Как вызвать конструктор базового класса в языке python

Обновлено: 09.05.2024

Данный урок посвящен объектно-ориентированному программированию в Python. Разобраны такие темы как создание объектов и классов, работа с конструктором, наследование и полиморфизм в Python.

Объектно-ориентированное программирование (ООП) является методологией разработки программного обеспечения, в основе которой лежит понятие класса и объекта, при этом сама программа создается как некоторая совокупность объектов, которые взаимодействую друг с другом и с внешним миром. Каждый объект является экземпляром некоторого класса. Классы образуют иерархии. Более подробно о понятии ООП можно прочитать на википедии.

Выделяют три основных “столпа” ООП- это инкапсуляция, наследование и полиморфизм.

Инкапсуляция

Под инкапсуляцией понимается сокрытие деталей реализации, данных и т.п. от внешней стороны . Например, можно определить класс “холодильник”, который будет содержать следующие данные: производитель, объем, количество камер хранения, потребляемая мощность и т.п., и методы: открыть/закрыть холодильник, включить/выключить, но при этом реализация того, как происходит непосредственно включение и выключение пользователю вашего класса не доступна, что позволяет ее менять без опасения, что это может отразиться на использующе й класс «холодильник» программе. При этом класс становится новым типом данных в рамках разрабатываемой программы. Можно создавать переменные этого нового типа, такие переменные называются объекты.

Наследование

Под наследованием понимается возможность создания нового класса на базе существующего. Наследование предполагает наличие отношения “является” между классом наследником и классом родителем. При этом класс потомок будет содержать те же атрибуты и методы, что и базовый класс, но при этом его можно (и нужно) расширять через добавление новых методов и атрибутов.

Примером базового класса, демонстрирующего наследование, можно определить класс “автомобиль”, имеющий атрибуты: масса, мощность двигателя, объем топливного бака и методы: завести и заглушить. У такого класса может быть потомок – “грузовой автомобиль”, он будет содержать те же атрибуты и методы, что и класс “автомобиль”, и дополнительные свойства: количество осей, мощность компрессора и т.п..

Полиморфизм

Полиморфизм позволяет одинаково обращаться с объектами, имеющими однотипный интерфейс, независимо от внутренней реализации объекта. Например, с объектом класса “грузовой автомобиль” можно производить те же операции, что и с объектом класса “автомобиль”, т.к. первый является наследником второго, при этом обратное утверждение неверно (во всяком случае не всегда). Другими словами полиморфизм предполагает разную реализацию методов с одинаковыми именами. Это очень полезно при наследовании, когда в классе наследнике можно переопределить методы класса родителя.

Создание классов и объектов

Создание класса в Python начинается с инструкции class. Вот так будет выглядеть минимальный класс.

Класс состоит из объявления (инструкция class), имени класса (нашем случае это имя C) и тела класса, которое содержит атрибуты и методы (в нашем минимальном классе есть только одна инструкция pass).

Для того чтобы создать объект класса необходимо воспользоваться следующим синтаксисом:

имя_объекта = имя_класса()

Статические и динамические атрибуты класса

Как уже было сказано выше, класс может содержать атрибуты и методы. Атрибут может быть статическим и динамическим (уровня объекта класса). Суть в том, что для работы со статическим атрибутом, вам не нужно создавать экземпляр класса, а для работы с динамическим – нужно. Пример:

В представленном выше классе, атрибут default_color – это статический атрибут, и доступ к нему, как было сказано выше, можно получить не создавая объект класса Rectangle.

width и height – это динамические атрибуты, при их создании было использовано ключевое слово self. Пока просто примите это как должное, более подробно про self будет рассказано ниже. Для доступа к width и height предварительно нужно создать объект класса Rectangle:

Если обратиться через класс, то получим ошибку:

При этом, если вы обратитесь к статическому атрибуту через экземпляр класса, то все будет ОК, до тех пор, пока вы не попытаетесь его поменять.

Проверим ещё раз значение атрибута default_color:

Присвоим ему новое значение:

Создадим два объекта класса Rectangle и проверим, что default_color у них совпадает:

Если поменять значение default_color через имя класса Rectangle, то все будет ожидаемо: у объектов r1 и r2 это значение изменится, но если поменять его через экземпляр класса, то у экземпляра будет создан атрибут с таким же именем как статический, а доступ к последнему будет потерян:

Меняем default_color через r1:

При этом у r2 остается значение статического атрибута:

Вообще напрямую работать с атрибутами – не очень хорошая идея, лучше для этого использовать свойства.

Методы класса

Добавим к нашему классу метод. Метод – это функция, находящаяся внутри класса и выполняющая определенную работу.

Методы бывают статическими, классовыми (среднее между статическими и обычными) и уровня класса (будем их называть просто словом метод). Статический метод создается с декоратором @staticmethod, классовый – с декоратором @classmethod, первым аргументом в него передается cls, обычный метод создается без специального декоратора, ему первым аргументом передается self:

Статический и классовый метод можно вызвать, не создавая экземпляр класса, для вызова ex_method() нужен объект:

Конструктор класса и инициализация экземпляра класса

В Python разделяют конструктор класса и метод для инициализации экземпляра класса. Конструктор класса это метод __new__(cls, *args, **kwargs) для инициализации экземпляра класса используется метод __init__(self). При этом, как вы могли заметить __new__ – это классовый метод, а __init__ таким не является. Метод __new__ редко переопределяется, чаще используется реализация от базового класса object (см. раздел Наследование), __init__ же наоборот является очень удобным способом задать параметры объекта при его создании.

Создадим реализацию класса Rectangle с измененным конструктором и инициализатором, через который задается ширина и высота прямоугольника:

Что такое self?

В приведенной реализации метод area получает доступ к атрибутам width и height для расчета площади. Если бы в качестве первого параметра не было указано self, то при попытке вызвать area программа была бы остановлена с ошибкой.

Уровни доступа атрибута и метода

Внесем соответствующие изменения в класс Rectangle:

В приведенном примере для доступа к _width и _height используются специальные методы, но ничего не мешает вам обратиться к ним (атрибутам) напрямую.

Если же атрибут или метод начинается с двух подчеркиваний, то тут напрямую вы к нему уже не обратитесь (простым образом). Модифицируем наш класс Rectangle:

Попытка обратиться к __width напрямую вызовет ошибку, нужно работать только через get_width():

Но на самом деле это сделать можно, просто этот атрибут теперь для внешнего использования носит название: _Rectangle__width:

Свойства

Свойством называется такой метод класса, работа с которым подобна работе с атрибутом. Для объявления метода свойством необходимо использовать декоратор @property.

Важным преимуществом работы через свойства является то, что вы можете осуществлять проверку входных значений, перед тем как присвоить их атрибутам.

Сделаем реализацию класса Rectangle с использованием свойств:

Теперь работать с width и height можно так, как будто они являются атрибутами:

Можно не только читать, но и задавать новые значения свойствам:

Если вы обратили внимание: в setter’ах этих свойств осуществляется проверка входных значений, если значение меньше нуля, то будет выброшено исключение ValueError:

Наследование

В организации наследования участвуют как минимум два класса: класс родитель и класс потомок. При этом возможно множественное наследование, в этом случае у класса потомка может быть несколько родителей. Не все языки программирования поддерживают множественное наследование, но в Python можно его использовать. По умолчанию все классы в Python являются наследниками от object, явно этот факт указывать не нужно.

Синтаксически создание класса с указанием его родителя выглядит так:

class имя_класса(имя_родителя1, [имя_родителя2,…, имя_родителя_n])

Переработаем наш пример так, чтобы в нем присутствовало наследование:

Родительским классом является Figure, который при инициализации принимает цвет фигуры и предоставляет его через свойства. Rectangle – класс наследник от Figure. Обратите внимание на его метод __init__: в нем первым делом вызывается конструктор (хотя это не совсем верно, но будем говорить так) его родительского класса:

super – это ключевое слово, которое используется для обращения к родительскому классу.

Теперь у объекта класса Rectangle помимо уже знакомых свойств width и height появилось свойство color:

Полиморфизм

Как уже было сказано во введении в рамках ООП полиморфизм, как правило, используется с позиции переопределения методов базового класса в классе наследнике. Проще всего это рассмотреть на примере. Добавим в наш базовый класс метод info(), который печатает сводную информацию по объекту класса Figure и переопределим этот метод в классе Rectangle, добавим в него дополнительные данные:

Посмотрим, как это работает

Таким образом, класс наследник может расширять функционал класса родителя.

P.S.

Если вам интересна тема анализа данных, то мы рекомендуем ознакомиться с библиотекой Pandas. На нашем сайте вы можете найти вводные уроки по этой теме. Все уроки по библиотеке Pandas собраны в книге “Pandas. Работа с данными”.

Python. Урок 14. Классы и объекты : 19 комментариев

А вот если Вы добавите вот это
.entry-title a:last-child float:right;
>
в свой css будет намного удобнее, нежели вы будите использовать 2-ную табуляцию в HTML. Спасибо.

Класс, о методе super() вообще ни слова

Спасибо за замечание! Добавим!

Про self ничего не сказано. Похоже на ссылку на текущий обьект.

Да, это действительно ссылка на текущий объект. Нужно будет вообще этот урок переработать, в нем плохо раскрыты многие вопросы! Спасибо за комментарий!

О методе __new__(cls) тоже нет ни слова, а он так же участвует в конструировании экземпляра класса.

ОК, спасибо! Добавим!

Наконец-то всё стало понятно. Огромное спасибо за разъяснение на уровне 1 класса 2 четверти!

Определение инкапсуляции неверное. Приведенное определение скорее присуще самому понятию “класс”. А инкапсуляция – это сокрытие деталей реализации.

> Атрибут может быть статическим и не статическим (уровня объекта класса)

В других языках принято “не статические атрибуты” называть динамическими. Предлагаю использовать, чтобы язык не ломать 🙂

Пытаюсь разобраться с декораторами.
@property
def width(self):
return self.__width
@width.setter
def width(self, w):
if w > 0:
self.__width = w
else:
raise ValueError

Свойство @____.setter является зарезервированным “именем” ? Т.е. любой метод обозначенный декоратором как @property для изменения значения должен использовать именно декоратор @X.setter ? Декоратор @property и @___.setter работают только в паре ?
Бывает еще используют декоратор @X.getter, как его использовать ? Может быть бывают и другие декораторы ?

Понял назначение методов уровня Класс. Но не понятно назначение классовых и статических методов (@classmethod, @staticmethod)

Ссылки на предыдущие уроки не нашел, причем тут декораторы и вообще, что это (хотя бы ссылкой) тоже не нашел.

Работаю с питоном уже больше года. Долго пытался понять что такое @property и @setter, А тут автор за 10 строчек объяснил, браво!

Класно описано. Только вот про сеттеры ни слова объяснения, из кода приходится догадыватся.

Там, где у вас описывается работа с свойствами, у меня только значения через print выводятся.

Rect = Rectangle(10, 20)
print(Rect.width)
print(Rect.height)

Надо вызвать метод базового класса из метода, который переопределен в производном классе.

Из конструктора дочернего класса нужно явно вызывать конструктор родительского класса.

Обращение к базовому классу происходит с помощью super()

Нужно явно вызывать конструктор базового класса

Видно, что без явного вызова конструктора класса А не вызывается A.__init__ и не создается поле x класса А.

Вызовем конструктор явно.

Конструктор базового класса стоит вызывать раньше, чем иницилизировать поля класса-наследника, потому что поля наследника могут зависеть (быть сделаны из) полей экземпляра базового класса.

super() или прямое обращение к классу?

Метод класса можно вызвать, используя синтаксис вызова через имя класса:

Все работает. Но при дальнейшем развитии классов могут начаться проблемы:

Видно, что конструктор Base.__init__ вызывается дважды. Иногда это недопустимо (считаем количество созданных экземпляров класса, увеличивая в конструкторе счетчик на 1; выдаем очередное auto id какому-то нашему объекту, например, номер пропуска или паспорта или номер заказа).

То же самое через super():

  • вызов конструктора Base.__init__ происходит только 1 раз.
  • вызваны конструкторы всех базовых классов.
  • порядок вызова конструкторов для классов А и В не определен.

Как это работает?

Для реализации наследования питон ищет вызванный атрибут начиная с первого класса до последнего. Этот список создается слиянием (merge sort) списков базовых классов:

  • дети проверяются раньше родителей.
  • если родителей несколько, то проверяем в том порядке, в котором они перечислены.
  • если подходят несколько классов, то выбираем первого родителя.

При вызове super() продолжается поиск, начиная со следующего имени в MRO. Пока каждый переопределенный метод вызывает super() и вызывает его только один раз, будет перебран весь список MRO и каждый метод будет вызван только один раз.

Не забываем вызывать метод суперкласса

А если где-то не вызван метод суперкласса?

Заметим, что хотя в B.__init__ есть вызов super(), то до вызова B.__init__ не доходит.

  • Вызываем у объекта класса С метод __init__.
  • Ищем его в mro и находим С.__init__. Выполняем его.
  • В этом методе вызов super() - ищем метод __init__ далее по списку от найденного.
  • Находим A.__init__. Выполняем его. В нем нет никаких super() - дальнейший поиск по mro прекращается.

Нет метода в своем базовом классе, есть у родителя моего сиблинга

Определим класс, который пытается вызвать метод, которого нет в базовом классе:

получим, как и ожидалось:

Определим метод spam в классе В. Класс С, наследник А и В, вызывает метод A.spam(), который вызывает B.spam - класс В не связан с классом А.

Для объекта класса С вызвали метод spam(). Ищем его в MRO. Находим A.spam() и вызываем. Далее для super() из A.spam() идем дальше от найденного по списку mro и находим B.spam().

Отметим, что при другом порядке описания родителей class C(B, A) , вызывается метод B.spam() у которого нет super():

Вызываем метод spam для объекта класса С. В С его нет, ищем дальше в В. Находим. Вызваем. Далее super() нет и дальнейший поиск не производится.

Чтобы не было таких сюрпризов при переопределении методов придерживайтесь правил:

  • все методы в иерархии с одинаковым именем имеют одинаковую сигнатуру вызова (количество аргументов и их имена для именованных аргументов).
  • реализуйте метод в самом базовом классе, чтобы цепочка вызовов закончилась хоть каким

Обращение к дедушке

Игнорируем родителя

Если у нас есть 3 одинаковых метода foo(self) в наследуемых классах А, В(А), C(B), и нужно из C.foo() вызвать сразу A.foo() минуя B.foo(), то наши классы неправильно сконструированы (почему нужно игнорировать В? может, нужно было наследовать С от А, а не от В?). Нужен рефакторинг.

Но можно всегда вызвать метод по имени класса:

Метод определен только у дедушки

Если в В такого метода нет, и из C.foo() нужно вызвать A.foo() (или в базовом классе выше по иерархии), вызываем super().foo() и больше не думаем, у какого пра-пра-пра-дедушки реализован этот метод.

Просто воспользуйтесь super() для поиска по mro.

super().super() не работает

Или мы ищем какого-то родителя в mro, или точно указываем из какого класса нужно вызвать метод.

Конструктор в Python – это особый тип метода (функции), который используется для инициализации членов экземпляра класса.

В C ++ или Java конструктор имеет то же имя, что и его класс, в Python конструктор обрабатывается по-разному. Он используется для создания объекта.

Конструкторы бывают двух типов:

  1. Параметризованный конструктор
  2. Непараметрический конструктор

Определение конструктора выполняется, когда мы создаем объект этого класса. Конструкторы также проверяют, что у объекта достаточно ресурсов для выполнения любой задачи запуска.

Создание конструктора на Python

В Python метод __init __() имитирует конструктор класса. Этот метод вызывается при создании экземпляра класса. Он принимает ключевое слово self в качестве первого аргумента, который позволяет получить доступ к атрибутам или методу класса.

Мы можем передать любое количество аргументов во время создания объекта класса, в зависимости от определения __init __(). В основном он используется для инициализации атрибутов класса. У каждого класса должен быть конструктор, даже если он просто полагается на конструктор по умолчанию.

Рассмотрим следующий пример для инициализации атрибутов класса Employee при работе с конструкторами в Python.

Подсчет количества объектов класса

Конструктор вызывается автоматически, когда мы создаем объект класса. Рассмотрим следующий пример.

Непараметрический

Непараметрический конструктор используется, когда мы не хотим манипулировать значением, или конструктором, который имеет только self в качестве аргумента. Разберем на примере.

Параметризованный конструктор Python

У параметризованного конструктора есть несколько параметров вместе с самим собой.

Конструктор Python по умолчанию

Когда мы не включаем конструктор в класс или забываем его объявить, он становится конструктором по умолчанию. Он не выполняет никаких задач, а инициализирует объекты. Рассмотрим пример.

Более одного конструктора в одном классе

Давайте посмотрим на другой сценарий, что произойдет, если мы объявим два одинаковых конструктора в классе.

В приведенном выше коде объект st вызвал второй конструктор, тогда как оба имеют одинаковую конфигурацию. Первый метод недоступен для объекта st. Внутренне объект класса всегда будет вызывать последний конструктор, если у класса есть несколько конструкторов.

Примечание. Перегрузка конструктора в Python запрещена.

Встроенные функции классов Python

Встроенные функции, определенные в классе, описаны в следующей таблице.

SN Функция Описание
1 getattr(obj,name,default) Используется для доступа к атрибуту объекта.
2 setattr(obj, name,value) Она используется для установки определенного значения для определенного атрибута объекта.
3 delattr (obj, name) Необходима для удаления определенного атрибута.
4 hasattr (obj, name) Возвращает истину, если объект содержит определенный атрибут.

Встроенные атрибуты класса

Наряду с другими атрибутами класс Python также содержит некоторые встроенные атрибуты класса, которые предоставляют информацию о классе.

Classes provide a means of bundling data and functionality together. Creating a new class creates a new type of object, allowing new instances of that type to be made. Each class instance can have attributes attached to it for maintaining its state. Class instances can also have methods (defined by its class) for modifying its state.

Compared with other programming languages, Python’s class mechanism adds classes with a minimum of new syntax and semantics. It is a mixture of the class mechanisms found in C++ and Modula-3. Python classes provide all the standard features of Object Oriented Programming: the class inheritance mechanism allows multiple base classes, a derived class can override any methods of its base class or classes, and a method can call the method of a base class with the same name. Objects can contain arbitrary amounts and kinds of data. As is true for modules, classes partake of the dynamic nature of Python: they are created at runtime, and can be modified further after creation.

In C++ terminology, normally class members (including the data members) are public (except see below Private Variables ), and all member functions are virtual. As in Modula-3, there are no shorthands for referencing the object’s members from its methods: the method function is declared with an explicit first argument representing the object, which is provided implicitly by the call. As in Smalltalk, classes themselves are objects. This provides semantics for importing and renaming. Unlike C++ and Modula-3, built-in types can be used as base classes for extension by the user. Also, like in C++, most built-in operators with special syntax (arithmetic operators, subscripting etc.) can be redefined for class instances.

(Lacking universally accepted terminology to talk about classes, I will make occasional use of Smalltalk and C++ terms. I would use Modula-3 terms, since its object-oriented semantics are closer to those of Python than C++, but I expect that few readers have heard of it.)

9.1. A Word About Names and Objects¶

Objects have individuality, and multiple names (in multiple scopes) can be bound to the same object. This is known as aliasing in other languages. This is usually not appreciated on a first glance at Python, and can be safely ignored when dealing with immutable basic types (numbers, strings, tuples). However, aliasing has a possibly surprising effect on the semantics of Python code involving mutable objects such as lists, dictionaries, and most other types. This is usually used to the benefit of the program, since aliases behave like pointers in some respects. For example, passing an object is cheap since only a pointer is passed by the implementation; and if a function modifies an object passed as an argument, the caller will see the change — this eliminates the need for two different argument passing mechanisms as in Pascal.

9.2. Python Scopes and Namespaces¶

Before introducing classes, I first have to tell you something about Python’s scope rules. Class definitions play some neat tricks with namespaces, and you need to know how scopes and namespaces work to fully understand what’s going on. Incidentally, knowledge about this subject is useful for any advanced Python programmer.

Let’s begin with some definitions.

By the way, I use the word attribute for any name following a dot — for example, in the expression z.real , real is an attribute of the object z . Strictly speaking, references to names in modules are attribute references: in the expression modname.funcname , modname is a module object and funcname is an attribute of it. In this case there happens to be a straightforward mapping between the module’s attributes and the global names defined in the module: they share the same namespace! 1

Attributes may be read-only or writable. In the latter case, assignment to attributes is possible. Module attributes are writable: you can write modname.the_answer = 42 . Writable attributes may also be deleted with the del statement. For example, del modname.the_answer will remove the attribute the_answer from the object named by modname .

Namespaces are created at different moments and have different lifetimes. The namespace containing the built-in names is created when the Python interpreter starts up, and is never deleted. The global namespace for a module is created when the module definition is read in; normally, module namespaces also last until the interpreter quits. The statements executed by the top-level invocation of the interpreter, either read from a script file or interactively, are considered part of a module called __main__ , so they have their own global namespace. (The built-in names actually also live in a module; this is called builtins .)

The local namespace for a function is created when the function is called, and deleted when the function returns or raises an exception that is not handled within the function. (Actually, forgetting would be a better way to describe what actually happens.) Of course, recursive invocations each have their own local namespace.

A scope is a textual region of a Python program where a namespace is directly accessible. “Directly accessible” here means that an unqualified reference to a name attempts to find the name in the namespace.

Although scopes are determined statically, they are used dynamically. At any time during execution, there are 3 or 4 nested scopes whose namespaces are directly accessible:

the innermost scope, which is searched first, contains the local names

the scopes of any enclosing functions, which are searched starting with the nearest enclosing scope, contains non-local, but also non-global names

the next-to-last scope contains the current module’s global names

the outermost scope (searched last) is the namespace containing built-in names

If a name is declared global, then all references and assignments go directly to the middle scope containing the module’s global names. To rebind variables found outside of the innermost scope, the nonlocal statement can be used; if not declared nonlocal, those variables are read-only (an attempt to write to such a variable will simply create a new local variable in the innermost scope, leaving the identically named outer variable unchanged).

Usually, the local scope references the local names of the (textually) current function. Outside functions, the local scope references the same namespace as the global scope: the module’s namespace. Class definitions place yet another namespace in the local scope.

It is important to realize that scopes are determined textually: the global scope of a function defined in a module is that module’s namespace, no matter from where or by what alias the function is called. On the other hand, the actual search for names is done dynamically, at run time — however, the language definition is evolving towards static name resolution, at “compile” time, so don’t rely on dynamic name resolution! (In fact, local variables are already determined statically.)

A special quirk of Python is that – if no global or nonlocal statement is in effect – assignments to names always go into the innermost scope. Assignments do not copy data — they just bind names to objects. The same is true for deletions: the statement del x removes the binding of x from the namespace referenced by the local scope. In fact, all operations that introduce new names use the local scope: in particular, import statements and function definitions bind the module or function name in the local scope.

The global statement can be used to indicate that particular variables live in the global scope and should be rebound there; the nonlocal statement indicates that particular variables live in an enclosing scope and should be rebound there.

9.2.1. Scopes and Namespaces Example¶

This is an example demonstrating how to reference the different scopes and namespaces, and how global and nonlocal affect variable binding:

The output of the example code is:

Note how the local assignment (which is default) didn’t change scope_test's binding of spam. The nonlocal assignment changed scope_test's binding of spam, and the global assignment changed the module-level binding.

You can also see that there was no previous binding for spam before the global assignment.

9.3. A First Look at Classes¶

Classes introduce a little bit of new syntax, three new object types, and some new semantics.

9.3.1. Class Definition Syntax¶

The simplest form of class definition looks like this:

Class definitions, like function definitions ( def statements) must be executed before they have any effect. (You could conceivably place a class definition in a branch of an if statement, or inside a function.)

In practice, the statements inside a class definition will usually be function definitions, but other statements are allowed, and sometimes useful — we’ll come back to this later. The function definitions inside a class normally have a peculiar form of argument list, dictated by the calling conventions for methods — again, this is explained later.

When a class definition is entered, a new namespace is created, and used as the local scope — thus, all assignments to local variables go into this new namespace. In particular, function definitions bind the name of the new function here.

When a class definition is left normally (via the end), a class object is created. This is basically a wrapper around the contents of the namespace created by the class definition; we’ll learn more about class objects in the next section. The original local scope (the one in effect just before the class definition was entered) is reinstated, and the class object is bound here to the class name given in the class definition header ( ClassName in the example).

9.3.2. Class Objects¶

Class objects support two kinds of operations: attribute references and instantiation.

Attribute references use the standard syntax used for all attribute references in Python: obj.name . Valid attribute names are all the names that were in the class’s namespace when the class object was created. So, if the class definition looked like this:

then MyClass.i and MyClass.f are valid attribute references, returning an integer and a function object, respectively. Class attributes can also be assigned to, so you can change the value of MyClass.i by assignment. __doc__ is also a valid attribute, returning the docstring belonging to the class: "A simple example class" .

Class instantiation uses function notation. Just pretend that the class object is a parameterless function that returns a new instance of the class. For example (assuming the above class):

creates a new instance of the class and assigns this object to the local variable x .

The instantiation operation (“calling” a class object) creates an empty object. Many classes like to create objects with instances customized to a specific initial state. Therefore a class may define a special method named __init__() , like this:

When a class defines an __init__() method, class instantiation automatically invokes __init__() for the newly-created class instance. So in this example, a new, initialized instance can be obtained by:

Of course, the __init__() method may have arguments for greater flexibility. In that case, arguments given to the class instantiation operator are passed on to __init__() . For example,

9.3.3. Instance Objects¶

Now what can we do with instance objects? The only operations understood by instance objects are attribute references. There are two kinds of valid attribute names: data attributes and methods.

data attributes correspond to “instance variables” in Smalltalk, and to “data members” in C++. Data attributes need not be declared; like local variables, they spring into existence when they are first assigned to. For example, if x is the instance of MyClass created above, the following piece of code will print the value 16 , without leaving a trace:

The other kind of instance attribute reference is a method. A method is a function that “belongs to” an object. (In Python, the term method is not unique to class instances: other object types can have methods as well. For example, list objects have methods called append, insert, remove, sort, and so on. However, in the following discussion, we’ll use the term method exclusively to mean methods of class instance objects, unless explicitly stated otherwise.)

Valid method names of an instance object depend on its class. By definition, all attributes of a class that are function objects define corresponding methods of its instances. So in our example, x.f is a valid method reference, since MyClass.f is a function, but x.i is not, since MyClass.i is not. But x.f is not the same thing as MyClass.f — it is a method object, not a function object.

9.3.4. Method Objects¶

Usually, a method is called right after it is bound:

In the MyClass example, this will return the string 'hello world' . However, it is not necessary to call a method right away: x.f is a method object, and can be stored away and called at a later time. For example:

will continue to print hello world until the end of time.

What exactly happens when a method is called? You may have noticed that x.f() was called without an argument above, even though the function definition for f() specified an argument. What happened to the argument? Surely Python raises an exception when a function that requires an argument is called without any — even if the argument isn’t actually used…

Actually, you may have guessed the answer: the special thing about methods is that the instance object is passed as the first argument of the function. In our example, the call x.f() is exactly equivalent to MyClass.f(x) . In general, calling a method with a list of n arguments is equivalent to calling the corresponding function with an argument list that is created by inserting the method’s instance object before the first argument.

If you still don’t understand how methods work, a look at the implementation can perhaps clarify matters. When a non-data attribute of an instance is referenced, the instance’s class is searched. If the name denotes a valid class attribute that is a function object, a method object is created by packing (pointers to) the instance object and the function object just found together in an abstract object: this is the method object. When the method object is called with an argument list, a new argument list is constructed from the instance object and the argument list, and the function object is called with this new argument list.

9.3.5. Class and Instance Variables¶

Generally speaking, instance variables are for data unique to each instance and class variables are for attributes and methods shared by all instances of the class:

As discussed in A Word About Names and Objects , shared data can have possibly surprising effects with involving mutable objects such as lists and dictionaries. For example, the tricks list in the following code should not be used as a class variable because just a single list would be shared by all Dog instances:

In all other languages I've worked with the super constructor is invoked implicitly. How does one invoke it in Python? I would expect super(self) but this doesn't work.

you should emphasize that an answer that doesn't use the Derived Class name is what you want. e.g. (pseudocode): super().__init__(args. )

you should be accepting Aidan Gomez's answer. It would save us a lot of time, since it has an answer in both python 2 and 3.

@Mike I think there's still value in an answer that lists the Python 2 way, because there's a lot of old Python 2 code floating around out there, and some of the people who wind up at this question probably won't otherwise know how to make sense of it. (And despite it being EOL, many people do still write code in Python 2, either because they don't know better or because some organizational requirement has forced it on them.)

I have changed the accepted answer to @Aiden Gomez's answer. Though Ignacio was correct, @Aidan's was the most appropriate as of today given Python 3's changes to super()

7 Answers 7

In line with the other answers, there are multiple ways to call super class methods (including the constructor), however in Python-3.x the process has been simplified:

Python-3.x

Python-2.x

In python 2.x, you have to call the slightly more verbose version super(, self) , which is equivalent to super() as per the docs.

super() returns a parent-like object in new-style classes:

just of curiosity why does super(B,self) require both B and self to be mentioned? isn't this redundant? shouldn't self contain a reference to B already?

With respect to the documentation of super() , you should be able to write super().__init__() wothout arguments.

With Python 2.x old-style classes it would be this:

@kdbanman: This will work with new-style classes, but one of the reasons to use new-style classes is to not have to do it this way. You can use super and not have to directly name the class you're inheriting from.

One way is to call A's constructor and pass self as an argument, like so:

The advantage of this style is that it's very clear. It call A's initialiser. The downside is that it doesn't handle diamond-shaped inheritance very well, since you may end up calling the shared base class's initialiser twice.

Another way is to use super(), as others have shown. For single-inheritance, it does basically the same thing as letting you call the parent's initialiser.

However, super() is quite a bit more complicated under-the-hood and can sometimes be counter-intuitive in multiple inheritance situations. On the plus side, super() can be used to handle diamond-shaped inheritance. If you want to know the nitty-gritty of what super() does, the best explanation I've found for how super() works is here (though I'm not necessarily endorsing that article's opinions).

Читайте также: