С чего начиналось лего

Обновлено: 02.05.2024

Я прекрасно помню, как году эдак в 2003 подставлял под настольную лампу пластмассовую фишку из Cheetos с маской одного из биониклов (Tahu, если быть точным), чтобы затем закрыть ее рукой и через маленькую щель между пальцев смотреть, как маска светится в темноте. И одно это уже вызывало восторг. Да, денег на дорогую игрушку от LEGO в то время не было, но друзья во дворе без проблем давали поиграть в своих биониклов. В школе же на переменках счастливые обладатели Бороков (с выкидывающимися вперед головами) пускали их в бой, чтобы выяснить, чей же крепче и не развалится от очередного удара.

Серия конструкторов BIONICLE ощущалась очень свежо: необычные коробки в виде капсул, детали, непохожие на аналогичные из других наборов LEGO и истории, связанные с неким островом Mата Нуи, напечатанные во вкладышах - все это создавало невероятную атмосферу. Плюс ко всему, популярность подкреплялась мультфильмами, играми, коллаборацией с известными брендами, рекламой по телевизору и еще черт знает чем. Вишенкой на торте стал выпуск поддельных биониклов от сторонних фирм с причудливыми названиями - что лучше может сказать о популярности, чем это?

Пару недель назад на популярной доске объявлений я случайно увидел в продаже нового запечатанного бионикла из коллекции 2001 года (а ведь прошло уже 20 лет), вспомнил то время и задался вопросом - а куда же они делись, раз были настолько популярны?

Нельзя сказать, что на стыке веков дела у компании Lego шли из рук вон плохо, отнюдь. Однако продажи наборов, созданных по мотивам серии Звездных войн и Гарри Поттера, зависели от частоты выхода кинокартин, а также требовали лицензионных отчислений. Собственные же наборы (на примере RoboRiders и Throwbots - прародителей BIONICLE) не были столь популярными. Плюс ко всему, не все виды бизнеса (от парков аттракционов до компьютерных игр) приносили достаточную прибыль. Компании было необходимо создать нечто новое, что сможет увлечь потенциальных покупателей.

Датчанин Кристин Фабер, трудившийся в маркетинговой фирме Advance (партнер LEGO) - вот человек, который придумал саму концепцию Bionicle, вдохновившись. Да-да, лечением собственной болезни. Но обо всем по порядку.

Сначала по мотивом нестандартных наборов конструкторов LEGO Technic вместо машин Кристин решил создать конструктор, напоминавший человеческое тело и так появились Cybot'ы. И из них, в свою очередь, уже родились те самые Throwbots и RoboRiders в 1999 и 2000 годах, соответственно.

Следующим шагом стало создание концепции "Doo Heads" (которые уже сильно походили на BIONICLE) - роботов в масках на головах, которые могли отстреливаться, однако тестирование на фокус-группе показало, что дети плохо реагировали на съемные головы. И вот - следующим шагом в развитии конструктора с конечностями и суставами стал BIONICLE. И да, по задумке Кристина Фабера сама концепция и мир должны были быть столь же масштабными, как и LEGO Star Wars, над наборами которых Кристиан работал до этого.

Дело в том, что курс лечения Фабера представлял собой регулярные инъекции, который тот получал раз в две недели. И вот, те самые уколы казались художнику отправкой новой волны защитников на борьбу с болезнью. Фабер представлял, как группа борцов прибывает на неизвестный им остров в полном беспамятстве - с единственным знанием, что им необходимо одолеть некое зло. Остров же был чем-то вроде живого организма. Отсюда родились и название (BIOlogical chroNICLE - биологическая хроника), и упаковки-контейнеры (напоминавшие Фаберу капсулы с лекарствами), в которых герои пребывали на морской пляж.

Сценарист Аластер Суиннертон и писатель Боб Томпсон (возглавивший творческую команду Bionicle) придумали историю и персонажей, менеджер по дизайну LEGO Мартин Андерсен (предложивший использовать наработки из Throwbots) руководил разработкой визуальной стороны игрушек, а Кристин Фабер создавал визуальный облик мира, который был вдохновлен темой острова Вуду и реалити-шоу Expedition Robinson.

Рекламная компания новой серии конструкторов LEGO была агрессивной: статьи в журналах, ролики по ТВ, комиксы, flash-игры, знакомящие с миром BIONICLE, а позже - полноценные компьютерные игры, полнометражные фильмы и даже книги. История игрового мира и острова Mата Нуи подавалась через фирменный рекламный журнал LEGO LEGO Mania (который на пике популярности читало порядка 2млн человек) в виде комиксов (за авторством Грега Фаршти). Там же появлялись и образы героев из новых коллекций, которые выводились в продажу. Все это принесло новой серии известность и любовь, а LEGO - немалую прибыль (только за первый год продаж выручка составила порядка 160 млн долларов). И именно BIONICLE спас в 2003 году LEGO от банкротства, ведь на него приходилось 25% общего дохода компании.

Обороты росли, новые герои появлялись все чаще (необычные злодеи, подводные жители и "легендарные гиганты"), а продуктовая линейка обновлялась быстрее прежнего. Дошло до того, что под брендом Bionicle выпускались кроссовки Nike, игрушки для Happy Meal из McDonald's и даже зубные щетки Colgate.

Всем привет! Наверное, все мы в детстве играли в лего, я тоже не стал исключением. Прошли годы, и Лего вернулось в мою жизнь: я начал коллекционировать наборы. Сейчас у меня их уже (или всего) 650. Хочу вам рассказать, как пришел к этому хобби и почему для меня оно стоит того, чтобы тратить на него огромную часть свободного времени и денег. Ну и, само собой, похвастаюсь любимыми наборами :)

Первый набор Лего мне подарила бабушка в 1995 году. Он был совсем маленький, с фигуркой космического шпиона на звездолете. А чуть позже, на Новый год, родители вручили комплект «Космический порт» с камазом и вертолетом. Эти наборы у меня сохранились, но сейчас они разобраны, поэтому вот фото коробок:

И второй. Это реалистик-набор: техника предназначена для строительства «настоящего» космопорта, поэтому выглядит довольно привычно

Меня до сих пор переполняют эмоции, когда вспоминаю, как собирали с отцом на зимних каникулах этот набор с грузовиком. Было чудесно! Потом случился бум, когда все скупали «Волшебные сундучки» Лего и Milky Way. Они стоили дорого, но родители заметили мой интерес и по мере возможности покупали то один набор, то другой. Мы с друзьями постоянно собирались у кого-то дома: каждый притаскивал свои детали и мы строили и перестраивали комплекты, создавая миллион разных сценок. Потратили на эти игры просто бесконечное количество часов.

Затем наступили «темные годы» — Dark Age, как говорят любители Лего. Это тот период, когда ты забрасываешь конструктор: вроде бы повзрослел, играть уже не так интересно, а к идее коллекционирования еще не пришел. У меня он начался в 11-12 лет. Тогда появился компьютер, я начал играть в онлайн-игры, а дальше — как у всех: окончание школы, армия, университет.

А лет в 20 я понял, что хочу вернуться к своему детскому хобби, только уже на более продвинутом уровне. К тому же у меня перед глазами был пример отца: он собрал небольшую, но классную коллекцию монет. Мне нравилось разглядывать эти монеты, зарисовывать их, подмечать, чем они друг от друга отличаются. Не побоюсь сказать, что именно папина коллекция помогла сформироваться мне как коллекционеру и личности.

Поворотный момент, разделивший жизнь на до и после, случился во время встречи с другом. Мы гуляли и обсуждали, как классно живется тем, у кого есть интересное хобби. Тут друг спрашивает:

— А вот тебе что больше всего нравится? Чем бы ты мог заниматься прямо всю жизнь?

Я подумал и ответил:

— Слушай, наверное, это Лего. Я в детстве обожал их наборы. Но это как-то несерьезно, что ли…

Мы шли, разговаривали об этом, а буквально через пару минут нашли на дороге редкую большущую деталь лего!

На меня находка произвела огромное впечатление, да и на друга тоже. Мы решили, что это знак, и начали обсуждать вопрос коллекционирования уже всерьез. Больше всего меня смущало, что Лего недешево стоит — я ведь тогда был студентом и еще не работал. На это друг возразил: зачем покупать дорогие новые наборы, если можно брать классные бэушные на том же Авито?

«Разумно», — подумал я и в тот же день полез в интернет искать подержанные комплекты. Так начался новый этап моей жизни.

Скоро я понял, что начать с площадок вроде Авито и Юлы — отличная идея, и не только из-за дешевизны. Типичная закупка была такой: я находил объявление, где продавали сразу много деталей Лего из разных наборов, покупал все это богатство и потом чистил его и сортировал, выкидывал поврежденные детальки.

Из нескольких кило деталей я собирал несколько комплектов, и это был непередаваемый кайф. Представьте: раздобыл мешок деталей, вымыл их, перебрал — и вдруг понимаешь, что сможешь сейчас восстановить старый редкий набор, о котором мечтал в детстве, листая с друзьями каталоги и огорченно вздыхая при виде цен! Это невероятный экспириенс, которого ты никогда не испытаешь, если покупаешь только новенькие комплекты в магазине. Я считаю, что нет смысла начинать коллекционировать лего, если процесс промывки деталей не доставляет удовольствия.

Один из таких наборов — «Шаттл Дискавери STS-31» 2003 года (полный обзор в моем блоге). Это лимитированный набор, выпущенный совместно с научно-популярным каналом «Дискавери». Внутри шаттла — телескоп «Хаббл», элементы которого встречаются всего лишь в десяти других комплектах Лего.

Еще я горжусь «Городским аэропортом» 1994 года, это бриллиант моей коллекции — один из самых редких наборов (на него тоже делал обзор):

Вот роскошный «Полицейский штаб и государственная тюрьма» 1996 года (обзор здесь). Это один из самых функциональных и разнообразных наборов для игр, там огромное количество техники — мотоциклы, грузовик для перевозки преступников, вертолет и катер.

Примерно 65% моей коллекции — это раритеты 90-х и 2000-х годов, которые уже не производят: подводные лодки, космические звездолеты, пиратский остров и другие. В старых наборах есть особая ламповость, поэтому очень люблю их.

Часто продавцы разделяют свои наборы Лего: беспорядочно сваливают детали в несколько пакетов и продают двум-трем разным людям. Понятно, полный набор тут не собрать. Оставалось одно: все равно покупать детали и отправлять их в запас. Когда запасных деталек накапливалось достаточно много, я старался найти и купить соответствующие наборы даже с обгрызенными, потерянными или испорченными деталями, чтобы заменить их своими резервными. Это процесс долгий, надо набраться терпения, но так вынуждены делать все коллекционеры старых наборов.

В общем, львиную долю своей коллекции я приобрел на вторичном рынке.

Охотиться за б/у наборами — классно, но требует слишком много времени и сил. После университета у меня появилась постоянная работа (я техник по обслуживанию медицинского оборудования), плюс я завел блог про Лего, а он тоже требует времени. Поэтому теперь в основном покупаю новые наборы.

Я фанат Гарри Поттера, поэтому у меня полно наборов из этой серии. Самые дорогие в моей коллекции — «Замок Хогвартс» и «Косой Переулок», в каждом больше 5 500 деталей. Я не богач и не могу сметать наборы из всех серий, которые мне нравятся, но все, что относится к Гарри Поттеру, покупаю без раздумий.

«Хогвартс» — самый большой набор серии и третий по величине среди всех наборов Лего. Там классные детали и фигурки, но есть и минусы: замок не совсем соответствует книжному, а некоторые элементы довольно хлипкие

«Косой Переулок» занимает чуть больше метра в длину. Лицевые стороны зданий сделаны классно, но вообще я считаю половинчатые здания изжившей себя идеей — более интересны раздвижные, цельные, которые выглядят законченно и намного больше внутри

Про «Косой Переулок» подробно рассказал в серии статей — почитайте, если тоже любите мир Гарри Поттера: первая часть, вторая и третья.

Еще я люблю знаковые серии Лего — «Биониклы», «Техник» и «Город». «Город» особенно нравится детям, прежде всего мальчикам: там много машинок. «Биониклы» — это просто серия, которая спасла компанию в свое время и привлекла очень много фанатов. А что касается «Техника», то это самая поразительная серия. Меня до сих пор удивляет, какие там создают механизмы: огромные движущиеся экскаваторы, грузовики и так далее.

Кстати, «Аполкалипсбург» прекрасно иллюстрирует, как улучшается качество мини-фигурок Лего со временем. Как я уже говорил, я люблю старые наборы, но фигурки — не лучшая их сторона. А здесь ими можно любоваться: отличная детализация, много уникальных, не встречающихся в других наборах.

650 наборов — это много, и в собранном виде я их почти не храню. После промывки, сборки и сортировки фотографирую их, разбираю, упаковываю в пакетики, которые сортирую по сериям и укладываю в ящики. Ящики стоят на балконе от пола до потолка. Места не хватает, и это уже становится большой проблемой.

Так выглядят наборы в разобранном виде внутри коробок:

Коллекционирование наборов Лего — дорогое хобби. Интересных, достойных наборов выходит великое множество в год, но стоят они порой просто невероятных денег. Чтобы покупать Лего за полную цену, надо быть миллиардером. Или сидеть круглые сутки на Авито, как я раньше. Иногда бывает, что кто-то находит в шифоньере старый набор в отличном состоянии и выкладывает его задешево, не зная цен. Но это редкость, да и покупают такие наборы почти моментально.

Поэтому я стараюсь брать наборы по акциям и жду ежегодных распродаж в «черную пятницу» и под Новый год. Могу полгода ничего не покупать, а потом приобрести детали и наборы раз шесть за месяц, потому что появились выгодные предложения. Так долго ждать — это боль, но ничего не поделаешь. Раритетные наборы я уже специально не ищу, потому что слишком многие мне хотелось бы иметь в коллекции, слишком дорого они стоят и слишком быстро разлетаются после поступления в продажу.

Дороговизна — наверное, главная причина, по которой коллекционирование Лего в России слабо развито. Не то чтобы коллекционеров совсем нет: например, недавно проходил фестиваль Лего в Таганроге, на котором был и я. Но на западе проводят в разы больше мероприятий, и их уровень гораздо выше. Там целая индустрия: участники иногда по несколько лет собирают огромные самоделки из 400 тысяч деталей! На Реддите фото своих работ выкладывают буквально сотни тысяч фанатов. Видимо, это потому, что Лего для них доступнее, чем для россиян.

Плюс Лего в том, что наборы, как правило, не теряют в цене со временем. По моим наблюдениям, дешевеют только наборы из детских серий вроде «Ниндзяго»: их регулярно перевыпускают. А вот другие только дорожают. В основном рост стоимости незначителен и компенсируется инфляцией, но все же наборы не обесцениваются.

Хорошо прибавляют в цене большие наборы, которые мало кто мог себе позволить, и культовые серии — те же «Гарри Поттер», «Властелин Колец», «Хоббит». То же относится к наборам из серий, которые закрылись, — некоторые из них с годами колоссально выросли в цене. Например, цена набора со статуей Свободы 2000 года выпуска варьируется от 1 400 до 3 000 долларов (103 тысячи и 220,8 тысячи рублей соответственно).

В 2018 году я решил рассказывать о своем хобби и завел канал в Яндекс.Дзене. Там много обзоров разных наборов, старых и новых, но время от времени я делаю аналитические материалы. Вот те статьи, которыми горжусь:

    : все о том, какими были первые фигурки 60-х годов и как они эволюционировали вплоть до наших времен.
  • Как развивались фигурки зверей, фантастических монстров и различных тварей. Рассказываю, когда появилась каноничная акула, какая серия подарила нам редких черных скатов и рыбу-пилу и как выглядят ездовые варги и король гоблинов из «Властелина колец».
  • Я люблю серию биониклов, и у меня есть несколько статей, где я разобрал их историю и легенды.
  • Ну и еще разное интересное, например, как телеведущий шоу Top Gear Джеймс Мэй строил дом из Лего, а рыбак потратил три года на изготовление линкора «Миссури» (7,4 метра в длину!).

Может, кто-то здесь тоже увлекается Лего? Скидывайте фото своих наборов в комментариях :)

Защелкивающиеся кубики из пластмассы настолько прочно вошли в нашу жизнь, что сегодня словом LEGO часто называют модульную систему при описании сложных технических решений. При этом многие воспринимают знаменитый датский конструктор всего лишь как игру, пусть и развивающую. Однако уже 40 лет в школах разных стран мира созданные на его основе учебно-методические комплекты с успехом служат практическими пособиями на уроках физики, химии, биологии, математики, информатики и многих других дисциплин. В наши дни с помощью специально разработанных решений дети не только осваивают школьную программу, но и учатся справляться с задачами градостроения, робототехники и других областей «взрослого» знания.

Кубики, из которых построен мир: можно ли обучить ребенка с помощью игры

LEGO Education: история создания конструкторов для учебы

Использовать популярный конструктор на уроках школьные учителя начали еще в 60-х годах XX века. Присмотревшись к этому опыту, спустя два десятилетия компания создала специальный департамент развития образовательных решений и выпустила целую серию конструкторов для школы и внеклассного обучения. Сегодня все они производятся под брендом LEGO Education.

В состав этих наборов входят как детали из стандартных серий, так и некоторые уникальные элементы. Сложность и комплектация зависят от возрастной группы, для которой предназначен конструктор. Особенность учебных наборов заключается в том, что с их помощью можно строить модели для постановки опытов в рамках школьной программы, собирать различные механизмы по прилагаемой инструкции и конструировать собственные. Поэтому во всех учебных наборах, помимо кубиков, есть учебно-методические пособия различной тематики и на разных языках.

Многообразие конструкторов LEGO и идей, которые можно воплотить с их помощью, кажется поистине неисчерпаемым. Но в основе этой бесконечности лежит единственный краеугольный камень, он же самозащелкивающийся кубик. Прототип современных кирпичиков в 1949 году разработал основатель компании Оле Кирк Кристиансен. В 50-х годах XX века его сын Готфрид значительно усовершенствовал конструкцию: помимо шипов на верхней плоскости кубикам добавили трубочки в нижней полой части. Это сделало сцепление значительно более надежным и не теряющим прочности даже через много лет. Именно благодаря такой конструкции можно строить из кубиков LEGO очень большие и сложные модели. Кстати, все современные конструкторы полностью совместимы с кирпичиками, выпускавшимися начиная с 1958 года.

В 1998 году в рамках направления Education был выпущен первый конструктор LEGO MINDSTORMS для создания программируемых роботов. Одновременно появилось и специальное программное обеспечение для управления ими. В состав наборов этой серии входит модульный микрокомпьютер, который управляет роботами, сервоприводы и датчики различного типа и назначения. Создавать алгоритмы для микрокомпьютера позволяет особый язык программирования и специальное фирменное ПО, которое устанавливается на настольный ПК, ноутбук или планшет. Именно с этим решением в Россию пришло понятие образовательной робототехники, которая закладывает у ребенка прочные основы системного мышления и позволяет ученику применять знания информатики, математики, физики, естественных наук, технологии, а также на практике знакомиться с инженерным творчеством.

В будущее – прямо из-за парты

STEAM-обучение – образовательная концепция, основанная на прикладном междисциплинарном подходе: школьные дисциплины интегрируются в единую систему обучения, где дети решают единую задачу, используя знания и навыки из различных предметных областей. STEAM – это аббревиатура, образованная из первых букв названий дисциплин, преподаваемых в рамках концепции: S – science (естественные науки), T – technology (технология), E – engineering (инженерное дело), A – art (искусство), M – mathematics (математика). На сегодняшний день STEAM-обучение признано одной из наиболее прогрессивных и эффективных образовательных концепций.

Набор SPIKE Prime, увидевший свет в 2019 году, позволяет наилучшим образом реализовать STEAM-подход к обучению.

Задачи, которые ученики решают в процессе коллективной работы над учебными проектами, состоят из двух частей: моделирования роботов или механизмов и последующего программирования их функций в среде Scratch с помощью приложения SPIKE. Именно так сегодня работает большинство взрослых специалистов, в какой бы области знания они ни были заняты.

Приложение SPIKE дополнено учебными курсами, которые отвечают требованиям российских государственных образовательных стандартов. Большинство проектов рассчитано на 45 минут школьного урока. Это позволяет учителям использовать обучающую платформу для ежедневных занятий по стандартной или расширенной программе.

Юные инженеры преобразуют городскую среду

Дети любят не только играть, но и соревноваться, общаться с ровесниками, заниматься общим делом, причем делать это в непринужденной, свободной обстановке. Детское любопытство, тяга к творчеству и созиданию лежат в основе международной образовательной программы FIRST LEGO League (FLL) для ребят от четырех до шестнадцати лет.

FLL — самое популярное международное робототехническое соревнование, которое проводится на базе конструкторов LEGO. Сегодня в нем принимают участие более 90 тысяч команд из 103 стран мира, в состязаниях участвуют более миллиона обучающихся. Соревнования проводятся в трех возрастных группах: 4–6, 6–9 и 10–16 лет. Участники в начале учебного года получают практическую задачу, на решение которой отводится 3–6 месяцев. Затем проект нужно представить на региональном, потом на национальном, а в случае успеха – на одном из мировых чемпионатов FLL. Каждый год посвящен решению определенной актуальной мировой проблемы.

В России соревнования проводятся с 2012 года. В феврале 2020-го в Красноярске под эгидой некоммерческой общественной организации «Лаборатория по робототехнике "Инженеры будущего"» состоялся самый масштабный всероссийский чемпионат, темой которого стало градостроительство. В соревнованиях приняли участие 1200 школьников – 185 команд из 45 регионов России и четырех стран. Участникам предстояло подготовить проекты по темам «доступность городской среды для разных категорий населения» и «рациональное использование пространств при плотной городской застройке».

Дом для всех

Абсолютным победителем чемпионата стала команда «Морошка» из Архангельской области, состоящая из ребят 8–9 лет. Они представили на конкурс проект «Дом для всех», в котором удобно и комфортно и детям, и взрослым, и пожилым, и людям с ограниченными возможностями.

Чтобы добиться поставленной цели, школьникам пришлось немало потрудиться. «Работа над проектом началась со знакомства с основами строительства и проектирования зданий. Каждый из ребят брал на себя изучение определенной темы, после чего они делились добытыми знаниями друг с другом на занятиях. Затем появился первый чертеж дома, который постепенно превратился в модель из деталей LEGO. По мере сборки возникали новые идеи, что-то меняли, что-то убирали. Когда собрали дом полностью, решили показать его специалисту и пригласили в студию архитектора. Так ребята провели первую презентацию своего проекта, а заодно получили ответы на оставшиеся вопросы. После этого дом разобрали и собрали снова, уже с учетом новых знаний, исправив все ошибки», – рассказывает тренер команды Ирина Чашина.

Отличительными чертами собранной школьниками модели стали подъезды с широкой автоматической дверью, пандусом, удобной лестницей с перилами и лифты особой конструкции. Во дворе устроены безопасная пешеходная зона и детская площадка, включающая зону для детей с ограниченными возможностями и небольшой скейтодром. Интересно, что попасть на площадку можно прямо из дома, не выходя на улицу.

Модель полностью выполнена из деталей LEGO Education SPIKE Prime. Многие ее элементы механизированы. Самые простые механизмы – это качели для детей с ограниченными возможностями и наклонный пандус на входе в подъезд. Использован и целый ряд механизмов с моторами и передачами. К примеру, автоматическая дверь подъезда приводится в движение механизмом с тремя передачами – зубчатой, коронной и передачей с зубчатой рейкой. В конструкции лифтов и подъемного крана использована ременная понижающая передача, а карусель для детей с ограниченными возможностями, спроектированная таким образом, чтобы она находилась на одном уровне с поверхностью земли, приводится в движение с помощью коронной понижающей передачи.

При этом все движущиеся механизмы управляются компьютером. Алгоритм их работы ребята программировали в приложении LEGO Education WeDo 2.0, а управление моделью осуществляется с помощью входящих в учебный набор датчиков и с клавиатуры ноутбука.

Кровля для жизни

Интересную градостроительную идею предложили школьники из Нижнего Новгорода – участники команды MeGAZ. Ребята спроектировали и построили из конструктора LEGO Education девятиэтажный четырехподъездный жилой дом с эксплуатируемой кровлей, на которой расположены зоны отдыха и спортивные площадки, перемежающиеся участками зелени.

Перед тем как приступить к реализации своей идеи, школьники провели опрос и выяснили, что жители их города хотели бы видеть на крышах своих домов. Исследование проводилось по всем правилам: были подготовлены опросные листы, после чего каждый из участников команды провел интервью со своими одноклассниками, жителями своего дома и прохожими на близлежащих улицах. В соответствии с результатами исследования и осуществлялась планировка крыши, которая состоит из четырех модульных зон: детской игровой площадки, спортивной площадки с игровым полем, беговой дорожкой и тренажерами, зоны отдыха с искусственным водоемом, газонами и летним кинотеатром, а также гостевой зоны, доступ в которую открыт как жителям дома, так и гостям. По сути, гостевая зона – это коммерческая территория, от которой ТСЖ может получать прибыль. Доступ в каждую зону обеспечивают лифты, выведенные на крышу прямо из подъездов. В перспективе ребята собираются добавить к проекту отдельный панорамный лифт, установленный на боковой стене здания для доступа в гостевую зону.

После опроса жителей участники команды встретились со специалистами Нижегородского строительного университета (ННГАСУ) и обсудили с ними свои идеи. В результате к первоначальному замыслу добавились новые детали: ограждения, лифтовые шахты с выходом на крышу, вентилируемое покрытие кровли и т. д.

«По замыслу ребят перед началом строительства дома будущие жильцы могут самостоятельно выбрать принцип зонирования кровли в соответствии со своими предпочтениями. Еще одна идея – большое количество зеленых насаждений на крыше. Это должно улучшить экологию города и снизить концентрацию углекислого газа в воздухе. А предустановленные системы очистки крыши от воды и снега позволят использовать природные осадки для повседневных нужд ТСЖ», – рассказывает куратор команды Людмила Федосова.

Этот проект реализует одну из наиболее востребованных концепций современного градостроения, которая пользуется популярностью в мегаполисах с плотной застройкой и дефицитом свободных площадей. Сегодня подобные архитектурные решения все чаще можно встретить в Китае, крупных городах США и Канады. С недавних пор озеленение и благоустройство крыш практикуют и российские архитекторы.

Безбарьерная городская среда

Проект команды Siberian Hearts красноярской средней школы № 149 решает одну из наиболее острых проблем современного города – организацию пешеходных переходов для людей с ограниченными возможностями. Ребята нашли оригинальный подход – прикрепили к пешеходному мосту монорельс, по которому перемещается подвесная кабина, похожая не те, что используются на канатных дорогах.

«Перед ребятами стояла задача: найти в городе проблемные точки и предложить решение. Поэтому свою работу они начали с консультации с руководителем проекта "Шаг за шагом" Натальей Каптелининой, которая и привлекла их внимание к проблеме, не имеющей решения уже много десятков лет: человек, передвигающийся на коляске, фактически не имеет возможности пересечь главную транспортную артерию города – улицу Вейнбаума», – рассказывает куратор команды Максим Турушев.

Проблема заключается в том, что конструктивные особенности пешеходного моста, соединяющего Театральную площадь с площадью перед зданием городской администрации, не позволяют оборудовать пандус или лифт. Юные инженеры предложили интересную альтернативу – закрепленный на несущей конструкции моста дугообразный монорельс с механизмом канатной передачи, который будет перемещать над дорогой оборудованную автоматическими дверями кабину. Останавливаться она будет на уровне тротуара, а для вызова горизонтального «лифта» достаточно просто нажать кнопку. При этом пользоваться необычным средством передвижения смогут не только люди с ограниченными возможностями, но и пешеходы с детскими колясками, велосипедам и т. д.

Участники команды уверены, что предложенное ими решение универсально и его можно использовать на любом пешеходном мосту. По мнению красноярских проектировщиков, проект имеет все шансы после некоторой доработки быть реализованным. Мэр города Сергей Ерёмин высоко оценил работу школьников и рассказал о намерении обсудить проект на совещании в городской администрации.

Конструкторы, обучающие материалы и образовательные программы LEGO Education помогают детям не только изучать предметы школьного курса, но и постигать их взаимосвязь, а также учиться командной работе и решению проектных задач. Такой формат образования как нельзя лучше готовит школьников к жизни в современном мире, где взрослым каждый день приходится решать тысячи задач на стыке дисциплин и использовать цифровые модели.

В наше время трудно найти взрослого или ребёнка, который не слышал бы о конструкторе LEGO. Это самый узнаваемый бренд в мире игрушек, на основе которого за последние 50 лет было создано множество клонов, так или иначе повторяющих идею соединения пластмассовых «кирпичиков». На сегодня их выпущено столько, что на каждого жителя планеты приходится по 62 оригинальных «кирпичика» «Лего». Компания ежегодно выпускает десятки брошюр, книг и журналов, посвященных конструктору, в том числе издания для коллекционеров с полным каталогом выпущенных наборов, моделей и их детальным описанием.

Книга коллекционера LEGO, изданная в 2011 году

Книга коллекционера LEGO, изданная в 2011 году

История «Лего» началась в 1932 году с фабрики столяра Оле Кирка Кристиансена из небольшого городка Биллунд в Дании. Фабрика занималась производством стремянок, табуреток, гладильных досок и деревянных игрушек.

Деревянные кубики LEGO из набора 1939 года

Деревянные кубики LEGO из набора 1939 года

В 1934 году Оле объявил о конкурсе на лучшее название фирмы по производству детских игрушек, который сам и выиграл. В качестве торговой марки для своей продукции он выбрал начальные буквы словосочетания LEg GОdt, что на датском языке означает «играть хорошо». Скорее всего, датский плотник не знал, что слово «lego» на латыни означает «собираю». В то время кроме деревянных кубиков с буквами и цифрами, «Лего» выпускала деревянные трактора, паровозики, локомотивы, вагончики, автомобили, лошадки-качалки и даже игрушечные утюги. Большинство моделей придумывал сын Оле Готфрид, который с 17 лет работал на фабрике, а после смерти отца в 1958 году возглавил компанию LEGO.

Первые пластиковые игрушки LEGO Group начала выпускать в 1947 году – это были коллекционные модели автомобилей, трактора и локомотивы. Тогда же Кристиансен получил в свои руки образцы так называемых «самозащелкивающихся кирпичиков» из пластика, конструкцию которых придумал и запатентовал английский детский психолог Хилари Фишер Пейдж (1904-1957). Эти кубики были произведены британской компанией Kiddicraft.

Пластмассовые кирпичики Self-locking Bricks Хилари Пэйджа, выпущенные компанией Kiddicraft в 1947 году

Пластмассовые кирпичики Self-locking Bricks Хилари Пэйджа, выпущенные компанией Kiddicraft в 1947 году

В 1947 году компания LEGO приобретает оборудование для производства пластика и пресс-формы, и уже спустя два года выпускает около 200 видов различных пластиковых и деревянных игрушек, включая те самые «самозащелкивающиеся кирпичики» Пейджа.

Затем отец и сын Кристиансены модифицировали изобретение Пейджа, ликвидировав боковые прорези и сгладив выступающее сверху штырьки. Прототип современных кирпичиков «Лего» появился на свет в 1949 году под названием Automatic Binding Bricks. В качестве материала использовалась пластмасса на основе ацетата целлюлозы. Компания начала выпуск наборов, состоявших их «кирпичиков», плоских основ для их крепления и дополнительных деталей. «Кирпичики» LEGO имели несколько круглых "шляпок" и полое прямоугольное основание, что позволяло им крепиться друг к другу, но не так прочно, как сцеплялись «кирпичики» Пейджа. Интересно, что по словам дочери Хилари Фишера Пейджа, «отец до самой смерти ничего не знал о существовании «кирпичиков» LEGO».

С 1953 безымянные «кирпичики» получили название "LEGO Mursten", а компания начинает экспортировать 28 наборов под названием «Система игры Лего» в Швецию.

Набор LEGO 1949 года

Набор LEGO 1949 года

Набор LEGO № 324 «Дом с гаражом». 1958

Набор LEGO № 324 «Дом с гаражом». 1958

Конструкторы, которые сегодня ассоциируются с именем LEGO, появились в 1954-1958 годах и в конце 50-х годов стали одним из самых популярных детских развлечений в Европе. Использование пластмассы в качестве материала для изготовления игрушек в то время не одобрялось ни продавцами, ни покупателями. Однако активная маркетинговая политика Готфрида Кристиансена позволила продвинуть идею «игрушечной системы Лего» сначала на скандинавском, а затем и на европейском рынке игрушек, не смотря на то, что сила сцепления «кирпичиков» была не большой, а сами они не отличались универсальностью.

В феврале 1960 года на фабрике LEGO в Биллунде произошёл третий за всю историю пожар, полностью уничтоживший цех по выпуску деревянных игрушек. Готфрид, который к тому времени выкупил доли братьев и стал единственным владельцем компании, был за прекращение производства деревянных игрушек, а Карл Георг и Герхард Кирк Кристиансены были намерены продолжать выпуск деревянных конструкторов. В 1962 году они создали собственный проект под названием BILOfix, который просуществовал почти 28 лет. Деревянные игрушки «Билофикс» продавались только в Дании. Их ассортимент состоял из деревянных конструкций, выпускавшихся ранее под маркой «Лего», а также новых пластиковых игрушек типа грузовика Bilofix и набора деталей Ingeniør. Последний представлял собой смешанный вариант конструктора с деревянными деталями из берёзы и пластмассовыми из ABS пластика.

Набор Bilofix 1969 года.

Набор Bilofix 1969 года

В 1966 году название BILOfix было изменено на BILOtoy, так как на рынке с 1954 года существовали игрушки с похожим названием – Baufix. Деревянные игрушки BILOtoy не пользовались популярностью в других странах Европы из-за высокой стоимости.

Модель мотоцикла и автокрана из смешанных деревянно-пластиковых наборов Bilofix. 1970 годы

Модель мотоцикла и автокрана из смешанных деревянно-пластиковых наборов Bilofix. 1970 годы

В 1972 году Герхард Кристиансен продаёт компанию вместе со всем производством датскому дистрибьютору KE Mathiasen А/ S, который в течении 17 лет вместе с японским дистрибьютором Bornelund производил и продавал игрушку под названием Bilotec, а позже Hanse-Tec.

Метаморфозы с названиями не помогли, деревянные игрушки практически не пользовались популярностью, и их производство полностью прекратилось в 1989 году. Кирпичики LEGO продолжали триумфальное шествие по всему миру. В 1963 году ацетат целлюлозы, используемый для изготовления элементов конструктора, был заменен на акрилонитрил (Acrylonitrile Butadiene Styrene, или ABS) – пластмассу, используемую до сих пор. Кирпичики «Лего», изготовленные из пластмассы в 1963 году, до сих пор держат форму и цвет, и также прочно сцепляются с «кирпичиками», изготовленными в наши дни. Все детали конструкторов LEGO изготавливаются по определённому стандарту, для соблюдения которого формы для штамповки элементов конструктора производятся с точностью 10 мкм, а точность самих «кирпичиков» составляет 2 тысячные миллиметра.

В 1969 году был выпущен первый набор из серии LEGO DUPLO для малышей дошкольного возраста из «кирпичиков», размеры которых в два раза превышали стандартные. В 1977 году появилась серия LEGO TECHNIC для детей от 6 лет, а с 1995 года компанией выпускается набор для детей младше 4-х лет – LEGO BABY. В период с 2004 по 2006 годы для самых маленьких детей выпускались наборы LEGO PRIMO.

Кирпичики LEGO. 1980–е годы

Кирпичики LEGO. 1980–е годы

Кирпичики LEGO DUPLO в сравнении со стандартными кирпичиками. 1958

Кирпичики LEGO DUPLO и стандартные LEGO

В 1966 году появляется серия наборов «Поезда LEGO», а к 1968 году продукция компании включает в себя 57 различных наборов и 25 игрушечных машин. В июне 1968 года в Биллунде открывается парк LEGOLAND, построенный на территории 59 гектаров, и со следующего года компания начинать производить для него особую продукцию – автомобили, грузовики, полицейские машины. В наборах LEGO появляются зубчатые колеса разных цветов и размеров.

В 1973 году появляется логотип LEGO, существующий по настоящее время – белая надпись в красном квадрате. До этого продукция компании выпускалась под несколькими логотипами, но выход на международный рынок потребовал создания единого знака, узнаваемого во всех странах. В 1974 году впервые за пределами Дании, в швейцарском городе Баре (кантон Цуг) открывается фабрика конструкторов LEGO Produktion AG.

В 1975 году дизайнерам конструктора пришла в голову оригинальная идея – дополнить наборы миниатюрными фигурками человечков. Вначале они не имели лиц и представляли собой безрукий торс, к которому шёл широкий комплект пластиковых причёсок и головных уборов. Классические фигурки человечков с лицами появились в 1978 году. Это так называемые экшн-фигурки, то есть модели человечков, с которыми можно производить различные игровые действия благодаря наличию подвижных и взаимозаменяемых частей тела. Миниатюрные человечки LEGO состоят из головы, торса, к которому крепятся руки с подвижными кистями, и детали, играющей роль таза, к которому крепятся ноги или, например, русалочий хвост. Все части тела совместимы, что способствует многообразию возможных вариантов фигурки. На сегодня существует почти 4000 различных фигурок человечков, животных и фантастических созданий.

Минифигурки LEGO DUPLO

Минифигурки LEGO DUPLO

LEGO всерьёз озаботилась мировой экспансией в начале 1980-х годов. Руководство компании поставило перед инженерами и дизайнерами задачу охватить как можно больше сегментов рынка детских игрушек, при этом не вмешиваясь в смежные отрасли, выпускающие, например, кукол или детское оружие. Превалировать над всем должна была основная идея – LEGO прежде всего конструктор, а готовые модели, фигурки или аксессуары, входящие в наборы, должны служить оригинальным дополнением.

В начале 1990-х годов были выпущены специальные наборы для маленьких девочек – Belville пасторальной тематики и комплект игрушечной бижутерии Clikits. Эти наборы состоят из небольших взаимосвязанных деталей, полностью совместимых с классическими кирпичиками LEGO и являющиеся дополнением к любой серии конструкторов. В начале 2000 годов компания создаёт серию конструкторов, предназначенных для детей обеих полов – в их состав входят модели зданий, автомобилей, авиатехники, фигурки животных. Конструкторы такого плана пользуются особым успехом в семьях с разнополыми детьми, так как один и то же набор одинаково интересен и для мальчиков, и для девочек.

Набор конструктора для девочек серии LEGO Belville. 1990 годы

Набор конструктора для девочек серии LEGO Belville. 1990

Набор конструктора LEGO «Друзья – ветеринары» 2015 года

Набор конструктора LEGO «Друзья – ветеринары». 2015

LEGO постоянно проводит мониторинг мировой продукции для детей – компьютерных игр, фильмов и литературы, а затем выпускает тематические наборы, которые заранее обречены на успех. К таким наборам относится серия «Бионикл» с персонажами из мультфильмов и компьютерных игр. Наборы LEGO BIONICLE, выпускаемые с 2001 года, ориентированы на детей от 7 до 16 лет. В 2010 году появилась подобная серия HERO FACTORY, а затем LEGENDS OF CHIMA.

Модель серии LEGO BIONICLE 2007 года и один из наборов серии LEGENDS OF CHIMA 2014 года

Модель серии LEGO BIONICLE 2007 года и один из наборов серии LEGENDS OF CHIMA 2014 года

Самыми большими наборами «Лего» являются: издание серии «Звездные войны: Сокол тысячелетия» 2007 года из 5195 деталей и «Тадж-Махал», состоящий из 5922 элементов. Модель всемирно известного мавзолея имеет размеры 100 х 60 х 43 см, предназначена для детей старше 14 лет, а её сборка занимает от 35 до 40 часов в зависимости от опыта юного конструктора.

Набор №10189 конструктора LEGO TAJ MAHAL 2014 года

Набор №10189 конструктора LEGO TAJ MAHAL 2014 года

В 2000 году Британская ассоциация продавцов игрушек назвала кирпичик LEGO самой значимой игрушкой XX века. Основные производственные мощности компании расположены в Дании, Чехии и Мексике. Главный завод в Биллунде, где в цехах длиной до полукилометра стоят ряды автоматов, штампует около 21 млрд. кубиков в год, а ежедневный расход пластмассы составляет 60 тонн.

Читайте также: