Шпитальный конструктор оружия биография

Обновлено: 07.05.2024

Борис Гаврилович Шпитальный ( 7 августа (25 июля) 1902 ( 19020725 ) , Ростов-на-Дону — 6 февраля 1972, Москва) — советский оружейный конструктор.

Содержание

Биография

Родился в Ростове-на-Дону 7 августа 1902 года в семье механика.

В 1908 году переехал в Москву, где окончил техническое училище, а в 1927 году — Московский механический институт имени М.В. Ломоносова по специальности авиационного машиностроения, после чего работал в Научном автомоторном институте (НАМИ).

В 1934—1953 годах — начальник и главный конструктор Особого конструкторского бюро, затем профессор Московского института инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии.

Известен созданием 7.62-мм скорострельного авиационного пулемета ШКАС (совместно с И. А. Комарицким) и 12.7-мм авиационного пулемета ШВАК (совместно с С. В. Владимировым), модифицированного в 20-мм пушку.

Награды

    (28.10.1940),
  • Лауреат Государственных премий СССР (1941, 1942),
  • два ордена Ленина,
  • орден Суворова 3-й степени,
  • два ордена Трудового Красного Знамени,
  • орден Красной Звезды,
  • медали.

Литература

  • Военный энцикопедический словарь/ Пред. Гл. ред. комиссии Н. В. Огарков. — М.: Воениздат, 1983. — 863 с.

Ссылки

А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • О • П • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Щ • Э • Ю • Я
Дважды Герои • Трижды Герои

  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Родившиеся 7 августа
  • Родившиеся в 1902 году
  • Родившиеся в Ростове-на-Дону
  • Умершие 6 февраля
  • Умершие в 1972 году
  • Умершие в Москве
  • Герои Социалистического Труда
  • Лауреаты Сталинской премии
  • Кавалеры ордена Ленина
  • Кавалеры ордена Суворова III степени
  • Кавалеры ордена Трудового Красного Знамени
  • Кавалеры ордена Красной Звезды
  • Родившиеся 25 июля
  • Конструкторы стрелкового оружия
  • Конструкторы СССР
  • Конструкторы авиавооружения
  • Члены КПСС
  • Похороненные на Новодевичьем кладбище

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Шпитальный, Борис Гавриилович" в других словарях:

ШПИТАЛЬНЫЙ Борис Гавриилович — (1902 1972) Борис Гавриилович Шпитальный (1902–1972) родился в Ростове на Дону в семье механика. В 1908 г. переехал в Москву, где окончил техническое училище, а в 1927 г. — Московский механический институт имени М.В. Ломоносова по… … Военная энциклопедия

Шпитальный Борис Гавриилович — [25. 7(7.8). 1902, Ростов на Дону, ‒ 6.2.1972, Москва], советский конструктор авиационного стрелково пушечного вооружения, Герой Социалистического Труда (1940), профессор (1949). Член КПСС с 1940. В 1927 окончил Московский механический институт… … Большая советская энциклопедия

Шпитальный Борис Гавриилович — Борис Гаврилович Шпитальный (7 августа (25 июля) 1902(19020725), Ростов на Дону 6 февраля 1972, Москва) советский оружейный конструктор. В 1927 году окончил Московский механический институт им. М. В. Ломоносова. В 1934 53 гг. начальник и… … Википедия

Борис Гавриилович Шпитальный — Борис Гаврилович Шпитальный (7 августа (25 июля) 1902(19020725), Ростов на Дону 6 февраля 1972, Москва) советский оружейный конструктор. В 1927 году окончил Московский механический институт им. М. В. Ломоносова. В 1934 53 гг. начальник и… … Википедия

Шпитальный — Шпитальный, Борис Гавриилович Борис Гаврилович Шпитальный (7 августа (25 июля) 1902(19020725), Ростов на Дону 6 февраля 1972, Москва) советский оружейный конструктор. В 1927 году окончил Московский механический институт им.… … Википедия

Шпитальный — Борис Гавриилович [25. 7(7.8). 1902, Ростов на Дону, 6.2.1972, Москва], советский конструктор авиационного стрелково пушечного вооружения, Герой Социалистического Труда (1940), профессор (1949). Член КПСС с 1940. В 1927 окончил Московский … Большая советская энциклопедия

УльтраШКАС — ШКАС Турельный/Крыльевой/Синхронный Страна: СССР, Россия Тип: Авиационный пулемёт Конструктор: Шпитальный, Борис Гавриилович, Комарицкий, Иринарх Андреевич Дата выпуска … Википедия

Шпитального - Комарицкого авиационный скорострельный — ШКАС Турельный/Крыльевой/Синхронный Страна: СССР, Россия Тип: Авиационный пулемёт Конструктор: Шпитальный, Борис Гавриилович, Комарицкий, Иринарх Андреевич Дата выпуска … Википедия

Список похороненных на Новодевичьем кладбище — Эта страница информационный список. См. также основную статью: Новодевичье кладбище Содержание … Википедия

Утверждают, что любой успех в жизни (презренная торговлишка не в счет) достигается многими годами черновой работы. Касаемо великих оружейников, большинство занимались своим делом с мальчишеских лет и до смерти, создали десятки конструкций - из которых известность получили лишь некоторые. Это основное дао. Но есть и исключения. Мы уже говорили про Георга Люгера - человека, который занялся оружием в 45 лет от роду, и создавшего один-единственный пистолет. Но зато какой ! Были подобные индивиды и у нас. Известная мечта всех диванных мыслителей: "эх, изобрести бы что-нибудь эдакое, стать знаменитым, получить кучу денег и лежать потом всю жизнь на диване !" таки получила буквальное воплощение. Чего только в жизни не бывает.

Борис Шпитальный

Родился в Ростове-на-Дону в 1902 г. Из казаков, с польскими (возможно еврейскими) корнями. В 1908 переехал с семьей в Маскву. Поступил в Комиссаровское училище (это, внезапно, не рассадник будущих жидокомиссаров, а что-то типа школы и машиностроительного техникума в одном флаконе). В революции не участвовал. В 1927 году закончил Московский механический институт по специальности авиационного машиностроения, после чего работал в Научном автомоторном институте (НАМИ). Еще во время учебы интересовался изобретательством. Поясню. Изобретатель - это не тот, кто придумал свежую идею. Таких у нас пруд пруди. Это тот, кто смог ее запатентовать. Для этого, помимо (безусловно) умных мыслей в голове, надо иметь навык оформления кучи бумажек, выход на влиятельных людей. ну, и желание всей этой бодягой заниматься. Обратите внимание, у нас в стране практически нет "авторов одной идеи" среди изобретателей. Если уж человек прошел один раз все эти тернии - будьте уверены, он протоптанной дорожки не забудет, и через некоторое время станет обладателем десятков никому не нужных свидетельств. Особенно упрощается дело при наличии пресловутого админресурса, позволяющего многие нудные операции типа патентного поиска или оформления заявки делать мало того что не самому, так еще и бесплатно. Неудивительно, что у нас одним из величайших изобретателей современности является тов. Лужков. Шпитальный тоже был из этих. Вот список его изобретений: "Приспособление к подающему механизму пулемета для извлечения патронов из ленты" (1927), "Одноместный быстроходный танк" (1928), "Автоматическое оружие" (1929), "Замедлитель темпа стрельбы к автоматическому оружию" (1931), "Автоматическая пушка 20-37 мм и 37-50 мм с установкой на самолетах" (1933), "Пулемет" (1933), "Автоматическое огнестрельное оружие с отводом пороховых газов и ленточным питанием" (1936). Обратите внимание, формулы патентов, как и положено, максимально расплывчатые, охватывают не только то что есть, но и то что может когда-то появиться. При клятом капитализме этим патентам цены бы не было (представьте, лично Вам капает денежка за каждый произведенный в стране пулемет). Но при Советской Власти единственное на что годились авторские свидетельства - висеть на стенке и тешить больное тщеславие аффтара. Впрочем, его и так стимулировали неплохо - но об этом ниже.

Пулемет ШКАС

Как и положено, первое изобретение было реально интересным и вполне оригинальным. Еще будучи студентом, Борис занимался на тогдашнем аналоге военной кафедры. Изучал кроме прочего пулемет "Максим". И, конечно, обратил внимание, что подача патронов из холщовых лент далека от идеала. Светлая голова, еще не занятая мыслями о сталинских премиях и будущей пенсии, нашла оригинальный способ решить проблему. С этой, фактически, голой идеей Борис явился к руководству "Оружпултреста". Там недавнего студента-двигателиста восприняли всерьез. Настолько, что для реализации его системы к Шпитальнму был приставлен Иринарх Андреевич Комарицкий - тульский инженер-оружейник дореволюционной школы. Сам наш изобретель, как мы знаем, оружие до этого видел только на военной кафедре. Так что вопрос, кто в пулемете ШКАС проектировал газоотвод, запирание затвора, спусковой механизм и прочие скучные вещи - ответ один. Комарицкий. А от Шпитального - только идея по извлечению патронов из ленты. Но, надо признать, именно она и явилась "изюминкой" конструкции. Редкий случай, когда непрофессионал смотрит на проблему "незамыленным" взглядом, и действительно находит красивое неочевидное решение. До сих пор попытки повысить скорострельность пулеметов упирались в. прочность патронов. На этом в частности погорел и Дегтярев. Чем больше скорость, тем резче приходится "выдергивать" патрон из ленты и загонять его в патронник. Хотите скоростельность 1800 выстрелов ? Обработайте патрон за тридцатую долю секунды ! А патрон не железный. Он латунный. Такого обращения не выдерживает. Либо гильза порвется. Либо свинцовая пуля по инерции из нее вылетит. Либо внутрь провалится. Да еще эта закраина, ни дна б ей ни покрышки, не дает сделать прямую подачу патрона(как у немцев, одним движением из ленты в ствол). Выдерни его сначала назад, а потом уже двигай вперед. Решение Шпитального было достойно публикации в книжке по ТРИЗу, если бы не военная тайна. :-) Мало времени для подачи патрона - так растянем время путем параллельной обработки десяти патронов ! Закраина мешает ? Сделаем так, чтобы наоборот пользу приносила. В результате патрон еще будучи в ленте попадает в приемный барабан. Тот поворачивается после каждого выстрела на 1/10 оборота. Закраина патрона попадает в проточку на корпусе барабана, и при вращении патрон смещается назад, так как проточка спиральная. За полный оборот (10 тактов) он полностью вынимается из ленты и сдвигается назад на расстояние, немного большее длины самого патрона. При следующем такте патрон подхватывается затвором и досылатся в ствол. PROFIT !! Опытный образец устройства был смонитрован на пулемете Дегтярева и 10 мая 1930 года был испытан на стрельбище ТОЗа. Немедля был получен заказ на проектирование скорострельного пулемета для авиации. 13 февраля 1932 года Артиллерийское управление РККА выдало заказ на изготовление семи пулеметов для проведения полигонных испытаний. Уже в начале июня 1932-го Шпитальный, Комарицкий и представитель ВВС Пономарев продемонстрировали пулемет наркомвоеномору К. Е. Ворошилову. "На демонстрации пулемета объяснения давали Шпитальный и Комарицкий, а также представитель ВВС Пономарев. По окончании демонстрации пулемета мною, по предварительному согласованию с изобретателями, было предложено испытать его в местном тире, на что Ворошилов дал свое согласие. С некоторым вполне понятным волнением встал за пулемет Комарицкий, и открытая по команде наркома обороны стрельба, казалось, слилась в один мощный шквал выстрелов. Все механизмы пулемета ШКАС действовали при стрельбе безотказно. Такой результат внепланового испытания пулемета вызвал одобрение Ворошилова. Он поздравил изобретателей с достигнутым успехом. " Как иногда бывает и в бою, одна удачная пулеметная очередь решила исход дела. Через полгода пулемет был официально принят на вооружение. Выдан заказ ТОЗу на 100 пулеметов. С производством были проблемы. Наибольшие трудности возникли при подборе высокопрочных специальных сталей для самых напряженных деталей и пружин, а также при создании технологии их термической обработки. Именно этим объясняется очень малая живучесть первых пулеметов ШКАС, составлявших на первых порах ничтожные 1500-2000 выстрелов. Это не опечатка, механизм действительно не выдерживал больше чем одной минуты непрерывной стрельбы ! В апреле 1933 года был представлен доработанный вариант пулемета, который пошел в производство в июле. Переход с полукустарного на серийное производство произошел только в начале 1934 года. Живучесть удалось увеличить сначала до 5 тыс выстрелов, потом еще больше. В процессе добавили продольные канавки в патроннике, для облегчения извлечсения гильз. Вносились также другие изменения в конструкцию. В общем-то, это обычный процесс доводки любого оружия, тут ШКАС был не лучше и не хуже других. Для продолжения этого процесса было создано специальное ОКБ-15, а Борис Шпитальный был назначен его начальником. КБ просуществовало до 1953 года (заметим в скобках - больше ничем так не прославившись).

Спецпатрон

Но главная беда была даже не в конструкции пулемета, а в патронах. Чем конструкторы стреляли в присутствии Ворошилова, история умалчивает. Была ли там скорострельность 1800 выстрелов в минуту - тем более неясно. Никто точно не мерил. Но при дальнейших испытаниях оказалось - винтовочные патроны все равно не выдерживают, гильзы по-прежнему рвутся, пули вылетают, капсюли отваливаются. То есть всё, что нагородили Шпитальный с Комарицким, в реальных условиях НЕ РАБОТАЕТ ! По хорошему, это уже повод для расстрела. Но. кого ? Да, конструкторы протолкнули лажу. Но замнаркомвоор Тухачевский одобрил. Нарком Ворошилов утвердил. Пулемет принят на вооружение, и промышленность его уже осваивает. Прикажете всех расстрелять и вернуть всё в зад ? Но на дворе сравнительно мирный 1934 год ! Да и позору не оберешься. Сделали хорошую мину при плохой игре. А проблему патронов поручили решить конструкторской группе Н. М. Елизарова (в будущем создателя советского промежуточного патрона 7,62х41 мм обр. 1943 г). К середине 1935 года они ее решили. По сути, создали новый патрон. Чтобы гильзы не рвались, их стенки сделали толще. Пулю, чтобы не вылетала из горловины гильзы, обжимали теперь дважды. Изменили способ крепления капсюля. Поскольку новое крепление мешало насыпать порох, запрессовка состава осуществлялась фигурным пуансоном, который распределял ударный состав по краям капсюля.. Получился патрон, совпадающий с "мосинским" разве что по габаритам. Его выпускали на Тульском и Подольском патронных заводах - на отдельных конвеерах и только для авиации. Уже во время войны, когда такие патроны случайно попадались пехоте, оказалось что и обратной совместимости тоже нет: из-за толстых стенок гильзы с трудом извлекались, нештатный капсюль давал осечки, и это уже не говоря о повышенном весе боезапаса. Фактически, как уже говорилось, получили два разных патрона. Но постойте, скажет читатель. Если уж патрон все равно делали заново - кто мешал вообще избавиться от закраины ? Тогда и "барабан Шпитального" не был бы нужен вообще ! (Вот именно ! - проворчал про себя Шпитальный. ) Сам пулемет вышел бы проще и надежнее. Почему так не сделали, Вам скажет любой программист. В начале проекта всё кажется простым и понятным. А уж ежели имеется некая козырная идея вроде нашего барабана, считается, что она покроет любые проблемы. В процессе разработки энтузиазм уменьшается, число мелких проблем растет, из них лишь часть решается нормально, а часть "временно" подпирается некими программными костылями. Через два-три года, взглянув на проект трезвым взглядом, мы увидим, скорее всего, гору костылей и больше ничего. "Самое время рефакторить !" "Ты сдурел - дедлайн через неделю . " "Тады ой. " Шпитальный с Комарицким оказались в похожей ситуации. Доводка пулемета приводила ко все новым изменениям. Элегантный суп из топора (сорри, из барабана) на поверку оказывался вульгарной похлебкой из мяса и картошки. Но деваться было некуда. ШКАС-34 уже принят на вооружение. В угоду ему был "зарублен" проект ДАС Дегтярева и Шпагина - он обещал "всего" 1200 выстрелов в минуту, но без выкрутасов. Под всем этим подписались не последние люди в государстве. И что теперь, всем вместе признать ошибку и посыпать голову пеплом ? Ха, дождетесь вы этого от Тухачевского или Ворошилова ! Они скорее конструкторов за вредительство привлекут. А Шпитальному оно надо .

Боевое применение

 []

А самое главное, пулемет (пусть со всеми костылями) таки работал ! В СССР ему аналогов (и кстати аольтернатив) не было, за рубежом тоже по скорострельности до него не дотягивали. В Испании ШКАСы показали себя блестяще. если бы не отказы. А отказывали они часто, особенно поначалу. То ли с заводов шли неудачные партии, то ли, что более вероятно, испанский наземный персонал заряжал пулеметные ленты абы как. В результате большинство летчиков, не надеясь на местных раздолбаев, снаряжали ленты сами, проверяя буквально каждый патрон. Оно конечно, на отдых времени не остается - зато шансов вернуться из боя чуть больше. В СССР эта проблема тоже была, но шанс загреметь под трибунал за некачественно снаряженную ленту - хорошее средство от полного разгильдяйства. Та же Испания показала, что время пулеметов винтовочного калибра подходит к концу. Самолеты получали протектированные баки, мелкие пробоины в которых затягивались самостоятельно. Бомбардировщики получали бронирование кабин, даже истребители обзавелись бронеспинкой. Одной очереди "ШКАСа" теперь было мало для воздушной победы. Впрочем, эту проблему вовремя увидели и доложили наверх. Срочно началась разработка "чего покрепче". К Большой Войне более-менее успели. А ШКАС, как хорошо освоенный и сравнительно надежный, перекочевал с истребителей на штурмовики - где успешно применялся по наземным целям до самого конца войны. А что же противник ? Осознал убожество своих пулеметов и с горя повеслся ? Как бы не так. У немцев не было столь скорострельного оружия как ШКАСы (1650-1800 в/м). Но их MG-17 честно выдавал свои 1200 выстрелов. На Bf-109В (в Испании) стояло 3 таких пулемета. На наших И-16 тип 5 - два ШКАСа. Секундный залп одинаковый. В 1938 году из СССР прислали И-16 тип 10 с 4 ШКАСами, на что немцы сначала ответили своим "Цезарем" (также с 4 пулеметами), а в 1939 году - "Эмилем" с 2 20-мм пушками и 2 MG-17. Огневое преимущество нового самолета было явным. Собственно, у нас пушечная версия "Ишака" тоже была, но до Испании не доехала. А ведь кроме "Мессеров" в Испании были и 350 итальянских "Чирри" CR.32. Менее скоростные чем "ишаки". Но тоже цельнометаллические. И как и положено бипланам, чертовски маневренные - время виража 11 секунд против 14 у И-16 тип 5. А главное, вооруженные двумя крупнокалибрными пулеметами SAFAT. От этих пуль бронеспинка не спасала, и даже двигатель порой пробивался насквозь. В общем, уже к концу испанских событий стало ясно, что пулеметы обычного калибра стали неэффективны в воздушном бою. Время ШКАСов уходило.

УльтраШКАС

 []

Но вернемся чуть назад. В 1934 году, когда ШКАС был принят на вооружение, конструктор Я.П. Авдышев получил патент на оригинальую схему оружейной автоматики: под действием пороховых газов подвижный ствол отходил вперед, а затвор - назад. Это теоретически позволяло сократить время перезарядки и обеспечить повышенную скорострельность. Как уже говорилось, использование чужих патентов в СССР даже поощрялось (логично !), и Шпитальный начал разработку нового пулемета по этой схеме - со своим фирменным барабаном. В 1939 году пулемет был готов. Несколько опытных экземпляров участвовали в Зимней войне. А дальше начинаются загадки. 23.04.40 сотрудник управления авиационного снабжения РККА дивизионный инженер Сакриер писал: ". пулеметы калибра 7,62 мм конструкции Савина и Норова (СН) и конструкции Шпитального (УльтраШКАС) удовлетворяют требованиям высокой скорострельности. Оба пулемета испытаны, причем пулемет Ультра-ШКАС как прошедший раньше, чем пулемет СН войсковые испытания, был начат в мае 1939 года освоением в производстве. Однако, в виду сложности, он не освоен и до сих пор не выпущено ни одного пулемета. В то же время пулемет СН, прошедший войсковые испытания позже, по всем показателям выявил лучшие результаты, чем пулемет УльтраШКАС. Кроме того, он значительно проще и надежнее в эксплуатации, даже чем пулемет ШКАС. Поэтому целесообразно в качестве авиационного пулемета большой скорострельности окончательно принять пулемет СН." То есть, с одной стороны, УльтраШКАС показал себя хуже конкурента, но поскольку он прошел испытания раньше - то и опоздавший НС тоже зарубили. И не из глупости или вредительства - просто, как уже было сказано, пулеметы винтовочного калибра больше не котировались. Интересно, что до сих пор не найдено ни одного чертежа УльтраШКАС, известна только одна его фотография. Никаких упоминаний в документах ни об испытаниях на полигоне, ни об участии в войне с финнами, и о попытках освоения. Все только со слов самого аффтара либо из указанной выше цитаты. Даже о скорострельности: где-то Шпитальный говорит о 3000 выстрелах, где-то о 2400. А проверить нечем.

Начало - башня танка "Борец за свободу тов. Ленин"

Впервые в документах она упоминается в 1921 году, при обсуждении первых советских танков постройки Сормовского завода (те самыые "Борец за свободу тов. Ленин"). Некий "артиллерийский инженер Сячинов" предложил сделать башни не как у французских Renault FT-17, а по своему образцу. Проект не приняли - ибо даже буквальное копирование давалось с огромным трудом. А самое главное - зачем ? Вооружения не хватало, так что 4 танка из 15 так и остались без пушек и пулеметов. Много бы им помогла новая башня . Собственно, в этом весь будущий Сячинтов - "Я прокукарекал, а там хоть не рассветай".

37-мм пушка ПС-1

 []

В 1928 году на вооружение был принят первый массовый советский танк - МС-1, он же Т-18. В его башне должна была стоять 37-мм пушка. Но к тому моменту советская промышленность их еще не выпускала ! Для вооружения первой партии танков со всей страны собирали старые пушки - от трофейных FT-17, от отслуживших своё "Борцов за свободу. ". Переделывались старые флотские 37-мм пушки Гочкиса. Но это были крохи. Инженер Сячинтов предложил свою конструкцию. Взяв за основу пушку Гочкиса, он поменял в ней буквально все: ударный и спусковой механизм, систему отката, прицел, плечевой упор, броневую маску. Введен более мощный выстрел. Для компенсации усиленной отдачи добавлен дульный тормоз. Орудие именовалось ПС-1 - пушка Сячинтова, первая (версия: "Павел Сячинтов - 1"). Красота ! Беда только в одном - выпускать всё это великолепие было некому. Еще только начиналась первая пятилетка, заводы только-только принимались работать. Поэтому от нового патрона отказались сразу же - решили пока обойтись запасами старых боеприпасов А за отсутствием патрона стала бессмысленной и большая часть других новшеств. Но кое-какие улучшения в системе отката, спусковом механизме и т д были приняты. В результате родился гибрид орудия (старый ствол с новыми механизмами), прошедший в начале 1929 г. успешные испытания под названием ·Гочкисс-ПС, и освоенный в производстве на заводе No 8 под индексом 2К. Как ни дико сие звучит, это была самая успешная и самая массовая (выпущено около тысячи) пушка Сячинтова. Она также устанавливалась позже на части двухбашенных танков Т-26 и бронеавтомобилях БАИ.

37-мм пушки большой мощности ПС-2 и Б-3.

 []

Сячинтов же продолжил работу над новой 37-мм пушкой большой мощности. Новая модель называлась ПС-2 и должна была превосходить по баллистике все существующие пушки этого калибра. Каким-то чудом ее приняли на вооружение в 1930 году - при этом ни один серийный экземпляр выпустить так и не смогли: заводы просто не в состоянии воспроизвести то, что нафантазировал конструктор. Но пушки-то были нужны срочно ! Поэтому в конце 1930 г у немецкой фирмы "Рейнметалл" был закуплен образец 37-мм противотанковой пушки. Теоретически она была менее мощной, чем ПС-2, но зато она реально существовала. Были получены чертежи, готовые образцы, оснастка и полуфабрикаты для изготовления самых сложных деталей. Производство под индексом "1К" началось на заводе No 8 под Москвой. А Сячинтов взялся сделать из нее танковую "Б-3". Казалось бы, в чем проблема ? Пушка есть, только засобачь ее в башню. Но мы не ищем легких путей. Он и тут улучшил всё, до чего дотянулся. Результат немного предсказуем. Попытки освоить эту пушку на заводе No 8 продолжались несколько лет. Только к 1932 году с огромным трудом, практически вручную было выпущено около 200 единиц Б-3. Они пошли на вооружение новейших танков-истребителей Б-Т (БТ-2), причем из 600 построенных танков 400 так и остались без пушек - их основное вооружение до самого конца составляли спарки пулеметов ДТ или ДА. Б-3 также планировались (вместо так и не родившейся ПС-2) на двухбашенные танки Т-26 - но их там тоже не дождались, заменив частично старыми Гочкис-ПС. Особо показательно сравнение судьбы пушек Сячинтова с 45-мм танковой пушкой 20-К. Ее начали разрабатывать на основе все той же немецкой 37-мм противотанковой. Работу выполняла "шарашка" - Специальное конструкторское бюро ОГПУ при все том же заводе No 8. Что бы демократы ни говорили про плохую эффективность такой организации, результат налицо: в оговоренное время противотанковая пушка 19-К была изготовлена, успешно испытана и освоена в произодстве. На ее базе создали и танковый вариант - 20-К. Нельзя сказать что все шло гладко. Проколов хватало. Но они оперативно устранялись, в результате "сорокапятка" стала самым массовым орудием как в пехоте, так и в танковых войсках. Зэки смогли. А Сячинтов - нет. Прошу понять, я нашу промышленность не идеализирую. Да, станки по большей части старые. Работяги только вчера из деревни, культура производства соответствующая. Красные директора из бывших первоконников. Всё так, но надо же понимать, что "других заводов у меня для Вас нэт". Надо как-то использовать существующие. Та же "сорокапятка" показывает, что не все так безнадежно. А вот создавать проекты, явно превышающие возможности заводов - это либо клиническое верхоглядство и полное незнание производства, либо возможно сознательное вредительство. Не знаю что хуже, результат один.

76-мм пушка ПС-19 для танка Гротте

 []

Впрочем, наш герой не унывает и замещает качество количеством - то есть берется за все подряд. Немецкий инженер Гротте в это время строил для РККА танк собственной конструкции. В средствах его не ограничивали, и танк получался беспрецедентно мощным - но и ужасно дорогим. Впрочем, немца сие не волновало. Для такого танка требовалось самое мощное оружие, которого пока не существовало. Разработать соответствующую пушку взялся "во все дырки затычка" Сячинтов. Взяв за основу 76-мм зенитку Лендера, он к декабрю 1931 создал ее танковый вариант. Это была на тот момент мощнейшая танковая пушкка в мире ! Но она так и осталась в одном экземпляре: опытные стрельбы выявили неустойчивую работу автоматики перезаряжания, а отладить систему конструктор так и не смог. Или не захотел. Кроме того, уже традиционно ни один завод не желал связываться с творениями Сячинтова: о производстве он похоже не думал вообще, действовал по принципу "я нарисовал, а дальше вы трахайтесь". В малой (верхней) башне танка Гротте планировалась уже известная нам 37-мм пушка ПС-2 все того же Сячинтова. Планировалась для двухбашенных Т-26, но так и не освоена ни на одном заводе. Несколько вручную собранных пушек устанавливались на танк Гротте и на опытные экземпляры многобашенного танка Т-35.

Мелочи жизни

 []

Сячинтов же тем временем берется еще много за что, Курирует вооружение танка Т-19 (проект не пошел), создает 60-мм гаубицу для среднего танка Т-12. Как пишут - конструкция гаубицы была революционной, но заказывать ее выпуск почему-то не стали. Возможно как раз по причине революционности. На правах анекдота. В 1933 году АБТУ рассматривало "мобилизационный" танк Т-34 (именно так), представлявший собой максимально упрощенную конструкцию из автомобильных агрегатов, с одним пулеметом ДТ в башне. Но все-таки пулемета показлось мало. И тогда два брата-акробата, Сячинтов и Шпитальный, нашли друг друга и совместно предложили установить на танк 20-мм пушку. Фокус в том, что пушки еще не было даже в проекте. Шпитальный как раз в это время "пробивал" принятие 20-мм патрона с закраиной, под который и планировал создать свою авиапушку. Ну, а Сячинтов как всегда "курировал". Поскольку готовой пушки не было, её макет был установлен в существующей башне, в которой по месту было прорезано окно в лобовой части. В таком виде танк прошел испытания возкой, но испытания стрельбой не состоялись, поскольку Б. Шпитальный так и не подал в 1933 г. работающий образец своего 20-мм автомата. Кто бы сомневался. В 1934 г. работы по танку были прекращены полностью. Заметим, что пушка ШВАК заработала только к 1939 году. За это время про "ранний" Т-34 настолько забыли, что присвоили тот же индекс новому среднему танку. То есть Шпитальный с Сячинтовым предлагали государству заведомую лажу: "главное ввязаться, а там увидим".

Самоходки

  • 1929 г, 76-мм полковая пушка на базе танка Т-18. Решили вместо Т-18 использовать перспективный Т-19, но его так и не пустили в серию - а САУ, соответственно, похерили.
  • 1931 г, 37-мм пушка ПС-2 на базе танкетки Т-27. Не дождались ни ПС-2, ни Б-3 - установили "Гочкис-ПС", но в таком виде машина ценности не имела.
  • 1932 г, САУ береговой обороны СУ-14 с 153-мм или 203-мм пушкой на гусеницах.
  • 1933 г, САУ для "Триплекса тяжелой артиллерии особого назначения": 152-мм пушка, 203-мм гаубица или 305-мм мортира на базе Т-28. Проблемы как с пушками так и с шасси. 1 экземпляр.
  • 1933 г. Сверхтяжелый танк Т-39. Он должен был весить 90 тонн и нести 107-мм пушку или 153-мм гаубицу (а то и две). К счастью, монстр так и остался на бумаге.
  • 1933 г. 76-мм ПС-3 в башне танка Т-26-4. Башня и подвеска не выдерживали усиленной отдачи.
  • 1933 г. 76-мм ПС-3 на безбашенной САУ АТ-1 на базе Т-26. Проект закрыт из-за отсутствия пушек.
  • 1934 г. "Малый триплекс" СУ-5 на базе Т-26 (76-мм пушка, 122-мм гаубица, 153-мм мортира). Проект зарублен в пользу АТ-1. Выпущено всего 30 СУ-5 с 122-мм гаубицами, к которым наш герой отношения, к счастью, не имел.
  • 1934 г. Зенитная 76-мм САУ СУ-6 на базе Т-26. Комиссия сделала вывод о полной непригодности машины для использования в мехсоединениях.

76-мм пушка ПС-3

 []

К 1933 году в АБТУ РККА пришли к пониманию, что танки для прорыва полевой обороны должны вооружаться достаточно крупным орудием, хотя бы трехдюймовым. Но из-за веса, габаритов и силы отдачи невозможно было использовать не только "трехдюймовку" образца 1902 г (дивизионное орудие), или зенитку Лендера, но даже более слабую "полковушку" образца 1927 года. Единственным вариантом была оставшаяся от "царского режима" пушка с броневика "Гарфорд" - модификация горного орудия 1909 г. с дополнительно уменьшенным откатом. Видя такое дело, Сячинтов предлагает свою пушку, называет ее ПС-3. Она, как и "Гарфорд", должна использовать выстрелы от "полковушки", но иметь лучшие характеристики - скоррострельность, начальную скорость снаряда и т д. Пушку планировали использовать в главной башне новейших советских танков - тяжелого Т-35 и среднего Т-28. Но на испытаниях орудия капризничали, доводка их как водится затянулась. Тем не менее в конце концов ПС-3 приняли на вооружение. Производство поручили Кировскому (бывш. Путиловскому) заводу. Я подчеркну. Это до революции был один из лучших заводов России, и в 1930-е годы был наверное лучшим машиностроитенльным предприятием СССР. Он мог делать буквально всё, справлялся с сложнейшими уникальныи заказами. А вот ПС-3 на нем. не пошла. Попытки продолжались до 1937 года. Взамент творения Сячинтова, завод освоил пушку КТ (Кировская танковая) на базе "полковушки" - по формальным ТТХ уступавшую ПС-3, зато простую в производстве и надежную. А заводское КБ, не смотря на официальный запрет, создало пушку Л-7, примерно соответсвующую параметрам ПС-3. А после 1937 года, когда покровители "гениального" Сячинтова, как и он сам, слетели с постов, пришло время появиться вполне годным Л-10 и Л-11.

Эпитафия ПС-3

Из письма от 8 июня 1938 г. военинженера 3 ранга Соркина на имя наркома обороны о состоянии дел по новым 76-мм танковым пушкам большой мощности. 'История с ПС-3 тянется уже с 1931 года. Опытный образец пушки был изготовлен на ОКМО в 1932г. и показал неудовлетворительный результат по работе полуавтоматики и противооткатных устройств. В 1933 году пушка ПС-3 была переделана, отмеченные конструкторские недостатки устранены и было принято решение об изготовлении в 1934 году Кировским заводом серии этих пушек. Кировский завод получил заказ на 125 пушек. Но заказ был остановлен, т.к. в пушках были обнаружены дефекты и . недоработки хотя все затраты по их устранению конструкторами завода были Артуправлением оплачены. С 1934 года в ПС-3 вводились многочисленные изменения (вариант С, вариант М и т.д.) Затрагивали изменения почти все агрегаты и узлы. Орудия No 4 и 59 неоднократно испытывались на НИАПе и дали удовлетворительные результаты, но все-таки полностью бесперебойной работы автоматики достичь не удалось. До устранения этого систему на войсковые испытания допустить не представлялось возможным . По результатам испытаний орудия на АТ-1 отмечена удовл. работа пушки, но по ряду параметров (напр: расположение боекомплекта, не удобное положение поворотного мех-ма и т.д.) АТ-1 на войсковые испытания не допустили. По чертежам орудия No 23, как полностью удовлетворившего по надежности работы Кировский завод должен был выпустить 90 шт улучшенных пушек ПС-3, но не выпустил ни одной и поднял вопрос о переходе на орудие Л-10 собственной разработки. ' Комментарии излишни. Автор письма, обратите внимание, нигде не поминает Сячинтова. Тот уже арестован, и сваливать на него все неудачи как-то не комильфо. Формально виноват завод, за 7 лет так и не освоивший пушку в производстве. Но это, я повторюсь, могучий Кировский Завод, в эти же годы успешно производивший танки, паровозы, трамваи, тракторы, автомобили (Л-1), краны, станки, генераторы, турбины, проходческие щиты для метростроя, черта лысого. И орудия делали - КТ-28, "полковушки", Л-7, Л-10. Всё смогли. А на чудо-пушке Сячинтова споткнулись. Может, не только в заводе было дело .

Шпитальный Борис Гавриилович - начальник и главный конструктор опытно-конструкторского бюро авиационного стрелкового вооружения № 15, Тульская область.

Родился 25 июля (7 августа) 1902 года в городе Ростове-на-Дону в семье механика. В 1908 году вместе с семьей переехал в Москву. После окончания школы в 1919 году он начал работать помощником машиниста на Северной железной дороге. В 1921-1922 годах - механик на Мытищинском вагоностроительном заводе. С 1923 года работал в лаборатории гидравлических установок при Тимирязевской сельскохозяйственной академии. Одновременно с работой учился в Московском механическом институте имени М.В.Ломоносова на кафедре авиационного машиностроения, который окончил в 1927 году.

С 1927 года - инженер в Научном автомоторном институте (НАМИ) в Москве. В том же году перешел в проектно-конструкторское бюро Тульского оружейного завода.

Достижения в области авиастроения тех лет, переход к скоростным самолетам вызывали настоятельную потребность в увеличении мощности огня бортового оружия. Но арсенал бортовых средств ведения огня тогда ограничивался приспособленными для авиации пехотными пулеметами «Максим» и системами, унифицированными с этим оружием. Б.Г.Шпитальный поставил перед собой задачу создать специальный авиационный пулемет с высокой скорострельностью (не менее 1200 выстрелов в минуту) и эффективностью действия боеприпаса по цели, малой отдачей, небольшой массой и габаритами.

Первый образец авиационного скорострельного пулемета Шпитального, в создании которого принял участие опытнейший тульский инженер И.Комарицкий, был изготовлен уже в конце 1930 года. Он оказался очень сложным и потребовал значительных усилий конструкторов и технологов, направленных на оптимизацию технических решений, на повышение живучести оружия. Под него пришлось даже разработать специальный патрон. Зато пулемет Шпитального-Комарицкого явился первым в мире специальным образцом авиационного пулеметного вооружения, и имел огромный задел на будущее.

В начале 1932 года Б.Г.Шпитальный вместе с Комарицким завершили доработку и отладку конструкции. 11 октября 1932 года Реввоенсовет СССР одобрил результаты полигонных испытаний пулемета и принял его на вооружение под наименованием «7,62-мм авиационный скорострельный пулемет системы Шпитального - Комарицкого образца 1932 года ШКАС (Шпитального - Комарицкого авиационный скорострельный)». Так было положено начало нового вида вооружения - авиационного стрелково-пушечного вооружения. В 1933-1940 годах советские военно-воздушные силы получили более 110 000 авиационных пулеметов ШКАС различных модификаций, которые устанавливались практически на всех моделях советских истребителей, бомбардировщиков и штурмовиков предвоенных лет. Не меньшей заслугой, чем создание пулемета, была работа Шпитального по внедрению его в серийное производство, потому что для тогдашнего уровня промышленности это было принципиально новое изделие.

В 1934 году Шпитальный и Комарицкий разработали и запустили в массовое производство турельный и крыльевой варианты пулемета ШКАС. В том же 1934 году в Туле создается специальное опытно-конструкторское бюро авиационного стрелкового вооружения №15, а его бессменным начальником и главным конструктором до 1953 года был Б.Г.Шпитальный.

В 1937 году Шпитальный и Комарицкий предложили новую модель своего пулемета, получившего обозначение «ультраШКАС», имевшего темп стрельбы до 3000 выстрелов в минуту, работая по принципу подвижного ствола при его ходе вперед. После двухлетних испытаний это оружие также принимают на вооружение. Его малосерийный выпуск был освоен Тульским оружейным заводом в 1939 году, но из-за сложности производства его роль в войне была незначительной. Заслуга Б.Г.Шпитального заключалась не только в том, что им разработаны первые в мире скорострельные пулеметы, но и в том, что он впервые научно обосновал возможность получения высокой скорострельности, показали силу отечественной науки и способность нашей промышленности создавать оружие, по своим качествам превосходящее иностранные образцы. Высокий темп стрельбы, достигнутый в конструкциях советских авиационных пулеметов, позволил обходиться без значительного увеличения числа стволов на истребителях.

Дальнейшее развитие авиации потребовало увеличения калибра авиационного вооружения при сохранении скорострельности. В 1935 году был принят на вооружение 12,7-мм крупнокалиберный авиационный пулемет ШВАК (Шпитальный-Владимиров авиационный крупнокалиберный). В 1936 году была выпущена первая партия 20-мм пушек ШВАК - первой советской авиационной пушки, положившей начало интенсивному развитию этого вида артиллерии. Именно пулеметами и пушками Б.Г.Шпитального советские летчики сбивали вражеские самолеты в Испании, Китае, на Халхин-Голе, в Финляндии и в других конфликтах предвоенного времени.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 октября 1940 года за выдающиеся достижения в области создания новых типов вооружения, поднимающих оборонную мощь Советского Союза, Шпитальному Борису Гаврииловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

С началом Великой Отечественной войны тульские оружейные заводы и ОКБ-15 были эвакуированы в город Куйбышев (ныне Самара), где в больших масштабах продолжалось производство авиационных пулеметов ШКАС. Главный конструктор ОКБ-15 Б.Г.Шпитальный все военные годы напряженно трудился над ускоренной разработкой и внедрением в производство новых систем авиавооружения. Наиболее мощной из них стала 57-мм авиационная автоматическая пушка системы Шпитального (Ш-57) образца 1944 года, предназначенная для установки на самолетах истребительной, штурмовой и бомбардировочной авиации. Под эту пушку с участием Шпитального разработаны новые боеприпасы - снаряды осколочно-зажигательно-трассирующего действия большой мощности и снаряды кумулятивного действия большой мощности, пробивающие при своем попадании, независимо от дистанции, броню толщиной 70-80 мм, что делало данную пушку грозным оружием не только в воздушном бою, но и при использовании по таким целям, как танки, бронеавтомобили, корабли и суда военно-морского флота малого тоннажа. Однако 57-мм авиационная пушка Шпитального Ш-57 так и осталась существовать только в опытных образцах.

Также в годы войны Б.Г.Шпитальным разработаны такие образцы вооружения, как «37-мм авиационная мотор-пушка» (1941), «Патрон авиационный бронебойный» (1943), пистолет-пулемет. Но повторить триумф ШКАС и ШВАК конструктору не удалось. В годы войны были созданы более совершенные системы авиационного вооружения конструкторов М.Е.Березина, А.А.Волкова, С.А.Ярцева, А.Э.Нудельмана, А.М.Афанасьева. Б.Г.Шпитальный участвовал в конкурсах с этими конструкторами, но его системы уступали им. По мнению выдающегося организатора оборонной промышленности, в годы Великой Отечественной войны - наркома вооружений СССР Б.Л.Ванникова, виной тому стала «звездная болезнь» конструктора.

В 1953 году Б.Г.Шпитальный покинул пост главного конструктора ОКБ-15 и ушел из оборонной промышленности. С 1953 года до конца жизни – профессор кафедры в Московском институте инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии. Доктор технических наук. Профессор (1949).

Жил в Москве. Умер 6 февраля 1972 года. Похоронен в колумбарии Новодевичьего кладбища в Москве.

Награждён двумя орденами Ленина (17.07.1932, 28.10.1940), орденами Суворова 2-й степени (18.11.1944), Кутузова 1-й степени (16.09.1945), двумя орденами Трудового Красного Знамени (03.06.1942, . ), орденом Красной Звезды (09.04.1937), медалями.


Борис Гавриилович Шпитальный родился 7 августа 1902 года в в семье механика. В 1908 году вместе с семьей переехал в Москву. После школы, в 1919 году начал работать помощником машиниста на Северной железной дороге, а в 1921–1922 годах продолжил механиком на Мытищинском вагоностроительном заводе. В 1923 году он переходит в лабораторию гидравлических установок при Тимирязевской сельскохозяйственной академии, одновременно с работой обучаясь в Московском механическом институте на кафедре авиационного машиностроения. Уже в это время Шпитальный задается целью создать скорострельный пулемет.

Вскоре после окончания института молодой специалист переходит на работу в бюро Тульского оружейного завода. Именно здесь Шпитальный смог приступить к осуществлению своего давнего замысла.

Первый образец его авиационного скорострельного пулемета, в создании которого принял самое непосредственное участие и опытнейший тульский инженер И. Комарицкий, был изготовлен уже в конце 1930 г. 11 октября 1932 г. Реввоенсовет, одобрив результаты полигонных испытаний пулемета, принимает его на вооружение под наименованием «7, авиационный скорострельный пулемет системы образца 1932 г. ШКАС ( авиационный скорострельный)», что положило начало бурному развитию авиационного вооружения как одного из самостоятельных видов военной техники.

Пулемет явился первым в мире специальным образцом авиационного пулеметного вооружения, который сразу же позволил Советскому Союзу завоевать приоритет в этой области.

Исключительное внимание организации массового выпуска авиационных пулеметов ШКАС уделял нарком оборонной промышленности Г. Орджоникидзе. Он явился инициатором создания в Туле специального конструкторского бюро авиационного стрелкового вооружения № 15, оборудованного по последнему слову техники. В 1934-1953 гг. Шпитальный, будучи главным конструктором бюро № 15 (), возглавлял его.

Заслуга советских конструкторов заключалась не только в том, что им удалось разработать и изготовить первые в мире скорострельные пулеметы, но и в том, что они первые научно обосновали возможность получения высокой скорострельности, показали силу отечественной науки и способность нашей промышленности создавать оружие, по своим качествам превосходящее иностранные образцы.

Когда в начале гг. отчетливо стало ясно, что пулеметный огонь все менее эффективен в отношении современных боевых самолетов противника, в Советском Союзе начались интенсивные работы по созданию крупнокалиберного авиационного пулемета.

Образец такого пулемета был разработан С. Владимировым в начале 1932 г. Через три года 12, крупнокалиберный авиационный пулемет ШВАК ( авиационный крупнокалиберный) принимают на вооружение советских ВВС.

Всесторонние испытания нового образца оружия, проведенные В. Чкаловым на истребителе , окончательно решили его судьбу. В 1936 г. была выпущена партия пушек ШВАК — первой советской авиационной пушки, положившей начало интенсивному развитию этого вида артиллерии.

В 1941 году пушки ШВАК устанавливались на легких танках и , что позволяло увеличить мощность их огня в десятки раз.

История советского стрелкового оружия периода Великой Отечественной войны изобилует многими малоизвестными эпизодами. К ним относится и такой факт, о котором спустя двадцать лет после Победы с гордостью вспоминал Борис Шпитальный: «Когда наши доблестные войска, взявшие штурмом Берлин, ворвались в канцелярию третьего рейха, то среди многочисленных трофеев, захваченных там, оказались на первый взгляд необычного вида образец оружия, накрытый стеклянным колпаком, и бумаги с личной подписью Гитлера. Прибывшие для осмотра этого образца специалисты с удивлением обнаружили под стеклом тульский авиапулемет ШКАС 7, и находившийся при нем личный приказ Гитлера, гласивший о том, что тульский пулемет будет находиться в канцелярии до тех пор, пока немецкие специалисты не создадут такой же пулемет для фашистской авиации. Этого, как известно, гитлеровцам так и не удалось сделать».

В экспозиционном комплексе Тульского музея оружия можно ознакомиться с образцами пулеметов ШКАС и ШВАК.

После ухода из оборонной промышленности доктор технических наук, профессор Борис Гавриилович Шпитальный длительное время преподавал в Московском институте инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии.

За выдающиеся заслуги в создании новых образцов вооружения Борису Гавриловичу Шпитальному присвоено звание Героя Социалистического Труда, дважды присуждалась Государственная премия СССР. Он награжден двумя орденами Ленина, орденом Суворова степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, а также многочисленными медалями.

Читайте также: