхмощных радиально-осевых турбин Братской ГЭС; слева направо: заместитель главного конструктора гидротурбин В. М. Малышев, главный конструктор гидротурбин Г. С. Щеголев, начальник лаборатории водяных турбин Ф. В. Аносов, начальник участка сборки гидротурбин С. И. Гойцхоки.

На ЛМЗ и выпущена первая радиально-осевая гидротурбина – самая мощная в мире, для Красноярской ГЭС на Енисее.

На ЛМЗ положено начало изготовления самых мощных радиально-осевых гидроагрегатов мощностью 650 МВт для крупнейшей в мире Саяно-Шушенской ГЭС на Енисее.

На ЛМЗ изготовлена уникальная паровая турбина – К-1200-240 для Костромской ГРЭС. В конструкции турбины впервые использовалась лопатка длиной рабочей части 1200 мм из титанового сплава.

На фото – авторы уникальной паровой турбины К-1200-240, слева направо: И.И. Пичугин – начальник группы, Ю.С. Муравко – начальник бюро, Ю.Л. Богданов – начальник группы, Н.Н. Гудков – инженер-конструктор, В.К. Рыжков – главный конструктор паровых турбин, Н.А. Сорокин – зам. главного инженера, Н.Н. Сапожников – начальник лаборатории паровых турбин, В.А. Пахомов – заместитель главного конструктора паровых турбин, О.Д. Волков – заместитель главного конструктора паровых турбин, Ю.Н. Неженцов – начальник бюро.

На ЛМЗ изготовлена первая паровая турбина – К-1000-60/3000 мощностью 1000 МВт для Ровенской АЭС (Украина). Начато производство мощных и быстроходных турбоагрегатов для атомной энергетики.


С компанией Siemens создано совместное предприятие по производству газовых турбин «Интертурбо».


Ликвидация филиала ЛМЗ ОАО «Силовые машины», которым завод стал в 2004 году. С 2011 года завод становится производственным комплексом (ПК ЛМЗ) компании «Силовые машины».

В руководстве «Силовых машин» (подконтрольны «Севергрупп» Алексея Мордашова), находящихся под санкциями США и ЕС, произошли кадровые перестановки: компанию досрочно покинул гендиректор Тимур Липатов. Его сменил Александр Конюхов, до этого работавший в «Роскосмосе» и Объединенной авиастроительной корпорации. Новому топ-менеджеру предстоит реализовать на практике планы по локализации газовых турбин средней и большой мощности, а также решить вопрос дальнейшего партнерства с немецкой Siemens.

Александр Конюхов

Фото: Дмитрий Азаров, Коммерсантъ / купить фото

Фото: Дмитрий Азаров, Коммерсантъ / купить фото

Тимур Липатов 20 апреля покидает «Силовые машины» по соглашению сторон, сообщила пресс-служба компании. Слухи об уходе топ-менеджера ходили в отрасли уже несколько месяцев, но официально в «Севергрупп» комментировать их отказывались. Господин Липатов покидает компанию до окончания срока своего контракта — как считают источники “Ъ” на рынке, из-за недовольства его работой со стороны основного акционера Алексея Мордашова. Нового места работы у Тимура Липатова пока нет, отмечают собеседники “Ъ”.

Тимур Липатов пришел в «Силовые машины» летом 2018 года из «Интер РАО — Управление электрогенерацией», которое возглавлял с 2015 года. Ранее он работал в «Э.ОН Россия» (сейчас «Юнипро»), в 2007–2009 годах был директором по капстроительству ОГК-3 (до 2011 года принадлежала «Норильскому никелю», затем продана «Интер РАО»).

Тимур Липатов

За неполных три года его руководства компания показала рост финансовых показателей. Так, в 2020 году «Силовые машины» впервые за последние пять лет закончили год с чистой прибылью в 6,7 млрд руб. по РСБУ против убытка в 21,3 млрд руб. годом ранее. Выручка компании выросла на 48%, до 58,72 млрд руб. Общий портфель заказов «Силовых машин» по итогам 2020 года составил 541 млрд руб.

Александр Конюхов занимал руководящие позиции в компаниях «Северсталь», «Заволжский моторный завод», «Русполимет», «Сухой». С 2016 по 2020 год был гендиректором ПАО «Туполев» и одновременно вице-президентом ОАК по стратегической и специальной авиации. С 2020 года по февраль 2021 года занимал должность советника генерального директора «Роскосмоса». В феврале 2021 года назначен заместителем генерального директора по контроллингу «Севергрупп».

Основным вопросом, которым предстоит в ближайшее время заняться господину Конюхову, должно стать затянувшееся уже решение по выходу или сохранению доли в СП с немецкой Siemens — «Сименс технологии газовых турбин», где у «Силовых машин» 35%. А его ключевой задачей, видимо, станет локализация производства газовых турбин мощностью 65 МВт и 179 МВт. Перспективы этих турбин во многом зависят от того, смогут ли «Силовые машины» получить значительную квоту в готовящемся отборе проектов модернизации ТЭС с применением инновационного оборудования на 2027–2029 годы.

Управляющий партнер Winner Partners Григорий Окунь отмечает, что Александр Конюхов уже работал у господина Мордашова в «Северстали» в начале 2000-х годов и, вполне возможно, между ними существуют личные отношения и кредит доверия.

Кроме того, эксперт отмечает наличие у господина Конюхова большого опыта работы в крупных производственных компаниях и то, что он «отлично встроенный в систему стратегических для страны и комплексных отраслей руководитель».

Читайте также: