Методический конструктор уроков истории

Обновлено: 25.04.2024

В основе реализации образовательной программы основного общего образования лежит культурно-исторический системно-деятельностный подход. Основываясь на теоретических положениях концепции Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих возрастных закономерностей развития детей и подростков, в системе российского образования, он стал активно разрабатываться в 1960-1990-е годы.

Основной смысл системно-деятельностного подхода определяется двумя системообразующими элементами:

1) цель образования – достижения личностных, метапредметных и предметных результатов образования;

2) условия достижения цели, т.е. включение обучающихся в деятельность, направленную на достижение цели образования.

Особенность системно-деятельностного подхода состоит в том, что он позволяет использовать разные методы и формы педагогических технологий – развивающего, личностно-ориентированного, проектно-исследовательского обучения; осуществлять педагогику сотрудничества; использовать возможности современных информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов.

Поскольку деятельность, как форма активности, включает в себя этапы мотивации (вовлечение в деятельность), целеполагания, проектирования действий, сами действия, анализ результатов действий и сравнение их с поставленными целями (рефлексия), все дидактические единицы образовательного процесса (урок или внеурочное занятие) имеют подобную структуру.

В рамках системно-деятельностного подхода обучение истории представляет собой логический процесс формирования у учащихся исторической картины жизни общества и человека в нем, как в прошлом, так и в настоящем, в основе которого лежит изучение исторического события. Несмотря на все изменения в области исторического образования, ключевую роль в изучении исторических событий, а также в обеспечении условий для реализации предметных, метапредметных и личностных результатов обучения учащихся, играет учитель, а основной дидактической единицей учебного процесса остается урок.

Ключевые понятия: ФГОС ООО, системно-деятельностный подход, личностные УУД, метапредметные УУД, предметные УУД, урок общеметодологической направленности, модульное конструирование урока

Уварова Наталья Борисовна,

стаж педагогической работы – 23 года.

Содномова Бальжит Базаровна,

стаж педагогической работы – 36 лет,

Андреева Ольга Сергеевна,

стаж педагогической работы – 7 лет.

учителя МО истории и обществознания

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №65» г.Улан-Удэ,

КОНСТРУИРОВАНИЕ УРОКА ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА

В условиях перехода к ФГОС ООО требования к подготовки современного урока изменились.

Если в системе традиционных занятий урок – это составление конспекта, отражающего его основные этапы и содержание учебного материала, то в условиях работы по новым стандартам, урок – это моделирование деятельности обучающихся на основе использования системы учебных заданий, направленных на обеспечение запланированных результатов.

В изучении курса истории наиболее часто применяется урок общеметодологической направленности, образовательная цель которого построение теоретических основ знаний, а деятельностная цель – формирование способности учащихся к новому способу действий. Данный тип урока имеет четкую структуру, включающую следующие этапы: подготовительный, мотивационно-организационный, этап изучения нового материала, закрепления, контроля и рефлексии.

Современный урок истории конструируется на основе логической последовательности его этапов, на каждом из которых учитель выступает в роли управленца, мотивируя, организовывая, консультируя, контролируя учебно-познавательную деятельность учащихся.

Управленческая функция учителя

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

1.Отбор содержания в соответствии не с информацией в учебнике, часто избыточной, а определяемой образовательной программой.

2. Отбор планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов.

Через актуализацию знаний учащихся выявление цели и задач урока.

1.Выполнение учащимися заданий (индивидуальная и фронтальная работа).

2. Организация взаимоконтроля.

Изучение нового материала

Составление модели урока. Постановка цели на каждом этапе урока - определение основного проблемного вопроса - определение способов достижения цели - получение знаний - осуществление обратной связи - подведение итога этапа.

Выполнение учащимися разнообразных приемов и форм деятельности, направленных на решение основной проблемы урока

Закрепление и контроль знаний

Постановка задачи через актуализацию полученных опорных знаний и умений на уроке – определение способа деятельности учащихся – проверка, анализ и разбор ошибок.

Самостоятельная деятельность учащихся, направленная на определение уровня усвоения нового материала (самоконтроль)

Контроль уровня восприятия, освоения учебного материала учащимися на каждом этапе урока.

Контроль степени «включенности» каждого ученика в образовательный процесс

Самооценка деятельности каждого учащегося на уроке.

При конструировании урока методологической направленности эффективным является применение технологии модульного урока. Разработанный П.Ю.Цявичене, П.Н.Третьяковым и И.Б.Селовским метод обучения - это организация процесса учения, при которой учащиеся работают с отдельными модулями, где модуль – функциональный целевой узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. В модуль входят целевой план действий, банк информаций, методическое руководство по достижению целей. Выделяется 3 типа модулей – познавательные, операционные и смешанные. Ведущими принципами модульного обучения являются: принцип сочетания комплексных, интегрирующих и частных дидактических целей и принцип обратной связи. Модульная технология в сочетании с технологией проблемного обучения дает гибкую технологию проблемно-модульного обучения (М.А.Чотапов).

Таким образом, урок, сконструированный на основе модульной технологии, в целом и каждый из его этапов обладают самостоятельной логикой, соблюдение которой способствуют достижению результативности.

Методическая разработка урока по «Истории Древнего мира»

Ассирийская военная держава.

Цель: 1. Через постановку проблемного вопроса: «Почему Ассирию называли военной державой?» способствовать формированию у уч-ся представлений об особенностях местоположения Ассирии и влиянии природных условий на занятия ее жителей, о причинах возвышения Ассирии как военной державы, ее завоеваниях и причинах гибели.

2. Продолжить работу над формированием умений работать с картой, учебником; определять и раскрывать причинно-следственные связи исторических событий и явлений, способствовать развитию умений работать с дополнительными информационными источниками; способствовать формированию навыков анализа и обобщения исторические события и явления, умения давать оценку ключевым событиям.

3. Способствовать формированию у учащихся интереса к изучению военной истории, формированию личностно-ориентированного восприятия связи времен. А также развивать навыки взаимодействия и взаимопомощи при самостоятельной и парной работе, толерантного общения.

Планируемые образовательные результаты:

Ученик должен научиться: показывать на карте и описывать географическое положение Ассирии, определять причины ее возвышения, определять направления и причины военных завоеваний Ассирийской державы, особенности организации управления завоеванными землями. Описывать ассирийскую армию, ее вооружение и приемы ведения войны. Давать характеристику роли исторической личности. Уметь показывать на карте территорию Ассирийской державы, давать объяснение историческим понятиям, называть основные исторические события в истории Ассирийской державы.

Ученик имеет возможность научиться :

- сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям; строить речевые высказывания в устной и письменной форме (познавательные УУД);

- соблюдать дисциплину, уважительно относиться к участникам образовательного процесса (личностные УУД);

- определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты своей работы (регулятивные УУД);

- уметь слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение, адекватно аргументировать свою точку зрения, делать логически 0боснованные рассуждения в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка (коммуникативные УУД)

Оборудование урока : учебник Михайловский Ф.А. «Всеобщая история. История Древнего мира», учебник для 5 класса, &17, настенная карта «Древний Египет и Междуречье», мультимедийная презентация «Ассирийская военная держава», рабочий лист.

Тип урока: урок методологической направленности с применением технологии модульного обучения.

  1. Мотивационная беседа. Формулирование интегрированной цели урока.
  2. Актуализация опорных знаний учащихся по изученным вопросам.

2. Изучение новой темы

3. Закрепление изученного на уроке

6. Домашнее задание

1. Мотивационно-организационный этап.

1). Мотивационная беседа. Формулирование интегрированной цели урока.

Учитель истории : Посмотрите на карту. С какими государствами мы уже познакомились? В какой части света находились: Египет, Китай, Индия, Финикия, Палестина, Междуречье?

Цель урока : Сегодня мы познакомимся с еще одной страной, расположенной на территории Западной (Передней) Азии. Нам предстоит узнать ее географического положения, занятиях ее жителей, особенности возникновения и развития государства на территории этой страны.

  1. Мы продолжим развивать умения работать с картой, учебником, умения сравнивать, определять причины и последствия исторических событий, делать выводы.
  2. Во время работы с заданиями не забывайте правильно распределять время. При ответе на вопросы старайтесь правильно, четко и полно формулировать предложения.
  3. Во время работы на уроке не забывайте основное правило: «Сначала слушаем, потом комментируем, дополняем, исправляем».

2). Актуализация опорных знаний учащихся по изученным вопросам.

Цель: актуализировать основные знания учащихся, подвести к определению цели изучения нового материала.

  1. Учитель истории: На территории Западной Азии были расположены Палестина, Финикия, Междуречье. Откуда такое название- «Междуречье»? Какое государство здесь было образовано? Как звали его самого знаменитого правителя? Чем он прославился в истории?
  2. Словарная работа: Выполнение учащимися задания I в рабочем листе.

Из полученных слов или словосочетаний, выпишите первую букву

  • Проверка выполненного задания: ДРЖВ. Представители какого народа могли так записать слово? Почему? (Финикийцы. В финикийском алфавите отсутствовали гласные буквы)
  • Держава – большое, сильное государство.
  1. Объясните, почему эти слова объединены в одну группу?

Верхнее течение Тигра, предгорья и горы, независимое государство, Западная Азия, Ассирия, железная руда, держава .

(Учащимся необходимо составить из предложенных словосочетаний описание географического положения Ассирии, таким образом, подвести их к самостоятельному формулированию темы урока.)

2. Изучение темы урока: «Ассирийская военная держава»

Цель: Выяснить, почему Ассирию называли военной державой

1). Географическое положение Ассирии.

Задание: Вспомните, с чего мы начинаем изучение новой страны? (Работа учащихся с картой, с опорой на памятку определения географического положения страны)

Дата: X век до н.э. – освоение железа.

1) Задание: О чем говорит тот факт, что в гробнице фараона Тутанхамона были найдены только три вещи из железа – кинжал, браслет и священный жук-скоробей?

Какие еще металлы использовали в Древнем мире? Сравните железо, медь и олово: какой металл имеет преимущества? Почему? Что можно было изготавливать из железа? (Оружие).

2) Ассирийская армия: работа учащихся с заданием II. в рабочем листе

- Из каких родов войск состояла ассирийская армия? (конница, колесницы, пехота). Как и чем была вооружена армия? В каком еще государстве Востока была создана сильная армия? (Египет). Сравните армии Египта и Ассирии.

Вывод: Почему Ассирия стала военной державой? (В Ассирии была создана самая сильная армия в мире).

3). Завоевания Ассирийской армии. Работа учащихся с картой (с.101 учебника)

- Какие страны были завоеваны Ассирией?

-Почему она стала называться военной державой?

4). Управление ассирийской державой. Почему ассирийцы перемешали население завоеванных стран? Ниневия – «город крови» и «логовище львов».

5). Причины гибели Ассирийской державы. Фронтальная беседа.

3 . Закрепление изученного на уроке.

Цель: определить уровень усвоения учащимися нового материала.

1. Почему Ассирию называли Ассирийской военной державой?

2. Почему она была разрушена?

3. Проверьте себя. Выполнение учащимися задания III в рабочем листе.

  1. Рефлексия: На уроке я работал. На уроке я узнал

Цель: Контроль уровня восприятия, степени «включенности» учащихся и освоения ими учебного материала.

  1. Итоги урока
  2. Домашнее задание: § 17, задание в р.т. №9-11, с.43

Задание по выбору*

1. Почему библиотека Ашшурбанапала сгорела, а книги уцелели?

  1. В чем состояла сила, а в чем слабость Ассирийской державы?
  2. Чем поучительна для современных людей история Ассирийской державы?

Рабочий лист ученика (-цы) _____класса______________________________

Задание I . Словарная работа:

1. Как называется место впадения реки Нил в Средиземное море?_____ дельта_ _______

2. Кем становились пленники, захваченные во время походов Египетских фараонов?_____ рабами _________

3. Служитель бога?_____ жрец _______

4. Как называется первая часть Библии, в которой изложена история еврейского народа?__ Ветхий __ ___ завет_ ___

Из полученных слов или словосочетаний, выпишите первую букву:

«5» - 4 правильных ответа,

«4» - 3 правильных ответа,

«3» - 2 правильных ответа,

«2» - 1-0 правильных ответа

Задание II. Ассирийское войско

Вооружение и приспособления

1.Большое сильное государство называется ___ держава ________

2.Ассирия была расположена в верхнем течении реки _____ Тигр_ _______

3.Столицу Ассирии, город __ Ниневия __, называли «логовищем львов», «городом крови».

4.Ассирийцы впервые стали широко использовать в военном деле строительное сооружение - __ катапульту_ __.

5.Для разрушения вражеской крепости ассирийцы применяли __ таран__.

6.Если путь войску преграждала река, ассирийцы надували_ __ кожаные ____ __ мешки _ - и на них переправлялись через реку.

7.Воины были вооружены мечами и топориками из твёрдого металла _____ железа_ ___

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Методическая разработка

«Конструктор уроков истории и обществознания»

Конструктор разработан для того, чтобы помочь учителям истории и обществознания выбрать наиболее эффективные приёмы работы на разных этапах урока или подготовить нестандартный урок.

Цель разработки : систематизация приёмов и методов обучения на разных этапах урока; оказание помощи учителю в подготовке такого урока, в котором будет эффективным каждый его этап, активизируется познавательный интерес учащихся к изучаемому материалу, предмету.

Результативность : облегчается выбор методов и приёмов обучения при изучении новой темы, закреплении материала, проверке и оценке знаний, урок проводится нетрадиционно, повышается интерес к предмету; учителя других предметов тоже могут использовать, внеся необходимые коррективы.

1. Начало урока.

1. Взаимоопрос. Учащиеся задают вопросы друг другу по теме, по определениям, датам, географическим названиям.

2. «Удивляй». Учитель приводит факты из новой темы, интригующие учащихся, мотивирующие к изучению новой темы.

3. «Да» или «Нет». Опрос строится так, что ученик должен ответить только «да» или «нет».

4. «Историческая цепочка». Учащиеся задают вопросы друг за другом.

6. «Передай вопрос». Школьники составляют вопросы по теме на листках и обмениваются ими друг с другом.

7. На большом экране термины, их надо правильно объяснить. (Портреты исторических деятелей, схемы битв и др.)

8. «Буквы потерялись». Слово имеет часть скрытых букв, их надо правильно расставить и объяснить слово.

2. Изучение нового материала.

1. Постановка привлекательной цели, к которой стремятся учащиеся, работая на уроке.

2. Пресс-конференция по теме урока, по определённым вопросам темы.

3. Театрализация по каким – либо вопросам темы.

4. Персонификация по каким – либо вопросам темы.

5. Защита рефератов.

6. Деловая игра или работа в группах.

7. Видеоурок или урок – презентация.

8. «Мозговой штурм».

9. Сжатие текста.

10. Конспектирование важных вопросов или составление тезисного плана.

3. Закрепление, отработка умений.

1. Составление логической схемы.

2. Составление опорного конспекта.

3. Составление плана.

4. Путешествие по карте.

5. Написание мини – сочинения или эссе.

6. Тесты на усвоение нового материала.

7. Составление таблицы (сравнительной или хронологической).

8. «Бумеранг». Вопросы задают друг другу по желанию.

9. «Оживление картины» или рассказ по картине.

4. Повторение.

2. Дидактическая игра.

3. Защита рефератов.

4. Заседание клуба «Всезнайки».

6. Работа с картой.

7. Составление схем, таблиц, маршрутов.

5. Контроль.

1. Письменный контроль.

2. Ответы по цепочке.

3. Дидактические игры или игровые моменты.

4. «Продолжи предложение».

5. Составление кроссвордов, сканвордов и ребусов.

6. Написание эссе.

7. Завершение урока.

1. «Светофор». Учащиеся поднимают зелёную карточку, если хорошо всё поняли, жёлтую –есть затруднения, красную – нужна помощь.


Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». На современном этапе развития образования основная форма обучения в школе - урок. В данном материале вы найдёте ответ на вопрос: Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения?

Содержимое разработки

Конструктор современного урока истории

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

На современном этапе развития образования основная форма обучения в школе - урок.

Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения?

Для этого необходимо знать критерии результативности урока:

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.).

3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6. На уроке даются задачи и формулируются четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.).

В своей практике я использую проблемно- диалогическую технологию изучения нового материала.

Структура проблемно-диалогического урока:

Создание проблемно ситуации учителем и формирование проблемы (темы) учащимися

Определяем проблему урока:

Правильно греки к чужакам относились! – заметил Антошка. – Они считали: «Мы эллины, а они дикие варвары, т.е. те кто бормочет «вар-вар» и ни слова на настоящем, греческом языке, сказать не может!» Наверняка греки от этих варваров держались подальше.

Сравни мнение Антошки и факты, приведенные археологом. В чем противоречие, какой возникает вопрос?

Актуализация имеющихся знаний, нужных для решения проблемы (диалог учителя и учеников)

Поиск решения проблемы (диалог учителя и учеников, продуктивные задания к тексту, иллюстрациям, в ходе которых, происходит открытие учениками нового знания)

Объяснение решения проблемы учениками.

Применение нового знания (продуктивные задания)

Роль учителя на уроке – «дирижер», осуществляющий скрытое управление процессом обучения, вдохновитель учащихся (Таблица 1).

Творческая мастерская у каждого учителя своя.

Педагогическая идея «Методический конструктор», применяемая как эффективное средство для «сборки» уроков.

Любой из основных этапов урока отчасти может быть реализован разными методическими приемами или их комбинацией. Идея Конструктора принадлежит педагогу Анатолию Гину.

Конструктор повышает эффективность проектирования урока учителем. Но все методические приемы, известные учителю, без Конструктора трудно удержать их в памяти.

Педагогический конструктор урока в руках каждого учителя будет «дышать» по-своему и изменяться, как живое существо. Если какие-то приемы окажутся ненужными – их можно просто исключить из таблицы. А возможно, появятся свои, фирменные. Предлагаю посмотреть лишь его форму и некоторые методические приемы.

(презентация)

Алгоритм деятельности по применению техники “Конструктор”:

1.Обязательное обозначение основных разделов урока.

2.Изучение разных методических приемов и их комбинаций.

3.Структурирование всех приемов в “Конструкторе”.

4.Тематическое планирование с введением раздела “Конструктор”.

5.Создание собственного “Конструктора” уроков.

Применение современной педагогической техники “Конструктор” дает следующие преимущества:

1.Значительно возрастает многообразие уроков.

2.Происходит систематизация известных и используемых в работе методических приемов, которые без «Конструктора» учителю трудно удержать в памяти.

3.При использовании «Конструктора» значительно снижается время на подготовку уроков.

4.При подготовке к урокам уделяется большее внимание на организацию начала и завершения урока, на этап «Домашнее задание».

5.Разнообразие методов и приемов на уроке повышают интерес учащихся к предмету, что, несомненно, сказывается на качестве обучения.


Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». На современном этапе развития образования основная форма обучения в школе - урок. В данном материале вы найдёте ответ на вопрос: Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения?

Содержимое разработки

Конструктор современного урока истории

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

На современном этапе развития образования основная форма обучения в школе - урок.

Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения?

Для этого необходимо знать критерии результативности урока:

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.).

3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6. На уроке даются задачи и формулируются четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.).

В своей практике я использую проблемно- диалогическую технологию изучения нового материала.

Структура проблемно-диалогического урока:

Создание проблемно ситуации учителем и формирование проблемы (темы) учащимися

Определяем проблему урока:

Правильно греки к чужакам относились! – заметил Антошка. – Они считали: «Мы эллины, а они дикие варвары, т.е. те кто бормочет «вар-вар» и ни слова на настоящем, греческом языке, сказать не может!» Наверняка греки от этих варваров держались подальше.

Сравни мнение Антошки и факты, приведенные археологом. В чем противоречие, какой возникает вопрос?

Актуализация имеющихся знаний, нужных для решения проблемы (диалог учителя и учеников)

Поиск решения проблемы (диалог учителя и учеников, продуктивные задания к тексту, иллюстрациям, в ходе которых, происходит открытие учениками нового знания)

Объяснение решения проблемы учениками.

Применение нового знания (продуктивные задания)

Роль учителя на уроке – «дирижер», осуществляющий скрытое управление процессом обучения, вдохновитель учащихся (Таблица 1).

Творческая мастерская у каждого учителя своя.

Педагогическая идея «Методический конструктор», применяемая как эффективное средство для «сборки» уроков.

Любой из основных этапов урока отчасти может быть реализован разными методическими приемами или их комбинацией. Идея Конструктора принадлежит педагогу Анатолию Гину.

Конструктор повышает эффективность проектирования урока учителем. Но все методические приемы, известные учителю, без Конструктора трудно удержать их в памяти.

Педагогический конструктор урока в руках каждого учителя будет «дышать» по-своему и изменяться, как живое существо. Если какие-то приемы окажутся ненужными – их можно просто исключить из таблицы. А возможно, появятся свои, фирменные. Предлагаю посмотреть лишь его форму и некоторые методические приемы.

(презентация)

Алгоритм деятельности по применению техники “Конструктор”:

1.Обязательное обозначение основных разделов урока.

2.Изучение разных методических приемов и их комбинаций.

3.Структурирование всех приемов в “Конструкторе”.

4.Тематическое планирование с введением раздела “Конструктор”.

5.Создание собственного “Конструктора” уроков.

Применение современной педагогической техники “Конструктор” дает следующие преимущества:

1.Значительно возрастает многообразие уроков.

2.Происходит систематизация известных и используемых в работе методических приемов, которые без «Конструктора» учителю трудно удержать в памяти.

3.При использовании «Конструктора» значительно снижается время на подготовку уроков.

4.При подготовке к урокам уделяется большее внимание на организацию начала и завершения урока, на этап «Домашнее задание».

5.Разнообразие методов и приемов на уроке повышают интерес учащихся к предмету, что, несомненно, сказывается на качестве обучения.

Сводная таблица описанием мыслительных умений и навыковучащихся, умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации, связанные с культурой устной и письменной речи в соответствии с уровнем развития на этапе обучения в 5-8 классах.

ВложениеРазмер
konstruktor_uroka.doc 110.5 КБ

Предварительный просмотр:

по овладению знаниями, умениями, навыками работы с информационными объектами

Классы / умения и навыки

мыслительные умения и навыки

умения и навыки работы с книгой

и другими источниками информации

умения и навыки,

связанные с культурой устной и письменной речи

  1. Начать формирование навыков элементарного теоретического анализа:
  2. Использовать практический опыт определения и объяснения понятий, накопленный в предыдущих классах, для осмысления последовательности действий при определении понятий:
  3. Начать формирование простейшей теоретической конкретизации, выраженной в словесной форме:
  4. Совершенствовать опыт доказательства, знакомиться с формами косвенного доказательства по аналогии, учиться строить индуктивно-дедуктивные доказательства (тезис – частично обобщенное понятие, аргументы – примеры, факты, явления, правила):
  5. Применять простейший опыт творческой деятельности, накопленный в предыдущих классах.
  1. Учиться выделять главное в тексте параграфа; разбираться в содержании и структуре определения понятия; сравнивать их на основе различных источников, табличных данных, диаграмм.
  2. Слушать чтение, рассказ, объяснение учителя, ответы учащихся, выделяя мысли, фиксируя их в виде плана.

3. Анализировать ответы учеников по определенному плану; слушать и исправлять свою речь и речь одноклассников.

4. Подбирать дополнительную литературу к урокам, необходимую литературу к внеклассным мероприятиям.

1.Различать характер вопросов (на воспроизведение, творческое осмысление, на применение) и отвечать в соответствии с ним; ставить различные по характеру вопросы к тексту учебника, объяснению учителя, ответу ученика.

2. Владеть основными видами письменных работ (списывание, запись под диктовку, изложение, сочинение, отзыв, заметка в газету, отдельные виды делового письма).

  1. Продолжать формирование элементарного теоретического анализа различной учебной информации.
  2. Развивать умения и навыки сравнения различной учебной информации.
  3. Совершенствовать умения и навыки эмпирического обобщения, осваивать умения несложного теоретического обобщения.

4. Совершенствовать умения и навыки эмпирической конкретизации, осваивать умения несложной теоретической конкретизации.

5. Совершенствовать опыт индуктивно-дедуктивного доказательства и доказательства по аналогии, знакомиться с различными способами опровержения.

6.Анализировать предложенную проблемную ситуацию, рассматривать предмет с разных точек зрения, видеть новые функции и структуру объекта, высказывать обоснованную гипотезу, строить план решения познавательной задачи по схемам, правилам-ориентирам.

  1. Совершенствовать умения выделять главное (основные положения, понятия) в учебной теме.

3. Систематически работать со словарями, энциклопедиями универсального характера и по отраслям знаний, справочной литературой различного характера.

  1. Отвечать на вопросы творческого характера и учиться самостоятельно формулировать подобные вопросы к тексту учебника, объяснению учителя, отчету одноклассника.

1. Отвечать на вопросы творческого характера и учиться самостоятельно формулировать подобные вопросы к тексту учебника, объяснению учителя, отчету одноклассника.

  1. Овладеть основными видами письменных работ (запись под диктовку, изложение, сочинение, отзыв, заметка, объявление, расписка).
  1. Учиться извлекать из текста и осмысливать всю необходимую для решения поставленной задачи информацию, устанавливать необходимые взаимосвязи.
  2. Применять приемы сравнения для освоения учебной информации, используя для этого различные источники: тексты, таблицы, схемы, диаграммы, технические средства обучения.

3. Совершенствовать опыт понимания предложенных проблемных ситуаций, рассматривать предмет с различных точек зрения, видеть новые функции и структуру объекта.

3.Учиться работать с публицистической литературой. Находить общественно-политическую литературу в систематическом каталоге библиотеки.

Читайте также: