История возникновения лего конструкторов

Обновлено: 28.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Криворожская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней №41

Конструктор «Лего»,

его влияние на развитие ребенка

Выполнил: Бирзул Никита ,

у ченик 4 – Б класса

Научный руководитель: Чабан Т.В., учитель начальных классов ,

2 квалификационной категории

Кривой Рог – 2016г

Раздел 1. Конструктор Лего. Его история возникновения и разновидности .. 3

1.1. История возниновения конструктора Лего………………………………… 3

Раздел 2. Практическая часть……………………………………………………. 5

2.1.Анкетирование учеников 3-А и 4-Б классов………………………………….5

2.2. Какое влияние оказывает консруирование Лего на развитие детей……….6

Список использованных источников………………………………………………8

Конструктор это набор элементов для моделирования.

Первый конструктор из серии Лего мне подарили, когда мне было лет пять. Тогда это были какие-то маленькие машинки, тракторы . Мне они сразу очень понравились. Собирать их было очень интересно. В этом мне поначалу помогал мой папа. И вот я задумался, кто, когда и где создал эту полезную и

увлекательную игрушку? Я решил разобраться в этом вопросе. Это и есть

актуальностью данного исследования.

Объект исследования: конструктор Лего .

Предмет исследования: влияние конструктора на жизнь, восприятие и развитие ребенка .

Цель работы: выяснить, насколько полезны детские конструкторы Лего в развитии детей .

Для реализации цели необходимо выполнить следующие задачи:

1. Узнать историю создания Лего-конструктора.

2. Изучить разновидности игр с Лего.

3. Выяснить развивающие возможности конструктора Лего

4. Определить, как влияют на ребенка занятия с конструктором Лего.

5. Провести анкетирование и обработать полученные данные.

Гипотеза. Для дошкольника и школьника конструктор Лего является средством интеллектуального развития и обучения.

Практическая ценность. Результаты исследования можно использовать на уроках «Искусства», «Я в мире», воспитательных часах, внеурочных мероприятиях.

Структура работы. Работа состоит из вступления, двух разделов, выводов, списка использованной литературы. Общий объем работы составляет ___ страниц.

1.1. История возникновения конструктора

В 1932 г. Оле Кирк Кристиансен из Дании решил начать свое дело, простое и надежное - производство лестниц и досок для глажки. А на идею создания кубиков его натолкнул собственный сын Готфрид. Он из обрезков досок, мастерил кубики и отец занялся производством деревянных игровых кубиков.

Надо сказать, что эта идея не только помогла им удержаться на плаву,

но и полностью изменила их жизнь. Новую компанию по производству игрушек Кристиансен назвал LEGO, соединив два датских слова — LEG и GODT (увлекательная игра). Позже Кристиансен узнал, что в переводе с латыни LEGO означает «я собираю». На стене плотницкой мастерской было написано: «Только лучшее достаточно хорошо». Эта фраза является официальным девизом компании и на сегодняшний день

Lego расширилось до производства пластмассовых игрушек в 1947.

Кубики стали пластмассовыми с идентичными штырьками, что давало возможность соединять их друг с другом.

Так появились на свет первые конструкторы LEGO.

Окончательный вариант кирпичика Лего был запатентован 28 января 1958. Кирпичики того года все еще совместимы с современными. Фигурки человечков впервые появились в конструкторах Lego в 1978 году. [8]

Так технология создания ЛЕГО стала совершенствоваться и развиваться.

1.2. Классификация конструктора Лего

Конструкторы относятся к категории полезных игрушек, которые играют важную роль в полноценном и всестороннем развитии ребенка.

Основной принцип классификации конструкторов Лего – градация по возрастам.

Для самых маленьких от 1,5 до двух лет производители предлагают наборы Лего Дупло, которые состоят из минимального количества кубиков (от 30 шт.). Это достаточно крупные кубики, которые полностью безопасны для детей такого возраста. Их вполне будет достаточно, чтобы малыш смог освоить основные навыки строительства. [2]

Детям от трех до 6 лет можно предложить разнообразные по тематике строительные наборы, состоящие из стандартных деталей Лего. Они могут иметь различное количество элементов и уровень сложности.

Конструкторы Лего для школьников и подростков от 7 до 12 лет — это сложные в исполнении строительные серии по мотивам популярных мультфильмов и т.п. Они предназначены для опытных строителей, которые не представляют своей жизни без Лего.
Таким образом, в коллекции конструкторов Лего непременно найдется строительный набор для каждого ребенка и вы будете строить, создавать что-то новое.

РАЗДЕЛ II . Практическая часть

2 . 1 . Анкетирование учеников

Проведенное анкетирование среди учеников 3-А и 4-Б классов показало следующее.

Нами была составлена анкета для опроса учащихся , которая содержала 4 вопроса.

Вопросы размещены таким образом, бо ____. Все вопросы направлены

на то, чтобы узнать______

Нами было проведено анкетирование среди ___учеников. Обработав результаты анкетирования, видим такую статистику.

___ учнів (%) користуються _____

___учнів (") проводять ____часу.

Отже, більшість учнів классу

2.2. Какое влияние оказывает конструктор Лего на развитие детей

Пожалуй, конструктор Лего можно назвать одной из известнейших игр на планете. Причиной столь сильной симпатии к этой игре, очевидно, служит не только её увлекательность, но и полезность.

Детские психологи доказали, что у человека, который в детстве был лишен образных игр, в последствие проявляется неспособность к адекватному восприятию окружающего мира. Лего сводит вероятность подобных проблем к нулю. [1]

Ученые пришли к выводу, что Lego способствует развитию двигательных навыков и мелкой моторики. Чтобы соединить небольшие детальки друг с другом, пальчикам придётся хорошо поработать, что принесет малышу большую пользу. Таким образом, Лего развивает самодисциплину и самоорганизацию, позволяет в процессе игры приобрести качества, которые пригодятся в будущем.

Кроме того, эта игра приносит неоценимую пользу творческому мышлению ребенка. Оно необходимо, чтобы постоянно думать над следующим шагом, просчитывать все возможные комбинации и выбирать наиболее удачные, анализировать, какой шаг будет наилучшим. Происходит стимуляция головного мозга, а это укрепляет психику ребенка, поэтому у детей, играющих с конструкторами, никогда не наблюдается патологических отклонений поведения и мировосприятия [3]

Большим достоинством конструктора Лего является возможность собирать его по своему вкусу, не ограничиваясь формами, предложенными создателями. Детали разных наборов сочетаются между собой, что даёт неограниченный простор для фантазии. Едва ли на свете существует множество игрушек, способных принести столько пользы сразу. Но дети играют не потому, что это полезно, а потому, что интересно. [4]

В результате проделанной работы я узнал историю создания ЛЕГО-конструктора и историю возникновения

Конструктор Лего одна из самых популярных и востребованных игр-развлечений для детей. Однако эта игра не просто занимает ребенка на какое-то время, но она еще и развивает его. Lego прекрасно развивает структурно-логическое мышление, необходимое для построения объемных конструкций и понимания приложенной к конструктору схемы. Собирая конструктор, ребенок учится быть внимательным и терпеливым, спокойно переживать неудачи и быть настойчивым на пути к цели.

Проведенное анкетирование среди одноклассников показало, что большинство моих ровесников с интересом, часто и долго любят играть

И поэтому можно без сомнения сказать, что Лего – одна из самых увлекательных игр, которые когда-либо были созданы человеком.

2.«Самоучитель MySQL 5» / Кузнецов, Симдянов, «БХВ-Пете6рбург» , 2006–234 ст .

7. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно – игровой деятельности у детей с помощью LEGO. - «ЛитРес», 2005г.

Защелкивающиеся кубики из пластмассы настолько прочно вошли в нашу жизнь, что сегодня словом LEGO часто называют модульную систему при описании сложных технических решений. При этом многие воспринимают знаменитый датский конструктор всего лишь как игру, пусть и развивающую. Однако уже 40 лет в школах разных стран мира созданные на его основе учебно-методические комплекты с успехом служат практическими пособиями на уроках физики, химии, биологии, математики, информатики и многих других дисциплин. В наши дни с помощью специально разработанных решений дети не только осваивают школьную программу, но и учатся справляться с задачами градостроения, робототехники и других областей «взрослого» знания.

Кубики, из которых построен мир: можно ли обучить ребенка с помощью игры

LEGO Education: история создания конструкторов для учебы

Использовать популярный конструктор на уроках школьные учителя начали еще в 60-х годах XX века. Присмотревшись к этому опыту, спустя два десятилетия компания создала специальный департамент развития образовательных решений и выпустила целую серию конструкторов для школы и внеклассного обучения. Сегодня все они производятся под брендом LEGO Education.

В состав этих наборов входят как детали из стандартных серий, так и некоторые уникальные элементы. Сложность и комплектация зависят от возрастной группы, для которой предназначен конструктор. Особенность учебных наборов заключается в том, что с их помощью можно строить модели для постановки опытов в рамках школьной программы, собирать различные механизмы по прилагаемой инструкции и конструировать собственные. Поэтому во всех учебных наборах, помимо кубиков, есть учебно-методические пособия различной тематики и на разных языках.

Многообразие конструкторов LEGO и идей, которые можно воплотить с их помощью, кажется поистине неисчерпаемым. Но в основе этой бесконечности лежит единственный краеугольный камень, он же самозащелкивающийся кубик. Прототип современных кирпичиков в 1949 году разработал основатель компании Оле Кирк Кристиансен. В 50-х годах XX века его сын Готфрид значительно усовершенствовал конструкцию: помимо шипов на верхней плоскости кубикам добавили трубочки в нижней полой части. Это сделало сцепление значительно более надежным и не теряющим прочности даже через много лет. Именно благодаря такой конструкции можно строить из кубиков LEGO очень большие и сложные модели. Кстати, все современные конструкторы полностью совместимы с кирпичиками, выпускавшимися начиная с 1958 года.

В 1998 году в рамках направления Education был выпущен первый конструктор LEGO MINDSTORMS для создания программируемых роботов. Одновременно появилось и специальное программное обеспечение для управления ими. В состав наборов этой серии входит модульный микрокомпьютер, который управляет роботами, сервоприводы и датчики различного типа и назначения. Создавать алгоритмы для микрокомпьютера позволяет особый язык программирования и специальное фирменное ПО, которое устанавливается на настольный ПК, ноутбук или планшет. Именно с этим решением в Россию пришло понятие образовательной робототехники, которая закладывает у ребенка прочные основы системного мышления и позволяет ученику применять знания информатики, математики, физики, естественных наук, технологии, а также на практике знакомиться с инженерным творчеством.

В будущее – прямо из-за парты

STEAM-обучение – образовательная концепция, основанная на прикладном междисциплинарном подходе: школьные дисциплины интегрируются в единую систему обучения, где дети решают единую задачу, используя знания и навыки из различных предметных областей. STEAM – это аббревиатура, образованная из первых букв названий дисциплин, преподаваемых в рамках концепции: S – science (естественные науки), T – technology (технология), E – engineering (инженерное дело), A – art (искусство), M – mathematics (математика). На сегодняшний день STEAM-обучение признано одной из наиболее прогрессивных и эффективных образовательных концепций.

Набор SPIKE Prime, увидевший свет в 2019 году, позволяет наилучшим образом реализовать STEAM-подход к обучению.

Задачи, которые ученики решают в процессе коллективной работы над учебными проектами, состоят из двух частей: моделирования роботов или механизмов и последующего программирования их функций в среде Scratch с помощью приложения SPIKE. Именно так сегодня работает большинство взрослых специалистов, в какой бы области знания они ни были заняты.

Приложение SPIKE дополнено учебными курсами, которые отвечают требованиям российских государственных образовательных стандартов. Большинство проектов рассчитано на 45 минут школьного урока. Это позволяет учителям использовать обучающую платформу для ежедневных занятий по стандартной или расширенной программе.

Юные инженеры преобразуют городскую среду

Дети любят не только играть, но и соревноваться, общаться с ровесниками, заниматься общим делом, причем делать это в непринужденной, свободной обстановке. Детское любопытство, тяга к творчеству и созиданию лежат в основе международной образовательной программы FIRST LEGO League (FLL) для ребят от четырех до шестнадцати лет.

FLL — самое популярное международное робототехническое соревнование, которое проводится на базе конструкторов LEGO. Сегодня в нем принимают участие более 90 тысяч команд из 103 стран мира, в состязаниях участвуют более миллиона обучающихся. Соревнования проводятся в трех возрастных группах: 4–6, 6–9 и 10–16 лет. Участники в начале учебного года получают практическую задачу, на решение которой отводится 3–6 месяцев. Затем проект нужно представить на региональном, потом на национальном, а в случае успеха – на одном из мировых чемпионатов FLL. Каждый год посвящен решению определенной актуальной мировой проблемы.

В России соревнования проводятся с 2012 года. В феврале 2020-го в Красноярске под эгидой некоммерческой общественной организации «Лаборатория по робототехнике "Инженеры будущего"» состоялся самый масштабный всероссийский чемпионат, темой которого стало градостроительство. В соревнованиях приняли участие 1200 школьников – 185 команд из 45 регионов России и четырех стран. Участникам предстояло подготовить проекты по темам «доступность городской среды для разных категорий населения» и «рациональное использование пространств при плотной городской застройке».

Дом для всех

Абсолютным победителем чемпионата стала команда «Морошка» из Архангельской области, состоящая из ребят 8–9 лет. Они представили на конкурс проект «Дом для всех», в котором удобно и комфортно и детям, и взрослым, и пожилым, и людям с ограниченными возможностями.

Чтобы добиться поставленной цели, школьникам пришлось немало потрудиться. «Работа над проектом началась со знакомства с основами строительства и проектирования зданий. Каждый из ребят брал на себя изучение определенной темы, после чего они делились добытыми знаниями друг с другом на занятиях. Затем появился первый чертеж дома, который постепенно превратился в модель из деталей LEGO. По мере сборки возникали новые идеи, что-то меняли, что-то убирали. Когда собрали дом полностью, решили показать его специалисту и пригласили в студию архитектора. Так ребята провели первую презентацию своего проекта, а заодно получили ответы на оставшиеся вопросы. После этого дом разобрали и собрали снова, уже с учетом новых знаний, исправив все ошибки», – рассказывает тренер команды Ирина Чашина.

Отличительными чертами собранной школьниками модели стали подъезды с широкой автоматической дверью, пандусом, удобной лестницей с перилами и лифты особой конструкции. Во дворе устроены безопасная пешеходная зона и детская площадка, включающая зону для детей с ограниченными возможностями и небольшой скейтодром. Интересно, что попасть на площадку можно прямо из дома, не выходя на улицу.

Модель полностью выполнена из деталей LEGO Education SPIKE Prime. Многие ее элементы механизированы. Самые простые механизмы – это качели для детей с ограниченными возможностями и наклонный пандус на входе в подъезд. Использован и целый ряд механизмов с моторами и передачами. К примеру, автоматическая дверь подъезда приводится в движение механизмом с тремя передачами – зубчатой, коронной и передачей с зубчатой рейкой. В конструкции лифтов и подъемного крана использована ременная понижающая передача, а карусель для детей с ограниченными возможностями, спроектированная таким образом, чтобы она находилась на одном уровне с поверхностью земли, приводится в движение с помощью коронной понижающей передачи.

При этом все движущиеся механизмы управляются компьютером. Алгоритм их работы ребята программировали в приложении LEGO Education WeDo 2.0, а управление моделью осуществляется с помощью входящих в учебный набор датчиков и с клавиатуры ноутбука.

Кровля для жизни

Интересную градостроительную идею предложили школьники из Нижнего Новгорода – участники команды MeGAZ. Ребята спроектировали и построили из конструктора LEGO Education девятиэтажный четырехподъездный жилой дом с эксплуатируемой кровлей, на которой расположены зоны отдыха и спортивные площадки, перемежающиеся участками зелени.

Перед тем как приступить к реализации своей идеи, школьники провели опрос и выяснили, что жители их города хотели бы видеть на крышах своих домов. Исследование проводилось по всем правилам: были подготовлены опросные листы, после чего каждый из участников команды провел интервью со своими одноклассниками, жителями своего дома и прохожими на близлежащих улицах. В соответствии с результатами исследования и осуществлялась планировка крыши, которая состоит из четырех модульных зон: детской игровой площадки, спортивной площадки с игровым полем, беговой дорожкой и тренажерами, зоны отдыха с искусственным водоемом, газонами и летним кинотеатром, а также гостевой зоны, доступ в которую открыт как жителям дома, так и гостям. По сути, гостевая зона – это коммерческая территория, от которой ТСЖ может получать прибыль. Доступ в каждую зону обеспечивают лифты, выведенные на крышу прямо из подъездов. В перспективе ребята собираются добавить к проекту отдельный панорамный лифт, установленный на боковой стене здания для доступа в гостевую зону.

После опроса жителей участники команды встретились со специалистами Нижегородского строительного университета (ННГАСУ) и обсудили с ними свои идеи. В результате к первоначальному замыслу добавились новые детали: ограждения, лифтовые шахты с выходом на крышу, вентилируемое покрытие кровли и т. д.

«По замыслу ребят перед началом строительства дома будущие жильцы могут самостоятельно выбрать принцип зонирования кровли в соответствии со своими предпочтениями. Еще одна идея – большое количество зеленых насаждений на крыше. Это должно улучшить экологию города и снизить концентрацию углекислого газа в воздухе. А предустановленные системы очистки крыши от воды и снега позволят использовать природные осадки для повседневных нужд ТСЖ», – рассказывает куратор команды Людмила Федосова.

Этот проект реализует одну из наиболее востребованных концепций современного градостроения, которая пользуется популярностью в мегаполисах с плотной застройкой и дефицитом свободных площадей. Сегодня подобные архитектурные решения все чаще можно встретить в Китае, крупных городах США и Канады. С недавних пор озеленение и благоустройство крыш практикуют и российские архитекторы.

Безбарьерная городская среда

Проект команды Siberian Hearts красноярской средней школы № 149 решает одну из наиболее острых проблем современного города – организацию пешеходных переходов для людей с ограниченными возможностями. Ребята нашли оригинальный подход – прикрепили к пешеходному мосту монорельс, по которому перемещается подвесная кабина, похожая не те, что используются на канатных дорогах.

«Перед ребятами стояла задача: найти в городе проблемные точки и предложить решение. Поэтому свою работу они начали с консультации с руководителем проекта "Шаг за шагом" Натальей Каптелининой, которая и привлекла их внимание к проблеме, не имеющей решения уже много десятков лет: человек, передвигающийся на коляске, фактически не имеет возможности пересечь главную транспортную артерию города – улицу Вейнбаума», – рассказывает куратор команды Максим Турушев.

Проблема заключается в том, что конструктивные особенности пешеходного моста, соединяющего Театральную площадь с площадью перед зданием городской администрации, не позволяют оборудовать пандус или лифт. Юные инженеры предложили интересную альтернативу – закрепленный на несущей конструкции моста дугообразный монорельс с механизмом канатной передачи, который будет перемещать над дорогой оборудованную автоматическими дверями кабину. Останавливаться она будет на уровне тротуара, а для вызова горизонтального «лифта» достаточно просто нажать кнопку. При этом пользоваться необычным средством передвижения смогут не только люди с ограниченными возможностями, но и пешеходы с детскими колясками, велосипедам и т. д.

Участники команды уверены, что предложенное ими решение универсально и его можно использовать на любом пешеходном мосту. По мнению красноярских проектировщиков, проект имеет все шансы после некоторой доработки быть реализованным. Мэр города Сергей Ерёмин высоко оценил работу школьников и рассказал о намерении обсудить проект на совещании в городской администрации.

Конструкторы, обучающие материалы и образовательные программы LEGO Education помогают детям не только изучать предметы школьного курса, но и постигать их взаимосвязь, а также учиться командной работе и решению проектных задач. Такой формат образования как нельзя лучше готовит школьников к жизни в современном мире, где взрослым каждый день приходится решать тысячи задач на стыке дисциплин и использовать цифровые модели.

В наше время трудно найти взрослого или ребёнка, который не слышал бы о конструкторе LEGO. Это самый узнаваемый бренд в мире игрушек, на основе которого за последние 50 лет было создано множество клонов, так или иначе повторяющих идею соединения пластмассовых «кирпичиков». На сегодня их выпущено столько, что на каждого жителя планеты приходится по 62 оригинальных «кирпичика» «Лего». Компания ежегодно выпускает десятки брошюр, книг и журналов, посвященных конструктору, в том числе издания для коллекционеров с полным каталогом выпущенных наборов, моделей и их детальным описанием.

Книга коллекционера LEGO, изданная в 2011 году

Книга коллекционера LEGO, изданная в 2011 году

История «Лего» началась в 1932 году с фабрики столяра Оле Кирка Кристиансена из небольшого городка Биллунд в Дании. Фабрика занималась производством стремянок, табуреток, гладильных досок и деревянных игрушек.

Деревянные кубики LEGO из набора 1939 года

Деревянные кубики LEGO из набора 1939 года

В 1934 году Оле объявил о конкурсе на лучшее название фирмы по производству детских игрушек, который сам и выиграл. В качестве торговой марки для своей продукции он выбрал начальные буквы словосочетания LEg GОdt, что на датском языке означает «играть хорошо». Скорее всего, датский плотник не знал, что слово «lego» на латыни означает «собираю». В то время кроме деревянных кубиков с буквами и цифрами, «Лего» выпускала деревянные трактора, паровозики, локомотивы, вагончики, автомобили, лошадки-качалки и даже игрушечные утюги. Большинство моделей придумывал сын Оле Готфрид, который с 17 лет работал на фабрике, а после смерти отца в 1958 году возглавил компанию LEGO.

Первые пластиковые игрушки LEGO Group начала выпускать в 1947 году – это были коллекционные модели автомобилей, трактора и локомотивы. Тогда же Кристиансен получил в свои руки образцы так называемых «самозащелкивающихся кирпичиков» из пластика, конструкцию которых придумал и запатентовал английский детский психолог Хилари Фишер Пейдж (1904-1957). Эти кубики были произведены британской компанией Kiddicraft.

Пластмассовые кирпичики Self-locking Bricks Хилари Пэйджа, выпущенные компанией Kiddicraft в 1947 году

Пластмассовые кирпичики Self-locking Bricks Хилари Пэйджа, выпущенные компанией Kiddicraft в 1947 году

В 1947 году компания LEGO приобретает оборудование для производства пластика и пресс-формы, и уже спустя два года выпускает около 200 видов различных пластиковых и деревянных игрушек, включая те самые «самозащелкивающиеся кирпичики» Пейджа.

Затем отец и сын Кристиансены модифицировали изобретение Пейджа, ликвидировав боковые прорези и сгладив выступающее сверху штырьки. Прототип современных кирпичиков «Лего» появился на свет в 1949 году под названием Automatic Binding Bricks. В качестве материала использовалась пластмасса на основе ацетата целлюлозы. Компания начала выпуск наборов, состоявших их «кирпичиков», плоских основ для их крепления и дополнительных деталей. «Кирпичики» LEGO имели несколько круглых "шляпок" и полое прямоугольное основание, что позволяло им крепиться друг к другу, но не так прочно, как сцеплялись «кирпичики» Пейджа. Интересно, что по словам дочери Хилари Фишера Пейджа, «отец до самой смерти ничего не знал о существовании «кирпичиков» LEGO».

С 1953 безымянные «кирпичики» получили название "LEGO Mursten", а компания начинает экспортировать 28 наборов под названием «Система игры Лего» в Швецию.

Набор LEGO 1949 года

Набор LEGO 1949 года

Набор LEGO № 324 «Дом с гаражом». 1958

Набор LEGO № 324 «Дом с гаражом». 1958

Конструкторы, которые сегодня ассоциируются с именем LEGO, появились в 1954-1958 годах и в конце 50-х годов стали одним из самых популярных детских развлечений в Европе. Использование пластмассы в качестве материала для изготовления игрушек в то время не одобрялось ни продавцами, ни покупателями. Однако активная маркетинговая политика Готфрида Кристиансена позволила продвинуть идею «игрушечной системы Лего» сначала на скандинавском, а затем и на европейском рынке игрушек, не смотря на то, что сила сцепления «кирпичиков» была не большой, а сами они не отличались универсальностью.

В феврале 1960 года на фабрике LEGO в Биллунде произошёл третий за всю историю пожар, полностью уничтоживший цех по выпуску деревянных игрушек. Готфрид, который к тому времени выкупил доли братьев и стал единственным владельцем компании, был за прекращение производства деревянных игрушек, а Карл Георг и Герхард Кирк Кристиансены были намерены продолжать выпуск деревянных конструкторов. В 1962 году они создали собственный проект под названием BILOfix, который просуществовал почти 28 лет. Деревянные игрушки «Билофикс» продавались только в Дании. Их ассортимент состоял из деревянных конструкций, выпускавшихся ранее под маркой «Лего», а также новых пластиковых игрушек типа грузовика Bilofix и набора деталей Ingeniør. Последний представлял собой смешанный вариант конструктора с деревянными деталями из берёзы и пластмассовыми из ABS пластика.

Набор Bilofix 1969 года.

Набор Bilofix 1969 года

В 1966 году название BILOfix было изменено на BILOtoy, так как на рынке с 1954 года существовали игрушки с похожим названием – Baufix. Деревянные игрушки BILOtoy не пользовались популярностью в других странах Европы из-за высокой стоимости.

Модель мотоцикла и автокрана из смешанных деревянно-пластиковых наборов Bilofix. 1970 годы

Модель мотоцикла и автокрана из смешанных деревянно-пластиковых наборов Bilofix. 1970 годы

В 1972 году Герхард Кристиансен продаёт компанию вместе со всем производством датскому дистрибьютору KE Mathiasen А/ S, который в течении 17 лет вместе с японским дистрибьютором Bornelund производил и продавал игрушку под названием Bilotec, а позже Hanse-Tec.

Метаморфозы с названиями не помогли, деревянные игрушки практически не пользовались популярностью, и их производство полностью прекратилось в 1989 году. Кирпичики LEGO продолжали триумфальное шествие по всему миру. В 1963 году ацетат целлюлозы, используемый для изготовления элементов конструктора, был заменен на акрилонитрил (Acrylonitrile Butadiene Styrene, или ABS) – пластмассу, используемую до сих пор. Кирпичики «Лего», изготовленные из пластмассы в 1963 году, до сих пор держат форму и цвет, и также прочно сцепляются с «кирпичиками», изготовленными в наши дни. Все детали конструкторов LEGO изготавливаются по определённому стандарту, для соблюдения которого формы для штамповки элементов конструктора производятся с точностью 10 мкм, а точность самих «кирпичиков» составляет 2 тысячные миллиметра.

В 1969 году был выпущен первый набор из серии LEGO DUPLO для малышей дошкольного возраста из «кирпичиков», размеры которых в два раза превышали стандартные. В 1977 году появилась серия LEGO TECHNIC для детей от 6 лет, а с 1995 года компанией выпускается набор для детей младше 4-х лет – LEGO BABY. В период с 2004 по 2006 годы для самых маленьких детей выпускались наборы LEGO PRIMO.

Кирпичики LEGO. 1980–е годы

Кирпичики LEGO. 1980–е годы

Кирпичики LEGO DUPLO в сравнении со стандартными кирпичиками. 1958

Кирпичики LEGO DUPLO и стандартные LEGO

В 1966 году появляется серия наборов «Поезда LEGO», а к 1968 году продукция компании включает в себя 57 различных наборов и 25 игрушечных машин. В июне 1968 года в Биллунде открывается парк LEGOLAND, построенный на территории 59 гектаров, и со следующего года компания начинать производить для него особую продукцию – автомобили, грузовики, полицейские машины. В наборах LEGO появляются зубчатые колеса разных цветов и размеров.

В 1973 году появляется логотип LEGO, существующий по настоящее время – белая надпись в красном квадрате. До этого продукция компании выпускалась под несколькими логотипами, но выход на международный рынок потребовал создания единого знака, узнаваемого во всех странах. В 1974 году впервые за пределами Дании, в швейцарском городе Баре (кантон Цуг) открывается фабрика конструкторов LEGO Produktion AG.

В 1975 году дизайнерам конструктора пришла в голову оригинальная идея – дополнить наборы миниатюрными фигурками человечков. Вначале они не имели лиц и представляли собой безрукий торс, к которому шёл широкий комплект пластиковых причёсок и головных уборов. Классические фигурки человечков с лицами появились в 1978 году. Это так называемые экшн-фигурки, то есть модели человечков, с которыми можно производить различные игровые действия благодаря наличию подвижных и взаимозаменяемых частей тела. Миниатюрные человечки LEGO состоят из головы, торса, к которому крепятся руки с подвижными кистями, и детали, играющей роль таза, к которому крепятся ноги или, например, русалочий хвост. Все части тела совместимы, что способствует многообразию возможных вариантов фигурки. На сегодня существует почти 4000 различных фигурок человечков, животных и фантастических созданий.

Минифигурки LEGO DUPLO

Минифигурки LEGO DUPLO

LEGO всерьёз озаботилась мировой экспансией в начале 1980-х годов. Руководство компании поставило перед инженерами и дизайнерами задачу охватить как можно больше сегментов рынка детских игрушек, при этом не вмешиваясь в смежные отрасли, выпускающие, например, кукол или детское оружие. Превалировать над всем должна была основная идея – LEGO прежде всего конструктор, а готовые модели, фигурки или аксессуары, входящие в наборы, должны служить оригинальным дополнением.

В начале 1990-х годов были выпущены специальные наборы для маленьких девочек – Belville пасторальной тематики и комплект игрушечной бижутерии Clikits. Эти наборы состоят из небольших взаимосвязанных деталей, полностью совместимых с классическими кирпичиками LEGO и являющиеся дополнением к любой серии конструкторов. В начале 2000 годов компания создаёт серию конструкторов, предназначенных для детей обеих полов – в их состав входят модели зданий, автомобилей, авиатехники, фигурки животных. Конструкторы такого плана пользуются особым успехом в семьях с разнополыми детьми, так как один и то же набор одинаково интересен и для мальчиков, и для девочек.

Набор конструктора для девочек серии LEGO Belville. 1990 годы

Набор конструктора для девочек серии LEGO Belville. 1990

Набор конструктора LEGO «Друзья – ветеринары» 2015 года

Набор конструктора LEGO «Друзья – ветеринары». 2015

LEGO постоянно проводит мониторинг мировой продукции для детей – компьютерных игр, фильмов и литературы, а затем выпускает тематические наборы, которые заранее обречены на успех. К таким наборам относится серия «Бионикл» с персонажами из мультфильмов и компьютерных игр. Наборы LEGO BIONICLE, выпускаемые с 2001 года, ориентированы на детей от 7 до 16 лет. В 2010 году появилась подобная серия HERO FACTORY, а затем LEGENDS OF CHIMA.

Модель серии LEGO BIONICLE 2007 года и один из наборов серии LEGENDS OF CHIMA 2014 года

Модель серии LEGO BIONICLE 2007 года и один из наборов серии LEGENDS OF CHIMA 2014 года

Самыми большими наборами «Лего» являются: издание серии «Звездные войны: Сокол тысячелетия» 2007 года из 5195 деталей и «Тадж-Махал», состоящий из 5922 элементов. Модель всемирно известного мавзолея имеет размеры 100 х 60 х 43 см, предназначена для детей старше 14 лет, а её сборка занимает от 35 до 40 часов в зависимости от опыта юного конструктора.

Набор №10189 конструктора LEGO TAJ MAHAL 2014 года

Набор №10189 конструктора LEGO TAJ MAHAL 2014 года

В 2000 году Британская ассоциация продавцов игрушек назвала кирпичик LEGO самой значимой игрушкой XX века. Основные производственные мощности компании расположены в Дании, Чехии и Мексике. Главный завод в Биллунде, где в цехах длиной до полукилометра стоят ряды автоматов, штампует около 21 млрд. кубиков в год, а ежедневный расход пластмассы составляет 60 тонн.

Немногим известно, что детские конструкторы существовали задолго до появления продукции таких известных торговых марок, как Meccano или LEGO. Первые развивающие игрушки, состоящие из миниатюрных копий реальных строительных элементов, датируются третьим тысячелетием до нашей эры. Первый плоский конструктор, известный сегодня как «бумажная кукла», появился более 2000 лет назад. В те времена подобные игрушки носили больше прикладной, чем образовательный характер, однако именно благодаря прародителям современных конструкторов дети получили возможность реализовывать свою потребность в созидании стилизованных объектов окружающего мира.

«Матадор»

В 1906 в небольшой столярной мастерской 4 квартала Вены австрийский инженер Иоганн Корбули создал свой уникальный деревянный конструктор. Будучи отцом троих детей, весьма стеснённым в средствах, мастер решил подарить им подарок собственноручно сделанный подарок. Новую игрушку Иоганн назвал «Матадор» с намёком на то, что конструктор, обладающий большими возможностями, станет победителем среди других игрушек. Matador – это деревянные кубики, в которые дети могут играть, не разрушая построек друг друга.

«Матадор»

«Пластвуд»

Изобретатели редко обладают деловой хваткой и достаточными средствами для продвижения своих изобретений, поэтому зачастую вынуждены передавать плоды своего труда более оборотистым людям. Подобное произошло и с Клаудио Вичентелли после того, как он изобрел и запатентовал свой магнитный стержень Geomag. Производством нового конструктора занялись братья Эдуардо, Джованни и Энрико Тусачи из небольшой деревушки Каланджианус, расположенной в центре острова Сардиния.

«Пластвуд»

«Геомаг»

Стержень, шарик, и тонкая панель – основные элементы одного из самых инновационных детских конструкторов, использующих для сборки моделей силу магнетизма. Первый магнитный конструктор под названием «Геомаг» был выпущен в 1998 году. Его создатель, итальянец Клаудио Вичентелли рассказывает, что идея пришла ему в голову просто потому, что в то время на рынке игрушек не было ничего подобного. Он придумал металлический стержень длиной 27 мм с пластиковым покрытием и никелированный шарик, служащий крепёжным узлом для остальных стержней.

«Геомаг»

«Гиго АйКью Кэмп»

В странах Азии не только производят детские конструкторы известных мировых брендов, но и придумывают свои собственные, оригинальной и интересной конструкции. Самым известным на сегодня является пластиковый конструктор GIGO, производство которого было начато на Тайване в 1976 году. В странах СНГ, России и Восточной Европе конструкторы этого бренда продаются под маркой GIGO IQ Camp.

«Гиго АйКью Кэмп»

«Фишертехник»

Компания Fischertechnik была основана в 1965 году в городе Вальдахталь знаменитым немецким изобретателем, профессором Артуром Фишером. Основу конструктора «Фишертехник» составляют блоки оригинальной формы, которые с помощью соединения «ласточкин хвост» крепятся друг к другу в 4 направлениях по горизонтальной и двух направлениях по вертикальной плоскости.

«Фишертехник»

Каждый, чьё детство пришлось на 70-80 годы прошлого века, прекрасно помнит детские конструкторы из красных, белых и синих «кирпичиков» на пупырчатой основе, поставляемые в Советский Союз из Германской Демократической Республики. Про «Лего» большинство советских родителей тогда ничего не знали, поэтому называли его «социалистический» аналог просто – «немецкий конструктор» или «конструктор из ГДР». Лишь немногие помнят, что картонные коробки с деталями украшал неприметный логотип Pebe – четыре белых буквы на красно-жёлтом полосатом фоне.

«ПеБе»

«ЭйТек»

В 1955 году в «зелёном сердце» Германии, федеральной земле Тюрингия, был построен металлургический завод Stanzwerk, штат которого составлял всего 35 сотрудников. Директор предприятия решил помочь школьным учителям, запустив производство металлического развивающего конструктора, предназначенного для формирования творческого и инженерного мышления учеников. Немецкий аналог Meccano получил название EiTech. Наборы конструктора включают в себя от 100 до 1000 деталей с классическим винтовым соединением, а сборку моделей можно было начинать в 6-8 лет, переходя от простых моделей к более сложным.

«ЭйТек»

Бумажные куклы

Каждый из нас когда-нибудь видел, а возможно, и играл в детстве с набором бумажных одежек для куклы. Обычно эта игрушка продавалась в виде книжечки или пакетика с листами плотной бумаги, на которых были напечатана нарисованная фигурка куклы и сменные наряды. Элементы одежды и сама кукла вырезались ножницами. Различные костюмы и платья крепились к модели при помощи выступающих полосок - клапанов, которые нужно было загнуть с обратной стороны куклы.

Бумажные куклы

«Бауфикс»

В 1954 году немецкая компания Baufix начала промышленное производство деревянного аналога Meccano. Все детали нового конструктора изготовлялись из древесины ясеня и скреплялись между собой при помощи деревянных винтов и втулок. В 70-х годах в состав наборов стали включать гибкие резиновые пластинки, используемые в качестве «крыльев» и «капотов». Этим «Бауфикс» отличается от других винтовых конструкторов, так как предоставляет ребёнку возможность покрытие для «голой» скелетной основы.

«Бауфикс»

«Колорформс»

Colorforms является на сегодня одним из самых узнаваемых брендов индустрии детских игрушек. В 1951 году пара студентов-художников Патриция и Гарри Кислевиц разработали концепт плоского конструктора из виниловой плёнки. Всё началось с того, что молодые супруги решили украсить стены своей Нью-Йоркской квартирки, разрисовав их красочными панно. Прикинув стоимость необходимого количества масляной краски, они приуныли – таких трат скромный семейный бюджет мог не выдержать.

«Колорформс»

«Лего» 1969 - наши дни

В 1969 году был выпущен первый набор из серии LEGO DUPLO для малышей дошкольного возраста из «кирпичиков», размеры которых в два раза превышали стандартные. В 1977 году появилась серия LEGO TECHNIC для детей от 6 лет, а с 1995 года компанией выпускается набор для детей младше 4-х лет – LEGO BABY. В период с 2004 по 2006 годы для самых маленьких детей выпускались наборы LEGO PRIMO. В 1966 году появляется серия наборов «Поезда LEGO», а к 1968 году продукция компании включает в себя 57 различных наборов и 25 игрушечных машин.

«Лего» 1969 - наши дни

«Лего» 1934 – 1969

В наше время трудно найти взрослого или ребёнка, который не слышал бы о конструкторе LEGO. Это самый узнаваемый бренд в мире игрушек, на основе которого за последние 50 лет было создано множество клонов, так или иначе повторяющих идею соединения пластмассовых «кирпичиков». На сегодня их выпущено столько, что на каждого жителя планеты приходится по 62 оригинальных «кирпичика» «Лего».

Читайте также: